Последние статьи
Домой / Полезное / Николай Третьяков – поэт и учёный. Художник по особо важным делам: бывший главный следователь области посвятил себя искусству

Николай Третьяков – поэт и учёный. Художник по особо важным делам: бывший главный следователь области посвятил себя искусству

К 80-летию Н.Н.Третьякова

Семья Третьяковых (Николай Николаевич, Ирина Николаевна, Анна, Иван, Николай) с архимандритом Тихоном в Сретенском монастыре. 2002 год. (Фото В. Сачкова)

В жизни исследователя, занимающегося изучением отечественной культуры, порой наступают редкие мгновения прозрения, когда происходит осознание удивительного единства истории. Сквозь канву современных явлений и чреду человеческих лиц вдруг начинают явственно просвечивать дела давно минувших лет, а также имена и фамилии людей, почти совсем изгладившиеся из памяти беспечных потомков. От этого жизнь начинает обретать большую значимость и наполняться необходимым смыслом.

В мае 1899 года в газете «Правительственный вестник» был опубликован «Высочайший рескрипт» императора Николая II, которым отмечался попечитель церковно-приходских школ Бельского уезда Смоленской губернии Сергей Александрович Рачинский. Родной племянник поэта Евгения Боратынского, ученый-натуралист, профессор Московского университета, во второй половине 1860-х годов он оставил университетскую кафедру физиологии растений, которую возглавлял, и поселился в своем смоленском имении Татево, где посвятил себя созданию школ и обучению крестьянских детей. Вскоре Рачинский стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, в то время быстро развивавшейся и начавшей конкурировать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в разных изданиях*, оказывали большое воздействие на умонастроение российской интеллигенции. Оригинальность трудов Рачинского заключалась в том, что педагогическую систему для крестьянства он представлял в нераздельной связи с церковью и приходом. При этом он не уставал утверждать, что «первая из практических потребностей русского народа <…> есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге»*.

Большое значение в воспитании детей Рачинский отводил творчеству, а более всего - пению, рисунку, живописи, рукоделию. В результате такого обучения, когда занятия по чтению, письму и арифметике чередовались с художественной деятельностью, раскрывалось много народных талантов. Один из них - художник Н.П. Богданов-Бельский. Выходец из крестьянской семьи, он окончил татевскую школу и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова. На протяжении своей жизни Богданов-Бельский неоднократно бывал на малой родине, посещал татевскую школу, преподавал там рисунок и посвятил ей ряд живописных работ. В его картинах «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», «Ученицы», «Воскресное чтение в сельской школе» и других передается атмосфера простоты, доверия и сосредоточенного труда, которую удалось создать Рачинскому в своих учебных заведениях.

Организационный комитет выставки деревенского театра. Н. С. Третьяков (стоит второй слева). 1912 год

В 1880-1890-х годах татевские школы получили всероссийскую известность и высокую оценку правительства. Император Николай II писал в рескрипте на имя Сергея Александровича Рачинского: «<…> Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»**.

Российский император очень точно подметил, что татевские школы стали своего рода «питомником… деятелей» - педагогов, продолживших начатое Рачинским дело. Порой дух просветительства передавался бывшими татевскими учениками своим потомкам из последующих поколений.

Так случилось, что мне пришлось заниматься усадебной культурой дворян Боратынских, проживавших в Тамбовской губернии в конце XVIII - начале ХХ веков. В круге интересов оказались и их ближайшие родственники - Рачинские, с которыми Боратынские поддерживали тесное семейное общение. Как у всякого исследователя, у меня были горькие минуты разочарований и счастливые - открытий, среди которых одно особенно дорого сердцу. Однажды в беседе со своим преподавателем, профессором Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) им. В.И. Сурикова Николаем Николаевичем Третьяковым, я случайно узнала, что его отец учился в татевской школе С.А. Рачинского. Таким образом, отвлеченная история обрела в моем сознании вполне конкретный образ, а нить поколений зримо связала девятнадцатый век с новейшим временем.

Отец Николая Николаевича, Николай Степанович Третьяков, происходивший из семьи священника, унаследовал из школы Рачинского идею просветительства и любовь к изобразительному искусству. Впоследствии в купеческом доме своей жены, Анны Ивановны Ефимовой, в Москве он создал музей детского творчества***, занимался постановкой спектаклей в детском театре народной школы вместе с В.Д. Поленовым и Н.В. Гиляровской, затем преподавал рисование в одной из московских школ и в малаховской гимназии. Неудивительно, что его сын, Николай, с детства был приобщен к живописи и театру. Мальчик посещал кружок юных искусствоведов при Государственной Третьяковской галерее, а после окончания школы, в 1941 году, поступил на искусствоведческое отделение Московского института философии, литературы и искусства (МИФЛИ).

Шла Великая Отечественная война. Николай Третьяков, имевший отсрочку от армии, совмещал учебу в институте с работой на военном заводе. А когда немцы стали подступать к Москве, пошел в ополчение. Военная подготовка под Чебоксарами, болезнь и госпиталь, школа лейтенантов в Иваново, фронт, тяжелое ранение под Сталинградом, опять госпиталь, демобилизация - таков военный путь Николая Николаевича. В 1943 году он вернулся в Москву и восстановился в МИФЛИ, вошедшем в то время в состав Московского Государственного университета.

Жажда жизни и деятельности в преддверии конца войны, желание непосредственного и творческого участия в искусстве, способствовали тому, что Николай Николаевич параллельно с учебой в университете решил получить театральное образование. Ему удалось успешно пройти два отборочных тура в школу-студию МХАТа. А на заключительном экзамене произошло досадное недоразумение: из-за обострившейся боли в раненой ноге молодой человек пришел на экзамен с палочкой и поэтому был «с почетом» отстранен от дальнейшего творческого «соревнования». Однако от своей задумки он не отступил и стал участвовать в конкурсе Вахтанговского училища, но палочку с собой больше не брал… Эта новая попытка оказалась весьма удачной, и Николай Третьяков стал студентом еще одного московского учебного заведения.

