Последние статьи
Домой / Полезное / Движение по обочине штраф. Изготовление дубликатов гос номеров

Движение по обочине штраф. Изготовление дубликатов гос номеров

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):


Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):


Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен - водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки - запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.


Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается . В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.

С помощью штрафа:

  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая - загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Запрет на движение по обочине распространяется не на всех. По ней могут перемещаться:

  • велосипедисты от 14 лет, при отсутствии специальной велодорожки или возможности двигаться по таковой, а также перемещаться по полотну дороги с правого края;
  • мопеды;
  • верховые и вьючные животные, гужевые повозки - они должны двигаться максимально правее, выстроившись в ряд;
  • техника дорожно-эксплуатационных и ремонтных служб;
  • ТС, подвозящие грузы, если нет иной возможности проехать к объекту.

При этом не должно создаваться аварийных ситуаций и помех пешеходам.

Объезд препятствия по обочине также считается нарушением с соответствующим штрафом, даже если других путей объезда нет. Аналогично расценивается и объезд по обочине поворачивающего налево.

Можно применить алгоритм, позволяющий квалифицировать объезд по обочине как остановку и продолжение движения:

  • съехать на нее напротив препятствия и остановиться;
  • выйти из машины (по желанию), чтобы осмотреть яму или поинтересоваться, все ли в порядке у водителя вставшего ТС, или произвести другие действия в зависимости от препятствия;
  • продолжить движение, выехав на дорогу.

Но нужно внимательно смотреть на знаки, чтобы не совершить эти действия под знаком запрета остановки.

Штраф за обгон по обочине встречного направления составит 5000 рублей. Также водителя могут лишить прав на срок до полугода. Если он был замечен за таким деянием повторно, выписывается еще один штраф (если нарушение зафиксировано автоматической камерой) или выносится решение о лишении прав на срок до года.

Правила дорожного движения разрешают выезд на обочину, если необходимо остановиться, а рядом нет более подходящего места. За любые перемещения, в том числе езду или совершение обгона по краю дороги, предусмотрен штраф, размер которого в 2019 году стартует от 1 500 рублей. Таких нарушителей, как правило, водители не любят и пытаются воспрепятствовать им при перестроении в свой ряд для продолжения движения или блокируют обочину.

Определение обочины

Несмотря на то что движение по обочине запрещено, она является элементом дороги

Обочина представляет собой крайнюю часть дорожного полотна. Она отличается от основной проезжей части типом покрытия и/или отграничена от неё специальной разметкой - сплошной или прерывистой линией. Попытка объехать затор создаёт опасность для велосипедистов и пешеходов, которым движение здесь разрешено.

При попытках выехавшего на обочину водителя вернуться в общий поток для продолжения движения появляются ещё большие помехи. Затор увеличивается, а опасность совершения мелких аварий только увеличивается.

Нормативно-правовая база и кто штрафует

Инспектор может выписать штраф или направить дело в суд для решения вопроса о лишении водительских прав

Разделительные полосы и обочины не предназначены для перемещения машин. С правого края от дороги разрешена только стоянка или остановка. Левый край (встречная обочина) может быть использован в качестве парковочного места только в следующих ситуациях:

  • если для каждого направления движения предусмотрена отдельная полоса, а между ними нет трамвайных путей;
  • если на этом участке дороги организовано одностороннее движение.

В последнем случае грузовые машины с массой больше 3,5 тонн имеют право встать на встречной обочине только для погрузки-выгрузки товара.

  • пешеходам - при отсутствии тротуаров;
  • велосипедистам - если нет велосипедной дорожки, а самому велосипедисту уже исполнилось 14 лет;
  • мопедам, повозкам, а также верхом на лошади - при движении как можно правее и в один ряд;
  • машинам служб, обслуживающих дорожное полотно;
  • грузовым авто - для подъезда к точке погрузки/выгрузки, если других подъездных путей нет.

Фиксацией нарушений занимаются:

  • инспектора ГИБДД - составляют протокол и выносят постановление на уплату штрафа или отправляют дело к мировому судье для рассмотрения вопроса о лишении водительского удостоверения;
  • автоматические камеры слежения - по материалам фиксации ответственный сотрудник ГИБДД выносит постановление и отправляет «письмо счастья» нарушителю.

Манёвры на обочине увеличивают вероятность совершения аварий, так как:

  • поднимается пыль, ухудшающая видимость;
  • нарушается сцепка с грунтом;
  • неровности, выбоины, ямы непредсказуемо изменяют траекторию движения автомобиля.

Виновником аварии всегда будет признан двигающийся по обочине водитель:

  • он уже нарушил правила, совершая нелегальное перемещение в обход проезжей части;
  • преимущества в маневрировании у находящегося в основном ряду, а не у того, кто выезжает с обочины.

В последнем случае двигающийся в полосе водитель не обязан уступать дорогу перестраивающемуся с обочины автомобилю, даже если это приводит к намеренному столкновению транспортных средств.

Штрафы в Москве и СПб в 2019 году

Использование обочины для перемещения по МКАД не увеличивает сумму штрафа - всё те же 1500 рублей

За нарушение правил обгона и проезда по правой обочине в Москве и Санкт-Петербурге водителям придётся оплатить штраф в полторы тысячи рублей. Тогда как движение по встречной обочине будет расценено как боле серьёзное нарушение правил - выезд на «встречку», что наказывается строже:

  • штраф 5000 рублей;
  • лишение права управления транспортом до полугода.

Некоторые водители пытаются снизить сумму штрафа до 1000–1500 рублей, объясняя свой выезд на левую обочину попыткой объезда создавшего затор автомобиля. Однако ПДД не рассматривает это как препятствие, а значит, данный пункт КоАП (объезд препятствия по встречной полосе движения) в такой ситуации применить нельзя.

Если движение по встречке было совершено повторно, то наказание ужесточается в ещё большей степени:

  • лишение права управления до 12 месяцев;
  • штраф 5 000 рублей - при фиксации видеокамерой слежения.

Сколько платить в других регионах

Нарушение правил остановки и стоянки в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург наказываются более строго, тогда как передвижение по обочине по всей России штрафуется одинаково:

  • перемещение по правой обочине - 1,5 тысячи рублей;
  • перемещение по левой (встречной) обочине - штраф 5 000 рублей или лишение права управления на полгода;
  • повторная езда по встречной обочине - лишение до 1 года либо штраф в 5 тысяч рублей (при автоматической видеофиксации).

Помимо основного штрафа за езду по обочине, нарушителю может быть назначена дополнительная сумма:

  • по 500 рублей - за невключенные сигналы поворота и нарушение дорожной разметки;
  • 1500 рублей - за нарушение преимуществ пешехода;
  • от 2 до 25 тысяч рублей - за травмирование других участников движения в ходе ДТП на обочине или при выезде с неё.

Для успешного облажования штрафа необходимо соблюсти все требования при составлении жалобы

Административный кодекс однозначно трактует движение по обочине как запрещённое действие, караемое штрафом. Однако в некоторых случаях получить постановление можно и при совершении стоянки:

  • если водитель съехал на обочину и продолжил движение по ней в поисках подходящего места, необходимо останавливаться сразу;
  • если водитель в попытках перестроиться в свой ряд начал движение по обочине, необходимо ждать «окна», не трогаясь с места.

Во всех этих случаях сложно будет доказать свою правоту и оспорить выписанный инспектором штраф. Объезд затора по встречной или попутной обочине запрещён, однако при соблюдении определённого алгоритма штрафа или лишения можно избежать:

  1. Съехать на обочину.
  2. Остановиться.
  3. Выйти из машины для осмотра препятствия.
  4. Выехать на дорогу и продолжить движение.

Этот вариант возможен, если водитель находится непосредственно за остановившимся автомобилем, создающим помеху для движения.

Самые распространённые случаи оспаривания - постановления, выписанные на основании показаний камеры слежения. Механизм обжалования в этом случае следующий:

  1. Оплата штрафа по постановлению.
  2. Оформление жалобы на официальном сайте ГИБДД с приложением материалов видеофиксации, чека об оплате, объяснения ситуации водителем.
  3. Если в удовлетворении ходатайства будет отказано, то следующей инстанцией для обращения становится районный суд по месту совершения правонарушения.

