Последние статьи
Домой / Полезное / Исследовательская работа «Древесные образы в стихах С.Есенина. Образы деревьев в лирике О.А

Исследовательская работа «Древесные образы в стихах С.Есенина. Образы деревьев в лирике О.А

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ведение

Одним из самых популярных способов для объяснения системы взглядов на окружающую действительность всегда было образное сопоставление. Поэзия особо ярко демонстрирует справедливость данного тезиса. Гипотезой, положенной в основу работы стала мысль, что можно определить систему взглядов человека, изучив образы, созданные в процессе творчества. Данная тема частично была рассмотрена в работах М.Н.Эпштейна, других литературоведов и культурологов . Но рассмотренные исследования в основном сводились к характеристике образов в творчестве отдельных поэтов, их сравнению и систематизации.

По дороге в школу и обратно мы проходим мимо берёзы, посаженной в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. За время обучения в школе это почти четыре тысячи раз! Дерево-гигант, по северным меркам, стало свидетелем учёбы моего отца, старшего брата, а теперь «следит» за мной. Внушительные биометрические данные роднят немого свидетеля с пушкинским дубом у лукоморья и лермонтовской сосной на вершине скалы.

Целью данной работы является необходимость исследовать влияние мировоззрения на образы, возникающие при восприятии отдельных предметов. В качестве объекта выбран образ одиноко стоящего дерева в отечественной поэзии последних двух столетий. Основными задачами, стоящими перед автором исследования, являются: изучение эволюции образа одинокого дерева в отечественной поэзии с начала XIX века по наше время; определение значения обособленных объектов при формировании мировосприятия сверстников.

Актуальность исследованиясостоит в выявлении общих черт в образном мышлении отечественной поэтической мысли и мировоззренческих образах современных школьников.

В работе применялись герменевтический метод исследования, комплексный анализ стихотворных произведенийи анкетирование учащихся.

В результате исследования,при рассмотрении более трёхсот произведений, были установлены связи одного особенного дерева в творчестве большинства поэтов последних двух столетий с их мировоззрением. Определены характерные изменения образов, связанных с историческими и социальными процессами. В результате обработки анкет старшеклассников выявлены наличия подобных образов, связанных с конкретным деревом, у двух третей опрошенных респондентов.

Следствием проделанной работы стала потребность создания проекта творческого конкурса художественных (словесных, изобразительных, музыкальных) произведений, посвящённых знаковому дереву в жизни человека на институциональном, а затем и на муниципальном уровне.

Основная часть

1. Тенденции эволюции образа одинокого дерева в отечественнойпоэзии.

В рассмотренных примерах отечественной поэзии отмечены две основные тенденции: количество упоминаний деревьев в творчестве зависит от степени урбанизации автора и наличие у каждой эпохи «своих» приоритетных деревьев. Отсюда, больше внимания обращалось на творчество традиционно «деревенских» поэтов (А.А. Фета, С.А. Есенина), частота упоминания той или иной породы рассматривалась как смысловое обобщение .

Если в первой половине позапрошлого века отмечается культ дуба и сосны, то уже с творчества А.А. Фета «лидерство захватывает» берёза, и уже в поэзии С.А. Есенина, И.А. Бунина, а затем и у Н.А. Заболоцкого это характерно русское дерево занимает центральное место. В начале и в конце прошлого века, во время поэтических всплесков модернистов и шестидесятников, в поэзию врывались экзотические образы (пальма, кипарис, осина, тополь), но им не суждено было утвердиться надолго.

Для сравнения в рассмотренных работах берёза упоминается столько же раз, сколько дуб и сосна вместе взятые, в три раза чаще тополя и клёна, в десять раз чаще кипариса и пальмы.

Особое место занимают в поэзии плодовые деревья, но в рамках этой работы они не будут рассматриваться, так как, по мнению большинства литературоведов, выделяются в другой семантический ряд.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»)

В творчестве А.С. Пушкина дуб символизирует силу жизни. Характерными эпитетами становятся могучий, одинокий, великий. Дерево наблюдает за скоротечностью жизни («стоит дуб над гробами, колеблясь и шумя»), объединяет в себе весь жизненный круговорот. У М.Ю. Лермонтова дерево приобретает новый смысл: победы над смертью .

Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

(«Выхожу один я на дорогу..»)

Внешняя мощь дерева, воспетая в фольклоре, привлекала великих русских поэтов, символизируя крепость ценностных ориентиров, непоколебимость веры в торжество жизни. И для нас сегодня поэзия первой половиныXIX века ассоциируется с силой и основательностью этого царя деревьев.

Совсем другая роль в поэзии у сосны. Принадлежа к миру хвойных, вечнозелёных пород, сосна сохранила символизм бессмертия. При этом в отличие от более жизнерадостного дуба приобрела черты таинственности, погружённости в себя. Упоминания этого дерева у Пушкина практически всегда угрюмо и загадочно. «Не слышно было ни души, И сосны лишь…», «В тени густой угрюмых сосен…», «Одна в глуши лесов сосновых…», «…недвижны сосны В своей нахмуренной красе…» - вот далеко не полный перечень «соснового» изобилия в творчестве поэта. Сразу бросается в глаза мрачность образа, связанного с моментами сильного внутреннего переживания автора. Жизнерадостного Ленского Пушкин «хоронит» «в тени двух сосен устарелых».

Лермонтовская любовь к этому величественному дереву всем известна. Одиночество поэта привело сосну на скалистую вершину, где в борьбе со стихиями дерево не просто устояло, но и стало символом несломленности, независимости.

Но особого расцвета хвойная красавица достигла в поэзии середины века.

Стоит под сосной, чуть живая,
Без думы, без стона, без слез.

(«Мороз, Красный Нос»)

К старой сосенке прижалась,
На рученки прилегла,

(«Дурочка»)
Думу думает тяжелую сосна.
Грустно, тяжко ей, раскидистой расти:

(«Сосна»)

Н.А. Некрасов, А.Н. Майков, Л.А. Мей обратили внимание на ещё одну особенность сосны. Она не «радуется» весне цветением, как другие деревья, она холодна к радостям жизни. Может, поэтому в середине века так часто именно под этим деревом страдают герои. И если Лермонтова с сосной роднит холодность и одиночество, то уже поэтов, принимавших активное участие в общественной жизни страны, сосна не привлекает, а ассоциируется с пассивностью, апатичностью, безразличием к человеческим страданиям .

И стоило только обществу отвергнуть каких-то поэтов, и тут же образ сосны становился милым сердцу и характеризующим внутренний мир.Ярким примером этой мысли является пастернаковское:

И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.

(«Сосны»)

Перед тем как перейти к образу берёзы, который стал центральным в русской поэзии, мы остановимся на деревьях, занявших важное место в творчестве С.А. Есенина. Это клён и рябина.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

(«Клён ты мой опавший»)

Одними из последних строк А.А. Фета были слова, обращённые к красоте кленового осеннего листа:

И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, жизнь любя, не в силах жить.

(«Опять осенний блеск денницы...»)

Вторит ему и А.А. Ахматова:

А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.

(«Под крышей промерзшей пустого жилья...»)

Цвет и форма листа отождествляют его с человеческим сердцем и проявлением любви. Видимо, поэтому клён часто встречается в любовной лирике. А уже у Есенина, из-за внешней схожести кудрявого клёна с кудрявым поэтом, это дерево приобретает те неповторимые очертания, которые знакомы каждому жителю нашей страны.

«Сам себе казался я таким же клёном…», «Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге…», «…старый клён Головой на меня похож» - знакомые многим с детства строки. Разухабитость поэта как нельзя лучше выразилась в образе резного красавца. Первый парень на деревне, красавец и гуляка - таким запомнился Есенин многим своим современникам. Но большинство исследователей полагают, что этот образ был поверхностным и не передавал истинную, сокровенную, сущность поэта .

Ещё одним деревом, передающим внешнюю весёлость и радость, стала в отечественной поэзии рябина. Сложно себе представить более яркое, красочное дерево. В поэзии, благодаря многообразию красок, рябина захватила огромный спектр образов: от удалого веселья до жертвенности и уныния.

Ещё у П.А. Вяземского рябина перекликается с фольклорными мотивами, говоря о своей народности:

Убери себя алой бусою,
Ярких ягодок загорись красой;
Заплету я их с темно-русою,
С темно-русою заплету косой.

(«Рябина»)

А уже у М.А. Цветаевой рябина становится личным, интимным, понятным только очень близким людям. Но невозможно оторвать эти образы от сопоставления с кровью, страданием .

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(«Стихи о Москве»)

У М.А. Цветаевой упоминание о рябине встречается чаще, чем у других поэтов. И нельзя не обратить внимание на то, что образ этот тесно связан с тоской по Родине.

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.

(«Тоска по родине!Давно...»)

И, наверно, самые известные стихи о рябине это:

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.(«Отговорила роща золотая...»)

У Есенина рябина в отличие от клёна уже не была символом удальства. Она приобрела черты жертвы, которую постоянно приходилось приносить поэту, оторванному от дома, так и не нашедшего места себе в новом мире.

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.

(«Сорокоуст»)

2. Образ берёзы - психологический портрет С.А. Есенина.

Пришло время обратиться к центральному персонажу исследования - образу берёзы. Если в начале XIX века она редкий гость в русской поэзии, то уже к концу века становится неким символом России.Основным качеством, характеризующим берёзу, становится её плакучесть. Но в отличие от ивы белокурая красавица становится олицетворением весны, возрождения, надежды. Образ становится настолько российским, что даже урбанизированный Маяковский, не упоминающий в поэзии деревья, пишет:

Конешно, -
березки,
снегами припарадясь,
в снежном
лоске
большущая радость.

(«Они и мы»)

XX век, век массовой эмиграции, ностальгических мотивов в поэзии, подымает берёзу на пьедестал. А воспевание с натуры Есениным плакучей красавицы даёт нам возможность проследить за изменениями в мировосприятии поэта.

В процессе исследования было рассмотрено более пятидесяти произведений гения имажизма, в которых встречается упоминание о берёзе. И если ранний Есенин, до Первой мировой войны, в дереве видит часть своей родной деревенской природы, то, уже пройдя через взросление, формирует новые черты .

И березы стоят,

Как большие свечки.

(«Вот уж вечер», 1910)

На бугре береза-свечка

В лунных перьях серебра.

(«Тёмна ноченька»,1911)

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

(«Мариенгофу», 1920)

Рассматривая берёзы в раннем творчестве у поэта, можно с лёгкостью сделать вывод о неиспорченности и открытости Сергея Александровича. «Белый перезвон берёз», «берёз кудрявые бусы» - образы чистые, возвышенные, нетронутые ещё прозой жизни. После революции дерево приобретает какие-то мистические черты, постепенно переходя в образы разрушения. «На берёзке пообъедена кора», «вберёз изглоданные кости» говорят о сложном периоде в жизни Есенина, время метаний, принятия и отторжения новой власти, непостоянства в отношениях с женщинами.

Интересна метафоричность характеристик дерева. Рассматривая своеобразие чёрных вкраплений на белом стволе, в отличие от «протяжности клавиш» Вознесенского, Сергей Есенин создаёт особый мир «берёзового ситца». В нём как на полотне читается жизнь и чаяния поэта, и каждый период его короткой, но насыщенной биографии.

Встретив тонкую талию у дерева, мы легко угадываем, что это раннее стихотворение, поэт ещё верит, что живёт в лучшем из миров, и время разочарований ещё не наступило. А «берёза русская, Путь-дорога узкая» явно уже образ последних лет, говорящий о состоянии, предшествующем депрессии. Казалось бы, в обоих случаях тонкое деревцо, но какое различие в эмоциональном наполнении. За десять лет перевернулся мир, изменилась страна, поэт не успел за изменениями.

Характерно одно из последних стихотворений поэта, написанное им за месяц до трагедии в «Англетере». «Клён ты мой, опавший». Стихотворение, в котором упоминается четыре разных дерева, каждое из которых символично для Есенина, заканчивается строкой «как жену чужую обнимал берёзку». Жена как выбор, показалась поэту чужой. Разочарование, отчаяние и возвращение к истоку, к дереву, сопровождавшему на протяжении всей жизни. И как хорошо, что сегодня мы можем не согласиться с поэтом, подводящим итог: «Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком». Златоглавый певец России не отговорил, а продолжает берёзовым языком касаться струн наших душ .

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

3. Результаты исследования сформированности образов у старшеклассников под влиянием мировоззрения.

В результате проведённого опроса старшеклассников была выявлена прочная связь у большинства из них с каким-то конкретным деревом. Кто-то отмечал дерево, посаженное с родителями, кто-то «свидетеля» каких-либо событий, но независимо от истории сверстники положительно оценили идею проведения конкурса творческих работ, посвящённых знаковому дереву в жизни.

Опрошено было 60 учащихся 7-9-х классов. Анкета была персонифицированной с обязательным указанием возраста. На предложение выделить какое-то одно значимое дерево в их жизни откликнулось более 80 процентов опрошенных. Большинство деревьев связаны с летним, отпускным периодом. Часть деревьев - экзотические, что характеризует анкетируемых как людей неординарных, желающих выделиться из общей массы сверстников. Как следствие присутствует желание учащихся принять участие в конкурсе творческих работ, посвящённых одиноко стоящему дереву. Четверть учащихся отметили плодовые деревья, в основном в садах родственников, проживающих на юге. Данные деревья в основном связаны с какими-то яркими событиями, с периодом взросления и с тоской по близким родственникам.

Третья часть опрошенных отождествила себя с деревьями, находящимися в постоянном поле зрения: во дворе, возле школы. Данных учащихся выделяет особо обострённое желание справедливости и патриотичность. Именно эта категория признала, что после анкетирования по-особому проанализировала влияние окружающих объектов на их мировоззрение. Ребята выразили желание следить за данными деревьями, защищать их от вандализма и делом и художественным словом. Эти учащиеся могут составить инициативную группу по подготовке планируемого конкурса.

В свете данной работы следует отметить, что берёза заняла второе место по количеству упоминаний в анкетах, уступив рябине, семь и восемь упоминаний соответственно. Яркость красок последней, привлекательность для птиц и детей из-за ягод стали основной причиной, несмотря на то, что берёзы в нашей местности встречаются чаще.

Заключение

Данная работа демонстрирует возможность определения системы взглядов человека, изучив образы, созданные в процессе творчества. Каждая эпоха и каждый возраст привязываются к своим породам деревьев.

Исследовано влияние мировоззрения на образы, возникающие при восприятии одиноко стоящего дерева в отечественной поэзии последних двух столетий. Особо рассмотрена эволюция взглядов Сергея Есенина на примере изменений отношения к берёзе.

Выявленаобщность образного мышления русских поэтов и мировоззренческих образов современных школьников.

В результате полученных результатовяснее стала потребность создания проекта творческого конкурса художественных (словесных, изобразительных, музыкальных) произведений, посвящённых знаковому дереву в жизни человека на институциональном, а затем и на муниципальном уровне.

C писок используемой литературы:

Автамонов Я.А.Символика растений в великорусских песнях//Журнал Министерства народного просвещения. 1992, №11, 12.

Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1983.

Белый А.Из книги «Поэзия слова»: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Семиотика. М., 1983.

Галанов Б.Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.

Григорьев Г.В.Поэтика слова. М., 1979.

Саводник В.Ф.Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1974.

Скатов Н.Н.Русские поэты природы. Л., 1980.

Трефилова Г.Время выбора: Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе//Вопр. литературы. 1981, №12.

Эвентов И.С.Человек и природа в лирике С.Есенина//Вопр. литературы. 1979,№11,с. 84-116.

Эпштейн М.Н.Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии.//Высшая школа, М., 1990, 304с.

Юкина Е., Эпштейн М.Поэтика зимы//Вопр. литературы. 1979,№9,с. 171-204.

Слайд 2

Введение I. Разновидности пейзажей. II. 1. Эстетическая роль леса. II. 2. Лес как символ. III.Особенности раскрытия образа леса в стихотворениях И.Бунина «Шумели листья, облетая», К.Бальмонта «Фантазия», Н.Разгон «Мой чудный лес», С.Я. Маршака «Лес». Заключение Список использованной литературы

Слайд 3

Введение

Музыка, природа, стихи - это радостно всем. В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщает человека к прекрасному. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя. Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.

Слайд 4

Каждаянациональная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическоесвоеобразие. Существуют целые исследования образа леса - в немецкой литературе, ручья - во французской. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно. .

Слайд 5

Тема нашей научной работы: «Особенности раскрытия образа леса в стихах русских поэтов». Для анализа идейного замысла используются стихотворения И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака. Актуальность темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе.

Слайд 6

Цель работы– выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие. Задачи работы: 1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике. 2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса. 3.Уточнить возможные символические значения образа леса. 4.Выявить идейный замысел стихотворений И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака. 5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относится стихотворение. 6.Расшифровать символическое значение образа леса в произведении.

Слайд 7

Разновидности пейзажей

Идеальный пейзаж: 1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи; 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду; 3) цветы широким ковром устилающие землю; 4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень; 5) птицы, поющие на ветвях.

Слайд 8

Унылый пейзаж: 1.Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – что определяется удалением от солнца, источника жизни. 2.Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина. 3.Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый. 4.Картина обветшания, тления, развалин. 5.Образы северной природы.

Слайд 9

Бурный пейзаж: 1.Гроза 2.Буря 3.Метель 4.Ливень

Слайд 10

Эстетическая роль леса

Эстетическая роль леса проявляется в созидании колоритныхэлементов ландшафта, дивных пейзажах, «собранных» из седых камней, прозрачных родников, тихих заводей, вкрадчивого шума серебристых ручьев. Именно этой ипостаси леса посвящены наиболее тонкие и изящные строки талантливой прозы и высокой поэзии.

Слайд 11

Лес как символ

Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека. Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери. Лес - это широко распространенный символ внешнего мира. В легендах и сказках лес олицетворяет различные опасности. Для одухотворенных людей он может стать местом уединенности от житейской суеты. В литературе и изобразительном искусстве древнего мира образ леса фигурирует как «священная роща» или райски прекрасный «лесной сад». Христианская традиция сочетает понимание леса как зловещей «чащобы-прибежища зверей и драконов» с мотивами «лесного безмолвия»- благодатной среды для уединенных молитв. Встречаются в поэзии образы леса как « храма природы». В литературе 20 века лес – воплощение многотрудных путей человеческого познания, наглядный образ родины, школа «экологической мудрости».

Слайд 12

Иван Бунин« Шумели листья, облетая»

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с листвой. А я был мал, - беспечной шуткой Смятенье их казалось мне: Под гул и шорох пляски жуткой Мне было весело вдвойне. Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать- И каждый медный лист встречать Восторгом радостно – безумным! Образ леса в стихотворении 1)относится к «бурному пейзажу»; 2)отражает внутренний мир лирического героя; 3)является символом внешнего мира, наполненного жизнью и опасностями.

Слайд 13

К.Бальмонт «Фантазия»

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать, Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная, Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать. Стихотворение можно отнести к элегическому пейзажу. Лес отражает внутренне состояние лирического героя. В произведении отражаются мифологические мотивы - «духи ночи». Лес символизирует внешний мир природы и внутренний мир человека.

Слайд 14

Наталья Разгон«Мой Чудный Лес»Остались в прошлом дни пурги и стужи,Вступает март в законные права.И вот я жду, когда подсохнут лужиИ народится первая трава.Тогда я – в лес, прозрачный, затаенный,Расцвеченный лишь охрою сосны,Я здесь – царица! Лес - мои владенья,Предвечное наследие души!Мой чудный лес …Конечно, все - иначе…Ведь я – его случайная строка!А для природы, может, равнозначноРожденье человека и листка?...

Образ леса в данном стихотворении можно отнести к идеальному пейзажу, т.к. в нем подчеркивается красота природы. Лес символизирует вечность души. В стихотворении отражается восторженное настроение лирического героя.

Слайд 15

С.Я. Маршак «Лес»Многоэтажный этот домНе знает праздного безделья.Упорным занят он трудомОт купола до подземелья. Здесь ловят солнце зеркалаВ лаборатории высокой.И движутся внутри стволаДобытые корнями соки. Бормочут листья в полусне,Но это мнимая дремота.В глуши, в покое, в тишинеИдет незримая работа.

В стихотворении можно выделить признаки унылого пейзажа: глушь, покой, тишина, но это обманчивая « дремота», потому что в лесу кипит жизнь. А значит, это идеальный пейзаж. Лес символизирует внешний мир и в то же время напоминает напряженную жизнь души, творческий процесс.

Слайд 16

Выводы 1.Образ леса присутствует во многих стихах русских поэтов и помогает авторам выразить свои чувства, переживания.2. Авторы показывают также красоту леса, его таинственность3.Чаще всего лес предстает перед нами как символ внешнего мира и внутренних переживаний человека. 4. Мифологические мотивы леса также встречаются в стихах русских поэтов.

Слайд 17

Практическая польза этого исследования заключается в том, что мы доказали на примерах возможность системного подхода к анализу стихотворений, в которых описывается лес. А это значительно облегчает задание – определить идею стихотворения, его мотивы, символическое значение образов и настроение лирического героя. Кроме этого, вопрос об эстетической роли леса заставляет еще раз задуматься о необходимости беречь родную природу, зеленые насаждения.

Слайд 18

Источники информации:

http://allstude.ru/Literatura_i_russkiiy_yazyk/Poeziya_prirody.html http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=293 http://relax.wood.ru/wood/symbol.php3 http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/lar/les.htm http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=80657 http://full-house.ru/detail.php?id=22644 http://newyear2012t.evidentia.org/deti-v-lesu-kartinki.html http://antonov-andrey.ucoz.ru/photo/39-0-283-3 http://imgcoder.com/gdefon/coder/full/4648-img-full http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000046.php http://wallpapers-diq.com/ru/42_~_Indian_Creek,_Siuslaw_National_Forest,_Oregon.html http://www.wallpampers.ru/photos/16094 http://maskarad.endgametv.info/zimnii-les-risunki.html http://znak.at.ua/photo/12-0-2579-3 http://www.zastavki.com/rus/Nature/Forest/wallpaper-683.htm http://wpapers.su/90/ http://www.artfile.ru/oboi/b/i.php?i=45238син http://wpapers.ru/wallpapers/nature/Winter/8184/1280-720_Глубокое-молчание.html http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php http://vsjamebel-tut.ru/dub-v-bane.htmlhttp://luchik8888.livejournal.com/100742.html http://www.iskusstvu.ru/photos.php?id=4421&type=man http://www.volosov.spb.ru/E9ru. http://beta.diary.ru/~yuri-senpai/?tag=727 Источники изображений

Слайд 19

Посмотреть все слайды

Ранчин А. М.

