Последние статьи
Домой / Новостройка / Почему в молитвах говорится раб божий. Рабы Божьи – что это значит в православии

Почему в молитвах говорится раб божий. Рабы Божьи – что это значит в православии

Здравствуйте, Виктор!
Вот что по этому вопросу пишет православный публицист Сергей Худие в:
«В Библии написано (Ветхий завет), что нельзя есть свинину. Тем не менее весь христианский мир ест. Объясните, почему?
Библия рассказывает нам об истории спасения, о том, как Бог действовал (и действует) в истории человечества и в истории Своего избранного народа. Его отношения с людьми развиваются постепенно, они проходят несколько этапов. Один из этих этапов - Ветхозаветный Закон; Бог устанавливает для Своих людей, народа древнего Израиля, определенные правила, которые должны научить людей помнить о Нем в повседневной жизни. Важным было и другое - закон должен был отделить верующих в Единого Бога от язычников, чтобы предотвратить постепенное проникновение языческих обычаев и верований, и, в итоге, растворение Божьего народа в языческом мире.
Закон включал в себя как нравственные, так и обрядовые предписания, касающиеся порядка совершения богослужения, одежды и пищи - в частности, запрет на употребление в пищу свинины. Но главным предназначением Закона было то, что Закон должен был подготовить людей к приходу Спасителя, Иисуса Христа. Как говорит Апостол Павел:
«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя» (Гал.3:24,25).
С приходом Иисуса Христа необходимость в соблюдении обрядового закона отпала; напротив, настаивать на нем значило бы поставить преграду между Евангелием и языческими народами. Поэтому Бог ниспослал особое Откровение, чтобы прояснить это:
«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:9-15).
Новый Завет освобождает нас от необходимости соблюдать ветхозаветные предписания:
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28,29).
Поэтому Вы свободны есть (или не есть) свинину. На Ваши отношения с Богом это никак не влияет».
С Богом!

«Мы выбираем не между свободой от Бога и рабством Богу, а между рабством людям и рабством Богу, между людьми и Богом. Более того: даже не о себе, а о других важнее научиться говорить: «раб Божий». Кто видит в другом раба Божьего, тот не будет ближним повелевать, как своим рабом, судить - как собственного холопа, яриться на него, как на своего слугу. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его» (Рим 14,4).

Сказать «раб Божий» означает унизить не ближнего перед собою, а себя перед ближним, означает отказаться от прав на другого, уважать его автономность, сообщаться с ним лишь через Бога. Когда мы освоимся в положении рабов, тогда мы можем начать восхождение к положению наемника - а после того, к богосыновству. Но ощущение себя рабом Божиим не исчезнет.

Сообщение от Лука

Путь христианина — это путь от раба Божьего к Божьему сыновству. У раба нет своей воли т.к. он отдает ее Господу. Но сделать это нужно добровольно, как Христос отдал Свою волю Отцу. «Лук.22:42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.»
Но сыном Божьим человек сам по своей воле стать не может, но таковым признает его Отец Небесный.

Иисус сказал, что больше не называю вас рабами.

Но, если посмотрите с чего начинали ВСЕ Апостолы свои послания, то увидите, что отдать себя в «рабство» учению Христа, есть самая великая ПОЧЕСТЬ.
Апостолы так же называют верующих СВЯТЫМИ, всех в общей массе, попробуйте найти где бы при жизни КОГО-ТО ПЕРСОНАЛЬНО НАЗВАЛИ СВЯТЫМ в Новом Завете.

По- этому, переживания топикстартера по поводу, кто же он есть «сын» или «раб» понятны, это младенческое.

Почему мы называем себя рабами Божьими? Не детьми, не учениками, а рабами?Вообще-то мы должны называть себя и детьми, и учениками, и рабами Божиими. Если мы, действительно, отдаём Ему своё сердце, то мы становимся всем вышеперечисленным. Используя эти всем нам знакомые слова, Бог пытается передать нам весь образный смысл (все его ньюансы) того, каковы взаимоотношения между Ним и нами. Поэтому мы должны концентрироваться не на самих словах, а на внутреннем их смысле.

Ученик – учится (постигающий)
Раб – исполняет (исполняющий)
Ребёнок – наследует состояние отца (наследующий)

И всё это невозможно разделить, потому что как можно, например, быть хорошим рабом, если не учишься служить господину? Или как можно стать настоящим ребёнком Бога, если не желаешь учиться у Него тому, что значит быть Его ребёнком или не желаешь исполнять то, чему научен?

