Последние статьи
Домой / Жкх / Классификация пожаров. Понятие «пожарный треугольник»

Классификация пожаров. Понятие «пожарный треугольник»

Воробьева Анастасия, Павлюк Любовь

Анализ количества пожаров, возникающих в Банском районе за последние 5 лет, говорит о том, что с каждым годом количество пожаров резко возросло.

Пожары наносят огромный материальный ущерб. Только в 2012 году материальный ущерб от пожаров в Баганском районе составил более 8 миллионов рублей.

Создавая проект мы решили рассмотреть вопросы при каких условиях возникает процесс горения.

1.2.Цель: выяснить условия, необходимые для протекания процесса горении.

1.3.Задачи:

  • Определить, что такое горение;
  • Выяснить условия, которые необходимы для процесса горения;
  • Провести опыты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Владимировская основная общеобразовательная школа

Тема: «Треугольник огня»

Руководитель: Панина Татьяна Ивановна

Владимировка 2013г

1.Введение………………………………………………………………….3

1.2.Цель…………………………………………………………………….4

1.3.Задачи…………………………………………………………………..4

2.Что такое огонь?........................................................................................4

2.1. Горючее вещество (топливо)…………………………………………4

2.2. Окислитель…………………………………………………………….5

2.3. Температура возгорания (тепло)…………………………….……….5

3. Треугольник огня………………………………………………………..6

3.1.Опыт №1………………………………………………………………..6

3.2. Опыт №2……………………………………………………………….7

3.3. Опыт №3……………………………………………………………….7

4. Вывод………………………………………………………………….…8

5. Заключение………………………………………………………….…...8

Список литературы……………………………………………………..….9

1.Введение

Анализ количества пожаров, возникающих в Банском районе за последние 5 лет, говорит о том, что с каждым годом количество пожаров резко возросло.

Пожары наносят огромный материальный ущерб. Только в 2012 году материальный ущерб от пожаров в Баганском районе составил более 8 миллионов рублей.

Создавая проект мы решили рассмотреть вопросы при каких условиях возникает процесс горения.

1.2.Цель: выяснить условия, необходимые для протекания процесса горении.

1.3.Задачи:

  • Определить, что такое горение;
  • Выяснить условия, которые необходимы для процесса горения;
  • Провести опыты.

2.Что такое огонь?

Огонь - явление горенья; высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом; соединенье тепла и света, при сгорании тела… Неправда ли красивое определение дает толковый словарь Даля?

Сущность горения была открыта в 1756 году великим русским ученым М.В. Ломоносовым.. своими опытами он доказал, что горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому, для того чтобы огонь возник необходимо три составляющие: источник тепла, горючие вещества и окислитель (кислород воздуха). Источник тепла – это все что можно зажечь, это бытовые электрические приборы или открытое пламя, горючие вещества все, что может гореть:

2.1. Горючее вещество (топливо)
Горючие вещества (материалы) – вещества (материалы), способные к взаимодействию с окислителем (кислородом воздуха) в режиме горения. По горючести вещества (материалы) подразделяют на три группы:

  • негорючие вещества и материалы не способные к самостоятельному горению на воздухе;
  • трудногорючие вещества и материалы – способные гореть на воздухе при воздействии дополнительной энергии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;
  • горючие вещества и материалы – способные самостоятельно гореть после воспламенения или самовоспламенения самовозгорания.

Горючие вещества (материалы) – понятие условное, так как в режимах, отличных от стандартной методики, негорючие и трудногорючие вещества и материалы нередко становятся горючими.
Среди горючих веществ имеются вещества (материалы) в различных агрегатном состоянии: газы, пары, жидкости, твёрдые вещества (материалы), аэрозоли. Практически все органические химические вещества относятся к горючим веществам. Среди неорганических химических веществ также имеются горючие вещества (водород, аммиак, гидриды, сульфиды, азиды, фосфиды, аммиакаты различных элементов).
Горючие вещества (материалы) характеризуются показателями пожарной опасности. Введением в состав этих веществ (материалов) различных добавок (промоторов, антипиренов, ингибиторов) можно изменять в ту или иную сторону показатели их пожарной опасности.
2.2. Окислитель
Окислитель является второй стороной треугольника горения. Обычно в качестве окислителя при горении выступает кислород воздуха, однако могут быть и другие окислители - окислы азота и т.п.
Критическим показателем для кислорода воздуха как окислителя, является его концентрация в воздушной среде закрытого судового помещения в объемных пределах выше 12-14%. Ниже этой концентрации горение абсолютного большинства горючих веществ не происходит. Однако некоторые горючие вещества способны гореть и при более низких концентрациях кислорода в окружающей газовоздушной среде.
2.3. Температура возгорания (тепло)
Есть много понятий, применяемых к температурам, при которых возможно возгорание. Главнейшие из них:
Температура вспышки - наименьшая температура, при которой вещество выделяет достаточно горючих для воспламенения паров, при воздействии открытым пламенем, но горение не продолжается.
Температура воспламенения - наименьшая температура, при которой вещество дает достаточно горючих испарений для возгорания и продолжения горения при приложении открытого пламени.
Примечание. Можно заметить, что разница между температурой вспышки и температурой горения в том, что в первом случае происходит мгновенная вспышка, а во втором температура должна быть достаточно высока, чтобы производить достаточно горючих паров для горения, независимо от источника возгорания.

Сегодня общепринятым считается следующее определение – огонь – это совокупность раскаленных газов или плазмы, выделяющихся в результате различных обстоятельств. К этим обстоятельствам может относиться: различные химические реакции, нагревание горючего материала до определенной точки, контакт тока высокого напряжения с горючими материалами и т.д. Объяснение огня с химической точки зрения выглядит следующим образом – огонь – это область пространства, в которой реагирующие между собой вещества и продукты их взаимодействия находятся в газообразном состоянии.

С физической точки зрения огонь объясняют так – это светящаяся горячая зона взаимодействия паров, газов или продуктов термического разложения горючего вещества с кислородом. Горючее вещество может быть твердым, жидким и газообразным. А тот самый цвет, благодаря которому родилась поговорка «на огонь человек может смотреть вечно», появляется из-за наличия различных примесей. Добиться бесцветного пламени, которое можно будет вычислить визуально только по колебаниям воздуха, можно только в специальных условиях, поэтому бытовой огонь всегда «цветной». Температура огня может быть различна. Она зависит от источника горения и от продуктов, участвующих в реакции горения.

3. Треугольник огня

3.1.Опыт №1

Оборудование: восковые свечи, банки разного объема.

Ход работы:

  • Зажигаем свечи.
  • Накрываем свечи банками.
  • Через некоторое время свеча, накрытая литровой банкой огонь слабеет и она затухает; затем проходит еще время и свеча затухает, накрытая трехлитровой банкой.

Вывод: да действительно процесс горения не возможен без окислителя, которым в данном случае является кислород.

3.2. Опыт №2

Оборудование: коробок со спичками

Ход работы:

  • Зажигаем спичку.
  • Спичка сгорает и потухает
  • У нас имеется окислитель и источник воспламенения, но нет горючего вещества.

Вывод : процесс горения невозможен без горючего вещества.

3.3. Опыт №3

Оборудование: костер; камень, железо, ткань, книга, часть плитки потолочной.

Ход работы:

  • Поочередно ложем в костер различные предметы и наблюдаем.
  • Плитка потолочная быстро плавится и сгорает.
  • Ткань плавится и сгорает.
  • Книга загорается и горит.
  • Камень не горит, а только нагревается.
  • Железо не горит, а только нагревается.

Вывод: Есть камень и железо не горит, а ткань, плитка потолочная, книга горят. Камень и железо – негорючие вещества, а значит процесс горения невозможен.

4. Вывод

Для того чтоб протекал процесс горения необходимы три условия: наличие горючего вещества, наличие окислителя, наличия источника воспламенения. Исключив хотя – бы одно из условий процесс горения невозможен. На основе этих особенностей и строится процесс тушения пожаров. Чаще всего исключается окислитель:

  • Если на сковороде загорелся жир, достаточно закрыть сковороду крышкой.
  • Загорелся телевизор, накрыть плотной тканью.

5. Заключение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ОДЕССКАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОТЧЕТ

ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 2

по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему « Противопожарная безопасность судна »

Работу выполнил:

курсант __ курса ____группы

специальность «____________»

_________________________

Проверил:

Ассистент

Кафедры БЖ

___________________________

Тема: Противопожарная безопасность судна.

Цель работы: Изучить основы противопожарной безопасности на судне и приобрести практические навыки по тушению пожаров в условиях судна.

Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить, используя так же рекомендованную литературу и лекционный материал письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

План

1. Теория горения.Виды горения.

2. Условия возникновения пожара. Треугольник горения ("пожарный треугольник").

3. Горючие вещества и их свойства.

4. Конструктивная противопожарная защита судна.

5. Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения.

6. Классы пожаров.

7. Огнетушащие средства.

8. Способы тушения пожаров.

9. Пожарное оборудование и системы.

10. Снаряжение пожарного.

Ответить письменно на вопросы:

Теория горения.

Горение – это __

Горение сопровождается тепловым и све­товым излучением и образованием окиси угле­рода СО, углекислого газа СО 2 , паров воды Н 2 О, сажи и пепла.

Рис. 1. Элементы реакции го­рения :

а - __________________

б - __________________

в - __________________

Взрыв - ____________

____________________

__________________________________________

Условия возникновения пожара.

Горение является началом пожара. При этом проис­ходит окисление миллионов молекул паров, которые _______

____________________

Происходит своеобразная цепная реакция, приводя­щая к разрастанию пламени и развитию очага пожара (рис.2.).

Рис.2. Цепная реакция горения:

1 - ___________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4, 5 - ___________________

Треугольник горения ("пожарный треугольник"). Для процесса горения необходимы соответствующие условия: ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рис. 3. Пожарный треугольник

1 - _________________________

2 - _________________________

3 - _________________________

Если одно из этих условий отсутствует, то ___________________________________________

_________ _________

3. Горючие вещества, их свойства. Все горючие ве­щества можно разделить на несколько основных групп по характерным для них свойствам.

Древесина и древесные материалы ______________________________________________

_______________________________________

Текстильные и волокнистые материалы имеют температуру воспламене­ния _____________ °С. ____________________________________________________________

Шерсть тлеет, обугливается и __________________________________________________

____________________

Шелк - наиболее опасное в пожарном отношении волокно, _________________________________

______________________________________________________________

Пластмассы и резина ________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость ис­парения____________________________

______________________________________________________________

Краски и лаки состоят из компонентов, обладающих хорошей горючестью. Особенно активен растворитель, имеющий температуру вспышки _______ °С.

Конструктивная противопожарная зашита судна

Требования к конструктивной пожарной защите судна регламентирует Конвенция _________________ и правила ________________________________ ;

Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:

а)______________________________

b)______________________________

c) _____________

f)______________

В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

класс «А» , образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании ________________________испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на _________°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на ___________ 0 С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:

Класс «А -60» __________мин;

Класс «А-30» __________мин;

Класс «А-15» __________мин.

Класс «А-0» __________0 мин.

класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца _________________________испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на ____________°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на _______ 0 С по сравнению с первоначальной температурой поистечении указанного ниже времени:

Клас «В-30» ________мин.

Клас «В-15» ________ мин.

Класс «В-0» ________ мин.

класс «С» перекрытия,_______________________________________________________________

____________________

Двери в противопожарных переборках должны быть _____________________________типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до _____________ 0 С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу ___________________.

Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее подходящего огнетушащего вещества, вопрос — о выборе которого должен быть решен практически мгновенно. Правильный его выбор позволит снизить повреждения судна и опасность для всего экипажа. Эта задача значительно облегчается введением классификации пожаров и подразделением их на четыре типа, или класса, обозначаемых латинскими буквами А, В, С, D. В каждый класс включены пожары, связанные с загоранием материалов, имеющих одинаковые свойства при горении и требующих применения одних и тех же огнетушащих веществ. Поэтому для успешной борьбы с пожаром совершенно необходимо знание этих классов, а также характеристик горючести материалов, имеющихся на судне.

Классификация пожаров имеет несколько стандартов, например: ISO 3941 (стандарт Международной организации стандартов) и стандарт NFPA10 (National Fire Protection Association). Здесь приводится последний.

Пожары класса А — это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов, которые могут быть потушены с помощью воды и водных растворов. К таким материалам относятся: древесина и древесные материалы, ткани, бумага, резина и некоторые пластмассы.

Пожары класса В — это пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей, воспламеняющихся газов, жиров и других подобных веществ. Тушение этих пожаров осуществляют прекращением поступления кислорода к огню или предотвращением выделения горючих паров.

Пожары класса С — это пожары, возникающие при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустройств. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.

Пожары класса D — это пожары, связанные с возгоранием горючих металлов: натрия, калия, магния, титана или алюминия и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, например некоторые порошки, не вступающие в реакцию с горящими металлами. Основная цель разработки такой классификации — помочь экипажам судов при выборе соответствующего огнетушащего вещества. Однако недостаточно знать, что вода — наилучшее средство борьбы с пожарами класса А, поскольку она обеспечивает охлаждение, или что порошок хорошо применять для сбивания пламени при горении жидкости, нужно уметь правильно подавать огнетушащее вещество, используя при этом точные технические приемы борьбы с огнем. Для горения необходимы три элемента: горючее вещество, которое будет испаряться и гореть, кислород для соединения с горючим веществом и теплота для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о двух важных факторах, необходимых для, предотвращения и тушения пожаров:

1) если одна из сторон треугольника отсутсгвует, пожар не может начаться;

2) если одну из сторон треугольника исключить, пожар погаснет.

Пожарный треугольник — простейшее представление трех факторов, необходимых для существования пожара, но он не поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию, возникающую между горючим веществом, кислородом и теплотой в результате химической реакции.

Реакция горения происходит при одновременном действии трех факторов: наличии горючего вещества, которое будет испаряться и гореть; достаточном количестве кислорода для окисления элементов вещества; источнике теплоты, повышающем температуру до границы воспламенения. При отсутствии одного из факторов пожар не может начаться. Если во время пожара удается один из факторов исключить, то пожар прекращается.

Если пожар не удается локализовать в ранней стадии, то интенсивность его распространения нарастает, чему способствуют следующие факторы.

Теплопроводность : большинство судовых конструкций выполнено из металла, обладающего высокой теплопроводностью, что способствует передаче большого количества теплоты и распространению пожара с одной палубы на другую, из одного отсека в другой. Под воздействием теплоты от пожара начинает желтеть, а затем вспучиваться краска на переборках, повышается температура в соседнем с пожаром отсеке и при наличии в нем горючих веществ возникает дополнительный очаг пожара.

Лучистый теплообмен : высокая температура в очаге пожара способствует образованию лучевых потоков теплоты, распространяющихся прямолинейно во все стороны. Встречающиеся на пути теплового потока судовые конструкции частично поглощают теплоту потока, что приводит к повышению их температуры. Вследствие лучистого теплообмена могут воспламениться горючие материалы. Особенно интенсивно он действует внутри судовых помещений. Кроме распространения пожара лучистый теплообмен создает значительные трудности при операции по ликвидации пожара и требует применения специальных защитных средств для людей.

Конвективный теплообмен : при распространении горячего воздуха и нагретых газов по судовым помещениям переносится значительное количество теплоты от очага пожара. Нагретые газы и воздух поднимаются, их место занимает холодный воздух -создается естественный конвективный теплообмен, который может стать причиной возникновения дополнительных очагов пожара.

Распространению пожара способствуют следующие факторы: теплопроводность металлических конструкций судна; лучистый теплообмен, вызванный высокой температурой; конвективный теплообмен, возникающий при движении потоков нагретых газов и воздуха.

Опасность пожара. Во время пожара создается серьезная опасность для здоровья и жизни людей. К опасным факторам пожара относятся, следующие.

Пламя: при непосредственном воздействии на людей может вызвать местные и общие ожоги и поражение дыхательных путей. При тушении пожара без специальных защитных средств следует находиться на безопасном расстоянии от очага загорания.

Теплота: для человека опасна температура выше 50 °С. В районе пожара на открытом пространстве температура поднимается до 90 °С, а в закрытых помещениях - 400°С. Непосредственное воздействие потоков теплоты может привести к обезвоживанию организма, ожогам, поражению дыхательных путей. Под воздействием высокой температуры у человека могут начаться сильное сердцебиение и нервное возбуждение с поражением нервных центров.

Газы: химический состав газов, образующихся при пожаре, зависит от горючего вещества. Во всех газах содержится двуокись углерода ССЬ (углекислый газ) и окись углерода СО. Наиболее опасна для человека окись углерода. Два-три вдоха воздуха, содержащего 1,3% СО, приводят к потере сознания, а несколько минут дыхания - к гибели человека. Избыточное содержание двуокиси углерода в воздухе уменьшает поступление кислорода в легкие, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека.

При воздействии высоких температур на синтетические материалы, происходит выделение газов насыщенных высокотоксичными веществами, содержание которых в воздухе даже в незначительной концентрации представляет серьезную угрозу жизни человека.

Дым: частицы несгоревшего углерода и других веществ, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, образуют дым, который раздражает глаза, носоглотку и легкие. Дым перемешан с газами, и в нем содержатся все токсичные вещества, присущие газам.

Взрыв: пожар может сопровождаться взрывами. При определенной концентрации паров горючих веществ в воздухе, изменяющейся под действием теплоты, создается взрывоопасная смесь. Причиной взрыва могут стать избыточный поток теплоты, разряды статического электричества или детонирующие удары, а также чрезмерное повышение давления в сосудах, находящихся под давлением. Взрывоопасная смесь может образоваться при содержании в воздухе паров нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкос­тей, угольной пыли, пыли от сухих продуктов. Последствиями взрыва могут быть серьезные разрушения металлических конструкций судна и гибель людей.

Пожар представляет серьезную опасность для судна, здоровья и жизни людей. Основными факторами опасности являются: пламя, теплота, газы и дым. Особенно серьезную опасность представляет вероятность взрыва.

Треугольник горения ("пожарный треугольник") Для процесса горения
необходимы соответствующие условия: горючее вещество, что способно самостоятельно
гореть после удаления источника воспламенения. Воздух (кислород), а также источник
воспламенения, что должен иметь определенную температуру и достаточный запас
теплоты. Если одно из этих условий отсутствует, процесса горения не будет. Так
называемый пожарный треугольник (кислород воздуха, теплота, горючее вещество)
могут дать простейшее представление о трех факторах пожара, необходимых для
существования пожара. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:

Если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

Если одну из сторон треугольника исключить, пожар потухнет.

Рис. 3. Пожарный треугольник

1 - горючее вещество, 2- источник теплоты, 3 - кислород воздуха

«Пожарная безопасность» - Жевать - не жую, А всё поедаю. Огонь – враг. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает. Красненький петушок по улице бежит. Обрушение конструкций. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Опасные спутники огня. Причины пожара. Немного истории.

«Правила при пожаре» - Правила безопасности и поведения при пожаре. Ни в коем случае не пользоваться лифтом. Средства пожаротушения - приспособления для тушения пожара различными способами. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. Огонь - друг и враг человека. В ряде случаев возникает паника.

«Пожар в квартире» - Пожарный кран с пожарным рукавом. Ящик с песком и ведро для воды. Почему во время пожара нельзя открывать окна? Перчатки. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник. Что делать если загорелась ваша квартира? В помещении, где взорвался кинескоп, находиться нельзя. Как нужно передвигаться по задымленным коридорам?

«Ожог на коже» - Наиболее частая причина солнечных ожогов - ажиотаж первого дня. В месте удара может быть покраснение и потеря чувствительности. Симптомы и течение. Пламя. Ожоги прикрывают повязкой. Химические ожоги бывают кислотными и щелочными. Инфекция. Радиационные ожоги. Ожоги III степени - страдают все слои кожи.

«Шаровая молния» - Молнии были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Линейные молнии. Диаметр канала линейной молнии составляет от 10 до 45 см. Шаровые молнии. Гром и молния. Загадки природы. Жемчужные молнии. Имеется множество свидетельств наблюдения шаровой молнии в солнечную погоду. Преимущественно разряд жемчужной молнии следует по пути линейной.

«Удар молнии» - Может ли молния сбить нас с пути? Сухие деревья от удара молнии загораются. Считается, что говорить по радиотелефону или по мобильному безопасней. Молния всегда будила фантазию человека и стремление познавать мир. На реликтовых деревьях-долгожителях много шрамов от молний. Поражение молнией возможно как на улице, так и дома.

Всего в теме 11 презентаций