Последние статьи
Домой / Аренда / Краткое содержание рассказа муха. Какие пословицы подходят к сказке? Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Краткое содержание рассказа муха. Какие пословицы подходят к сказке? Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Мамин-Сибиряк Д., сказка "О том, как жила-была последняя муха"

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки "О том, как жила-была последняя муха" и их характеристика

  1. Последняя Муха. Сперва молодая, наивная и восторженная, потом опытная и осторожная, и наконец старая и разочарованная в жизни.
  2. Кухарка Паша. Покупает продукты, но травит мух полосками.
  3. Аленушка. Угощает мух крошками, вареньем и молоком.
  4. Тетя Оля. Добрая, не дала убить последнюю муху, готовила мухам варенье на зиму.
  5. Папа. Пил пиво и курил, ловил мух в ловушки.
План пересказа сказки "О том, как жила-была последняя муха"
  1. Рождение мушки
  2. Веселое лето
  3. Добрые люди и их угощение
  4. Разговор со старой мухой
  5. Жаркое лето
  6. Липкие полоски
  7. Коварные ловушки
  8. Ужасно жестокие люди
  9. Благоразумная муха
  10. Осенние холода
  11. Под печкой
  12. Муха сходит с ума
  13. Долгое зимнее одиночество
  14. Молодая мушка
  15. Лето делают мухи
Кратчайшее содержание сказки "О том, как жила-была последняя муха" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Молодая мушка была очень веселой и радовалась всему.
  2. Она считала, что люди специально заботятся о мухах, угощая их всякими сладостями
  3. Но люди стали ловить и уничтожать мух, и муха поняла, что люди злые.
  4. Пришла осень и многие мухи погибли от холода.
  5. Муха осталась одна и чуть не сошла с ума, приставая ко всем вокруг.
  6. Но весной появилась молодая мушка, и муха поняла, что лето делают мухи.
Главная мысль сказки "О том, как жила-была последняя муха"
Каждое живое существо считает себя венцом природы.

Чему учит сказка "О том, как жила-была последняя муха"
Сказка учит наслаждаться жизнью, радоваться тому, что имеешь. Учит не быть самоуверенным, не заниматься самолюбованием, не считать себя лучше других. Учит видеть истинный смысл всех поступков.

Отзыв на сказку "О том, как жила-была последняя муха"
Мне понравилась эта сказка и особенно понравилась муха. Эта муха обладала очень интересным характером, она вела себя совсем как человек. Думала, что именно она важнее всех, что все должны ублажать ее, что мир крутиться вокруг нее. И она считала, что когда появляются мухи, наступает лето. Она была глупой, но мне нравится ее позитивность.

Пословицы к сказке "О том, как жила-была последняя муха"
Гроша не стоит, а глядит рублем.
Кто живет тихо, тот не увидит лиха.
Нет худшего порока, чем зазнайство.
Нужно ценить себя, но не переоценивать.
Кто зазнается, тот без друзей остается.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "О том, как жила-была последняя муха"
I.
Маленькая Мушка родилась летом и ей сразу стало весело. Она радовалась всему окружающему. Ей нравилось, что все окна и двери в доме были открыты и можно было лететь куда хочешь. Ей нравилось, что садовник специально для мух высадил цветы и растения, и ухаживал за ними. И пусть он иногда ругал мух, но Мушка понимала, что садовник делает это из зависти, ведь сам он летать не умел.
Мушке нравилось, что Аленушка за завтраком специально берет молоко, варенье и булочку, чтобы капнуть мухам молока, просыпать крошки и пролить варенье. Кухарка Паша тоже была очень доброй и специально ходила на рынок за разными вкусными для мух продуктами.
Тетя Оля также старалась угодить мухам и заметив, что тем нравится варенье, стала варить его специально, пряча в стеклянные банки про запас.
Только папа был чужд мухам. Он не ел варенье, а сахар бросал прямо в чашку. И еще он курил. А Мушка не выносила табачного дыма. Старая опытная муха сказала, что единственное что папа делает полезного, так это пьет пиво, потому что она любит пиво. Мушка тоже сказала, что после пива ей делается весело. Но она видела как две мушки утонули в папиной чернильнице и это было ужасно.
II
Лето стояло жарким и мух становилось все больше. Обитатели дома стали находить такое соседство обременительным. И вот уже кухарка Паша принесла какие-то бумажки, разложила их по тарелочкам, обсыпала сахаром и полила водой. Мухи решили, что это новое угощение и всей толпой бросились на бумажки. Мушку оттолкнули и она отлетела прочь, не желая давиться из-за еды.
А потом все мухи, которые прельстились бумажками умерли. Остались только благоразумные мухи. Но на следующий день все повторилось и благоразумных мух стало меньше.
Папа принес пива и налил его в специальные колпаки. Мухи летели на запах пива и оказывались в колпаках, которые были просто мухоловками. Кухарка Паша радовалась, а Мушка перестала верить коварным людям.
А тут настала новая беда. Кончилось лето. стало холодно и спастись мухам можно было только в доме их злейшего врага, человека. Но тот перестал открывать окна и двери, и только изредка открывал форточку. И много мух погибло от холода, поверив холодному осеннему солнцу.
А у нашей Мухи характер совсем испортился. Она больше не жалела мух, которые умирали сотнями. а мечтала только об одном, остаться одной единственной мухой в доме, одной на все пять комнат.
III.
И вот однажды утром Муха выбралась из-под печки и увидела в окне снег. Она поняла, что пришла страшная зима. Других мух не было, они все умерли в своих убежищах, не выдержав первого мороза. И Муха была совершенно счастлива.
Теперь все варенье и все крошки принадлежали только ей. Она летала по комнатам и радовалась. Хотя мухе следовало быть осторожной, чтобы не обжечь крылья об лампу или плитку, хитроумные ловушки для мух.
Однако через несколько дней Муха заскучала. Она сделалась как сумасшедшая, летала по всему дому и ко всем приставала.
Но тетя Оля говорила, что это последняя муха и запрещала ее убивать. А Муха обижалась и становилась все злее. Она достала всех, даже собаку. И наконец какой-то паучок сжалился над мухой, и предложил той полюбоваться его паутиной. Но муха не пошла в паутину, потому что знала, что паук злой, и наверное когда-то был человеком.
Так она и летала всю зиму и скучала, пока однажды не случилось странное. Муха услышала жужжание. И увидела как мимо пролетела совершенно молоденькая мушка. Та жужжала и радовалась. говоря, что пришла весна.
Муха обрадовалась мушке и долго рассказывала ей про зиму и одиночество. но молодая мушка не слушала ее.
И тут тетя Оля открыла двери и окна. И муха поняла, что лето делают они, мухи.

Рисунки и иллюстрации к сказке "О том, как жила-была последняя муха"

На главной площади Аргоса стоит облепленная мухами статуя Юпитера, Отмахиваясь от больших жирных мух, входит Орест. Из дворца несутся страшные вопли.

Пятнадцать лет назад Клитемнестра, мать Ореста и Электры, и ее любовник Эгиcф убили их отца Агамемнона. Эгисф хотел убить и Ореста, но мальчику удалось спастись. И вот теперь воспитанный в дальних краях Орест с любопытством вступает в родной город.

Входит переодетый горожанином Юпитер. Он разъясняет Оресту, что сегодня день мёртвых, и вопли означают, что церемония началась: жители города во главе с царём и царицей каются и молят своих мертвецов простить их.

По городу ходят слухи, что сын Агамемнона Орест остался жив, Кстати, замечает Юпитер, если бы он случайно встретил этого Ореста, то сказал бы ему: «Здешние жители большие грешники, но они вступили на путь искупления. Оставьте их в покое, молодой человек, оставьте их в покое, отнеситесь с уважением к мукам, которые они на себя приняли, уходите подобру-поздорову. Вы непричастны к преступлению и не можете разделить их покаяния. Ваша дерзкая невиновность отделяет вас от них, как глубокий ров».

Юпитер уходит. Орест в растерянности: он не знает, что ответить незнакомцу, город, где он по праву мог быть царём, ему чужой, ему нет в нем места. Орест решает уехать.

Появляется Электра. Орест заговаривает с ней, и та рассказывает чужестранцу о своей ненависти к Клитемнестре и Эгисфу. Электра одинока, у неё нет подруг, ее никто не любит. Но она живёт надеждой - ждёт одного человека...

