Последние статьи
Домой / Полезное / Русские поэты 19 века. Презентация на тему: "Поэзия XIXвека

Русские поэты 19 века. Презентация на тему: "Поэзия XIXвека

Урок литературы в 5 классе по лирике природы поэтов 19 века содержит конспект урока и презентацию

Интегрированный урок на тему

«Русские поэты 19 века о родной природе»

Цели: 1) познакомить учащихся со стихами русских поэтов о природе, с картинами

художников и музыкальными произведениями;

2) развивать навык анализа текста, художественное воображение, выразительное чтение лирики;

3) воспитывать культуру, прививать любовь к прекрасному.

Оборудование :компьютер, презентация урока, репродукции картин, детские рисунки, фрагментымузыкальных пьес Чайковского из цикла «Времена года», тексты стихов.

Х о ду р о к а

Организационный момент Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

В поэзии осень, зима, весна, лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с разными образами, с настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа нашей Родины дорога каждому русскому поэту своей простотой и внутренней красотой. Природа изображается поэтами как часть души человека. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного пользования её дарами.

Какой же человек, родившийся в России, Не любит снежные русские зимы, когда зима чистым белым снегом засыпает побуревшие от долгих осенних дождей поля, когда даже самые неприкаянные, измученные ветром деревья вдруг замирают, накинув великолепно-белоснежный покров! Хочется о зиме говорить поэтично. Сегодня мы рассмотрим стихотворения, которые изображают это прекрасное время года – зиму.

Чтение и анализ стихов о зиме.

1) А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Представьте себе картину, изображённую поэтом. (Пришла зима)

В каких выражениях это передано? (север дохнул, завыл, идёт волшебница-зима, рассыпалась, клоками повисла, брега сравняла)

Каково общее настроение стихотворения?

2) И. Суриков «Зима»

Какие явления природы изобразил поэт? (первый снег)

Каким показан снег?

Что снег сделал с полями?

С лесами?

Работа с репродукциями художников.

Вступительное слово.

Поэты словами передают своё отношение к природе, а художники делают это красками. Картины о природе относятся к пейзажной живописи. Живописцы, как и поэты, изображают различные времена года на своих полотнах.

А как художники изобразили зиму?

1) Каменев «Зимняя дорога»

2Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Первоначальное название картины «Голубая зима»

Что вы видите на картине?

Куда устремлены деревья, ветви?

Мы не видим верхушки главной берёзы и тех берёз, тени которых лежат на снегу, и пространство вокруг них кажется бесконечным.

Какие краски использует художник?(белый, синий, жёлтый, сиреневый удивительно сливаются в плотную поверхность белого снега и голубовато-сиреневые тени, сияющую гладкость белых стволов, В ослепительно сияющий солнечный свет, в переливы и перезвоны синего неба.)

Если бы мы были там, что бы увидели, услышали, почувствовали?

3) Пластов «Первый снег»

Что изобразил художник?

Какой снег?

Как это видно?

Какое стихотворение созвучно этой картине?

Чтение и анализ стихов о весне.

Весне – чудесное время года, когда после зимнего сна просыпается природа, когда живо журчат весенние ручейки, и разливаются в половодье реки. Познакомимся со стихами о весне.

1) Ф. Тютчев «Зима недаром злится..»

Поэт изобразил борьбу зимы и весны.

Какой показана зима? А весна?

Что делает зима?

Как ведёт себя весна?

Какое общее настроение стихотворения?

2) «Весенние воды»

Приведите примеры олицетворений

В каких словах поэт выражает приветствие весне?

От чьего имени звучат эти слова?

Почему?

Каким настроением проникнуто стихотворение?

3) А.Н.Плещеев «Весна»

Какие приметы наступившей весны мы видим?

В каких словах передано сердечное переживание героя?

Каково настроение?

Что объединяет стихотворения о весне?

Почему в них так много жизни?

Весна в изображении художников.

И художники, как и поэты, прославляют наступление весны. Давайте познакомимся с работами великих русских живописцев.

1) И.И.Левитан «Весна – большая вода»

Его называют мастером лирического пейзажа.

…Пора половодья. Тонкие изогнутые берёзки стоят по колено в воде. Неровные, нескладные, словно девочки-подростки, ждут они солнца, и во все стороны топорщатся их ветви. Они отражаются в воде и отбрасывают длинные тени на берег. От этого мотив беззащитности деревьев усиливается.

На какие 2 части можно зрительно разделить картину?

Какая вода?

Какие цвета преобладают?

Какой день?

Каково общее впечатление от картины?

2) Левитан «Март»

…Март. Первые шаги весны. На холсте изображён обыкновенный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряжённая в сани.

Но вот вспыхивает нестерпимо яркое весеннее солнце и пейзаж наполняется теплом, дыханием, светом, словно на глазах отступает зима, не в силах сопротивляться молодому натиску весны.

Какие признаки весны мы видим?

-(На дороге снег уже побурел, смешался с землёй. Около дома, где больше попадает солнца, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки. На крыше снег тоже тает. Он вот-вот сползёт вниз. И только на лесной полянке снег лежит ещё не тронутый в тени.

Какие строки о весне созвучны этим картинам?

Природа в музыке.

Не только поэты и художники выражают своё восхищение красотой природы, но и композиторы создают прекрасную музыку на эту тему.

Великий русский композитор П1ётр Ильич Чайковский написал цикл небольших музыкальных фортепьянных пьес с названием «Времена года».

Всего их 12 – по одной пьесе в месяц, они отразили особенности каждого месяца.

Давайте послушаем фрагменты пьес о зиме.

Декабрь. Святки. Пьеса связана с русским укладом жизни, с его размахом и удалью. Чувствуется ощущение праздника, потому что в это время праздновали святки – время гаданий и колядок.

Январь. У камелька. (камелёк – приступок у печки)

Это встреча Нового года, Рождество, таинственность рождественских вечеров.

Февраль. Масленица..

Это проводы зимы. Какие звуки вы слышите? Раздается звон бубенцов нВ лошадях, потому что катались на наряженных лошадях, скоморохи с бубенчиками. Тоже чувствуется ощущение праздника, весна не за горами.

А теперь прослушаем отрывки пьес, посвященных весне.

Март. Песня жаворонка.

Грустно – светлые нотки, как северные вешние дни.

Апрель. Подснежник.

Рядом – тревожные ноты и трепетные, нежные, передающие появление этого первого весеннего цветка, как первое дуновение весны.

Итог урока.

Сегодня мы рассмотрели три вида искусства: поэзию, живопись, музыку, объединенных одной темой – русская природа. Каждый вид искусства своими средствами – словами, красками, нотами передаёт восхищение красотой природы родной земли. К сегодняшнему уроку вы, ребята,тоже приготовили свои рисунки о природе. Расскажите о них. Защита рисунков..

Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально – патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 г, зарождается русский романтизм, а затем и реализм. романтизмреализм


Прекрасное начало. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский. Он писал элегииэлегии, послания, песни, баллады.баллады. По словам Белинского, он «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием». ПушкинПушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».






Гражданская страсть. В.К. Кюхельбекер Русский поэт-декабрист, критик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом. Романтическая поэзия Кюхельбекера воспевала свободу. Поэта волновала судьба Отечества.


К Ф. Рылеев К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – декабрист, писал обличительные декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические и гражданские оды, политические элегии и послания, думы,поэмы. элегии и послания, думы,поэмы. Он видел в поэзии средство борьбы за политическую свободу. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык.




Звёзды плеяды. А.А. Дельвиг Герои его песен простые молодцы и девушки, которые страдают по воле и счастливой любви. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем.


П.А. Вяземский Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами. Е.А. Баратынский- крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом.


Высокой думы власть М.Ю.Лермонтов Поэтическая эпоха, выразителем которой стал Лермонтов, по словам Белинского, отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде и избытке чувств». Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.




Дары жизни После Пушкина и Лермонтова в русской поэзии появляются оригинальные дарования – А. Плещеев, Н. Огарёв, Ап. Григорьев, Я Полонский, А. Толстой, И.Тургенев, А Майков, