Последние статьи
Домой / Аренда / Кто является прообразом криминального мира. Современная иерархия преступного мира и основные тенденции ее развития

Кто является прообразом криминального мира. Современная иерархия преступного мира и основные тенденции ее развития

Начинает цикл публикаций о ворах в законе - генералах преступного мира. Появившись в начале XX века, эти люди вне закона быстро оказались во главе всей преступности СССР, а затем и России. Воры в законе не похожи на других криминальных авторитетов: их отличает своя идеология, обряды и своеобразный кодекс чести, разительно отличающий их от остальных бандитов. Их мир надежно скрыт от посторонних глаз, а сами законники редко попадают в криминальные сводки, при этом управляя всем, что творится по ту сторону закона, не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. В первом тексте цикла мы расскажем о том, как возникла воровская каста, как создавались ее негласные правила и как менялся мир законников на протяжении десятилетий.

Эра законников

Считается, что первые воры в законе появились в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Конечно, преступники с четкой идеологией (например, Моисей Винницкий, известный в криминальных кругах как Мишка Япончик) существовали и до этого. Но они - одиночки, которые в отличие от законников не были единой силой, связанной общим кодексом поведения. Впрочем, если время появления воров примерно известно, то насчет того, как именно они появились на криминальной арене, существуют три основные версии.

Первая - и самая банальная - гласит, что воры в законе стали порождением тюремной среды в непростое для страны время: за решеткой, как и в любом замкнутом сообществе, у руля становятся самые сильные и авторитетные участники. Со временем такие вожаки сидельцев стали второй властью в местах лишения свободы, выступая и судьями, и карателями среди зэков.

По второй версии, прародителями законников стали белые офицеры, которые после Гражданской войны оказались не у дел - многие из них загремели в тюрьмы. Их товарищи, оставшиеся на воле, нередко выходили на криминальную тропу, звались жиганами - и в конечном итоге тоже попадали за решетку. «Идейные» жиганы активно воевали с уркаганами - преступниками, которые не придерживались вообще никаких правил, - и рвались к лидерству в преступном мире, идя по трупам: о зверствах и жестокости бывших белогвардейцев с ужасом вспоминали заключенные Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), которые попали туда в 30-х годах XX века.

Конспирологи считают, что бывшие царские сторонники избрали для себя путь тайного сопротивления новой власти: они начали грабить и разворовывать советское государство, которое разрушило их жизни. Косвенное подтверждение этой теории в том, что созданный впоследствии кодекс воровской чести местами перекликается с принципами белых офицеров.

Наконец, третья версия гласит, что к появлению воров в законе приложили руку сотрудники Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Якобы в условиях, когда в стране появилось огромное количество заключенных - через лютую систему ГУЛАГа были просеяны миллионы человек, - советскому государству была необходима поддержка во внутреннем секторе обнесенных колючей проволокой учреждений. Тогда силовикам и пришла в голову идея искусственно выделить среди зэков законников, которые благодаря своему авторитету стали управлять основной массой заключенных.

Противники этой теории отмечают: воровские правила строго запрещают любые контакты с властью, превращая законников в идеальных диссидентов преступного мира. Если бы воров действительно насаждали сотрудники НКВД, то в преступном мире такой план наверняка быстро был бы раскрыт - и обернулся бы провалом. Впрочем, в пользу показушности некоторых воров говорит то, что после окончания Великой Отечественной войны они действительно перешли на сторону властей и стали нещадно резать тех законников, которые были по-настоящему преданы воровской идее. Это была настоящая война за решеткой, ведь уже к началу войны в СССР насчитывалось около 3,5 тысяч воров в законе.

«Сучья война»

Конец Великой Отечественной ознаменовался новым притоком заключенных в советские лагеря. В их числе были и законники, которые воевали на фронте за СССР, но, вернувшись за решетку, они столкнулись с непониманием тех воров, кто на фронте не был. Последние считали, что по воровским понятиям участие в боевых действиях - это сделка с властью. На законников-фронтовиков начались гонения, их отказывались считать ворами, но те с таким положением дел соглашаться не хотели. На зонах все чаще вспыхивали местечковые конфликты - и власти, недовольные упрямыми и непокорными ворами, не преминули воспользоваться расколом в их рядах и поддержали гонимых. Так началось противостояние, вошедшее в историю криминального мира под названием «сучья война».

«Настоящие» законники стали звать своих оппонентов, получивших господдержку, «ворами разложенными», а чаще - просто суками. Почувствовав за собой силу, суки стали не просто стремительно давить противников, а еще и обращать воров старой школы в свои ряды. Делалось это через особые ритуалы: чтобы перейти к сукам, законнику было достаточно, к примеру, поцеловать лезвие ножа или «ударить в колокол» - ударить тяжелым предметом по заранее подготовленной рельсе.

Кадр: сериал «Сучья война»

«Воры разложенные» не гнушались убивать противников, которых между собой называли баранами: ворам старой школы отрубали головы, жгли их током, резали ножами, а порой и совали раскаленный лом в задний проход. Такие садистские приемы способствовали массовому притоку к сукам законников, которые не хотели в страшных муках расстаться с жизнью. Уже после окончания сучьей войны многие из переметнувшихся пытались вернуться к ворам старой школы, но приняты не были.

Ссучившиеся воры действовали не только там, где сидели сами: они устраивали так называемые трюмиловки - настоящие вояжи лагерных отрядов, состоящих из отпетых уголовников. Такие карательные отряды кочевали из зоны в зону, устраивали в каждой марафоны насилия и заставляли воров переходить к сукам. Одним из самых известных таких отрядов стала бригада вора Васьки Пивоварова, который воевал в штрафбате, а затем стал «своим человеком» у НКВД. Главной целью его «командировок» была поддержка и демонстрация власти сук, которые к этому времени были в каждом лагере.

В этих страшных условиях ворам старой школы пришлось изменить правила поведения, чтобы банально выжить. В их суровом кодексе появились исключения: к примеру, законники за решеткой получили возможность становиться руководителями групп и парикмахерами (до этого на любую административную работу за решеткой у воров было строжайшее табу). Это позволяло ворам и кормиться, и обороняться: нередко ножницы, тайно унесенные из лагерной цирюльни, служили оружием при нападении сук. Несмотря на эти уловки, к середине 50-х годов, когда «сучья война» закончилась, поголовье законников сильно сократилось: часть воров была убита, часть перешла к сукам. Но были и те, кто сумел залечь на дно, пережить резню и дождаться своего часа.

Реформы Черкаса

После окончания «сучьей войны» лагерное спокойствие длилось недолго: в начале 60-х годов на зонах начались притеснения заключенных - им урезали количество встреч с близкими, ужесточили режим, а главное - сократили возможности получать передачи. Тогда-то и настал звездный час уцелевших законников, имевших связи и свои каналы поставки продовольствия - столь ценных за решеткой колбасы, чая, сигарет и тому подобного. Конечно, все это было не бесплатно, но рядовые зэки соглашались платить любые деньги, лишь бы отведать что-то, кроме жуткой тюремной баланды. Постепенно к законникам стали относиться как к благодетелям, что сыграло им на руку.