Николай Николаевич с теплотой вспоминает о студенческих годах и с особой благодарностью - о людях, с которыми посчастливилось встретиться. «В училище, - рассказывает он, - были замечательные преподаватели по гуманитарным предметам. Русскую литературу преподавал Новицкий - в прошлом ректор ВХУТЕМАСа, Пушкиным занимался. Западную литературу вел Александр Сергеевич Поль. Он работал и во МХАТе одновременно. Я попал в этот круг интеллигенции, старой, русской, и, конечно, очень много получил от этих преподавателей. А к театру я стал очень быстро охладевать, хотя прошел полный курс обучения, получил диплом, но в это время университет пересилил. Университет окончил с дипломом «Снегурочки» Васнецова под руководством Германа Васильевича Жидкова, заместителя директора Третьяковской галереи. Я бывал на семинарах у Алпатова, а также на занятиях у Виппера, Коваленской и других известных старых искусствоведов»*.

По окончании университета Третьяков был распределен в Третьяковскую галерею. Вскоре он поступил в аспирантуру и начал писать диссертацию о жизни и творчестве московского живописца К.Ф. Юона. Николай Николаевич вспоминает: «Диссертация подготавливалась при жизни Константина Федоровича Юона, с которым я очень сблизился, сдружился, бывал у него дома, и он мне сам рассказывал о своей творческой судьбе. Впоследствии по диссертации была издана книга «Константин Юон» в издательстве «Искусство». Мне удалось показать сигнальный экземпляр Константину Федоровичу, который в ту пору был уже при смерти. Он очень обрадовался, увидев свой автопортрет 1910 года, сказал: «Спасибо, что меня представили молодым». И через несколько дней умер…»

В тот период Николай Николаевич уже преподавал в студии-школе МХАТа, а также во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИКе) и художественном институте им. В.М. Сурикова. Постепенно работа с молодежью превратилась в главное дело его жизни, которому Третьяков стал отдавать все свое умение, знания и силы.

Читая лекции по истории русского искусства студентам творческих отделений, Николай Николаевич большое значение уделял церковным его видам - храмовой архитектуре, иконе, фреске, мозаике. При помощи слова и зрительного ряда древних памятников культуры он открывал возвышенный и монументальный образ Родины, который, как некий таинственный град Китеж, был скрыт от глаз советского человека. Надо было иметь большое мужество, чтобы обращать внимание молодых людей на запретные тогда темы, рассказывать им о религии нашего народа, дореволюционной истории и традиционном искусстве. С лекций Николая Николаевича студенты уходили не только обогащенными знаниями отечественной культуры, но и обретя особое художественное мировоззрение. Так, например, для будущих художников, режиссеров, операторов становилось вполне очевидным, что в искусстве, как и в жизни, лад и гармония являются главным источником бытия, а хаос - умирания; что красота лечит человеческую душу, а так называемая «эстетика безобразного» ее калечит.

Николай Николаевич всегда считал, что главную роль в воспитании художественного видения играет общение человека с природой, которая живет по законам высшей красоты. В свободное от работы время он неизменно стремился выехать из города в лес под предлогом охоты, рыбалки, сбора грибов и ягод. Он сам писал маслом и гуашью этюды на пленэре, а также призывал студентов учиться видеть тонкую поэтическую красоту, скрытую в неброских образах родной природы. В этом он находил понимание у своего старшего коллеги, под началом которого работал в Суриковском институте - у искусствоведа и академика М.В. Алпатова. «С Алпатовым, - рассказывает Николай Николаевич, - я не только работал; нас связывала большая дружба на почве единого восприятия красоты в искусстве и в природе. В Суриков-ском институте мы с ним были неразлучны; над этим даже подшучивали».

В память 600-летия Куликовской битвы в стенах Суриковского института по инициативе Третьякова стали проводиться вечера лекционного Куликовского цикла, на которых бывала не только молодежь из творческих вузов столицы, но и все те, кому была дорога традиционная отечественная культура, кто интересовался историей своей страны. На тех вечерах выступали с беседами многие известные ученые, писатели, художники, артисты, пастыри Православной Церкви. Так, например, конструктор космических кораблей академик Б.В. Раушенбах рассказывал об «обратной» перспективе в древнерусской иконе и о том, какую роль она сыграла в новых научных открытиях в области космонавтики. Писатель В.И. Белов делился со своими слушателями знаниями об укладе народной жизни, ее всеобъемлющем смысле, творческом воплощении в слове. Священник Валериан Кречетов посвящал в основы традиций православия. Свои представления о жизни и искусстве представляли писатели С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц, художник С.М. Харламов и певец А.Ф. Ведерников.

Ирина Николаевна и Николай Николаевич Третьяковы. 2002 год. (Фото В. Сачкова)

Прошло более пятидесяти лет с тех пор, как Николай Николаевич Третьяков начал преподавать. Он стал профессором ВГИКа и МГАХИ им. В.И. Сурикова, заслуженным деятелем культуры России. Многие его ученики не просто нашли свое место в искусстве, но получили широкую известность и общественное признание. Они очень разные, имеющие свой собственный творческий почерк. Это - режиссеры В.М. Шукшин, А.А. Тарковский, В.И. Гуркаленко, С.В. Мирошниченко. Это - операторы А.Д. Заболоцкий, А.П. Саранцев. Это - живописцы Н.П. Федосов, А.А. Грицай, В.Н. Забелин, В.Н. Страхов, М.Г. Абакумов, С.Н. Андрияка, Е.Н. Максимов и С.А. Гавриляченко. Это - скульпторы О.К. Комов, В.М. Клыков, А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец, а также многие-многие другие. Несмотря на то, что каждый из них являет собой творческую индивидуальность, для всех для них характерен неподдельный интерес к красоте человеческой души и природы, к образам российской истории.

Среди учеников Николая Николаевича Третьякова есть и те, кто, осознав свое духовное призвание и оставив мирскую жизнь, ушли в монастырь. Многие из них считают, что их приобщение к церковной культуре началось именно с лекций Николая Николаевича. Так, например, наместник московского Сретен-

ского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) некогда учился на факультете сценаристов во ВГИКе. Он рассказывает о Третьякове: «Вспоминаю его удивительные лекции, которые вводили нас в новый, неизвестный мир Божественного Духа. После лекций - посещение Третьяковской галереи, потом - храма, а потом мы, студенты, вместе с нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме. Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление в те годы. Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной школы, являясь подлинным наставником и учителем»*.

Думается, что портрет Николая Николаевича был бы не полным, не вполне реальным, если не коснуться здесь наиболее сокровенной стороны его жизненных интересов, связанных с Церковью. В 1950-1960-е годы, когда религия в нашей стране была «под запретом», а многие наиболее активные священники ссылались в лагеря, Николай Николаевич вместе со своей семьей совершал паломничества в духовные центры России и к своим духовным отцам - к московскому священнику Николаю Голубцову, игумену Иову (Кундре) в Закарпатье, Александру Ильину в Новгород, Валериану Кречетову в подмосковное Отрадное. Именно вера во многом определяла и определяет его сознание и, собственно, саму жизнь, которая воспринимается как некое служение. Да и само искусство Третьяков понимает как служение. «Я думаю, - говорит он, - что в основе творчества художника должно лежать восприятие красоты созданного Богом мира и его прославление. Прославление - это служение не себе, а красоте. Ведь что такое, к примеру, русская реалистическая живопись? Это, прежде всего, восторг перед красотой Божественного происхождения, духовной красотой, но которую художник открывает в мире его окружающем - в реальном мире природы. Это равно относится и к живописи, и к скульптуре, и к искусствоведению. Я считаю, что качества, которые должны быть присущи искусствоведу, прекрасно выразил А.С. Пушкин: «...нет убедительности в поношениях и нет истины там, где нет любви». Вот это Пушкинское объяснение искусства мне близко и понятно».

В 2002 году Николаю Николаевичу исполнилось 80 лет. Однако, вопреки своим почтенным годам и благородным сединам, он молод духом, бодр, энергичен и полон новых творческих планов. Он по-прежнему преподает в Суриковском институте и во ВГИКе. В год его 80-летия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II вышла в свет книга «Образ в искусстве. Основы композиции», которая составлена из лекций Николая Николаевича, записанных его студентами на магнитофон в начале 1980-х годов. Это издание интересно прежде всего тем, что открывает не всегда зримо выраженную связь между традициями русского церковного и светского реалистического искусства. В том же 2002 году Третьяков за свой неутомимый труд на ниве отечественной художественной культуры был награжден орденом преподобного Андрея Рублева - основателя московской школы живописи.

Таким образом, обозревая жизнь Николая Николаевича Третьякова, видишь, что она была полностью посвящена делу художественного просвещения и воспитания молодежи, традиции которого были заложены в XIX столетии С.А. Рачинским. И мы, его ученики разных поколений, низко кланяемся своему Учителю с «большой» буквы за его нелегкий труд, за его искреннюю любовь к нам, за то, что он есть на свете… И от всего сердца желаем ему здоровья, счастья и дальнейших творческих успехов.

Ноябрь 2002

Духовный светильник

Публикацию в «Слове» о Николае Николаевиче Третьякове, давнем нашем авторе и друге, мы готовили вместе с ним. И как всегда он энергично и озабоченно помогал нам. И с волнением ожидал уже готовый номер.

Но 2 февраля 2003 года Николай Николаевич на 81-м году неожиданно ушел из жизни. А 5 февраля в Москве в многолюдно переполненном Храме Святителя Николая в Кузнецах мы простились с нашим незабвенным и дорогим человеком.

Ушел от нас в жизнь вечную подвижник земли русской, выдающийся педагог, заслуженный деятель искусств, профессор.

С его уходом ушла целая эпоха.

Преподаватель русского искусства в художественных вузах Москвы, он всю свою жизнь посвятил делу духовного просвещения молодежи, вел ее к осознанию значения православной культуры в нашей истории и в век безверия обозначил возвращение лучшей части студенчества в лоно Матери Православной церкви.

Раскрывая в своих лекциях сущность реализма, он говорил, что именно в нем воплощается христианское утверждение красоты мира, природы и души человека - собственно того, что называется гармонией. Что Свет есть часть небесной духовной энергии - отблеск Горнего огня на земле. Утверждал, что любовь и мир всегда на Руси считались подлинным состоянием человека, пребывающего с Богом. Он и сам был таковым. Общение с ним было легким и радостным. Он был душой общества. Мало кто знал, что он был фронтовик, воевал на Донском направлении и был тяжело ранен. Даже об этом он говорил с легкой артистичностью, хоть воспоминания о тех суровых днях давались ему нелегко.

Сколько всего с благодарностью вспоминается…

И совместные поездки по святым местам Древней Руси, и задушевные беседы, много давшие для нашего самообразования, и радостные праздничные вечера, проведенные вместе в одной теплой задушевной компании.

Скорбим, Николай Николаевич, и радуемся, что Вы были среди нас, рядом с нами, как подлинный духовный Светильник, который навсегда останется в наших сердцах.

Вечная Вам память.

Сергей ХАРЛАМОВ

Примечания

*В «Русском вестнике», «Церковных ведомостях», «Руси» и др.

*Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: Искусство, школа, просвещение. М., 1994. Ч. 2. С. 335-336.

**РГАЛИ. Ф. 427. Оп. 1. Ед. хр. 716.

***Москва, Нижние Сыромятники, 9.

*Третьяков Н.Н. Образ в искусстве: Основы композиции (вступительные статьи архимандрита Тихона (Шевкунова и В. Гуркаленко). Козельск (Свято-Введенский монастырь. Оптина Пустынь), 2001.

НИКОЛАЙ ТРЕТЬЯКОВ – ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ, опыт рабовы с людьми более 15 лет. Специалист в области суфийской психологии и практики, приглашенный в Традицию Школы «Накшбандийя» главой школы Пиром Хазратом Ибрагимом хаджи.

✔ Находится в непосредственно живом контакте с главами некоторых суфийских Школ (среднеазиатская линия, линии Школы в Конье, Турция)

✔ Владелец собственного предприятия

✔ Популяризатор суфийских знаний и технологий, посвящённых оздоровлению и саморазвитию


С руководителем линии вращающихся дервишей в Конье


C руководителем Музея легендарного мастера Джелладина Руми


Книги Николая Третьякова: «Очищение», «Пробуждение», «Путь к свободе», «7 ключей для вдохновения»

В настоящем он передает свой личный опыт и практический опыт суфийских Школ тем, кому он действительно нужен.

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ ПРОГРАММ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • доступность понимания;
  • простота исполнения;
  • быстрый эффект.

Модные штучки: айфоны, айпады и другие гаджеты, по мнению их обладателей, делают их успешней, круче, счастливее. Но это большая иллюзия. Основой успеха во все времена была внутренняя составляющая человека. Ключ к этой составляющей, к внутренней силе так просто и понятно дает Николай, собрав воедино практические техники высвобождения творческого потенциала. Настойчивость, с которой более 15 лет по всему миру он добывал «алмазы» знаний и делал из них бриллианты, даёт ему право не просто делиться этими знаниями, а быть настоящим наставником на пути их освоения. Наполнить свой сосуд знаний до краёв может не каждый. «Разлить» знание остальным - способны единицы. . .

— Кирилл К., президент консалтинговой компании

Энергетические практики суфиев, которые я узнал от Николая, дают ощутимую пользу в укреплении внутреннего стержня личности человека. Это прекрасная практика увеличивает силу и даёт стрессоустойчивость. Стресс - постоянно сопровождает меня в моей деятельности, суфийские практики позволяют мне переносить их гораздо легче.

— Валериан Асатиани, инструктор по рукопашному бою и выживанию в экстремальных ситуациях

Здравствуйте, дорогие читатели. Знаю много лет Николая. Уже длительное время занимаюсь энергетическими суфийскими практиками, которые Николай раскрыл мне в своих трудах. Результаты впечатляют: абсолютно новое мироощущение и внутреннее состояние, постоянная энергия и желание действовать на благо окружающим людям.

— Сергей Евгеньевич Туркин, руководитель регионального отдела по борьбе с коррупцией, депутат г.о. Электросталь

Хочу сказать, что Николай Третьяков для меня Наставник и Учитель. Он помогает и обучает меня проходить жизненный путь. С первых дней обучения Энергетическим Практикам Суфиев я почувствовала мощный приток Энергии, насыщенное внутреннее свечение, хорошее и позитивное настроение. Я смогла заглянуть во внутрь себя. Начала мыслить шире и Творить. Сейчас с огромным желанием двигаюсь к своим целям и мечтам, понимая и осознавая, что я сама творец своей жизни.

— Власенко Екатерина Николаевна, предприниматель

1936 – начал учебу в школе колхоза Кош-Агачского района, где отец работал разнорабочим.

1937 – семья Третьяковых переехала в село Чибит этого же района. Третьяков пристрастился к чтению в местной библиотеке.

1943 – окончил 7 классов и поступил работать на ртутный рудник Акташ лаборантам химической лаборатории.

1946 – уволился с рудника и приехал в Омск для поступления в художественное училище, которое, как выяснилось, было закрыто в первый год войны. Участвует в выставках самодеятельного искусства, получает призы.

1947 – начал учебу в Алма-Атинском театрально-художественном училище им. Н.В. Гоголя без стипендии и общежития. Преподаватели: Алексей Федорович Подковыров, профессор выпускник Академии художеств Абрам Маркович Черкасский, кроме этого претерпел влияние скульптора Исаака Яковлевича Иткинда.

1952 – окончил училище с отличием и направлением продолжить художественное образование в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, от которого он отказался.

1952-1958 – каждое лето участвует в качестве художника и фотографа в составе научно-этнографических экспедиций Академии наук СССР, исследующих южные и западные районы Казахстана. В первой своей экспедиции 1952 года в Меркенский район Джамбульской области познакомился со своей будущей женой, которая защитила диссертацию в Институте этнографии Академии наук СССР в Москве.

1953-1954 – По приглашению Павла Яковлевича Зальцмана работает на Алма-Атинской киностудии художественных фильмов «Казахфильм». Участвовал в оформлении фильмов: «Козы Корпеш и Баян-Сулу», «Поэма о любви», «Девушка-джтгит».

1954 – выставляется на республиканской выставке художников Казахстана (Алма-Ата).

1955 – принят на работу в художественный фонд Союза художников Казахской ССР.

1957 – первая персональная выставка в помещении Союза художников Казахстана (Алма-Ата). Впервые участвует на всесоюзной художественной выставке в Москве.

1958 – участвует в декаде казахстанского искусства в Москве. Принят в члены Союза художников СССР.

1959 – в издательстве «Советский художник» (Москва) выходит репродукция его работы «Ковровщицы». Зима 1959-1960 – провел на Алтае.