Почему православный – “раб Божий”, а католик – “сын Божий”?

Почему православный – “раб Божий”, а католик – “сын Божий”?

Вопрос: Почему в православии прихожан именуют «раб Божий», а в католицизме «сын Божий»?

Ответ: Утверждение это не соответствует действительности. Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной службе католиков - Мессе. «Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших». С началом Евхаристической молитвы (I) священник просит о живых: «Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих…. всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомы…». Во время канона Литургии священник произносит: «Посему и мы, Господи, рабы Твои.

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.

Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны.

Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae), а вещами.

Все сообщения Сверяя некоторые стихи из Русской и английской Библии, я понял, что в английской Библии при переводах в отличие от русской Библии стараются избегать слово РАБ, заменяя его на слово СЛУГА только лишь для того, чтобы исполнить ТОЛЕРАНТНОСТЬ, невзирая при этом на то, что нарушается христианский смысл этого слова. Так и в России есть верующие, которых оскорбляет Слово Божье и ищут они ему замену по своим человеческим понятиям.

О понятии “раба” в православном христианстве

Дорогой Сергей Николаевич!

Читаю ваши книги уже 20 лет, начиная с первой. С удовольствием смотрю записи ваших выступлений. Это очень помогает лучше понять себя и положение, в котором мы находимся.

Вы справедливо критикуете православие и христианство в его настоящем обличии. Но при этом допускаете, как мне кажется, досадные ошибки, которые делают ценность вашей критики меньше, чем она того стоит.

Предлагаю два замечания и надеюсь, что вы их учтете, и ваша работа на благо человечества станет еще лучше.

Понятие «раба» в христианстве.

Вы говорите, что «раб божий» — неправильное выражение, и поясняете, что бог в нас. Поэтому мы не можем быть рабами бога, что это понимание себя как раба предполагает, что в нас нет бога. Мысль ясна, не так ли? Тогда почему же у нас так распространено это выражение? Неужели все, кто так говорит и говорил, ошибаются и ошибались?

Егор Кошенков

Мне кажется это ступени духовного восхождения. Вначале мы рабы, т.е. человек принимает на себя ярмо небес, будучи не в силах понимать Высшую волю самостоятельно. Затем, по мере духовного взросления человек сам постигает волю Небес и действует исходя из мысли Высшего, тем самым становлясь сыном, т.е осознанным человеком.

Евгений Обухов

Да, Егор, тяжёл путь из духовного рабства. Нелегки шаги, и каждый самостоятельно проходит их. Есть такое понятие — послушание. Даже говорят: «Послушание паче поста и молитвы». Да вот только забывают подчас объяснить, кому послушание, Богу, или церковному батюшке?

Не верю я в «ярмо небес». И не «послушание» непонятно кому, но Слышание Воли Божией и не только Слышание, но и полнота дела по Воле Вышнего на земле…. Если начать с ярма, то можно дальше рабствования никуда не продвинуться.

О значении понятия «Раб Божий»

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику».

Если рассматривать подобный вопрос с позиций 21 века и с римско-греческой культуры, то тогда весь текст Писания выглядит неудобоваримо.
Ну а если попробовать перейти на еврейские позиции, и их культуру времен написания этих текстов, то тогда многие вопросительные знаки снимаются с повестки дня.
Слово «раб» в иудаизме того времени, по отношению к своим собратьям — это не то, что римский раб.
Он не терял никаких гражданских, религиозных, и иных прав членов иудейского общества.
То же самое относится и к тому, как Господь обращается к своему творению.
Давид называет себя рабом Бога, хотя Творец называет его сыном:
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; (Пс.2:7)
Так что никакого противоречия в этих словах нет.
Есть проблема только в том, как сам себя человек считает, по отношению к Тому, Кто дает ему дыхание жизни.
Если человек говорит, что он сын Бога, для того, чтоб прославить Его, то тут никаких проблем.

Подумалось, а почему называя себя «рабами Божьими», в молитве «Отце наш», мы обращаемся к Богу как к Отцу?

Странно? Так мы — это рабы хозяина мира — Бога или все же Его …дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

(21 голос : 4.71 из 5 )

Раб Божий -
1) человек, верующий в Единого и Истинного , сознающий свою зависимость от Него как от Творца и Промыслителя, принимающий Его власть как власть Небесного Царя, стремящийся угождать Его ) ();
2) (в Ветх. Зав., мн. ч) представители ветхозаветного ();
3) (в Нов. Зав., мн. ч.) христиане ().

Рабство Богу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.
В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви » ().

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями.. .» (). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан — это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

Всякий, делающий грех, есть раб греха ().
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ().
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ().
Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа… ()
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. ()

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. ()

Вспомним и Тайную Вечерю. Господь Сам препоясался, посадил учеников Своих, подошел и стал служить им, и умыл им ноги. (). Посмотрим на положение «доброго раба» в Евангелии, унизительно ли оно? Унизительно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Толкование данного Евангельского отрывка:
Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Господин в этой притчи – Христос Сын Божий (как Личность неимеющий начала, рожденный и рожающийся от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, и не может источник света быть без самого света, но если источник света вечный, то свет исходящий из него вечный, не имеет начала, но рождается вечно и непрерывно). Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Возвращается Он с небесного брака, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца. А также возвращается невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине (при смерти) каждого в частности. Блж Феофилакт.

«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. ).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: - Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: - Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». ().

(Изъяснение понятия первой, второй, третьей «стражи» – различный возраст человека: первая – юность, вторая – мужество, а третья – старость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт господин мой», - и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». ()

Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». ().

«Я - пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я -пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня - не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего». ().

В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).

Как описывается положение раба Божия в Евангелии

Чтобы даровать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (истощил), и Сам принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». ()

Толкование текста: Сам Себя добровольно обхитил, - опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» ().

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. - Зрак раба приим,- то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, - Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба - не признак, а норму раба. Слово: раба - употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба - естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим - приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный - начинается; вездесущий - определяется местом, вечный - проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный - возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий - питается и содержится Другими; всеведущий - не ведает; всемогущий - связывается; источающий жизнь - умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным. Свят. .

Итак, Христово самоуничижение - самое прекрасное проявление любви (). Когда Христос пришёл в грешный мир, Он не имел богатств и славы (), подвергся насмешкам, искушениям и мучениям (), переносил страдания по человеческому естеству (), во всем уподобившись человеку кроме греха (), испытал богооставленность (), был осужден как преступник, претерпел смерть и погребение (), взяв на Себя наши грехи () и восстановив человеческую природу для обновленной жизни с Богом (). Так и христиане, желая жить по Евангелию, отрекаются себя и несут крест свой с радостью (), не увлекаясь благами мира сего, привилегиями, богатством, удовольствиями.

Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству

Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога.

Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ().

Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». ().

Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». ()

Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ().

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ()

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». ().

Многие добровольно лишают себя почести звания «раба Божия», не желая очистить грязь со своей души в Крещении, Исповеди и Причастии, или отрекаясь от Христа, и исполняя свои прихоти, угождая своим страстям, они становятся рабами «простых сапожников» – мерзких, нечистых бесов, падших ангелов, именно они являются хозяевами всех нерабов Божиих.

Итак, призываю всех христиан достойно нести почетное звание раба Божия — Вседержителя всего мира, звание воина Христова, и не потерять божественное усыновление данное нам даром.
Храни всех Христос!

Раб Божий — сложности перевода

Из книги «Современный библейский перевод Теория и практика»

Верующий человек в Библии называет себя слугой/рабом Божьим. Для той культуры это было вполне обычное название, которое не содержало никаких негативных коннотаций, рабом называл себя низший при обращении к высшему, пусть даже это были царь и его приближенный. Свобода для нас - абсолютная ценность, так что в нашей современной культуре слово раб связано с бесправием и унижением, да и слово слуга не намного лучше (только, в отличие от слова раб, оно не образует устойчивого словосочетания со словом Божий). Может быть, лучше сказать служитель Божий ? Но это выражение в свою очередь связано с клерикальным подтекстом: так можно назвать некоего очень важного епископа, но не простого верующего. Идеального решения нет. В алтайском языке есть два слова: кул «раб» и j алчы «работник» (от j ал «плата»). Оба не понравились части читательской аудитории: первое звучит слишком приниженно, второе намекает на наличие платы. Было решено переводить глагольно: j алчы болуп «будучи слугой», что, по словам читателей, смягчало негативный эффект от второго слова.

