Последние статьи
Домой / Дом / Древнетюркские племенные союзы и государства Великой Степи. Древнетюркские племенные союзы и государства Великой Степи Бильге кюль кадыр хан

Древнетюркские племенные союзы и государства Великой Степи. Древнетюркские племенные союзы и государства Великой Степи Бильге кюль кадыр хан

К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного

Какая же в то время складывалась политическая ситуация в Средней и Центральной Азии, в том числе и в Караханидском государстве?

Абу-л-Фазл Байхаки сохранил рассказ Бируни о среднеазиатских событиях начала V в.х., в котором, в частности, речь идет о караханидских междоусобицах. Сообщается, что хан (или ханы) и элик (илиг) вели борьбу под Узгеном и в 407 г.х. (1016-17 гг.) при посредничестве хорезмшаха Мамуна заключили мир ((Байхаки, 1969, с. 814-815; Бартольд, 1963, с. 338).

Как показывают монеты, в 405 г.х. Мансур ибн-Али определенно провозгласил себя великим каганом и принял титул арслан-хан, т.е. официально разорвал вассальные связи с Тоган-ханом Ахмадом, который отныне должен был считаться лишь младшим каганом. Здесь необходимо заметить, что историки часто путают титулы правителей каганата. В караханидском государстве существовали следующие титулы царствующих особ: тегин, элик (неправ. илек или илиг), бугра-хан (неправ. богра-хан), арслан-хан и, наконец, кара-хан. Это вовсе не были тотемами, как об этом пишут некоторые источники. К примеру, в Википедии сообщается: «После разгрома Уйгурского каганата в 840 году (имеется ввиду разгром Уйгурского каганата кыргызами. - авт.), выходец из знатного рода Эдгиш, который составлял часть племени чигилей, карлукский ябгу и правитель Исфиджаба Бильге-Кюль, который имел прозвище «Кара» («Чёрный» — А. Б.), открыто заявил о своих правах на верховную власть и принял титул «хан» . Возможно, с этого момента берёт своё начало род Караханидов.

При сыновьях Бильге-Кюля «Кара» Кадыра Арслан-хана (840-893) («Арслан» — лев — тотем чигилей) — Базире Арслан-хане (893-920) и Огулчаке Арслан-хане (893-940) — возобновляются набеги на территорию Мавераннахра».

Далее говорится буквально следующее: «При сыне и преемнике Сатука (Абд ал-Карима) Богра-хана (920-955) («Богра» — верблюд — тотем племени ягма) Мусе ибн Абд ал-Кариме Богра-хане (956-958) в ханстве началась «исламизация». Из арабского языка был заимствован верховный титул правителя — султан ас-салатин (то есть султан над султанами). Но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, илек и тегин не потеряли своего значения».

И самое интересное сообщение следует за двумя предыдущими всего через абзац: «Али ибн Сулейман, приняв титул «Арслан-хан», воцаряется в Кашгаре, а его младший брат — Хасан ибн Сулейман — принимает титул «Богра-хан» и воцаряется в Баласагуне».

Как же получается? Если лев - тотем чигилей, а верблюд - тотем племени ягма, то два брата, Али ибн-Сулейман и Хасан ибн-Сулейман, представители двух разных племен? Или же они не являются братьями? Ответ кроется в неправильном понимании титулов и тотемов. Просто Али, сын Сулеймана, был более высокого ранга, чем Хасан, т.е. во время их правления хан Кашгара усилился и главенствовал над ханом Баласагуна. Такие изменения происходили всегда и везде: в какой-то период усиливался один хан, позже другой, и в соответствии с этим менялись их титулы. Так что бугра-хан, арслан-хан и кара-хан - это титулы правителей, а не имена или тотемы, как часто выдают нам некоторые ученые.

Таким образом, тегин (принц) и элик (владетель) - это титулы дворян, а бугра-хан, арслан-хан и самый высокий титул кара-хан - это ранги правителей.

Однако вернемся к основному нашему повествованию.

