Последние статьи
Домой / Ипотека / Замена паспортов в ссср какие годы. Как поменять паспорт ссср на российский? действие паспорта ссср в настоящее время

Замена паспортов в ссср какие годы. Как поменять паспорт ссср на российский? действие паспорта ссср в настоящее время

В России существует огромное множество разнообразных законов и правил, указывающих на порядок замены тех или иных документов. Отдельное внимание следует уделить удостоверению личности. Точнее, паспорту. Данная бумага является одной из самых главных среди тех, что время от времени приходится менять. У некоторых даже до сих пор имеется паспорт СССР. Действителен ли он? Нужно ли производить замену данного документа? И если да, то какие бумаги и куда требуется предоставить?

Правила замены

Сейчас в РФ существует правило, согласно которому, обязательной требуется заняться при достижении определенного возраста. Плановые обновления происходят в 20 и в 45 лет.

Следует обратить внимание на то, что на следующий день, который идет после даты рождения, гражданский паспорт перестает действовать. В 30-дневный срок необходимо подать заявление установленного образца в те или иные органы, чтобы поменять удостоверение личности. Но у некоторых остался паспорт СССР. Можно ли им пользоваться?

По плану

Если задуматься, то данный документ уже не будет иметь никакой законной силы. Ведь паспорт выдавался давно. Многие вообще заменили удостоверение личности на новую копию. Подавляющая масса населения, у которых сохранился столь старый образец - это преимущественно пенсионеры. Им трудно произвести замену документа.

Большинство граждан полагают, что пользоваться удостоверением личности старого образца нельзя. Ведь современными законами четко регламентировано, что гражданин обязан производить обмен паспорта в 20 и в 45 лет соответственно. А значит, вполне логично полагать, что пользоваться удостоверением личности времен нельзя.

Сроки для обмена

Более того, в России паспорт СССР можно было обменять в установленные законом сроки. До 1.07.2004 г. все желающие имели полное право на выпуск удостоверения личности нового образца. А что дальше?

Если человек не успел или не захотел заниматься данной волокитой, вполне логично полагать, что его документ, служащий для установления личности, не будет иметь законной силы в стране. Но так ли это? Некоторые люди сомневаются в данном утверждении. Действительно ли нельзя использовать паспорт СССР-образца, если человек не уложился с заменой оного в установленные сроки? Стоит ли опасаться какого-нибудь наказания?

А как по закону?

Вовсе нет. Последние новости указывают на то, что паспорт СССР действителен по сей день. Граждане, у которых есть образец оного, могут им пользоваться без особых проблем. Какими подтверждениями данного утверждения можно оперировать?

Достаточно посмотреть положение о так называемой паспортной системе, которое было принято 20 августа 1974 года. По нему удостоверение личности, выданное гражданину, не может быть недействительно, если оно было заменено по возрасту. То есть, в 20 или в 45 лет соответственно. После этого необязательно обменивать паспорт СССР, в этом нет никакой необходимости.

Получается, что данное удостоверение имеет полную законную силу. И никто не может отказать в использовании паспорта старого типа в современной России. Обмен, производимый до 2004 года - это добровольное решение, никто не заставлял граждан в обязательном порядке заниматься оформлением.

Проблемы с фото

Тем не менее, существует еще один нюанс, на который следует обратить внимание в первую очередь. Старый паспорт, выданный еще при СССР, будет действителен, если он вовремя был поменян по возрастным ограничениям. Это значит, что в случае необходимости переоформления документа ввиду исполнения 45 лет, граждане не смогут пользоваться таким паспортом. Его придется поменять. Такие ситуации практически не встречаются.

Еще одной особенностью является то, что пользоваться удостоверением личности можно только тогда, когда в документе есть фотографии, соответствующие возрасту. А значит, в 20 и в 45 лет нужно обязательно фотографироваться и вставлять изображения в бумагу, которая позволяет установить личность человека. Больше никакие снимки не являются обязательными. То есть, в 80 лет, например, не следует вклеивать новое изображение. Подойдет то, что было сделано на момент 45-летия. А вот паспорт гражданина СССР, в котором нет снимка, не действителен.

Изменение личных данных

Таким образом, многие пенсионеры имеют полное право не производить замену удостоверения личности - в этом нет никакой необходимости. Если человека отказываются обслуживать по предоставленному документу, можно пожаловаться на действие соответствующих органов.

Исключение составляют ситуации, при которых действительно нужно производить замену. Например, когда у человека с паспортом СССР меняются Скажем, фамилия. В таком случае старый документ считается недействительным и подлежит обязательному обмену. Если же после 45-летия и получения удостоверения личности Советского Союза никаких изменений не произошло, можно пользоваться бумагой дальше.

Как менять?

А что делать, если все-таки потребовалось обратиться в те или иные органы для обмена паспорта? В данной ситуации на граждан распространяется действие установленных в современной России правил. Что это значит?

Гражданам потребуется собрать определенный перечень документов, затем произвести оплату государственной пошлины (если действие происходит после 2004 года), затем составить заявление и подать его в определенные организации, которые занимаются выдачей паспортов нового образца.

В течение 30 дней со дня обращения человеку должны будут изготовить и выдать удостоверение личности. Иногда этот срок может увеличиваться или уменьшаться. Но пользоваться недействительным документом нельзя.

Документы

Образец паспорта СССР 1974 года, как уже было сказано, не требует обмена. Только в некоторых случаях. Какие документы потребуются, если все-таки после 2004 года было принято решение о получении удостоверения личности нового образца?

В список обязательных бумаг входит следующий перечень:

  • старый паспорт;
  • фотографии (3-4 штуки, формата 3x4, в цвете);
  • заявление установленного образца;
  • квитанция об оплате государственной пошлины за выдачу нового паспорта;
  • платежка, указывающая на погашение штрафа (если нужно, платится при утрате и порче бумаг);
  • листок убытия;
  • лист прибытия;
  • справки о прописке (если нет сведений в паспорте);
  • свидетельство о разводе/браке;
  • прочие документы, указывающие на причину обмена удостоверения личности (при наличии).

Места для визитов

Где можно получить удостоверения личности российские? Паспорт СССР обменивается там же, где и обычный. В какие органы предлагается обратиться населению? Каждый сам может выбирать. Но в список возможных вариантов включены:

  • отделы МВД, которые заменяют миграционные службы;
  • портал "Госуслуги".

Больше нигде не оформляют гражданские паспорта. А значит, только из указанных органов можно выбирать. Существенной разницы нет, только через "Госуслуги" не получится быстро подать заявление. Ведь данный процесс заслуживает отдельного внимания из-за регистрации. Поэтому чаще всего старый паспорт (СССР) люди обменивают в МВД. Раньше это делалось в УФМС, но совсем недавно подобные органы упразднили.

Изображения и казусы при обмене

На какие особенности следует обратить внимание? Уже было сказано, что снимки, которые вклеены в паспорт, могут принести немало проблем. Если человек решил обменять паспорт СССР, фото, которое он предоставляет со всеми остальными бумагами, должно соответствовать установленным нормам.

О чем идет речь? Дело все в том, что снимки должны быть свежими. Допускается использование фотографий, сделанных не позднее чем за 6 месяцев до момента подачи заявления. Таким образом, если гражданин решил в 80 лет сменить паспорт, его изображения в 45 лет не годятся. Даже если они раньше были вклеены в удостоверение личности.

При несоответствии фотографий те или иные органы имеют полное право на отказ в приеме пакета документов. Даже на преклонный возраст не делаются поблажки. Ведь обмен паспорта происходит на общих основаниях. Нужно уважать и следовать установленным в стране правилам. Никаких исключений.

Без удостоверения личности

А как поступить, если гражданин в силу здоровья или возраста не может СССР? Можно ли обойтись без этого? Уже было сказано - данный документ не обязательно обменивать. Это необходимо только в определенных случаях. Но если у человека ситуация, при которой он действительно должен поменять паспорт (например, износ или утрата), то избежать процесса нельзя.

Разрешается написать доверенность на близкого родственника, чтобы тот помог в оформлении документа. Но вот забирать его должен именно реальный заявитель - он проставляет свою подпись. Это обязательная процедура.

Также можно попросить, чтобы родственники или близкие люди помогли зарегистрироваться на портале "Госуслуги", и воспользоваться электронной подачей заявления на выдачу паспорта нового образца. Опять же, забирать документ придется самостоятельно.

Без удостоверения личности жить нельзя. Поэтому придется придумывать, как оформить документ. Иначе установить личность человека не получится. Как следствие, гражданин не сможет пользоваться услугами государственного и социального обеспечения.

Подведение итогов

Какие можно сделать выводы из всей изученной ранее информации? Замена паспорта СССР - это процедура, которая не является обязательной, она производилась по желанию до 2004 года. Пенсионеры имеют полное право пользоваться старым образцом удостоверения личности, главное, чтобы в нем была фотография, которая была сделана как минимум в 45 лет.

Отказывать в предоставлении государственных услуг по паспорту СССР не имеют права. Замене документ подлежит только в исключительных случаях. Например, если имеет место изменение личных данных или приход в негодность. Оформление нового документа ничем не отличается от привычной всем процедуры замены удостоверения личности. Особое внимание рекомендуется уделить фотографиям - они доставляют пенсионерам немало проблем. Также нужно запомнить, что функции ФМС теперь выполняет миграционное подразделение МВД. Именно сюда можно обратиться, если человек решил получить новый паспорт.

По определению считается, что Российская Федерация является правопреемником и правопродолжателем СССР. Но нигде нет отдельного Федерального закона - Закона СССР об этом. Существуют только отдельные пункты отдельных законодательных и нормативных правовых актов о правопрееместве и правопродолжательстве.

Правопреемством в данном случае является переход прав и обязанностей от СССР к Российской Федерации при сохранении первоначального существа правоотношения. Это означает, если буквально толковать правопреемство что все законодательные и нормативные правовые акты СССР в Российской Федерации должны действовать, исходя из первоначальной сущности установленных ими правоотношений, новые законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации не должны в таком случае противоречить первоначальной сущности правоотношений, установленных в СССР. А также политический строй СССР должен сохраняться и в Российской Федерации, как первоначальная сущность данных правоотношений.

Правопродолжательство (континуитет) применяется в международном праве и означает непрерывность существования государства. То есть в данном случае СССР непрерывно существует в Российской Федерации.

Однако, относительно того, чтобы получить вместо паспорта Российской Федерации паспорт СССР, либо заменить паспорт Российской Федерации на паспорт СССР, недостаточно ссылаться на вышеуказанное.

Для этого необходимо обратиться в соответствующий паспортный стол с заявлением о выдаче паспорта СССР. При этом действующее законодательство Российской Федерации не налагает запрета на подачу такого заявления и обязывает принимать подобные заявления.

Если паспортный стол отказался принять такое заявление, то отказ следует обжаловать в суде.

По имеющейся информации (официально пока не подтверждённой) Ленинский районный суд г. Ульяновска при вынесении судебного решения (заняло два дня) 21-22 февраля 2019 года признал: 1) незаконным отказ в принятии заявления гражданина на выдачу паспорта СССР; 2) обязал выдать бланк заявления на получение паспорта СССР; 3) обязал выдать паспорт СССР.

Правда, на мой взгляд, к последнему пункту стоит относиться скептический. Во - первых, информация официально пока не подтверждена. Во - вторых, необходимо доказать в судебном порядке незаконность Беловежских соглашений 1991 года, а лучше признать путем искового производства к Российской Федерации в лице Президента Российской Федерации таковые недействительными и незаконными. А в качестве третьих лиц привлечь к процессу Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации и федеральные министерства. Дело в том, что должен был быть вынесен Верховным Советом СССР соответствующий Закон СССР о распаде СССР и подписан должен быть данный Закон СССР действующим на тот момент Президентом СССР М. С. Горбачёвым, а таковой закон отсутствует в природе.

И только после вступления решения суда в законную силу, в случае удовлетворения заявленных исковых требований, можно будет обращаться за получением паспорта СССР.

Иными словами, Вам необходимо, после того, как Вам письменно откажут в паспортном столе в приеме заявления на выдачу паспорта СССР, бланка на выдачу паспорта СССР и самого паспорта СССР обратиться в суд с двумя исковыми заявлениями: 1) исковое заявление о признании отказа УМВД РФ приеме заявления на выдачу паспорта СССР, бланка на выдачу паспорта СССР и самого паспорта СССР незаконным; 2) о признании Беловежских соглашений 1991 года незаконными и недействительными.

К тому же действующим законодательством не предусмотрен исчерпывающий перечень видов и наименований исковых заявлений.

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов».

Во всех паспортизированных местностях паспорт становится единственным документом, «удостоверяющим личность владельца». В п. 10 предписывалось: Паспортные книжки и бланки изготавливать по единому для всего Союза ССР образцу. Текст паспортных книжек и бланков для граждан различных союзных и автономных республик печатать на двух языках; на русском и на языке, общеупотребительном в данной союзной или автономной республике.

В паспортах образца 1932 года указывались следующие сведения: имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность, социальное положение постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы... и документы, на основании которых выдавался паспорт.


Одновременно с постановлением ЦИК и СНК СССР (Об Установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов) 27 декабря 1932 года было издано постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР». Этот орган создавался для общего руководства работой управления рабоче-крестьянской милиции союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства этим делом.

В областных и городских управлениях РКМ были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции — паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро.

Ответственность за проведение в жизнь паспортной системы и за состояние паспортной работы несли начальники городских и районных управлений милиции. Они организовали эту работу и руководили ею через паспортные аппарата (отделы, столы) подчиненных органов милиции.

К функциям органов милиции по осуществлению паспортной системы были отнесены:

выдача, обмен и изъятие (прием) паспортов;
осуществление прописки и выписки;
выдача гражданам пропусков и разрешений на въезд 1 пограничную зону;
организация адресно-справочной работы (адресно-розыскной);
осуществление административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортного режима;
проведение массово-разъяснительной работы среди населения;
выявление в процессе паспортной работы лиц, скрывающихся от органов советской власти...

Осуществление перечисленных функций составляло сущность организации паспортной работы.

Общее руководство работой управления РКМ союзных республик, в том числе и осуществление паспортной системы, было возложено на ГУ РКМ при ОГТУ Союза ССР. На него возлагалось:

а) оперативное руководство всеми республиканскими и местными аппаратами милиции, выделенными для проведения паспортизации;

б) назначение, смещение всего руководящего состава паспортных аппаратов милиции;

в) издание инструкций и распоряжений, обязательных для всех республиканских и местных органов милиции по вопросам, связанным с паспортной системой и пропиской паспортов.

При районных и городских Советах для надзора за соблюдением законности при выдаче паспортов были созданы специальные комиссии, которые рассматривали жалобы граждан на неправильные действия должностных лиц. Следует заметить, что непосредственным поводом к ведению и ужесточению требований паспортной системы в СССР явился резкий скачек уголовной преступности, особенно в крупных городах. Это произошло в результате бурной индустриализации в городах и коллективизации в сельском хозяйстве, нехваткой продовольственных и промышленных товаров.

Введение паспортной системы остро поставило вопрос об укреплении паспортных отделов достаточно квалифицированными кадрами.

На работу в паспортные отделы милиции направлялись выпускники учебных заведений системы НКВД СССР, других учебных заведений, мобилизовывались активисты предприятий и учреждений.

Введенная в 1932 году единая паспортная система в последующие годы изменялась и совершенствовалась в интересах укрепления государства, улучшения обслуживания населения.

Заметным этапом в истории формирования и деятельности паспортно-визовой службы явилось постановление СНК СССР от 4 октября 1935 года «О передаче в ведение НКВД и его местных органов иностранных отделов и столов исполнительных комитетов», которые до этого времени подчинялись органам ОГПУ.

На основе Постановления СНК СССР от 4 октября 1935 года в Главном управлении милиции, управлениях милиции республик, краев и областей были созданы отделы, отделения и группы виз и регистрации иностранцев (ОВиР).

Эти структуры работали в течение 30-х и 40-х годов самостоятельно. В дальнейшем они неоднократно объединялись с паспортными аппаратами органов милиции в единые структурные подразделения и выделялись из них.

Для улучшения идентификации гражданина СССР с октября 1937 года в паспорта стали наклеивать фотографическую карточку, второй экземпляр которой хранился в милиции по месту выдачи документа.

Во избежание подделок ГУМ ввело специальные чернила для заполнения бланков паспортов и спец. мастику для печатей, штампы по креплению фотокарточек.

Кроме того, периодически рассылало во все отделения милиции оперативно-методические ориентировки о способах распознания поддельных документов.

В тех случаях, когда при получении паспортов предъявлялись свидетельства о рождении из других областей и республик, милицию обязывали предварительно запрашивать пункты выдачи свидетельств, чтобы последние подтвердил подлинность документов.

С 8 августа 1936 года в паспортах бывших заключенных «лишенцев» и «перебежчиков» (перешедших границу СССР «самовольно») делалась отметка следующего содержания «Выдан на основании пункта 11 Постановления СНК СССР за№ 861 от 28 апреля 1933 года».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 в качестве одной из мер борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям установлено, что при вступлении в брак и при разводе в паспортах производилась соответствующая отметка органами ЗАГС.

К 1937 году паспортизация населения в определен, правительством местностях была повсеместно закончена,’ паспортные аппараты выполнили задачи, которые на них возлагались.

В декабре 1936 года паспортный отдел ГУ РКМ НКВД СССР был передан в отдел наружной службы. В июле 1937 года паспортные аппараты на местах также вошли в состав отделов и отделений службы управлений рабоче-крестьянской милиции. На их сотрудников возлагалась обязанность повседневного поддержания паспортного режима.

В конце 30-ых годов вносятся существенные изменения в паспортную систему. Ужесточалась административная и уголовная ответственность за нарушение правил паспортного режима.

Верховный Совет СССР 1 сентября 1939 года принял Закон «О всеобщей воинской обязанности», а 5 июня 1940 года приказом народного комиссара Обороны СССР объявлены руководящие правила, определившие и задачи милиции в области проведения воинского учета...

В военно-учетных столах отделений милиции (в сельских местностях и поселках в соответствующих исполкомах Советов) велся первичный учет всех военнообязанных и призывников, персональный (качественный) учет рядового и младшего начальствующего состава запаса.

Военно-учетные столы проводили свою работу в тесном контакте с районными военными комиссариатами. Эта работа продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).

Отдельные нормы паспортной системы 1932 года в силу сложившихся к 1940 году внутренней и международной обстановки нуждались в уточнении и дополнении.

Эту проблему в значительной мере решило постановление СНК от 10 сентября 1940 года, утвердившее новое Положение о паспортах. Данный нормативный акт значительно расширил область применения Положения о паспортах, распространив его на пограничные зоны, сотрудников и рабочих ряда отраслей народного хозяйства.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) потребовала от советской милиции дополнительных усилий по поддержанию паспортного режима в стране.

Циркуляр НКВД СССР № 171 от 17 июля 1941 года предписывал наркомам внутренних дел республик и начальникам Управлений НКВД краев и областей следующий порядок документирования граждан, прибывающих без паспортов в тыл в связи с военными событиями: в случае утраты всех документов, проводить тщательный допрос и перепроверять все показания. После этого выдавать справку с анкетными данными (со слов).

Данная справка не могла служить удостоверением личности владельца, но облегчала ему временную прописку и устройство на работу.

Этот циркуляр был отменен только в 1949 году.

С первых дней войны вся деятельность милиции, ее служб и подразделений существенно изменилась и расширилась и была приспособлена к условиям военного времени.

Одним из важных средств укрепления советского тыла, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью была паспортная система.

Так, 9 августа 1941 года постановлением СНК СССР было утверждено Положение о прописке граждан, эвакуированных из прифронтовой полосы. Все эвакуированные, прибывшие на место расселения, как в организованном, так и в индивидуальном порядке, были обязаны прописать свои паспорта в милиции в течение 24 часов.

Учитывая, что вместе с эвакуированным населением в глубь страны устремились и преступные элементы, которые пытались скрыться от органов власти, НКВД СССР в сентябре 1941 года установил обязательную личную явку в милицию граждан для получения разрешения на прописку.

Расширение задач паспортных аппаратов в условиях войны вызвало к жизни новые организационные формы по их выполнению.

Приказом НКВД СССР от 5 июня 1942 года в штаты паспортных отделов управлений милиции были введены должности инспекторов-экспертов, на которых возлагалось:

а) исследование и дача заключений по выявленным фактам подделок паспортов, поступающих из милиции;

б) проверка паспортов лиц, допускаемых к особо важным государственным документам, а также к работе на предприятиях и в учреждениях, имеющих оборонное значение;

в) проверка хранения бланков паспортов в милиции т.д.

Исключительно важное значение в годы войны приобрела проблема розыска детей, потерявших связь с родителями. 23 января 1942 года СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В соответствии с данным постановлением при ГУМ НКВД СССР был образован Центральный детский адресный стол и соответствующие подразделения на местах. Центральный справочный детский адресный стол располагался в городе Бугу-руслане Чкаловской (ныне Оренбургской) области.

Первоначально детские адресные столы входили в состав отделов и служб боевой подготовки органов милиции, а в 1944 году приказом НКВД СССР были переданы в паспортные столы.

К 1 июня 1942 года в адресные детские столы страны было направлено 41.107 заявлений о розыске детей, при этом было установлено местонахождение 13.414 детей или 32,6% от общего числа разыскиваемых.

Всего уже за военные годы было разыскано более двадцати тысяч детей.

Большая работа была проведена по установлению местожительства эвакуированных граждан.

В марте 1942 года при паспортном отделе ГУМ НКВД СССР было создано Центральное справочное бюро.

Аналогичные бюро были созданы и при паспортных отделах управлений милиции республик, краев и областей.

Ежедневно в Центральное справочное бюро поступало 10-11 тысяч заявлений об установлении места жительства эвакуированных. Работниками этого бюро было установлено свыше двух миллионов разыскиваемых.

Используя материалы прописки паспортов (заполненные адресные листки) кустовые адресные бюро городов также способствовали населению страны в установлении места жительства их родных и близких.

В послевоенные годы паспортная работа проводилась в широких масштабах. Работники паспортных аппаратов налаживали учет населения городов и рабочих поселков, выдавали возвращавшимся гражданам большое количество различного рода справок и ответов на запросы о без вести пропавших или потерявших связь с родственниками.

Правовой основой по учету послевоенного населения послужило Постановление СНК СССР от 4 октября 1945 года «О паспортизации населения». Оно имело целью определение общей численности его по всей территории страны, установление соотношения сельского и городского населения...

Достоверные данные о численности, составе и размещении населения служили основой государственного управления, планирования экономического и социального развития.

В 1952 году был организован паспортно-регистрационный отдел (ПРО), утверждены его структура и штаты. А 21 октября 1953 года Постановлением Совета Министров СССР утверждено новое Положение о паспортах.

Положение устанавливало единый для СССР образец паспорта с текстом на русском языке и языке соответствующей союзной или автономной республики.

Вместо выдававшихся ранее в большинстве случаев пятилетних паспортов устанавливались бессрочные, десятилетние, пятилетние и краткосрочные.

В 1955 году введено в действие Положение о паспортно-регистрационном отделе. На этот отдел возлагались следующие функции:

а) организация и руководство всей деятельностью работы по проведению в жизнь паспортной системы;

б) выдача и обмен паспортов;

в) прописка и выписка населения;

г) ведение адресно-справочной работы;

д) выявление преступников, разыскиваемых оперативными и судебно-следственными органами;

е) выявление и удаление из местности с особым паспортным режимом лиц, подпадающих под паспортные ограничения;

ж) выдача гражданам пропусков на въезд в запретную пограничную зону;

и) регистрация актов гражданского состояния (рождений, смертей, браков, разводов, усыновления и т.д.).

Паспортно-регистрационный отдел, кроме того, оказывал практическую помощь паспортным аппаратам на местах, командируя туда своих работников, разрабатывал и предъявлял руководству ГУМ проекты приказов и других руководящих документов по осуществлению паспортной системы и регистрации актов гражданского состояния; обеспечивал милицию бланками паспортов, свидетельствами регистрации актов гражданского состояния, пропусками и т.д.; вел учет разыскиваемых и принимал меры по заявлениям и жалобам граждан, поступающим в отдел; решал кадровые вопросы.

В целях активизации адресно-справочной работы, повышения ее уровня — вместо кустовых адресных бюро в большинстве управлений милиции были созданы единые республиканские, краевые, областные адресные бюро.

19 июля 1959 года Совет Министров утвердил Положение въезда в СССР и выезда за границу. Это Положение было дополнено перечнем лиц, которым выдавались дипломатические и служебные паспорта, а также разрешался въезд и выезд не только по заграничным паспортам, но и по документам их заменяющим (удостоверениям и внутренним паспортам).

В последующий период для зарубежных поездок в дружественные страны по служебным и частным делам вводились специальные удостоверения (серии «АВ» и «НЖ»), совершались безвизовые поездки по внутренним паспортам СССР со специальным вкладышем.

В 1959 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». В это время в нашей стране на первый плац выдвинулись задачи усиления организаторской и идеологи, ческой работы среди населения по укреплению социалистической законности и правопорядка, предупреждению и пре, сечению преступлений и нарушений общественного порядка.

После принятия Постановления появились специализированные группы и внештатные сотрудники по поддержанию паспортного режима в крупных населенных пунктах и городах СССР. Большую помощь паспортным аппаратам оказывали домовые, уличные и квартальные комитеты и объединяемый ими актив, в состав которого, как правило, входили работники домоуправлений данной территории.

Важным шагом, направленным на улучшение деятельности органов милиции, явилось утверждение СМ СССР от 17 августа 1962 года нового Положения о Советской милиции.

В Положении были закреплены принципы советской паспортной системы, определены конкретные задачи по ее осуществлению.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1968 года «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (объявлен Приказом МВД СССР № 1258-196Эг) были введены новые правила прописки и выписки граждан в сельской местности.

За органами внутренних дел сохранилась функция прописки в районных центрах и поселках в тех местностях, где имеются штатные работники паспортных аппаратов, а также в населенных пунктах, отнесенных к пограничной зоне.

22 сентября 1970 года Совет Министров СССР утвердил новое Положение о въезде в СССР и выезде из СССР, в которое были внесены существенные изменения и дополнения.

Впервые в законодательной практике страны были определены основания отказа гражданам о выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в августе 1974 года рассмотрели вопрос «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР», а 28 августа 1974 года Совет Министров СССР утвердил новое Положение «О паспортной системе в СССР».

Данное Положение установило единый для всего населения страны порядок, предусматривающий обязанность иметь паспорт всем гражданам СССР, достигшим шестнадцати лет независимо от места проживания (город или село).

Введение всеобщей паспортизации стало главной обязанностью сотрудников всех паспортных аппаратов.

Действие нового паспорта не ограничивалось каким-либо сроком. Для того чтобы учесть внешние изменения черт лица владельца паспорта, связанные с возрастом, предусматривается последовательная вклейка трех фотокарточек:

Первая — при получении паспорта, достигшим 16-ти лет;
Вторая — по достижении 25-ти лет;
Третья — по достижении 45-ти летнего возраста.

В новом паспорте сократилось количество граф, содержащих сведения о личности гражданина и обязательные отметки.

Сведения о социальном положении вообще исключены из паспорта, так как в процессе жизни социальное положение постоянно меняется.

Не записываются в паспорт сведения о приеме на работу и увольнении, поскольку есть трудовая книжка.

Новое Положение вводилось в действие (за исключение выдачи самих паспортов) с 1 июля 1975 года.

В течение шести лет (до 31 декабря 1981 года) предстояло заменить и выдать паспорта миллионам городских и сельских жителей.

В органах внутренних дел был проведен большой комплекс организационных и практических мероприятий по современной паспортизации населения.

В 70-х и 80-х годах на формирования и деятельное, паспортно-визовой службы значительное влияние оказали участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБЕ — ОБСЕ) и начавшийся процесс пере, стройки.

После подписания Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки в 1975 году службой было реализовано остановление Совета Министров, обязывающее МВД и МИД СССР либерализовать практику рассмотрения заявлений граждан о выезде и въезде.

Ранее наши правовые акты и инструкции, регламентирующие работу паспортной службы, на протяжении десятилетий составлялись без учета международных обязательств, На протяжении девяностых годов наша страна приводит свое национальное законодательство в полное соответствии с международными обязательствами...

С учетом итогов Венской встречи СБСЕ в 1986-1989 гг. были осуществлены дальнейшие изменения в законодательстве и либерализации правил, касающихся порядка выезда и въезда, правил пребывания иностранных граждан. В частности, действующее положение о въезде в СССР и выезде из СССР решением Правительства дополнено открытым разделом о порядке рассмотрения заявлений о выезде из СССР и въезде в СССР по частным делам. С 1987 года были практически отменены все существующие ограничения на выезд из страны во все страны мира, в том числе на постоянное место жительства, за исключением случаев, связанных с безопасностью государства.

В Венском итоговом документе (19 января 1989 года) подробно (в отличие от Хельсинского заключительного акта 1975 года) говорится о гражданских и политических правах, в том числе о религиозных свободах, свободе передвижения, праве на защиту в суде и т.п. (Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М., 1989 г. стр. 12-15).

Наиболее сложная проблема для России — это осуществить свободное передвижение граждан и выбор места жительства. В настоящее время во многих странах ограничений этого права нет. В исключительных случаях они могут устанавливаться только законом.

В СССР с 1925 года существовал порядок прописки, которого нет в других странах.

Однако, отказываться от нее не так-то легко, потому что это социальная проблема, которая крепко переплетена с экономическими проблемами. В то же время ее решение имеет большое политическое значение.

В процессе строительства правового государства остро обозначилась задача создания гарантий правовой и социальной защищенности человека.

5 сентября 1991 года на съезде народных депутатов СССР была принята Декларация прав и свобод человека. Статья 21 Декларации гласит: «Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор места жительства и места пребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом».

22 декабря 1991 года Постановление Верховного Совета РСФСР утвердило Декларацию прав человека и гражданина, где в статье 12-ой закрепляются права граждан на свободное передвижение и выбор жительства.

Эти права нашли отражение в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) в статье 27 записано: каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ может беспрепятственно возвращаться в РФ.

С принятием в 1991 году Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» на паспортно-визовую службу были также возложены обязанности по решению вопросов гражданства.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 года № 124 управления (отделы) виз, регистрации и паспортной работы, а также паспортные отделения (паспортные столы) и отделения (группы) виз и регистрации милиции были реорганизованы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел Российской Федерации, как в центре, так и на местах.

На УПВС (ОПВС) и их подразделения возложены функции по выдаче паспортов, пропусков на въезд в пограничную зону, осуществлению регистрации граждан, адресно-справочной работе, регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства (пребывающих на территории России), выдаче им документов на право проживания; оформление документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу, исполнению законодательства по вопросам гражданства.

Паспортно-визовая служба, используя свои возможности, принимает активное участие в борьбе с преступностью, обеспечении правопорядка и профилактики правонарушений.

Кроме того, в части, относящейся к ее компетенции, она осуществляет реализацию законодательных актов в области обеспечения прав и свобод человека.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года № 232 введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации 8 июля 1997 года (№ 828) утвердило Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации. В том же Постановлении Правительства Министерству внутренних дел предписывалось:

б) произвести выдачу паспортов в первоочередном порядке гражданам, достигшим 14-16-летнего возраста, военнослужащим, а также другим гражданам в случаях, определяемых МВД РФ;

в) осуществить до 31 декабря 2003 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.

В органах внутренних дел ныне проводится большой комплекс организационных и практических мероприятий по реализации Указа Президента от 13 марта 1997 года и Постановления Правительства от 8 июля 1997 года.

Приказом МВД России от 7 октября 2003 года № 776 Паспортно-визовое управление МВД России преобразовано в Главное паспортно-визовое управление МВД России, а Центр паспортно-визовой информации в Центр паспортно-визовых информационных ресурсов МВД России, Центр обращений граждан по паспортно-визовым вопросам МВД России и Центр оформления приглашений иностранным гражданам МВД России.

В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 образовано ФМС России, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции МВД России
http://www.fms.gov.ru/about/history/details/38013/5/