Последние статьи
Домой / Дом / Бригантина «Старина». Отделка, оборудование и парусное вооружение яхты

Бригантина «Старина». Отделка, оборудование и парусное вооружение яхты

В Севастополе, на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: "Казарскому. Потомству в пример".

Уже многие годы сюда ежедневно приходят сотни людей - севастопольцы и гости города русской морской славы. Это памятник командиру русского брига "Меркурий" Александру Ивановичу Казарскому. Что же совершили Казарский и команда корабля, заслужив право стать примером потомству?

14 мая 1829 года 20-пушечный бриг "Меркурий" принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг - и два линейных корабля! Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. "Меркурий" ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом "Меркурий".

Турок писал:

"Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и - дело неслыханное и неимоверное - мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.

Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига - "МЕРКУРИЙ".

Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках "Меркурия":

"Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть.ищут в других нациях со свечой..."

Вскоре после боя офицеры "Меркурия" были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг - самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть "Память "Меркурия".

Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги - наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина - 30 м, ширина - 9 м и глубина трюма - не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6-24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.

В ооновном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 46 изображен бриг "Меркурий".

Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 47. Его обозначают термином бригантина.

Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от "бриг". Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том "Истории корабля", изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:

"Бригантины" в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами".

Более четкую формулировку термина "бригантина" дает советский адмирал К. Самойлов в своем "Морском словаре" (1939 г.):

"Бригантина" (brigandtine):

1. Бриг малого.или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.

2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand - разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова "brigand" - разбойник, вторая, более поздняя, - от слова "бриг" (brig).

Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: "истинные бригантины" и "шхуно-бриги" (рис. 48).

К разряду "истинных бригантин" они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус - грот - заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.

На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит.парусник, изображенный на рисунке 49. Но он относится к разряду шхун. Его паруса - косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Авианосец – крупнейший современный военный надводный корабль, на борту которого может размещаться несколько единиц авиационной техники. Палубная авиация (самолёты и вертолёты) является основным видом боевого воздействия авианосца, помимо этого он имеет зенитные ракетные установки и артиллерию калибром 76-127 мм.

Первые авианосцы появились ещё во время мировой войны 1914-1918 года. Тогда на их борту размещалось обычно не более 2-3 единиц техники. Во Второй мировой войне принимали участие уже настоящие плавучие аэродромы, на борту которых размещались десятки самолётов. В основном авианосцы использовались военными флотами США и Японии.

Современные авианосцы подразделяют на ударные и противолодочные; обычные и атомные. Целью ударных авианосцев является поражение наземных объектов и сухопутных войск, уничтожение кораблей и судов в море и на базах, авиации на аэродромах и в воздухе, обеспечение высадки морских десантов и защиты океанских коммуникаций. Противолодочные авианосцы предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок.

Балкер (от английского «bulkcarrier» – перевозчик массы) – суда, обладающие большой грузоподъемностью. В отличие от танкеров, балкеры являются сухогрузными судами, а груз в них перевозится не в емкостях насыпью или навалом. В зависимости от вида перевозимого груза балкеры делят на углевозы, рудовозы, лесовозы и т.д.

Современные балкеры имеют большую грузоподъемность, часто превышающую 100-150 тыс. т. Палуба балкеров практически полностью открыта, что позволяет быстро загружать суда мощными кранами или конвейерными перегружателями без горизонтального перемещения груза на самом судне. Перевозимые балкерами грузы обычно не требуют высоких скоростей движения, поэтому балкеры обладают сравнительно медленным ходом, что позволяет снизить мощность двигателей таких судов и экономить топливо.

Брандер - судно, назначенное для сожжения неприятельского флота. Обыкновенно с этою целью употребляли старые транспорты или бриги, до 200 тонн водоизмещения. Брандер должен был быть так снаряжен, чтобы мог вдруг загореться внутри и снаружи. Для этого палубы покрывали брезентами и посыпали их мелкими кусками брандкугельного состава и порохом; на кубрике, в деке и у самых стен корабля ставили кадки с тем же составом.

Весь Брандер наполнялся зажигательными и разрывными бочками, ящиками, снаряженными гранатами, факелами, смолеными фашинами, стружками, кроме того, все поливалось скипидаром. Для зажигания Брандера употреблялись сосисы (длинные мешки с составом селитры и серы), которые укладывались в деке так, чтобы концы их приходились в кормовой части судна у самых отверстий, которые для этого прорубались. В конце сосисов вставлялась трубка, набитая медленно горящим составом, который давал возможность команде брандера, воспламенив ее, отвалить на шлюпке, привязанной за кормой.

Порты и люки закрывались, а чтоб они вовремя были открыты - против каждого ставили брандерную мортиру, т. е. кусок дерева с каналом и камерою, которую наполняли порохом, а в канал плотно вбивали шест, который при выстреле открывал порт или люк; запал мортиры соединялся стопином с другими зажигательными снарядами. На бушприте, концах рей и других удобных местах подвешивались дреки и железные крючья, которыми брандер мог бы сцепиться с неприятельским кораблем.

Когда брандер был заряжен, на нем ставили паруса и, подведя на приличное расстояние, закрепляли руль в должном положении, зажигали трубку и пускали его, большею частью по ветру, на неприятельский флот. Обыкновенно брандеры пускались ночью или во время тумана, чтобы неприятель, заметив брандер, не поспел бы его отвести или потопить. Вообще надо сказать, что брандеры пускались на суда, стоящие на якоре, иначе неприятельский корабль мог увернуться.

В истории морских сражений встречается очень мало случаев, когда брандеры принесли вред неприятелю. Один из них относится к 2 июня 1770 г., когда во время Чесменского боя, брандер, под командой лейтенанта Ильина, сцепился с турецким кораблем и тогда был зажжен, а затем пожар сделался общим. Турки потеряли 16 кораблей, 6 фрегатов и до 50 мелких судов.

В боевых и походных строях брандеры держались на ветре, в расстоянии не далее полумили, отчего они были в большей безопасности и скорее могли выполнять получаемые приказания; но при отступлении держались под ветром в расстоянии более полумили, вообще со стороны, противоположной положению неприятеля. Кроме того, брандеры подветренного флота держались несколько впереди тех судов, для которых они были назначены, чтобы тем легче могли к ним подойти, когда потребуется.

Баржей называется плоскодонное судно, используемое для перевозки грузов по воде. Изначально баржи рассматривались как несамоходные суда, приводимые в движение буксиром, но некоторые современные баржи оснащаются собственным двигателем. Иногда несколько барж объединяют в так называемые караваны, объём груза, перевозимого таким караваном, составляет до 40 тысяч кубометров.

В зависимости от конструкции и назначения баржи подразделяются на рейдовые, системные и речные. Рейдовая баржа используется для коротких морских рейсов: например, для доставки нефтепродуктов на береговые нефтебазы с морских танкеров, которые из-за большой осадки не могут подходить близко к берегу или входить в устья мелководных рек. Рейдовые баржи имеют повышенные борта и усиленные корпуса, рассчитанные на возможность плавания в открытом море, а водоизмещение их составляет 5-16 тысяч тонн.

Речные баржи имеют мене прочные корпуса и меньшую осадку, чем рейдовые. Они предназначены исключительно для перевозки грузов (например, древесины) по судоходным рекам. Их водоизмещение обычно не превышает 3,5 тысячи тонн. Системные баржи используются для прохода через шлюзы плотин и каналов.

Несмотря на сходные названия, три этих типа судна значительно различаются по конструкции или имеют разное назначение.

Барк (от голландского bark) - трёх-пятимачтовое морское судно, предназначенное для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме бизань-мачты, с косым парусным вооружением.

Барка – общее название несамоходных сплавных, плоскодонных судов для перевозки грузов, применявшихся до XIX века. Барка – предшественница современной баржи. Длина барок обычно не превышала 20 метров. В России помимо общепринятого названия барки именовали также бархатами, белянами, гусянками, стругами, коломенками, байдаками и т.п. много еще названий судов, средних между барками, или сплавными, и ходовыми, но все эти суда вытесняются ныне пароходными баржами, подчалками. Некоторые барки имели руль, а другие даже паруса.

Баркасом называли небольшое самоходное рыболовецкое или грузовое судно, а также весельную лодку, применявшуюся для военных целей. В зависимости от назначения и типа баркас мог быть оборудован мачтой или двигателем

Бомбардирский корабль - мелкосидящее судно для бросания бомб из мортир при бомбардировании крепостей с моря. Первый бомбардирский корабль был построен во Франции при Людовике XIV и был двухмачтовым; мортиры помещались впереди фок-мачты, что давало возможность действовать по длине судна. Такие суда называли бомбардирскими галиотами. Но вследствие невыгодного расположения оснастки они не имели хороших морских качеств, почему англичане начали строить трехмачтовые бомбардирские корабли, и мортиры располагались между фок — и грот-мачтами, при чем действие становилось по ширине бомбардирского корабля. В российском флоте употреблялись бомбардирские корабли английского образца.

Бомбардирский корабль - военное судно, служившее для действий против крепостных и береговых укреплений. Бомбардирские корабли имели 2 или 3 мачты, среднее водоизмещение и осадку не более 3 м. Особое внимание обращалось на крепость судна, чтобы стрельба из тяжёлых и дальнобойных мортир не расшатывала корабельных креплений.

Для увеличения устойчивости и хода бомбардирские суда стали удлинять и приближать по обводам к типу линейного корабля. Позднее на них, кроме мортир, стали ставить пушки и единороги, что дало возможность им принимать участие и в морских боях. В русском флоте первые бомбардирские корабли появились в 1699 г. для действия против крепости Азов.

За время 1-й турецкой войны Петром Великим было выстроено на Воронежской и Донецких верфях таких кораблей (называвшихся также ших-бомбардами) семь. Это были широкие суда, осадкой около 3 м, вооруженные 2 мортирами и 12 пушками по образцу французских и венецианских бомбардирских кораблей. В Балтийское море первые бомбардирские суда начали строить в 1705 г., когда Петру понадобилось действовать против шведских приморских крепостей. Однако суда эти, как слишком громоздкие, вскоре были признаны неудобными для действий в шхерах и заменены прамами и др. За время царствования Петра I бомбардирских кораблей было выстроено на Балтийском море всего 6. Тип этот в русском флоте существовал до 1828 г.

Бриг - 2-мачтовое парусное судно с полным вооружением на обеих мачтах. Вес брига составлял 200-400 тонн, открытой батарея включала 10-24 орудия. Экипаж корабля составлял 60-120 человек. Размеры: длина около 30 м, ширина и 10-16 м.

Бриг представлял собой судно конструкцией подобное корвету, но шире его и имеющее две мачты. Бриги в военном флоте служили для посылок, конвоирования купеческих судов и других надобностей, для которых корветы были велики. Бриги, как и корветы, имели одну открытую батарею.

Команды на бриге было средним числом по 6 человек на пушку. Бриг мог в тихую погоду ходить под веслами, и тогда его скорость достигала до 3 миль в час. Передняя мачта называлась фок-, а задняя - грот-мачтой. На Бриге были два грота: один гафельный и с гиком, а другой - привязанный к грота рею.

Бригантина- бриг малого размера. Это название присвоено одному виду легких судов Средиземного моря, на которых две или три мачты однодеревки с латинским вооружением. Паруса с реями можно спустить и положить вдоль судна и, выкинув 20 или 30 весел, идти под веслами. Суда эти употреблялись преимущественно пиратами.

В XVI-XIX веках бригантины, как правило, использовались пиратами. Позднее они преобразовались в двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны - грота-триселем и топселем. В XVIII веке были введены в военных флотах как посыльные и разведывательные корабли.

Для защиты военных кораблей от неприятельских выстрелов предложено множество проектов. Самым удачным оказалось покрытие борта железными плитами (броней). Первые корабли, покрытые броней, были французские деревянные батареи Lave , Tonnante и Devastation , построенные инженером Guieysse`ом для участия в крымской кампании (1855).

Успех их вызвал постройку броненосных кораблей и в других европейских государствах. Первоначальные броненосцы были переделаны из деревянных кораблей, к которым приделывали пояс брони, срезав предварительно верхние палубы, чтобы оставить лишь одну закрытую батарею. По тому же образцу строились и новые железные броненосцы. В зависимости от успехов артиллерии возрастала и толщина брони, которой уже нельзя было покрывать сплошь весь борт, почему ограничились лишь средней частью, или же ставили лишь узкий пояс брони по всей грузовой ватерлинии.

Посредине корабля устраивали каземат - броневое прикрытие, в котором и помещалась главная артиллерия. Все броненосцы снабжались паровым (винтовым) двигателем; рангоут постепенно уменьшался и видоизменялся, и стал служить для помещения мелкой скорострельной артиллерии, боевого электрического фонаря, для сигналов и проч.

Для защиты от навесных выстрелов и для воспрепятствования осколкам снарядов проникнуть в трюм броненосца стали применять броневые палубы, покрывающие пояс бортовой брони, в местах же, небронированных по борту, палуба эта располагалась ниже уровня воды. С 1877 г. броневые палубы стали делать выпуклыми, защищающими борт и по высоте.

До середины 80-х годов XIX, в построенных кораблях с башнями, последние располагались самым разнообразным образом. Внимание обращали главным образом лишь на увеличение угла обстрела башенных орудий. На одних броненосцах башни ставились посередине, вдоль диаметральной плоскости, так что можно стрелять лишь в поперечном направлении; на других не было препятствия для продольных выстрелов; башни ставились в шахматном порядке; поперек судна, одни вдоль корабля, другие поперек; по одной с каждой оконечности и с каждого борта и т. д.

Буксир (от голландского boegseren — тянуть) – судно, предназначенное для буксировки и кантовки других (обычно несамоходных) судов и плавучих сооружений. По своему назначению буксиры делят на: буксировщики, для приведения в движение при помощи буксировочного троса несамоходных судов, кантовщики, оказывающие помощь крупным судам при их швартовке к причалам; толкачи, предназначенные для буксировки судов путём толкания, спасатели — для оказания помощи аварийным судам.

Назначение буксиров определяет величину тяги и мощность главных двигателей: мелкие портовые буксирные катера имеют мощность до 200 л. с., а морские буксиры-спасатели — 8-9 тыс. л. с. и более. Буксировочное устройство подобных судов состоит из буксирного гака, который закрепляется на шарнире и перемещается по буксирной дуге, буксирных арок и намётки. Иногда вместо гака используется буксирная лебёдка.

Основной характеристикой буксира является не скорость, а тяга – сила, с которой он может воздействовать на передвигаемое судно. Обычно буксиры обладают сравнительно небольшими размерами, но очень мощным двигателем.

Галера - большое гребное судно с одним рядом весел, бывшее в употреблении для военных целей в древности и в средние века. Для богатых людей и государей галеры служили и яхтами; венецианские дожи ежегодно совершали обряд обручения с морем на богато отделанной галере Буцентавр. Кроме весел, галеры имели и паруса (латинские - треугольные), но пользовались ими лишь при попутных ветрах, а в сражениях галеры всегда вступали под весла.

Длина обыкновенных галер в средние века была немного более 50 метров, а их ширина - 6 метров; это отношение было выбрано для сообщения судам быстроходности. При тихой погоде галер могли достигать скорости до 8 узлов (14 верст), которая была очень велика для того времени. На больших галерах на одном весле сидело 5 и 6 человек. Экипаж галер состоял из матросов для управления судном, солдат и гребцов и доходил до 450 человек. На галер ставилось до 5 орудий. Kpоме галер с одним рядом весел в древности употреблялись гребные суда с веслами в два, три, четыре и пять рядов, или ярусов (биремы, триремы, кватриремы и квинквиремы).

В средние века и позже, пока галеры были в употреблении (до XVIII века), команда гребцов на галере состояла из волонтеров (les ben?voglies), пленных или купленных мавров, турок и негров (на турецких галерах в XV - XVII веке было много южнорусов, уведенных татарами; горькая доля их отразилась в песнях), а главным образом из осужденных преступников.

В России галеры появились при Петр I. В 1695 г. доставлена была в Москву 32-х-весельная галера, заказанная в Голландии и послужившая образцом для постройки судов этого типа в Москве и Воронеже (галеры назывались в России первоначально галеями и каторгами). В 1699 г. галеры, вместе со всем флотом, впервые вышли в море. 269 молодых стрельцов, участвовавших в бунте 1698 г., первые начали отбывать это тяжелое наказание; участь их разделяли 131 человек пленных турок и татар. Вскоре и на другие работы, к которым применялся труд преступников, было распространено название каторжных работ, а работа преступников на галеры прекратилась сама собою, с заменой гребных судов парусными.

Галиот (гальот) - голландское двухмачтовое судно XVI-XIX века с весьма полным образованием и неглубоко сидящее в воде, что дает ему преимущество ходить по неглубоким каналам и водам Голландии. Хорошими морскими качествами галиот не отличается.

Этот тип постройки судов был занесен в Россию голландцами в начале XVIII столетия. В конце XIX века галиоты строились длиной 10- 20 метров и шириной 3 - 5 метров. Грузоподъемность галиота составляла от 8000 до 37000 пудов. Большинство последних российских галиотов построено в Финляндии.

Галиот имел сферическую корму, обладал водоизмещением 200-300 тонн. Парусное вооружение: грот-мачта с прямыми парусами и короткая бизань-мачта с косыми. Галиоты имели значительный дрейф, для уменьшения которого употреблялись шверцы, то есть спускающиеся вдоль бортов крылья. Галиоты, схожие с голландскими, строились в XV и ХVІ вв. и испанцами, причем ввиду прочности они посылались в океанические плавания. В морской исторической литературе галиоты нередко смешиваются с галионами - судами испанского происхождения.

Десантный корабль – боевой корабль, предназначенные для транспортировки и высадки десанта на побережье противника при проведении военных операций. В зависимости от конструкции, десантные корабли могут обеспечить высадку десанта и выгрузку военной техники непосредственно на берег или с перегрузкой на десантно-высадочные средства.

На десантных кораблях имеются специально оборудованные помещения для десанта и военной техники. Некоторые десантные корабли имеют также палубные взлетно-посадочные площадки для вертолетов, док-камеры для приема небольших десантных катеров.

В качестве средств самообороны и огневой поддержки десанта, десантные корабли обеспечиваются ракетным, артиллерийским и реактивным вооружением. Размеры и водоизмещение десантных кораблей зависят от конструкции судна и выполняемых им задач.

КАРАВЕЛЛА

Каравелла - название особых морских судов XV и XVI веков, наиболее известных по путешествиям португальцев для открытия новых земель. Христофор Колумб с 3 такими судами предпринял первое свое путешествие. Это - легкие, круглые суда, легко маневрирующие при помощи парусов.

Как предполагают, каравеллы Колумба имели около 20 м в длину. От 1583 г. сохранились рисунки дьеппского моряка Жака Дево (Devault), дающие некоторое понятие о внешнем виде каравелл. Они имели угловатую корму, башенки на носу и на корме, высокий борт, бушприт и 4 прямых мачты: фок, грот и две бизани. Три задних мачты были с латинскими парусами; на передней были 2 реи. Упоминаемые в XIII и XIV вв. каравеллы, вероятно, были меньше судов Васко да Гамы и Колумба.

Корветы - суда с одной открытой батареей, о 20-30 орудиях. Парусность фрегатская; иногда на бизань-мачте отсутствовали прямые паруса (легкое корветское вооружение). Последний вид корвета, при более слабой артиллерии, носил название шлюпа.

В XVII столетии корвет имел одну мачту и бушприт и мог ходить под парусами и под веслами. Уже тогда Корвет сопровождали эскадры и служили разведчиками или посыльными судами. В начале XVIII столетия корветы преобразовались: на них стали ставить 2 мачты с прямыми нижними парусами и марселями, a на бушприте блинд.

В середине XVIII столетия размеры корвета еще увеличились, и он стал похожим на фрегат, с тою лишь разницей, что все у него было меньшого размера. Вооружение корвета с открытою батареей доходило до 20-32 opудий. Kорвет же с закрытой батареей имели 14-24 орудий. С введением в военных флотах паровых двигателей стали строить деревянные колесные корветы.

Парусные корвет в 1845-55 годы стали перестраивать в паровые винтовые. Но колёса их, не рассчитанные на вредное действие машины, оказались слишком слабыми, поэтому, a также вследствие перехода к паровым двигателям большой мощности. В таком виде корветы дожили до начала последнего 10-летия XIX столетия, при чем водоизмещение их дошло до 2-3 тонн, a скорость до 13-14 узлов.

Крейсер - общее название судов, большей частью быстроходных, способных долгое время пробыть на море, вооруженных легкой артиллерией (большей частью скорострельной) и сравнительно слабозащищенных. Под таким названием существуют суда самых разнообразных видов и размеров (водоизмещение от 300 тонн до 14000 тонн).

Назначение крейсера - охранять отечественную морскую торговлю, вредить неприятельской торговле, служить сторожевыми, рассыльными судами, разведчиками и т. д. О специальных крейсерах минных. В прежнее время назначение крейсера выполнялось отчасти фрегатами, затем корветами, бригами, шхунами. К концу XIX в России были крейсера двух разрядов (рангов) – броненосные и бронепалубные. Крейсеров I ранга в балтийском флоте было 12, в черноморском - 1.

Главное оружие современного крейсера — нарезная артиллерия и ракетные комплексы. Также корабли могут быть вооружены зенитной артиллерией, торпедами и минами. На вооружении большинства современных кораблей имеются 1-2 лёгких самолёта. Взлёт самолётов осуществляется при помощи специальных устройств — катапульт, или 1-2 вертолёта, которые используются для разведки и корректирования огня.

Размеры современного крейсера: длина до 200-220 м, ширина 20 — 23 м, осадка до 8 м. Водоизмещение лёгких крейсеров 7-9 тыс. т, тяжёлых до 20-30 тыс. т. Экипаж от 600 до 1300 человек, скорость хода 55-65 км/ч.

Ладья - морское и речное судно, употреблявшееся в начале эры варягами и древними славянами для военных походов, позднее перешло в разряд торговых грузовых судов. Считается, что проект конструкции ладьи принадлежит викингам, которые были знатными мореплавателями.

То, что на этих довольно скромных по своей конструкции кораблях варяги достигали берегов Европы, известно давно, а по последним данным некоторые ладьи добирались даже до берегов Гренландии и Северной Америки. Ладьи были универсальными судами: на них ходили и по океану, и по морю, по реке.

Поначалу ладьи изготавливали из выдолбленных крупных стволов дуба или липы, а борта наращивали при помощи досок. Такие ладьи назывались «набойными». В последствии уже всё судно строилось из отдельных досок. Длина ладьи достигала 20 метров, ширина – 5 метров. Обычно ладья имела лишь одну мачту с прямым парусом. В зависимости от конструкции и величины имелось несколько пар весёл. В те времена, когда ладья использовалась как военное судно, для защиты гребцов по бортам закреплялись щиты.

Обычная ладья могла принять на борт до 60 человек. Ладью часто использовали и на Руси. На ладьях варяги-дружинники совершали военные походы. Сравнительно небольшие размеры и масса ладьи позволяли экипажу волоком перетаскивать её через небольшие перешейки.

Лайнерами (от английского line – линия) называется категория транспортных судов, в которую включается большинство лучших кораблей, действующих на определенных линиях. Рейсы между портами по маршрутам совершаются обычно через регулярные интервалы времени.

Лайнеры являются самым емким современным транспортным средством. Они способны принять на борт несколько тысяч пассажиров. Обычно маршруты океанских лайнеров стремятся пролагать по дугам большого круга земного шара, которые проходят через точки отправления и прибытия. На данный момент в мире существует более 200 океанических лайнеров.

Лайнеры поражают своими размерами. В этих «плавучих городах» помимо кают для пассажиров находится место бассейнам, ресторанам, магазинам, спортивным комплексам и т.п. Самый большой современный лайнер («Свобода морей») может принять на борт 4375 пассажиров и имеет водоизмещение 160 тысяч тонн. Длина лайнера 339 м, ширина 56 м, скорость 21,6 узлов (около 40 км/ч).

Ледоколом называется судно, благодаря своей конструкции способное свободно продвигаться во льдах.

Первый ледоколом России стал «Саратов», построенный в 1896 году английской фирмой Армстронг для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Этой же фирмой были построены ещё несколько ледоколов для России: «Байкал» (1900) и «Ангара» (1903), «Ермак» (1898), «Святогор» (1917).

С 1921 по 1941 год в Ленинграде было построено 8 ледоколов, в период 1956-1958 завод строит 10 речных ледоколов. В 1959 году в СССР был построен первый атомный ледокол «Ленин», в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола - «Арктика».

Корпус ледокола обычно делается «бочкообразным», а в районе ватерлинии корпус имеет повышенную прочность. Нос судна позволяет ему ломать расположенный впереди лёд своим весом. С другой стороны, такая конструкция не слишком хорошо подходит для плавания в свободной воде: на волне ледокол существенно покачивает. Современные ледоколы строятся обычно с тремя гребными винтами.

Ледоколы применяются для доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций на научные станции, а также для прокладки судоходного пути судам, следующим за ледоколом.

Линейный корабль (линкор) - военное судно XVII-XIX веков, предназначенное для боя в линии, т. е. в строю. Так как судьба войны на море решалась обыкновенно эскадренными сражениями, то линкор был главным типом военного корабля.

Тип линкора определяется состоянием техники кораблестроения, типом того оружия, которое наиболее применимо и действительно в эскадренном бою, и тем строем, который является удобнейшим для применения этого оружия. Во все времена существования военного флота было одно общее стремление - увеличить размеры (водоизмещение) линейных кораблей. Это стремление вполне естественно, так как прогресс всякого типа корабля неизменно связан с увеличением его водоизмещения, и всякое качество достигается тем экономичнее, чем корабль больше.

Однако это стремление постоянно ограничивалось, с одной стороны, несовершенством техники кораблестроения, не дававшей возможности снабдить корабль больше известных размеров достаточными укреплениями, с другой - несовершенством движителя, из-за чего большой корабль являлся неудобоуправляемым, неповоротливым и тяжелым на ходу, и с третьей - особыми условиями морской войны, которые вызывались условиями кораблевождения.

В начале прошлого века появились паровые линкоры, которые называли также дредноутами. Водоизмещение линкоров, употреблявшихся в боевых действиях во время Второй мировой войны составляло 20-64 тонн, а скорость хода 20-35 узлов. Численность экипажа линкора составляла 1500-2800 человек. После окончания Второй мировой практически все уцелевшие линкоры были сданы на слом.

Люгер - небольшое палубное парусное судно длиной 20-23 м, с косыми рейковыми парусами на трех мачтах, с топселями на фок — и грот-мачте и кливером на вдвижном бушприте. Во время парусного флота люгеры имелись в числе военных судов, вооруженные 6-10 орудиями малого калибра, причем употреблялись для рассылок в портах.

Люгерная оснастка принята для шлюпок военного флота как наиболее простая и легко разбирающаяся в случае надобности. Для большей поворотливости передней мачты люгеры имели легко брасопящиеся реи, a бизань-мачта с косым парусом ставилась на самой корме, около гакоборта.

Первое упоминание о подводной лодке встречается в российских источниках в 1718 г. Надо признать, что «потаенное судно» Ефима Никонова сильно отличалась даже от первых субмарин. Первая серийная лодка была создана по проекту инженера Стефана Карловича Джевецкого в конце XIX века. Эти подводные суда обладали малой скоростью, неустойчивостью движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении, что не позволило им стать этим подводным лодкам боевым оружием.

Первые российские подводные лодки принимали участие уже в русско-японской войны 1904-1905 годов. В 1906 г. подводные были внесены изменения в официальную классификацию кораблей Императорского Российского флота. Дата 19 марта 1906 года считается датой рождения подводного флота России. В первой мировой войне 1914-1918 годов участвовало уже несколько десятков российских подводных лодок, 7 из них затонуло.

Первые подводные лодки имели дизельные двигатели. Современные подводные лодки имеют атомные двигатели. В настоящее время существует два основных типа подводных лодок. Многоцелевые подводные лодки предназначены для поиска и уничтожения кораблей и подводных лодок противника. Ракетные подводные лодки держатся в отдалении от основного театра военных действий. Их задача – нанесение ракетного (в том числе ядерного) удара по обозначенным стратегическим целям (военным базам, населённым пунктам).

Сейнер (от английского seine – кошельковый невод) – современное моторное рыбопромышленное, обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме сейнера оборудуется место для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он вымётывается при облове. Один конец невода закрепляется на вспомогательной моторной лодке.

Для повышения манёвренности на крупных сейнерах предусмотрены активные рули, поворотные выдвижные колонки, бортовые винты. Также некоторые сейнеры могут оборудоваться установками для охлаждения и обработки рыбы. На современных сейнерах обычно устанавливают специальное поисковое оборудование для обнаружения больших скоплений рыбы.

Сейнеры распространены в странах, ведущих активный лов рыбы в море и океане: России, Японии, США и др. Длина крупных сейнеров может достигать 70 метров, а скорость 17 узлов.

Танкер (от английского tank — цистерна, бак) – судно, предназначенное для транспортировки жидких грузов, которые заливаются в специальные резервуары большого объёма. Основными материалами, перевозимыми при помощи танкеров, являются: нефть и продукты её переработки, сжиженные газы, пищевые продукты и вода, химические продукты.

Изначально жидкие вещества перевозили на грузовых судах исключительно в бочках. Лишь в конце XIX века распространился способ перевозки, подобный современному танкерному. Впервые перевозка наливом была проведена в России в 1873 на Каспийском море братьями Артемьевыми на деревянной парусной шхуне Александр. Ощутив преимущества нового способа перевозки, на подобный способ перевозки начали переходить повсеместно. Довольно быстро грузоподъемность танкеров перевалила за 1000 тонн.

Современный танкер представляет собой однопалубное самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями в корме. Чтобы уменьшить вероятность разлива содержимого танкеры, как правило, делают с двойным дном. Грузовые помещения разделяются несколькими поперечными и продольными переборками.

Залив груза ведётся береговыми средствами через специальные палубные горловины, разгрузку — судовыми насосами. Некоторые виды груза нуждаются в поддержании определённой температуры, поэтому в танках расположены специальные змеевики, по которым пропускается охладитель или нагреватель.

Современные танкеры делят на несколько категорий, в зависимости от дедвейта (разности водоизмещения с полным грузом и без груза):

GP — малотоннажные танкеры (6000-16499 т)

GP — танкеры общего назначения (16500-24999 т)

MR — среднетоннажные танкеры (25000-44999 dwt)

LR1 — крупнотоннажные танкеры 1 класса (45000-79999 т)

LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80000-159999 т)

VLCC — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160000-320000 т)

ULCC — супертанкеры (более 320000 т).

Тендер - одномачтовое парусное судно длиной около 20 м и водоизмещением 200 тонн. Мачта не имеет уклона, а с носу выдается длинный горизонтальный бушприт, который может быть вдвигаем внутрь судна при свежем ветре. Парусность: косой грот, брифок, топсель и несколько кливеров .

В Великой Отечественной войны тендеры использовали для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье. Эти суда имели малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из 2-3 человек. Теперь тендер в военных флотах не употребляются.

Тральщик - судно специального назначения, которое осуществляет поиск, обнаружение и уничтожение морских мин, а также проводку кораблей через минные заграждения. По водоизмещению, мореходности и вооружению различают несколько видов тральщиков: морские (водоизмещение 660 — 1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.

По принципу действия различают контактные, акустические и электромагнитные тральщики. Контактные действуют следующим образом: специальными ножами подрезают минрепы (тросы) мин, а всплывающие мины расстреливают. Акустические тральщики при помощи специальных акустических средств имитируют прохождение крупного корабля, в результате чего мины взрываются. На похожем принципе основано действие электромагнитных тральщиков, имитирующих электромагнитное излучение цели.

В настоящее время наблюдается развитие тральщиков электромагнитного типа. Процесс уничтожения включает несколько операций: поиск, обнаружение, классификацию и нейтрализацию мин. Современные противоминные корабли оснащаются гидроакустическими станциями, комплексом точной навигации и системами обработки и отображения информации.

Триера — трехгребное судно древних греков, на котором гребцы располагались в три яруса (чем и объясняется название). Гребцы размещались у обоих бортов триеры; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами. Немного ниже сидели зевгиты, еще ниже - фаламиты.

В первом ярусе с каждой стороны сидели 31 гребец, в остальных двух - по 27. Сверху прикрытием для гребцов служили тенты, крыши из холста, брезенты. Работа происходила под командой особого начальника, у которого был помощник, так называемый триеравл (триерный флейтист), дававший, в случае надобности, сигналы трубою и исполнявший обязанности корабельного эконома.

Экипаж триеры во время греко-персидских войн состоял из 200 человек,. На корме помещалась будка - рубка капитана; перед нею сидел рулевой. Украшениями кормы на триере служили: голова лебедя, шток с флагом, изображения богов и прочее. Нос триеры представлял собою как бы остроконечный клюв и заканчивался или тремя зубцами, или фигурами головы крокодила, кабана и других животных. Якорей было 4, позднее 2; они поднимались и опускались с помощью ворота. Палубы сперва были неполные: надстилки устраивались на корме, на носу и по бортам, над сиденьями зевгитов и фаламитов.

Позднее (после греко-персидских войн) были введены корабли со сплошной палубой, под которой бывала еще нижняя палуба или пол. Посреди триеры возвышалась большая мачта с реей и четырехугольным парусом; на носу устраивалась так называемая фок-мачта. Наибольшая длина триеры составляла 36,5 м, наибольшая ширина - 4,26 м, глубина - 0,925 м; водоизмещение судна без снастей и рангоута было равно 42 тоннам, водоизмещение с экипажем и всем вооружением - 82 тонны; средняя скорость движения - 5,4

Фелука - небольшое палубное судно; прежде встречалась в военных и торговых флотах Средиземного моря и Архипелага и предпочиталась греческими пиратами за быстроходность. Военная Фелука вооружалась 6-8 небольшими пушками на верхней палубе.

Фелука также употреблялась для торговли прибрежными жителями Средиземного моря. Корма ее несколько возвышена, нос остроконечный, 3 мачты; парусностью она походит на галеру. Обычно фелука могла перевозить около десяти пассажиров и обслуживалась командой в два-три человека.

Флейт - грузовое судно в XVIII в. при военных флотах, преимущественно для перевозки военных тяжестей; имело 3 мачты и 2-12 пушек. Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне (Голландия), в заливе Зсйдер-Зе.

Парусами фок — и грот-мачт были фок и грот и соответствующих марсели, а позже на больших судах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса располагался прямой парус крюйсель. На бушприте ставился прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля.

Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 - 3,5 м, грузоподъемность 350-400 т. На них размещали 10 - 20 пушек. Экипаж состоял из 60 - 65 человек. Флейты отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных.

Парусное судно, имеющее прямые паруса на всех трех мачтах. В военном флоте фрегатом называлось судно с одной закрытой батареей, также трехмачтовое с прямыми парусами.

Название это сохранялось в России и до 90-х годов XIX столетия, после чего перешли к названиям - крейсер или броненосец, в зависимости от типа судна. Пароход-фрегат - называются фрегат, имевшие паровой колесный двигатель; таковыми были в России Камчатка и Олаф.

Во время Второй Мировой войны фрегатами называли противолодочные эскортные корабли более легкие, чем эскадренные миноносцы, но более тяжелые, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы. В американском флоте этот класс кораблей называли эскортными эсминцами и океанскими эскортами.

В советском и российском флоте корабли подобного типа называли противолодочными и сторожевыми в зависимости от предназначения, дальности хода и вооружения. Термин «фрегат» практически не применялся.

Шебека - длинное, узкое, остроконечное судно XVIII века для легкой военной службы и крейсирования, пришедшее на смену галерам. Имеет 3 мачты (передняя наклонена вперед). Длина шебеки составляла до 35 м.

Шебека впервые была применена в русском флоте во время Архипелажской экспедиции 1769–1774 гг. В конце XVIII в. судно вошло в состав Балтийского гребного флота и, достигнув значительных размеров, имело три мачты с косыми парусами, до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек.

Узкий длинный корпус с развалом бортов и сильно выдвинутым форштевнем обеспечивал кораблю хорошую мореходность. Шебека по конструкции корпуса была близка к каравеллам и галерам, но превосходила их по скорости, мореходности и вооружению. В задней части корабля строилась палуба, сильно выступающая на корму. Наибольшая ширина верхней палубы составляла около трети ее длины, форма подводной части была исключительно острой.

Шлюп - трёхмачтовое военное парусное судно второй половины XVIII – начала XIX века; оснастку имело вроде корветной. Артиллерийское вооружение состояло из одной открытой батареи с пушками небольшого калибра. Шлюпами также называли деревянные суда, строившиеся на севере - в Архангельском, Кемском уездах и около Кольского полуострова.

Водоизмещение шлюпов достигало 900 тонн, вооружение 10-28 пушек. Использовались эти суда для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. В некоторых странах шлюпами до сих пор называют тихоходные сторожевые корабли, предназначенные для охраны караванов транспортов. Длина одного из первых шлюпов, построенного в Англии, составляла 64 фута, ширина 21 фут. Осадка судна была 8 футов, а грузоподъёмность 113 тонн.

Шнява - военное судно прежнего парусного флота, несколько похожее на бриг. В XVIII веке имело бизань латинскую (с рейком вместо гафеля, продолжающимся мимо мачты вниз до палубы); вооружение артиллерийское состояло из 6-20 небольших пушек.

Шнява была одним из наиболее крупных двухмачтовых парусных судов XVI-XIX веков. Водоизмещение её составляло до 1000 тонн. На обеих мачтах шнявы располагались прямые паруса. Шнява могла иметь третью мачту, располагавшуюся непосредственно за гротмачтой с небольшим зазором. Иногда эта мачта заменялась специальным тросом, к которому кольцами присоединялась шкаторина паруса. Шнява была распространена главным образом в Англии, Швеции и Франции.

Шхуна (шкуна) - парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут шхуны отличался сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на шхуне несколько больший, чем у судов с прямой парусностью.

По числу мачт и типу парусов шхуны различались следующим образом:

Шхуна обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1-2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах - одни косые паруса.

Шхуна бермудская, или гафель-шхуна (иногда называется гоелеттой или гулетой), имеет исключительно косые паруса на всех (2-х или 3-х) мачтах.

Шхуна-бриг (бригантина) имеет фок-мачту, оснащенную как у брига, т. е. с короткой нижней мачтой и полной прямой парусностью; грот-мачта имеет косую парусность, как у шхуны обыкновенной.

Шхуна-барк (баркентина) имеет фок-мачту такую же, как у шхуны-брига, и 2 задних мачты с шхунской парусностью.

В России термин шхуна был очень распространен на Каспийском море, где так называли морские грузовые пароходы, заменившие прежние парусные шхуны в перевозке грузов.

Миноносцы появились впервые в 1863 г., во время междоусобной войны в соединённых штатах. Прототипом миноносцев является обыкновенный паровой катер, снабженный шестовой миной. В 70-х годах прошлого столетия, когда боевые суда были вооружены крупными, но малочисленными и медленно стреляющими орудиями с плохой меткостью, развитие миноносцев пошло особенно быстро и успешно.

Первые русские миноносцы имели водоизмещение около 75 тонн и скорость хода, не превышавшую 16 узлов; попытки увеличить скорость были тщетны благодаря, главным образом, громоздким огнетрубным котлам и несовершенству судостроения. С усовершенствованием последнего, при значительном улучшении и облегчении механизмов, явилась возможность придавать миноносцу и большие скорости. Как и в других типах военных кораблей, эволюция миноносцев шла неизменно в сторону его увеличения.

В этой эволюции можно отметить след. главнейшие этапы. Подъемные минные катера были впервые применены во время Typецкой войны 1877 г. на пароходе Вел. Князь Константин, по мысли его командира, С. О. Макарова. Прибрежные миноносцы - мелкие паровые суда в 15-40 тонн водоизмещением - появились тогда же; благодаря дешевизне, они могли быть построены в большом количестве. Главное их назначение было участвовать в защите рейдов, устьев рек и шхерных фарватеров. Мореходные миноносцы выработались благодаря стремлению достигнуть большей самостоятельности плавания и возможности делать большие переходы.

Бронированные миноносцы появились в итальянском флоте в конце XIX столетия, но были вскоре оставлены, так как на броню в них мог быть уделен лишь незначительный процент водоизмещения, a при этом условии броня не защищала корабль. Минный крейсер должен был обеспечивать осуществление минных операций при бурной погоде. Это был переходный тип к миноносцам крупного водоизмещения, в 1000 тонн и более.

После первой мировой войны миноносцы были заменены на более совершенный тип кораблей – эскадренные миноносцы или эсминцы. Основное назначение эсминцев: ведение разведки, оборона линейных кораблей и крейсеров, торпедные атак против крупных кораблей. Водоизмещение эсминцев составляло 1-1,5 тыс. т, скорость хода 35-36 узлов. Во время Второй мировой войны эсминцы использовались для защиты соединений крупных кораблей и конвоев транспортов от нападения лёгких лёгких кораблей, самолётов, подводных лодок. Современные эсминцы имеют водоизмещение до 6000 т, скорость хода около 34 узлов.

Ял (от голландского jol) – небольшая, короткая и широкая гребно-парусная судовая шлюпка с транцевой кормой . В зависимости от числа вёсел, которых может быть 2 до 8, ялы называют «двойками», «четверками», «шестёрками» и «восьмёрками» и т. д.

Конструкция яла складывалась с конца XVI в. В то время это было малое парусно-гребное судно для сообщения между кораблями и берегом, для спасательных нужд, для небольших погрузочных и буксировочных работ. Подобного типа был знаменитый бот «Фортуна» Петра I.. Окончательно образ яла сложился в XIX веке.

Парусное вооружение ялов одномачтовое, рейковое. Ялы-двойки парусного вооружения не имеют. На судах различного типа ялы применяют для работ и учебных целей. Ялы также используются в гребном спорте.

Яхта (от голландского jagen — гнать, преследовать) , парусное, моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т, использующееся для спорт, или туристских целей. Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездок. Во времена могущества Венецианской республики водяной спорт был в очень большом ходу; тут же упоминаются в истории первые состязания в скорости хода увеселительных судов (гонки, так называемая regatta), с присуждением призов скорейшему из судов.

Яхты можно разделить на 3 категории: парусные, с двигателями и гребные гоночные суда. Морские парусные яхты первоначально представляли собой небольшие мореходные суда, с косым парусным вооружением, как позволяющим управляться небольшим количеством экипажа. С течением времени образование корпуса этих яхт стали изменять: с одной стороны обводы судна делались острее для уменьшения сопротивления воды; с другой стороны мидель шпангоут стали делать полнее у ватерлинии и острее у киля, для большей остойчивости и возможности нести большую парусность; для этих же целей стали делать постоянный балласт, а впоследствии устраивали кили из чугуна или свинца.

В конце XIX и начале XX вв. американская и английская системы сошлись между собою, образовав новый тип яхт, с так называемым бульбовым килем: этот тип имеет корпус снизу яйцевидный, но с заостренным концом; киль представляет собою лист железа с свинцовым балластом по нижней его кромке в виде сигары. Руль делается висячим, железным, иногда балансирным. В этом типе имеется и наибольшая остойчивость, наименьшее сопротивление поворотам, вместе с достаточной остротой для скорости хода. Крепость рангоута и такелажа рассчитывается таким образом, чтобы при шквале сломался рангоут, но яхта не перевернулась бы. Парусность, при большой остойчивости, допускается, конечно, огромная, причем для легкости, паруса часто изготовляются из шелковой парусины.

В настоящее время существует несколько типов яхт. Практически все они помимо парусного вооружения имеют двигатели. Лишь в некоторых типах спортивных яхт они отсутствуют.

Барк - это тип корабля, определяемый по парусному вооружению. Барк был одним из наиболее распространенных среди пиратов кораблей. Он представлял из себя трехмачтовое судно, причем две передних были вооружены прямыми парусами, а на задней устанавливались латинские паруса. Барки нельзя было назвать небольшими судами, но ценили их не за компактные размеры, а за скорость. Кроме того, вооружение барков позволяло не бояться встреч с военными кораблями. Данный тип судов появился в то время, когда большая часть стран начала активную борьбу с пиратами. Типичный барк имел длину около 18-35 метров, на вооружении стояло 20 пушек или 12 мортир и корабль мог перевозить не менее 120 пассажиров. Кроме пиратов, этот корабль широко использовался военными для прямо противоположной цели – борьбы с пиратами. 80 человек команды и десяток орудий позволяли на равных бороться с пиратскими кораблями. Ближайшими типами кораблей для барка являлись бригантина и баркентина.

Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней (фок) мачте и косыми (бригантиной и топселем) на задней. Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем был модернизирован и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравнению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 125-150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.

Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины - двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля.


Шлюп от шхуны отличался меньшими размерами и наличием только одной мачты. Оба типа были популярны среди пиратов за свою быстроту и малую осадку

Пиратский корабль выполнял сразу несколько функций. Он был казармой для экипажа, а также складом для трофеев. Поскольку численность пиратских экипажей обычно превосходила численность экипажей простых судов, места на кораблях часто не хватало. Пиратский корабль был боевым кораблем, поэтому он должен был нести мощное пушечное вооружение. Кроме того, пираты не только атаковали, но им часто приходилось уходить от погони, поэтому корабль должен был иметь повышенную быстроходность. Чтобы пиратский корабль отвечал всем предъявляемым к нему требованиям, пиратам приходилось перестраивать захваченные ими обычные торговые или военные корабли. Строго говоря, в морской терминологии слово «корабль» означает трехмачтовое судно с полным комплектом прямого парусного вооружения. Такие «корабли» встречались у пиратов очень редко

Пираты получали свои корабли в результате захвата в море или мятежа команды. Если захваченный таким образом корабль оказывался совершенно неприспособленным для пиратской деятельности, его бросали, едва только удавалось раздобыть что-нибудь более подходящее. Пиратами также часто становились бывшие каперы. Каперские корабли изначально приспосабливались для пиратской деятельности. По истечении контракта каперы, не желавшие прекращать свой промысел, превращались в пиратов. Одни пираты всю свою карьеру (обычно недолгую) плавали на одном корабле, другие меняли корабль несколько раз. Так, Бартоломью Робертс шесть раз менял корабль, каждый раз присваивая новому кораблю название «Ройял Форчун». Захваченные корабли пираты либо топили, либо продавали, либо использовали их сами.

Каперство, расцветшее в годы войны за испанское наследство (1700-1714), привело к тому, что было построено множество кораблей, изначально предназначенных для каперства. Английские каперы после завершения войны почти поголовно занялись каперством. Каперство представляло собой легальное пиратство. Каперские корабли в равной степени подходили и для пиратской деятельности, не требуя какой-либо переделки. Те же каперы, которые сумели побороть искушение стать пиратами, поступали на службу к местным властям и занялись борьбой с пиратами. Пираты предпочитали небольшие, но быстроходные корабли вроде шлюпов, бригантин или шхун. Карибские шлюпы отлично подходили на роль пиратского корабля. Некоторые пиратские экипажи предпочитали использовать более крупные и вместительные корабли. Небольшие корабли кроме скорости имели преимущество над большими в осадке. Это позволяли им действовать на мелководье, куда большие корабли не рисковали заплывать. Небольшие корабли было проще ремонтировать и чистить обшивку, чтобы поддерживать быстроходность. Для очистки днища корабль вытаскивали на берег и обдирали наросшие за время плавания водоросли и раковины.

При переделке обычно убирались лишние переборки между палубами корабля. Это позволяло освободить место на орудийной палубе. Обычно срезался бак и понижался квартердек, так чтобы верхняя палуба шла от носа до кормы. Благодаря этой мере создавалась открытая боевая платформа. В бортах проделывались дополнительные порты для орудий, а несущие элементы корпуса усиливались, чтобы компенсировать увеличение нагрузки. На планшире устанавливались вертлюжные пушки.
Узнав о близком присутствии Стида Боннета, губернатор колонии Южная Каролина послал полковника Уильяма Ретта на охоту за пиратом. Погоня завершилась сражением, в результате которого Бонне капитулировал, был схвачен и позже повешен

Типы пиратских кораблей

Шлюпы

В начале XVIII века под шлюпом подразумевались различные корабли, строившиеся на Карибских островах. Шлюпы обычно представляли собой небольшие одномачтовые корабли, несущие непропорционально мощное парусное вооружение. Это делало их быстрыми и маневренными, что в сочетании с небольшой осадкой превращало их в идеальный пиратский корабль. Обычно шлюпы оснащались косым главным парусом и кливером на носу. Шлюпами также могли называть двух- и трехмачтовые корабли с аналогичным парусным вооружением
За его спиной флот из захваченных им работорговых судов. Там же стоят «Ройял Форчун» и «Грейт Рейндер» - корабли Робертса. Отчетливо видны изображения двух флагов

Шхуны

На протяжении XVIII века шхуны становились все более распространенным типом корабля. Обычно шхуны определяются как двухмачтовые корабли с косыми парусами на обеих мачтах. Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом. При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек. Недостатком шхуны была недостаточна дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо брали в море.

Бригантины

Другим типом кораблей, часто встречавшимся у американского побережья, была бригантина. Бригантина – двухмачтовый корабль, на фок-мачте несет прямые паруса, а на грот-мачте косой нижний парус и прямые марсели. Такое парусное вооружение позволяет бригантине эффективно идти как фордевинд, так и бейдевинд. Длина бригандины около 24 м, водоизмещение порядка 150 тонн, экипаж 100 человек, вооружение 12 пушек.

Вариантом бригантины был бриг, но этот тип корабля довольно редко встречался в американских водах. Бриг нес прямые паруса на обоих мачтах, хотя между мачтами иногда ставились косые паруса. Иногда на грот-мачте ставился косой гафельный парус. В таком виде корабль назывался шнявой. Королевский флот использовал шнявы в качестве патрульных кораблей в карибских водах.

Трехмачтовые корабли (прямое парусное вооружение)

Пиратские корабли в море

Трехмачтовые корабли с прямым парусным вооружением могли считаться кораблями в полном смысле этого слова. Хотя трехмачтовые корабли были медленнее пиратских шхун и шлюпов, у них все же был ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего они отличались лучшей мореходностью, несли более тяжелое вооружение и могли вместить многочисленный экипаж. Многие пираты, в том числе Бартоломью Роберт и Чарльз Вейн предпочитали трехмачтовые корабли.

Трехмачтовые торговые суда активно применяли в тот период. «Квин Эн Ревендж» Эдварда Тича представлял собой переделанный работорговый корабль, приспособленный нести 40 пушек. Обычно торговое судно водоизмещением 300 тонн несло более 16 пушек. Трехмачтовые боевые корабли подразделялись на несколько рангов. Корабль 6-го ранга нес от 12 до 24 пушек. Корабль 5-го ранга уже нес до 40 пушек. Этого вооружения обычно более чем хватало для того, чтобы победить любого пирата в артиллерийском бою. Исключение составляли только «Ройял Форчун» Робертса и «Квин Эн Ревендж» Тича, а также несколько других пиратских кораблей, несших сравнимое вооружение.

Первую часть статьи (постройка корпуса) .

Внутреннее оборудование корпуса начинается с установки выгородок. Предварительно размечается их положение и устанавливаются комингсы; затем по снятым с места шаблонам изготовляются и ставятся с креплением к комингсам сами выгородки. Шаблоны выгородок, как и шаблоны для изготовления настилов диванов и пайолов, лучше всего делать в виде легкой рамки. Небольшой ширины полосы фанеры причерчивают - подгоняют по обводу, временно закрепляют на своих местах и прочно соединяют между собой рейками.

Затем выставляются различные подкрепления, обвязки шкафов, диванов и т. п. и производится зашивка их фанерой. Следующий этап - установка облицовочных планок и обделки вырезов. Эти декоративные детали лучше всего изготовлять из таких пород, как ясень или красное дерево.

Пайолы для удобства эксплуатации обычно делают составными - из нескольких щитов. Так, в носовом салоне их целесообразно изготовить из четырех частей со стыками в ДП по всей длине прохода и поперечным - по середине салона. Какими должны быть эти пайолы - решетчатыми или сплошными - предоставим решать строителю.

Не будем подробно останавливаться на изготовлении сдвижных люков и закладных щитов, поскольку этот вопрос неоднократно освещался. Напомним только, что закладные щиты надо делать с учетом обеспечения хорошей вентиляции внутренних помещений. Чтобы уменьшить возможность попадания брызг через жалюзи в вертикальных комингсах и стенках, горизонтальные рейки решетки нужно наклонять верхней кромкой внутрь, чтобы они отражали брызги наружу.

Как уже отмечалось, весь корпус снаружи лучше всего (а скулы - обязательно) оклеить стеклотканью на эпоксидной или полиэфирной смоле. В крайнем случае, если стеклоткани достать не удалось, скулы следует обить защитной медной полосой. В любом случае для улучшения сцепления бакелизированной фанеры с клеями или красителями поверхности корпуса должны быть зашкурены. Наиболее целесообразно применение красителей на основе эпоксидных компаундов: они стойки, не теряют цвет, легко отмываются от грязи. Можно также применить пентафталевые или масляные эмали; в этом случае подводную часть корпуса и трюм лучше покрыть свинцовым суриком. Для окраски подводной части рекомендуются необрастающие краски типа НИВК.


Рангоут судна спроектирован с учетом основных особенностей судостроения времен парусного флота: сохранены «классические» пропорции и принципы вооружения. В старину мачты малых судов изготовлялись чаще всего цельными или же набирались из хорошо подогнанных одна к другой частей - штук, скрепляемых снаружи вулингами (обвязкой прочным тросом) через 800-1000 мм. Весь остальной рангоут делался, как правило, цельным. Конечно, в наши дни строителю легче обеспечить необходимое высокое качество мачт и больших реев, если он сделает их клееными.

Вооружение судна начинается с установки бушприта; он надежно закрепляется в недгедсах и затем принайтовывается к вырезу в верхней части княвдигеда, как показано на эскизе.

Затем устанавливаются и сразу же раскрепляются вантами колонны мачт. Обычно ванты накладывают в следующем порядке. Внутренняя пара вант правого борта огибает топ мачты, ложась на скругленные подушки салинга - калвы, и скрепляется бензелем; образуется огон вокруг мачты. Затем накладывается внутренняя пара левого борта, наружная правого и наружная левого. В юферсы заводятся мягкие талрепы, и ванты несколько обтягиваются.

На фок-мачту поверх вант заводят штаг. Чтобы огон не обтягивался, на штаге делают мусинг. Штаг обтягивается системой блоков на бушприте, после чего конец штага закладывается за утку на носу судна.

Таким же образом заводится и грота-штаг; нижний его конец заканчивается блоком, через который проходит краг-штаг.

Краг-штаг обходит фок-мачту с обеих сторон, проводится затем через отводные блоки, установленные на палубе, и закрепляется на утках на баке.

Надо подчеркнуть, что описывалась проводка штагов применительно к вооружению бригантиной. На шхунах фока-штаг выводится на нок бушприта, а грота-штаг проходит через блок, закрепленный на топе фок-мачты, затем вдоль фок-мачты вниз на отводной блок, закрепленный на палубе, и набивается талями на палубе.



а - установка крепительной планки и проводка ракс-бугеля; б - основные блоки фока-рея и перты; в - заделка кренгельса и коуша на шкотовом углу; г - шов и фальшов; д - крепление шпрюйтов булиней и риф-шкентелей к ликтросу.
Слева от оси мачты - вид на паруса с носа, справа - с кормы.
1 - гардель-блок; 2 - ракс-бугель-блок; 3 - блок марса-шкота; 4 - блок гитова; 5 - бык-гордень-блок; 6 - нок-гордень-блок; 7 - блок фор-марса-шкота; 8 - блок марса-шкота; 9 - блок браса со шкентелем; 10 - фор-марса-брас; 11 - фор-марса-гитов; 12 - фор-марса-бык-гордень; 13 - фор-марса-нок-гордень; 14 - фор-марса-булинь; 15 - фор-марса-шкот; 16 - фока-брас; 17 - фока-гитовы; 18 - фока-шкот; 19 - фока-нок-гордень; 20 - фока-булинь со шпрюйтом; 21 - фока-бык-гордень; 22 - перты; 23 - подпертки; 24 - раксы (деревянные шарики Ø30) на ракс-бугеле вокруг мачты; 25 - крепительная планка, дерево δ=25; ставить на клей и шурупы 6X70; 26 - кренгельс, всплесневанный на ликтросе, для крепления к рею; 27 - заделка коуша на шкотовых углах; 28 - всплесневанная петля на ликтросе паруса; 29 - деревянный вкладыш (клевант) на конце шпрюйта.

После проводки штагов начинается окончательное обтягивание стоячего такелажа. Первыми обтягиваются штаг и кормовые ванты фок-мачты. Тут нужны постепенность и тщательность; важно, чтобы не было наклона мачты в сторону какого-либо из бортов, а в продольном отношении завал ее в корму составлял не более 2° для бригантины и до 5° - для шхуны. Когда штаг и кормовые ванты набиты, обтягивают попарно ванты правого и левого бортов, идя с носа в корму.

Таким же образом раскрепляют грот-мачту; наклон ее в корму должен быть 3° для бригантины и точно такой же, как у фок-мачты, - для шхуны.

На обтянутые ванты накладывают выбленки - первый ряд на уровне фальшборта, а остальные примерно через 400 мм. На крайних вантах выбленка закрепляется задвижным штыком, две средние охватываются выбленочным узлом. Вверху, где расстояние между вантами меньше 100 мм, выбленки можно крепить через ванту, т. е. пропускать сначала, например, правую среднюю ванту, потом - левую и т. д.

Заранее, до подъема стеньги, заводятся путенс-ванты, соединяющие основные ванты со стень-вантами. Путенс-ванта пропускается в обделанную медной полосой щель на ноке краспицы, огибает ванту с наложенным на нее ворстом и крепится к ванте бензелями. Ворст, накладываемый сразу на все ванты, - это металлический прут или, реже, оклетневанный каболкой трос.

Стеньги поднимаются отдельно снастью, которая называется стень-вынтрепом. Коренной конец стень-вынтрепа закладывается за гак с правой стороны эзельгофта, надетого на топ мачты, пропускается через шкив, косо поставленный в шпоре поднимаемой стеньги, снова идет наверх - к блоку на левой стороне эзельгофта и ходовым концом опускается на палубу. Поднятая до упора своей широкой (квадрат 90X90) частью в круглый вырез эзельгофта стеньга стопорится от опускания шлагтовом - бруском, который вставляется в шлагтовую щель у шпора стеньги и опирается концами на лонга-салинги.

Стень-ванты накладываются огонами на чиксы у топа стеньги попарно, как и основные ванты на мачтах, и обтягиваются мягкими талрепами, основанными между юферсами на нижних концах стень-вант и верхних концах путенс-вантов. Фор-стень-штаг бригантины обтягивается через блоки на ноке бушприта с креплением ходового конца талей за утку на баке. Грот-стень-штаг проводится через блок на задней стороне мачты в районе салинга, идет вниз вдоль мачты и крепится на кофель-нагельных планках. Одновременно со стень-штагами набиваются талрепами на русленях фордуны, надеваемые огонами поверх стень-вант. Отметим попутно, что все юферсы стень-вант и фордунов делаются меньше, чем юферсы основных вант.


При вооружении яхты шхуной устанавливается укороченная «сухая» фор-стеньга, не несущая никаких снастей и используемая только для подъема сигнальных знаков и флагов. На топе ее надо будет закрепить несколько небольших блоков для сигнальных фалов. Эзельгофт фок-мачты при этом должен иметь отверстие меньшего диаметра (Ø60 мм).

Теперь о такелаже для подъема реев. Фока-гардель для подъема фок-рея основывается между блоками, один из которых закреплен под салингом, а другой - по центру фока-рея. Коренной конец снасти крепится к шкентелю блока на мачте, а ходовой идет с кормы в нос через блок на рее, затем с носа в корму через блок на мачте и крепится на палубе.

Фор-марса-рей поднимается фор-марса-драйрепом, который крепится за середину рея, проходит через блок на топе стеньги и заканчивается блоком марса-фала, всплесневанным в драйреп.

Фор-марса-фал основывается мантылем, причем его коренной конец крепится на левом руслене, а ходовой - за нижний юферс на правом.

Размеры самих реев указаны на чертеже; они имеют круглые поперечные сечения и сужаются от середины к концам по кривой кругового сегмента. Посередине реев устанавливаются крепительные планки, которые предотвращают перемещение ракс-бугелей и блоков в стороны.

Ракс-бугель представляет собой трос, на который надеты деревянные шарики - раксы, играющие роль подшипников при движении рея относительно мачты. Коренной конец троса ракс-бугеля крепится на рее, а ходовой огибает мачту, проходит через блок на рее и крепится на кофель-нагельных планках спереди мачты. Такая проводка дает возможность плотно подтягивать поднятый на место рей к мачте и наоборот - ослаблять ракс-бугель при опускании или подъеме рея. Ходовой конец ракс-бугеля марса-рея крепится за юферс путенс-ванты.

Готовый фока-рей оснащается пертами - тросами, которые проходят на расстоянии около 750 мм вдоль рея и предназначены для передвижения по ним при взятии рифов и уборке парусов. Провисающие средние части пертов поддерживаются вертикальными подпертками. На марса-рее перты не обязательны, так как легкий рей несложно приспустить и снова поднять.

Горизонтальность положения реев обеспечивается топенантами. Топенанты фока-рея крепятся за шкентели блоков под эзельгофтом, проводятся в блоки на ноках рея и опять через блоки под эзельгофтом тянутся на палубу, где крепятся на кофель-нагельных планках. Топенанты марса-рея надеваются на ноки рея огоном, проходят через блоки на топе стеньги и крепятся на палубе.

Размеры типовых блоков (мм)

Диаметр А B C D E d H
троса стропа
6-10 10 114 95 62 83 13 70 13
13 13 152 127 83 110 16 100 16
13 13 230 190 120 165 22 100 22
25 25 305 255 165 220 28 200 28

Шкентели брасов надеваются огонами на ноки реев, а в свободные концы всплесниваются блоки; длина шкентелей фока-брасов около 1000 мм, а фор-марса-брасов - около 500 мм. Коренные концы фока-брасов крепятся на топе грот-мачты, ходовые концы фока-брасов проходят через блоки шкентелей на ноках рея, затем - через блоки, закрепленные полуштыком на грот-штаге (несколько ниже крепления коренных концов) и вниз на палубу. Фор-марса-брасы представляют собой один конец, который своей серединой накладывается на топ грот-стеньги поверх такелажа (крепить выбленочным узлом); его ходовые концы через блоки шкентелей на ноках рея и пару блоков на грот-штаге проводятся на палубу.

На грот-мачте основываются гафель и гик. Гафель поднимается по мачте гафель-гарделью, которая закреплена у пятки гафеля, пропущена через блок под салингом и крепится внизу на кофель-нагельных планках.

Вторая снасть гафеля - дирик-фал - служит для натягивания гафелем задней шкаторины грота. Дирик-фал может быть проведен несколькими способами. Самый простой - проводка в один лопарь. На гафеле закрепляют шпрюйт (от нока до точки, расположенной на 1/3 длины гафеля от пятки), пропущенный через блок на конце дирик-фала; ходовой конец дирик-фала проводится через блок под эзельгофтом и опускается на палубу.

Можно провести дирик-фал и в три лопаря. В этом случае коренной конец дирик-фала закрепляется за нок гафеля. Ходовой конец продергивается через двухшкивный блок под эзельгофтом, снова идет к середине гафеля, проводится через блок, опять идет к двухшкивному блоку под эзельгофтом и после него крепится на палубе.

Гика-шкот основывается между блоками на гике и блоками на планшире транца в несколько лопарей.

На усы гафеля и гика также ставятся ракс-бугели.

При вооружении судна шхуной на фок-мачте основываются гафель и гик так же, как и на грот-мачте.

Перейдем теперь к пошиву и оснащению парусов. Лучше всего использовать парусную ткань типа «фильтромиткаль». Каждое полотнище для большей прочности нужно прошить фальшвами. По шкаторинам паруса обликовываются ликтросом, в который всплеснивается необходимое количество кренгельсов.

На фок с обеих сторон нашиваются риф-банты - усиливающие полосы ткани шириной 50 мм с люверсами для прохода риф-сезней. Если на фоке будет сделан ряд риф-бантов с риф-сезнями, на боковых шкаторинах на уровне риф-бантов закрепляют риф-шкентели, которые проводятся на палубу через блоки на ноках и блоки, закрепленные на огоне штага. При взятии рифов парус риф-шкентелями подтягивается к рею, после чего начинается обвязка сезней.

На марселе ставить риф-банты не стоит, так как площадь паруса невелика, а брать на нем рифы будет сложно.

Такие же люверсы, как и на риф-бантах, делаются по верхним шкаторинам прямых парусов для крепления сезневкой к реям, по верхней, передней и нижней шкаторинам гафельных парусов для крепления к гафелю, мачте и гику. По передним шкаторинам стакселей и кливеров устанавливаются раксы. Расстояние между люверсами и раксами всюду должно быть около 300-350 мм. На чертеже показаны люверсы из обметочного кольца с развальцованной трубкой. По возможности следует применять стандартные люверсы и стаксель-карабины (вместо самодельных проволочных раксов).

К нижним - шкотовым углам прямых парусов крепятся блоки шкотов и гитовов. Коренной конец гитова крепится к рее на расстоянии 1,4 м от середины для фока и 1,0 м для марселя. Ходовой конец проводится через блок в шкотовом углу, через блок на рее (закрепленный на 0,6 м ближе к середине рея, чем точка крепления коренного конца), проходит через вант-клотень - направляющую обойму, закрепленную на ванте, и оканчивается на нижнем юферсе этой ванты.

Фока-шкот каждого борта крепится на рыме с наружной стороны фальшборта (перед грота-русленями), продергивается через блок в шкотовом углу паруса, возвращается назад и через шкив-гат в борту проходит на внутреннюю сторону фальшборта, где и закладывается за утку у планширя.

Фор-марса-шкоты, заложенные за углы паруса, проходят через блоки на ноках фока-рея, затем через блоки у середины того же рея и вниз на палубу перед мачтой. На малых парусниках часто для проводки шкотов марселей использовались блоки каких-то других снастей; например, в больший шкив проходил марса-шкот, а в меньший - фока-топенант.

Фока-булини для оттягивания на ветер боковой шкаторины проводятся от шпрюйта на парусе в нос судна, где при помощи канифас-блоков они направляются на утку.

Фор-марса-булини проходят через блоки на фор-стень-штаге, закрепленные на уровне топа мачты, затем через блоки на бушприте, которые установлены между фок- и фор-стень-штагами, и закладываются за утки на носу судна.

Бык- и нок-гордени, которыми мяготь паруса подтягивается вверх - к рею, закладываются за кренгельсы соответственно на нижней и боковых шкаторинах, проходят через блоки, подвешенные к рею, на блоки, закрепленные под салингом - для фока или на огоне штага - для марселя, а затем крепятся на кофель-нагельных планках перед мачтой.

На бегучем такелаже гафельных парусов и стакселей останавливаться не будем - эта оснастка знакома любителям парусного спорта. Добавим только, что с начала прошлого столетия гафельное вооружение изменилось очень мало

При оснастке судна лучше всего использовать трос «сельфактор» для деталей бегучего такелажа и пеньковые тросы - для стоячего. Капроновые тросы можно применить только для бегучего такелажа; ванты и штаги из них делать нельзя, так как они вытягиваются и теряют прочность.

Приведем рекомендуемые диаметры тросов стоячего такелажа (мм): фок- и грот-штаги, перты и подпертки - 25; ванты основные, стень-штаги - 13; краг-штаг и ватерштаг - 19; найтовы и выбленки - 10; вулинги н талрепы вант - 6; стень-ванты и фордуны - 8.

Диаметры тросов бегучего такелажа и отделки парусов (мм): булини, гитовы, ракс-бугели, топенанты, марса-брасы - 6; гардели и драйреп - 13; брасы, марса-фал, марса-шкоты - 8; шкоты, шкентели, стаксельфал, ликтросы - 10; гордени и булини - 4-6.

Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1973 г.