На полях стоит заметить, что для людей библейской эпохи свобода просто не была базовой ценностью, как для нас. В Библии практически нигде не говорится о ней как о необъемлемой принадлежности всякого человека (такое понимание характерно скорее дли греко-римского мира), мы читаем на ее страницах не столько о свободе , сколько об освобождении или избавлении (от рабства, болезни, несчастий или даже смерти). Для сравнения: сегодня принято говорить о здоровье как основной ценности (здоровый образ жизни и проч.), тогда как в более традиционных обществах речь идет скорее о выздоровлении в случае болезни, а обычное состояние человека вовсе не воспринимается как болезненное (в отличие от современной манеры врачей называть всех своих пациентов «больными»). Это не значит, что в древности болели реже и менее тяжело (скорее как раз наоборот!), но значит, что восприятие здоровья и болезненности отличалось от современных. Точно так же и свое подчинение Богу, царю или обычному начальнику люди не воспринимали как нечто унизительное, требующее немедленного вмешательства.

Все это можно попытаться разъяснить в словаре, а еще лучше - в отдельной статье, но что делать в переводе? Вот основные варианты.

  • Использовать самое основное и традиционное обозначение: раб Божий. Велик риск неверного понимания, но сохраняется традиционный концепт.
  • Смягчить это выражение подбором иных слов: слуга/служитель Божий. Решение компромиссное, со всеми плюсами и минусами.
  • Постараться переформулировать само выражение: кто верно служил Богу. С одной стороны, такой оборот звучит гладко, но ого трудно применять последовательно, к тому же гак разрушается «титульность» оригинала: например, в 1Тит. 1:1 Павел с самого начала говорит о себе, что он «раб Божий» (δοῦλος θεοῦ), и это заставляет читателя сразу вспомнить о подобном именовании Моисея ().

очень давно волнует вот какой вопрос: почему в православии прихожан (при совершении таинств, обрядов, молитв) именуют "раб Божий", а в католицизме "сын Божий"?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Утверждение это не соответствует действительности. Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной службе католиков – Мессе. «Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших». С началом Евхаристической молитвы (I) священник просит о живых: «Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих…. всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомы…». Во время канона Литургии священник произносит: «Посему и мы, Господи, рабы Твоии народ Твой святой, памятуя благословенное Страдание и Воскресение от преисподних и славное на небо Вознесение Того же Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приносим преславному Величеству Твоему от Твоих благ и даров…». Во время поминовения усопших произносится молитва: «Помяни еще, Господи, рабов и рабынь Твоих, которые предварили нас со знамением веры и почивают сном мира». В продолжении молитвы за усопших священник говорит: «И нам грешным рабам Твоим, уповающим на обилие милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и Мучениками, с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, Игнатием, Александром, Марцелином, Петром, Фелицитатою, Перпетуею, Агафиею, Луциею, Агнессою, Цецилиею, Анастасиею и всеми святыми Твоими, в сообщество которых приими нас…». В латинском тексте стоит существительное famulus (раб, слуга).

Наше духовное сознание должно быть очищенным от мирских представлений. Мы не должны понятия, заимствованные из области юридических и социальных отношений, применять к высшей реальности, в которой действуют иные начала и законы. Бог хочет всех привести к вечной жизни. Человек, имеющий поврежденную грехом природу, чтобы обрести блаженство в Царстве Небесном, должен не только верить в Бога, но и всецело следовать всеблагой воле Господа. Священное Писание человека, который совлекся своей греховной воли и предал себя спасительной воле Господа, называет «рабом Божиим». Это очень почетное звание. В библейских священных текстах слова «раб Господень» применяются в первую очередь к Мессии-Христу, Сыну Божию, Который до конца исполнил волю пославшего Его Отца. Мессия говорит через пророка Исаию: «Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:16). В Новом Завете апостол Павел говорит о Спасителе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:7-9). Пресвятая Дева Мария говорит о Себе: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Кого еще Слово Божие называет «рабом Божиим»? Великих праведников: Авраама (Быт.26:24), Моисея (1Пар.6:49), Давида (2Цар.7:8). Св. апостолы применяют к себе это звание: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1), «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Петр.1:1), «Иуда, раб Иисуса Христа» (Иуд.1:1), «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (1:1). Право называться рабом Божиим надо заслужить. Многие ли могут с чистой совестью сказать о себе, что они - рабы Божии и не являются рабами своих страстей, рабами греха?

Экология познания:Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие?

Зелёная верба над болотом,

К вербе привязана верёвка,

На верёвке утром и вечером

Ходит по кругу учёный хряк.

(перевод на русский польской версии стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»)

Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие? Может, в нем и вовсе нет ничего оскорбительного?

О значении слова «рабъ»

Конечно, Библия писалась в те времена, когда язык и значения слов были совсем иными, к тому же еще и переводилась множество раз с одного языка на другой. Неудивительно, если смысл текстов исказился до неузнаваемости. Может, и слово «раб» имело совсем другое содержание?

Согласно церковнославянскому словарю прот. Г. Дьяченко понятие «рабъ» имеет несколько значений: обитатель, житель, слуга, невольник, раб, сын, дочь, мальчик, юноша, молодой невольник, слуга, ученик. Таким образом, уже одно это толкование дает надежду «рабам Божьим» на сохранение человеческого достоинства в своей христианской добродетели: ведь они также – и сын или дочь, и ученик, и просто житель мира, созданного Богом.

Вспомним также и социальный уклад тех времен: рабы и дети хозяина дома жили, по большому счету, в равных условиях. Дети также ни в чем не могли перечить отцу, рабы же были, по сути, членами семьи. На том же положении был и ученик, если мастер какого-то ремесла брал его в услужение.

А, может, «роб»?

Как пишет Агафья Логофетова, ссылаясь на этимологический словарь Фасмера, слово «раб» заимствовано из церковнославянского языка и в древнерусском оно имело форму «роб», «робя», откуда до сих пор встречается в некоторых диалектах форма множественного числа «робята». В дальнейшем корень «роб» превратился в «реб», откуда пошло современное «ребенок», «ребята» и т.п.

Таким образом, опять же возвращаемся к тому, что правоверный христианин – это дитя Бога, а не раб в современном понимании этого слова.

Или «раабъ»?

Уже упоминавшийся словарь Дьяченко включает в себя и другое значение: «Раабъ или рабъ – название учителей еврейских, то же, что раввин». «Раввин» же происходит от древнееврейского «рабби», что, согласно словарю Кольера, означает «мой господин» или «мой учитель» (от «рав» - «великий», «господин» - и местоименного суффикса «-и» - «мой»).

Неожиданное повышение, не так ли? Возможно, «раб Божий» - это учитель, носитель духовного знания, призванный передавать его людям? В таком случае останется только согласиться с фразой иеромонаха Иова, в миру Афанасия Гумерова (сказанной, правда, изначально в несколько ином контексте): «Право называться рабом Божиим надо заслужить».

Современный язык

Несомненно одно: уклад жизни и менталитет людей того времени слишком отличался от нашего. Иным был, конечно, и язык. Поэтому для христианина той эпохи не было моральной проблемы назвать себя «рабом Божьим», равно как не было это и упражнением по избавлению от греха гордыни.

Порой прихожане на форумах предлагают: «…если Библия переводилась множество раз, а смысл слова "раб" за это время изменился, почему бы не заменить его более соответствующим по значению?». Озвучивался, к примеру, такой вариант, как «служитель». Но, по моему мнению, гораздо лучше подходит слово «сын» или «дочь» либо же «ученик Божий». К тому же, по церковнославянскому словарю, это тоже значения слова «рабъ».

Вместо заключения. Немного юмора о метаморфозах понятий

Молодому монаху дали задание помогать остальным служителям церкви переписывать священные тексты. Поработав так с недельку, новенький обратил внимание, что копирование делается не с оригинала, а с другой копии. Он выразил свое удивление отцу -настоятелю: «Падре, ведь если кто-то допустил ошибку, она будет повторяться после этого во всех экземплярах!». Настоятель, подумав, спустился в подземелья, где хранились первоисточники и… пропал. Когда прошли почти сутки с момента его исчезновения, обеспокоенные монахи спустились за ним. Они нашли его сразу: он бился головой об острые камни стен и с безумным видом кричал: «Celebrate!! Слово было “celebrate”! А не “celibate”!».

(Примечание: celebrate (англ.) – праздновать, славить, прославлять; celibate (англ.) - давший обет безбрачия; целибат) опубликовано