Последние статьи
Домой / Аренда / Определение понятия национального меньшинства. Конституционное право россии Определение понятия национального меньшинства

Определение понятия национального меньшинства. Конституционное право россии Определение понятия национального меньшинства

Национальные меньшинства - национальности, составляющие по количеству меньшинство по сравнению с основной массой населения определенной территории. Формировались в процессе исторического развития государств под влиянием целого ряда факторов. Американский исследователь Р. Оливер отмечает среди них следующие. Во-первых, осуществляемая в течение многих веков миграция европейцев и их поселение на других континентах, что сопровождалось притеснением местного населения. Во-вторых, насильственная миграция африканского населения американского континента период работорговли в XVII-XIX вв. В-третьих, завоз в период колониализма государствами рабочей силы в те места, где она была необходима. В-четвертых, массовая миграция из бедных стран в богатые во время экономического подъема в 50 - 60-х годах XX ст. В-пятых, распад Австро-Венгерской, Оттоманской империй и т.д., что повлекло возникновение новых государств. По мнению немецкого ученого Ф. Гекмана, в основе образования национальных меньшинств лежат три базовых принципа: а) происхождение (пути формирования); б) структурно-социальное положение в обществе; в) политические ориентации. Соответственно этому, по Ф. Гекманом, национальные меньшинства являются пяти типов: 1. Национальные меньшинства, которые сформировались в результате возникновения наций государств (национальных государств), для которых важным условием было совпадение государственной самоорганизации и этнической принадлежности их населения. "Островки", которые олицетворяли отличную этничность в рамках образования национальных государств, и были национальными меньшинствами. 2. Региональные меньшинства (группы населения), которые по разным причинам вопреки унификации и ассимиляции сохранили этническую идентичность. С. Мігранський тип меньшинств, который имеет две разновидности - поселенческий и рабочий. Первый образуют иммигранты, прибывающие с целью трудоустройства. 4. Колониальный тип национальных меньшинств. Это потомки древнего населения завоеванных и заселенных колонистами территорий, которые в процессе ограбления, истребления и вытеснения лишались унаследованной ими экономической основы жизни и социальную структуру и культуру которых было почти уничтожено, 5.1, наконец, новые национальные меньшинства, образование которых связано со становлением новых национальных государств вследствие чисто колониального разделения территорий и установление границ без учета этнической специфики.

К указанным факторам, которые приводят Г. Оливер и Ф. Гекман, следует добавить и то, что возникновение национальных меньшинств происходило также под влиянием взаимодействия различных этносов в процессе становления и расширения суверенных государств. В целом сформировался мозаичный в национальном плане мир, где проблема меньшинств приобрела универсального характера и встает фактически перед каждым государством, регионом, а в отдельных из них - чрезвычайно остро. Сейчас в мире практически невозможно найти страну, в которой бы все население говорило на одном языке, исповедовало единую религию, мало одинаковые культурные традиции и ценности.

Этничность в постсоветском пространстве: роль в обществе и перспективы: Материалы конференции. - К., 1997; Права человека в Украине / Информ.-аналит. бюл. Укр.-Амер. Бюро защиты прав человека: Вып. 21. Права меньшинств. - К., 1998.

О. Антонюк


Определение и содержание понятия «национальные меньшинства» в странах Европы

Васильева Надежда Леонидовна, адъюнкт

Дальневосточного юридического института

МВД России

e - mail : nadya422@ rambler. ru

В странах Европейского Союза (далее ЕС) проживают около 75 миллионов человек. Из них 4,8 миллиона относят себя к определенному национальному или этническому меньшинству. Правда далеко не все называют своего этнического происхождения, или принадлежности. Поэтому в действительности в новых странах ЕС постоянно проживает более 6 миллионов человек, которые не принадлежат к этническому большинству, что составляет около 8 % от всех жителей этих государств¹. При этом процентное соотношение национальных меньшинств по отношению к основному населению весьма различно.

На настоящий момент существует целый ряд международно-правовых документов, определяющих основные критерии правового положения национальных меньшинств, которые можно использовать в качестве основы при развитии внутреннего законодательства. В тоже время, данные документы провозглашают лишь общие подходы, которые, безусловно, хотя и являются основополагающими, однако не могут привести к решению конкретных проблем. Поэтому до сих пор определяющим является законодательство отдельных стран, а точнее – практика правоприменения.

В свете сказанного, представляет интерес, как законодательство зарубежных стран определяет рассматриваемое понятие.

В Австрии национальными меньшинствами «являются, проживающие в отдельных частях территории Федерации и происходящие из этих мест группы австрийских граждан, для которых родным языком является не немецкий язык и которые составляют отдельную народность»². В частности к таковым относятся словены и хорваты, имеющие собственные традиционные территории, а также венгры, чехи, словаки, рома и синти.

В Бельгии меньшинством признается малочисленное германоязычное население, не защищенное территориальной автономией, но обладающее правом решать проблемы культур и образования3 .

Весьма интересен к определению понятия национальных меньшинств подход Венгерской Республики. Так, среди всех прочих критериев, в нем выделяется такой, как минимальный срок проживания на территории Венгрии необходимый для признания национальным меньшинством: «национальным или этническим меньшинством являются все этнические группы, проживающие на территории Венгерской Республики не менее одного века, составляющие количественное меньшинство среди населения государства, члены которых имеют венгерское гражданство и отличаются от остальной части населения своим языком, культурой и традициями, одновременно проявляя сознание своего единства, которое направлено на сохранение всего этого, на выражение и защиту интересов своих исторически сложившихся общин»4 .

Более универсальные определения национальных меньшинств дают Чехия, Беларусь, Украина, Молдавия.

Так, в Чехии «под национальным меньшинством подразумевается сообщество граждан Чешской Республики, отличающихся от остальных граждан, как правило, другим этническим происхождением, языком, культурой и традициями, представляющих в количественном отношении меньшинство и одновременно выражающих желание считаться национальным меньшинством, чтобы иметь возможность сообща сохранять и развивать свою самобытность, язык и культуру, а также с целью представления и защиты интересов своего исторически сложившегося сообщества»5 .

В национальном законодательстве Республики Молдова под «лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения-молдаван , и осознающие себя лицами иного этнического происхождения»6 .

В Республике Беларусь, под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются «лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики»7 .

Законодательство же Украины , в отличие от рассмотренных нами стран, не предъявляет к национальным меньшинствам требований в отношении гражданства и языка: «национальными меньшинствами являются группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности , обнаруживают чувства национального самосознания и общности между собой»8 .

Необходимость иметь прочные связи с государством для признания национальным меньшинством выдвигает Эстония. В соответствии со ст.1 Закона Эстонии от 26.10.1993 г. «О культурной автономии национального меньшинства» национальными меньшинствами являются граждане Эстонии, которые проживают на территории Эстонии, имеют давние, прочные и постоянные связи с Эстонией, отличаются от эстонцев своей этнической принадлежностью, своеобразием культуры, религией или языком, руководствуются желанием общими усилиями сохранить свои культурные традиции, религию или язык, служащие основой для их общей идентичности9 .

Ратифицируя Рамочную конвенцию, эстонские парламентарии снабдили ее декларацией, в которой привели определение «национального меньшинства», точь-в-точь повторяющее определение национального меньшинства, содержащееся в Законе о культурной автономии. Примечательно, что за такую ратификацию проголосовали все находившиеся в зале парламентарии-эстонцы, в то время как русские депутаты единогласно проголосовали «против». И на то были веские причины: из стенограммы парламентского выступления явно следовало, что тогда многие эстонские депутаты за национальные меньшинства принимали лишь русских староверов с Чудского озера и шведов с западно-эстонских островов.

В 1999 г. Эстония подала Совету Европы свой первый отчет, в котором определила примерный перечень групп, которых можно официально отнести к национальным меньшинствам: русские, немцы, шведы, евреи (они поименно перечислены и в Законе о культурной автономии), а также финны-ингерманландцы и латыши. Данные этого отчета были проанализированы специальным органом – Консультативным комитет, который в своем «Мнении по Эстонии» от 14 сентября 2001 г. прямо указал, что в качестве национальных меньшинств в Эстонии будет рассматривать и граждан, и неграждан10 .

