Последние статьи
Домой / Жкх / Практика применения 4.1 1 коап рф. Вопрос по применению ст.4.1

Практика применения 4.1 1 коап рф. Вопрос по применению ст.4.1

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Комментарий к Ст. 4.1 КоАП РФ

1. Закрепление правил назначения административного наказания является гарантией административной ответственности.

Согласно пределам, установленным санкцией соответствующей правовой нормы, за одно административное правонарушение возможно применение основного или основного и дополнительного наказания.

При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 комментируемого Кодекса.

Согласно комментируемой статье органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 комментируемого Кодекса.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 — 4.5 Кодекса).

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, на что должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

2. При назначении административного наказания, согласно комментируемой статье, должны применяться два основных критерия:

1) объективный, который заключается в том, что наказание назначается в соответствии с комментируемым Кодексом. При этом учитываются особенности совершенного правонарушения, то есть причиненный вред имущественного и неимущественного характера, общественная опасность.

При оценке личности виновного лица учитываются также его отношение к факту совершенного проступка, причиненного этим проступком вреда. В целях объективной квалификации проступка должны быть рассмотрены не только данные самого правонарушителя, но и показания граждан (родных и близких правонарушителя, его сотрудников и др.), подтверждающие или опровергающие их.

Следует заметить, что такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Таким образом, при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи.

При оценке имущественного положения правонарушителя должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным проступком;

2) субъективный, то есть оценка личных особенностей правонарушителя, а также его имущественный статус, учет обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершенный проступок (см. комментарий к ст. ст. 4.2, 4.3).

При выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны состава административного проступка, которые позволяют выявить признаки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

3. Согласно ч. 4 комментируемой статьи назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. Так, например, при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.

4. Вопросы повторной административной ответственности и повторного привлечения к административной ответственности достаточно сложны и рождают споры на практике.

Повторное привлечение к административной ответственности — это привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

О повторном привлечении к административной ответственности можно говорить в связи с наличием в Кодексе нескольких норм.

Повторному привлечению к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение посвящен также , согласно которому, если в отношении виновного лица ведется производство по делу об административном правонарушении либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению.

На практике отсутствуют общие разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, которые бы оговаривали бы все вопросы повторного привлечения к административной ответственности. Однако существует большой объем судебной практики.

Позиция Верховного Суда РФ по вопросу повторного привлечения к административной ответственности содержится в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года».

Так, длящиеся административные правонарушения заключаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных законом (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Например, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение санитарных правил и норм, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и многие другие административные правонарушения являются длящимися. Вопрос о том, является ли правонарушение длящимся, нужно решать, исходя из конструкции состава административного правонарушения. Этот вопрос может быть спорным, и решать его будет суд.

Частью 2 ст. 4.5 Кодекса предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Верховный суд в ответе на вопрос указал, что привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Однако если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

То есть Верховный Суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Суд говорит о том, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействие). Таким образом, это будет уже новое правонарушение.

Данную позицию Верховного Суда должны применять все суды общей юрисдикции. Однако в данном случае на практике возникают вопросы при применении данной позиции. Например, сколько времени нужно для устранения допущенного нарушения. Можно ли сразу привлекать к административной ответственности (повторно), если нарушение можно устранить сразу, в частности прекратить запрещенную деятельность, и так далее.

Этот закон напрямую не касается экологического законодательства, но позволяет дифференцировать административную ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) и поэтому может оказаться важным для экологов и руководителей юридических лиц, являющихся СМСП, в случаях назначения наказания за административные правонарушения, связанные с несоблюдением экологических требований.

В статье рассмотрим Федеральный закон № 316-ФЗ, а также расскажем о том, на какой стадии находится процесс внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 06.07.2016; далее — КоАП РФ). Настоящая статья может рассматриваться в качестве дополнения к материалу, подготовленному нами в 2015 г.

Новации в административной ответственности СМСП

Федеральный закон № 316-ФЗ дополнил КоАП РФ ст. 4.1.1 следующего содержания:

Извлечение
из КоАП РФ

Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств , предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.8-19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание , предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется .

Таким образом, в КоАП РФ вводится дифференциация административной ответственности для СМСП: в отличие от «обычных» юридических лиц, СМСП и их работники за аналогичные административные правонарушения наказываются не штрафом, а предупреждением — самым мягким из административных наказаний.

Указанная новелла представляется очень логичной, поскольку существующие штрафы в некоторых случаях могут быть чрезмерно обременительны и, порой, буквально равнозначны ликвидации организаций, являющихся СМСП. Кроме того, далеко не всегда СМСП (и тем более индивидуальные предприниматели) могут позволить себе иметь большой штат сотрудников (юристов, экологов и т.д.), что затрудняет оперативное отслеживание изменений в законодательстве и часто приводит к непреднамеренным административным правонарушениям.

В свете начавшихся масштабных изменений в законодательстве последних двух лет (и грядущих!), особенно в сфере обращения с отходами, а также из-за недоработанности многих норм и потому царящей порой неразберихи, данная смягчающая наказание норма КоАП РФ представляется своевременной. Остается пожалеть, что эта норма применима только к СМСП и не касается всех без исключения предприятий. Было бы еще логичнее распространить ее хотя бы на бюджетные и некоммерческие организации.

На применение ст. 4.1.1 КоАП РФ и смягчение наказания СМСП могут рассчитывать только в следующих случаях (пп. 3-4 — в соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ):

1) правонарушение совершено впервые ;

2) административные правонарушения не связаны с антимонопольным законодательством; неповиновением законным распоряжениям сотрудников полиции и других государственных органов; непринятием мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; невыполнением требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, и другими правонарушениями, указанными в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ;

3) не причинен вред или не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) отсутствует имущественный ущерб .

Если говорить об экологии, то запрет на возможность вынесения предупреждения не касается конкретных статей КоАП РФ. Но важным условием при вынесении наказания в виде предупреждения является отсутствие причинения вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира . И с учетом этого, конечно, нельзя рассчитывать на снисхождение за административные правонарушения, предусмотренные такими статьями КоАП РФ, как:

. «Порча земель» (ст. 8.6);

. «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» (ст. 8.21);

. «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» (ст. 8.35) и др.

Но нам представляется, что СМСП вправе рассчитывать на смягчение наказания за впервые совершенные административные правонарушения, предусмотренные такими статьями КоАП РФ, как:

. «Сокрытие или искажение экологической информации» (ст. 8.5);

. «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» (ст. 8.1);

. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» (ст. 8.2) и др.,

но лишь тогда, когда очевидно отсутствие вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде .

Впрочем, что значит «очевидно»? Для одного может быть очевидно, для другого — не так очевидно. Ретивые представители контролирующих органов, возможно, захотят считать угрожающими причинить вред окружающей среде (или уже навредившими!) такие действия и бездействия (ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ), как (в числе прочих):

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

Непредставление технического отчета по обращению с отходами;

Непредставление СМСП отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении таких отходов;

Отсутствие подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности в соответствующем порядке;

Отсутствие паспортов отходов, составленных в соответствии с требованиями законодательства;

Отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

Отсутствие определения класса опасности токсичных отходов производства и потребления.

Но, по нашему мнению, в этих случаях выявленные впервые административные правонарушения, совершенные СМСП, позволяют им рассчитывать на административное наказание в виде предупреждения . При изучении арбитражной практики нам ни разу не доводилось видеть решения судей, которые ссылались бы в своих решениях на причиненный вред или угрозу вреда окружающей среде в случаях совершения вышеуказанных административных правонарушений. Да, суды редко соглашались считать подобные правонарушения малозначительными, но не из-за причиненного вреда или угрозы вреда окружающей среде, а ввиду того, что невыполнение установленных экологических требований влияет на действенность принимаемых мер контроля и касается интересов всего общества (ведь малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям) .

Подобной позиции — о том, что само по себе отсутствие той или иной документации, предусмотренной требованиями экологического законодательства, не причиняет вреда окружающей среде и не несет в себе вреда ей, — придерживается и Минэкономразвития России: «[…] разработчиком обоснования того, что отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у предприятия может повлечь за собой непосредственное причинение вреда состоянию или качеству окружающей среды, угрозы жизни или здоровью людей не представлено» .

Но важно понимать, что одним предупреждением дело не ограничится. Вместе с предупреждением предприятию будет выдано предписание об устранении выявленного административного правонарушения. За невыполнение предписания будет налагаться штраф, а в случае повторного выявления аналогичного правонарушения организация может быть оштрафована на максимальную сумму, предусмотренную КоАП РФ, поскольку повторное совершение однородного правонарушения (как и продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его) рассматривается как отягчающее обстоятельство (ст. 4.3 КоАП РФ).

КСТАТИ

Напомним, что с 1 января 2016 г. объявлен трехлетний мораторий (до 31.12.2018) на плановые проверки субъектов малого предпринимательства (далее — СМП). Это предусмотрено ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Но есть нюансы . Эти «надзорные каникулы»:

1) не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности (перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ) в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (плановые проверки в отношении них могут проводиться два и более раза в три года);

2) не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и при этом прошло меньше трех лет с даты проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление, либо с даты принятия указанного решения;

3) не применяются в отношении некоторых видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, включая государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I или II категории.

Но поскольку процесс категоризации объектов, оказывающих НВОС, только в самом начале пути , то в ближайшее время это исключение вряд ли может быть задействовано.

Если организация, являющаяся СМП, была включена в план проверок, но не относится к указанным исключениям, то она может подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении нее (см. ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ).

Проект закона, предусматривающего дифференциацию ответственности за нарушения в области обращения с отходами

О Проекте № 690757-6 мы уже писали . Данным законопроектом, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 18.03.2015, предлагалось внести изменения в ст. 8.2 КоАП РФ, конкретизирующие составы административных правонарушений с учетом экологических требований, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). В прошлогодней статье, признавая актуальность и необходимость внесения поправок в ст. 8.2 КоАП РФ, мы высказали весьма серьезные критические замечания.

Прошло больше года после принятия законопроекта в первом чтении. Какова же его судьба? Правительство Российской Федерации подготовило поправки к законопроекту, на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения 27.10-28.12.2015 проходило публичное обсуждение законопроекта, по итогам которого Правительство (при участии Минприроды) представило доработанный текст, после чего 15.01.2016 Минэкономразвития выдало отрицательное заключение об ОРВ , и все документы были направлены в Правительство. Дальнейшая судьба законопроекта неизвестна, сведений о нем в официальных источниках найти не удалось. Можно предположить, что Правительство и Минприроды продолжают работу над законопроектом, но рассмотрение его во втором и третьем чтениях будет осуществляться Государственной Думой уже нового созыва.

Нам сложно судить, читали ли разработчики поправок и участники публичного обсуждения наш материал (во всяком случае, при публичном обсуждении было высказано несколько замечаний, сходных с нашими). Но представленный даже по итогам обсуждения доработанный вариант по-прежнему вызывает серьезное недоумение.

Поскольку доработанный вариант получил отрицательное заключение по итогам ОРВ, мы не считаем нужным подробно анализировать документ. Но нам кажется важным указать на некоторые положения последней версии законопроекта, чтобы вы могли увидеть общие тенденции и, так сказать, «держать руку на пульсе».

Прежде всего, отметим, что теперь предлагается в ст. 8.2 КоАП РФ установить ответственность только за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами , а ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами выделить в КоАП РФ в новой ст. 6.34 .

Также предлагается добавить следующие отдельные статьи в отношении экологических требований при обращении с особыми видами веществ :

. «Несоблюдение экологических требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой» (ст. 8.2.1);

. «Несоблюдение экологических требований при обращении с химическими и другими загрязняющими веществами» (ст. 8.2.2).

Кроме того, предлагается ввести такие статьи, как:

. «Неуплата в установленные сроки экологического сбора» (ст. 8.41.1);

. «Несвоевременное представление, умышленное искажение отчетности о выполнении нормативов утилизации товаров, деклараций о количестве товаров, подлежащих утилизации, в том числе упаковки таких товаров» (ст. 8.5.1).

В статье 8.2 КоАП РФ предлагалась следующая дифференциация ответственности:

Как мы уже отметили, Минэкономразвития дало отрицательное заключение по итогам ОРВ, сделав вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В качестве оснований были указаны следующие:

1) несоразмерность наказания в виде приостановки деятельности на срок до 90 суток за отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

2) отсутствие порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, установленного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

3) отсутствие утвержденных региональными органами власти порядков представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) СМСП.

Скорее всего, Минэкономразвития решило, что этих оснований достаточно. Мы же хотели бы отметить еще одно важное обстоятельство, связанное с предложением о выделении в виде отдельного правонарушения «Превышение установленных лимитов на размещение отходов I-V классов опасности». Нам представляется, что в такой формулировке данное правонарушение противоречит духу законодательства. Прежде всего потому, что за сверхлимитное размещение отходов предприятия и так платят повышенную плату за НВОС (такой порядок действовал раньше и, вероятно, сохранится и в отношении платы за 2016-й и последующие годы). То есть предприятия уже наказаны рублем за превышение лимитов. Кроме того, в случае буквального применения предлагаемой формулировки административного правонарушения возможны ситуации, при которых штрафовать на 10 тыс. руб. (а при повторном правонарушении — и до 50 тыс. руб.!) будут даже за превышение всего на несколько килограммов лимитов на размещение отходов V класса опасности. Такая ситуация представляется нам абсурдной, и внесение в КоАП РФ указанной статьи в нынешней формулировке является недопустимым.

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 4.1 КоАП РФ

Статья 4.1 КоАП РФ. Общие правила назначения административного наказания (действующая редакция)

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.






Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что противоправный выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, так как создает реальную возможность лобового столкновения транспортных средств, сопряженного с риском наступления тяжких последствий. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает возможность учета формы вины нарушителя при индивидуализации ответственности и определении размера административного наказания; при назначении административного наказания физическому лицу за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (определения от 7 декабря 2010 года N 1570-О-О и от 18 января 2011 года N 6-О-О).


Замена штрафа предупреждением может быть осуществлена при наличии определенных оснований, для некоторых категорий привлекаемых к административной ответственности лиц, по различным статьям КоАП РФ. Рассмотрим основания для замены наказания на менее строгое, каким образом они применяются, и в каких случаях не подлежат применению.

Условия, при которых в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ возможна замена штрафа на предупреждение

Уже давно, в июле 2016 года, вступили в силу поправки в КоАП РФ, позволяющие правоприменителям заменять наказание в виде штрафа на предупреждение при соблюдении определенных условий, для некоторых категорий правонарушителей. Новшества касаются статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение – самая незначительная мера наказания, которая содержится в КоАП РФ. Это наказание выражено в письменном порицании правонарушителя, т.е. никаких материальных потерь он не несет.

Всего условий для изменения наказания 5, и все они должны быть соблюдены в совокупности.

Приведем их ниже.

  1. Правонарушение должно быть совершено впервые.
  2. Нарушение обязательно должно выявляться при проведении проверочных мероприятий, которые проводились государственными органами.
  3. Привлекаемое юридическое лицо должно быть субъектом малого (либо среднего) предпринимательства.
  4. Санкция статьи (по которой наказывают виновника) не должна содержать меры наказания в виде предупреждения.
  5. Правонарушением не должен быть причинен вред жизни (здоровью) людей, имуществу, окружающей среде, культурным объектам, безопасности государства, не должна была быть создана угроза ЧС.

Важно! Правило о возможности замены штрафа на предупреждение распространяется и на работников организаций — субъектов малого и среднего предпринимательства, которые допустили правонарушения (при соблюдении изложенных выше условий).

Статьи, по которым замена наказания на менее строгое не возможна

Часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ содержит перечень статей особенной части данного кодекса, на которые правило о возможности замены наказания на предупреждение не распространяется.

К ним относятся следующие статьи КоАП РФ:

  • 14.31
  • 14.32
  • 14.33
  • 19.5.1
  • 19.8.1
  • 19.8.2
  • 19.23
  • части 2 и 3 статьи 19.27
  • 19.28
  • 19.29
  • 19.30
  • 19.33

Даже если соблюдены все условия для замены наказания, при привлечении нарушителя по указанным статьям, замена наказания производится не может

Необходимо ли в суде заявлять ходатайство (подавать заявление) с просьбой о замене штрафа на предупреждение

Норма о возможности замены наказания применяется без необходимости заявления ходатайства о замене наказания. Вопрос решается исключительно правоприменителем.

Важно! КоаП РФ и иные нормативные акты не содержат требований о необходимости подачи заявления или ходатайства привлекаемым к ответственности лицом о замене наказания.

Таким образом, если юрист, защищающий интересы компании или ее работника предлагает подать такое ходатайство, это может свидетельствовать о том, что он либо хочет заработать на этом денег, взяв дополнительные средства за оказание юридической услуги, либо плохо разбирается в положениях закона. В обоих случаях возникает резонный вопрос о доверии такому специалисту.

Важно! Если правоприменитель заменил наказание на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ, то дополнительные наказания не применяются, даже если санкция особенной части КоАП РФ их предусматривает.

Судебная практика по применению положений ст. 4.1.1 КоАП РФ

У тех, кто столкнулся с вопросом о возможности замены штрафа на предупреждение, часто возникает вопрос о том, насколько суды или должностные лица охотно идут на такую меру, даже если соблюдены все основания для этого.

Редакцией Заковед.ру изучено более 500 решений судей общей юрисдикции и арбитражных судов для того, чтобы ответить на него. Результаты обобщения судебной практики оказались не утешительными для привлекаемых к ответственности лиц.

Положительных решений крайне мало, менее 5 % от общего количества изученных дел. Например, решением Свердловского областного суда от 09.03.2017 по делу № 72-275/2017 наказание было изменено на предупреждение (ст. 14.8 КоАП РФ). Еще один пример — постановление Алтайского краевого суда от 02.03.2017 по делу N 4А-119/2017, которым решение по ст. 14.16 КоАП РФ было изменено со штрафа на предупреждение.

В подавляющем большинстве случаев судьи крайне неохотно идут на изменение наказания, ссылаясь на тяжесть допущенного нарушения и иные обстоятельства, которые не позволяют произвести замену.

Таким образом, возможность изменения наказания со штрафа на предупреждение существует, однако на практике она применяется крайне редко, и только в том случае, если общественная опасность совершенного нарушения незначительна. В этих случаях уместнее пробовать ходатайствовать о прекращении дела ввиду малозначительности совершенного нарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Читайте еще больше полезной информации в рубрике: « «.