Последние статьи
Домой / Жкх / Гражданскому служащему, назначенному на должность государственной гражданской службы, установлено испытание. Какое из утверждений верно? Особенности заключения и расторжения служебного контракта с государственными гражданскими служащими Срочный контракт н

Гражданскому служащему, назначенному на должность государственной гражданской службы, установлено испытание. Какое из утверждений верно? Особенности заключения и расторжения служебного контракта с государственными гражданскими служащими Срочный контракт н

· на время испытания на гражданского служащего распространяется только часть положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· во время испытания гражданский служащий не может получать дополнительное профессиональное образование

· в срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего

· представитель нанимателя не имеет права расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока испытания

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы

· Для граждан, получивших высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы и впервые поступающих на государственную гражданскую службу

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке

408. Продолжительность срока испытания для граждан, впервые поступающих на государственную гражданскую службу, составляет:

· От одного до шести месяцев

· От шести месяцев до одного года

· От одного месяца до одного года

· От трех месяцев до одного года

409. Соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы - это:

· служебный контракт

· трудовой контракт

· трудовой договор

· должностной регламент

410. На какой максимальный срок может быть заключен срочный служебный контракт:

· на срок до одного года

· на срок до двух лет

· на срок до трех лет

· на срок до пяти лет

411. Примерная форма служебного контракта устанавливается:

· Федеральным законом

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Стороны договора вправе определить форму служебного контракта по взаимному соглашению, руководствуясь при этом только требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации

412. Обязательным (существенным) условием служебного контракта является:

· Обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну

· Срок испытания при поступлении на государственную гражданскую службу

· Обязательство о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации

· Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью

413. Существенными условиями служебного контракта с федеральным государственным гражданским служащим НЕ являются:

· Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа

· Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью

· Показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

· Дата начала исполнения должностных обязанностей

414. В каких из перечисленных случаев заключение срочного служебного контракта с государственным гражданским служащим является обязательным:

· Замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители»

· Замещение должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»

· Замещение должностей гражданской службы в консульских учреждениях Российской Федерации

· Замещения должности гражданской службы, по которой Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда

· Во всех перечисленных случаях

415. Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим категории «специалисты» заключается при условии:

· Замещения должности государственной гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций

· Письменного согласия государственного гражданского служащего

· Наличия у государственного гражданского служащего заболевания, указанного в перечне, утвержденном нормативным правовым актом Президента Российской Федерации

· Недостаточной квалификации государственного гражданского служащего

416. Днем вступления в силу служебного контракта является (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· День, указанный сторонами контракта в качестве дня вступления его в силу

· День подписания служебного контракта обеими сторонами

· День подписания служебного контракта гражданским служащим

· День подписания служебного контракта сторонами, если иное не установлено федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или служебным контрактом

417. Сторонами служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы являются:

· представитель нанимателя и гражданский служащий

· представитель нанимателя и представитель выборного профсоюзного органа данного государственного органа

· представитель нанимателя и гражданин, ранее состоявший на государственной гражданской службе

· представители профсоюзного органа

418. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя:

· в письменной форме не позднее чем за две недели до их введения

· в письменной форме не позднее чем за месяц до их введения

· в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения

· в устной форме за два месяца до их введения

419. Служебный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон служебного контракта:

· в любое время

· по истечении 1 месяца после уведомления представителя нанимателя

· по истечении 2 месяцев после уведомления представителя нанимателя

· по истечении 2 недель после уведомления представителя нанимателя

Вправе ли представитель нанимателя расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа?

· Вправе, но лишь с письменного согласия гражданского служащего и профсоюзной организации соответствующего государственного органа

· Вправе, но лишь с письменного согласия гражданского служащего, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении

· Вправе, но лишь с согласия профсоюзной организации соответствующего государственного органа

· Не вправе

Имеет ли особенности процедура увольнения гражданского служащего в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности, по сравнению с процедурами увольнения по другим основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя?

· Нет, не имеет

· Особенностью является обязанность гражданского служащего сдать служебное удостоверение в день освобождения от должности гражданской службы

· Имеет, поскольку такое увольнение возможно только в случае, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы

· Особенностью является невозможность увольнения гражданского служащего в период его временной нетрудоспособности и в период его пребывания в отпуске

422. Служебный контракт НЕ прекращается вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае:

· Заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью

· Заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением

· Отсутствия у лица соответствующего документа, подтверждающего трудовой стаж

· Отсутствия у лица соответствующего документа об образовании и о квалификации, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иным нормативным правовым актом

423. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с:

· Возбуждением в отношении гражданского служащего уголовного дела за совершение преступления, предусматривающего наказание, исключающее возможность замещения должности гражданской службы

· Признанием гражданского служащего ограничено нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением

· Применением к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации

· Все варианты ответа являются правильными

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 10

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) государственный гражданский служащий - это гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы на основании акта о назначении на должность и служебного контракта и получающий денежное содержание за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Законодатель также предусматривает, что на гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ о государственной гражданской службе (ст. 11 ТК РФ).

Форму служебного контракта, порядок и особенности его заключения и расторжения, а также иные связанные с этим вопросы мы рассмотрим в статье.

Служебный контракт и трудовой договор

В Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) законодатель, упоминая впервые о служебном контракте, не раскрывает в полной мере, что же это такое и какую роль он играет в служебных отношениях. В отличие от Закона N 58-ФЗ, Закон N 79-ФЗ много внимания уделяет служебному контракту, его форме и содержанию, особенностям заключения, изменения и расторжения, тем самым отграничивая государственно-служебные отношения от трудовых.

В соответствии со ст. 23 Закона N 79-ФЗ служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Одна сторона служебного контракта - это представитель нанимателя, которым является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Другая сторона контракта - гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.

Несмотря на то что по своему содержанию служебный контракт достаточно близок трудовому договору, он имеет свои специфические особенности. Выделим некоторые принципиальные различия.

Например , в качестве основания возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем выступает трудовой договор. Основанием же возникновения служебных отношений является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, и только потом заключается служебный контракт. Еще отметим, что предмет трудового договора - соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции, предмет же служебного контракта - должностные обязанности гражданского служащего.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в личном деле нанимателя. Для придания служебному контракту особого статуса законодатель выделяет его существенные условия (ст. 24 Закона N 79-ФЗ):

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за такую деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Обращаем внимание на п. 2 ст. 27 Закона N 79-ФЗ: в случае установления государственному служащему испытательного срока данное условие должно содержаться и в служебном контракте, и в акте о назначении. Иначе гражданский служащий будет считаться принятым на работу без испытательного срока. При этом в отличие от испытательного срока, установленного ТК РФ, который не может превышать трех месяцев, продолжительность испытания гражданского служащего может колебаться от трех месяцев до одного года.

Отметим, что законодатель достаточно четко регламентирует форму служебного контракта. Его примерная форма установлена Указом Президента РФ N 159 <1>.

<1> Указ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

Особенности заключения служебного контракта

Как уже было сказано, служебный контракт может быть заключен:

  • с гражданином (при поступлении гражданина РФ на гражданскую службу впервые либо после увольнения с гражданской службы);
  • с гражданским служащим (при назначении (переводе) его на иную должность в другой государственный орган либо в том же государственном органе).

В служебном контракте должны быть указаны представитель нанимателя, который наделен правом назначения на должность и освобождения от должности гражданина или гражданского служащего, а также вид документа, определяющий статус руководителя государственного органа, либо лица, замещающего государственную должность РФ, либо их представителя. Таким документом могут быть положение о государственном органе, федеральный закон, указ Президента РФ и др.

Еще одной особенностью заключения служебного контракта является более широкий перечень документов, предъявляемых при этом гражданином или гражданским служащим, чем при заключении трудового договора. Данный перечень приведен в ст. 26 Закона N 79-ФЗ и включает:

  1. заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении гражданской службы. Данное заявление пишется на имя руководителя государственного органа в произвольной форме;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы. Прямых указаний о том, каким органом устанавливается форма данной анкеты, нет, но Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р утверждена форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган;
  3. паспорт;
  4. трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  5. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  6. свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ (до принятия Закона N 79-ФЗ при поступлении на государственную службу такое свидетельство предъявлять не требовалось);
  7. документы воинского учета - для военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  8. документ об образовании;
  9. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Примечание. Порядок ведения и хранения трудовых книжек гражданских служащих законодателем не установлен и регламентируется общими Правилами <2>.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (в ред. от 06.02.2004).

Более подробно остановимся на последнем пункте.

Пунктом 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ устанавливается, что гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (далее - Перечень), ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, подают представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей).

Порядок представления федеральным гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его и членов его семьи, а также Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, на которых представляют такие сведения, утверждаются Президентом РФ.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ N 484 <3> до 20 мая 2009 г., прежде чем представить справку о доходах и имуществе нанимателю, необходимо было подать декларацию о своих доходах и имуществе в налоговый орган. С 20 мая 2009 г. вступил в действие Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", в соответствии с которым государственным служащим необходимо представить справку о своих доходах и имуществе, доходах и имуществе членов своих семей только в кадровую службу государственного органа. Этим же Указом утверждена и форма данной справки.

<3> Указ от 15.05.1997 N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе".

Добавим, что лица, замещающие должности государственной службы при Администрации Президента РФ, предусмотренные Перечнем, представляют сведения о доходах и имуществе ежегодно до 1 апреля.

Примечание. Порядок предоставления сведений и перечень государственных или муниципальных государственных должностей утверждается нормативными правовыми актами субъектов РФ (указ губернатора, постановление правительства, приказ министерства и др.).

Итак, мы рассмотрели основные документы, предъявляемые гражданином или гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы. Однако данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен с учетом условий прохождения гражданской службы (п. 3 ст. 26 Закона N 79-ФЗ).

Например , от лиц, поступающих на гражданскую службу для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требуется представление медицинской справки об отсутствии у них заболеваний, препятствующих осуществлению такой работы.

Срок действия служебного контракта

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 79-ФЗ служебный контракт с гражданским служащим может быть заключен на определенный срок (от одного года до пяти лет) и на неопределенный срок. Обязательным условием при заключении срочного служебного контракта является указание основания для заключения такого контракта. Срочный служебный контракт заключается:

  • с лицами, назначенными на должность руководителей государственных, территориальных федеральных органов исполнительной власти, представительств государственных органов;
  • на период отсутствия другого гражданского служащего, если за ним сохраняется данная должность (например, на период отпуска по уходу за ребенком, длительной командировки, отсутствия по соглашению сторон);
  • после окончания обучения гражданином, который заключил договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • при замещении должностей гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях в пределах РФ и за ее пределами (труд данной категории работников детально регулируется гл. 53 ТК РФ);
  • при замещении гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных функций;
  • при замещении должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда, определенный в этом контракте. Перечень таких должностей и порядок оплаты утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Иные случаи заключения срочного служебного контракта могут устанавливаться только федеральными законами.

Говоря о служебном контракте, заключаемом на неопределенный срок, следует обратить внимание на особенности заключения контракта с лицами, достигшими возраста 60 лет. По аналогии со ст. 59 ТК РФ, Законом N 79-ФЗ с данными лицами срочный служебный контракт заключается на срок от одного до пяти лет. Разница в том, что срочный трудовой договор заключается с указанными лицами при поступлении на работу, а срочный служебный контракт - с лицами, с которыми уже был заключен служебный контракт ранее. Продление нахождения на государственной службе служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. С таким лицом по решению руководителя и с согласия гражданина может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Обратите внимание! Законодатель не предусматривает оснований для увольнения по инициативе руководителя гражданского служащего в связи с достижением им 60-летнего возраста. Достижение гражданским служащим 60-летнего возраста является основанием не для расторжения служебного контракта, а для перезаключения контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт (п. 5 ст. 25 Закона N 79-ФЗ).

Прекращение служебного контракта

Основания и последствия прекращения служебного контракта регламентируются гл. 6 Закона N 79-ФЗ.

В отличие от прекращения трудового договора прекращение служебного контракта не всегда влечет за собой увольнение. Например , этого не происходит при переводе гражданского служащего на другую должность в другой государственный орган или на государственную службу иного вида (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ), если только этот переход не является переходом на военную или правоохранительную службу.

Следует также отметить, что действие служебного контракта может приостанавливаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Закона N 79-ФЗ). К таковым относятся:

  • призыв гражданского служащего на военную службу;
  • восстановление на службе по решению суда;
  • избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления;
  • наступление чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия и др.).

В случае освобождения служащего от замещаемой должности по указанным основаниям его оставляют в реестре гражданских служащих и включают в кадровый резерв. Но если в течение трех месяцев после истечения указанных обстоятельств (за исключением восстановления на службе по решению суда) гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется и исключается из реестра гражданских служащих.

Рассмотрим общие основания прекращения служебного контракта и освобождения от замещаемой должности с последующим увольнением, предусмотренные ст. 33 Закона N 79-ФЗ:

а) соглашение сторон, когда служебный контракт может быть расторгнут в любое время по инициативе любой из сторон с одновременным освобождением занимаемой должности и увольнением с гражданской службы (ст. 34 Закона N 79-ФЗ);

б) истечение срока действия срочного служебного контракта в случае завершения выполнения определенного задания, выхода на службу временного отсутствующего работника; по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность категории "руководители" (ст. 35 Закона N 79-ФЗ);

в) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ). Гражданский служащий имеет право расторгнуть контракт и уволиться по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. При этом по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и увольнении гражданский служащий имеет право отозвать свое заявление и увольнение не будет произведено, если только на эту должность не приглашен другой гражданский служащий;

г) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Уточним, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске. В соответствии с указанной статьей увольнение допускается в случаях:

  • если с согласия гражданского служащего его невозможно перевести на иную должность гражданской службы (при несоответствии гражданского служащего замещаемой должности; по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению; вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
  • неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему представителю нанимателя;
  • принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу, и (или) нарушения законодательства РФ;
  • представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

д) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ст. 31 Закона N 79-ФЗ);

е) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона N 79-ФЗ);

ж) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо в связи с отсутствием такой должности в том же государственном органе (ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

з) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

и) нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если эти нарушения исключают возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона N 79-ФЗ);

к) выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 Закона N 79-ФЗ);

л) несоблюдение им ограничений и нарушение обязательств, установленных федеральными законами (ст. 16 Закона N 79-ФЗ);

м) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона N 79-ФЗ;

н) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий также освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с его осуждением к наказанию, исключающему возможность замещения должности по приговору суда; признанием его полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признанием решением суда его недееспособным или ограниченно дееспособным; достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.

В случае смерти гражданского служащего либо признания его безвестно отсутствующим решением суда служебный контракт прекращается, а служащий исключается из реестра гражданских служащих.

В заключение обратим ваше внимание на обязанность работодателя, заключившего трудовой договор с бывшим государственным служащим, сообщать представителю нанимателя по последнему месту службы о факте заключения такого договора. Порядок предоставления и перечень обязательных сведений, предоставляемых работодателем, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 <4>. Данное сообщение должно быть направлено в письменном виде на бланке организации за подписью руководителя и печатью организации в течение двух лет после увольнения служащего и не позднее десяти дней со дня заключения с ним трудового договора.

<4> "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".

Л.В.Куревина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Нормы трудового права (Трудовой кодекс)

Часть 1 статьи 59 - на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется место работы

Часть 2 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта

Часть 4 статьи 59 - с лицами, направляемыми на работу за границу

Часть 4 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ

Часть 7 статьи 59 - с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой

Часть 5 пункта 4 статьи 25 - замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 - замещение временной должности гражданской службы

Часть 9 статьи 59 - в случае поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц в органах государственной власти

Часть 1 пункта 4 статьи 25 - замещение отдельных должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» , к которым отнесены должности руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти, их подразделений (в т. ч. территориальных) и представительств, замещаемые на определенный срок. Перечень должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, законодательством не установлен . Вместе с тем такой перечень должностей может быть определен представителем нанимателя в каждом конкретном случае, при этом главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления служебных отношений на неопределенный срок.

Специфическим основанием заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда. В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона № 79-ФЗ особый порядок оплаты труда некоторых государственных служащих производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.

Приведенный перечень специфических правовых оснований заключения срочного служебного контракта не является исчерпывающим, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные случаи. Таким случаем, например, является заключение срочного служебного контракта (на срок от одного года до пяти лет) с государственным служащим, достигшим возраста 60 лет, с которым ранее уже был заключен служебный контракт на неопределенный срок (ч. пятая ст. 25 Закона № 79-ФЗ).

Эта норма вызывает наибольшее количество вопросов у работников кадровых служб органов государственной власти. Дело в том, что закон четко не определяет, что следует понимать под перезаключением служебного контракта. Касаются ли вносимые в служебный контракт изменения только его сроков или и иных его условий? Допускается ли неоднократное продление срочного служебного контракта в рамках предельного возраста пребывания на гражданской службе? Прямых указаний на однократность заключения срочного служебного контракта, так же как и прямых запретов на его неоднократное продление, закон не содержит. Пока единственным критерием при решении этого вопроса является заинтересованность органа государственной власти в том или ином государственном служащем.

Комментарий чиновника

Александр САФОНОВ,

директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России:

Нам часто поступают вопросы по применению части 5 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», в частности, обязан ли представитель нанимателя перезаключить служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, или же он имеет право уволить служащего, достигшего возраста 60 лет. Никаких законных оснований увольнения гражданского служащего до достижения им возраста 65 лет (то есть предельного возраста пребывания на гражданской службе) не существует. В то же время достижение гражданским служащим 60-летнего возраста - это основание для обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.

Законодатель не ограничивает количество заключения срочных служебных контрактов с гражданским служащим, и в этой связи представитель нанимателя самостоятельно должен решать вопрос о сроке, на который продляются служебные отношения с гражданским служащим, руководствуясь при этом как деловыми качествами гражданского служащего, так и состоянием его здоровья. При этом следует учитывать, что заключение срочного служебного контракта на один год обязательно.

Если гражданский служащий не согласен на такое перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию.

Интересная правовая коллизия возникает при поступлении на гражданскую службу граждан, достигших возраста 60 лет. Эта ситуация способна поставить правоприменителей в тупик, так как законом она никак не урегулирована. Из смысла статьи 25 Закона № 79-ФЗ вытекает, что при приеме на работу лица, достигшего возраста 60 лет, представитель нанимателя должен заключить с ним срочный служебный контракт. Однако этот случай заключения срочного служебного контракта установлен законом только для государственных служащих, достигших возраста 60 лет, а не для граждан, вновь поступающих на гражданскую службу. Необходимость урегулирования возникающего вопроса в рамках правового поля очевидна.

Единственную возможность в данный момент найти выход из этой ситуации предоставляет норма, содержащаяся в пункте 8 части 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается не только в случаях, предусмотренных указанной статьей, но и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности, абзац 14 статьи 59 Трудового кодекса содержит норму, указывающую, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника с пенсионерами по возрасту, что является отчасти правовой основой заключения срочного служебного контракта в данном случае.

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт. Как правило, служебные контракты на неопределенный срок заключаются с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категорий "руководители", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты". Гражданские служащие, замещающие отдельные должности категорий "руководители" и "помощники (советники)", заключают срочные служебные контракты в связи с тем, что срок их профессиональной служебной деятельности на указанных должностях гражданской службы обусловлен сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности, которые реализуют в отношении них функции представителя нанимателя или для обеспечения деятельности которых учреждаются эти должности гражданской службы. Например, к таким должностям гражданской службы относятся должности начальников самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, помощников (советников) президента РФ, председателя Правительства РФ и его заместителей, министров Правительства РФ, председателя Государственной думы и его заместителей, депутатов Государственной думы, председателя Совета Федерации и его заместителей, членов Совета Федерации.

2. Срочный служебный контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет, если иное не установлено положениями комментируемого Федерального закона. Однако возможны ситуации, когда срочные служебные контракты с гражданскими служащими заключаются на срок полномочий лица, замещающего государственную должность, который может выходить за указанные временные рамки. Например, это касается помощников депутатов. В частности, согласно ст. 37-38 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "помощники (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Срочный служебный контракт заключается на основании заявления помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной думы и представления члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, а также на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального собрания Российской Федерации на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной думы.

3. При заключении срочного служебного контракта в нем должны быть указаны правовые основания, в соответствии с которыми он заключается на определенный срок. К правовым основаниям заключения срочного служебного контракта отнесены случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ч. 6 ст. 24 комментируемого Федерального закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

4. Основные случаи заключения срочного служебного контракта на гражданской службе перечислены в ч. 4 комментируемой статьи. К ним относятся:

1) замещение отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". Перечень отдельных должностей гражданской службы категории "руководители" нормативными правовыми актами РФ не определен. Срочный служебный контракт может заключаться с лицами, назначаемыми на должности гражданской службы категории "руководители", в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом условий (специфики) прохождения гражданской службы. При этом следует учитывать отдельные особенности, предусмотренные для гражданских служащих, заключивших срочный служебный контракт. Так, к примеру, при заключении срочного служебного контракта конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы не проводится (п. 3 ч. 2 ст. 22). Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители", не подлежат аттестации в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт (ч. 3 ст. 48). Кроме того, по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители", он может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом (ч. 4 ст. 35);

2) замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой в соответствии с ч. 14 ст. 50 комментируемого Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда, состоящей из оклада денежного содержания и материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, при котором материальное стимулирование производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте;

8) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. С государственным гражданским служащим, с которым был заключен служебный контракт на неопределенный срок и достигшим возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Данная правовая норма носит императивный характер, т.е. не предусматривает иных вариантов решения. Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года.

Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.

В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом. После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года.

Имеются некоторые особенности при перезаключении контракта с лицами, назначение которых на должность федеральной государственной гражданской службы и освобождение от должности производится Правительством РФ. Так, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 230 с указанными лицами перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия председателя Правительства Российской Федерации руководителями, наделенными полномочиями представителя нанимателя.

6. В отношении установленного ч. 6 комментируемой статьи предельного возраста нахождения на гражданской службе в настоящее время развернулась дискуссия о целесообразности его продления для определенных категорий должностей. В частности предлагается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе - допускать в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ.

В этой связи следует отметить, что в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., предполагалось не устанавливать предельный возраст пребывания на гражданской службе для гражданских служащих, замещающих должности категории "помощники (советники)".

Частью 7 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность использования потенциала опытных работников, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе, на должностях, не являющихся должностями гражданской службы, которая руководителями государственных органов реализуется крайне редко.

7. В качестве наиболее распространенных в государственных органах нарушений комментируемой статьи можно назвать следующие:

1) в отдельных государственных органах сложилась не соответствующая положениям Федерального закона практика "временного продления служебного контракта с государственным гражданским служащим на определенный срок" и "временного назначения на должность". Имеются случаи "исполнения обязанностей" по должности гражданской службы;

2) с гражданскими служащими, достигшими 60 лет, срок служебного контракта продлевается на несколько месяцев, что противоречит ч. 5 ст. 25 федерального закона, согласно которой с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет;

3) имеет место замещение должностей гражданской службы гражданскими служащими, достигшими предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет и старше);

4) с гражданскими служащими, достигшими возраста 60 лет, неправомерно оформляются письменные дополнительные соглашения к служебному контракту. Между тем согласно ч. 5 ст. 25 Федерального закона с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет;

5) в отступление от требований Указа Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 допускается заключение срочных служебных контрактов без указания причины заключения такого контракта.

Здравствуйте!

Статья 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации":

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.