Латвия при ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств признала национальными меньшинствами «граждан Латвии, которые отличаются от латышей по признаку культуры, религии и языка, на протяжении поколений традиционно жили в Латвии и считают себя принадлежащими к Латвийскому государству и обществу, желают сохранять и развивать свою культуру, религию или язык»11 . При этом было указано, что лица, не являющиеся гражданами Латвии или других стран, но постоянно и законно проживающие в Латвии, не принадлежат к национальному меньшинству в понимании Конвенции согласно определению национального меньшинства, данному в соответствующей декларации Латвийской Республики, но, идентифицируя себя с соответствующим этому определению национальному меньшинству, могут использовать предусмотренные Конвенцией права, если закон не определяет исключений.

Следует отметить, что в двухсторонних соглашениях и договорах, заключаемых Россией с другими государствами, нередко перечисляются в качестве меньшинств те этнические категории населения, чью культуру и язык договаривающиеся стороны желали бы согласованно защищать. Подобные документы подписаны со многими государствами - членами бывшего СССР, из чего можно сделать вывод, что среди «списочных» меньшинств числятся в России так называемые титульные нации бывших союзных республик – украинцы, казахи, молдаване, киргизы, туркмены и др.

В других европейских странах меньшинства, как правило, предстают либо в виде списка, либо их права строго привязаны к определенной территории.

Так, в Польше признанным является только «списочный» вариант, причем делаются различия между национальными меньшинствами и этническими группами. В качестве первых признаются: немцы, армяне, белорусы, евреи, литовцы, словаки, татары, украинцы, русские, чехи. Этническими группами являются: русины, цыгане, татары, караимы. Как языковое меньшинство выделяются также кушубы12 .

В Германии общее количество персон, официально причисленных к национальным меньшинствам, крайне невелико и проживает на ограниченных территориях. Подписывая Европейскую Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Германия декларировала, что поскольку Конвенция не содержит определения понятия «национальное меньшинство», ее положения на территории Германии будут применяться в отношении данов, сербов (лужичан), фризов, германских цыган (синти и рома). При этом федеральная конституция Германии не содержит каких-либо специальных указаний в отношении защиты меньшинств, но в конституциях германских земель, где проживают меньшинства, такие нормы имеются13 . Языки этих меньшинств – датский, северо-фризский, затерландско-фризский, цыганский, серболужицкий – пользуются поддержкой в соответствии с Европейской хартией о региональных языках или языках меньшинств, ратифицированной Германией в 1998 году.

Следует отметить, что в понятие «меньшинство» в Германии не включаются так называемые новые меньшинства, под которыми ними подразумеваются группы выходцев из разных стран, переселившихся в Германию главным образом по причинам экономического характера, а отчасти и в качестве политических беженцев (около 5 млн. человек). Большей частью это турки и выходцы из бывшей Югославии. Официально они национальными меньшинствами не признаются, однако в рамках действующего в ФРГ законодательства также и им предоставлены возможности для развития своего языка, культуры и религии.

Конституционный Совет Франции и вовсе не допустил ратификации Европейской Хартии региональных языков. Примечательно, что Франция единственная страна ЕС, не подписавшая Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Присоединяясь к Международному пакту о гражданских и политических правах (далее МПГПП), Франция сделала декларацию: «В свете статьи 2 Конституции Французской Республики, правительство Франции декларирует, что статья 27 не применяется в той мере, в которой она затрагивает Республику» Её позиция уточняется в докладах о выполнении МПГПП таким образом: «Франция – страна, в которой нет меньшинств» (1997 г.) и «конституционные соображения не допускают присоединения Франции к международным конвенциям, признающим меньшинства как таковые и как носителей коллективных прав» (2007 г.)14 . Тем не менее, Комитет по правам человека ООН утверждает, что Франции следует пересмотреть свою позицию по официальному признанию этнических, религиозных и лингвистических меньшинств.

Таким образом, подводя итоги можно сделать следующие выводы.

