Последние статьи
Домой / Новостройка / Патентное право понятие виды условия патентоспособности. Патентное право

Патентное право понятие виды условия патентоспособности. Патентное право

Во введении без развернутой аргументации было предложено исходное определение социальной коммуникации. Теперь остановимся на двух немаловажных для ее понимания моментах: во-первых, родовом понятии "коммуникация" и типах коммуникации; во-вторых, на разновидностях социальной коммуникации.

Эволюцию понятия "коммуникация" в русском языке легко проследить по справочной литературе. В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля слово "коммуникация" писалось с одним "м" и толковалось как "пути, дороги, средства связи мест". Именно в этом смысле Н. В. Гоголь писал: "Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга". До революции иных значений за термином "коммуникация" не числилось (с начала XX века его стали писать с двумя буквами "м"). Советский энциклопедический словарь (М., 1979) указывает два значения:

  1. пути сообщения транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства;
  2. общение, передача информации в процессе деятельности, включая сигнальные способы связи у животных. Исчерпывается ли сказанным понятие о коммуникации?

Начнем с элементарной схемы коммуникации, которая имеет то достоинство, что принимается всеми известными дефинициями и концепциями.

Коммуникация предполагает наличие по крайней мере трех участников: передающий субьект (коммуникант) - передаваемый объект - принимающий субъект (реципиент). Таким образом, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

  1. В качестве участников коммуникации выступают два субьекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). В роли субъекта коммуникации можно мыслить Бога, к которому обращаются с молитвой. Из понятия коммуникации исключаются неодушевленные предметы: так, взаимодействие солнца с землей не есть коммуникационный процесс.
  2. Обязательно наличие передаваемого объектa, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, футбольный мяч и т.д.) или не иметь ее, например, гипноз. Коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему симпатию, антипатию, доверие, любовь. Вырожденная форма коммуникации общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления и т.п.).

3. Коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность, поэтому бред не коммуникационный акт. Целесообразность может проявляться в трех формах:
3.1. Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В - в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации;
3.2. Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, языки, символы, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительное содержание;
3.3. Элементарная схема коммуникации пригодна для генетической связи "родители - дети". Как известно, эта связь осуществляется посредством генетической информации (передаваемый объект), представляющей собой особым образом закодированную программу воспроизводства (биосинтеза, репликации) определенного организма. Специфика ситуации состоит в том, что дети, т.е. реципиент, отсутствуют до появления генетической информации и синтезируются на ее основе. Зигота, т.е. оплодотворенная клетка, знаменующая образование зародыша, еще может рассматриваться как объединение частей родительского тела в виде половых клеток - гамет, но ребенок является не частью своих родителей, а их подобием. В данном случае цель коммуникации заключается в передаче этого подобия от поколения к поколению, допустим, передача "лошадопдобности" от лошади жеребенку.

Исходя из сказанного, можно дать следующее толкование: Коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов, реализуемое B трех различных формах:

  1. перемещение (транспортировка) материальных объектов, в том числе - энергии, болезнетворных вирусов, мигрирующего населения, транспортных средств, грузов и т.п.;
  2. обмен осмысленными сообщениями;
  3. генетическое наследование биологических образов. Соответственно вырисовываются три типа коммуникации: пространственная (транспортная); смысловая (семантическая); генетическая. Например, путешествия, торговля, почта, электро- и радиосвязь - явления пространственной коммуникации; рукопожатие, танец, жертвоприношение, политическая демонстрация, передача культурного наследия, диалог культур, перевод с языка на язык - проявления смысловой коммуникации; метисизация, смешение рас и этносов, генетическое наследование - относятся к генетической коммуникации. Конечно, нас интересует смысловая коммуникация, но она связана с другими типами коммуникации, и поэтому нельзя последние упускать из виду.

В зависимости от реципиента различаются два рода смысловой коммуникации: коммуникация внутренняя (точнее - внутриличностная), когда коммуникант и реципиент совпадают, и коммуникация внешняя, когда адресатом является другой человек, группа людей или общество в целом (массовая аудитория). Внешнюю смысловую коммуникацию будем называть социальной коммуникацией.

В связи с разработкой общей типологии коммуникации уместно привести слова крупнейшего этнографа и антрополога XX века К. Леви-Стросса, который писал:

"В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений... Исследования каждой из этих грех систем под-чинены одному и тому же методу; они отличаются друг от друга только стратегическим уровнем, который соответствует им внутри некоего единого мира коммуникаций... Культура состоит... из правил, применимых во всякого рода коммуникационных играх, которые происходят как в природе, так и в культуре".

Три коммуникационных уровня (системы), о которых говорит К. Леви-Стросс, в качестве генетической, пространственной и смысловой коммуникации.

Обратим внимание также на взаимосвязь социальная - внутриличностная коммуникация. Интеллектуальное развитие ребенка, как показали исследования психологов, начинается с эгоцентрической речи вслух, которая затем преобразуется в беззвучную внутреннюю речь. Но непременным условием появления эгоцентрической речи, как и дальнейшего преобразования ее во внутреннюю речь, является нахождение ребенка в социально-коммуникационной среде. Говорят, что внутриличностная (внутренняя) коммуникация ecть интериоризованная социальная коммуникация. Благодаря этой интериоризации взрослый человек становится полноправным участником естественного диалога, т.e. выступает в роли коммуниканта и реципиента внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

  • во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" (Л. С. Выготский);
  • во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее ""внутреннему голосу".

Именно этот скрытый диалог с самим собой служит причиной душевных расстройств (фобии, депрессии, мании), которыми занимается психиатрия.

Из сказанного следует, что отличительные особенности социальной коммуникации заключаются в том, что объектом взаимодействия между коммуникантом и реципиентом является осмысленное сообщение, а совершается это взаимодействие не в психическом пространстве (как в случае внутриличностной коммуникации), а в социальной среде, т.e. в социальном времени и пространстве. Сообщение, как правило, имеет чувственно воспринимаемую форму (звук, изображение), но может и не иметь ее гипноз, психическое заражение, парапсихология и т.п., поэтому воздержимся от указания, каким образом выражен смысл сообщения. Получаем: Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это наиболее общее философское определение социальной коммуникации, имеющее методологическое значение в дальнейших рассуждениях.

В зависимости от участников социальной коммуникации будем различать следующие виды:

  • микросоциальную (межличностную) коммуникацию, где участники непосредственно контактируют друг с другом на психологическом уровне;
  • мидисоциальную (групповую) коммуникацию, где в роли коммуникантов и реципиентов выступают не индивидуальные личности, а социальные группы внутри данного общества (социума), например, коммуникация "учителя учащиеся";
  • микросоциальную коммуникацию, где в качестве коммуникационных субъектов действуют: или общество в целом, не расчлененное на группы (массовая коммуникация), или государственные образования (международная коммуникация), или исторически сложившиеся цивилизации (мeжцивилизациoннaя коммуникация).

Ясно, что виды социальной коммуникации имеют разные цели и задачи, используют разные коммуникационные средства, различны но специфике и требуют особою рассмотрения. Вместе с тем во всех случаях их главным содержанием является обмен смыслами (духовными ценностями), что и позволяет рассматривать их как разновидности социальной коммуникации.

Социальная коммуникация - это:

  • передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
  • процесс , который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
  • механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

    Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

    В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

    Цель общения - отвечает на вопрос `Ради чего существо вступает в акт общения?`. Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

    Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    Процесс общения (коммуникации)

    Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

    Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять `считывать` со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

    В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале.

    Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу.

    Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, тоvсообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

    Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

  • Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача) имеет множество определений и используется в разных науках. Впервые термин «коммуникация» появился в научном обороте в конце XIX - начале XX вв. Изначально процесс коммуникации рассматривался исключительно как процесс человеческого общения.

    Например, Владимир Даль давал такое определение «коммуникации» в своём словаре: «коммуникация» – это сообщение, пути, дороги, средства связи мест» . В словаре С. И. Ожегова определение звучит так: «коммуникация» – путь сообщения, линия связи . В энциклопедическом словаре можно встретить следующее определение: Коммуникация – (лат. communicatio от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем) . Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

    Еще совсем недавно в сфере коммуникации перед человечеством как первоочередные стояли задачи массового овладения грамотой и накопления, усвоения имеющихся знаний и сведений. Современные же процессы информатизации и глобализации выдвигают на передний план новые социально значимые задачи, о которых на протяжении веков ученые и мыслители могли только мечтать.

    С появлением современных электронных систем связи, с развитием кибернетики и математической теории коммуникации понятие «коммуникация» получило широкое распространение в различных отраслях науки: лингвистике, психологии, информатике, семиотике, социологии и др. Уже в начале 1960-х годов только в зарубежной научной литературе насчитывалось около ста определений коммуникации. В качестве примеров приведём, следующие определения данного термина: «Коммуникация» – информационная связь субъекта с объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган) ; «Коммуникация» – акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри) ; «Коммуникация» (в биологии) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис) ; «Коммуникация» – это «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений, включающие в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени» (Ч. Кули) ; Коммуникация – социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри) .

    Для социальной коммуникации больше подходят определения Ч. Кули и К. Черри, так как приоритет отдан формам социального взаимодействия людей по поводу передачи, хранения и использования информации, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.

    Из вышеприведённых определений ясно, что коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных знаковых систем (языков). Различают несколько видов коммуникаций, поэтому термин «коммуникация», кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл, вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода.

    Ознакомившись с несколькими интерпретациями определения «социальная коммуникация», мы выбрали, наиболее ёмкое и простое определение. «Социальная коммуникация – это всё многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни» . К ним мы относим, прежде всего, общение, межличностные отношения и взаимодействия, под социальной коммуникацией подразумевается необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д.

    Объектом социальной коммуникации выступает сама коммуникация, представленная ее разновидностями; предметом – специфика взаимодействия, определяемая социальными факторами; субъектом – индивиды, группы индивидов, системы управления и организации в целом.

    В качестве участников коммуникации выступают два субъекта (отдельный человек, группа людей), обязательно должно быть наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, подарок и т. д.) или не иметь её. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента (внушая ему доверие, симпатию, любовь, неприязнь и т. д.)

    Коммуникации свойственна целесообразность, она может выражаться в трёх формах:

      Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве, из одного пункта в другой. Так происходит транспортная или энергетическая коммуникация.

      Взаимодействие субъектов в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. (Носителями смыслов являются знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание).

      Элементарная схема коммуникации (коммуникант – сообщение –реципиент) пригодна для генетической связи (дети – родители, передаваемым объектом в этом случае будет генетическая информация). Цель коммуникации заключается в передаче биологического образца от поколения к поколению .

    Отличительными признаками социальной коммуникации является то, что объектом взаимодействия между коммуникантом (участник коммуникационного акта, отправляющий информацию) и реципиентом (участник коммуникационного акта, принимающий информацию) является осмысленное сообщение. А также то, что совершается это взаимодействие не в психическом пространстве, а в социальной среде. Надо сказать, что сообщение как правило, имеет чувственно воспринимаемую форму, но может и не иметь её .

    Понятие социальной коммуникации является межнаучным. В его разработке участвуют несколько наук (психология, логика, лингвистика, социология, философия и т. д.). Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций связано с постижением многообразия жизненных сфер человека. Эти тенденции проявляются, прежде всего, в стремлении изучить особенности социального поведения в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие течение всей жизни человека и удовлетворяющие его различные социогенные потребности.

    Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Коммуникация – это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. Смыслы, движущиеся от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции. Социальное пространство – интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальное время – интуитивно ощущаемое людьми течение социальной жизни, зависящее от интенсивности социальных изменений.

    Социальная коммуникация обычно имеет материальную, чувственно воспринимаемую форму и духовное, постигаемое умом содержание.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

      курсовая работа , добавлен 18.06.2011

      Глобализация системы массовой коммуникации. Информационные технологии и технические средства: концентрация и конгломерация. Исследование функций массовой коммуникации в социальном аспекте. Социальные институты, сообщества и группы массовой коммуникации.

      курсовая работа , добавлен 01.07.2014

      Рассмотрение понятия и классификации барьеров системы массовой коммуникации; описание их основных функций. Характеристика технических, психических и социальных препятствий, вызванных различными факторами на примере глобальной компьютерной сети Интернет.

      курсовая работа , добавлен 18.07.2011

      Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.

      курсовая работа , добавлен 25.12.2013

      Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

      курс лекций , добавлен 10.10.2010

      Биография Хабермаса. Социальная коммуникация. Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия. Типы коммуникационного действия. Речевые акты. Концепт речевого действия. Язык - основа коммуникации. Теория аргументации и понятие дискурса.

      курсовая работа , добавлен 23.12.2009

      Место коммуникации среди социальных процессов. Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание. Проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации, функционирования средств массовой коммуникации.

      На большие или малые группы аудитории. Она передается с помощью символов и знаков. Со стремительным развитием техники этот обрел разнообразные формы, что, к сожалению, не означает повышения его эффективности. Также некоторые теоретики рассматривают это явление как способ воздействия на обширные группы аудитории, с помощью чего реализуются цели тех, кто транслирует информацию.

      Социальная коммуникация: характеристика

      В процессе коммуникации задействованы 5 элементов, без которых она не может реализоваться:

      • Коммуникатор - тот, кто является инициатором передачи и формирует ее в речевую, текстовую, аудио и видео форму;
      • Само сообщение;
      • Канал, с помощью которого устанавливается связь с аудиторией;
      • Аудитория, к которой направляется информация;
      • Цель передачи и уровень эффективности сообщения (воздействия).

      Таким образом, социальная коммуникация характеризуется наличием определенной информации, которая распространяется посредством с широкой аудиторией, цель ее - воздействие на поведение, эмоции и ощущение людей. Также существует такая подача информации, которая ориентирована исключительно на интеллектуальное развитие масс и расширение их кругозора. Такая подача характеризуется нейтральностью и максимально возможной объективностью без оценочных элементов.

      Виды социальной коммуникации

      Некоторые исследователи под социальной коммуникацией понимают не только масштабное распространение сообщения, но и индивидуальный обмен, происходящий между двумя людьми. Его привычная форма - разговор. Несмотря на то, что это подходит к характеристике «социальная», чаще СК употребляется в этом значении, когда речь идет о группе или массе людей. Поэтому в данной статье мы используем более распространенное значение.

      • По типу аудитории социальная коммуникация разделяется на специализированную и массовую. Вторая категория не подразумевает никакой специфики и готова воспринимать любую общественно значимую информацию.
      • По источнику сообщения бывает формальной и неформальной: официальные заявления властей соответствуют первому виду, а, например, слухи о звездах относятся ко второму.
      • По каналу передачи может быть вербальной и невербальной.

      Социальная коммуникация и ее интенция

      Интенция - это цель. Очень важный элемент поскольку от этого зависит качество восприятия. В современной коммуникации существует несколько видов интенций:

      • Распространить знания об окружении, проинформировать людей;
      • Популяризировать идеи добра, обратить внимание аудитории на распространить культуру и достоверную информацию о ней;
      • Воздействие на общественное мнение и сознание, а также аудитории;
      • Поддержка и помощью в решении трудных задач, прояснение ситуаций;
      • Стремление к нейтральному и псевдообъективному освещению событий;
      • Установление диалога между аудиторией и источником вещания.

      Социальная коммуникация и критерии ее эффективности

      Основа любого вида коммуникации - установление диалога между адресатом и адресантом. Если он установлен плохо, или если интерпретация принимающего информацию неверна, то говорить об эффективности коммуникации не приходится. Поэтому данная тема является важной при освещении любого типа и вида коммуникации.

      Существует ряд критериев, по которым устанавливается эффективность этого явления:

      • Обязательное условие - желание коммуникатора понятно донести аудитории, зачем он публикует информацию, какова цель трансляции тех или иных событий.
      • Следующий критерий - доверие. Если аудитория доверяет автору-коммуникатору и средству, с помощью которого осуществляется сообщение, то диалог может быть успешным. Цели автора и аудитории при этом должны соответствовать друг другу.
      • Стремление построить материал на основе общечеловеческих ценностей, сделав правильные акценты.
      • Сообщения не должны быть навязчивыми или преподноситься в излишне нейтральной форме: это нарушает их естественность, и значит, снижает эффективность воздействия, ассоциируясь с ложью.

      Таким образом, легко достижима, если соблюдать ряд принципов подачи информации и четко обозначить свое отношение к аудитории. Несмотря на то, что существуют разнообразные типы коммуникации, в этой статье расписаны самые универсальные характеристики и советы, которые пригодятся всем, кто связан с СМК.