Однако картина для воров была радужной лишь на первый взгляд: сбавившие обороты суки никуда не делись и, взяв передышку, принялись снова давить на своих заклятых врагов пускай и не столь агрессивно, как в «сучью войну». Для законников настало время перемен: идейным вдохновителем корректировок воровского кодекса стал вор (Черкас). Правда, позже выяснилось, что он утаил от воровского сообщества две госнаграды, полученные на войне, но историю, как известно, не перепишешь...

Черкас вынес на обсуждение законников четыре основных предложения. Первым делом он начал ратовать за отмену правила, по которому вор в законе должен обязательно сидеть за решеткой время от времени. Автор «поправок» резонно заметил, что на свободе законники будут куда эффективнее. По мнению Черкаса, представлять свои интересы в местах лишения свободы для законников было бы куда лучше через доверенных лиц - положенцев и смотрящих, которых вскоре после этого стали называть козырными фраерами.

Второй идеей новатора стало обложить данью воровской общак цеховиков - так до конца 80-х годов называли подпольных предпринимателей. При этом суммы, взимаемые с нелегальных коммерсантов, по замыслу Черкаса, не должны быть грабительскими: в теории, доведенные до отчаяния цеховики могли обратиться в милицию. Ворам, само собой, это было ни к чему.

Третьим пунктом своей программы Черкас предложил смягчить запрет на сотрудничество с . Нет, доносить, давать признательные показания и слыть потерпевшими воры по-прежнему права не имели. А вот подмахнуть бумагу с отказом от преступной деятельности, при помощи которой стражи порядка пытались задавить все воровское движение, теперь разрешалось. При этом Черкас кивал на старый воровской закон: мол, слово, данное сотруднику правоохранительных органов, ничего не стоит. Наконец, вор-реформатор предложил устроить «крышу» для воровского сообщества в среде нечистых на руку чиновников и блюстителей закона, которых предполагалось подкупать за деньги.

Все предложения Черкасова были одобрены на воровской сходке (собрании), которая произошла в начале 70-х годов в Киеве. Однако, как показала практика, корректировки потребовал пункт о поборах с цеховиков: некоторые законники все-таки начали жадничать и брать больше положенного - на горизонте замаячил серьезный конфликт. Впрочем, его удалось избежать благодаря сходке 1979 года, прошедшей в Кисловодске. Впервые в истории воровского мира на собрание пригласили посторонних - представителей цеховиков. Вместе собравшиеся решили, что отныне законники имеют право взимать с предпринимателей не больше десяти процентов от их прибыли. Такой расклад устроил обе стороны.

Воровской кодекс с поправками Черкаса действует до сих пор. Поначалу следовавших ему законников называли ворами новой формации, но с годами он стал общим для всех. Впрочем, удар по нему нанесли «лихие 90-е»: в то смутное время у видных воров в законе вошло в моду шефство над организованными преступными группировками (ОПГ). Некоторые законники даже стали считаться бандитскими лидерами и стремительно наживать капиталы, что не принесло репутации воров ничего хорошего. Количество законников, придерживающихся единого воровского кодекса, стремительно уменьшилось.

По воровским заветам

Основа основ действующего сегодня кодекса законников - это преданность воровской идее: вор должен постоянно противостоять государству и никак не сотрудничать с ним, быть вне общества и не иметь социальных связей, в том числе не заводить семью. Тем не менее семейные ценности в среде законников уважают: тем, кто связан узами брака, принято помогать; также в мире преступных генералов уважают старших и родителей, особенно матерей.

Помимо семьи, вор в законе не должен иметь постоянного места жительства. Трудоустройство - табу для законника, кодексом это категорически запрещено. Не приветствуется в воровской среде и бизнес - кормиться законник должен только своим преступным ремеслом.

Кодекс также запрещает ворам врать своим «коллегам», красть у них и самовольно мстить другим законникам, если месть не одобрена воровским сообществом. Любопытно, что в «джентльменский набор» каждого вора обязательно входит умение честно играть в карты с другими законниками. Этот навык показывает, что человек бесстрашен и готов идти на риск проиграть что угодно - от денег до собственной жизни.

Неготовность идти ва-банк - это не только неверность воровской идее, но и проявление малодушия, недопустимого для настоящего законника. Вообще, стойкость и готовность с достоинством переносить любые невзгоды и печали в воровском мире ценится очень высоко. Недаром его представители нередко называют себя терпигорцами. К слову, поскольку чувство собственного достоинства очень важно для любого вора, кодекс законников запрещает им поднимать руку друг на друга или бросаться в своей среде пустыми и бездоказательными оскорблениями.

В местах лишения свободы законникам полагается брать в руки бразды правления и следить за жизнью других сидельцев. Воры за решеткой укрепляют свою власть, смотрят за порядком и обеспечивают других законников, загремевших в штрафной изолятор (ШИЗО), всем необходимым. Кроме того, преступные генералы собирают с сидельцев дань в общак и пополняют его из своих средств. Еще одна воровская обязанность (как за решеткой, так и на свободе) - рекрутирование в ряды криминала молодежи и обучение ее правилам «жизни по понятиям», по сути, подготовка новых «кадров».

Кстати, сегодня вором в законе может стать только мужчина - но так было не всегда. До войны в СССР насчитывалось около 500 законниц: эта преступная каста полностью исчезла лишь в 1956 году. Тогда законники решили, что отныне носить воровской титул женщины не будут. Обосновали просто: вор не может иметь сексуальных контактов с мужчинами, а у женщин они предусмотрены природой, поэтому законницами им не быть.

Подобные глобальные решения воры принимают сообща, встретившись на очередной сходке. Проходить она может где угодно - история знает случай, когда вор в законе Сергей Липчанский (Сибиряк) организовал встречу законников в застенках знаменитой Бутырки, просто договорившись с охраной. Хотя, конечно, куда чаще воры собираются в ресторанах или за городом. Впрочем, о таком крупном событии, как воровская сходка, быстро узнают и оперативники, после чего встречи законников нередко оборачиваются массовыми задержаниями.

Тонкости коронации

Для того чтобы стать членом воровского «клуба», претендент должен соответствовать ряду условий: иметь несколько отбытых сроков и поручительство как минимум двух действующих законников, как минимум пять лет обладающих воровскими титулами. Если условия соблюдены, по всем колониям разносится «воровской прогон» («малява»): послание о том, что такой-то хочет стать вором в законе. Делается это, во-первых, для информирования преступного мира, а во-вторых - для сбора информации о кандидате.

Может, он скрывает, что имеет карточный долг? Состоял в интимной связи с мужчиной? Стучал на кого-то? Если такое выяснится - путь в законники для кандидата закрыт. Если же ничего интересного и противоречащего воровскому кодексу в биографии кандидата не находится, назначается день посвящения, которое может проходить как на зоне, так и вне тюремных застенков. Кстати, раньше само посвящение для христиан называлось крещением, а для мусульман - коронацией. Теперь куда чаще используются общая для всех религий формулировка - «решение вопроса» по такому-то человеку.

При посвящении новоиспеченный вор дает клятву, в которой обязуется чтить воровские традиции. Иногда ему делают татуировку в виде сердца, пробитого кинжалом. Впрочем, это далеко не обязательно - а знаменитые воровские звезды на плечах и вовсе стали сегодня достоянием прошлого.