Во-первых, проведенный анализ зарубежного законодательства показывает, что существуют различные критерии и определения понятия «национальные меньшинства». Исходя из этого, существуют различные эффективные механизмы соблюдения и защиты прав национальных меньшинств. При этом, следует подчеркнуть, что во многих зарубежных странах на законодательном уровне предпринимаются попытки не только признать факт наличия национальных меньшинств, но и осуществляются активные действия, направленные на обеспечение их защиты, сохранения их самобытности и индивидуальных отличий и прочих с учетом международных норм и стандартов, а также сложившихся особенностей проживания национальных меньшинств в каждой стране. Так, Европа фактически разрешила проблемы с национальными меньшинствами, проживающими на определенной территории в государстве, отличающемся от их собственного (например, немецкое меньшинство в Польше или шведское меньшинство в Финляндии). Однако, оказалось гораздо сложнее разрешить проблему с национальными меньшинствами, которых нельзя определить на основании территориального критерия (напр., поляки в Германии, русские в балтийских республиках, и т.д.).

Во-вторых, исследование накопленного весьма значительного опыта регулирования прав национальных меньшинств в зарубежных странах дает широкие возможности для его использования и в практике российского правотворчества. Тем более, множество данных и примеров свидетельствует тому, что соблюдение прав национальных и этнических меньшинств служит во благо развитию тех государств, у которых существуют проблемы с меньшинствами.

Примечания:

1. Дрибинс Л. Этнические и национальные меньшинства в Европе». – Рига, 2004. – С.3.

2. Федеральный закон Австрийской Республики от 7 июля 1976 г. «О правовом положении национальных меньшинств» // Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. – М., 1994. – С.407.

3. Степанов В.В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт // Материалы семинара «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления. – М., 2006. – С.3.

4. Закон Венгерской Республики LXXVII от 7 июля 1993 г. «О правах национальных и этнических меньшинств» // Национальные омбудсмены. Свод правовых положений. – Варшава, 1999. – С.94. // URL : http://nek.gov.hu/data/files/85199673.pdf.

5. Закон Чешской республики от 2 августа 2001 г. «О правах людей, относящихся к национальным меньшинствам» // Свод законов Чешской республики. – 2001. – № 273. – Параграф 182. – П. 1 f .

6. Закон Республики Молдова от 19 июля 2001 г. «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций» // Свод Законов Республики Молдова. – 2001. – № 382- XV . – Ст. 1.

7. См.: ст. 1 Закона Республики Беларусь № 1925-XII от 11.11.1992 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»// URL :http://zakon2006.by.ru/part28/doc37327.shtm.

8. Закон Украины «Про национальные меньшинства в Украине» // Ведомости Верховной рады Украины. – 1992. - № 36. – Ст. 1 – С.529.

9. Закон Эстонии от 26.10.1993 г. «О культурной автономии национального меньшинства»// URL :http://www.venekultuuriautonoomia.ee/?smg=20&schg=20&data=86.

10. Полищук В. Очень рамочная Конвенция: пример Эстонии // Люди. Идеи. Встречи. – 2005. – 30 мая. – С.12.

11. Закон Республики Латвия от 26 мая 2005 г. «О Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // URL :http://www.zapchel.lv/index.php?lang=ru&mode=archive&submode=year2005&page_id=1611.

12. Закон Республики Польша от 6 января 2005 г. «Устав о Национальных и Этнических Меньшинствах и Региональном Языке» URL :http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/PUBL_maly_rocznik_statystyczny_2008.pdf.

13. Степанов В.В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт // Материалы семинара «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления. – М., 2006. – С.3.

14. Свобода выражения мнения, свобода собраний и ассоциаций //Прецедентные дела Комитета по правам человека – Институт прав человека, Университет Або Академи (Турку). – 2004.

15. Second Periodic Report, 1999 – Para. 162, p.39.

Национальным меньшинством называется часть народа, проживающая оторвано от его основного массива в инонациональной среде, но ощущающая с ним родство и связь по самоназванию, языку, культуре и некоторым другим чертам национальной (этнической) специфики . В некоторых случаях к национальным меньшинствам относят все национальности данного государства, кроме основной. Национальные меньшинства возникают в результате изменения границ, миграции, эмиграции или депортации части, а иногда и всего населения данной национальности. Как правило, национальные меньшинства не обладают собственной национальной государственностью.

