Последние статьи
Домой / Дом / Как получить дачный участок от государства. Бесплатная земля в России — где её раздают? Подводные камни при получении бесплатного участка земли

Как получить дачный участок от государства. Бесплатная земля в России — где её раздают? Подводные камни при получении бесплатного участка земли

Электронные услуги

Полное название услуги

Предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    • Физические лица, Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
    • Юридические лица и их законные представители,
    • Физические лица, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, права на которые возникли у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования, и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
    • Физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае соответствия земельного участка следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок распределен физическому лицу - члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по решению общего собрания членов указанного объединения, а также земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
    • Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан либо лица, уполномоченные общим собранием членов этих объединений на подачу заявления, в соответствии с решением общего собрания членов этих объединений (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования указанных некоммерческих объединений граждан и подлежащих бесплатной передаче в собственность).
    • Религиозные организации, имеющие в собственности здания, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
    • Общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, имеющие на день вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
    • Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке (в случае, если в отношении земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, проведен государственный кадастровый учет, и в государственный кадастр недвижимости до утверждения проекта межевания территории внесены сведения о местоположении границ такого земельного участка) в целях приобретения в общую долевую собственность в качестве общего имущества смежный земельный участок (в случае, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этого смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации, обслуживания и благоустройства данного многоквартирного дома). Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
  • Стоимость услуги

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    • Сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
    • Электронный образ документа, подтверждающего полномочия представителя действовать от имени заявителя.
    • Электронный образ документа, удостоверяющего (устанавливающего) права заявителя на здания, сооружения,подписанные электронной подписью нотариуса в установленном законодательством порядке
    • Электронные образы документов, удостоверяющих (устанавливающие) права заявителя на земельный участок / приобретение земельного участка, подписанные электронной подписью нотариуса в установленном законодательством порядке
    • Электронный образ из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приобретении земельного участка в собственность
    • Электронный образ выписки из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения,
    • Электронный образ учредительных документов;
    • Электронный образ проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан
    • Электронный образ разрешения залогодержателя права пользования земельным участком
  • Сроки предоставления услуги

    25 рабочих дней
    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса.
    В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.

    Сроки и основания приостановления
    20 рабочих дней
    Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке

    61 рабочий день
    Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) адреса земельного участка, а также в случае если Департаментом издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости

    15 рабочих дней
    Необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории

  • Результат оказания услуги

    Выдача (направление) распоряжения Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
    Выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

    Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителей могут выступать: 1. Физические лица, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, права на которые возникли у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования, и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. 2. Физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае соответствия земельного участка следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок распределен физическому лицу - члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по решению общего собрания членов указанного объединения, а также земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. 3. Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке (в случае, если в отношении земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, проведен государственный кадастровый учет и в Единый государственный реестр недвижимости до утверждения проекта межевания территории внесены сведения о местоположении границ такого земельного участка), в целях приобретения в общую долевую собственность в качестве общего имущества смежный земельный участок (в случае, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этого смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации, обслуживания и благоустройства данного многоквартирного дома). Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать: 1. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан либо лица, уполномоченные общим собранием членов этих объединений на подачу заявления, в соответствии с решением общего собрания членов этих объединений (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования указанных некоммерческих объединений граждан и подлежащих бесплатной передаче в собственность). 2. Религиозные организации, имеющие в собственности здания, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. 3. Общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, имеющие на день вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. 4. Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке (в случае, если в отношении земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, проведен государственный кадастровый учет и в Единый государственный реестр недвижимости до утверждения проекта межевания территории внесены сведения о местоположении границ такого земельного участка), в целях приобретения в общую долевую собственность в качестве общего имущества смежный земельный участок (в случае, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этого смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации, обслуживания и благоустройства данного многоквартирного дома). Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      В случае, если собственниками зданий, сооружений являются несколько лиц, запрос подписывается и подается всеми собственниками совместно либо их уполномоченным представителем. Заявитель имеет возможность подать запрос в электронной форме путем заполнения на Портале интерактивной формы запроса.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются физическими лицами, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, сооружения, если права на такие здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются физическими лицами, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином государственном реестре недвижимости.

      Протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

      Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, членом которого является заявитель, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная указанным лицом (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования) при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.

      Выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Нотариально удостоверенные копии учредительных документов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования) представляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

      Копия проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют при наличии садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, если права на такое здание, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют религиозные организации и общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов при отсутствии сведений о правах на такое здание, сооружение в Едином государственном реестре недвижимости.

      Копии учредительных документов (для организаций, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов) (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют религиозные организации и общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов.
    • Сроки предоставления услуги

      25 рабочих дней

      Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:

      1. Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке.

      Срок приостановления не превышает 20 дней.

      2. Внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) адреса земельного участка, а также в случае если Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

      Срок приостановления не превышает срок устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

      3. Необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае обращения за предоставлением государственной услуги заявителей, указанных в пунктах 2.4.1.2 и 2.4.1.3 Административного регламента предоставления услуги (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости).

      Срок приостановления не превышает 15 дней.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Распоряжение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (копия, 1 шт.)

      Происходит:

      • Выдача (направление) распоряжения Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно
    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

    • Основания для отказа в приеме документов

      Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

      1. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги.

      2. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы.

      3. Несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги.

      4. Утрата силы представленных документов.

      5. Отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

      6. Наличие в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений.

      7. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

      8. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.

      Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Портала являются:

      1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.

      2. Наличие противоречивых сведений в представленных документах и в интерактивном запросе.

      3. Обращение уполномоченного представителя физического лица.

      Основания для отказа в предоставлении услуги

      Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

      1. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги, за исключением срока, установленного пунктами 2.9.3.2 и 2.9.3.5 настоящего Регламента.

      2. Наличие одного или нескольких оснований из числа предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:

      С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

      На указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

      На указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

      Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

      Испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого здания, сооружения;

      Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

      Границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 22.06.2018 N 606-ПП)

      Площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 06.06.2016 N 305-ПП)

      Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

      С заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

      3. Наличие одного или нескольких оснований из числа предусмотренных Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве":

      Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке (в случае обращения за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

      Судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, сооружения;

      Наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;

      Включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;

      Наличие прав третьих лиц на земельный участок, оформленных в установленном порядке и препятствующих в соответствии с законодательством Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов;

      Отсутствие разрешения залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка без проведения торгов;

      Непредставление подписанного заявителем проекта договора в тридцатидневный срок;

      Смерть заявителя - физического лица, прекращение деятельности заявителя - индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя - юридического лица;

      Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков, разрешенном использовании земельного участка, кадастровой стоимости;

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.08.2018 N 981-ПП)

      Отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в случае обращения с целью последующего предоставления земельного участка, смежного с земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

      Наличие в границах земельного участка многоквартирного дома;

      Расположение границ здания, сооружения полностью или частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка;

      Пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет;

      Наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества;

      Наличие ранее принятого в установленном порядке решения о предоставлении заявителю на испрашиваемом праве испрашиваемого земельного участка;

      Отсутствие кадастрового учета земельного участка;

      Отсутствие в течение 30 календарных дней оплаты стоимости земельного участка в соответствии со статьей 6 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве";

      Пересечение границ земельного участка с линиями градостроительного регулирования (красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования).

      (п. 2.10.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

      Ведомство:

      (ДГИ г. Москвы)

Бесплатно получить землю от государства можно только отдельным категориям граждан по основаниям, прямо указанным в законе. Эта процедура осуществляется в рамках программы приватизации, а участки передаются из земель муниципального фонда. Рассмотрим алгоритм действий, который необходимо соблюсти гражданам для оформления права собственности.

Что это такое

По общим правилам, земельные наделы из муниципального и государственного фонда передаются гражданам в собственность или временное владение на возмездной основе. Это означает, что за земельный участок необходимо уплатить выкупную цену или арендную плату, расчет которых происходит по результатам открытых торгов или по кадастровой стоимости.

Случаи, при которых можно бесплатно получить участок земли от государства, являются исключительными, и подразумевает отсутствие необходимости выплачивать цену земли. Перечень льготных оснований для безвозмездного получения наделов в собственность регламентирован статьей 39.5 ЗК РФ и включает в себя:

  • случаи, когда граждане оформляют права на участок, образованный при разделе СНТ или иных некоммерческих организаций садоводов, огородников и т.д.;
  • наделы, ранее предоставленные гражданам для возведения частных домов, ведения личного подсобного хозяйства, или фермерства;
  • участки, ранее выделенные для ИЖС или личного хозяйства гражданам, включенным в специальный реестр должностей муниципального образования и работающие по основному месту трудовой деятельности;
  • семьям с многодетным статусом (в семье должно быть три или более ребенка);
  • иные случаи, определенные законодательными актами регионального уровня.

Чтобы использовать указанные основания, граждане должны дополнительно соблюсти обязательные условия - период безвозмездного владения участком или постановку в муниципальную очередь нуждающихся в жилье. Рассмотрим, каким образом заявителям придется подтверждать законность своих требований о бесплатной передаче земли в собственность.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Условия предоставления

Сам факт принадлежности граждан к льготной категории не означает, что они автоматически смогут получить землю только на основании обращения в муниципальный орган. Для этого нужно подтвердить условия, указанные в статье 39.5 ЗК РФ:

  • для пользователей, получивших безвозмездно землю под ИЖС, личное хозяйство и ли фермерство нужно подтвердить срок действия договора не менее шести лет, а также фактическое использование земли по заявленным целям не менее пяти лет;
  • для работников по должностям, включенным в специальный реестр, и получивших наделы для частного строительства и личного хозяйства, также должен подтверждаться срок действия договора (шесть лет) и период целевого использования (не менее пяти лет);
  • семьи, в которых имеется три и более ребенка, подтверждают факт нахождения в муниципальной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • граждане, претендующие на приватизацию земли в СНТ и иных аналогичных организациях, должны подтвердить членство в товариществе, а также свое право на часть общего участка при его разделе.

Подтверждение факта владения землей на безвозмездной основе происходит путем представления договоров, срок действия которых не может быть менее шести лет. Фактически, возможность переоформления земли в собственность наступает только в последний год действия договора пользования. При подтверждении законности требований нужно соблюдать важное правило - земельные объекты должны использоваться строго по целевому названию (например, земля под ИЖС не может быть использована под строительство промышленного производственного объекта).

Факт целевого использования земли будет подтвержден на основании проверки случаев нарушений со стороны владельцев. Должностные лица земельного надзора вправе проводить самостоятельные проверки целевого использования земель, а также реагировать на обращения заинтересованных лиц и уполномоченных служб и ведомств. Если такие нарушения выявляются, в отношении пользователей могут выноситься предостережения о недопустимости противозаконных действий, а также применяться административные санкции. В наиболее серьезных случаях земельный надел может принудительно изыматься у владельца, в этом случае право на бесплатную приватизацию утрачивается.

Статус многодетных семей присваивается автоматически после появления на свет третьего несовершеннолетнего ребенка. Нужно учитывать, что статус многодетности сохраняется, пока в семье есть не менее трех несовершеннолетних детей. Если хотя бы один их трех детей достиг возраста 18 лет, либо в судебном порядке произошло лишение родительских прав, статус многодетной семьи будет аннулирован, а право на приватизацию будет отсутствовать.

Также многодетные семьи должны представить документ, подтверждающий нахождение в муниципальной очереди на жилье. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • граждане подлежат включению в очередь, если у них отсутствует собственное жилье или муниципальная квартира;
  • постановка на учет возможна для лиц, имеющих муниципальное жилье ниже нормативных показателей жилплощади на одного человека (этот норматив утверждается местными властными органами);
  • выделение земли на бесплатной основе является альтернативой предоставлению квартиры или выделению субсидии на жилье.

Подтверждение факта постановки на учет в муниципальной очереди происходит на основании справки местной администрации или уполномоченного жилищного органа.

Для многодетных семей необходимо подтвердить и семейный статус. Для этого представляется копия свидетельства о брачных отношениях (исключение составляют случаи, когда с заявлением обращается мать или отец, в одиночку воспитывающих трех детей). Кроме того, семья должна проживать на территории муниципального образования, где будет предоставляться участок, а в ее собственности не должно быть иных объектов жилой недвижимости.

Куда обращаться

Участки, которые могут быть безвозмездно переданы гражданам в порядке приватизации, находятся в муниципальном фонде земель. Распоряжение указанными наделами находится в компетенции местных властных органов, либо уполномоченных ими учреждений. Как правило, обращаться с документами на оформление приватизационного договора нужно в орган, ранее предоставивший землю в безвозмездную собственность.

После выдачи договора о переоформлении собственности на землю, граждане должны надлежащим образом закрепить свое право. Для этого нужно пройти регистрационную процедуру в службе Росреестра. Подать документы для регистрации можно напрямую в территориальное учреждение Росреестра, либо через систему Многофункциональных центров.

Закон не запрещает подавать заявления на безвозмездное получение земли через представителя. Для этого нужно заблаговременно оформить доверенность через нотариальную контору и определить перечень полномочий. При обращении через представителя все действия совершаются в интересах владельца участка, т.е. право собственности будет оформлено на доверителя.

Документы для приватизации

Чтобы подтвердить законность прав на передачу земли в собственность, владельцу участка нужно представить пакет документации в местный уполномоченный орган. Перечень документов будет существенно отличаться, в зависимости от оснований для обращения.

Многодетные семьи представляют следующий комплект документов:

  • заполненный бланк заявления с указанием всех членов семьи, на которых будет выделяться надел;
  • общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на каждого члена семьи;
  • свидетельство о регистрации семейных отношений;
  • справка из муниципального органа, подтверждающая постановку на учет в очереди на жилье;
  • справка, подтверждающая отсутствие факта лишения родительских прав (данный документ выдают органы опеки по месту проживания семьи);
  • выписка из госреестра ЕГРН, подтверждающая отсутствие у семьи иных объектов недвижимости.

Нередко многодетным семьям в регионах выдаются соответствующие удостоверения или справки, подтверждающие льготный статус. Предоставление этого документа не обязательно, так как проверяться будут свидетельства о рождении и справка об отсутствии факта лишения родительских прав.

Гражданам, ранее получившим землю на праве безвозмездного пользования, потребуется иной комплект документов. В него будут входить:

  • заполненный бланк заявления;
  • общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на каждого потенциального собственника;
  • договор о безвозмездном временном пользовании участком с указанием его целевой характеристики;
  • справка с основного места работы с указанием должности, занимаемой заявителем (для обращения граждан, получивших участок на основании подпункта 7 пункта 2 ст. 39.10 ЗК РФ);
  • документы, подтверждающие использования надела по целевому назначению (например, если участок выделен для ИЖС, нужно представить документы о выполнении строительных работ по возведению дома).

Если для участия в программе приватизации обращается гражданин по основаниям, регламентированным в региональных законодательных актах, перечень требований к документам также будет отличаться от общих правил.

Проверка представленных документов будет занимать не более 30 дней, после чего будет оформлен приватизационный договор. Этот документ будет являться основанием для проведения регистрационной процедуры.

Чтобы зарегистрировать право собственности после приватизации земли, владельцу участка нужно получить межевой план . Этот документ будет изготовлен кадастровым специалистом - инженером на основании представленных владельцем документов. Основное назначение кадастровых работ заключается в определении границ приватизируемого участка, а также их согласовании с владельцами соседних объектов. Полученные данные о границах и площади земли фиксируются в межевом плане в текстовой и графической форме.

Регистрация права

Переход права собственности будет официально подтвержден только после прохождения регистрационной процедуры. Для этого заявитель обращается в службу Росреестра или Многофункциональный центр со следующим комплектом документов:

  • заполненный бланк заявления для проведения регистрационных действий и постановки участка на кадастровый учет;
  • общегражданский паспорт заявителя, на которого оформлен договор;
  • оригинал приватизационного договора;
  • межевой план;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины в сумме 2000 рублей.

Регистрационная процедура будет продолжаться от 5 до 12 дней, в зависимости от способа подачи документов. Наиболее быстрым вариантом будет являться обращение непосредственно в отдел Росреестра по месту нахождения надела.

По итогам регистрационных действий данные о собственности на приватизированный участок будут внесены в госреестр ЕГРН. Правоустанавливающим документом на объекты недвижимости в настоящее время является выписка из госреестра ЕГРН , этот документ получит собственник после завершения регистрационных мероприятий. С этого момента владелец вправе распоряжаться приватизированным участком по собственному усмотрению, в том числе продавать его третьим лицам.

Нужно учитывать, что в сведения ЕГРН будут внесены сведения о категории и разрешенном виде использования земли. Даже после переоформления прав на участок в порядке приватизации собственник обязан соблюдать указанные характеристики землепользования. Нарушения целевого использования земли могут повлечь принудительное изъятие участка, несмотря на зарегистрированное право собственности. Эта процедура может осуществляться только в судебном порядке на основании заявления органов земельного надзора или местной администрации.

1 марта 2015 года в Кодекс России были внесены изменения и поправки, часть из которых касается механизма получения гражданами бесплатного земельного участка, находящегося в собственности государства или муниципалитета. Если раньше данное право было доступно, в основном, льготным категориям граждан, то сейчас на бесплатную землю могут претендовать практически все россияне. Чтобы данный пункт ЗК РФ вступил в силу, субъекты страны должны разработать соответствующие нормативно-правовые документы. Пока участок под строительство дачи или ведение садово-огороднического хозяйства на безвозмездной основе выдается только льготникам.

Кому полагается бесплатный земельный участок в 2019 году

Статья 39.5 Земельного Кодекса была дополнена рядом поправок, в которых учитываются все нюансы получения бесплатного участка в собственность. Согласно этой статье, данное право распространяется на следующие категории граждан:

  • работников (категории и перечень определяют субъекты РФ), которые получили участок в безвозмездное пользование не менее 5-ти лет назад, при условии, что земля использовалась по целевому назначению;
  • лица, получившие надел на безвозмездной основе, и использовавшие его на протяжении 5-ти лет по целевому назначению.

Читайте также: Как приватизировать землю под частным домом в 2019 году

Говоря простым языком, данное положение законодательства наделяет правом получить бесплатный земельный участок всех граждан России. Но, по мнению юристов, практическая реализация этого закона будет сопряжена с загвоздками и трудностями. В первую очередь проблемы возникнут с определением муниципальных образований, в которых должны выделяться соответствующие земельные участки. Кроме того, с введением поправок государство обязало субъекты разработать нормативно-правовую базу, однако этот процесс может занять очень много времени. По словам юриста Инкара Досмаилова, не исключено, что право получить бесплатный земельный участок некоторым гражданам придется ждать всю жизнь, ведь реализация этого закона зависит от наличия свободных земельный объектов, которых во многих областях попросту нет. Для примера, немало льготников, имеющих право на внеочередное получение бесплатной земли, ждут ее годами.

  • Герои СССР;
  • Герои Социалистического Труда;
  • Герои Труда РФ;
  • Герои РФ;
  • Полные кавалеры ордена Славы.

Формирование списка льготников, а также процесс и порядок получения бесплатного участка разрабатывается компетентными органами субъектов РФ. Однако независимо от поправок местных властей, известно, что граждане смогут получить бесплатный земельный объект только один раз.

Читайте также: Как оформить в собственность землю под гараж

Кому уже выдают бесплатную землю

Разработка поправок еще находится на стадии формирования, однако некоторые субъекты РФ уже пытаются реализовать их на практике. По сравнению со всей страной, лучше всего данный вопрос развит в Ленинградской области. Согласно закону №105, который регламентирует бесплатное предоставление земельных участков в Ленинградской области, воспользоваться данным правом могут следующие категории граждан:

  • лица, стоящие на учете в органах местного самоуправления Ленинградской области как граждане, которые нуждаются в жилых помещения, согласно статье 51 ЖК РФ;
  • многодетные семьи (первоочередный порядок);
  • многодетные семьи, нуждающиеся в жилых помещениях (вне очереди);
  • молодые специалисты (моложе 36 лет), которые работают в Ленинградской области по трудовому договору, если его срок составляет не менее 5-ти лет (при условии, что молодой специалист признан нуждающимся в жилом помещении);
  • семьи погибших Героев РФ.

Чтобы претендовать на получение бесплатного земельного участка граждане должны прожить в Ленинградской области не менее пяти лет. Данное условие не распространяется на молодых специалистов, которые могут воспользоваться этим правом с момента начала трудовой деятельности на территории области.

Приблизительно так же данный закон работает в Нижегородской области. Однако, согласно статье №127 от 4.08.2010 г., которая является правовой базой для выделения бесплатных земельных участков в Нижегородской области, в этом субъекте воспользоваться правом получить бесплатный надел земли могут 14 категорий граждан. Среди льготных лиц присутствуют дети-сироты, неполные и молодые семьи с ребенком или детьми, (при условии, что минимальный срок службы составляет 10 лет), участковые, ветераны ВОВ и граждане с тяжелыми хроническими заболеваниями.

На Крымском полуострове власти внесли поправки в статью №66 ЗРК от 15.01.2015 г., согласно которым, получить бесплатную землю с целью ведения личного хозяйства могут лица, попадающие под следующие категории:

  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • граждане, получившие инвалидность вследствие аварии на ЧАЭС;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • жертвы политических репрессий;
  • многодетные семьи;
  • лица, воспитывающие трех и более детей;
  • лица, проживающие в аварийных домах;
  • семьи, в которых на каждого человека приходится меньше 10-ти квадратных метров жилой площади.

Однако вышеперечисленные лица смогут получить земельный участок от государства только в том случае, если они не владеют жилыми помещениями и/или землей под строительство. Кроме того, данное право распространяется на граждан, проживших в Крыму не менее 5-ти лет.

Практически во всех остальных субъектах РФ бесплатные земельные участки предоставляются только многодетным семьям и некоторым категориям специалистов. В ближайшее время региональные власти обязаны обновить местное законодательство в соответствии с внесенными поправками в ЗК РФ. Ожидается, что процесс получения бесплатных земельных участков упростится и станет доступным практически всем гражданам. Внесение данных поправок обусловлено тем, что государству выгодно включить в хозяйственный оборот как можно больше земли. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что гражданам не стоит надеяться на получение ликвидных наделов. Как показывает практика, большинство выданных государством земельных участков располагается в отдаленной местности и далеко не всегда имеют доступ к инженерным сетям.