Добровольно сложить с себя воровские полномочия законник может лишь по одной причине - тяжелой болезни, не позволяющей ему посещать сходки. В этом случае он обращается к воровскому миру с просьбой отправить его «на пенсию». После проверки правдивости слов законника отпускают с миром. При этом самого воровского титула «пенсионер» не лишается, лишь немного меняется название - отныне его именуют вором в короне.

Но если добровольно отказаться от своих полномочий вор фактически не может, то лишиться титула за проступки - вполне. Как именно покарать виновного, воры решают всем миром, на общей сходке.

Суд для отступников

Провинившийся законник как обычно приглашается на сходку; при этом о грядущем суде его не предупреждают. После того как ему предъявят обвинения - обязательно с доказательствами, - «подсудимый» имеет право оправдаться, используя любые контраргументы. Если все его старания напрасны, вор признается «виновным» и участники сходки выбирают ему наказание.

Самое легкое из всех - унизительная пощечина, которую «осужденному» отвешивает другой вор в законе. При этом бить в ответ нельзя, иначе можно и вовсе лишиться титула: это наказание называется по-разному - развенчанием, раскоронованием или разворовыванием. Действующий вор бьет законника по ушам - и тот превращается в «мужика»: за решеткой его будут принимать уже как простого сидельца без каких-либо привилегий.

Самая страшная кара воровского мира - это, как и везде, смертная казнь. Законника могут убить за крайне серьезные проступки - стукачество, предательство, самовольное убийство другого вора или самовольное сложение с себя воровских полномочий. Выносится «приговор» только на сходке главных законников целого региона страны. Самым популярным вариантом его исполнения считается самоубийство. Провинившийся должен сам наложить на себя руки. Конечно, готовы к такому далеко не все - одни стараются тянуть время, другие пускаются в бега.

На этот случай в воровском мире есть штатные киллеры-ликвидаторы, которые находят беглецов и приводят «приговоры» в исполнение. Обычно такие убийцы мастерски маскируют расправы под несчастные случаи: жертву могут толкнуть под машину или инсценировать пищевое отравление, скрыв отравление ядом. Из экзотики - беглецу могут подсунуть проститутку, которая в самый неожиданный момент сделает ему смертельный укол.

Впрочем, если такие изощренные способы невозможны, «осужденного» могут просто заковать в бетонные ботинки и отправить на дно водоема, как это любили делать участники различных ОПГ. А порой палачи не только не пытаются скрыть свои действия, но, напротив, устраивают подобие акций устрашения. Известен случай, когда ликвидатор настиг «осужденного» за предательство беглеца в поезде, где выколол ему глаза, отрезал язык и уши, в которые затем вбил по гвоздю.

В воровском мире известна и еще одна история, когда в одном из провинциальных российских городов провинившегося законника заставили заползти в отрезок строящегося нефтепровода и заварили вход. Несколько дней несчастный в кромешной темноте искал выход, пока совершенно случайно на него не наткнулся. Впрочем, выбраться-то он выбрался, но вот умом повредился: долгое время «осужденный» безрезультатно лечился в психиатрической больнице и в конечном итоге совершил суицид.

Измельчавшие короли

Точное число воров в законе, которые сегодня находятся в России, назвать сложно: этому мешает максимальная конспирация в их среде. Однако, по приблизительным подсчетам, на 2013 год в стране насчитывалось порядка четырехсот воров на свободе, и еще около ста - отбывающих наказание в местах лишения свободы. Конечно, на фоне 3,5 тысяч законников начала 40-х годов XX века эти цифры не велики.

При этом воров не просто стало меньше: стремительно уходят в прошлое те из них, кто всю жизнь строго следовал воровскому кодексу. Все больше законников позволяют себе и заниматься коммерцией, и заводить семьи. К примеру, дальневосточному вору в законе Евгению Васину (Джем) в 90-е его титул ничуть не мешал руководить огромным оргпреступным сообществом «Общак» и творить вещи, весьма далекие от строгих воровских правил.

В те же 90-е, к слову, воровскими титулами стали торговать, пусть и за очень большие деньги; из-за этого появились законники, ни разу в жизни не топтавшие зону. Больше того: в последнее время воровской титул возможно получить чуть ли не по Skype - в самом деле, зачем собираться, если есть видеосвязь? Само собой, у тех воров, кто все еще чтит традиции, подобные новшества вызывают как минимум недоумение.

Появились в воровском мире и вполне «светские» наказания - штрафы. Теперь совершивший незначительный проступок законник вместо унизительной пощечины, которая так или иначе пошатнет его авторитет, может отделаться взносом в воровской общак. На фоне всего этого законники нового поколения, в отличие от своих предков, перестали гордиться попаданием за решетку: в места лишения свободы они отправляются крайне неохотно.

В целом, за последние годы законники сильно измельчали, а строгое следование воровскому кодексу становится скорее чертой воров старой школы. Однако именно жесткие правила поведения сделали законников теми, кто они есть, - первыми лицами преступного мира. И когда воровской кодекс с годами окончательно канет в Лету, велик шанс на то, что некогда могущественные и авторитетные воры в законе, для которых честь не была пустым словом, превратятся в обыкновенных бандитов.

В современном мире практически каждый человек понимает, кто такой вор в законе.

Вор в законе — титул представителя элиты преступного мира, который пользуется большим авторитетом в своей окружающей среде.

Такое понятие, как «вор в законе» не имеет аналогов в мировой практике и присущее только СССР и постсоветскому пространству.

В СССР был принят воровской кодекс, который окончательно сформировался к семидесятым годам, в ходе многочисленных воровских разбирательств.

Традиция «коронования» идет из периода, когда воры, с целью поднятия собственного авторитета распространяли байки о происхождении воровской касты от разбойничьих атаманов, которые принадлежали к дворянству.

В 2020 году законы воровского мира переживают определенный кризис, старые авторитеты потеснены новыми и многие обычаи отошли в прошлое.

Рассматривая вопрос, что означает вор в законе, следует понимать, что в таком случае человек должен пользоваться большим авторитетом в своем окружении и быть представителем элиты преступного мира.

Многие преступники интересуются, как стать вором в законе. Но данный титул доступен далеко не каждому.

Воровская специальность кандидата требует высокой квалификации. Как правило — это домушник и «медвежатник» (вор, который грабит сейфы).

Кандидат должен соответствовать таким требованиям:

Если кандидат соответствует всем вышеперечисленным требованиям, необходимо действовать по такой инструкции:

  1. Прежде всего, человек сообщает о своем намерении другим представителям этого титула.
  2. Воры в законе рассылают вести по всем тюрьмам и изоляторам России с извещением о том, что такой-то, имеющий кличку такую-то, желает стать вором в законе.
  3. Каждый, кто может что-то сказать о кандидате, вспомнить старые грехи, должен это сделать.
  4. Потенциальному вору в законе необходимо заручиться поддержкой двух воров в законе с пятилетним стажем. Они будут выступать его поручителями.

После того, как соответствующие лица будут извещены должным образом, начинается сходка. Становятся ворами в законе после коронации.

Короновать человека в вора в законе может только сходка. В большинстве случаев такие собрания происходят на воле под предлогом свадьбы, юбилея или просто в тайном месте. Большим почетом пользуются воры, которые были коронованы именно в тюрьме.

Сама процедура коронации, чтобы стать вором в законе, не очень известна. Это объясняется тем, что сообщество преступного мира относится к наиболее закрытым сообществам. Но все же некоторые детали выявить удалось.

На сходке должны присутствовать два законных вора, представители кандидата. Саму коронацию проводит наиболее авторитетный вор на этой сходке.

Кандидату предлагают обнажить торс и ноги . После этого авторитет осматривает его татуировки, они могут многое сказать о человеке.

Если на нем нет наколок, которые свидетельствуют о том, что он когда-либо нарушал законы воровского мира или был «опущен», наиболее авторитетный вор обращается с речью к соискателю.

Он предлагает произнести определенную клятву, по которой кандидат обязуется соблюдать воровские законы.

Если ни у кого из присутствующих нет возражений, то авторитет объявляет кандидата «вором в законе» . В случае, когда кто-то имеет возражения, их нужно обосновать. Дело тщательно обсуждается, выслушиваются доводы обеих сторон.

Подобное происходит редко, так как до сходки допускается только тот человек, который не имеет очевидных промахов перед воровским миром.

После процедуры коронации в ближайшее время новому вору наносятся на тело наколки. Именно татуировка вора в законе свидетельствует о его статусе.

К числу таких татуировок относятся следующие:

Рассматривая данный вопрос, стоит ознакомиться, как живут воры в законе. Раньше они обязывались не иметь собственного жилья, отказаться от внешних примет роскоши, соблюдать скромность в быту.

Но к 2020 году все сильно изменилось, и жилые дома воров в законе соперничают с дворцами кинозвезд.

Не смотря на то, что по традиции воры не должны иметь контактов с государством, они тесно взаимодействуют с политикой и бизнесом.

Возможно, одной из таких причин стал тот факт, что в девяностые годы развивалась практика коронования вора за деньги.

Криминальные авторитеты

Список самых влиятельных воров в законе не один раз публиковался, но мало кто понимает, что собой представляют эти люди.

  • Трофимов Андрей Анатольевич (Трофа);
  • Мерзоев Теймури Сулиманович по прозвищу Тимур;
  • Аббасов Новруз Мусиб-оглы Аббасов по кличке Заур;
  • Мамедов Каро-оглы Джамалович Мамедов по прозвищу Каро.

Не теряет актуальности вопрос, как ломают воров в законе, поскольку практика показывает, что на деле ломают всех не только на зоне, но и на воле.

Подобное мероприятие происходит в разных формах. Где-то более мягко, а где-то довольно жестко. Иногда ломка отсутствует, но и здесь не все так просто.

Ломка — это специфические действия, которые проводятся дискредитации преступных авторитетов.

Основная цель — лишить воров в законе и влиятельных преступников влияния в колонии на общую массу заключенных. Процесс ломки предполагается сразу по прибытию преступников.

Прибывшие этапом, обычно размещаются в карантине . Это помещение камерного типа, под замком или оборудованное под отряд строгих условий содержания, там помещения тоже запираются снаружи, при этом решеток на окнах нет.

В соответствии с внутренними распорядками осужденный обязан отработать на благоустройство колонии не менее двух часов в неделю. Но работа может быть разной.

По законам зэков, работа считается недопустимой, так же, как и недопустимо чистить туалеты. Но работники колонии, зная это намеренно заставляют прибывших преступников выполнять именно такие виды работ.

Отказ — это первое нарушение, следующий отказ — еще одно нарушение . Затем следует штрафной изолятор. В некоторых случаях используются строгие условия содержания или помещения камерного типа на срок до 6 месяцев, либо до 1 года.

При жестком варианте за отказ от хозяйственных работ бьют. Так же могут заставить мыть пол, главное, чтобы работа была унизительной, по мнению осужденных, и чтобы таким образом преступник потерял свой статус нормального мужика.

Подсчитать сколько воров живет в России довольно сложно. Но правоохранительные органы иногда публикуют подобную статистику.

По подсчетам в настоящее время численность воров в законе составляет 227 человек. Из них 168 на свободе. В розыске 9, под следствием — 16 человек, а отбывают наказание в заключении — 59 человек.

Стоит отметить, что не все из авторитетов проживают в России на постоянной основе. Некоторые живут за границей или отбывают наказание за рубежом. Поэтому цифру 227, как обозначение численности сообщества воров, следует считать условной.

Таким образом, воры в законе — это элита криминального мира и его костяк. Чтобы получить этот титул, необходимо иметь воровскую специальность высокой квалификации. Кроме того, к потенциальному вору в законе предъявляются и другие требования.

Самые влиятельные воры и за соной смотрели и были при положении. У некоторых есть свои подконтрольные группировки. Иногда свой статус преступники получают за деньги, в таком случае они коронованы не по воровским правилам.


Роль криминальных лидеров и авторитетов в развитии организованной преступности в России неоспорима. Представляя собой так называемую «элиту» преступного мира, они и ранее, и сегодня во многом определяют стратегию и тактику преступной деятельности криминальных организаций и сообществ, обеспечивают координацию усилий и взаимодействие преступных структур в сфере борьбы с правоохранительными органами и конкурентами, принимают деятельное участие в формировании системы организованной преступности в стране в целом и ее отдельных структурных звеньев.
gt; Существует определенная иерархия современного российского преступного мира, которая формировалась в течение десятилетий,

адаптируясь к складывающейся в стране обстановке. На ее формирование несомненное влияние оказывало и изменение правового и политического режима в стране, и метаморфозы, произошедшие в экономической и социальной сфере российского общества.
Основы современной иерархии преступного мира сформировались в конце 20-х - в начале 30-х годов, что было связано с коренным переломом в деятельности всей исправительно-трудовой системы страны. В то время началось «развернутое по всему фронту наступление на капиталистические элементы» («кулаков», «оппортунистов», «вредителей» и т.д.), что привело к увеличению численности заключенных, резкому изменению их социального состава. Постановлением ЦИК и CHK СССР от ноября 1929 года вводится дополнительная мера социальной защиты - лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР. К началу тридцатых годов наряду с системой ИТУ Наркомюста РСФСР и других союзных республик формируется обширная сеть исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) общесоюзного значения.
Первым документом, регламентировавшим их деятельность, являлось «Положение об исправительно-трудовых лагерях». Однако ни в нем, ни в одном из последующих нормативных правовых актов не указывалось на необходимость полной изоляции впервые осужденных от рецидивистов, «классово-чуждых» элементов, от уголовников, бандитов. Такое отношение было на руку уголовным авторитетам. Они силой, наглостью, хитростью присвоили себе и заняли высокое статусное положение в местах лишения свободы.
Тогда же складывается и четкая трехуровневая структура управления преступным миром. На высшем уровне - «авторитетный вор» («козырный вор», «всесоюзный вор», «центровой вор», «пахан») - абсолютный авторитет («лидер»); на среднем уровне - обычный, «привычный» вор - «авторитет»; на нижнем - «шестерки» («слуги») и прочие исполнители решений «воровского братства».
«Вор в законе» - это лидер преступной группы, который, действуя сообразно «кодексу воровской чести» - соглашению между «ворами в законе» по определенным правилам их поведения, представляет собой «закон» для преступной среды, в которой он пребывает. От степени его кровожадности, уровня воспитания и умственных способностей зависит распространение правил указанного «кодекса» на остальных пред
ставителей «уголовного сообщества». В частности, основным неприемлемым условием «кодекса воровской чести», за которое полагается единственное наказание в виде смерти, является предательство друг друга. Оправдания предателя при этом в расчет не берутся.
Чтобы стать «вором», представитель уголовной среды должен пройти определенный путь и только после всевозможных проверок со стороны других «воров» на «воровской сходке» поднимается вопрос о его принятии в «сообщество воров». Как правило, этой «чести» удостаиваются помощники, «подельники» и близкие воров, которые после завершения обучения «искусству воровства» последними сами становятся самостоятельными ворами. Отбывая наказание за совершенные преступления, они расширяют круг своих знакомых, что благоприятно сказывается на росте их «известности» в преступной среде. В свою очередь, близость со своим учителем - «вором» дает им право общаться с другими «ворами», от которых впоследствии могут получить необходимую поддержку. После многократных испытаний наступает момент, когда такого человека готовят к вступлению в «сообщество воров». Несколько «воров» или один «вор» по рекомендации других собирает «воровскую сходку», на которой представляют кандидата, снискавшего своими «подвигами» известность в преступном мире. Каждый из присутствующих может высказать свое мнение. Если за представленным на «сходке» лицом не находится каких-либо «грехов», порочащих его в уголовной среде, его объявляют «вором в законе» и называют «братом». После этого новоявленного «вора» посвящают в «таинство» «воровского закона» и взаимоотношений между собратьями.
Наиболее опытные из «воров в законе» организовывают «сходки», «собрания», «съезды», где формируются новые и совершенствуются старые «идейные принципы истинных арестантов». Нередко для разъяснения тех или иных правил воровского поведения авторитетными в преступном мире «ворами» направляются в места лишения свободы так называемые «воровские прогоны».
В 50-60-х годах принимается «Первый кодекс воровской чести». По его основным положениям, «авторитетом» могло стать лицо, которое выбрало основным занятием своей жизни воровство. «Авторитетам» строго запрещалось жить за счет собратьев, лгать своим, заниматься общественно полезным трудом, состоять в каких-либо обществах и партиях, служить в армии, иметь семью и вести оседлый образ жизни, враждовать на почве национальных различий, признавать законы государства, стремиться к досрочному освобождению, вмешиваться в политическую жизнь страны, заниматься спекуляцией и коммерчес
ким посредничеством, предъявлять претензии к «ворам» без решения сходки, проводить «правилки» («суды чести») в нетрезвом виде, брать в руки оружие (совершать вооруженные нападения разрешалось исключительно при защите своих интересов), не выполнять решения, принимаемые «паханами», иметь какие-либо контакты с органами правопорядка, совершать хулиганские действия.
«Воровское сообщество» обязывало своих членов следить за порядком в лагере, устанавливать там полную власть «воров». В противном случае они отвечали перед «сходкой авторитетов».
По новому «арестантскому» обычаю признать «вором» могли только на основании решения «сходки» («собрания», «съезда»). Как правило, кандидат проходил трехлетнее испытание, тщательно «проверялся» и только после этого ему давали рекомендации два-три «законника», подтверждающие, что принимаемый «имеет определенные качества, и заслуги», его поведение и стремления соответствуют «воровским». «Авторитеты», рекомендовавшие новичка, несли перед преступным сообществом ответственность за его дальнейшее поведение. Обряд приема включал в себя ритуалы «коронования воров» и клятвы не нарушать «арестантский кодекс чести», уголовные традиции и обычаи. «Предателей» («сук») ждала суровая расправа.
Представители следующей после «воров» группы стали именоваться «мужиками». В нее входили те, кого называли «шпанками», «чертями», «бесами», а также часть «жиганов», не принятых «авторитетами» в свою среду. Ряды «мужиков» значительно умножились в период «раскулачивания». Крестьяне, привыкшие непрестанно работать на свободе, продолжали трудиться и в местах заключения. Они, как правило, имели семьи, многие служили в армии. Эти обстоятельства предопределили их место. Однако, несмотря на то, что данная категория лиц не играла видной роли в преступном мире, «воры» не могли не приблизить «мужиков» к себе. «Блатари» хорошо понимали, что, не работая, получать благодарности, высокий паек и зачеты возможно только за счет работяг - «мужиков». В отдельных случаях, когда «воры» не могли находиться в составе бригад (вследствие дисциплинарных взысканий, болезней), «добросовестно трудящийся контингент» передавал часть заработанных средств в «воровскую кассу» по заранее установленным нормам («налогам»), Co своей стороны «хранители» не давали «мужиков» в обиду другим группам осужденных или отдельным лицам. Они, как более умудренные опытом в «арестантской жизни», «добровольно» учили «бесов», «чертей» - бывших крестьян - «правильному» поведению в местах заключения, распространяя среди них свои обычаи и традиции.

Третью ступень в традиционной иерархии заключенных занимали «фраера». К ним относились спекулянты, мошенники, коммерсанты и прочие. В связи с тем что прежний уклад их жизни, интересы, потребности во многом противоречили «воровским», долгое время «хранители» не признавали «фраеров». Последним отводились весьма скромные роли «мандеров» (исполнителей поручений других), «шпилевых» (картежников). В это время «фраера» чаще остальных становились жертвами вымогательства, грабежей и разбойных нападений со стороны «авторитетов».
Изменения в уголовном, уголовно-процессуальном, исправительно-трудовом законодательствах 1958-1961 годов, предпринятое органами власти и правопорядка усиление борьбы с преступностью заставили преступный мир реформировать свои прежние принципы, «нормы», запреты, вынудили избрать новую тактику и частично уйти в подполье. Новое время требовало от них прежде всего коренной «чистки» своих рядов. К середине 60-х годов существенно изменяется структура «воровских» группировок. В тюрьмах, ИТК особого режима на территории РСФСР костяк таких групп составили теперь так называемые «авторитетные фраера» («козырные», «центровые»), возглавляемые «ворами». В других местах, например в Средней Азии и Закавказье, «вор» руководил «первой пятеркой». В «пятерке» роли распределялись примерно так: «телохранитель» (отвечает за безопасность «вора»); «содержатель общей кассы» (отвечает за сбор и сохранность «воровского об- щака»); «советник» (хорошо ориентируется во внутренних вопросах жизни в местах лишения свободы, помогает «вору» советами в разрешении «дел», с которыми к тому обращаются другие осужденные); «ученик» - кандидат на звание «вора».
В связи с резким к началу 60-х годов сокращением численности «воров в законе» «паханы» приближают к себе «фраеров», которые становятся их основной опорой и первыми претендентами на звание «главарей». Атам, где не было «воров», они становились абсолютными «авторитетами» («жили на положении воров»). На их нетрадиционное для «воров» преступное прошлое (а это были жестокие, наглые хулиганы, насильники, спекулянты, мошенники) хранители воровских традиций старались закрывать глаза.
С изменением «качественного состава» преступных группировок менялись и незыблемые ранее принципы поведения «воров в законе». Многие запреты постепенно отмирали. Теперь «вор» не обязан был только воровать. Ему разрешалось иметь семью, постоянный приют. На «воровских сходках» принимаются решения, дающие право «честно
уходить» из сообщества, работать и даже вступать в контакты с администрацией (правда, в интересах «братства»), Ho при этом оставались и незыблемые заповеди: никогда не станет «честным вором» тот, кто служил в армии, слишком усердно трудился «на благо Родины» и заслужил этим досрочное освобождение, выполнял черновые работы, был «сознательным гражданином», участвовал в общественных организациях или активе МТУ, отступал от «кодекса чести арестанта».
Отдельные «паханы» вообще не приняли новых правил, отделились от участия в «арестантской жизни» (их прозвали «нэпманскими ворами»). Ho таковых были единицы. Остальных «воров» это не остановило, и они вместе с «фраерами» поддерживали все нововведения и приспособились к новым условиям. Поддерживались и старые нужные обычаи, например обязательный сбор средств в «общак».
Вынужденный отказ «воров» от ряда «норм» «блатарей» прошлого, изменение правил и тактики поведения помогли восстановить былой статус группировок «авторитетов». Поэтому они осторожно, постепенно возрождали и привычные «традиции и обычаи». По-прежнему «обучали» «арестантов» диким азартным играм. Открывали новые нелегальные каналы «воровской почты». Налаживали систему «снабжения» колоний деньгами, спиртными напитками, наркотиками. Активистов и «непослушных» притесняли. А предателей, доносчиков, все так же жестоко наказывали, но «втемную», очень хитро и тихо, чтобы для других это выглядело несчастным случаем.
И как обычно, хранители идей преступного мира поделили на «масти» всех остальных «сидящих» в колониях особого режима и тюрьмах. Традиционно выделялись «мужики», но теперь эта категория была неоднородна и делилась на подгруппы.
Первая - «хорошие парни», которые признают правила, традиции и обычаи «блатарей», но не заслужили права находиться в «воровском сообществе».
Вторая - «центровые («козырные», «воровские») мужики» - поддерживают положение «авторитетов» и соблюдают «кодекс чести арестанта». С этими «воры» «дружат».
Третья - собственно «мужики» - основная масса «арестантов». Отличительные черты этих «мужиков» в том, что традиции, обычаи, неформальные правила уголовной среды они не нарушают, но не в силу привычек, предубеждений, а из чувства страха преступить их, ибо возмездие последует сразу.
Четвертая - «серые мужики» - ущербные и не всегда физически и психически здоровые люди, которые порой не способны следить да
же за своим внешним видом. «Авторитеты» их не уважают, но и не преследуют.
Все «мужики» хорошо, добросовестно работают, соблюдают «правила-заповеди», но при этом не являются «пропагандистами» преступной «идеологии».
Как и прежде, в среде осужденных присутствовали лица, которых преследовали «авторитеты». Юристы, работники ИТУ называли их «отверженными», «воры» - «гашеными». Это была очень разномастная, разношерстная публика. По «преступлению» им давалась и «масть»: «фуфлыжник» (не уплатил долга), «самозванец» («канает под вора»), «крыса» (крадет у своих), «повязочник», «стукач» (тем или иным образом сотрудничает с администрацией), «суки», «отошедшие», скрытые «гомики».
Самую последнюю ступень занимали пассивные гомосексуалисты («обиженные», «опущенные»), Co стороны «авторитетов» эта категория осужденных не преследовалась, так как «возмездие» уже состоялось. «Обиженные», как и «мужики», хорошо трудились. Трагическое существование в заключении сделало их безразличными к своей судьбе. Они утрачивали чувство личного достоинства, что проявлялось в несоблюдении правил личной гигиены, словесной распущенности, стремлениях к удовлетворению инстинктивных влечений, главным образом пищевых и половых.
Процесс развития организованного криминалитета за стенами исправительно-трудовых учреждений в период шестидесятых годов характеризуется «разделением» территории страны между преступными сообществами, возглавляемыми «ворами в законе». В это же время в стране появляется новый слой преступников - «цеховики» («теневики»), активные деятели «теневой экономики» страны, которые на основе использования неучтенных государственными планами ресурсов и производственных мощностей осуществляли нерегламентированную законами, противоправную экономическую деятельность, спровоцированную постоянным дефицитом материальных ресурсов и услуг как в сфере социалистического производства, так и личного потребления. Становление другой неотъемлемой части организованной преступности - коррумпированных чиновников госаппарата, оказывающих за вознаграждение «услуги» членам преступных групп, - можно отнести к семидесятым годам, к периоду слияния профессиональной преступности и «теневиков».
В 1979 году в Кисловодске на «сходке» преступного сообщества между «ворами в законе» и «теневиками» было достигнуто соглаше
ние, по которому последние брали обязательство выплачивать по 15% от своей незаконно получаемой прибыли в «воровскую кассу» - «общак». Это соглашение было вызвано участившимися случаями вымогательства членами групп профессиональных преступников у представителей «теневой экономики» крупных сумм денег. Слияние профессиональных преступников и «теневиков» повлияло на принятие уголовной средой «Третьего кодекса чести», по которому последние смогли приобретать статус «вора в законе» за деньги. Для «коронации» новоиспеченных приглашались «воры» старого поколения. Престиж этого «почетного звания» вновь возрастает. Ho «воровской авторитет», помноженный на большие деньги, вскружил головы новым «ворам в законе». Попадая в места лишения свободы, не зная сложившихся там отношений, они допускали отступления от «традиций и обычаев», «норм арестантской жизни», например, занимались открытыми поборами, притеснениями осужденных, что вело к недовольству основной массы и к потере «купленного авторитета». Настоящие же «воры в законе» (как правило, особо опасные рецидивисты) не признавали их «воровских званий», осуждали и тех своих сотоварищей, кто принимал участие в «короновании» вымогателей.
С 1980 по 1985 год основные усилия представителей организованной преступности были направлены на увеличение «теневого» капитала. В то же время грубые просчеты в экономической и правовой политике, допущенные руководителями советского государства и КПСС в конце 80-х - начале 90-х годов позволяли проводить стихийные, неконтролируемые приобретения и накопления первоначального капитала предпринимателями «первой волны», позволили криминальным элементам легализовать преступно нажитые средства и проникнуть в сферу нарождающегося частного бизнеса. С принятием «Четвертого кодекса чести», действующего по настоящее время, в уголовной среде появляется статус «авторитета».
Период девяностых годов характеризуется расколом «воровского сообщества» на два противоборствующих лагеря: «бубновой масти» - «воров» славянской национальности и «пиковой» - «воров», представляющих кавказские национальности. Главной отличительной чертой этих двух отрядов организованного криминалитета является разделение сфер их преступной деятельности. Если представители «славян^ ской масти» в основном занимаются полулегальным бизнесом (казино, публичные дома и т.п.), то «пиковые» - ярко выраженной уголовно наказуемой деятельностью (грабежами, разбоями, незаконным распространением оружия и наркотических веществ и тому подобное). В свою
очередь разделение на славянскую и кавказскую виды организованной преступности не означает, что национальность представителей этих лагерей соответствует их названию. В настоящее время в «кавказской группе» достаточное количество русских и украинцев, а в «бубновой» - чеченцев и представителей других кавказских национальностей. Причастность «вора» к тому или иному лагерю зависит от принадлежности «короновавших» его «воров».
В последнее время в преступном мире появляются организованные группы новой формации, состоящие преимущественно из спортсменов, бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые не признают криминальных лидеров и «законов» уголовного мира. В уголовной среде члены таких групп именуются «беспредельщи- ками». В последние годы отмечается разделение организованной преступности новой формации на два вида: представители первого, как правило, занимаются только полулегальным бизнесом, второго - помимо этого, выполняют различные «заказы» на совершение преступных деяний тяжкой и особо тяжкой категории: убийства, разбойные нападения, грабежи. Членов организованной преступности последней разновидности в связи с их особой дерзостью и нежеланием идти на компромиссы называют также «отморозками». В связи с хорошей вооруженностью таких групп «ворам в законе» приходится считаться с ними, а нередко и опасаться. В целях защиты от возможных покушений с их стороны многие «воры» вынуждены были приобрести бронированные автомобили и увеличить количество своих телохранителей. Следует отметить, что лидеры старой формации не смирились с таким положением дел и поэтому любыми способами и средствами пытаются противодействовать «беспределыцикам», порой не гнушаются даже их физическим уничтожением.
Новые тенденции в развитии преступного мира в России заставили «воров в законе» адаптироваться к изменившимся условиям. Большая часть «воров в законе», в основном являвшихся лидерами преступных объединений, резко дистанцировалась от «воров» - хранителей и строгих ревнителей воровских законов и традиций. Первые, как правило, уже не выполняли и даже отступили от некогда незыблемых правил поведения «вора»: не работать, не иметь семьи, не роскошествовать, не участвовать в наркобизнесе и т.п. Они попытались, и довольно успешно, приспособиться к изменившейся криминальной обстановке, в частности многие из них сменили профессиональную специализацию (стали заниматься вымогательством, похищением людей и организацией банд). Постепенно преступные объединения, возглавляемые «ворами в
законе», стали формироваться по образу и подобию организованных преступных группировок и насыщаться в кадровом отношении не «ворами», а типичными «боевиками». В «общаки», держателями которых были «воры в законе», стали платить не «воры», а предприниматели и представители организованной преступности. На сегодняшний день практически все известные «воры в законе» занимаются организованной преступной деятельностью.
Таким образом, институт «воров в законе» в последние годы претерпел существенные изменения и стал составной частью общей системы организованной преступности.
Ряд специалистов полагают, что сегодня круг участников организованной преступной деятельности ограничивается следующими типами. «Лидер» - первое лицо в преступной организации, авторитет которого не подвергается сомнению при условии стабильности криминальной структуры; в функции лидера, кроме руководства, входит еще представительство при контактах с другими организованными преступными формированиями. «Визирь», или «заместитель» - второе по значению лицо в криминальном формировании (их может быть несколько, в зависимости от его размера). В их функции входит информирование «лидера» об обстановке, сложившейся внутри организации и в ее окружении, они являются посредниками в общении между «лидером» и нижестоящими членами преступной организации, единолично разрешают проблемы, возникающие в отношениях между ее участниками, либо между ними и членами конкурирующей преступной структуры. «Звеньевые» и «бригадиры» - руководители мелких групп внутри организованного преступного объединения, как правило, не имеющие права персонального выхода на «лидера», при этом уровень «звеньевых» чуть выше, чем уровень «бригадиров», они более близки к «заместителям». Ho они имеют право осуществлять представительские функции за пределами своей группировки только на своем уровне. Рядовые участники преступной организации, или «бойцы» - никому не имеют право приказывать и не имеют никого в своем подчинении. Они выполняют указания всех вышестоящих членов организации, причем старших опосредованно.
Отдельно стоят пособники - то есть те кто, непосредственно не участвует в совершении преступлений, но так или иначе способствует и
функционированию преступного объединения. Сюда можно отнести коррумпированных должностных лиц, в том числе и из правоохранительных и контролирующих органов, поставщиков оружия, поддельных документов, врачей, оказывающих негласную медицинскую помощь раненым преступникам.
В местах же лишения свободы, несмотря на появление в стране групп преступников новой формации, продолжает функционировать управленческая структура преступных организаций старой формации. Осужденные члены преступных организаций новой формации, попадая в исправительные заведения, вынуждены под угрозой физического насилия, смерти подчиняться традициям и «законам» тюремной жизни. В частности, в последнее время лидеры некоторых из этих преступных группировок начали в меру своих возможностей оказывать помощь заключенным в местах лишения свободы. Причиной тому послужили жесткие требования традиций уголовной среды, в соответствии с которыми преступники, имевшие возможность пополнять «воровскую кассу» во время нахождения на воле, но при этом не вносившие средства в «общак», в местах лишения свободы к нему не допускаются.
Как отмечалось выше, организованная преступность старой формации развивалась в виде пирамиды, этажи которой - это «чернорабочие», «бюрократы», обеспечивающие функционирование криминальных структур, а также идеологи и стратеги организованной преступности.
Прерогативами преступников, относящихся к элитарному уровню, являются - осуществление стратегического управления деятельностью крупных преступных сообществ, определение направлений инвестиционной политики в криминальном бизнесе, разработка основ криминальной идеологии, обеспечение консолидации преступных сил.
Элита преступного мира фактически является владелицей и держателем преступного капитала. В эту категорию прежде всего входят лидеры организованной преступности - так называемые «воры в законе».
Средний уровень - «бюрократический», образуют лица из окружения лидера. В местах лишения свободы в настоящее время он формируется из числа так называемых: «бродяг» (они же «блатные»), «пацанов», «братвы», «людей» и «фраеров». Основным условием их причисления к «бюрократам» является то, что они должны «жить «по жизни», то есть следуя «законам тюрьмы», установленным лидерами преступного мира для лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.
Необходимо отметить, что окружение лидера в местах лишения свободы существенно отличается от его окружения на свободе. Причиной этому послужило то, что при наличии в исправительном учреждении
только одного лидера у заключенных есть всего два пути: поддерживать или не поддерживать этого лидера. Третий путь - непостоянство в поддержке лидера, в данном случае невозможен, ибо по «законам тюрьмы» за это полагается суровое наказание вплоть до приговора к смерти.
Путь неподдержания лидера (если он один в «зоне») является опасным, чреватым непредсказуемыми последствиями. Осужденные, выбравшие этот путь, не участвуют в «жизни» заключенных, и поэтому они не допускаются к «общаку» исправительного учреждения. При отбытии уголовного наказания они в колониях ничем не выделяются, в тюрьмах же могут, используя поддержку с воли (например, постоянное снабжение родственниками и друзьями продуктами питания, наркотиками и т.п.), активно противодействовать находящемуся в исправительном учреждении лидеру. Наиболее ярко такой стиль поведения у заключенных проявляется в настоящее время, когда происходит размежевание осужденных на лиц, поддерживающих «пиковых» или «бубновых» «воров в законе». При этом количество заключенных, принимающих ту или иную сторону, зависит от степени обеспечения с воли членов этих группировок продуктами питания, сигаретами, наркотиками, спиртными напитками и т.п.
Заключенные, поддерживающие лидера, так называемые «блатные», находятся рядом с лидером и являются его помощниками и единомышленниками. В основном окружение лидера состоит из 3-5 человек. Это количество зависит от «положения» лидера в уголовной иерархии. Следует отметить, что сейчас основной причиной поддержки «блатными» лидера является Tix стремление жить в местах лишения свободы лучше других осужденных. Так, близость к лидеру дает им лучшее, по сравнению с другими заключенными, питание, постоянное обеспечение сигаретами, чаем, хорошей одеждой, проживание в лучших спальных помещениях, право пользования «общаком». В окружении лидера наиболее ярко выделяются «идейные блатные», являющиеся единомышленниками и верными помощниками лидера. Ho, как показывает практика, в настоящее время представителей данной категории в уголовной среде осталось очень мало.
Ближайшее окружение лидера всегда находится в состоянии тайного соперничества. Лидер заинтересован в расширении своей свиты, поэтому им осуществляется постоянный поиск среди «блатных» преданных ему людей. От количества «блатных» в близком окружении лидера зависит его статус в уголовной иерархии.
Самым большим прогрешением для «блатного» является совершение им проступка, компрометирующего его в глазах лидера и окружения, что влечет за собой соответствующие наказания.

Существуют следующие виды наказаний: «поставить на вид» - предупредить о недопустимости повторения деяния; «получить, как с «бродяги» - ударить по лицу ладонью или кулаком. В данном случае если с «бродяги» должен получать «мужик», то последнего по «тюремным законам» должен заменить другой «бродяга». Потерпевший же присутствует при наказании; «спросить, как с «понимающего» - не слишком сильное, но чувствительное избиение виновного несколькими людьми. Данное наказание применяется при совершении «блатным» серьезного проступка; «спросить, как с «гада» - самое серьезное наказание, после которого виновный навсегда вычеркивается из списков «блатных». Это наказание выражается в виде очень сильного избиения, в ходе которого ломают руки, ноги и наносят другие серьезные увечья. Как правило, после этих наказаний человек либо умирает, либо становится калекой.
Обвиняемый в совершении предосудительного проступка должен признать свою вину и согласиться с назначенным ему наказанием. В противном случае разбирательство проступка будет продолжаться до тех пор, пока виновный не согласиться. В случае, если он продолжает отстаивать свою правоту и приводит все новые доводы в свое оправдание, разбирательство проступка может быть отложено на неопределенный срок.
Технологию действия системы «судебной» власти в местах лишения свободы можно проиллюстрировать на примере разбирательства «фрица» или «рамса», то есть какого-либо поступка лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы за совершение уголовного преступления. Например, если в исправительно-трудовой колонии «блатной» из числа окружения лидера - «смотрящего» за «зоной» в пьяном виде из хулиганских побуждений избил другого авторитета или «мужика», то при отсутствии «вора в законе» в обязательном порядке собирается «сходка» - собрание тех, кто «живет по жизни». Если же в колонии находится «вор», то последний может и не собирать «сходку», а решить данный вопрос в узком кругу. Близость к лидеру, определяющего виновность представителя уголовной среды в совершенном проступке, позволяет «блатным» избегать наказания даже за самые серьезные нарушения «воровского закона».
Более объективным, естественно, в соответствии с имеющимися у преступников представлениями о справедливости, является разбира
тельство проступков осужденных на «собрании» или «сходняке». В результате рассмотрения вопроса о виновности того или иного «блатного» на «сходняке», на основании негласных «законов» тюрьмы, он признается или не признается виновным, там же решается, какое наказание применить к провинившемуся. Осужденный признается виновным по решению присутствующего на «собрании» «вора» или большинством голосов собравшихся на «сходке». Ho наказание за проступок может и не последовать, если поддерживающие провинившегося «блатного» составляют большинство в собрании. В данном случае произойдет словесное обсуждение случившегося, в ходе которого, упомянув о прежних «заслугах» провинившегося, его для порядка отчитают и «поставят на вид», а потерпевшую сторону в лучшем случае заставят принять извинения, а в худшем могут признать стороной, спровоцировавшей конфликт.
Избежать наказания провинившиеся авторитеты могут в том случае, если они обладают определенными интеллектуальными способностях, владеют ораторскими приемами, также хорошо знают «законы тюрьмы».
Несмотря на то что управленческое звено организованной преступности в настоящее время практически полностью функционирует вне исправительных учреждений, места лишения свободы продолжают играть значительную роль в ее развитии. Уголовные авторитеты с целью привлечения в свои группировки новых членов в последнее время возобновили активную пропаганду своего образа жизни среди вновь осужденных молодого возраста. Усиливает эффект пропаганды криминального образа жизни и в определенной степени облегчает деятельность в этом направлении уголовных авторитетов тяжелая обстановка, сложившаяся в местах лишения свободы, в связи с их недостаточным финансированием. Администрация исправительных учреждений для локализации возможных бунтов в среде осужденных вынуждена подчас в целях обеспечения полноценного питания и медицинского обслуживания осужденных получать от преступных группировок крупные партии продуктов питания, медикаментов, оформляемые в виде гуманитарной помощи. Помимо этого преступными группировками для осужденных поставляются аудио- и видеоаппаратура, стройматериалы для ремонта жилых помещений. Все это приводит к формированию у впервые осужденных, особенно молодого возраста, ложных представлений об эффективности действия «законов» преступного сообщества,
и, как следствие, способствует формированию у них устойчивой мотивации для вступления в криминальное сообщество.

В конце 90-х годов в России действовало около 150 преступных сообществ, лидеры которых на основе договоренностей между собой, а также в результате жестоких «разборок» с применением оружия, сопровождавшихся убийствами конкурентов, разделили территорию страны и сферы своего влияния. Однако это не означает, что в отношениях между преступными формированиями и внутри каждой из криминальных структур царит мир и согласие. Наоборот, для этой среды характерны постоянные стычки и конфликты в целях передела сфер влияния, установления контроля над тем или иным направлением преступного бизнеса.
На первый взгляд может показаться, что кровавые столкновения ослабляют российскую организованную преступность. На самом же деле таким образом происходит ее развитие, консолидация преступных формирований, ужесточение «дисциплины», в результате «разборок» к руководству преступного формирования приходят новые «кадры», которые в большей степени соответствуют происходящим в стране изменениям, являются более авторитетными организаторами, умеющими наладить отношения не только с лидерами воровского мира, но и с представителями бизнеса и государственных органов. Несмотря на большое количество лидеров, погибших в междуусобной борьбе и в результате действия правоохранительных органов, число наиболее влиятельных в криминальном мире «воров в законе» с каждым годом увеличивается (по разным данным, сегодня «воров в законе» насчитывается в стране примерно 1000-1600 человек).
Неоднократно судимые члены криминального сообщества используют период своего нахождения в местах лишения свободы для поднятия своего авторитета в преступной среде, расширения круга преступных связей, обмена опытом криминальной деятельности. Отдельным лидерам преступных организаций и сообществ нахождение в местах отбытия наказания не мешает организовывать преступления на воле, руководить своими подчиненными, находящимися на свободе, направлять их на совершение противоправных действий. Данную деятельность они осуществляют посредством коррумпированных сотрудников ИУ.
С учетом активизации представителей организованной преступности в местах лишения свободы правоохранительные органы должны вести целенаправленную работу по локализации деятельности криминальных группировок и снижению их влияния на заключенных и криминальную ситуацию на «воле». Это, несомненно, повысит эффективность борьбы органов правопорядка и безопасности с криминальными формированиям и.