Входит царица Клитемнестра. Она просит Электру облачиться в траур: скоро начнётся официальная церемония покаяния. Заметив Ореста, Клитемнестра удивляется: путешественники, как правило, объезжают город стороной, «для них наше покаяние - чума, они боятся заразы».

Электра насмешливо предупреждает Ореста, что публично каяться - национальный спорт аргивян, все уже наизусть знают преступления друг друга. А уж преступления царицы - «это преступления официальные, лежащие, можно сказать, в основе государственного устройства». Каждый год в день убийства Агамемнона народ идёт к пещере, которая, как говорят, сообщается с адом. Огромный камень, закрывающий вход в неё, отваливают в сторону, и мертвецы, «как говорят, поднимаются из ада и расходятся по городу». А жители готовят для них столы и стулья, стелют постели. Впрочем, она, Электра, не собирается принимать участия в этих дурацких играх. Это не ее мертвецы.

Электра уходит. Следом за ней, пожелав Оресту поскорей убраться из города, уходит и Клитемнестра. Появляется Юпитер. Узнав, что Орест собрался уезжать, он предлагает ему пару коней по сходной цене. Орест отвечает, что передумал.

Народ толпится перед закрытой пещерой. Появляются Эгисф и Клитемнестра. Отваливают камень, и Эгисф, став перед чёрной дырой, обращается к мертвецам с покаянной речью. Неожиданно появляется Электра в кощунственно белом платье. Она призывает жителей прекратить каяться и начать жить простыми человеческими радостями. А мёртвые пусть живут в сердцах тех, кто любил их, но не тащат их за собой в могилу. Тут глыба, закрывавшая вход в пещеру, с грохотом катится вниз. Толпа цепенеет от страха, а потом рвётся расправиться с возмутительницей спокойствия. Эгисф останавливает разъярённых горожан, напомнив им, что закон запрещает карать в день праздника.

Все уходят, на сцене только Орест и Электра, Электра пылает жаждой мести. Открывшись сестре, Орест начинает уговаривать ее отказаться от мести и уехать вместе с ним. Однако Электра непреклонна. Тогда, желая завоевать любовь сестры и право на гражданство в насквозь пропахшем мертвечиной Аргосе, Орест соглашается «взвалить на плечи тяжкое преступление» и избавить жителей от царя и царицы, которые насильно заставляют людей все время помнить о свершённых ими злодеяниях.

В тронном зале дворца стоит жуткая окровавленная статуя Юпитера. У ее подножия прячутся Орест и Электра. Вокруг роятся мухи. Входят Клитемнестра и Эгисф. Оба смертельно устали от ими же придуманной церемонии. Царица уходит, а Эгисф обращается к статуе Юпитера с просьбой даровать ему покой.

Из темноты с обнажённым мечом выскакивает Орест. Он предлагает Эгисфу защищаться, но тот отказывается - он хочет, чтобы Орест стал убийцей. Орест убивает царя, а затем рвётся в комнату царицы. Электра хочет его удержать - «она уже не может повредить...». Тогда Орест идёт сам.

Электра смотрит на труп Эгисфа и не понимает: неужели она этого хотела? Он умер, но вместе с ним умерла и ее ненависть. Раздаётся вопль Клитемнестры. «Ну вот, мои враги мертвы. Много лет я заранее радовалась этой смерти, теперь тиски сжали моё сердце. Неужели я обманывала себя пятнадцать лет?» - вопрошает Электра. Возвращается Орест, руки у него в крови. Орест чувствует себя свободным, он совершил доброе дело и готов нести бремя убийства, так как в этом бремени - его свобода.

Рои жирных мух окружают брата и сестру. Это эринии, богини угрызений совести. Электра уводит брата в святилище Аполлона, дабы защитить его от людей и мух.

Орест и Электра спят у подножия статуи Аполлона. Вокруг них хороводом расположились эринии. Брат и сестра пробуждаются. Словно огромные навозные мухи, начинают пробуждаться эринии.

Взглянув на сестру, Орест с ужасом обнаруживает, что за ночь она стала удивительно похожа на Клитемнестру. И это неудивительно: она, как и мать, стала свидетельницей страшного преступления. Потирая лапки, эринии в бешеном танце кружат вокруг Ореста и Электры. Электра сожалеет о содеянном, Орест уговаривает сестру не каяться; чтобы почувствовать себя окончательно свободным, он берет всю ответственность на себя.

Вошедший Юпитер усмиряет эриний. Он не собирается карать Ореста и Электру, ему просто нужна «капелька раскаяния». Юпитер убеждает Электру в том, что она не хотела убивать, просто в детстве она все время играла в убийство, ведь в эту игру можно играть одной. Электре кажется, что она начинает понимать себя.

Юпитер просит Ореста и Электру отречься от преступления, и тогда он посадит их на трон Аргоса. Орест отвечает, что он и так имеет право на этот трон. Юпитер замечает, что сейчас все жители Аргоса поджидают Ореста возле выхода из святилища с вилами и дубинами, Орест одинок, как прокажённый. Юпитер требует от Ореста признания своей вины, но тот отказывается. Юпитер сам создал человека свободным. А если он не хотел этого преступления, то почему он не остановил карающую руку в момент совершения преступления? Значит, заключает Орест, на небе нет ни добра, ни зла, «там нет никого, кто мог бы повелевать мною».

Свобода Ореста означает изгнание. Орест согласен - каждый человек должен отыскать свой путь. Юпитер молча удаляется.

Электра покидает Ореста. Едва она ступает на круг, на неё набрасываются эринии, и она взывает к Юпитеру. Электра раскаивается, и эринии отступают от неё.

Эринии сосредоточили все своё внимание на Оресте. Двери в святилище распахиваются, за ними видна разъярённая толпа, готовая в клочья разорвать Ореста. Обращаясь к горожанам, Орест гордо заявляет, что берет на себя ответственность за совершенное убийство. Он пошёл на него ради людей: взял на себя преступление человека, не справившегося с его бременем и переложившего ответственность на всех жителей города. Мухи должны наконец перестать угнетать аргивян. Теперь это его мухи, его мертвецы. Пусть горожане попытаются начать жить заново. Он же покидает их и уводит за собой всех мух.

Орест выходит из круга и удаляется. Эринии с воплями бросаются за ним.

В сказке «О том, как жила-была последняя муха» из сборника «Аленушкины сказки» главной героиней является обыкновенная муха по имени Мушка. Мушка появилась на свет в одном доме и с самого рождения искренне считала, что люди, обитающие в этом доме, только для того и существуют, чтобы всячески угождать мухам.

Каждое утро тетя Оля распахивала окна, чтобы мухи могли вылететь в сад. Садовник заботился о растениях, которые так нравились мухам. После завтрака маленькой Аленушки мухам доставались капельки молока, а также крошки булочки и сахара. Кухарка Паша каждый день ходила на рынок, чтобы у мух было много вкусной пищи. А когда поспели ягоды, тетя Оля начала варить для мух сладкое варенье.

От такой комфортной жизни мух развелось настолько много, что люди решили принять меры. Они разложили по дому непонятные бумажки, которые смочили сладкой водой. Мухи тут же набросились на новое угощение, но вскоре стало ясно, что это была ловушка. Все мухи, попробовавшие угощение с бумажек, погибли, и кухарка вымела их веником. Но не все мухи распознали опасность, и в последующие дни на эту ловушку попалось еще много мух. Когда в живых остались только самые сообразительные, люди придумали новую хитрость – стеклянные колпаки с приманкой, жертвами которых стали многие из оставшихся. И только Мушке посчастливилось избежать всех ловушек. Она благополучно дожила в доме до самой осени. За лето ей надоели многочисленные сородичи, и она мечтала остаться одна.

Ее мечта стала реальностью, когда пришла осень и стало холодно. Мухи стали впадать в спячку. И наступил день, когда по дому в гордом одиночестве летала только Мушка. Люди по доброте своей не трогали последнюю муху, и Мушка свободно летала, где хотела. Через окно она увидела первый снег и поняла, что такое зима.

Но счастье Мушки было недолгим. Со временем ей стало невыносимо скучно одной. С каждым днем скука ее становилась все сильнее. И когда ей уже стало совсем плохо, муха услышала знакомое жужжание и с радостью увидела молодую муху, которая только родилась. Оказывается, наступила весна. Люди начали открывать окна, и муха с радостью устремилась в сад. Вылетая в окно, она подумала, что лето делают мухи. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «О том, как жила-была последняя муха» состоит в том, что быть в одиночестве – это очень скучно и неинтересно. Гораздо важнее иметь множество друзей и знакомых. В компании с друзьями жизнь протекает лучше. Сказка учит быть внимательным, осторожным и не попадаться в различного рода ловушки, сулящие неприятности.

В сказке мне понравилась тетя Оля, которая, будучи добрым человеком, попросила остальных обитателей дома не трогать последнюю муху.

Какие пословицы подходят к сказке?

Одному жить - сердцу холодно.
И в трудные дни скуку гони.

На главной площади Аргоса стоит облепленная мухами статуя Юпитера, Отмахиваясь от больших жирных мух, входит Орест. Из дворца несутся страшные вопли.

Пятнадцать лет назад Клитемнестра, мать Ореста и Электры, и ее любовник Эгиоф убили их отца Агамемнона. Эгисф хотел убить и Ореста, но мальчику удалось спастись. И вот теперь воспитанный в дальних краях Орест с любопытством вступает в родной город.

Входит переодетый горожанином Юпитер. Он разъясняет Оресту, что сегодня день мертвых, и вопли означают, что церемония началась:

жители города во главе с царем и царицей каются и молят своих мертвецов простить их.

По городу ходят слухи, что сын Агамемнона Орест остался жив, Кстати, замечает Юпитер, если бы он случайно встретил этого Ореста, то сказал бы ему: «Здешние жители большие грешники, но они вступили на путь искупления. Оставьте их в покое, молодой человек, оставьте их в покое, отнеситесь с уважением к мукам, которые они на себя приняли, уходите подобру-поздорову. Вы непричастны к преступлению и не можете разделить их покаяния. Ваша дерзкая невиновность отделяет вас от них, как глубокий ров».

Юпитер уходит. Орест в растерянности: он не знает, что ответить незнакомцу, город, где он по праву мог быть царем, ему чужой, ему нет в нем места. Орест решает уехать.

Появляется Электра. Орест заговаривает с ней, и та рассказывает чужестранцу о своей ненависти к Клитемнестре и Эгасфу. Электра одинока, у нее нет подруг, ее никто не любит. Но она живет надеждой - ждет одного человека…

Входит царица Клитемнестра. Она просит Электру облачиться в траур: скоро начнется официальная церемония покаяния. Заметив Ореста, Клитемнестра удивляется: путешественники, как правило, объезжают город стороной, «для них наше покаяние - чума, они боятся заразы».

Электра насмешливо предупреждает Ореста, что публично каяться - национальный спорт аргивян, все уже наизусть знают преступления друг друга. А уж преступления царицы - «это преступления официальные, лежащие, можно сказать, в основе государственного устройства». Каждый год в день убийства Агамемнона народ идет к

пещере, которая, как говорят, сообщается с адом. Огромный камень, закрывающий вход в нее, отваливают в сторону, и мертвецы, «как говорят, поднимаются из ада и расходятся по городу». А жители готовят для них столы и стулья, стелют постели. Впрочем, она, Электра, не собирается принимать участия в этих дурацких играх. Это не ее мертвецы.

Электра уходит. Следом за ней, пожелав Оресту поскорей убраться из города, уходит и Клитемнестра. Появляется Юпитер. Узнав, что Орест собрался уезжать, он предлагает ему пару коней по сходной цене. Орест отвечает, что передумал.

Народ толпится перед закрытой пещерой. Появляются Эгисф и Клитемнестра. Отваливают камень, и Эгисф, став перед черной дырой, обращается к мертвецам с покаянной речью. Неожиданно появляется Электра в кощунственно белом платье. Она призывает жителей прекратить каяться и начать жить простыми человеческими радостями. А мертвые пусть живут в сердцах тех, кто любил их, но не тащат их за собой в могилу.

На главной площади Аргоса стоит облепленная мухами статуя Юпитера, Отмахиваясь от больших жирных мух, входит Орест. Из дворца несутся страшные вопли.

Пятнадцать лет назад Клитемнестра, мать Ореста и Электры, и ее любовник Эгиcф убили их отца Агамемнона. Эгисф хотел убить и Ореста, но мальчику удалось спастись. И вот теперь воспитанный в дальних краях Орест с любопытством вступает в родной город.

Входит переодетый горожанином Юпитер. Он разъясняет Оресту, что сегодня день мертвых, и вопли означают, что церемония началась: жители

Города во главе с царем и царицей каются и молят своих мертвецов простить их.

По городу ходят слухи, что сын Агамемнона Орест остался жив, Кстати, замечает Юпитер, если бы он случайно встретил этого Ореста, то сказал бы ему: “Здешние жители большие грешники, но они вступили на путь искупления. Оставьте их в покое, молодой человек, оставьте их в покое, отнеситесь с уважением к мукам, которые они на себя приняли, уходите подобру-поздорову. Вы непричастны к преступлению и не можете разделить их покаяния. Ваша дерзкая невиновность отделяет вас от них, как глубокий ров”.

Юпитер уходит. Орест в растерянности: он

Не знает, что ответить незнакомцу, город, где он по праву мог быть царем, ему чужой, ему нет в нем места. Орест решает уехать.

Появляется Электра. Орест заговаривает с ней, и та рассказывает чужестранцу о своей ненависти к Клитемнестре и Эгисфу. Электра одинока, у нее нет подруг, ее никто не любит. Но она живет надеждой – ждет одного человека…

Входит царица Клитемнестра. Она просит Электру облачиться в траур: скоро начнется официальная церемония покаяния. Заметив Ореста, Клитемнестра удивляется: путешественники, как правило, объезжают город стороной, “для них наше покаяние – чума, они боятся заразы”.

Электра насмешливо предупреждает Ореста, что публично каяться – национальный спорт аргивян, все уже наизусть знают преступления друг друга. А уж преступления царицы – “это преступления официальные, лежащие, можно сказать, в основе государственного устройства”. Каждый год в день убийства Агамемнона народ идет к пещере, которая, как говорят, сообщается с адом. Огромный камень, закрывающий вход в нее, отваливают в сторону, и мертвецы, “как говорят, поднимаются из ада и расходятся по городу”. А жители готовят для них столы и стулья, стелют постели. Впрочем, она, Электра, не собирается принимать участия в этих дурацких играх. Это не ее мертвецы.

Электра уходит. Следом за ней, пожелав Оресту поскорей убраться из города, уходит и Клитемнестра. Появляется Юпитер. Узнав, что Орест собрался уезжать, он предлагает ему пару коней по сходной цене. Орест отвечает, что передумал.

Народ толпится перед закрытой пещерой. Появляются Эгисф и Клитемнестра. Отваливают камень, и Эгисф, став перед черной дырой, обращается к мертвецам с покаянной речью. Неожиданно появляется Электра в кощунственно белом платье. Она призывает жителей прекратить каяться и начать жить простыми человеческими радостями. А мертвые пусть живут в сердцах тех, кто любил их, но не тащат их за собой в могилу. Тут глыба, закрывавшая вход в пещеру, с грохотом катится вниз. Толпа цепенеет от страха, а потом рвется расправиться с возмутительницей спокойствия. Эгисф останавливает разъяренных горожан, напомнив им, что закон запрещает карать в день праздника.

Все уходят, на сцене только Орест и Электра, Электра пылает жаждой мести. Открывшись сестре, Орест начинает уговаривать ее отказаться от мести и уехать вместе с ним. Однако Электра непреклонна. Тогда, желая завоевать любовь сестры и право на гражданство в насквозь пропахшем мертвечиной Аргосе, Орест соглашается “взвалить на плечи тяжкое преступление” и избавить жителей от царя и царицы, которые насильно заставляют людей все время помнить о свершенных ими злодеяниях.

В тронном зале дворца стоит жуткая окровавленная статуя Юпитера. У ее подножия прячутся Орест и Электра. Вокруг роятся мухи. Входят Клитемнестра и Эгисф. Оба смертельно устали от ими же придуманной церемонии. Царица уходит, а Эгисф обращается к статуе Юпитера с просьбой даровать ему покой.

Из темноты с обнаженным мечом выскакивает Орест. Он предлагает Эгисфу защищаться, но тот отказывается – он хочет, чтобы Орест стал убийцей. Орест убивает царя, а затем рвется в комнату царицы. Электра хочет его удержать – “она уже не может повредить…”. Тогда Орест идет сам.