В разных странах термин «национальное меньшинство» употребляется в различных значениях . В Китае, Вьетнаме националъными меньшинствами официально называются все народы страны, кроме титульных (соответственно китайцев и вьетов). В Индонезии к национальным меньшинствам относятся только иммигрантские группы, отличая их от коренного населения страны. В ряде мусульманских государств (например, в Иране) национальные меньшинства выделяются не по этническому, а по религиозному признаку - к ним относятся все, кто не исповедует государственную религию. В Западной Европе национальным меньшинством обычно считаются лишь такие этнические (национальные) группы, которые, не имея равноправного статуса с титульной или доминирующей нацией, стремятся к его достижению иногда в форме автономии или государственной независимости. В последние десятилетия существования СССР термин «национальное меньшинство» не употреблялся, в современной России он также не употребляется. Вместо него применяется понятие «малочисленные народы» и иногда «этническая группа» .

Следует учитывать, что само понятие «национальное меньшинство» весьма условно, поскольку в одних случаях имеется в виду действительно численное меньшинство этнической группы по отношению к большинству титульной нации данного государства. Но есть примеры, когда «национальное меньшинство» отнюдь не является меньшинством в сравнении с другими этническими группами или даже с титульной нацией. К примеру, русские и татары в Башкирии - самые многочисленные этнические группы, однако по отношению к титульной нации (башкирам) формально имеют статус национальных меньшинств. Такая же ситуация в Бурятии, Якутии, Хакасии, Карелии и ряде других республик в составе Российской Федерации, где русские составляют самую многочисленную группу населения этих республик.

Такое положение обусловлено тем, что количественное меньшинство титульной нации занимает в правовом отношении приоритетное положение в отношении других народов, проживающих в данной республике и составляющих количественное большинство. После распада СССР русские оказались на положении национального меньшинства в бывших союзных республиках, а ныне странах СНГ и Балтии. Это означает, что русские в этих государствах нередко относятся к людям «второго сорта», ущемляются в политических и гражданских правах, подвергаются унижениям и оскорблениям.

Следует отметить, что в мировой практике в целом нередко национальные меньшинства подвергаются тем или иным притеснениям по этническому, религиозному, языковому и иному признакам . Поэтому сам термин «национальное меньшинство» изначально имел оттенок национального неравноправия. Для защиты прав национальных меньшинств принят ряд международных документов.

МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ, в широком смысле - численно, культурно и политически недоминирующая этническая группа в государстве (например, нерусские народы в России или неханьские народы в Китае). Члены меньшинства этнического демонстрируют солидарное желание сохранить своеобразие и групповую целостность либо же, напротив, стремятся к интеграции в доминирующую культуру. Термин «Меньшинство этническое» схож с термином «национальное меньшинство», который более распространён в странах Восточной. Европы и бывшего СССР, где под ним понимается группа, относящая себя к этнической (культурной) нации, но проживающая за пределами основной территориального самоопределения последней (например, венгры вне Венгрии, украинцы вне Украины, русские вне России, татары вне Татарии).

Проблема меньшинств, в т.ч. меньшинства этнического, возникла вместе со становлением системы европейских государств, когда централизация власти и идеологическое оформление национального единства приводили к утверждению господствующих культурных систем и одновременно к порождению нетерпимости в отношении всех «чужаков». Особую остроту проблема меньшинства этнического приобрела в 20 в. в связи с ростом самосознания этнического у малых групп, интенсивной международной миграцией, процессами демократизации и правозащитным движением. Эта проблема требовала специальных решений и регулирования со стороны государств, а также межгосударственных договорённостей, т. к. этническая общность, представленная меньшинством в одном государстве, часто оказывалась большинством в соседнем. Так возник корпус прав меньшинств, который носил не только гуманитарный (защита прав человека), но и прагматический защитный (избегание международных конфликтов) характер.

Система международной защиты меньшинства этнического была создана после первой мировой войны в рамках Лиги наций, а затем развита в конвенциях, международных пактах и декларациях ООН, в т.ч. в принятой в 1992 «Декларации о правах личности, принадлежащей к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам». В 1992 при Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе был учреждён институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств с целью предотвращения конфликтов, связанных с положением меньшинства этнического. При этом чёткое определение меньшинства этнического отсутствует, оно прежде всего связано с культурной и социально-политической ситуацией, которая воспринимается представителями этнической группы как негативная и требующая изменения, а не только с ситуацией численного меньшинства. Т. о., Меньшинство этническое - это не только объективная ситуация, но и представление членов группы о своих неравных правах. Группы, претендующие на статус меньшинства этнического, могут занимать и доминирующее положение по отношению к остальному населению государства, а значит таковыми не являются. Некоторые меньшинства этнические составляют большинство в рамках территориальных автономий и пользуются в них привилегированным статусом, считая себя нациями (например, каталонцы в испанской области Каталония, франкоканадцы в канадской провинции Квебек, титульные национальности в республиках России). Проблема меньшинства этнического имеет особое значение для иммигрантских и для дисперсно расселённых этнических групп, не имеющих территориальной автономии, т. к. международные механизмы предусматривают главным образом защиту от дискриминации без предоставления территориальной автономии. Некоторые государства поэтому намеренно переводят в категорию меньшинства этнического значительную часть населения, не принадлежащего к доминирующей группе, чтобы избежать предоставления территориальной автономии или формулы равнообщинных сообществ, как это имеет место с русскими на Украине, в Латвии и Эстонии. Аналогичные группы в др. странах (франкоканадцы в Канаде, ирландцы и шотландцы в Великобритании, каталонцы в Испании) не считаются меньшинством этническим, а квалифицируются как народы-партнёры, составляющие одну гражданскую нацию (канадскую, британскую, испанскую).

Общественные движения меньшинств этнических активизировались на территории СССР, особенно после его распада, в связи с появлением этнических общностей, разделённых новыми границами. Ряд постсоветских государств принял законы о правах меньшинства этнического. Россия приняла международные обязательства по соблюдению прав меньшинства этнического, в т. ч. в рамках СНГ.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 889-890.

После захвата Россией украинских судов и моряков в Керченском проливе Венгрия впервые не стала блокировать встречу Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел. Союзнический долг перед НАТО и ЕС на время отодвинул в сторону нерешенные противоречия в отношениях двух стран. Но только на время. Потому что Будапешт собирается и дальше блокировать попытки «антивенгерского правительства» в Киеве интегрироваться в Североатлантический альянс.

Что пишут о Казахстане: обзор англоязычной прессы (31 декабря 2018 — 6 января 2019)
OZY.COM: «Китай воскрешает принудительный труд эры Мао для этнических меньшинств» — Когда Абель Амантай, этнический казах — гражданин Китая, вернулся в западный китайский регион Синьцзян в прошлом году, чтобы зарегистрировать свою казахстанскую гринкарту, он был задержан и отправлен в «центр перевоспитания» округа Цзинхэ в префектуре Бортала. В настоящее время Амантаю разрешено совершать короткие, дважды в месяц, контролируемые звонки своей жене в Казахстан.

Всероссийский ежегодный форум национальных меньшинств стартовал в Адыгее, сообщает «Национальный Акцент». Он проводится в восьмой раз: до этого его принимали Грозный, Чита, Элиста, Уфа и другие города РФ.

Всероссийский ежегодный форум национальных меньшинств стартовал в Адыгее. Он проводится в восьмой раз: до этого его принимали Грозный, Чита, Элиста, Уфа и другие города РФ, сообщает «Национальный Акцент».

«Главная цель этого большого межнационального проекта – создание единого культурного пространства, поддержка и развитие культур национальных меньшинств, - сообщила пресс-служба администрации города, - В программе форума: выставки, экскурсии, конференции, концерт профессиональных творческих коллективов Адыгеи, пленарные заседания, круглые столы».

Декларация ООН о правах меньшинств, принятая 25 лет назад, дает направление нужным политическим решениям, считает директор Эстонского центра информации по правам человека Алексей Семёнов.

Права национальных меньшинств не вошли во Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году. Надо отметить, что первоначально права национальных меньшинств, в том числе и языковые, были представлены в проекте декларации. Однако после долгих дебатов члены Генеральной Ассамблеи ООН приняли декларацию в том виде, в каком мир использует ее по сегодняшний день - без отдельно прописанных прав представителей национальных меньшинств.

Последний такой инцидент имел место в мае, когда нападению подвергся один из представителей болгар на Украине депутат Василий Кащи.

Группа депутатов парламента Болгарии выступила с осуждением участившихся нападений на представителей болгарского меньшинства на Украине.Соответствующее заявление распространила парламентская группа «Объединенные Патриоты», в которую входят партии «ВМРО-Болгарское национальное движение», «Национальный фронт спасения Болгарии» и «Атака».Обнародовавший документ депутат Юлиан Ангелов подверг резкой критике нападения на этнических болгар в Бессарабии (Одесской области). Несколько дней назад местный депутат Василий Кащи, один из представителей болгар на Украине, был атакован украинскими националистами.»Мы призываем Министерство иностранных дел и посольство Болгарии на Украине, а также просим все депутатские группы в болгарском парламенте четко и решительно осудить нападение на Василия Кащи. Болгарское государство обязано защищать представителей болгарской общины на Украине», — заявил Ангелов. Он напомнил официальным властям в Софии и Киеве, что на Украине проживает от 500 до 800 тысяч этнических болгар.»Я знаю только, что в последнее время украинские националисты осуществляют давление на болгарское нацменьшинство, — заявил, в свою очередь, один из ведущих представителей партии «Атака» и вице-председатель ее фракции в парламенте Станислав Станилов. — Думаю, что это — следствие распада украинского общества, которое на самом деле никогда не было единым. Украинцы хотят буквально выдворить болгар с Украины в рамках программы по созданию «чистой украинской нации». Кроме того, часть болгар являются русофилами, что уже считается сегодня огромным преступлением на Украине».По данным источников в Народном собрании Болгарии, депутаты из других фракций парламента также готовы присоединиться к резолюции по защите этнических болгар на Украине.

Вряд ли кому-то известна этническая группа енишей. Они возникли в Средние века, владели ремесленным мастерством и говорили на своем языке. Национал-социализм преследовал их как «цыган». Они по-прежнему остаются непризнанным меньшинством.

На данный момент разрабатываются и записываются выборные программы партий. В них указано, что именно данная партия хочет наладить: снизить налоги, повысить пенсии, укрепить полицию и так далее. В некоторых программах также что-то написано об отношениях к меньшинствам в стране. Чаще всего это можно найти под ключевым словом «культура». Признанные меньшинства в Германии - это датчане, фризы, синти и рома, а также сорбы. В коалиционном договоре ХДС/ХСС (CDU/CSU) и СДПГ (SPD) от осени 2013 года говорится: «Мы обязуемся продолжать поддерживать четыре национальных меньшинства в Германии - датчан, сорбов, фризов и немецких синти и рома, а также немецкое меньшинство в Дании, немецкие меньшинства в государствах центральной, восточной и юго-восточной Европы и бывших республиках Советского Союза».

В деле поощрения и защиты прав меньшинств требуется уделять особое внимание таким вопросам, как признание существования меньшинств; принятие мер, направленных на обеспечение гарантий их прав на недискриминацию и равенство; содействие поликультурному и межкультурному образованию; содействие их участию во всех сферах общественной жизни; учет их интересов в процессах развития и сокращения масштабов нищеты; существование диспропорций в социальных показателях, таких, как занятость, охрана здоровья и жилищные условия; положение женщин и особые интересы детей, принадлежащих к меньшинствам.

В статье 1 Декларации Организации Объединенных Наций о
правах меньшинств, принятой в 1992 году консенсусом, говорится о меньшинствах как о самобытных национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых группах, и предусмотрена обязанность государств охранять их существование. Согласованного на международном уровне определения того, какие группы являются меньшинствами, не существует. Нередко подчеркивается, что существование меньшинства является вопросом факта и что любое
определение должно включать в себя как объективные факторы (как, например, наличие этнической, языковой или религиозной общности), так и субъективные факторы (в том числе идентификацию индивидами себя как членов меньшинства).