Великим каганом Мансур провозгласил себя потому, что захватил столицу каганата Баласагун и заявил претензии на верховную власть в каганате. И если в 403 г.х. Мансур утратил владения в Мавераннахре, то теперь он был признан сюзереном в Таразе, Тункате, Ахсикенте, Ходженте и Уструшане. Итак, монеты 405 г.х. демонстрируют несомненные успехи Мансура, которые в 406 г.х. стали еще большими, хотя начинать ему пришлось едва ли не с нуля. О.Прицак связывал их с болезнью Тоган-хана, засвидетельствованной Ибн ал-Асиром. В рукописных источниках, однако, есть известия о событиях, которые, как представляется, могли явиться более вероятной или, во всяком случае, более важной причиной успехов Мансура.

По данным Утби, Ибн ал-Асира, Ибн ал-Ибри, в конце правления Тоган-хана в его владения вторглась «со стороны Сина» огромная орда неверных и остановилась в 8 днях пути от Баласагуна. Караханидское войско вместе с добровольцами из других стран ислама двинулось на них и преследовало врага 3 месяца, пока не нанесло ему сокрушительное поражение (Бартольд, 1963а, с. 341; Агаджанов, 1969, с. 155). Описанные события Ибн ал-Асир и Ибн ал-Ибри датируют 408 г.х. Эту дату принял, например, О.Прицак (1953, с. 30), М.Н.Федоров же указал, что Ахмад не мог в то время преследовать противника из Баласагуна, уже принадлежавшего Мансуру, и счел сведения о походе Тоган-хана легендарными (1975а, с. 106-107). При этом он не объяснил, как «легенда» могла попасть в труд Утби — современника событий, в целом хорошо осведомленного о караханидских делах. Уж скорее следовало заключить, что ошибочна традиционная датировка войны с неверными, тем более что Ибн ал-Асир в другом месте приводит иную дату — 403 г.х. (Бартольд, 1963а, с. 34, прим. 4), а в сирийской версии Ибн ал-Ибри назван 1325 год селевкидской эры, который приходится частью на 1013, но в основном на 1014 г. н.э., т. е. примерно соответствует 404 г.х. (1945, с. 282)

При таком разнобое трудно сделать уверенный выбор, однако, ввиду очевидной недостоверности поздней даты (408 г.х.), лежащими ближе к истине кажутся две другие — 403 или 404 г.х. И быть может, не случайно на одном из дирхемов 405 г.х. впервые в чекане Абу-Насра Ахмада ибн-Али появляется его новая почетная кунья Абу-л-Музаффар, свидетельствующая, как представляется, о какой-то важной победе («зафар» по-арабски - победа. - авт.). Если считать датой похода против неверных 404 г.х., успехи Мансура в 405 г.х. могут быть легко объяснены: он сумел захватить ряд владений Ахмада ибн-Али, воспользовавшись продолжительным, длившимся не менее полугода отсутствием его самого и его главных военных сил.

Еще более удачным для Мансура был 406 г.х., когда к прежним владениям, где он был признан сюзереном, прибавились Чач (по-арабски Шаш), Илак, Бухара и, очевидно, Саганийан.

В следующем, 407 (1016-17 г.) в борьбу вмешался Кадыр-хан Юсуф и вторгся из Восточного Туркестана в Фергану, где завоевал Узген (дирхемы 407 г.х.). Так нумизматические материалы подтверждают рукописную версию, согласно которой под Узгеном боролись ханы и элик. В том же году враждующие стороны заключили мир.

Судя по тому, что монеты биты в 407 г.х., приходится констатировать, что в 407-408 (1016-18 гг.) власть Ахмада признавалась только в Бухаре и Самарканде. Таким образом, в ходе междоусобной борьбы, протекавшей в 405-407(1014-17 гг.), Ахмад потерял почти все подвластные ему территории, сохранив Самарканд и Бухару. Во всех остальных среднеазиатских владениях Караханидов признавалась верховная власть Мансура ибн-Али.

События 403-407 (1012-17 гг.) затронули практически весь каганат: как теперь выясняется, в них принял непосредственное участие даже владетель Восточного Туркестана Юсуф ибн-Харун. За это время политическая карта владений Караханидов менялась очень существенно, иной раз даже на протяжении одного года.

По данным рукописных источников, Ахмад ибн-Али скончался в 408 г.х. (Прицак, 1953, с. 30]. Тем самым закончилось «троецарствие», когда в каганате было сразу три хана — Тоган-хан Ахмад, Арслан-хан Мансур, Кадыр-хан Юсуф. Продолжалось оно с 405 до 408 (1017 г.). После этого сюзеренные права Арслан-хана были признаны во всех владениях Караханидов.

В пору царствования Арслан-хана только столичный Баласагун (Куз Орду), как и при Ахмаде, находился в полной власти государя, остальные владения обычно (хотя и не всегда) передавались бугра-ханам и эликам. Самым могущественным из них был элик Мухаммад ибн-Али, который в годы смут, наступивших после смерти Насра, тем или иным путем приобрел владения даже более обширные, чем у покойного элика. После смерти Ахмада ибн-Али, т.е. окончательного утверждения в каганате Арслан-хана Мансура, владения Мухаммада несколько сократились.

Крупнейшим после Мухаммада удельным правителем был его сын Ахмад, который выступает вассалом Кадыр-хана Юсуфа. Вассалом Арслан-хана в Илаке в 408-11 и 414 г. х. выступает Бори-тегин, т.е. Ибрахим ибн-Наср.

Как раз в эти времена и появился на свет будущий великий поэт, будущий хас-хаджиб и будущий мудрец Юсуф Баласагуни.

Первые сведения о карлуках, известных под именем булак, относятся к 5в. это были кочевые племена, занимавшие территорию между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш. В середине 7в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени- булак, чигиль, ташлык . Вожди карлукских племен носили титул эльтебер.

В 742г. объединеные силы трех племен- карлуков, уйгуров и басмылов выступили против восточных тюрок. Тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство- Уйгурский каганат (744-840г.г.).

В 746г. карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье. В середине 8в. развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В результате этого противоборства огузы ушли к Сырдарье, а в Семиречье остались карлуки, которые образовались раннефеодальное государство - Карлукский каганат. Столицей стал город Суяб. Продолжая расширять границы, в 766- 775г.г. карлуки захватили Кашгарию, а в конце 8в. распрстранили свое влияние на Фергану.

Вождь карлуков носил титул джабгу , а с840г.- титул кагана.

На территории Семиречья карлукские племена объединились в политическое образование. Арабские и персидские источники говорят о том, что карлукское объединение в 9-10в. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Арабский географ ал-Марвази отмечает в составе карлукской конфедерации девять племен. Наиболее крупными кочевыми и полукочевыми племенами карлуков Семиречья и Южного Казахстана были тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. Население, подвластное карлукам, не было этнически однородным: оно вклячало ираноязычных согдийцев, переселенцев из стран Ближнего Востока т Центральной Азии.

В 8-10вв. в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизации оседло- земледельческих жителей.

В 8-10вв. карлукские племена занимали обширную территорию Казахстана - от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долины рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, Испиджабскую область до средневекового города Отрара. Арабский географ Ибн Хаукаль писал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток».

На западе карлуки вели борьбу с арабами, пытавшимися завоевать Мавераннахр - область между Амударьей и Сырдарьей или Средняя Азия. Арабы хотели распространить ислам путем завоевания, но карлуки оказывали достойное сопротивление.

В 840г. в центрально-азиатских степях произошло важное событие: прекратил существование Уйгурский каганат. Енисейские кыргызы вынудили уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Испиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв титул кагана. В конце 9в. арабы продолжали свои походы на земли карлуков, захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, а население приняло ислам. Карлукский каган временно перенес ставку из Тараза в Кашгар.

Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана, входившей в Карлукский каганат, и наложило печать на ее социально- экономическую, политическую и культурную жизнь.

Государство карлуков представляло собой систему, где племена владели уделами. Это мешало развивать централизованную форму правления, и власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые передавались по наследству.

В карлукском государстве была военно- административная система управления. Общество характеризовалось социальным и сословным неравенством, делилось на богатых и бедных. Самую бесправную группу составляли рабы. Основную массу населения составляли общинники, которые были экономически независимы от имущих. Существовала строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки. Разделялись по своей социальной значимомти роды и племена карлукской конфедерации.

Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, но и городскими центрами. В персидском географическом сочинени неизвестного автора «Худуд аль-Алам» (10в.) говорилось, что в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мирки, Атлалиг, Тузун и др. Столица и многие города карлукского государства находились на Великом Шелковом пути, который имел большое значение для жителей Юга Казахстана и Семиречья не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей.

Карлукский каганат раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. Этим воспользовались тюркоязычные племена Кашгара, также относящиеся к карлукскому объединению. В 940 г. ими был взят Баласагун, и государство карлуков пало.

Первые сведения о карлуках, известных под именем булак , относятся к V в. Первоначально они занимали территорию между Алтаем и восточным побережьем озеро Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени — булак, чигиль, шашлык . Титул вождя объединения — эльтебер.

В 742 г. карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство — Уйгурский каганат (744-840).

В 746 г. карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье.

В 756 г. захватив власть у тюргешей карлуки в Семиречье образовали раннефеодальное государство — Карлукский каганат .

Территория — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долины рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, от Испиджабской области до Отрара (VIII-IX в.в).

Арабский географ Ибн Хаукаль (X в) писал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток.

Столица Суяб , позднее Баласагун . У карлуков насчитывалось 25 городов и поселений: Тараз, Кулан, Мерке, Атлах, Барысхан, Талгар и др. (Сведение из книги «Худуд аль-Алам» X в.).

Титул правителей — жабгу, а с 840 г. — каган.

Этнический состав

Арабские и персидские источники говорят о том, что карлукское объединение в IX-X вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает, что в состав карлукской конфедерации входило 9 племен.

Наиболее крупные племена карлуков в Семиречье и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы.

Население также включало ираноязычных согдийцев, переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

Политическая история

  • В 766-775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII в. распространили свое влияние на Фергану.
  • На западе вели борьбу с арабами, пытавшимися завоевать Мавераннахр. Арабы хотели распространить ислам путем завоеваний, но карлуки оказали достойное сопротивление.
  • Попытки карлуков соперничать с Уйгурским каганатом на востоке окончились неудачей. В 791 г. у Бешбалыка карлуки потерпели поражение от уйгуров, а в 812 г. от арабов. В результате карлуки попали под власть Уйгурского каганата.
  • В 840 г. Енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости и карлукский жабгу Бильге Кюль Кадырхан, правитель Испиджаба, объявил себя — каганом.
  • В конце IX в. арабы вновь продолжили свой поход против карлуков и захватили Испиджаб, напали на Тараз. Город пал, а население приняло ислам. Ставка кагана перенесли из Тараза в Кашгар.
  • Карлукские племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже IX-X вв. происходит ослабление Карлукского каганата.

Причины ослабления:

  • усиление борьбы за власть;
  • усиление борьбы за пастбища;
  • междоусобные войны.

В 940 г. тюркоязычные племена чигили и ягма из Восточного Туркестана захватили столицу Баласагун и Карлукский каганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии — караханидам.

Первые сведения о карлуках известных под именем булак относятся к Vв. Название «уч карлук» (три племени карлуков) древнетюркские рунические памятники распространяли на силь­ный союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VIIв. в состав карлукского объединения входили три крупных племени -булак, чигиль (себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтебер.

В 742г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен -карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть восточных тюрков. На короткое время возвысились басмы-лы -их вождь стал каганом. Глава карлуков и предводитель уйгуров получили звание ябгу. Однако в 744г. басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. В Цент­ральной Азии возникло новое государство -уйгурский каганат(744-840).Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Стремле­ние к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата.

В середине VIIIв. развернулась борьба за тюргешское наследст­во между карлуками и огузами, чьи значительные группировки расселялись в области Иссык-Куля и Таласа. В результате этого противоборства основная часть огузов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье.

В 766г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов -Таразом и Суябом. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство. Карлуки про­должали расширять границы. В 766-775гг. одна ветвь карлуков захватила Кашгарию, а в конце VIIIв. другая их группировка распространила свое влияние на Фергану.

На территории Жетысу сформировалось политическое объеди­нение карлукских племен. Согласно арабским и персидским источ­никам, карлукское объединение в IX-Х вв. состояло из многочис­

ленных родоплеменных групп. Так, арабский географ ал-Марвази (XIIв.) отмечает в составе карлуков девять племен. В карлукскую конфедерацию вошли кочевые и полукочевые тюркоязычные племена Жетысу и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы. Население, подвластное карлукам, не было этнически однородным, оно включало ираноя-зычных согдийцев, мигрантов из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

В VIII-Х вв. в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческие жителей.

В VIII-Х вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана -от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах р. Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабс-кой области вплоть до средневекового города Отрара. По данным арабского географа Ибн Хаукаля (Xв.), «требовалось 30дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток».

Соперничество на востоке в конце VIII -начале IXв. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии. На западе карлу­ки повели борьбу с арабскими завоевателями Мавераннахра;

активно поддерживали различные антиарабские выступления в начале IXв. В 810г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана (ныне ст. Луговая). В 812г. они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков, вынудив их джабгу бежать в страну кимеков. С 20гг. IXв. в Мавераннахре стала править местная династия Саманидов, находившаяся в номиналь­ной зависимости от арабского халифа в Багдаде.

В 840г. в центральноазиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы положили конец Уйгурскому кагана­ту, вынудив уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В том же году карлукскому кагану пришлось вести войну против Саманидов. Наместник Самарканда, объявив свя­щенную войну неверным тюркам, захватил Исфиджаб. В 893г. саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. Карлукский каган Огулчак Кадыр-хан выдержал длительную осаду, однако город пал, а население приняло ислам. Огулчак перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов. Вместе с тем тюрки Семиречья не только сдерживали натиск Саманидов, но и сами предпринимали походы на их государство. В 904г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, но вскоре оно было вытеснено.

Арабское господство коснулось лишь части территории Южно­го Казахстана, входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз, несмотря на все перипетии политической борьбы, оставались, как отмечают раннесредневековые арабские источники, наиболее неспокойными для арабов владениями. Араб­ское завоевание наложило печать на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату террито­рий, на этнические и языковые процессы в ней.

Государственное устройство карлуков характеризовал ось, нали­чием развитых форм удельно-племенной системы, что не способ­ствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоя­тельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлук-ском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массу населения состав­ляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэко­номическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукской конфедерации.

Правящая знать кочевых племен владела не только пастбища­ми, угодьями, но и городскими центрами. Согласно «Худуд аль-алам», в стране карлуков насчитывалось 25городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, который имел большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей.

Карлукский каганат однако не обладал прочными экономичес­кими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашгара. В 940г. ими был взят Баласагун, и государство карлуков пало.

§ 3.Огузское государство

В результате борьбы в середине VIIIв. за тюргешское наследие с карлуками значительная часть огузов покинула Жетысу (Семи­речье) и ушла в предгорья и долину Чу. Здесь находилась их резиденция, называемая «Старая Гузия». В начале IXв. вожди огузов в союзе с карлуками и кимеками разгромили кангаро-печенежское объединение и захватили низовья Сырдарьи и степи Приаралья. В конце IXв. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги.

Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в IX-Х вв. огузского союза племен. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизирован-ный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так

и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири:

халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Форми­рование огузской этнической общности было сложным и длитель­ным. Первоначально ядро огузской группирови формировалось в Жетысу, однако в процессе своего движения на запад оно значи­тельно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана.

Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подраз­делений. Согласно Махмуду Кашгари (XIв.), первоначально они состояли из 24племен и делились на две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большими привилегиями. В каждую из этих групп входило12 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Тесные контакты огузов с соседними тюркоя-зычными племенами и народностями -карлуками, печенегами, башкирами, кимеками, кыпчаками -способствовали все большему их сближению.

В конце IX-начале XIвв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджа-ба. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном Прикаспии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. Огузы граничили с оседлыми землевладельческими областями, Хорезмом, Мавераннахром и Хорасаном. В Х в. степи, тянувшиеся на запад до Хазарии, а также степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, юго-восточные Каракумы и Приаральские Кзылкумы назывались Огузской степью.

Первые упоминания о государстве огузов появляются в арабоя-зычных историко-географических сочинениях IX -нач. Х вв. Одно из наиболее ранних известий о существовании у огузов своего государства содержится в сочинении аль-Якуби (IXв.). Свидетель­ство арабского географа интересно не только упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимеками. Интересные сведения о пле­менах огузов IX-Х вв. содержатся в географическом труде Ибн-аль-факиха (Xв.), где сообщается, что огузы наряду с кимеками и тогузогузами являются «царями» (малик) и больше других почита­ются у тюрок.

В Х в. столицей огузского государства стал город Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю Азию, Восточную Европу и Центральную Азию. Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей -кюль-эркинов. Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов проводились на советах, которые являлись тран­сформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в державе джабгу играл главный предво­дитель огузского войска, носивший титул «сюбаши».

В огузском государстве IX-Х вв. шел процесс разложения старых родоплеменных институтов, развивались патриархальнофеодальные отношения. В конце Х- нач. XIвв. в державе сырдарь-иискнх джабгу функционировала система регулярных налоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппарата управления.

В огузском обществе развивалась частная собственность, шел интенсивный процесс выделения богатой знати. Основой имущес­твенного неравенства являлась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией были массы рядовых общинников. бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием огузов было экстенсивное скотоводство.

Наряду с кочевниками имелись компактные группы полуосед­лого и оседлого населения. Средневековые авторы Х-Х1 вв. в качестве городов и оседлых поселений отмечают Дженд, Сауран, Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и др. Кочевники, лишенные скота, переходили на оседлый образ жизни. Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с земледельческими оазисами Мавераннахра, Хорезма и Семиречья. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение получила работорговля. В IXв. правите­ли Хорасана ежегодно отправляли ко двору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы были язычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепенно проникал ислам.

Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965г. в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский каганат, восточные границы которого в середине Х в. достигали северо-восточного побережья Каспийско­го моря. В 985г. огузский джабгу вместе с русскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. Все это способство­вало росту политической мощи огузской державы.

На рубеже X-XIв. огузское государство испытало кризис вследствие восстания среди огузских племен, недовольных хищни­ческим сбором налогов. Согласно огузским историческим предани­ям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришел к власти около середины или в начале второй половины Х в. Недовольство фискальной политикой джабгу было использовано вождями сельджуков, поселившихся близ Дженда еще в середине Х в. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. Вскоре они были вынуждены оставить пределы Джендской облас­ти.

В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нем государство настолько усилилось, что огузы в 1041г. захватили Хорезм. Однако спустя два года Шахмалик, последний из извест­ных джабгу огузов, попал в руки сельджуков и был казнен.

Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объ­единение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кыпчакских племен. Значительная масса огузов под напо­ром кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавсраннахpaи сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпча-ками в середине XIв. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и кыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов.

Основанное в Мавераннахре в 840 году туркменом по происхождению Билге Кюл Кадыр ханом, получившем впоследствии имя правителя Гара хана, это государство отсюда и повело свое название. Караханидское государство объединило туркменские племена гарлыков, ягмаларов и джыкыларов и вошло в историю как первое государство туркмен, принявшее ислам. При поддержке исламской религии произошло усиление и самого государства.

После смерти Гара хана правление перешло к его сыновьям Базару Арслану и Огулчак хану. Сын Базар хана Сатук Бугра после смерти отца воспитывался у дяди Огулчак хана. Взойдя на престол, он ускорил распространение ислама в государстве. Его сыну Байдаш Арслан хану удалось воссоединить разрозненные к тому времени части Караханидского государства. В 1006 году с целью овладения пришедшего в упадок государства саманидов он предпринимает наступление на родственное государство Газневи. Однако, не устояв перед мощным войском Солтана Махмуда Газневи, Караханидское государство в 1042 году распадается на две части.

Великое огузтуркменское государство

С распадом Огузского государства образовались отдельные ханства, которые впоследствии, по мере их величия, становились государствами, объединяющими другие ханства. Не случайно в арабских и китайских источниках рядом с названием этого государства стоит слово «ябгу» или «ябгы» – от туркменского «великий». Великое Огузтуркменское государство образовали огузы, которые поначалу под владычеством Гектуркменского государства основали на берегу реки Барлык девять огузских ханств.

В истории название Огузтуркменского государства запечатлелось благодаря яркому следу, который оставили после себя туркмены огузы, жившие в начале X века в Мавераннахре. А прославило их владычество, основанное на обычаях Огуз хана, и это несмотря на то, что от огромных государств их отцов им досталось всего несколько городов. К этому времени некогда громадное государство Огуз хана сузилось, огузы отступили от границ Хорасана и Чын-Мачына, от берегов Атаила ужались до междуречья Сейхуна и Джейхуна, обосновавшись в Мавераннахре. Их основными городами стали Янгыкент, Гараджык, Сайрам, Джент.

Стремление продолжать традиции огузов приводит к конфликтам с набирающими день ото дня силу исламскими государствами. Быстрое распространение ислама порождает противоречия внутри самого Огузтуркменского государства, отдаляет от него огузов, принявших мусульманство.

Предводитель Дукак по кличке Демир-Яйлы (Железный лук) вступает в противоборство с правителем Огузского государства, сын которого Сельджук принимает мусульманство и отдаляется от родовой общины. Но своей славой в истории Великое Огузтуркменское государство обязано и тому, что воспитало такого гениального военачальника, как Сельджук бек – деда основателей великой империи туркмен-сельджуков.

Сельджукские туркмены, выходцы из огузского племени кынык и потомки внука Огуз хана Ай хана, строят большое государство в Дженте. Часть из них перебирается к свои туркменским родственникам, обосновавшимся в Мавераннахре и Бухаре. Сельджуки поддерживают добрососедские отношения с куняургенчскими туркменами, дружат с караханидскими туркменами.

Приглашает сельджукских туркмен в свою вотчину Хорасан и султан Махмут Газневи. Что стоит за этим его шагом? Большинство историков ошибочно считает, что султан Махмут призвал к себе сородичей, желая помочь им. Ведь по происхождению он туркмен, и большая часть его армии состоит из туркменских парней. В Хорасане туркмены живут большими общинами в городах и селах. Привольно живут туркмены в Мерве, Абиверде, Нусае, Сарахсе, Амуле, Балкане, Земе, Мавераннахре, Мангышлаке, Васе. Султан Махмут семнадцать раз ходит в Индию, его кладовые забиты золотом и серебром. Никакая сила не может устоять перед ним, кроме одной. И сила эта – его собственные туркмены. Чтобы удержать их в повиновении, Махмут и предпринимает свой хитрый тактический ход, действуя по принципу «разделяй и властвуй», не утратившего своего смысла за все прошедшие столетия.

Однако хорошо воспитанные от рождения сельджукские туркмены не стали воевать со своими соплеменниками, они требуют у султана земли на законном основании. Умному султану не остается ничего другого, как пойти им навстречу.

Но политика султаната резко меняется со смертью Махмута. Его сын и преемник султан Месут враждебен к сельджукам, между ними вспыхивает война. Месут направляет на сельджукских туркмен войско прославленного полководца Бегдогды хаджипа, тоже туркмена. Но знаменитый воевода столкнулся с военной хитростью сельджуков: они применили тактику спасения бегством. И села опустели.

Победив в Данданаканском сражении, сельджуки созывают всетуркменский съезд, на котором провозглашают образование нового туркменского государства, после чего направляют гонцов к халифу и всем окрестным царям.

Сельджуки объединяются с коренными туркменами. Они уверены в собственных силах, и это наводит их на мысль о завоевании всего мира.

Некоторые историки, утверждая, что сельджукские туркмены разрушили газневидское государство туркмен, а с самими сельджуками покончили куняургенчские туркмены, обвиняют тем самым туркмен в жестокости. Но это поверхностный, субъективный взгляд, далекий от понимания сущности характера туркменского народа. По своей натуре туркмены миролюбивы, справедливы и великодушны. Они многое прощают, но если у власти оказывается бездушный и жестокий царь или султан, они охладевают к нему. Но не отрекаются, терпят тиранию до последнего. Когда же их терпению приходит конец, седлают коней. А перед туркменом на коне уже никто не устоит!

Когда султан Месут начал проводить против туркмен политику деспотизма, они еще несколько лет терпели его. Несколько раз султан направляет на туркмен армию, но ведь и терпению есть предел!

Султанат последнего сельджука Солтана Санджара пал так же, как и султанат Месута султана! Султана большого государства натравливают на живущих в окрестностях Балха огузских туркмен. Долго терпит Солтан Санджар, не желая воевать со своим народом…

Историческая хроника сельджуков содержит и такой факт. Занявший пост великого визиря в результате дворцовых хитросплетений, Низамылмюлк настраивает султана Алп Арслана против старого визиря. Молодой султан приговаривает старого визиря к смертной казни. И тогда старый визирь бросает Низамылмюлку гневный и справедливый упрек:

– Это ты научил туркменских правителей проливать кровь!

В большинстве своем туркменские правители были людьми справедливыми, смертным грехом считалось среди них убийство невинных людей.

Все, что было связано с властью, носило у туркмен строгий характер соблюдения основ чести и справедливости. Это был своего рода кодекс власти. Нарушать его не позволялось никому. К чему приводили исключения, свидетельствует хроника Куняургенчского царства.