Жалоба составляется в произвольной форме при соблюдении некоторых требований:

  • в шапке указано полное наименование адресата (инспекция ГИБДД или районный суд), а также персональные и контактные данные заявителя;
  • заголовок содержит суть обращения - жалоба на постановление об административном правонарушении;
  • в основной части кратко изложены обстоятельства дела со ссылкой на нарушенные нормы права;
  • в просительной части изложена просьба о прекращении производства по делу;
  • представлен перечень прилагаемых документов;
  • проставлена дата составления и подпись заявителя.

Таким образом, езда по обочине в 2019 году наказывается штрафом от полутора тысяч рублей при перемещении в попутном направлении или от пяти тысяч рублей при движении по встречному краю дороги. За такое нарушение можно остаться и без права управления любым видом транспорта на срок до 1 года.

На российский дорогах заторы и пробки - это распространенное явление. Поэтому не стоит удивляться тому, что езда по обочине в России является стандартной практикой. Все водители понимают, что так делать нельзя, но мало кого это останавливает. Причиной являются низкие штрафы за езду по обочине. Да и водителей можно понять, ведь терять часы своего времени и сжигать при этом литры бензина никому не хочется. Иногда гораздо проще заплатить штраф за нарушение ПДД, что в итоге с учетом потраченного времени выйдет дешевле.

Что представляет собой обочина?

Перед тем как разбираться, какой штраф за езду по обочине, логично определить само понятие. Обочина - участок, который располагается по бокам основной дороги. Эта территория находится у проезжей части, и по ней запрещено передвижение транспортных средств. Она отделяется от основной дороги непрерывной белой линией. В большинстве случаев она имеет даже другой вид покрытия (дорога без асфальта).

Езда по обочине в ПДД

По правилам (пункт 9.9) запрещается передвижение автомобилей по обочине, однако при этом допускается парковка на ней автотранспорта. В первую очередь подобное правило касается правой стороны дороги, однако в определенных ситуациях машину можно оставлять даже на левой обочине трассы:

  1. При однополосном движении автомобилей с каждой стороны и при условии отсутствия рельс для трамваев.
  2. На дорогах с Если речь идет о грузовых автомобилях весом более 3.5 тонны, то они могут останавливаться только для осуществления разгрузки и погрузки.

Некоторым автомобилям разрешается передвигаться по обочинам:

  1. Машинам, принадлежащим коммунальным и городским службам.
  2. Транспортным средствам, перевозящие груз к объектам, к которым возможно подъехать только с пересечением обочины.

Если на обочине нет пешеходов, то передвигаться по ней также можно велосипедистам в возрасте от 14 лет и при отсутствии велосипедных дорожек и возможности ехать по правой стороне дороги. Это же правило распространяется на мопеды с двигателем объемом до 0,5 л, а также на животных и гужевые повозки.

Штрафы

Если водитель нарушает правило, то его может остановить инспектор ГИБДД, также камера наблюдения может зафиксировать правонарушение. Ранее штраф за езду по обочине составлял 500 рублей, затем его сумма поднялась до 1000 рублей. На данный момент статья 12.15 КоАП определяет размер штрафа - 1500 рублей.

Отметим, что термин "обгон" в данном случае неприемлем, поскольку он определяет выезд автомобиля на встречную полосу движения для объезда впереди идущего транспортного средства. А объезд препятствия или другого транспортного средства (которое не обязательно является препятствием) по правой стороне определяется как езда по обочине и наказывается штрафом.

С учетом того, что суммы штрафов на данный момент небольшие, многие водители рискуют передвигаться по правой стороне для объезда пробки или неровного участка дороги. Чтобы снизить численность подобных нарушений, на данный момент активно обсуждается идея повышения штрафов.

Дополнительные нарушения

Важно отметить, что при езде по обочине совместно с другими нарушениями суммы штрафов будут суммироваться. При этом водитель получит протокол с указанием всех правонарушений с его стороны. Также будет указана сумма, которую ему придется оплатить. Если водитель собьет пешехода на обочине, то его ждет и уголовная ответственность, поэтому относиться к подобному нарушению необходимо очень серьезно. Конечно, в данном случае наказание будет определяться травмами потерпевшего, но тем не менее опасность есть.

Нарушение может быть зафиксировано камерами наблюдения или инспектором непосредственно. В последнем случае составляется протокол, который дается на подпись водителю. Если выезд на обочину был зафиксирован камерами, то постановление о назначении штрафа будет отправлено на почту автоматически. При этом в документе будет содержаться фотография автомобиля с номером.

Опасность

Отметим, что штраф за езду по обочине - это меньшая из опасностей, которые поджидают водителя. Стоит учитывать, что обочина - это чаще всего с естественными неровностями, камнями и мусором. При передвижении на этом участке даже незначительная ямка может стать причиной серьезной аварии. Много случаев, когда водители, пытаясь объехать пробку по обочине, банально застревали в грязи или вообще съезжали в кювет. Так что стоит с этим быть очень осторожным.

Трактовка правил

В соответствии с правилами, водитель не имеет права передвигаться по обочине, однако он может припарковать на ней свой автомобиль. Это вносит некое противоречие в правила, поскольку дает возможность водителям оправдать правонарушение этим положением. Однако инспекторы ДПС не глупые, и в случае езды по обочине они обязательно составят протокол и выпишут штраф. Доказывать, что автомобиль не передвигался, а просто стоял на обочине, бесполезно. Впрочем, если он действительно стоял, то это вполне соответствует правилам, и нарушения в этом случае просто нет.

Помните, что обочина предназначается для остановки транспорта, а не для езды по ней.

Заключение

С учетом того, что в скором времени планируют увеличить наказание для водителей, которые пытаются объезжать пробки по обочинам, есть вероятность, что количество подобных правонарушений снизится. Но пока что оно остается одним из самых массовых, что объяснимо частыми заторами, низким качеством дорожного покрытия и невысокими штрафами за подобные нарушения.

Водить свою машину нравится многим автовладельцам, но не все осознают до конца степень ответственности за жизнь прочих участников дорожного движения, включая пешеходов и велосипедистов.

Нарушение ПДД в нашей стране карается административными штрафами, но для их наложения должен быть соблюден определенный регламент: сотрудник дорожной инспекции фиксирует нарушение, останавливает авто и составляет протокол.

Кодекс об административных нарушениях не прощает таких промахов водителям, но в процедуре наложения штрафа есть свои нюансы и ряд противоречивых трактовок Закона.

В последние годы на многих участках трасс (особенно скоростных) установлены камеры для автоматического фиксирования факта дорожного правонарушения, что становится причиной получения собственником авто немалого штрафа спустя несколько недель после намеренной или случайной ошибки при езде.

Противоречия законодательства

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.


Некоторые автовладельцы просто паркуются на обочинах, при этом соблюдая все ПДД. Правила четко определяют основные пункты парковки в пешеходных зонах и на тротуарах – перемещение пешеходов должно осуществляться без каких-либо ограничений (им должно остаться после парковки машин достаточно места).

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

Сумма административного штрафа и алгоритм наложения

Камеры, фиксирующие дорожные правонарушения, к передвижению машин по обочинам и тротуарам более лояльны – они считают неоспоримой ошибкой выезд на тротуар шириной менее 4 м. Более широкую обочину и факт парковки на ней камера автоматической записи не признает нарушением ПДД. Поэтому письма со штрафами, приходящие после записи выезда машины на тротуар, редко вызывают нарекания самих водителей.

Сумма административного взыскания с нарушителя фиксированная – 1,5 тыс.руб. Достаточно дорогое удовольствие – ездить по обочине. Оштрафовать нарушителя может любой дорожный инспектор, который находится при исполнении своих прямых обязанностей (в форме, на службе).

Не всем автовладельцам пришлось по душе введение данного законодательства, но запрет на езду по обочинам несет с собой массу положительных моментов:

  • высокие суммы штрафов предостерегают участников дд от необдуманных маневров;
  • статистика дтп значительно снизилась;
  • пробки проезжей части больше не парализуют движение пешеходов по тротуарам;
  • парковки в пешеходной зоне сильно сократились, освободилось пространство для прохода людям;
  • в целом ситуация на дорогах, особенно в мегаполисах, заметно улучшилась.

Если норма закона о езде по обочинам согласуется с прочими законодательными актами, мера будет считаться, безусловно, положительной. Ведь водители, которые не выезжают на пешеходные дорожки, не являются источником повышенной опасности и травматичности.

