Последние статьи
Домой / Покупка / Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков. Проект межевания земельного участка: требования и утверждение 388 приказ проект межевания

Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков. Проект межевания земельного участка: требования и утверждение 388 приказ проект межевания

В описи каждый земельный надел зарегистрирован под соответствующим шифром – . А в реальности – он отделён от остальных межевыми границами, которые устанавливаются в результате проведения межевания.

Общая информация

Межевание земельного участка является целостной процедурой или завершённым процессом, результатом которой является составление межевого плана, а также – межевого проекта.

Межевание состоит из последовательно проводимых работ, в число которых входит:

  1. Восстановление или закрепление межевых границ;
  2. Определение его площади;
  3. Выявление специфических характеристик земли;
  4. Юридическое оформление.

Межевание проводит специализированная межевая компания , которая уполномочена проводить геодезические работы.

В процессе межевания выявляются все характеристики участка, их соответствие кадастровым записям и юридическое оформление.

Завершающим этапом будет составление межевого плана или межевого проекта .

В тех случаях, когда один большой участок планируется разделить на более мелкие или провести работы, не учтённые в кадастровых записях – появляется необходимость в составлении межевого проекта .

Все изменения или уточнения, выявленные в процессе межевания, становятся достоянием учётных записей. Они подробно вносятся в межевой план и составление межевого проекта, будет опираться только на них.

Межевание является обязательным требованием и проводится в следующих случаях:

  1. Нарезание земель;
  2. Перераспределение земель (обычно дробление крупного участка на более мелкие участки или наоборот – соединение более мелких);
  3. Уточнение границ (обычно в случае споров с соседями, судебных разбирательствах и т.п.);
  4. Оформление земельной собственности;
  5. Осуществление сделки;
  6. Застройка земельного участка капитальными строениями.

После межевания составляется межевой план, на основании которого производится учётная кадастровая запись.

В отличие от межевого плана, который должен иметься у каждого землевладельца, чей участок прошёл межевание, межевой проект является вспомогательным документом . Но в него вносятся основные учётные сведения об участке на основании межевого плана.

Пример (образец) проекта межевания земельного участка можете скачать .

Для участников долевого землевладения документом , подтверждающим земельную собственность, будет межевой проект .

Это связано с тем, что общий участок подлежит кадастровому учёту на основании единого для всех кадастрового номера, определяя единое право общего земельного имущества.

Так как отдельные земельные участки (доли) не могут подлежать – они фактически определяют имущественную принадлежность к лицу только в соответствии с проектом межевания.

Как сделать?

Проект межевания можно сделать , обратившись в органы местного самоуправления при условии, что субъектом землевладения является муниципальная организация или частное лицо, планирующее провести крупномасштабные работы.

Решение по этому вопросу будет принято на основании Приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 N388 . При этом будет учтена форма собственности земель и их целевое назначение.

Если владение осуществляется на правах владения долевой собственности, дольщики обязаны представить решение общего собрания.

Для того чтобы заказать проект межевания, его необходимо согласовать и подготовить пакет документов:

  1. Проект планировки строений;
  2. Эскиз генерального плана земельного участка (со схемами коммуникаций);
  3. земельного участка;
  4. Топографическая съёмка земельного участка.

С этими документами необходимо подойти в уполномоченный муниципальный орган.

Если целевая принадлежность земель не предусматривает наличия строений, то межевой план будет основан только на нанесении внутренних границ участка.

Если дачный кооператив или иная организация дольщиков приходит к общему решению без конфликта – решение принимается на основании общего голосования, после чего уполномоченные лица обращаются к специалистам.

Утверждение

Кто утверждает проект межевания земельного участка? Утверждение проекта осуществляется собственником . Административный земельный ресурс управляется непосредственно главой местной администрации, в ведении которой находится земельный объект, предназначенный под запланированные работы (если земли являются муниципальной собственностью). Ему подаётся заявление от пользователя земельного участка, либо решение комиссии, ответственной за проведение работ.

Когда собственником земель является частное лицо, он решает вопрос о межевом проекте единолично, кроме случаев состыковки межевых границ с другими собственниками, если происходит рассогласование интересов.

Если субъектом земельной собственности выступают дольщики – утверждение межевого проекта производится решением общего собрания кооператива.

Утверждение межевого плана происходит в соответствии с формой собственности земель и установленными по отношению к землям, целевыми требованиями.

Карта межевания

Карта проекта межевания составляется на бумажном носителе. Электронный вариант карты будет являться основой, с которой будет скопировано общее поле участка с учётом кадастровых данных и проведённых границ межевания.

Нужно учесть, что кадастровая карта – план содержит в себе сведения только о тех данных, которые являются фактом сегодняшних материальных объектов .

Для того чтобы осуществить планирование будущих работ или реорганизацию участка, их необходимо внести в имеющийся контекст.

Поэтому карта проекта межевания будет основана на данных, нанесённых вручную . По существующему положению, они должны быть синего цвета и располагаться в соответствии с положениями объектов кадастровой карты.

Подготовка

Подготовка проекта межевания осуществляется в соответствии с требованиями к проекту межевания земельного участка. Она содержит перечень всех критериев на соответствие документации нормативам, регламентированным федеральным законом, которые содержатся в Приказе Минэкономразвития России от 03.08.2011 N388.

В число пунктов по подготовке входят положения:


Соответствующие требования к подготовке обозначают стандарты проекта межевания по следующим параметрам:

  • Сведения о заказчике;
  • Сведения об исполнителе;
  • Пояснительная записка;
  • Исходные кадастровые данные земель;
  • Кадастровые данные о создаваемых в планировании частях участка;
  • Информации о доступе к участкам соответствующих лиц;
  • Графического плана;
  • Наличие соответствующих приложений.

Согласование

Согласование проекта будет производиться административной комиссией. В течение 30 дней административная комиссия будет проверять соответствия земель планируемым работам и назначит слушание, о времени проведения которого, должно быть сделано оповещение.

Слушание по данному вопросу должно быть проведено квалифицированной комиссией, с учётом полученных данных проверки. Основанием согласования являются технические требования и планируемые характеристики, а также – общий муниципальный план , составленный в картографической форме.

По результатам слушания будет вынесено положительное или отрицательное решение , которое зависит от объективного характера ситуации в рассматриваемой земельной зоне, которое может повлиять на сейсмические процессы или на общий фон ландшафта.

Учитываться будет и то, кто является собственником участка, на котором будут проводиться проективные работы: частное лицо или муниципалитет.

При условии отрицательного решения, причины запрета будут подробно изложены в тексте решения отдельными пунктами и подкреплены экспертными заключениями.

Если целью составления межевого проекта явились внутренние работы по ограничению земельной собственности дольщиков, то привлечение администрации не потребуется. Согласование должно производиться по решению общего собрания.

Извещение о согласовании проекта администрацией, будет произведено по результатам слушания. Результаты слушания должны быть представлены в трёхдневный срок. Их можно получить , позвонив по телефону в уполномоченный орган муниципалитета, в назначенный вам срок, или подойти лично.

Результаты согласования также должны быть представлены на сайте .

Форма

Форма проекта носит регламентированный характер . Проект состоит из текстовой и картографической части. Текстовая часть составляется в виде таблицы, которая содержит подробный описательный вариант межевого плана, со всеми необходимыми сведениями.

Она включает следующие пункты :

  1. Общие положения;
  2. Общие требования и отдельные требования к текстовой и картографической частям;
  3. Текстовая и картографическая части межевого проекта, которая занимает основную часть документа и состоит из пунктов и подпунктов, требуемых для конкретного исполнения работ;
  4. Содержание.

Текст оформляется титульным листом, на котором указываются все данные юридического лица – исполнителя проекта и краткие характеристики работы. К проекту межевания приобщаются приложения и пояснительная записка.

В них излагаются все нюансы, на которые можно обратить внимание, но которые не являются основополагающими в проектировании.Также приложения содержат документационное обеспечение, подтверждающее правомочность проектирования.

Доработка

Подробнее, что такое доработка проекта межевания земельного участка смотрите ниже.

Доработка проекта может быть осуществлена в том случае, если в процессе организации или производства работ выявятся неучтённые сведения, которые потребуют изменений в проектировании.

В этом случае межевой проект не переделывается, а дорабатывается .

Для этого, в муниципальном органе, уполномоченном на согласование, должно быть проведено рассмотрение этого вопроса. Инициатору необходимо представить доказательства , в виде расчётов или экспертных заключений и написать заявление с просьбой о доработке проекта межевания.

После утверждения работ администрацией, будет составлен дополнительный документ, с учётом обновлённых данных.

Если вопрос касается долевого землевладения и внутренних работ – вопрос о доработке решается общим собранием дольщиков.

Все работы , связанные с межевым проектом, являются платными . Сумма оплаты зависит от объёма и уровня сложности проводимых работ.

Заключение

В заключение нужно отметить, что проведение межевых работ является сложным и предельно важным процессом, который осуществляется в соответствии с определённым алгоритмом :

  1. Планирование учётной кадастровой процедуры;
  2. Заключение договора с геодезической компанией;
  3. Проведение межевание и составление межевого плана;
  4. Утверждение межевого плана и внесение результатов межевания в кадастровые записи;
  5. Утверждение и согласование проекта межевания;
  6. Оплата работ;
  7. Создание проекта межевания;
  8. Утверждение и реализация проекта межевания;
  9. При необходимости – доработка.

Кос БлагоДарю Вас за образцы, но не могу с вами согласится, что основанием для отказа является неточности в объявлении с составе ПМ: ​

Что должно содержать извещение? ​

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" {КонсультантПлюс}

Статья 13.1. Проект межевания земельного участка​

« 7. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации

1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; ​

2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; ​

3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка; ​

4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения; ​

5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним. ​

9. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. ​

10. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. ​

11. Извещение , указанное в настоящей статьи , должно содержать сведения , предусмотренные - настоящей статьи , а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка» ​

Да, в нашем извещении пропущены: номер контактного телефона заказчика и адрес электронной почты КИ. Кстати Кос в образце извещения выложенного Вами также нет номера контактного телефона заказчика. И оно разы больше по объёму, т.е. дороже. Но это не может явиться причиной отказ в КУ на основании п . 2 ч . 5 ст .27 потому, что:

В письме Росреестра от 26 августа 2014 г. N 10-2842-КЛ написано «Исходя из того, что Закон о кадастре, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не содержат требований к проекту межевания земельных участков, по мнению Учреждения, органу кадастрового учета не требуется осуществлять проверку проекта межевания земельных участков, а также документов, включенных в его состав , в том числе копии страницы печатного издания, содержащей извещение о необходимости согласования проекта межевания земельных участков, и копии первого листа, содержащего реквизиты печатного издания, на предмет их соответствия требованиям Закона об обороте.»

В письме Росреестра от 14 мая 2015 г. N 10-1379-КЛ написано «какой документ подтверждает согласование проекта межевания учреждение считает, что таким документом является непосредственно проект межевания, земельных участков, содержащий сведения, предусмотренные пунктом 18 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388.»

Прошу форумчан дать другие версии причины отказа в ГКУ, Есть желание обжаловать Отказ
КП, а в тонкостях КУ я новичок J

--- Сообщения объединены, 27 ноя 2015 , Оригинальное время сообщения: 27 ноя 2015 ---

Прилагаю письма Росреестра

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 30, ст. 3018; 2003, № 28, ст. 2882; 2004, № 27, ст. 2711, № 41, ст. 3993, № 52, ст. 5276; 2005, № 10, ст. 758, № 30, ст. 3098; 2007, № 7, ст. 832; 2008, № 20, ст. 2251, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 5, № 19, ст. 2283; 2011, № 1, ст. 32, ст. 47), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к проекту межевания земельных участков.

Врио Министра И. Манылов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России

ТРЕБОВАНИЯ к проекту межевания земельных участков

I. Общие положения

1. Требования к проекту межевания земельных участков (далее - Требования) устанавливают правила оформления проекта межевания земельных участков (далее - Проект межевания).

2. Проект межевания подготавливается в отношении земельного участка (земельных участков), выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

3. Проект межевания утверждается:

1) решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;
2) решением собственника земельной доли или земельных долей.

4. Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее - образуемые земельные участки).

В Проект межевания, подлежащий утверждению решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, также включаются сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли в порядке, установленном статьей 13 Закона об обороте.

6. Проект межевания состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.

В случаях, предусмотренных Требованиями, в состав Проекта межевания включается приложение.

7. К текстовой части Проекта межевания относятся следующие разделы:

1) пояснительная записка;
2) исходные данные;
3) список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей (далее - измененные земельные участки);
4) сведения об образуемых земельных участках и их частях;
5) сведения об измененных земельных участках и их частях;
6) сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.
В состав текстовой части Проекта межевания также включаются титульный лист и содержание.

8. В состав графической части Проекта межевания включается раздел "Проектный план".

9. Проект межевания комплектуется в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, разделы графической части, приложение.

П. Общие требования к подготовке Проекта межевания

11. Проект межевания оформляется на бумажном носителе в количестве не менее двух экземпляров.

По желанию заказчика Проект межевания дополнительно оформляется в виде электронного документа.

12. Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания.

13. Проект межевания оформляется с применением средств компьютерной графики. При оформлении Проекта межевания также может применяться комбинированный способ. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются. Все исправления в Проекте межевания должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера.

Оформление карандашом Проекта межевания не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Проект межевания оформляется на листах формата A4. Раздел "Проектный план" может оформляться на листах большего формата.

14. Нумерация листов Проекта межевания является сквозной в пределах документа. Документы, включаемые в состав приложения, не нумеруются.

Если сведения не умещаются на одном листе какого-либо раздела, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице соответствующего раздела воспроизводятся следующие сведения: слова "Проект межевания земельных участков" и название соответствующего раздела Проекта межевания.

Если разделы Проекта межевания размещены на листах с оборотом, при заполнении реквизита "Лист N ___" соответствующего раздела Проекта межевания дополнительно через запятую приводится номер страницы.

Общее количество листов Проекта межевания, включая количество листов документов приложения, указывается на титульном листе.

15. Незаполненные реквизиты разделов текстовой части Проекта межевания не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак "-" (прочерк).

16. Проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории.

17. При необходимости для подготовки Проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

18. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются:

1) все поступившие кадастровому инженеру, подготовившему Проект межевания, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при их наличии), оформленные в соответствии с пунктом 13 статьи 13.1 Закона об обороте;
2) заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при наличии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
3) заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, представляемых в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 13.1 Закона об обороте (при отсутствии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
4) заверенные кадастровым инженером копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок;
5) копия извещения о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренного пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте (если такое извещение направлялось участникам долевой собственности);
6) копия страницы печатного издания, содержащей извещение о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренное пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте, и копия первого листа, содержащего реквизиты печатного издания (если такое извещение было опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации).

19. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, включаются акт соответствующего органа местного самоуправления, подтверждающий полномочия должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона об обороте, либо заверенная в установленном порядке копия такого акта.

20. В заключении кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка в виде связного текста приводятся сведения о лице, представившем соответствующие возражения, причины его несогласия с предложенными размером и местоположением границ образуемого земельного участка, а также информация о способе устранения таких причин.

Заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка подписывается лицом, снявшим ранее представленные возражения (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания), и кадастровым инженером (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания). Подпись кадастрового инженера заверяется его печатью.


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 |

Проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее - образуемые земельные участки).

В Проект межевания, подлежащий утверждению решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, также включаются сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли в порядке, установленном статьей 13 Закона об обороте.

Проект межевания состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.

В случаях, предусмотренных Требованиями, в состав Проекта межевания включается приложение.

К текстовой части Проекта межевания относятся следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) исходные данные;

3) список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей (далее - измененные земельные участки);

4) сведения об образуемых земельных участках и их частях;

5) сведения об измененных земельных участках и их частях;

6) сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

В состав текстовой части Проекта межевания также включаются титульный лист и содержание.

8. В состав графической части Проекта межевания включается раздел "Проектный план".

9. Проект межевания комплектуется в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, разделы графической части, приложение.

4 . Представление необходимых для кадастрового учёта документов

Необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета:

  • посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении;

    в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

Представление электронных документов

Документ

Форма представления

Заверитель ЭЦП

Заявление

Электронный документ

Заявитель

Межевой план

Электронный документ

Кадастровый инженер

Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

Электронный документ

Уполномоченное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления

Уполномоченное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления или нотариус

Акт согласования местоположения границ земельного участка (в составе межевого плана земельного участка)

Электронный документ

Кадастровый инженер, выполнивший межевой план

Документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка

Электронный образ бумажного документа

Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя

Электронный образ бумажного документа

Уполномоченное лицо, выдавшее этот документ

Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в соответствии с федеральным законом № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи».

Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещенных по адресу: www.rosreestr.ru

Минэкономразвития России Приказом от 03.08.2011 N 388 утвердило Требования к проекту межевания земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Требования N 388 касаются вопросов подготовки проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения для выдела таких участков в счет земельной доли. Следует учитывать, что данный документ согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеет большое значение для государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Нормативное регулирование межевания земельных участков в российском законодательстве менялось неоднократно. При этом данный вопрос всегда был крайне актуальным для оборота земельных участков, так как межевание позволяет индивидуализировать данные объекты недвижимости, а также необходимо для выполнения публично-правовых функций государственной власти в отношении земельных участков и их владельцев.

Кроме того, вопрос межевания земельных участков может иметь значение также и при установлении обязательственных отношений относительно этого объекта недвижимости (см., к примеру, Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения. Ст. 607 ГК РФ, вывод из судебной практики 11.1).

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), определяет межевание земель как комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1 Инструкции по межеванию). В данном акте были установлены детальные требования к проведению межевания земель.

Однако в связи с принятием Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) и ряда подзаконных актов Инструкция по межеванию в некоторой степени устарела, в связи с чем Росземкадастр в Письме от 28.02.2003 N АО/54 "О применении "Инструкции по межеванию земель" указал на необходимость применения этого акта в части, не противоречащей Закону о землеустройстве, ЗК РФ и подзаконным актам по вопросам землеустройства.

Само по себе межевание как описание местоположения границ объектов землеустройства является одним из этапов землеустройства (ст. 15 Закона о землеустройстве, а также Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства").

В ст. 17 Закона о землеустройстве предусматривается, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ. Соответствующие правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства". Данный нормативный акт касается лишь завершающей стадии межевания земельных участков - установления и закрепления границ объектов землеустройства на местности.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в настоящее время утратил силу) устанавливал, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков необходимо, в числе прочего, предоставление документов о межевании земельных участков (п. 2 ст. 19 данного Закона).

Порядок подготовки и требования к содержанию этих документов для целей внесения сведений в государственный земельный кадастр были установлены в Приказе Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". В соответствии с данным подзаконным актом документ о межевании земельного участка составлялся в виде описания земельного участка, включающего:

Титульный лист;

Чертеж земельных участков;

Описание границ;

Сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков);

Приложение.

В связи с принятием нового Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) был издан Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412), отменивший действие указанного выше Приказа Росземкадастра. В то же время данный Приказ Минэкономразвития России утвердил, в частности, форму межевого плана и требования к его составлению.

По сравнению с описанием земельного участка межевой план предусматривался как более подробный и структурированный документ. Согласно п. 4 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412, межевой план должен состоять из текстовой и графической частей, разбитых на следующие разделы:

1) текстовая часть:

Исходные данные;

Сведения о выполненных измерениях и расчетах;

Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

Сведения об уточняемых земельных участках и их частях;

Сведения об образуемых частях земельного участка;

Заключение кадастрового инженера;

Акт согласования местоположения границы земельного участка.

2) графическая часть:

Схема геодезических построений;

Схема расположения земельных участков;

Чертеж земельных участков и их частей;

Абрисы узловых точек границ земельных участков.

Однако данный документ не установил правила подготовки проектов межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, указывая лишь на то, что при выделе земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения межевой план должен быть подготовлен с учетом требований Закона N 101-ФЗ (п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412).

Также следует отметить, что и в п. 6 ст. 24 Закона о кадастре установлено, что особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка, должны определяться Минэкономразвития России.

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 435-ФЗ), внесшего значительные изменения в Закон N 101-ФЗ, особое значение в законодательстве было выделено такому документу как проект межевания земельных участков.

Закон N 435-ФЗ установил, что выдел земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли возможен лишь на основании согласованного и утвержденного общим собранием участников долевой собственности проекта межевания земельных участков (ст. 13 Закона N 101-ФЗ). Порядок подготовки такого проекта межевания был установлен в ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Одновременно с утверждением проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

Если же проект межевания земельных участков, а также перечень собственников и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки не были утверждены общим собранием участников, то лицо, желающее выделить земельный участок, вправе самостоятельно заключить договор с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания земельного участка. Однако такой проект в любом случае должен быть согласован с другими участниками долевой собственности в части размера и местоположения границ выделяемого участка (п. 4 ст. 13 и п. 9 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

Кадастровый инженер обеспечивает перечисленным в Законе N 101-ФЗ заинтересованным лицам возможность ознакомиться с проектом межевания земельного участка, находящегося в долевой собственности. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом должно быть направлено участникам долевой собственности или опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Содержание извещения закреплено в п. 8 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Если в течение 30 дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Проект межевания земельного участка утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо решением собственника земельной доли (долей), желающего выделить земельный участок.

В соответствии с п. 14 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект, а также в орган кадастрового учета по месту расположения участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого участка в счет земельной доли (долей) рассматриваются в суде.

В Законе N 435-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 участники долевой собственности могут принять решение об утверждении проекта межевания земельных участков или зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности. Если они этого не сделали до установленной даты, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 01.07.2013 обязан:

1) провести общие собрания участников долевой собственности с обсуждением вопросов об утверждении проекта межевания земельных участков и утверждения списка перечня собственников земельных участков и размеров долей в праве общей собственности;

2) обеспечить подготовку проекта межевания участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Требования N 388 касаются проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, так как п. 3 данного акта предусматривает, что проект межевания земельных участков (далее - проект межевания) может утверждаться:

Решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;

Решением собственника земельной доли или земельных долей.

Рассматриваемые Требования не предусматривают возможность утверждения проекта межевания иными лицами. Данное правило соответствует норме, закрепленной в п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

При этом следует отметить, что п. 2 рассматриваемых Требований указывает на то, что проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), в соответствии с требованиями Закона N 101-ФЗ. Из данного нормативного положения не вполне ясно касаются ли правила о проекте межевания, закрепленные рассматриваемыми Требованиями, земельных участков не сельскохозяйственного назначения (то есть относящиеся к иным категориям земель).

Проект межевания согласно п. 4 Требований N 388 должен содержать информацию о размерах земельных участков и местоположения границ земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельных долей. Такая информация указывается, в том числе, и об образуемых земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также тех земельных участках, которые находятся или будут находиться в общей собственности. Требованиями установлено, что размер выделяемого земельного участка должен определяться в соответствии с данными, указанными в документах, удостоверяющих право на земельные доли согласно ст. 13 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Рассматриваемые Требования предусматривают, что проект межевания должен состоять из текстовой и графической части (п. 6 Требований N 388), а также приложений к нему, если это необходимо.

Текстовая часть проекта межевания должна состоять из следующих разделов:

Пояснительная записка;

Исходные данные;

Список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;

Сведения об образуемых земельных участках и их частях;

Сведения об измененных земельных участках и их частях;

Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

В графической части проекта межевания должен быть изображен проектный план земельных участков. Требования N 388 содержат детальные указания по заполнению разделов плана межевания, а также образец такого плана (п. п. 9 - 56 данных Требований, а также Приложение к Требованиям).

Документы, являющиеся героями текущего обзора - Приказ Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков" , можно