Средь кленов девственных и плачущих берез

Я видеть не могу надменных этих сосен;

Они смущают рой живых и сладких грез,

И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне

Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают

И, неизменные, ликующей весне

Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последней лист сухой

И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, -

Они останутся холодною красой

Пугать иные поколенья.

Источники текста

Первая публикация – журнал «Современник», 1855, № 1, с. 28. Стихотворение включено в состав прижизненных сборников поэзии Фета: Стихотворения А.А. Фета. СПб., 1856; Стихотворения А.А. Фета. 2 части. М., 1863. Ч. 1. Первая публикация – журнал «Моквитянин», 1842, № 1, с. 22. Стихотворение включено в состав прижизненных сборников поэзии Фета: Стихотворения А. Фета. М., 1850; Стихотворения А.А. Фета. СПб., 1856; Стихотворения А.А. Фета. 2 части. М., 1863. Ч. 1.

Место в структуре прижизненных сборников

При издании в сборниках 1856 и 1863 г.г. стихотворение было помещено в состав раздела «Разные стихотворения (см.: Фет А.А. Сочинения и письма. <Т. 1.>. Стихотворения и поэмы 1839-1863 / Изд. и коммент. подг. Н.П. Генералова, В.А. Кошелев, Г.В. Петрова. СПб., 2002. С. 218, 289). В плане неосуществленного нового издания, составленном Фетом в 1892 г., «Сосны» также включены в раздел «Разные стихотворения» (см. состав раздела в изд.: Фет А.А. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Б.Я. Бухштаба. Л., 1959 («Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание»). С. 248-331).

Композиция. Мотивная структура

Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.

По подсчетам Б.М. Эйхенбаума, из 529 учтенных им строфических стихотворений Фета 108 состоят из двух строф, 222 – из трех, 112 – из четырех, 46 произведений пятистрофные, 25 – шестистрофные, 7 – семистрофные; 9 произведений состоят из восьми и более строф (Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. Петербург, 1922. С. 130). Сам Фет писал великому князю Константину Константиновичу (поэту К. Р.): «…Главное – стараюсь не переходить трех, много четырех куплетов, уверенный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями» (письмо К. Р. от 27 декабря 1886 г. - А.А. Фет и К.Р. (Публикация Л.И. Кузьминой и Г.А. Крыловой) // К. Р. Избранная переписка / Изд. подг. Е.В. Виноградова, А.В. Дубровский, Л.Д. Зародова, Г.А. Крылова, Л.И. Кузьмина, Н.Н. Лаврова, Л.К. Хитрово. СПб., 1999. С. 246).

Первая строфа «Сосен» содержит признание в нелюбви поэта к соснам, противопоставленным кленам и березам. Строфа начинается неожиданно, что характерно для любимой Фетом формы фрагмента: в первый стих состоит из второстепенных членов предложения (обстоятельств) и открывается служебной частью речи – предлогом. Первая строка образуется синтаксически и интонационно относительно замкнутое целое, она построена по принципу зеркальной симметрии: определяемое слово (сущ. в форме родит. падежа) + определение, выраженное прилагательным – и, наоборот, определение, выраженное прилагательным + определяемое слово (сущ. в форме родит. падежа) – «кленов девственных» - «плачущих берез». Благодаря такому построению первой строфы образы кленов и берез и эпитеты «девственных» и «плачущих» оказываются особенно выделены. Оба эпитета, особенно «девственных», остаются не разъясненными (почему клены «девственные»?).

Вторая строка – афористически безжалостно сформулированное отношение поэта к соснам. В ней появляется третий эпитет, который также пока что неясен, непрозрачен (почему сосны – в отличие от кленов и берез – надменные?). В третьей и четвертой строках неприятие и даже неприязнь в отношении сосен усилен (они «смущают», их вид «несносен»), причем лишь в последнем стихе строфы отчасти содержится ключ к пониманию такого восприятия: неприемлем их «трезвый вид», хотя и этот эпитет еще не вполне понятен (почему облик деревьев назван «трезвым», - это, конечно, метафора, но по какому признаку совершается перенос значения?).

Указательное местоимение «эти» побуждает воспринимать первую строфу как описание непосредственно обступающей поэта, открытой его взору картины: эти – ‘те самые, которые я вижу сейчас’.

Второе четверостишие повторяет смысловой узор первого. Первая строка так же, как и начальная строка первого четверостишия, открывается предлогом с пространственным значением («среди» - «в»), а выражение «воскреснувших соседей» - обобщенное обозначение «кленов девственных и плачущих берез», и составляющие его прилагательное и существительное тоже имеют форму родит. падежа. Характеристика сосен во втором стихе – «Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают» – раскрытие их определения «надменные» из второго стиха первой строфы. Неприятию сосен, представленному в двух последних строках второго четверостишия, в первом соответствуют также два заключительных стиха, где сказано, что эти хвойные деревья «смущают» лирическое «я» и что их вид ему «несносен». Раскрывается смысл выражения «трезвый вид» сосен: это неизменность, неспособность радоваться весне. Сосны – напоминание весной о зиме - времени оцепенения, врéменной смерти природы. Разъясняется эпитет берез «плачущие»: поскольку говорится о весеннем времени, их слезы – древесный сок. А эпитет «девственные» в применении к кленам указывает на тонкость, полупрозрачность их резных листьев.

В третье четверостишии также открывается упоминанием о лиственных деревьях – но теперь уже не пробужденных «ликующей» весной, а теряющих «последний лист» безотрадной холодной осенью. Однако осенняя утрата лиственными деревьями своего убора представлена не как свидетельство торжества смерти – пусть преходящего, - а как проявление дара обновления и «возрожденья». Сосны же неприятны, причем уже не одному поэту, а и другим, и тем, кто моложе его, - «иным поколеньям», и сосны не просто неприятны, они «пугают». И, наконец, причина их резкого неприятия приобретает отчетливость философской формулы: это «холодная краса».

Временнáя структура стихотворения: от весны, сменившей зиму, к осени и вновь (сквозь зиму) к весне: весна в первой и во второй строфе, осень и весна – в третьей. Поэтика времени в фетовском тексте отражает смену природных сезонов, «поэтику» природного цикла. Включенность в природный цикл вечного обновления осознается как дар истинной жизни.

В стихотворении противопоставлены пребывание вне времени, неизменность, олицетворяемые вечнозелеными соснами, и способность к переменам, символизируемая лиственными деревьями – кленами и березами. Неизменность трактуется как безжизненность, отстраненность от бытия и надменность, переменчивость и весенний расцвет – как открытость, «отзывчивость» к жизни. Вечная зелень не меняющихся сосен истолкована как проявление «холодной красы», контрастирующей с живой и подвижной красотой лиственных деревьев.

Образная структура. Лексика

Образы стихотворения двуплановые: с одной стороны, это описания природных явлений – деревьев. Образ «надменной сосны» встречается и в стихотворении «Еще вчера, на солнце млея…» (1864 (?)): «Глядя надменно, как бывало, / На жертвы холода и сна, / Себе ни в чем не изменяла / Непобедимая сосна».

В отличие от кленов и берез, которым приданы определенные свойства (девственная листва, капли сока – слезы, способность ронять листья осенью) образ сосен характеризуется только посредством отрицательного признака и остается зрительно и вещественно «пустым». Это впечатление создается повтором отрицания «не-», к ним отнесенного: «не могу», «несносен», «не знают», «не шепчут», «не вздыхают», «неизменные».

Средства выразительности – эпитеты – передают предметные, визуальные свойства деревьев, указывая на тонкость листьев («девственные») и на прозрачность древесного сока («плачущие»). Слово «трепет» передает легкую дрожь листвы. С другой стороны, функция средств выразительности – не столько точность изображения, сколько одушевление, одухотворение природных существ. Метафоричен эпитет «девственные», переносящий признак чистоты, нетронутости из мира людей в мир природы. Метафоричен эпитет «плачущий»: слезы в этом контексте означают восторг, любовь, радостное и даже экстатическое приятие бытия. Слово «трепет» в поэтической традиции устойчиво употреблялось по отношению к миру природы. Один из наиболее известных примеров, очевидно образцовый для автора «Сосен», - элегия В.А. Жуковского «Вечер», творчество которого и на мотивном уровне, и стилистически во многом сходно с фетовским. Но «трепетанье» ивы в элегии В.А. Жуковского – не чисто предметное свойство: «Трепетанье – это нежное, музыкальное слово, говорящее о стыдливости, о тончайшей вибрации – чего? души поэта, - хотя в то же время и ивы <…> у Жуковского нежность слова – это и есть его значенье <…>» (Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. <Изд. 3-е>. М., 1995. С. 47).

По утверждению М.Н. Эпштейна, «самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - “трепещущий” и “дрожащий”» (Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. С. 222). Хотя для бесспорности этого вывода необходим исчерпывающий частотный словарь эпитетов поэзии Фета, в общем с таким утверждением можно согласиться.

С этим мнением солидарен И.Н. Сухих: «“Трепет”, действительно, одно из ключевых состояний фетовского мира, в равной степени относящееся к жизни природы и жизни души. Трепещут – хоровод деревьев, звук колокольчика, сердце, одинокий огонек, ивы, совесть, руки, звезды счастья:

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду

(“Еще люблю, еще томлюсь…”)»

(Сухих И.Н. Шеншин и Фет: жизнь и стихи // Фет А. Стихотворения / Вступ. ст. И.Н. Сухих; Сост. и примеч. А.В. Успенской. СПб., 2001 («Новая Библиотека поэта. Малая серия»). С. 50-51).

Но замечание И.Н. Сухих, что трепет у Фета – это «в конечном счете – метафора, круговорота, вечного возвращения весны» (Там же. С. 51), по-моему, - весьма рискованное перенесение поэтического представления, запечатленного в слове «трепет», на сферу явлений, с этим представлением прямо в текстах поэта не связанную; здесь исследователь подчиняется не логике анализа, а следует принципу художественной аналогии, метафоры.

Как и у В.А. Жуковского, признак трепетанья отнесен у Фета иногда к природным явлениям и к неодушевленным предметам: «Вдали огонек одинокий / Трепещет под сумраком липок» («Весеннее небо глядится…», 1844). однако оно ассоциируется и с душевным движением: «И трепет в руках и ногах» («Я жду… Соловьиное эхо…», 1842). «Я снова умилен и трепетать готов» («Страницы милые опять персты раскрыли…», 1884).

Глагол «шепчут» может быть понят как метафора - указание на шелест листвы, но его метафорическое значение прежде всего мотивировано не реальным звуком, напоминающим шепот, а представлением об одушевленности деревьев как таковым. Не случайно глагол «шепчут» поставлен в один ряд с глаголом «вздыхают» посредством соединительного союза «и». Глагол же «вздыхают» – исключительно одушевляющая метафора, вовсе не обозначающая реальные звуки, «издаваемые» деревьями

Образы весны и зимы в фетовской поэзии не только предметны, но и символичны. Символический характер фетовского стихотворения подчеркнут посредством именования деревьев «воскреснувшими»: клены и березы ассоциируются с воскресшим душою, обновленным человеком. Переносный, символический план также высветлен благодаря такому слову с отвлеченным значением, характеризующему весну, как «возрожденье».

В подтексте стихотворения прослеживается мотив творчества. Выражение «рой живых и сладких грез» если не обозначает прямо поэзию, игру вдохновения и воображения, то вызывает напоминание о них. Поэтизм «грезы» традиционен в применении к мечтаниям поэта. Соответственно, трезвость сосен может быть воспринята как поэтический антоним «опьянения» - вдохновения.

«Сосны» – полемическая реплика Фета в поэтическом диалоге с А.С. Пушкиным. У А.С. Пушкина они ассоциируются с долговечностью; таковы три сосны и молодая сосновая поросль – «племя незнакомое» в стихотворении «…Вновь я посетил…». Иглы другого вечнозеленого дерева, ели, вызывают радостное представление о вечной жизни природы, не прекращающейся даже зимою («ель сквозь иней зеленеет» – «Зимнее утро»).

В европейской традиции, восходящей еще к античности, хвойные деревья ассоциировались со смертью и с погребальными обрядами. В стихотворениях столь близкого Фету поэта, как В.А. Жуковский, сосны наделяются эпитетом «черные», указывающем на безжизненность, связь с миром небытия: таковы «черные сосны», осеняющие могилы, в элегии «Сельское кладбище». В оригинале перевода-переложения В.А. Жуковского – «Элегии, написанной на сельском кладбище» английского поэта Т. Грея «черных сосен» нет (см.: Зарубежная поэзия в переводах В.А. Жуковского: Сборник / Сост. А.А. Гугнин. М., 1985. Т. 1. С. 326).

Строка «Когда уронит лес последний лист сухой» - поэтическое эхо, «свободная» цитата пушкинских «Роняет лес багряный свой убор» («19 октября» 1825 г.) и «Уж роща отряхает / Последние листы с нагих своих ветвей» («Осень»). В «19 октября» листопад ассоциируется с «осенью души», в «Осени» тональность образа другая, но также никак не связанная с весенним возрождением.

Непривлекательная «холодная краса» напоминает «вечную красу» «равнодушной природы» из пушкинского стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Однако оценка этой вечной красоты у двух стихотворцев противоположна: А.С. Пушкин благословляет ее, Фет от нее отворачивается.

Лексика стихотворения подчеркнуто традиционна и для 1850-х гг. архаична. Изобилуют поэтизмы: метафорический «рой» (грез), напоминающий батюшковское «где нежились рои красот» («Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…»); эмоционально-оценочный эпитет «сладких», словно переселившийся в стихотворение из поэзии В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова; «трепет»; метафорические «шепчут», «вздыхают». Грамматическая форма «оне» (с ятем на конце) - форма женск. рода местоимения «он» в множ. числа именит. падежа; эта форма, характерная для церковнославянского языка, в разговорном русском языке была вытеснена формой «они», которая стала общей для всех трех родов. В литературном языке написание оне было традиционным; оно было указано как нормативное Я.К. Гротом при кодификации правил русской орфографии (см.: Грот Я.К. Русское правописание: Руководство, составленное по поручению Второго отделения императорской Академии наук. <Изд. 11-е>. СПб., 1895.С. 67) и являлось таковым до орфографической реформы 1917 г. (ср.: Виницкий С. Введение в дореформенную орфографию – imwerden.de/pdf/winitsky_vvedenie_v_orfografiju.pdf.). Употреблялась ли Фетом рифма «оне – весне» как поэтизм, противопоставленный обычному произношению этих слов (они – весне), сказать затруднительно.

Известны случаи, когда в поэтических текстах написание рифмующихся слов подчинялось принятой традиции, но их произношение, диктуемое рифмой, отражало не книжную норму, а реальную речь. Ср., например, в стихотворении Е.А. Боратынского «Къ - » («Зачем живые выраженья…», ранняя редакция) рифму в строках: «Душа полна тоски ея» – «И на смятение мое». «Ея» – литературное написание формы родительного падежа местоимения «она», рифма отражает разговорную норму произношения этого слова: «её» (созвучно с «моё»).

Точно такая же рифма есть в стихотворении – посвящении «М.Ф. Ванлярской при получении визитной карточки с летящими ласточками» (1891), не ориентированном на высокую поэтическую традицию. Рифма «оне» («трескучие звезды» - искры) – «мне» встречается в шутливой поэме «Сон» (1856), по крайней мере в этом случае она явно не наделена особым поэтическим ореолом, а воспринимается как нейтральная. Но в стихотворении на высокую философскую тему «В полуночной тиши бессонницы моей…» (1888), ориентированном на пушкинские «Стихи, сочиненные ночью, во время бессонницы» и «В начале жизни школу помню я…» и написанном в традиционно поэтическом стиле, рифма «в огне» – «оне» («богини») может быть воспринята как специфически книжная и архаизированная. Так же можно было бы, по-видимому, определить рифму «во сне» – «оне» («песни») в стихотворении – символической картине на темы поэзии и любви «Соловей и роза» (1847). Возможно, таков и смысловой ореол рифмы «стороне» – «оне» («собаки») в стихотворении «Диана, Эндимион и сатир (Картина Брюллова)» (1855), ориентированном на традиции античной описательной лирики. Но рифма «в утомительном сне» - оне» («полуночные образы») в стихотворении «Полуночные образы реют…», как представляется, таких оттенков смысла не содержит.

Метр и ритм

Стихотворение написано шестистопным ямбом с концевыми строками каждой из трех строф, написанными четырехстопным ямбом. Метрическая схема шестистопного ямба: 01/01/01/01/01/01 (для четных строк в стихотворении Фета: 01/01/01/01/01/01/0). Рифмовка перекрестная (АБАБ); нечетные строки соединены мужской рифмой, четные – женской. Для этого размера характерна обязательная цезура после шестого слога, делящая стих на два равных трехстопных полустишия. Есть она и у Фета: «Средь кленов девственных / и плачущих берез» (6 + 6 слогов) или: «Я видеть не могу / надменных этих сосен» (6 + 7 слогов). (Цезура – словораздел, повторяющаяся межстиховая пауза, находящаяся на постоянном месте, после определенного слога определенной стопы; в терминологии В.Я. Брюсова это «большая цезура» в отличие от «малой» - паузы, находящейся после каждого слова в строке или комплекса слов, объединенных одним ударением; см.: Брюсов В. Основы стиховедения. Курс ВУЗ. Части первая и вторая. Изд. 2-е. М., 1924. С. 27). .

Еще с первых десятилетий XIX в. шестистопный ямб проникает философскую лирику (Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. С.111). Поэтому написание «Сосен» - стихотворения философского – шестистопным ямбом естественно. В 1840-х гг. и позднее шестистопный ямб достаточно часто встречается и в описательной пейзажной лирике (Там же. С. 165). Метрическим образцом и предметом полемики в трактовке темы осени для Фета могла быть «Осень» А.С. Пушкина, также написанная шестистопным ямбом.

В четырехстопных строках, завершающих каждую из строф, также присутствует цезура: «И трезвый вид / мне их несносен»; «Пору зимы / напоминают» (4 +5 слогов).

Благодаря смена размера с шестистопного на четырехстопный выделены концевые строки каждой из трех строф, выделены и содержащиеся в них смыслы: «несносность» сосен – связь сосен с зимой – пугающий «иные поколенья» вид.

Для ритмики стихотворения характерен пропуск схемных ударений на ключевых эпитетах: «девственных», «плачущих», «воскреснувших», - схемные ударения должны приходиться на слоги, составляющие окончания. Таким образом эти слова приобретают дополнительное выделение; выделены они также и потому, что занимают предцезурную и послецезурную позиции. В строке «И, неизменные, ликующей весне» пропущено ударение на втором слоге, который составляет безударная приставка «не-», а вместо этого содержится сверхсхемное ударение на начальном союзе «и», благодаря чему создается пауза перед словом «неизменные» – интонационное выделение смысла, в этом слове заключенного.

Звуковой строй

Для стихотворения характерна аллитерация на парные свистящие согласные «с» и «з», в слабой позиции оглушающийся и переходящий в «с»: «Средь кленов девственных и плачущих берес». Этот звуковой ряд ассоциируется с двумя противоположными смыслами, связанными с лиственными деревьями и с соснами: ‘лиственностью’, ‘воскресением, возрождением ’ («девственных», «берез», «сладких», «грез», «воскреснувших», «соседей», «вздыхают», «станет», «весны», «возрожденья») и ‘хвойностью’, ‘пугающей мертвенностью’, ‘надменностью’, ‘холодностью’ («сосен», «смущают», «трезвый», «несносен», «не знают», «неизменные», «зимы», «лист сухой», «смолкнув», «останутся», «красой»).

«Образ дерева в произведениях русской литературы»

  • Исследовательскую работу выполнил: С. Баенков, ученик 7 класса.
  • Руководитель: Н. Н. Кокова, учитель русского и литературы,
  • МАОУ СОШ №12 г. Шарыпово.
Актуальность
  • Наш город Шарыпово – молодой и красивый, в нём много зелени: цветов, кустарников, деревьев. Но ранней весной я наблюдаю, как деревья начинают обрезать, оставляя только ствол с несколькими ветками. Иногда деревья и вовсе вырубают под корень. Многих жителей это возмущает. Люди не понимают, зачем деревья, которые посадили они сами в молодости или их родители, сегодня губят.
  • Проблема взаимоотношений человека и природы сегодня стала одной из острейших проблем современности. Её обсуждают в средствах массовой информации, исследуют специалисты. Эта проблема волнует и меня.
Исследования:
  • Существуют целые исследования об образе леса – в немецкой литературе, ручья – во французской литературе. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно.
  • Я обратился к труду М.Н.Эпштейна «Природа. Мир. Тайник Вселенной» . Эта работа помогла мне расширить знания о мире деревьев, узнать, какие деревья считаются наиболее поэтическими в России. На первом месте, безусловно, берёза, далее, дуб, рябина, клён. Но автор в работе представил образы деревьев в количественной последовательности (от самых частых к более редким).
  • Я обратился к произведениям художественной литературы, чтобы увидеть, как относятся художники слова к образу дерева.
Анкетирование учащихся (школа №12)
  • Анкетирование 20 учащихся 2 класса.
  • 10% - низкий: ребята не знают названия
  • деревьев, не все дети умеют ухаживать за деревьями; несколько ребят не знают, что деревья очищают воздух.
  • Проведённый эксперимент показал, что половина взрослых любуется красотой деревьев. Другая половина осознаёт, что за обыденной суетой не успевает замечать окружающую нас действительность. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву. Первые листочки вызывают у всех восторг и радость. Все взрослые сажали деревья около дома и на даче
  • Дерево является:
  • - символом счастья в семье;
  • -символом детства и
  • воспоминания;
  • -символом плодородия и
  • жизненной энергии;
  • -символом России и вечной
  • красоты нашей природы;
  • - символом времени года.
  • Гипотезы:
  • Задачи:
  • 1.Внимательно прочитать художественные произведении
  • 2. Проанализировать Библию, загадки, стихотворения, художественные произведения и исследовать главную проблему.
  • 3. Составить анкету для учащихся.
  • 4. Обработать и систематизировать результаты опроса.
  • 5. Сделать выводы.
  • Цель:
  • Показать взаимоотношение человека и природы через художественные образы деревьев.
Новизна работы заключается в выявлении образа дерева в произведениях разных жанров. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы могут быть использованы на уроках литературы, на факультативных занятиях, классных часах.
  • Методы, используемые при написании работы:
  • - наблюдение;
  • - метод анализа;
  • - анкетный опрос;
  • - рефлексия.
  • Материалы исследования:
  • - Библия;
  • - загадки;
  • стихотворения С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, О. Шестинского;
  • - произведения Л.Толстого, М.М.Пришвина, Е.Шварца.
Исследования начал с Библейского Писания.
  • «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
  • Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру в её дары, второе – выбор между добром и злом.
Загадки о деревьях открыли мне прекрасный мир природы.
  • Никто не пугает,
  • а вся дрожит»
  • «На поляне девчонки в белых
  • рубашонках, в зелёных полушалках»
  • « Под ярусом, ярусом висят
  • кисти с красным гарусом».
в лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно становится чутким собеседником, другом.
  • В народном календаре есть день, Петр – Павел Рябинник, который приходится на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. Кроме того, дерево это – символ счастья и мира в семье, по тому его всегда старались посадить возле дома. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным.
  • Итак, исследуя разные жанры устного народного творчества, я убедился, что народ относился к деревьям как к одушевлённым существам, наделял их чертами живых людей.
  • «Ой, рябина, рябинушка».
  • Им не страшны крутые вьюги,
  • Их не состарили века,
  • И словно древняя кольчуга,
  • Кора шершавая крепка…
  • Откуда только мощь такая
  • Берется в жизни у дубов!
  • Видать, сполна земля родная
  • Им платит силой за любовь
  • Таким образом, дуб в русской поэзии, как и в фольклоре символизирует жизненную мощь и плодородие.
  • Дубовая ветвь означала могущество.
  • А.Суворов «Дубы»
  • В стихотворении «Одинокий дуб» Н. Заболоцкий подчёркивает мужественность, воинственность дуба.
  • Басня И.Крылова «Свинья под дубом»: « были б жёлуди, ведь я от них жирнею»
В пьесе - сказке Е. Шварца «Два клена»
  • Баба Яга превращает в клены сыновей Василисы, ушедших из дому без материнского благословенья…
  • « Прощайте, прощайте, братцы клены! Не обижайте нас! Не забывайте, что мы живые. Не разучитесь говорить по-нашему, когда домой вернетесь» , - говорили им деревья
  • В стихах Сергея Есенина поэта клён появляется постоянно. Клён выражает его настроения, состояния, клён – это и есть сам поэт. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был» единственное светлое пятно – далёкие воспоминания о родном доме, который олицетворяет клён.
  • …Отношусь я с поклоном…
  • В те края, где я рос под клёном…
Исследуя произведения разных авторов, не сомневаюсь, что береза - символ России и вечной красоты нашей природы
  • Березы – символ детства и юности Н.Рубцова. Они
  • пробуждают радостные и грустные воспоминания у автора.
  • …С первых лет я с ними жил и рос,
  • Потому и набегают слёзы
  • На глаза, отвыкшие от слёз…
  • О. Шестинский «Без березы не мыслю России» говорит о
  • березе и России, как о едином целом.
  • Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:
  • Под березами пели, женили,
  • Выбирали коней на торгах;
  • Дорогих матерей хоронили,…
  • Так, чтоб были березы в ногах.
В «Лесной капели» М.М. Пришвин
  • « Вчера зацвела черемуха, и весь город тащил себе
  • из лесу ветки с белыми цветами».
  • В своих произведениях Пришвин учит любить и
  • понимать природу, нести ответственность перед ней.
  • «Черёмуха эта росла не кустом, а деревом …,
  • вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким,
  • белым, душистым цветом. Издалека
  • слышен был её запах».
  • Когда один из работников стал рубить черёмуху,
  • «дерево задрожало листьями,… закапало с него
  • росой и посыпались белые, душистые
  • лепестки цветов». Оно « …будто заплакало».
Анализ прочитанного
  • помог мне увидеть, что авторы произведений рисуют образы деревьев в разные времена года. И каждое дерево по-своему прекрасно, связано с определенным символом, необходимым человеку в жизни.
  • Судьба дерева, считают писатели и поэты, может быть связана с жизнью и судьбой Родины. Все произведения подчеркивают единение человека и природы, состояние природы отражается на душевном состоянии человека.
  • В ходе анализа литературных произведений разных жанров я увидел, что авторы доносят до нас, читателей, мысль, что мы тоже часть природы, учат нас правильно относиться к ней. И тогда природа предстанет перед нами щедрой, будет дарить людям свои богатства и радость общения.
  • Быть может, грядущая экологическая цивилизация выработает свою систему нравственных заповедей, среди которых будет и запрет на убийство дерева.
Основные выводы:
  • 1. Убедился, что народная мудрость, писатели и поэты во все времена обращались к образу дерева.
  • 2. Выяснил взаимоотношения человека и природы через художественные образы деревьев.
  • 3. На примере рассмотренных эпизодов выявил, как образ того или иного дерева влияет на душевный мир.
  • 4 . Доказал гипотезы, что могут символизировать для автора изображаемые им образы деревьев.
  • 5. Провел исследование и выявил уровень экологической культуры учащихся.

Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

Притягательную силу леса мы чувствуем, читая стихи поэтов XIX и XX веков и рассматривая полотна великого русского живописца Ивана Шишкина.

У Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Настроение у этого стихотворения радостное, приподнятое, и рождается оно, наверное, ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия, и все лучшее кажется еще впереди.

Картины, представляющиеся в этом стихотворении, все пронизаны светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая, рыжая, тускло мерцает на сухих ветках, виднеется кое- где среди подлеска: на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликается бодрая дробь дятла. Мне лес представляется прекрасным Дворцом Природы.

Не случайно поэт называет его «солнечными палатами». Высокие и прямые сосны, уходящие своими кудрявыми верхушками прямо в синее небо, кажутся величественными колоннами, на которых радостно играют блики солнца. Все стихотворение пронизано солнечным светом и запахом хвои, как и сам сосновый бор. С самых первых строк стихотворения входит в наше воображение свет солнца и запах нагретой хвои. Поэт говорит о «солнечных палатах», лужайках света по всему лесу («Повсюду блеск, повсюду яркий свет»), о нагретых солнцем стволах деревьев («Кора груба, морщиниста, красна, / Но как тепла, как солнцем вся прогрета»), о «зное и сухости солнечного света», о том, как сладостно «дышать сухим смолистым ароматом».

Создается впечатление праздничности соснового бора. Это впечатление возникает благодаря все тому же солнечному свету, « который предает всему праздничный «блеск».

Сравнение бора с «палатами», песка с шелком («песок как шелк»), сосен с величавыми «гигантами» создает ощущение чего- то необыкновенно прекрасного, радостного и царственного.

Лес поражает своим величием и красотой не только И. А. Бунина.

Великолепным певцом русского леса был замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Этот выдающийся живописец был не -превзойденным знатоком родной природы. Русскую природу И. И. Шишкин узнал и полюбил еще в детстве и ранней молодости, бродя по лесам, любуясь из окон отчего дома широкими далями.

Все произведения художника посвящены русской природе. Он руководствовался твердыми убеждениями, что природа сама по себе, а задача художника состоит в том, чтобы неутомимо и любовно ее изучать, и как можно точнее передавать. Никто до Шишкина не изучал так тщательно, во всех деталях, деревья лесов среднерусской полосы. «Лесной богатырь» - так называли Шишкина товарищи художники. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Хвойный лес. Солнечный день», «Корабельная роща».

Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению Бунина: все они пронизаны светом, теплом и радостным мироощущением. Но все же особенно выделяется картина «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «На песчаном грунте. Этюд» (1889 или 1890) и «Сосны освещенные солнцем. Этюд»(1886) Первую («Хвойный лес. Солнечный день») выделяем, потому что именно в ней лес напоминает солнечные палаты в своем выверенном чередовании стройных стволов, которые выстраиваются перед нами, приглашая в глубь леса, на солнечные яркие поляны. Картина, «На песчаном грунте», нравится ощущением свежего чистого хвойного воздуха, который льется сквозь деревья и играет на мягком золотистом песке (невольно вспоминается бунинская строка: «Песок – как шелк»), кажется, будто стоишь в низинке и смотришь на возвышенность, по которой убегают к небу пригретые солнцем веселые сосны. Ну, а «Сосны, освещенные солнцем» настолько объемны, осязаемо, теплы, что хочется прижаться щекой к их коре и почувствовать от тепла, аромата хвои и света головокружительное блаженство и счастье жить. Две высокие сосны, от которых тянутся длинные сочные тени, являющиеся центром всей композиции, кажутся похожими на величественный вход в «солнечные палаты».

А вот еще одно стихотворение И. Бунина – «В лесу»

Тропинкой темною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью легкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

(«В лесу»)

Поэтический образ леса в бунинском стихотворении похож на лес, что на картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Еще один русский поэт, Иван Суриков, воспевает лес, как место, где есть раздолье разноцветным травам, тишине, таинственности. По сути, это гимн лету с его сочной зеленью деревьев, веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес:

Ни звука –

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Это стихотворение ярко перекликается с картиной Ивана Шишкина «Опушка лиственного леса», где мы видим душистую лесную полянку, по которой так и хочется побегать, отдохнуть и насладиться свежим лесным воздухом.

У Афанасия Фета в стихотворении «Дождь» слышится тревожное настроение от приближающейся грозы с ливнем в лесу.

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в лицо,

И что - то к лесу подошло,

По свежим листьям барабанит.

(«Дождь»)

На картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» мы с тревогой смотрим на темную – синюю грозовую тучу, затянувшую небо. Съежившись под зонтом, бредем вместе с другими людьми под проливным дождем по сырой, размокшей лесной дороге.

Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова А. Фета лес изображен с сочной зеленью деревьев, то в стихотворении М. Лермонтова «На севере диком» видится зимняя, одинокая сосна.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем.

Прекрасная пальма растет.

Стихотворение навевает грустное, печальное и лирическое настроение. Это подчеркивается словами «На севере диком стоит одиноко на голой вершине».

Мне представляется картина: одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. Эти поэтические строки М. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком»

Художник умело передал настроение, созданное в стихотворении. На картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато – зеленых оттенков.

Если сравнивать сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной воображением Лермонтова, то надо отметить, что бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Бунинские сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с прекрасными воспоминаниями детства и лета. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. Человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.

Каждый поэт по-своему показывает нам сосны. Поэтические и художественные образы этих деревьев создают у нас разное настроение. Мы убеждаемся, как воздействует на нас поэтическое слово И. А. Бунина, И. Сурикова, А. Фета. А художник И. И. Шишкин своими картинами усилил звучание поэтических строчек.

Русский лес в прозе и живописи И. Шишкина.

Наблюдая за жизнью русского леса, нельзя не вспомнить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и рассказы Г. Скребицкого, В. Бианки отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство»

« Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки

Медвежонок тянет к ней лапу, лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, а медвежонок сует туда лапу, отдергивает, трясет его и с удивлением смотрит, куда же делся его новый приятель. Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котенком. Не верится, что это дикий зверь».

После прочтения этого отрывка представляется веселый, неугомонный и неповоротливый медвежонок. А. И. Шишкин изобразил своих медвежат ранним летним утром, среди могучих сосен. Они вылезли из – под поваленного дерева. Двое из них играют, кувыркаются на поваленном бурей дереве. А третий медвежонок не играет с братьями. Он самый неуклюжий и косолапый. Взобрался на ствол другого поваленного дерева и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Медвежата, изображенные Шишкиным и Скребицким очень наблюдательны, мы увидели их характеры и повадки зверей.

А вот как рассказывал о сосновом боре писатель И. Соколов – Микитов, наш земляк. «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь ли, едешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные сосны, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые, золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корой. Пахнет смолой и землей. Тихо в старом сосновом бору, изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

Сосновые боры у И. Соколова – Микитова и И. Шишкина похожи, ибо на картине тоже видно, как солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Эти деревья высокие и могучие, кажется, что они задевают своими кривыми и раскинутыми ветвями солнце. Прохладно, светло в пустой сосновой чаще.

Для своей картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкин выбрал именно такую глушь, потому что только здесь медвежата могут играть беззаботно, их охраняет дремучий, пустой лес, сюда не ступала нога человека. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал их гораздо позже, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но еще и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

В «Записках охотника» И. С. Тургенева природа подчиняет человека не только своей загадочностью, не только своим равнодушием, но и своей жизненной силой, здоровьем и мощью. Такова природа в рассказе «Лес и степь», замыкающем цикл. Рассказ о лесе и степи с разнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, со сменой времен года, дня и ночи, зноя и грез - это в то же время рассказ о человеке, чей духовный образ, определяется этой природной жизнью.

В описании леса Тургенев использует много красок: темно-серое небо; деревья, облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах кранным огнем горят лучины.

Помимо красок в лесу много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит, громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за вами и т. д.

В этом и есть мастерство И. Тургенева. Он умеет «вглядываться и вслушиваться» в природу.

«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!

Они держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свисток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму»

Такой русский лес, в котором «лепечут статные осины», шевелятся длинные висячие ветки берез и могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы есть и на картине И. Шишкина «Опушка лиственного леса»

Заключение.

Мы увидели поэтический и художественный образ леса. Каждый поэт по-своему показывает нам лес, образы деревьев создают у нас разные настроения. Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова создается впечатление праздничности от соснового бора, то от стихотворения М. Лермонтова, И. Фета навевает грустным, печальным настроением.

Своим величием лес поражал и замечательного художника Ивана Шишкина, чьи полотна с изображением усиливают звучание поэтических строк. Мы видим суровые и таинственные, сказочные и дремучие леса, с вековыми и раскидистыми, прямыми и золотистыми соснами.

В русской литературе и живописи есть еще достаточно много поэтических строк, посвященных лесу, и картин с изображением леса. Я с интересом продолжу наблюдения за тайнами и величием русского леса в поэзии и живописи.