Последние статьи
Домой / Покупка / Что означает хула на бога. Что такое «хула на Святой Дух»? И что значит Божье прощение

Что означает хула на бога. Что такое «хула на Святой Дух»? И что значит Божье прощение

Спасибо за вопрос, Елена.

Думаю, Вы спросили его потому что читали написанное в Евангелии: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Матф.12:31).

Обычно считается, что хула - это произнесение дерзких и хульных слов в адрес Божьего Духа, но не просто сказанное в неведении или по глупости, а сознательное произнесения ругательств в адрес Святого Духа. Я уверен, что глумящийся над святыми вещами неверующий человек не может быть обвинен в совершении этого греха, так как Он вообще не знает Бога. Человек же глубоко сознающий, Кто есть Бог и Кто есть Дух Святой и при этом хулящий Его, по Писанию, не имеет оправдания.

Если грех не прощен, то человеку тяжело рассчитывать на вечную жизнь. "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа", говорит Библия (Евр.12:14) . Без этой уверенности сердце хулящего погружается в тьму безнадежности, ожесточения и озлобленности.

Могу отметить, что не раз я встречал людей, которые имели переживания по поводу своего отступничества. Они свидетельствовали, что в этот период, делали немало глупостей и грехов, которые могли бы огорчить Дух Святой, и после они осознав свою вину, переживали - не могут ли их действия стать поводом для того, чтобы не быть прощенным Богом?

Действительно, в Новом Завете сказано, чтобы мы не оскорбляли своими делами Дух Святой, но это не то же самое, что хула (Еф.4:29-31).

Слова Христа о не прощаемом грехе, хулы на Божий Дух, было бы правильно увязать с написанным в послании Евреям: «26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28 отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:26-29).

Здесь становится ясна причина суровых слов Христа: нет прощения, когда человек ПОЗНАЛ ИСТИНУ (т.е. он не просто уверовал и отступил, а имел серьезные отношения с Богом, пребывал в Писании, был учеником Христа, стал свободен – см.Иоан.8:31,32), и ПОСЛЕ ЭТОГО – отступил, и стал ПРОИЗВОЛЬНО ГРЕШИТЬ, попирать Сына Божьего, пренебрегать кровью Завета и оскорблять Духа Святого.

К неверующим и большинству обычных отступников это никак не относится!

Так что, если в человеке есть желание возвратиться в общение с Господом и сожаление о со деланных грехах, то это не просто человеческое одностороннее стремление к «безответному» Богу, нет. Покаяние дает Господь! Посмотрите Деян.5:31; 11:18; Рим.2:4; И если есть в человеке сокрушение, раскаянность в содеянном, то это уже знак того, что он не отвергнут, и что Господь дает ему возможность примирения.

И наконец, хочу отметить, что, хотя это место Писания и говорит о невозможности прощения хулы на Духа Святого, все же нам не надо становиться судьями вместо Бога, и загодя решать, кто прощен будет, а кто нет. Это не наше дело. Если присутствуют сомнения о возможности обращения человека к Господу, не следует думать, что ему невозможно примериться с Ним. Сколько человек жив, столько должна жить и надежда о нем.

Божья милость превыше нашего разумения. Этим надо руководствоваться в отношении к людям. Именно так апостол Павел наставляет христиан «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим.2:25,26).

Бог да благословит Вас.

С уважением,

Денис Подорожный

Все знают фразу, что хула на Духа Святого не простится ни в сем веке ни в будущем. Боясь совершить этот грех, многие обходят десятой дорогой тему о Духе Святом, чтобы вдруг какие-то мысли их и слова не оказались бы хулой. Но разве Господь говорил о том лишь, что опасно сказать или подумать что-то не так о Духе Святом?

Согласно словарям, значение слова «хулить» – это резкое осуждение, порочащие слова, «вызывающее неуважение». Определение хулы на Духа Святого – упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.

Также – хула на Святого Духа – это, когда идет явное проявление Божьей Благодати, но человек амбициозно отрицает это и называет Божье проявление бесовским. Так было, когда священники, книжники и фарисеи утверждали, что Иисус творит Свои чудеса силой вельзевула. Это полная слепота души, возведшей свой земной разум на пьедестал.

«Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются (Ему)» (Евр.6:4-6).

Хула на Духа Святого это то, когда человек уверовал, но не живет согласно слову Божьему: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил (...) так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (...) Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд.1:5,8,12). Самое страшное то, что это написано о верующих, о христианах. Об этом говорят слова дважды умершие, то есть сначала они были мертвы во грехах, но потом, получив освящение и жизнь от Господа, опять умерли, не живя по слову, и для них нет надежды. Хула на Святого Духа в том состоит, когда человек верит в Бога и знает, что не должен он делать зло – но делает его сознательно, ибо в душе у такого человека такая злоба, что он не в состоянии обратиться к Господу с покаянием.

Хула против Святого Духа – это не греховный поступок и не словесное кощунство, а такое состояние души, при котором покаяние становится невозможным. А по этой причине становится невозможным и прощение. Хула против Святого Духа есть сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине, о которой человек внутри себя знает, что это истина.

Хула на Святого Духа – это окончательная и необратимая победа самости и гордыни над духом.

В глубине себя мы ведь знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Отвержение от себя этого знания, противление ему, отрицание в угоду хотения страстей и похотей, самовластия, славолюбия, сребролюбия (в широком смысле) – есть хула на Святого Духа.

Итак, в чем проявляется «упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека»? В определении подчеркивается, что хула на Духа Святого совершается сознательно, это вызревшее решение, которое возникает, когда душа упорно отвергает Духа Святого, Божью Благодать и Милость, и этим доходит до такого состояния, в котором невозможно покаяние.

Все, кто встал на путь Божий, путь спасения души, путь служения Богу, по сути, стремятся к добру, к Свету и не хотят плохого. Вырвавшись из греховного состояния, войдя в светлый Божий мир, человек счастлив. Все вокруг преображается, наполняет радостью и верой в лучшее. Душа клянется Богу в верности, в том, что она никогда не предаст, что Господь – это суть ее жизни. И кому-то кажется, что все далеко позади, жизнь станет другой, счастливой, беззаботной, все плохое уйдет само собой. Бог все Сам устроит. Но Господь сказал «берите свой крест и следуйте за Мной». Т.е., теперь с Божьей помощью мы должны навести порядок в своей жизни, увидев и осознав, освободившись от многих пут, мы можем исторгнуть, убрать причины, которые привели нас в такое состояние. Но часто человеком гораздо больше движет желание иметь, чем желание отблагодарить Бога, отдавать, жертвовать чем-то ради спасения себя и других. В результате, видя, что проблемы из жизни не уходят – начинается разочарование. Человек как бы выставляет Богу претензию – что все то, что Он дал ему не имеет ценности и смысла. Чаще всего, та причина, грех, что вызвал кризис в жизни человека – так и не был убран. У кого-то обида, у кого-то блуд, у кого-то тщеславие и гордыня, страх и ложь, зависть и ревность – самый страшный враг не побежден, но разъярен воздействием Божьей Благодати. Хуже нет тех, кто был воскрешен Богом от грехов, но возвращается на свою блевотину и умирает, но уже навсегда...

Мы имеем возможность слышать Божью Волю, знать то, что Он хочет. Но насколько понимаем, что это – Святыня! Нам всем хочется знать, что нас ожидает, хочется знать правильные решения наших ситуаций, чтобы не попасть в ловушку, не потерпеть фиаско. Мы просим – и Господь открывает нам Свою Волю. Исполняем ли мы ее? Мы просим о спасении и Господь дарует нам путь к нему. Идем ли мы по нему или увлекаемся своими страстями? Просим о благах, о хлебе насущном и Бог дает нам все необходимое. Ценим ли мы это? Мы просим о служении и Господь благословляет нас. Все ли мы делаем, чтобы это благословение принять и реализовать данные нам дары?
Нам очень много дано и мы привыкли к этому состоянию, Господь так много проявляется в нашей жизни, что это становится часто обыденным. Обычные чудеса, которые постоянно присутствуют в наших путях мы воспринимаем как должное, и не замечаем как уходит благоговение при Встрече с Богом. Постепенно, по отношению к Богу мы начинаем проявлять качества, присущие нам в обычной жизни, которые проявляем ко всем людям. Претензии, ропот, недовольство, обиды, возмущение, ложь. Здесь, конечно, обнаруживается наша настоящая суть. По отношению к Богу люди стараются показывать лучшие качества, часто буквально «встают на носочки», стараясь быть лучше, чем они есть. Но с привыканием эта грань становится все более расплывчатой и, в конце концов, если полного осознания и изменения себя не произошло, – то как человек относился к своему ближнему, так он проявляет себя и по отношению к Богу. Господь многое, очень многое нам прощает, Он долготерпит, но всему есть своя мера. Что мы чувствуем, когда Господь открывает нам Свою Волю, если мы ожидали совсем другого? Принимаем ли всем существом, смиряемся, покоряемся ей? Или пусть внешне принимаем, внутри себя создаем стену и остаемся при своем мнении, или делаем как желает того Господь, но остаемся крайне недовольны, что впоследствии обязательно сказывается на наших поступках. Или вроде бы соглашаемся, но все медлим с исполнением, ждем подходящего времени и обстоятельств, которые никогда не придут. Ведь, когда Бог открывает какой есть грех в человеке – это означает, что Он желает, чтобы человек его исторг из своей жизни. Реакция человека обычно довольно пассивная, вроде такой – «да, конечно, надо все это убрать, но только пока это нереально, потому что... » (здесь множество причин, которые мешают все это сделать). Это – начало конфликта, начало неприятия Духа Святого, Который, нам во благо, ведет нас сквозь земные тернии. Это – ложь между человеком и Богом. Тело склоняется перед Богом, мысли и желания – нет. Недовольство, неприятие – это начало хулы. Не от страха, не фанатично, но всей душой, пониманием и сердцем желает Господь, чтобы мы исполняли Его Волю. И не марионетками были, но творческими самостоятельными людьми. Люди же, порой, не желают принимать на себя никакой ответственности, и только ждут, когда Господь Сам все устроит, сделает за них выбор и решит все задачи. И если пока человек находится в начале своего духовного пути, ему прощаются многие его пороки, то если он за отведенное ему время для исправления, через ситуации, что давались для этого – не захотел менять себя, – это также расценивается как противление Духу Святому. Так человек становится источником серьезных духовных вирусов.
Для того, чтобы зерно, брошенное в землю, проросло – ему необходимо приложить огромные усилия. Сначала оно как бы умирает по отношению к своему начальному состоянию, теряет прежнюю форму и стабильность. И все это для того, чтобы родилась новая жизнь, чтобы дать путь множеству новых плодов. Оно пробивается сквозь пласты земли, пускает корни, чтобы найти воду и питание, пускает росток, который уязвим и для холода, и для зноя, и для воздействия других факторов. Зачем все это нужно ему? Ведь будучи семенем, он ни в чем не нуждался, и почти ни от чего не зависел. Но жизнь, движение, что заложены в маленьком зародыше внутри зерна толкает его на то, чтобы расти, чтобы постигать новое, раскрываться, цвести и, наконец, дать плод, который будет началом новой жизни, нового мира. Так и человек, когда в него попадают лучи Божьей Благодати – зародыш духа внутри его сердца начинает расти, желает пробиться сквозь толщу мира, раскрыться и принести плод. Тому, кто противится этому, не дает плодоносить своей душе, не заботится, не прилагает всех усилий для того, чтобы дать Духу Святому преобразить свою душу – тот, в конце концов, оказывается противником Божьим, его зерно может умереть. Ибо если оно уже начало расти – надо делать все возможное, чтобы оно укрепилось и стало самостоятельным плодоносящим деревом. Мы же часто относимся к этому очень легкомысленно. Господь открывает наши грехи, указывает на то, что Ему неугодно в нас, мы же часто не прилагаем всех усилий, чтобы этот грех искоренить, чтобы пожертвовать своими страстями, привычками, желаниями. В то время, как Дух Святой прилагает силы к нашему спасению, согревая и взращивая в нас огонь новой жизни, человек относится к этому без должного усердия, будучи поглощен иными целями. Находясь в состоянии прозябания, он рискует тем, что Божье зерно в нем может завянуть или загнить. И как когда-то Господь проклял бесплодную смоковницу, так это может постигнуть и того человека, который не исполнил Божью Волю о себе. Когда проходит отведенное время, а человек не навел порядок в своей душе, не принял должным образом даров, данных Духом Святым, не реализовал их для служения, не нашел, не выстроил пути для этого, не подготовил пути Богу – то на этих незаполненных Светом пустотах разрастаются невырванные им плевела пороков и заглушают зерно.

Дух Святой приходит и уходит, как того желает, проявляется и ведет, испытывает и оставляет наедине с самим собой – нам нужно ждать воздействия Ее с благоговением, с огромной жаждой, уметь отличать Ее голос от всех других голосов, стать послушными Ей, следовать за Ней беспрекословно, хоть и «замучает Она Своим водительством» – но это во благо нам, ибо Дух Святой прозревает самую суть души и сердца, и знает нас изначально, и ведает все наши пути. Она – Мать, и наш Исток, и наша Жизнь. Вверимся же Ей, и отбросим все то, что мешает этому, забудем про себя и все силы положим на то, чтобы Огонь, зажженный в нашем сердце не угас, но разросся и поглотил собой все наше существо. Ничего важнее этого нет.

В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать - каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности. Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это - слова Христа: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32).

Правда ли, что Бог не прощает этого греха?

Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога - потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека - его участи в жизни вечной. А недоумение - потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.

Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?

Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.
И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать - что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься - ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

Такие вот вопросы… Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить. А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу - человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?

Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.

…Да не будет сего!

Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?

Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах - Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а - единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение. Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии. Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: ...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе - и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого - оскорбление Своего человечества.

Совесть. Иуда. Николай Ге. 1891

О прощении без покаяния

Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?

Есть в современной массовой культуре такое забавное явление - фанфик. Это литературный жанр, в котором поклонники какого-либо литературного произведения сочиняют по его мотивам собственные продолжения полюбившихся им историй. Жанр этот, прямо скажем, «на любителя», но есть там один очень правильный принцип: по своим характеристикам герои фанфика должны в точности соответствовать героям исходного произведения или историческим прототипам. Нарушение этого правила именуется в жанре англоязычной аббревиатурой ООС - Out Of Character, что можно перевести на русский как «выпадение из характера». Самый наглядный пример подобного «выпадения» описал когда-то английский писатель Г. К. Честертон: «…Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнелла, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю».

Таким образом, ООС - это действие, которое герой не может совершить никогда и ни при каких обстоятельствах, иначе он просто перестанет быть самим собой.

И когда заходит речь о том, что Бог христиан не желает простить похулившего Его человека, даже если тот покается, это выглядит как типичный пример Out Of Character в неудачном фанфике, потому что такое представление о Боге полностью противоречит евангельскому повествованию. Христос - воплотившийся Бог, Своей земной жизнью дал миру всю доступную человеческому восприятию полноту представлений о Божественных свойствах. Перечислять их пришлось бы довольно долго, но с полной уверенностью можно утверждать, что нет среди них безжалостной мстительности и отвержения грешников, просящих о милости. Даже Иуду в самый момент предательства Христос называет Своим другом. Так неужели же такой Бог может не простить покаявшегося хулителя?

Ответ снова находим у святителя Афанасия Великого: «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием. И богохульство вовсе не является каким-то особым исключением из этого правила. Даже в отношениях между людьми мы видим тот же принцип: если маленький внук сгоряча назвал бабушку «дурой», а после пришел к ней просить прощения - разве она прогонит его от себя, гордо поджав губы? Для Бога любой хулитель подобен такому же несмышленышу, который и сам не понимает толком - что он делает. А любит Он каждого человека неизмеримо более сильно, чем самая добрая бабушка любит своих внуков.

Что же касается хулы на человеческую природу Христа, тут святые отцы говорят совсем уж удивительные вещи. Оказывается, самые грубые оскорбления подобного рода Христос прощает Своим хулителям даже без покаяния с их стороны!

Вот что пишет святитель Феофилакт Болгарский, объясняя слова Спасителя: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком».

«…Но когда эти люди видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?»

…Убить и Лазаря

Слова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12:22-24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом - хулой на Духа.

С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.

Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более - не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо - на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус - тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому - воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним - и Лазаря....

Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.

Воскрешение Лазаря. Рембрандт. Ок. 1630

Что есть истина?

Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16:13). Но что же такое - истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.
Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда - уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.

Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.

Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? - Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение - непрощение ни в сей век, ни в будущий».

И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как - прямой (в противоположность лукавому - изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и - очистить, выпрямить, а самое главное - восстановить утраченную целостность, то есть - исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.

Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.

Когда истина не радует

Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас; и - как мы живем на самом деле. И тогда - через совесть, через разум, через душевную боль - мы явственно ощущаем, в чем и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда, в конце концов, человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье - мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определенные плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.

Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» - не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь свое начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, еще не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьезных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.

– это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати.

Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго

Основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя , святителя , святителя , преподобного , преподобного и блаженного .

Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера.

В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть (). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Cамарянке сказал: Дух есть Бог (), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий (). И иудеи, оскорбляющие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотию Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли ядцею и винопийцею (); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, соделавшагося человеком. Почему и говорит Христос: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, то есть на тело Его, отпустится ему (). Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святый в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, видевше Его, ови поклонишася Ему, ови же усумнешася (), однако же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. Иные, исследуя сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни в сей век, ни в будущий, говорят, что четыре есть способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в будущем веке. Поелику память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь, то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям, тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено, и если окажется в этом какой перевес, то будет ему прощение. И это – первый способ. А второй есть следующий: когда кто, одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: не судите, да не судимы будете, и убоявшись, никого не осуждает за житие его, то как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Всенеложный не забывает Своей заповеди. Другие же два способа прощения имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо чрез это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке» .

С этим толкованием согласуется и другое определение греха хулы, данное святым отцом Церкви: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! Ибо предварительно научил Он, что все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, что Дух примет от Сына и прославит Сына, и что не Дух дает Сына, но Сын подает Духа ученикам, а через учеников и верующим в Него. Но поелику хула в обоих случаях касается Его Самого, в одном же случае хула меньше, а в другом гораздо больше, то Господь и сказал это. <… > Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе – и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом «Дух» обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое» .

Святитель Афанасий дал еще одно важное определение, связанное с богохульством: «Никейский Собор подлинно служит обличением против всякой ереси и низлагает хулящих Духа Святаго и называющих Его тварию». Это определение относилось к учению полуариан-духоборцев. Святые отцы Поместного Александрийского Собора 362 года, на котором председательствовал сам святитель Афанасий, писали к антиохийцам: «Всех желающих быть в мире с нами… а также отступивших от ариан пригласите к себе, примите их, как отцы детей… ничего же не требуйте от них больше, а только, чтобы предали анафеме арианскую ересь и исповедали веру, святыми отцами исповеданную в Никее, а также предали анафеме утверждающих, что Дух есть тварь и отделен от сущности Христовой. Ибо не разделять Святую Троицу и не говорить, будто бы нечто из Нее есть тварь, – значит поистине отступить от ненавистной ереси ариан. А те, которые притворно приписывают себе веру, исповеданную в Никее, и дерзают произносить хулу на Духа Святаго, не более делают, как только на словах отрицаются арианской ереси, в сердце же ее содержат» .

Архиепископ Кесарии Каппадокийской, – вселенский отец и учитель Церкви, борец с арианством, за что не раз подвергался гонениям. Им составлена литургия, дошедшая до наших дней. Он автор множества замечательных богословских трудов.

Одно из толкований хулы на Духа Святаго дано святителем в «Правилах богоугодной жизни»: «Правило 35. Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа» . Дополнением к этому правилу служит другое толкование : «Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительные, опрометчиво называя тщеславными того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе и многое подобное лживо приписывая по лукавым подозрениям» .

Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг, по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии, начинают считать тщеславным, возводят на него ложные обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь получил как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане, пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.

Святитель также поясняет, к чему может привести хула и на кого похож богохульник: «Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою» .

Великий отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский, святитель оставил после себя большое количество бесед и произведений экзегетического характера на многие книги Священного Писания. Он прославился своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил чин литургии , и эта сокращенная литургия известна нам под именем литургии .

О богохульстве святитель писал: «Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе… Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей Духа)» . «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение» .

Самое же подробное и глубокое толкование евангельского учения о хуле было дано в Беседе 41 из «Толкования на святого Матфея Евангелиста», в которой он особо подчеркивал знание фарисеев и законников о Духе Божием и Его действиях: «Итак, сначала внимательно выслушаем эти слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь; но хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся Тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как, например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям, по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители Содома, и многие другие. Там только, – как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, – как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбою» .

Обратим внимание на мысль святителя о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе.

Святой подчеркивал, что хула на Духа Святаго через объявление Его нечистым духом – веельзевулом – это хула на саму Сущность Божию, так как Бог есть чистейший Дух, а также указывал главную причину непростительности этого греха: видимые всем дела, которые творит Святой Дух.

Поелику Господь наш Иисус Христос говорит во Святом Евангелии: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком… ни в сей век, ни в будущий (), то надлежит нам исследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святаго? На Духа Святаго хула есть, когда кто действия Духа Святаго приписывает диаволу, как говорит (Крат. прав. 273). Когда кто видит, что какой-нибудь брат христианин совершает чудеса, или имеет какое-либо дарование Святаго Духа, как-то: сокрушение сердечное, или слезы, или смирение, или разумение божеских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святый любящим Бога, – и говорит, что это – прелесть диавола, – тот хулит Святаго Духа. Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественного Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их, состоят в прелести от диавола, – и этот хулит Духа Святаго, действующаго в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском, изгоняет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, относительно чего Божественное Писание свидетельствует и удостоверяет, что оно бывает от Духа Святаго и от Божественнаго воздействия, как из себя вышедшие и все Божественное Писание отвергшие, и все ведение, подаемое сим Писанием, из ума извергшие, не трепещут говорить окаянные, что такие действия бывают от опьянения и демонов. Будто неверные и совершенные невежды, не ученые Божественным тайнам, они, когда услышат о Божественном осиянии или освещении души и ума, или о созерцании и бесстрастии, или о смирении и слезах от действия и благодати Святаго Духа, тотчас, как бы не имея сил стерпеть великого блистания и силы словес сих, омрачаются паче очами души своей, чем просвещаются, и с великою продерзостию решают, что это от прелести бесовской, и не трепещут окаянные ни суда Божия, ни вреда, причиняемого тем, кои слышат их. Мало того, они не колеблются утверждать, дерзкие, что в настоящие времена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из верующих; а это есть крайнее нечестие, паче, нежели ересь» .

Давая толкования евангельским текстам, блаженный Феофилакт, конечно же, уделял внимание и фрагментам, связанным с учением о хуле на Духа Святаго. Ниже мы приводим его рассуждения.

К Евангелию от Матфея: «Всякий другой грех имеет хотя малое извинение, например блуд, воровство, ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое может тот иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святаго Духа, но злонамеренно хулит их – как же он может быть прощен? Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Это не отпустится ему ни здесь, ни там – но он будет наказан и здесь и там.

Многие наказываются здесь только, а там нет, как бедный Лазарь; другие и здесь, и там, как содомляне и хулящие Святого Духа; иные же ни здесь, ни там, например, апостолы, Предтеча и другие» .

К Евангелию от Марка: «То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?»

К Евангелию от Луки: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех» .

Блаженный обращает главное внимание на то, что грех богохульства наказывается как в этой жизни, так и будущей, и без покаяния никогда не будет прощен.

Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника , который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Покаяние, по учению Православной Церкви, – «одно из семи христианских Таинств, установленное Иисусом Христом. Христианин, искренно и сердечно раскаиваясь в грехах своих и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и с надеждою на Его милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом и снова становится невинным и освященным, как после крещения. Сначала покаяние состояло только во внешних очистительных жертвах; позже пророки стали требовать при покаянии и внутренней перемены, в виде решения жить лучше; в Евангелии покаяние понимается уже как возрождение, полное изменение существа. В апостольские времена было два вида покаяния: 1) тайное, перед священником, и 2) открытое, публичное, перед всем церковным обществом» , блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. 1. С. 116-117.

Там же. С. 276-277.

Блж.. Толкование на Евангелие от Луки // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 492-493.

Речь идет о несомненных подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, б. г. С. 1825-1826.

Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659.

Всё Евангелие говорит о прощении. В этом, собственно, его отличие от множества других религий, включая ветхозаветную. Практически все они так или иначе говорят о грехах и об ответственности за них, и даже о возможности прощения. Но только Евангелие делает это прощение всеохватным: разбойник на кресте, который наверняка сотворил множество злодейств и причинил людям много горя, получает полное прощение, стоило ему только обратиться ко Христу! А притча о блудном сыне, которого отец мало того что не наказывает, но и принимает как долгожданного, сам первый бежит ему навстречу?

И на этом фоне резким диссонансом звучит предупреждение:

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32; сходно в Марк 3:28-29 и Лука 12:10; правда, Марк не упоминает Сына и говорит вообще о «хулениях»).

Мы воспринимаем этот текст через призму . Получается, простительно хулить Сына и непростительно – . А что сказать об Отце? И как вообще такое может быть, если Отец, Сын и Дух – это Единый Бог?

Но в Евангелии Христос не говорит догматическими формулировками, Он обычно отвечает на возникшую ситуацию, на конкретную потребность того или иного человека.

Об этом высказывании довольно много говорили Отцы Церкви, и, что довольно необычно, они высказывались практически в один голос.

Сформулировал свое толкование так:

«Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику» (т.е. диаволу).

Со свойственным ему красноречием поясняет:

«Как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе».

А несколько даже расширяет это толкование:

«Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святого, и кто хулит действия Святого Духа, говоря, что такие действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию».

Но прежде чем обсудить их толкования, вернемся к самому евангельскому тексту и посмотрим, в какой обстановке были сказаны эти слова.

Лука помещает их внутрь довольно длинной речи, которая посвящена, если говорить в самых общих чертах, участи человека перед Богом. А вот Матфей и Марк приводят их в связи с конкретной ситуацией, особенно подробно она описана у Матфея.

Иисус исцеляет больных, изгоняет бесов из бесноватых – иными словами, совершает чудеса, которые невозможно игнорировать. Но Его противники и для этого находят свое объяснение: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матфей 12:24). Раз бесы Его слушаются, то, по мнению этих людей, Он и есть среди них самый главный!

Иисус показывает всю нелепость их построений, и завершает Свой ответ именно этими словами о непростительности хулы на Духа. И в этом контексте можно понять их именно так, как понимали Отцы: ругань, направленная против личности Иисуса, еще может быть прощена, как и всякий человеческий грех. Но если люди приписывают диаволу то, что явным и очевидным образом являет спасительное для людей действие Бога в этом мире, что тогда может их спасти?

Допустим, некий человек упал в воду с борта плывущего корабля и тонет. Если тех, кто стремится ему помочь и бросает спасательный круг, он поносит самыми грязными словами – он всё равно может воспользоваться брошенным кругом и спастись, хотя потом ему придется извиняться. А вот если он прячется от самого круга, уплывает подальше, принимая его за акулу – значит, он отказывается от спасения. Ему осталось только утонуть.

Так и выглядело это тогда: тем фарисеям было настолько важно доказать собственную правоту, что они, не колеблясь, объявляли белое – черным, Божье – бесовским. Речь не шла о какой-то тонкой богословской ошибке, неверном словесном построении, но о вещах вполне ясных и однозначных. Можно было сомневаться, верно ли говорит Иисус во время проповеди, но нельзя было не признать, что тот, кого приносили к Нему больным или приводили бесноватым, уходил от Него исцеленным, и что это было великим благом для человека.

Чудеса подтверждали, что Он не просто говорит о Царствии Божьем, но устанавливает его здесь и сейчас, а те фарисеи предпочли принять всё это за действие диавола, лишь бы остаться правыми в своих глазах.

Обвинения в «хуле на Духа» нередко звучат в полемике между христианами и сегодня. Еще бы, такой убойный аргумент! На самом деле, обычно это обвинение расшифровывается примерно так: «Мне не нравится, как ты говоришь о Боге». Думаю, что в большинстве случаев это обвинение безосновательно.

Но когда человек вдруг начинает называть «прелестью» или «беснованием», или «ересью» то, чего он пока не понимает, но в чем ясно можно различить действие Духа, – боюсь, он подходит к очень опасной черте.

Главная проблема даже не в том, что за какие-то особо дерзкие слова потом с него особенно строго спросится (хотя и это несладко), а скорее в том, что он рискует отвергнуть протянутую к нему Божью руку, если ему отчего-то покажется, что протянута она не там, не тогда и не так, как сам человек посчитал нужным.