Электра смотрит на труп Эгисфа и не понимает: неужели она этого хотела? Он умер, но вместе с ним умерла и ее ненависть. Раздается вопль Клитемнестры. “Ну вот, мои враги мертвы. Много лет я заранее радовалась этой смерти, теперь тиски сжали мое сердце. Неужели я обманывала себя пятнадцать лет?” – вопрошает Электра. Возвращается Орест, руки у него в крови. Орест чувствует себя свободным, он совершил доброе дело и готов нести бремя убийства, так как в этом бремени – его свобода.

Рои жирных мух окружают брата и сестру. Это эринии, богини угрызений совести. Электра уводит брата в святилище Аполлона, дабы защитить его от людей и мух.

Орест и Электра спят у подножия статуи Аполлона. Вокруг них хороводом расположились эринии. Брат и сестра пробуждаются. Словно огромные навозные мухи, начинают пробуждаться эринии.

Взглянув на сестру, Орест с ужасом обнаруживает, что за ночь она стала удивительно похожа на Клитемнестру. И это неудивительно: она, как и мать, стала свидетельницей страшного преступления. Потирая лапки, эринии в бешеном танце кружат вокруг Ореста и Электры. Электра сожалеет о содеянном, Орест уговаривает сестру не каяться; чтобы почувствовать себя окончательно свободным, он берет всю ответственность на себя.

Вошедший Юпитер усмиряет эриний. Он не собирается карать Ореста и Электру, ему просто нужна “капелька раскаяния”. Юпитер убеждает Электру в том, что она не хотела убивать, просто в детстве она все время играла в убийство, ведь в эту игру можно играть одной. Электре кажется, что она начинает понимать себя.

Юпитер просит Ореста и Электру отречься от преступления, и тогда он посадит их на трон Аргоса. Орест отвечает, что он и так имеет право на этот трон. Юпитер замечает, что сейчас все жители Аргоса поджидают Ореста возле выхода из святилища с вилами и дубинами, Орест одинок, как прокаженный. Юпитер требует от Ореста признания своей вины, но тот отказывается. Юпитер сам создал человека свободным. А если он не хотел этого преступления, то почему он не остановил карающую руку в момент совершения преступления? Значит, заключает Орест, на небе нет ни добра, ни зла, “там нет никого, кто мог бы повелевать мною”.

Свобода Ореста означает изгнание. Орест согласен – каждый человек должен отыскать свой путь. Юпитер молча удаляется.

Электра покидает Ореста. Едва она ступает на круг, на нее набрасываются эринии, и она взывает к Юпитеру. Электра раскаивается, и эринии отступают от нее.

Эринии сосредоточили все свое внимание на Оресте. Двери в святилище распахиваются, за ними видна разъяренная толпа, готовая в клочья разорвать Ореста. Обращаясь к горожанам, Орест гордо заявляет, что берет на себя ответственность за совершенное убийство. Он пошел на него ради людей: взял на себя преступление человека, не справившегося с его бременем и переложившего ответственность на всех жителей города. Мухи должны наконец перестать угнетать аргивян. Теперь это его мухи, его мертвецы. Пусть горожане попытаются начать жить заново. Он же покидает их и уводит за собой всех мух.

Орест выходит из круга и удаляется. Эринии с воплями бросаются за ним.

Вариант 2

Главная площадь Аргоса. Статую Юпитера облепили мухи. В город вернулся Орест – сын Клитемнестры. 15 лет назад она со своим любовником Эгисфом убили отца Ореста Агамемнона. Оресту тоже угрожала смерть, но спасшись, Орест получал воспитание в далеких краях. Его сестра Электра жила при матери и все время горела желанием мести. Она ждала возвращения Ореста.

Юпитер объясняет Оресту, что тот попал на день мертвых, когда проходит церемония покаяния: все жители во главе с царем и царицей умоляют своих мертвецов о прощении. Юпитер просит Ореста покинуть этот город, так как его жители много нагрешили и несут свой крест, а он не причастен к их грехам.

Орест и сам понимает, что чужой в городе, где должен был быть царем. Он собирается покинуть его навсегда, но появляется Электра и рассказывает брату о том, как ненавидит мать и ее любовника Эгисфа и ждет, когда их уничтожат.

Все готовятся к церемонии покаяния, одевая траурную одежду. Это мероприятие проводится ежегодно в день, когда убили Агамемнона. Все жители Аргоса идут к пещере, сообщающейся с адом. Отваливается камень и мертвецы из ада расходятся по городу. Жители города принимают их как гостей. Все предлагают Оресту покинуть город, а Юпитер даже коней купить недорого предлагает, но юноша решил остаться и навести порядок.

Электра в белом одеянии, как только Эгисф начал свое обращение к мертвецам, просит жителей города не каяться, а жить нормальной жизнью, а мертвые пусть живут в сердцах, а не превращают жизнь живых в ад. Люди бы расправились с девушкой, если бы Эгисф не напомнил, что в этот день убивать нельзя.

Орест пытается уговорить сестру не мстить и уехать с этого города вместе с ним, но Электра жаждет мщения. Чтобы помочь сестре и стать гражданином Аргоса Орест убивает Эгисфа и мать, таким образом, избавляет город от царя и царицы, заставляющих помнить преступления. Электра рада, что ее враги умерли, но понимает, что 15 лет жила обманом. Она жалеет о том, что сделала. Брат и сестра окружены роем больших мух – эриний, богинь угрызений совести. От мух и обозленных людей брат с сестрой прячутся в храме Аполлона. Электра стала похожей на мать, ведь она была свидетельницей преступления.

Юпитер не хочет наказывать Ореста и Электру, он желает получить раскаяние и отречение от преступления, после чего он сможет посадить их на трон Аргоса. Орест хочет быть свободным, а это – изгнание из города. Электра раскаялась, поэтому эринии занялись Орестом. Толпа горожан настолько зла на юношу, что готова разорвать его. Он пытается объяснить им, что пошел на убийство человека, который переложил свой грех на всех горожан. Мухи не должны угнетать жителей Аргона. Это мухи Ореста, поэтому он их уводит от них.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Хоэфоры Со дня убийства Агамемнона прошло уже много лет. К его могиле однажды подошли два человека, одетых как странники. У того, что младше, был меч, а тот, что постарше, в руках держал два копья. Один из странников, который младше, по Read More ......
  2. КЛИТЕМЕСТРА – центральный персонаж трилогии Эсхила “Орестея” (458 до н. э.), трагедии Софокла “Электра” (ок. 415 до н. э.), трагедии Еврипида “Электра” (413 до н. э.), трагедии Сенеки “Агамемнон” (ок. 60 н. э.). Уже в “Одиссее” кратко пересказывается содержание древних, Read More ......
  3. Почтительная потаскушка Действие разворачивается в маленьком городке, в одном из южных штатов Америки. Лиззи Мак-Кей, молоденькая девушка, приезжает из Нью-Йорка на поезде, где становится свидетельницей убийства белым человеком одного из двух негров, которые, как потом объяснил убийца, якобы хотели изнасиловать Read More ......
  4. Тошнота Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвященные маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в. Read More ......
  5. Дьявол и Господь Бог Действие происходит в развороченной крестьянской войной Германии XVI в. Однако история для автора – всего лишь фон, герои, обрядившиеся в старинные костюмы, мыслят вполне современно, пытаясь ответить на извечные вопросы: что есть Добро и Зло, в Read More ......
  6. Ифигения в Тавриде Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры – скифское племя, которое чтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции давно уже вышли из обычая. Греки считали, что эта богиня-дева – не кто иная, Read More ......
  7. Андромаха Источником для этой пьесы послужил рассказ Энея из третьей книги “Энеиды” Вергилия. Действие происходит в античные времена в Эпире, области на северо-западе Греции. После падения Трои вдова убитого Гектора Андромаха становится пленницей Пирра, сына Ахилла, Пирр является царем Эпира, Read More ......
  8. ЭЛЕКТРА – 1) героиня трагедии Эсхила “Хоэфоры” (“Приносящие возлияние”; вторая трагедия из трилогии “Орестея”, 459 г. до н. э.), дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры. Согласно пророчеству Аполлона Дельфийского Клитемнестра и ее любовник Эгисф, захватившие верховную власть в Микенах после Read More ......
Краткое содержание Мухи Сартр