Но введение ограничений движения машин не должно стать единственной мерой борьбы с пробками и авариями, власти должны задуматься и о параллельных действенных мероприятиях:

  1. Строительство новых дорог и развязок.
  2. Запрет на езду большегрузных машин в центре города.
  3. Иные методы регулировки движения транспорта.

Резюме: изначально хорошая идея снижения аварийной ситуации на дорогах страны, не согласованная до конца с действующим законодательством, периодически вносит сумятицу в работу дорожной инспекции и общение с участниками ДД. Порой ситуация приобретает комичный оборот – один инспектор ГИБДД штрафует на 1,5 тысячи рублей своего коллегу, преследующего нарушителя движения по обочине.

Вопросы и ответы

Алексей
Ехал по загородной трассе, перед поворотом на другую дорогу включил поворотник. После этого меня остановили сотрудники ГАИ и сказали, что я ехал по обочине. Я с этим конечно был не согласен. Позже был составлен протокол об административном правонарушении. Как я теперь могу обжаловать действия ГАИ?

Ответ
В течение десяти дней вы можете обжаловать постановление. Составьте жалобу, приведите свои аргументы. После этого отправьте документы в суд.

Анна
Сегодня получила в почтовый ящик два письма о нарушении ПДД за езду по обочине. Причем оба нарушения с одного участка с разницей в 15 секунд. Можно ли как-то обжаловать?

Ответ
Да, вам нужно обжаловать один из штрафов в суде. Подготовьте свои возражения, возьмите с собой оба письма. Суд, скорее всего, примет решение в вашу пользу и отменит один из штрафов.

Сергей
У нас на загородном участке, владелец одного из домов построил забор у самой дороги. В итоге водители стали ездить не вплотную, а по обочине. Это явное нарушение правил ПДД. Что делать в этой ситуации?

Ответ
Вам нужно обратиться в администрацию, за которой закреплен этот участок. Они примут решение, насколько законна установка забора. Если есть нарушения, забор снесут. Также можете вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы они дали разъяснение как теперь нужно ездить на этом участке.

Олег
Ехал по загородной трассе зимой. На дороге был гололед и меня занесло. Скорость была у меня в пределах допустимой. После заноса, я ехал по обочине. Это зафиксировали камеры и мне выписали штраф. Что теперь делать?

Ответ
Нужно обращаться в суд и оспаривать протокол об административном правонарушении. Также можно узнать, кто должен был обслуживать этот дорожный участок. Можно потребовать компенсацию.

Анатолий
Этой зимой девушка выезжала из магазина и поехала по заснеженной обочине. Ее остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф. Я где-то слышал, что зимой можно ездить по обочине. Скажите, как на самом деле?

Ответ
Езда по обочине является нарушением правил ПДД. Нельзя ездить ни зимой, ни летом по ней.

Некоторые водители считают движение по обочине одним из безопасных способов проскочить быстрее других. И нарываются на административное наказание. Штраф за проступок небольшой. Но подобные маневры создают неудобства и повышают дорожные риски.

Главный термин прописан в «Общих положениях ПДД»:

«Обочина – элемент дороги, примыкающий … к проезжей части…, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки …».

То есть это отрезки по бокам полос, устроенных для перемещения транспорта. Чаще они посыпаны гравием, поверхность бывает и земляной. Обочину отделяют от существующих для движения техники полос разграничительные линии.

Почему езда за линией 1.2 нежелательна

Большинство автомобилистов оправдывают себя, если выезжают за край разрешенного участка, и раздражаются, если это делают другие. Первое ошибочно, а второе вполне оправдано. Перемещение по обочине опасно по нескольким причинам:

  • если она имеет земляное покрытие, от автомобиля поднимается столб пыли, что ухудшает видимость дороги для всех участников движения;
  • после выезда туда нарушитель стремится вернуться в свой ряд, чем создает угрозу столкновения с другими авто;
  • если это происходит в городской черте, есть большой риск попасть под колеса у пешехода, велосипедиста или едущего на мопеде.

Штрафы, которые может назначить сотрудник ГИБДД в 2017 году

Санкции за перемещение ТС по обочине, ожидающие недисциплинированного автомобилиста, содержатся в ст.12.15 КоАП:

«Нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги, встречного разъезда, … движение по обочинам – влечет наложение штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

Сумма небольшая, на перемещение за границы линии 1.2 инспекторы редко обращают внимание. Ведь автолюбитель всегда может оправдаться, что оказался на запрещенном участке дороги с целью остановиться там. Собственно, для этого и предназначена обочина.

Но езда по ней сопряжена с возникновением аварийной ситуации, создает нервозность, провоцирует других водителей на нежелательные и опасные маневры. Ведь присутствие на обочине автомобиля и вызванные этим перемещения иных ТС увеличивают затор. К тому же есть мнение законодателей о том, что штраф за провинность нужно увеличить.

О том, к чему приводит езда по обочине, смотрите в этом видео:

Как накажут водителей со МКАДа, Москва

Московская кольцевая автодорога известна высокой загруженностью транспортом. Именно там много водителей, желающих обойти скопление машин по обочине. А при интенсивном движении это особенно опасно.

Поэтому с 2015 года на МКАД установлено более ста видеосистем, фиксирующих дорожные правонарушения. И хотя штраф за езду по обочине на этом отрезке пути тот же, что во всей России, вероятность, что водителю придется его оплатить, 100%-ная. Если камера зафиксировала проступок, ему уже не удастся соврать о намерении сделать остановку. Через положенное время водитель получит по почте требование об уплате штрафа.

Желание объехать по обочине автомобильную пробку оправданием для нарушения не является.

Езда по встречной обочине – будет ли штраф?

Поскольку дорога имеет обочины с двух сторон, находятся водители, которые движутся по ней навстречу едущему без нарушений транспорту. Такая ситуация опасна вдвойне. Поэтому и наказание здесь будет за оба проступка: перемещение на встречку и движение по полосе, находящейся за пределами разметки 1.2. Большая санкция не поглощает меньшую, требуемые выплаты плюсуются. Это регламентируется пунктами 3,4 и 5 статьи 12.15:

  • Если автомобилист перемещался по обочине на левой части пути, желая объехать препятствие, он заплатит 1500 р. за 1.2. В дополнение ему придется отдать 1000 — 1500 р. за перестраивание на линию встречного движения.
  • Если машина просто мчалась по левой обочине, на пути не было требующих обгона препятствий, второй штраф возрастает до 5000 р. В иных обстоятельствах его могут заменить отнятием ВУ на 4 — 6 месяцев. Штраф в 1500 р. за передвижение по обочине тоже налагается.
  • Если подобное сочетание нарушений допущено повторно, у водителя отнимут ВУ на год, он выплатит штраф в 1500 р. А при фиксации проступка видеосистемой, сумма, которую он отдаст государству, возрастет до 6500 р. (1500 р. за выезд на обочину и 5000 р. за движение по встречке).

Когда можно ехать по обочине на законном основании

Среди участников движения есть те, кому разрешается перемещаться по полосам за пределами линии 1.2. Это регламентировано пунктом 24.7 ПДД. По нему практически всегда можно обгонять автомобили или перемещаться по собственному желанию за пределами разметки 1.2 на мопеде.

Но езда по обочине допустима, когда транспорт не организует сложностей пешеходам. Иначе у сотрудника ГИБДД к человеку на мопеде могут возникнуть претензии.

Отрезок дороги за разметкой 1.2 имеют возможность проехать те, кто управляет медленно едущей техникой.

К такому разряду относятся машины, трактора, не способные развить скорость выше 30 км/ч. В ПДД на этот счет есть пункт 11.6. Он разрешает при невозможности обгона другими машинами максимально прижаться ему к правому краю дороги. В таком положении ТС может стоять или ехать по обочине за пределами города или села. И нарушения правил в этих обстоятельствах не будет.

ПДД лишь рекомендуют водителю остановиться, прижавшись к краю, но главное здесь – дать проехать другим машинам. А как только необходимость уступать дорогу исчезла, тихоходное ТС обязано вернуться на свою полосу движения.

Двигаться по обочине, если нужно обогнать других, иногда очень соблазнительно. Но не стоит идти против закона, даже учитывая скромную сумму штрафа. Ведь это административная мера. Наличие штрафа у водителя делает его недисциплинированным, повышая риск за следующий проступок получить максимально высокое наказание, вплоть до лишения удостоверения на управление ТС.

Полезное видео

О правилах ПДД, касающихся езды по обочине, смотрите в этом видео: