Последние статьи
Домой / Ипотека / Крым озеро около села лаки. Деревня Лаки — Крымская Хатынь

Крым озеро около села лаки. Деревня Лаки — Крымская Хатынь

В любом городе Крыма под яркими зонтиками сидят дружелюбные люди и предлагают поехать на экскурсии: пещерные города, дворцы Южного берега, ботанический сад, парки и пляжи, конные прогулки… А мы сегодня отправились туда, куда ни один автобус с туристами не сворачивает.

Восемь километров от шоссе

Конечно, маршрут нетривиальный. Нужно доехать до Бахчисарая, на автостанции выбрать автобус — например, на , — который шел бы до села . Все здесь знают друг друга: троих приезжих, наивно купивших билетики в кассе, контролер вычисляет мгновенно. Остальные, дружески перебраниваясь, оплачивают проезд на месте. Потом нужно вовремя выскочить: остановки в этих маленьких автобусиках никто не объявляет.

А выскочив, можно идти по трассе, и уже с самого начала восхищенно задирать голову: крымские горы кругом. Пещеры, родники. Изредка встретишь табличку у ничем не примечательной пещерки: стоянка древнего человека, мезолит например, века такие-то. Может быть, здесь археологи что-то особенное находили, но сейчас — просто каменный навес.

Мы шли через , о котором расскажем позже. Если же долго идти по трассе вдоль реки Кача, то когда-нибудь вы встретите указатель на поворот и надпись: Лаки — 8 км. Эти километры нам предстояло прошагать по белой меловой дороге, вполне проезжей — для внедорожника…

Дорога к разрушенному храму

Однако эти восемь километров нам не пришлось пройти в одиночестве. Сначала вместе с нами пошел короткий и радостный летний дождь. Замерзли мы все же основательно, а по дороге потекли белые ручьи. А потом дождь кончился, а нас нагнал грузовик. Страшно подумать, какую пыль он поднял бы, если бы не дождь. Водитель остановился: не только он был первым, кого мы увидели на этой дороге за почти час пути, но и мы были первыми, кого встретил он. Так что он пригласил нас в машину: ему тоже нужно было в Лаки. Обе девушки поместились в кабину, а юноша запрыгнул в кузов. Мы жмурились, когда по стеклу хлестали ветви, а парень в кузове исполнял сложный танец, уклоняясь от их мокрых ударов.

И вот за очередным поворотом — храм. Его силуэт сразу напоминает о Византии. Впрочем, и купол, и колокольня сильно искалечены. На ветке-шлагбауме, перегораживающей подъезд, табличка: «Скит во имя апостола и евангелиста Луки. Въезд по благословению». Из жителей видно пока только двух маленьких черных свинок. Мы прощаемся с водителем и расчехляем фотоаппараты. Обходим храм.

Птицы небесные и травы земные

В храме растет трава и вьют гнезда птицы. В притворе лежит мертвый птенчик. На сложенном из кирпичей аналое в центре — икона Спасителя. В алтаре — кирпичный Престол и большой деревянный крест. Естественно, иконостаса нет. Подсвечники — доски с просверленными дырочками, уже изрядно обгоревшие. Рядом со свечами, заботливо укрытыми пленкой на столе, — ящик для пожертвований.

Кое-где сохранились фрески. На парусах — изображения символов евангелистов. Виден лик ангела, ярче всего выступает лев. «Настоящий Аслан», — восклицаем мы. Остальное — орнаменты.

Крымская Хатынь

Село Лаки — греческое. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей.

Но мирная жизнь в России ХХ века — дело недолговечное и относительное. Великая Отечественная война не обошла стороной ни Крым в целом, ни маленькое греческое село.

23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг. Деревня была труднодоступна, особенно во время паводков. Именно поэтому село долгое время не контролировалось фашистами.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами.

Юрий Михайлович Спаи тогда, в 1942-м, был тринадцатилетним мальчиком. «Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…».

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.

После освобождения Крыма многие из тех греков получили жилье в Бахчисарае. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Летом 1944 года греки были высланы Крыма.

Храм на пепелище

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом.

Мы молча обходим его кругом. Стоя напротив алтаря, вижу, что в окно снаружи вползает довольно крупная змея. Наш проводник уверенно называет ее: желтобрюхий полоз (неядовитая, но агрессивная змея), и подходит поближе. Полоз устремляется в щель, где сидит беспомощный птенец. На краю лишенной купола стены мечется птица, тоже знакомая нашему другу: горихвостка. Сегодня у нее и правда горе.

«Никогда не думал, что увижу такое. Змеи в храме. Аспид в апсиде», — вздыхает наш проводник. Мы сразу вспоминаем, что он учился на художника. Кто еще знает, что полукруглая алтарная часть храма называется апсидой… Змея уползает внутрь, а мы размышляем о том, что ставшая нам преступно привычной трава на стенах церквей со змеями в алтаре, пожалуй, ни в какое сравнение не идет.

Родная тишина

В долине, где находится село Лаки, очень тихо. Гудят пчелы и мухи, ветер едва шелестит листвой, мы ступаем по траве. Но все это не нарушает тишины.

У меня возникает мысль о том, что наш друг сегодня не просто провел нас по одной из не самых известных , но и поделился с нами частью себя, самым дорогим из того, что было у него в сердце.

23 марта 1942 года — последний день жизни деревни Лаки Бахчисарайского района. После этой даты — только пепелище, только руины церкви, только память о тех, кто жил в деревне…

Н. Агахова, «Крымская правда»

Фото







раньше в этой долине было небольшое греческое село Лаки, теперь же остатки разрушенной церкви и старое кладбище


Удивительная природа..здесь тихо...ты остаешься один на один с собой


Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века.


Над входом в храм начертана дата строительства церкви и слова Христа на новогреческом языке "Придите все труждающиеся и обремененные и я упокою". А на нижней арке надпись: "Храм святого евангелиста Луки".


Церковь Св. Луки – типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток.


Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Орнаментальная роспись пилонов утрачена. Главный западный вход в храм оформлен порталом.


Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом изображен евангелист Матвей, львом символизируется евангелист Марк, евангелисты Лука и Иоанн изображением орла и тельца.




А деревни в которой раньше стояла эта церковь уже нет..как и жителей
Их убили фашисты


Убили зверски...Их сожгли..Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.


Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

– Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывает Юрий Спаи. – Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: "Дядя Митя, а вы чего здесь?" А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: "Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел". Такое забыть нельзя...

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю "черную" работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд.

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге "Греки Крыма" приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь.

После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.


Я посетил эти места в апреле 2008 года. Как раз на пасху

И, в тот самый момент, когда я уже себя начала ругать за порыв, наконец-то увидела монастырь. Вот только вместо живописных развалин обнаружила отреставрированный храм. Но с первых минут стало ясно, что шла не зря. Настолько хорошо там оказалось. Вот есть некие места силы на планете, это видимо одно из них. Ощущался полнейший покой в душе. Но помимо покоя, в Лакской долине поражает тишина. Какая-то особенная тишина, кажется, что здесь молчит сама природа. Как будто природа помнит о трагедии, произошедшей на этом месте 60 лет назад.

Дорога к монастырю

Когда-то здесь была чудесная греческая деревня (по данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), в которой жили потомки гордых феодоритов. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Люди растили табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей и не интересовались тем, что происходило вне их деревни. У них был свой собственный мирок, чужаков не пускали, хотя встречали радушно. Пока не пришла война и трагедия, которую назвали Крымской Хатынью. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.

За поддержку партизан село было уничтожено фашистами. Огонь уничтожил все 87 дворов. Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но так и не смогли разрушить до основания церковь. Почему сожгли именно эту деревню? Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. За эту непокорность греки и были преданы огню.

Здесь было село Лаки

В 2005 году здесь был открыт мужской православный монастырь.

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки в исчезнувшем селе Лаки

Храм святого Луки

Храм святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Трапезная монастыря

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы – небольшой крестово-купольной церкви XIII вв., а недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, более вероятно, что этимология греческая. Название "Лаки", или "Лака", в переводе с греческого и означает "бассейн".

Исчезнувшая деревня Лаки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Церковь св. Луки не всегда была такой. Облик она меняла трижды. В построенной в 1904 году на месте старой деревянной церкви XVI века церкви вместо птиц были хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом был изображен евангелист Матвей, львом символизировался евангелист Марк, а евангелисты Лука и Иоанн – изображениями орла и тельца.
Лакский храм является единственным храмом во имя св. Луки в Крыму, что удивительно, ведь святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, не только греками, хотя ими больше уже потому, что тоже был греком.

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Храм Св.Луки восстановили совсем недавно на средства греческой общины, а также установили обелиск невинно убиенным. Говорят, что на гранитной плите обелиска специально оставили место, чтоб пополнять список жертв далекой трагедии по мере того, как их установят поисковики.

Обелиск жертвам трагедии

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Очень пожалела, что рюкзак бросила в кустах, так не хотелось уходить отсюда. Но нужно было, поэтому захватив бутылку с водой, которой меня снабдил на дорогу батюшка, я все же через час выдвинулась обратно.

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо и небольшой указатель. Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала , а также Кыз-Кермен, можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Село Лаки и монастырь находятся на седловине перевала. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.

(Новости Крыма) 23 марта исполняется 74-я годовщина уничтожения фашистскими карателями и их прислужниками – «хиви» из деревни Коуш греческой партизанской деревни Лаки в Бахчисарайском районе. Эта карательная акция осуществлена в 1942 году и всегда останется в памяти поколений и как жесточайший акт геноцида, и как несмываемое пятно позора, лежащее на палачах его осуществивших.

Первым населенным пунктом, с которого началась реализовываться одна из самых бесчеловечных форм геноцида в Крыму –сожжение населенных пунктов с мирным населением, был рабочий поселок Чаир в Бахчисарайском районе, уничтоженный 4 февраля 1942 года. Вторым стало село Лаки. На поселке Чаир и деревне Лаки карателями оттачивали практику последующего уничтожения десятков населенных пунктов Крыма с его жителями.

Захват и уничтожение

История гибели деревни Лаки описана достаточно подробно. Вспомним ее еще раз в этот памятный день: «Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны?» Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича СПАИ, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда… Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком… «23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос… в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай…» в село Биюк-Онлара (ныне поселок Октябрьское https://www.krimoved.crimea.ua/region5.html).

«Так будет со всяким, кто действует против немцев»

Благодаря рассекреченным архивам МВД СССР, удалось узнать и одну неизвестную ранее страницу истории уничтожения этого села. Из протокола допроса старшей переводчицы Севастопольского отделения «СД» ОБИДОВОЙ-ХАЛИЛОВОЙ от 14 октября 1947 года было установлено, что «летом 1943 года МАЙЕР (начальник немецкой службы безопасности в Севастополе, штурмшарфюрер СС. – Авт.) был вызван в Симферополь с командой добровольцев-татар. По возвращению (…) МАЙЕР рассказал мне, что по указанию оберштурмбанфюрера ЦАПП (…) командира полиции и службы безопасности Крыма (…) и при прямом его, МАЙЕРА, участии за содействие партизанам ими были расстреляны все жители деревни Лаки Бахчисарайского района и деревня сожжена до тла.

Добровольцы-татары Мамедов Айдер Сеид Али и Мамедов Белял рассказывали мне об этом более подробно. Они говорили, что кроме них в деревню Лаки были стянуты еще части «СС», солдаты которых вырывали у женщин из рук маленьких детей и бросали их в горящие избы.На глазах у стариков солдаты эсэсовских частей расстреливали их сыновей и дочерей (так, давая подобные показания татары-каратели спасали свою шкуру, обвиняя в преступлениях своих сообщников. – Авт .).После истребления всего населения и сожжения деревни, немцы прибили кругом щиты с надписью на немецком и русском языках: (…) «Так будет со всяким, кто действует против немцев». (Следственное дело № 234 по обвинению немецких военных преступников: 1.Еникке Эрвина … и других в количестве 12 человек в преступлении, предусмотренном ч. 1-й Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 апреля 1943 года. МВД СССР. Севастополь. Октябрь-ноябрь 1947года. До воссоединения Крыма с Россией — Архив Главного управления СБУ Украины в АР Крым.д. 2262. Т.1. л. 21).

Пусть память о прошлом вас не тревожит?

А как же сейчас обстоят дела с увековечиванием памяти трагедии партизанской деревни Лаки и партизанского поселка Чаир в Бахчисарайском районе?У районных чиновниках память об этих «хатынях» не в чести. О них не просто забыли, создается впечатление, что ВЛАСТИ ИХ СОЗНАТЕЛЬНО ЗАМАЛЧИВАЮТ! Так, Бахчисарайский райсовет и администрация района, организаторы проходившего 11 декабря 2015 года круглого стола в Бахчисарайской райадминистрации, в его названии — «72 годовщина трагедии сел Бахчисарайского района, сожженных нацистами в годы ВОВ…» хронологически исключили уничтожение населенных пунктов Чаир(4 февраля 1942 года) и Лаки (23 марта 1942 года), сдвинув начало гитлеровских карательных акций на год позже. Правильно – 73-я годовщина!!! А редакция районной газеты «Слава труду» в двух публикациях повторила эту ошибку, и исправлять ее на поступившее замечание от историков, так же как и Бахчисарайский районный совет,категорически отказалась (!)

В этом году памятные дни гибели этих населенных пунктов на уровне района не отмечались, никаких официальных мероприятий организовано не было.Никакой информациио существовании таких памятных дней партизанских поселка Чаир и села Лаки в идеологическом рупоре района –газете «Слава труду» и других средствах массовой информации района — не было опубликовано.

Получается, что для бахчисарайских чиновников нет в истории места уничтоженным гитлеровцами партизанскимхатыням? Этот вывод корреспондируется и с тем фактом, что к памятному дню сожжения поселка Чаир –4 февраля — в вестибюле Бахчисарайской районного совета и администрации района развернули выставку, посвященную уничтожению в годы Великой Отечественной войны… деревни Синапное (бывш.Улу-Сала), которое произошло22 декабря 1943 года.Кому выгодно такое вызывающее противопоставление двух трагедий с замалчиванием драматической истории поселка Чаир?

Неудобные вопросы чиновникам

Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 18 мая 2011 года №369-6/11территория бывшей греческой деревни Лаки в Бахчисарайском районе объявлена культурно-историческим памятником местного значения «Деревня Лаки» и даны конкретные поручения по его реализации Совету министров Крыма, Бахчисарайской районной государственной администрации со сроками их исполнения.

Прошло пять лет. Вопрос к первым должностным лицам Республики Крым и Бахчисарайского района: как реализуется это постановление? НИКАК!!!Ни один из пунктов указанного постановления не выполнен.

Включено ли создание культурно-исторического памятника «Деревня Лаки» в разрабатываемый проект схемы территориального развития Республики Крым? – По тем документам, которые выложены в интернете,НЕТ!!!

Включен ли культурно-исторический памятник «Деревня Лаки» в разрабатываемый проект схемы территориального развития Бахчисарайского района Республики Крым и в разрабатываемую Стратегию социально-экономического развития Бахчисарайского района на период до 2030 года? – НЕТ!!!

Включена ли реализация культурно-исторического памятника «Деревня Лаки» в разрабатываемую Стратегию социально-экономического развития Бахчисарайского района на период до 2030 года? – НЕТ!!!

И еще один факт. В Бахчисарайском районе впервые в Российской Федерации (на уровне районов) разработан в первой редакции Военно-исторический календарь Бахчисарайского района, который до последнего времени публиковался частями в газете «Слава труду». А сейчас по необъяснимым причинам эта публикация прекратилась…

Вот так в Бахчисарайском районе реализовывается Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493.

Для всех честных людей и патриотов России

Трагическая гибель партизанской деревни Лаки 23 марта 1942 года — не только символ вечной скорби и печали о понесенных жертвах, но и символдоблести, мужества, героизма, несломленной духовной силы, гордости за наших героических предков, выстраданную народную победу над фашизмом. И никакие бюрократические противодействия чиновников не сотрут память о нашей великой истории.

Заслуженный архитектор Республики Крым, Почетный гражданин города Бахчисарая В. Н. БОРИСОВ

Новости партнеров

© Все права защищены. Читайте "Крымские Новости" в

Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит. Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже 60 лет.

История основания деревни Лаки

Издавна здесь жили потомки славных листригонов. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова.

Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками.

Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза «Нео зои» Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Период нацистской оккупации

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит в до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

Кажется, что все они — те, кто сгорел в адском огне, кто не был предан по обычаю предков родной земле, собрались в этих стенах. Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Поверх фресок уродливые надписи современных вандалов. Без них, к нашему сожалению и позору не мыслим не один крымский памятник старины.

Со дня Лакской трагедии минуло уже 60 лет, но рана все еще кровоточит. Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, лишь полуразрушенная церковь да скромный памятник напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, веселились, влюблялись, пока в их дома не пришла беда…

23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал Сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.


Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд. После освобождения Крыма Юра с матерью получили жилье в . Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Лет 1944 года греки были высланы из Крыма.

Греческий народ чтит память погибших 60 лет назад. Ежегодно, 23 марта съезжаются греки со всех уголков когда-то необъятной страны, отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы.

«А что чувствовали вы?» — задаю я Юрию Михайловичу не совсем тактичный вопрос. Отвечает он просто: «Я плакал». И сегодня обидно пожилому человеку, что «перекопали все, не оставив даже фундаментов — свидетелей трагедии. Сделали это, наверное, для того, чтобы никто лишний, раз не спрашивал, куда же делись люди». Денег на установку достойного памятника православным грекам не хватает. «Мусульманский» Рескомнац, — говорит Юрий Михайлович, — находит средства только на нужды крымских татар. А всем нам, незаконно выселенным в далеком сорок четвертом нужно собраться. И крымские татары должны признать свою вину и покаяться перед греческим народом». А вместо этого… в скромном памятнике, установленном на добровольные пожертвования, зияют три пулевых отверстия. Жители окрестных сел, понижая голос до шепота, говорят: «Татары прострелили!»