1960 – По состоянию здоровья переезжает с семьёй из Алма-Аты в Омск.

1961 – персональная выставка в Доме художников. Омск.

1961 – работает на творческой даче «Горячий ключ». Осваивает техники лингравюры, гравюры на металле.

1963 – работа «Город» начинает большую серию «Городские пейзажи» художника. Акварель «Женщина с пиалой» открывает серию «Алтайские мотивы». Осваивает монументальную живопись, делая роспись на Дворце бракосочетаний в Омске (совместно с Н.М Брюхановым, Э.М. Круминьш).

1967 – поездка на север Сибири, «Северная серия». В Омском книжном издательстве выходит буклет «Н. Третьяков».

1968-1989 – работает в комиссии по монументально-декоративному искусству СХ РСФСР, член правления Омской организации Союза художников РСФСР.

1971 – премия СХ РСФСР за рельеф «Защита завоеваний Октября».

1974 – Персональная выставка. Омск, Новосибирск.

1974-1975 – участвует в выставке четырех омских художников. Москва, Ленинград, Таллин, Красноярск.

1975 – поездка во Владимир и Суздаль. Серия «Церкви Владимирской земли». Участие в выставке омских художников в Венгрии. Будапешт.

1984 – поездка на Алтай.

1987 – персональная выставка. Омск.

1992 – Посмертная персональная выставка.

1993 – год Художника Третьякова в Омске.

Творчество.

Уникальный художественный мир Н.Я. Третьякова сложился не сразу. Само рождение в Алтае имело свое значение. Во время обучения в Алма-Атинском театрально-художественном училище преподаватель Абрам Маркович Черкасский сумел показать талантливому молодому художнику иной путь, нежели среднего уровня школярские штудии он научил его писать «не правильно». Важнейшим этапом в становлении художника была работа в Этнографических экспедициях и на Киностудии. Где Третьяков сумел понять ценность национальных традиций, возможности декоративности, силу и мощь воздействия древнего искусства. Из каждой экспедиции Третьяков привозил несколько сотен работ. Конец 50-х это период успеха. Переехав в 1960-м в Омск, Н.Я. Третьяков попадает в, начинавшую складываться, особую творческую атмосферу. Изменения, произошедшие в развитии советского искусства в конце 1950-х – начала 1960-х годов, радикально отразились на художественной жизни Омска. Третьяков находит своё место в среде талантливых молодых художников Н.М. Брюханов, В.В. Кукуйцев, Е.А. Куприянов, Р.Ф. Черепанов, Г.А. Штабнов, С.К. Белов, А.А. Чермошенцев, М.И. Слободин, продемонстрировавших разнообразие индивидуальностей, широкую амплитуду поисков новых выразительных средств искусства. Творчество для Третьякова стало не просто профессией, и не самовыражением, но смыслом жизни. Мастер вырос в творца. Сам Третьяков говорил о себе, что стал исследователем. На формирование изобразительного языка Третьякова оказало воздействие его увлечение монументально-декоративным искусством, он первым среди омских художников начал исследовать специфику монументального искусства, был одним из первых советских монументалистов, кто отказался от аскетизма языка монументальных форм, стал его усложнять, разнообразить, углублять. К периоду своего расцвета он состоялся как художник универсалист, в его арсенале: живопись, различные графические техники, скульптура, монументальные техники. После известной попытки Н.С. Хрущева реанимировать нормативное искусство соцреализма на встречах с творческой интеллигенцией в Москве, начался период конфликта с официозом, тогда, когда художник набрал силу, обрел свой язык. На Третьякова навешивают ярлыки «формалист» и даже «западногерманский экспрессионист». Были трудности с заказами, художник не подстраивался под вкус заказчика. Толчком для нового этапа стала поездка на родину в 1964 году. Появилась значимая долголетняя серия работ «Воспоминание о детстве». В этой серии импровизаций композиционное пространство монтируется, пропорции вещей определены не реальностью, но значимостью в системе воспоминаний, в системе детского сознания, с легкостью используется «примитивный» выразительный язык. В середине 1960-х годов оформляется самая большая серия работ Н.Я. Третьякова «Алтайские мотивы». В этих работах художник создает свой идеальный мир, связанный и не связанный с древностью и современностью. С этих работ Третьякова начинается значительное направление в искусстве Омска и Сибири – археоарт. С середины и до конца 1960-х выполнена «Северная серия», где художник демонстрирует владение «Суровым стилем», эти работы отличает монументальность звучания, гражданственность, экспрессивные рубленные ритмы, лаконичный цвет. Совсем иным предстает художник в работах 1970-х – начала 1980-х годов. Творчество Н.Я Третьякова нельзя рассматривать как некую эволюционную линию от меньших ценностей к большим. Оставаясь самим собой, он разный: близок к суровому стилю в «Северной серии», ироничен и эмоционален в «Воспоминаниях о детстве», мифологичен и эпичен в «Алтайских мотивах», декоративен в пейзажах, психологичен в портретах.

Творческое кредо.

Основные работы.

  • Ковровщицы Казахстана. 1957. Бумага, акварель. 90х70, Казахская государственная художественная галерея.
  • Сельский праздник. 1964. Бумага, акварель. 64х87. ООМИИ.
  • Город вечером. 1965. Бумага, смешанная техника. 87х64,5 Омск, частное собрание.
  • Зимний вечер. 1965. Бумага, смешанная техника. 67,5х64,5 Омск, частное собрание.
  • Воспоминания о детстве. Бумага, смешанная техника. 64х57. ООМИИ.
  • Мой дворик. 1966. Картон, смешанная техника. 86х86. ГМИО.
  • Старуха с трубкой. 1966. Бумага, смешанная техника. 87,1х64,5. ООМИИ.
  • Девочка с ягненком. 1966. Бумага, смешанная техника. 85х85. ООМИИ.
  • Пазырыкские древности. Бумага, гуашь. 89х65. ООМИИ.
  • Отдыхающие. 1967. Бумага, акварель. 44х53. Частное собрание.
  • Девушка с пиалой. 1967. Бумага, темпера. 70х70. Частное собрание.
  • Спящие. 1968. Холст, смешанная техника. 57х99.
  • Поморы. Бумага, гуашь. 64,5х90. ООМИИ.
  • Портрет художника Н.М. Брюханова. 1968. Картон, масло. 50х50. ОГИКМ.
  • Атака. 1969. Бумага, смешанная техника. 65х87. ООМИИ.
  • Движение (Старые корни). 1970. Холст, темпера. 120,5х171.
  • Сельские заботы. 1970. Бумага, смешанная техника. 86,5х63,5. ООМИИ.
  • Мелодия древности. 1971. Бумага, гуашь. 64х83,5. ООМИИ.
  • Город Глупов. 1971. Бумага, темпера. 64х87. ООМИИ.
  • Портрет Н.М. Брюханова. Картон, темпера. 73х100. ООМИИ.
  • Крылатые кони. 1973. Бумага, смешанная техника. 73х64. ООМИИ.
  • Белые лошади. 1973. Холст, смешанная техника. 85х85. ООМИИ.
  • Северные олени. 1974. Бумага, акварель. 50х60. ООМИИ.
  • Пушкин. 1976. Бумага, смешанная техника. 62х88. ООМИИ.
  • Белый город. 1977. Бумага, темпера. 63х85. ГМИО

Монументально-декоративные работы.

«Юность, «Материнство». Роспись на фасаде Дворца бракосочетаний. Омск. Соавторы Н.М. Брюханов, Э.М. Круминьш. Сграффито. 1963.

Декоративное панно. Роспись в интерьере Дворца культуры «Юность». Омск. Соавтор М.И. Слободин. Сграффито. 1964.

«Труд», «Отдых». Роспись в интерьере Дворца культуры «Юность». Омск. Соавтор М.И. Слободин. Сухая фреска.

«Сельский труд». Роспись в интерьере СПТУ. Омская область, Москаленский район, совхоз «Элита». Сухая фреска. 1965.

«История русской борьбы». Роспись интерьера кафедры борьбы института физкультуры. Омск. Соавтор В.В. Кукуйцев. Темпера. 1966.

«Физическая культура». Роспись фасада павильона стадиона. Петропавловск. Соавтор Н.М. Брюханов. Эпоксидная смола. 1966.

«История авиации». Роспись интерьера музея технической пропаганды завода им. П.И. Баранова. Омск. Соавтор Г.А. Штабнов. Фотоэлектролиз. 1968-1969.

«Защита завоеваний Октября». Рельеф фасада Дворца им. Ф.Э. Дзержинского. Омск. Соавтор Г.А. Штабнов. Бетон. 1971.

Декоративная роспись цеха завода им. П.И. Баранова. Омск. Соавтор Г.А. Штабнов. Мозаика. Природный камень, смальта. 1971.

«Сельское хозяйство». Роспись интерьера СибНИИСХоза. Омск. Шамот. 1972.

«Учеба», «Наука». Роспись читального зала библиотеки мясо-молочного техникума. Омск. Резьба по гибсу. 1973.

«Спорт». Роспись на стадионе кордной фабрики. Омск. Масло, воск. 1974.

«Дорога на Север». Роспись банкетного зала ресторана «Маяк». Омск. Соавтор В.В. Кукуйцев. Фреска. 1975.

«Детство». Рельеф декоративной стелы у бассейна Дворца пионеров. Омск. Соавтор Г.А. Штабнов. Бетон. 1975.

Награды

Правительственные:

  • 1987 медаль "Ветеран труда".

Творческие:

  • 1971 год премия СХ РСФСР за рельеф "Защита завоеваний Октября".
  • 1987 год Почетная грамота серитариата правления Союза художников РСФСР.

Выставки.

  • 1954 – II отчетная выставка художников КазИЗО. Алма-Ата.
  • 1955 – Передвижная выставка произведений художников Казахстана. Алма-Ата.
  • 1955 – Республиканская выставка художников Казахстана. Алма-Ата.
  • 1956 – Республиканская отчетная выставка художников Казахстана. Алма-Ата.
  • 1957 – Персональная выставка в помещении Союза художников Казахстана. Алма-Ата.
  • 1957 – Республиканская выставка работ Казахстана, посвященная 40-летию Октября. Алма-Ата.
  • 1957 – Всесоюзная юбилейная художественная выставка. Москва.
  • 1958 – Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ. Москва.
  • 1958 – Передвижная выставка произведений Казахстана.
  • 1958 – Выставка произведений художников Казахстана на декаде казахского искусства. Москва.
  • 1959 – Выставка, посвященная XXI съезду КПСС. Алма-Ата.
  • 1960 – Выставка «Графики Сибири». Москва.
  • 1961 – Персональная выставка. Дом художника. Омск; Дом ученых. Новосибирск.
  • 1964 – I зональная художественная тематическая выставка «Сибирь социалистическая». Новосибирск.
  • 1965 – Передвижная выставка «Художники Сибири». Новосибирск.
  • 1966 – Выставка художников Сибири. Тюмень.
  • 1966 – Выставка художников в честь 250-летия города Омска. Дом художника.Омск.
  • 1967 – II зональная выставка «Сибирь социалистическая», посвященная 50-летию Советской власти. Омск.
  • 1968 – Выставка монументального и декоративно-прикладного искусства. Дом художника.Омск.
  • 1968 – Областная художественная выставка «Художники – Октябрю». Дом художника.Омск.
  • 1968 – Областная выставка омских художников «Ленинскому комсосолу посвящается». ООМИИ.Омск.
  • 1969 – III зональная выставка «Сибирь социалистическая» (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина). Красноярск.
  • 1970 – Областная выставка произведений омских художников, посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Омск.
  • 1970 – Выставка акварели и рисунка. Дом художника.Омск.
  • 1971 – Выставка художников Омска. Дом художника.Омск.
  • 1972 - Всесоюзная выставка архитектуры и монументального искусства. Москва.
  • 1973 - Юбилейная выставка, посвященная 40-летию Омской организации СХ и ХПМ. Дом художника. Омск.
  • 1974 – Персональная выставка. Омск. Новосибирск.
  • 1974 – Выставка 4-х омских художников. Кукуйцев В.В., Третьяков Н.Я., Черепанов Р.Ф., Штабнов Г.А. Москва, Таллин, Ленинград, Красноярск.
  • 1975 – Выставка омских художников в Венгрии.
  • 1977 – Вторая всероссийская выставка акварели и рисунка. Ленинград.
  • 1979 - Передвижная выставка омских художников по районам Омской области, посвященная 25-летию освоения целинных и залежных земель. Русская Поляна, Павлоградка, Одесское.
  • 1980 – V зональная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул.
  • 1982 – Дар омских художников колхозу «Родина» станицы Казанской Краснодарского края. Казанская.
  • 1982/83 – Областная выставка «Омская земля». Выставка произведений омских художников.Дом художника. Омск.
  • 1984/84 - Областная выставка «Омская земля». Выставка произведений омских художников. Москва.
  • 1984 - Выставка "Современная советская графика и скульптура". ООМИИ. Омск.
  • 1984 - Выставка, посвященная 60-летию ООМИИ. Дом художника. Омск.
  • 1985 – Выставка произведений омских художников, посвященная 40-летию со дня Победы. Дом художника. Омск.
  • 1984 - Выставка "Нам нужен мир!". ООМИИ. Омск.
  • 1987 – Персональная выставка. Дом художника. Омск.
  • 1988 - Выставка "Помощники художника". ООМИИ. Омск.
  • 1989 – Выставка «Синтез» Н. Третьяков, Г. Штабнов, В. Владимиров, М. Герасимов, С. Тыркаов. Живопись, графика. Омский областной музей изобразительных искусств. Омск.
  • 1990 - Выставка "Экология. Человек в пейзаже". ООМИИ. Омск.
  • 1992 – Посмертная персональная выставка. ООМИИ. Омск.
  • 1992 – Персональная выставка. Школа милиции. Омск.
  • 1992 - Выставка "Синтез-2". ООМИИ. Омск.
  • 1992 - Выставка "Искусство бумажного листа". ООМИИ. Омск.
  • 1992 - Зарубежная групповая выставка «Artrusse». Париж. Франция.
  • 1993 - Выставка "Встречное движение". ООМИИ. Омск.
  • 1996 – Персональная выставка "Почтение Третьякову". ООМИИ. Омск.
  • 1996 - Выставка "Над рекой Тишиной...", посв. 280-летию Омска. ГМИО. Омск.
  • 1996 - Выставка "Мелодия города". ОГИК музей. Омск.
  • 1998/99 - Выставка "ЗДЕСЬ". Дом художника.ГМИО. Омск.
  • 1999 - Выставка художников-шестидесятников. Музей К.П. Белова.
  • 1999 - Выставка "Певец любви, певец моей печали...", посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. ООМИИ им. А.М. Врубеля. Омск.
  • 1999/2001 - Выставка "Искусство XX века". ООМИИ им. А.М. Врубеля. Омск.
  • 2000 - Выставка "Омский эстамп". Дом художника. Омск.
  • 2001 - Персональная выставка "Невостребованный художник". ГМИО. Омск.
  • 2001 - Выставка "Место и время", посв. 10-летию ГМИО. ГМИО. Омск.
  • 2001/02 - Выставка "В дар музею. 1997-2001". ГМИО. Омск.
  • 2001/02 - Выставка "Благослови детей и зверей". ООМИИ им. А.М. Врубеля. Омск.
  • 2002 – Персональная выставка "Неизвестный Третьяков. Воссозданные гравюры". ООМИИ им. М.А. Врубеля. Омск.
  • 2002 – Выставка "Сибирский сад - территория мечты". ООМИИ им. М.А. Врубеля. Омск; Новокузнецк.
  • 2002 - Выставка «Омский Союз художников в контрастах эпохи». К 70-летию образования Омской организации СХ России. ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2002/03 - Выставка "Бабушкина елка". ГМИО. Омск.
  • 2006-2007 – Николай Третьяков «В пространстве мечты» / монументально-декоративное искусство Омска 1960 - 1970-х годов/ Выставка, посвященная 80-летию со дня рождения Николая Яковлевича Третьякова. ООМИИ им. М.А. Врубеля. Омск.
  • 2006 – Выставка «Алтай неизвестный», посвященная 80-летию со дня рождения Н.Я. Третьякова. Дом художника. Омск.
  • 2007 – Выставка картин Николая Третьякова. Визит-центр Алтайского заповедника. Поселок Яйлю (Турочакский район Республики Алтай).
  • 2007 - Вид из окна. Дом художника. Омск.

Творческие дачи.

  • 1962 "Горячий ключ"
  • 1969 "Челюскинская" (руководитель В.С. Слыщенко).
  • 1972 "Сенеж" (поток монументалистов).

Творческие поездки.

1952, 1957, 1958 годы - участвовал в качестве художника и фотографа в составе научно-этнографических экспедиций Академии наук СССР в Казахстане; 1967, 1984 годы поездки на Алтай, север Сибири; 1975 - Владимир, Суздаль; 1982 - Красноярский край.

Близким другом Николая Яковлевича Третьякова был сибирский советский поэт Вильям Озолин.

Библиография.

Третьяков Н.Я. – Советский художник. М., 1959.

Третьяков Н. Буклет. Омск, 1967.

Соловьева-Волынская И.Н. Художники Омска. Л., 1972.

Улянов Н.Е. Я видел прекрасное. Новосибирск, 1975.

Произведения омских художников в Омском областном музее изобразительных искусств. Буклет. Авторы текста Л. Баранцева, А. Чернявская. Л., 1978.

Омский музей изобразительных искусств. Альбом. Составитель А. Гонтаренко. Вст. ст. Л. Баранцевой. Л., 1980.

Николай Третьяков. Выставка произведений. Каталог. Вст. ст. Л.П. Елфимова. Омск, 1987.

Елфимов Л. …Мимо звезд, туда, где рождаются мечты. Альманах «Иртыш», № 2, 1993.

Елфимов Л. Николай Третьяков. Омск, 1994. 128 с. ил.

Мороченко Н. Третьяков Николай Яковлевич // Омские художники- «шестидесятники» / Н. Мороченко. – Омск, 1995. – С. 74-75: ил.

Третьяков Николай Яковлевич // Омский Союз художников: альбом-справочник. – Омск, 2004. – С. 288-291, ил.

В нашем университете работает много талантливых и разносторонне развитых людей. К таким людям можно смело отнести Николая Афанасьевича Третьякова. Николай Афанасьевич – кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, полковник запаса, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, а также член Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Николай Афанасьевич – прекрасный поэт, благодарные понимающие читатели которого есть не только на просторах нашей необъятной родины, но и в родственной для нас Белоруссии, а также в других странах. Своими выразительными стихотворениями он вдохновил многих именитых композиторов как в России, так и в Белоруссии. А известный белорусский композитор Александр Владимирович Ращинский создал даже целый альбом песен на стихи Н.А. Третьякова!

Поэтические сборники Николая Афанасьевича удивительны и прекрасны, необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию: «Не забыть» (в двух частях), «Люби и помни», «Багряная медь», «Откровение», «Глазами деревьев», «Солнечная ткань», «Светлый край журавлей», «Цвет краснотала»,

«Когда ложатся росы». В них нашло отражение природы, деревни, городов, быта различных народов, некоторые лирические размышления поэта. Готовится к изданию новый поэтический сборник «Голоса протоков».

В этом контексте стоит упомянуть и о том, что Николай Афанасьевич является номинантом премии Союзного государства (Россия – Белоруссия) в области литературы и искусства. Лауреат литературной премии им. М.В. Ломоносова, присуждённой Петровской академией наук и искусств. Награждён литературными наградами: медалью М.Ю. Лермонтова, медалью М.В. Ломоносова. За литературное творчество награждён благодарственными письмами от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Кирилла, а также благодарственным письмом президента Белоруссии, Александра Григорьевича Лукашенко, благодарственным письмом от Председателя Правления Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева, а также бесчисленное количество благодарностей от государственных библиотек и средних общеобразовательных школ России и Республики Беларусь. Кроме литературных, в копилке Николая Афанасьевича много и других государственных и общественных наград, а именно, медали и ордена: «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Жукова, «300 лет ВМФ», «55 лет Победы в ВОВ», «50 лет космонавтики», «90 лет Вооруженным силам», «100 лет Профсоюзам России», «90 лет ВЛКСМ», знаком «Отличник пограничной службы», многими правительственными грамотами и дипломами, медалью «Ветеран труда», бронзовой, серебряной и золотой медалями ВДНХА, медалью «Ветеран ГСВГ».

Но, даже не смотря на международное и общественное признание и достигнутые огромные успехи, поэт неустанно продолжает творческую литературную деятельность. Вот и не так давно, 16 октября, в одном из красивейших городов Беларуси, в Витебске, состоялся большой музыкально-поэтический вечер «Откровения творчества». На этом вечере стихи Николая Афанасьевича, воплощённые в тонкие лирические песни, в живом инстру ментальном исполнении (в том числе, в исполнении известного ансамбля гусляров «Садко») покорили сердца многочисленной аудитории.

А в Брянской области, на родине Николая Афанасьевича, в течение уже нескольких лет городские и областные детские библиотеки совместно со средними общеобразовательными школами регулярно организуют конкурсы чтецов среди учащихся от 2-х до выпускных классов, оформляют выставки поэтических сборников поэта, проводят поэтические часы, посвящённые творчеству поэта-земляка. Николай Афанасьевич пишет в разных жанрах: пейзажная лирика, раздумья, стихи о Войне, оды, поэмы, философские притчи, басни и сказки, песни. Произведения поэта и писателя читаются и исполняются легко, потому что автор передаёт в них красоту природы страны и самые правдивые и светлые моменты, которые ему довелось испытать на своем жизненном пути. Они помогают читателю оглянуться вокруг и почувствовать любовь к родной земле и к людям, которые живут рядом с нами.

Особенно важно, что подрастающее поколение, те самые школьники, с упоением окунающиеся в мир образов и чувств произведений Николая Афанасьевича, через эмоциональное, душевное творчество взращивают в себе чувство любви к Родине и способность видеть прекрасное и светлое.

Ведь именно через любовь к Родине в человеке пробуждается стремление приносить пользу родному краю, стране, нести ответственность за мир на Земле и своим трудом создавать доброе и прекрасное Будущее. И в этом почётном деле – ответственного строительства Будущего через воспитание новых поколений и передачу созидательных смыслов – поэт и учёный Николай Афанасьевич Третьяков внёс и продолжает вносить огромный творческий вклад.

Поэтому от имени коллектива университета хочется поблагодарить Николая Афанасьевича за его благородный и восхитительный поэтический труд и пожелать ему крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов!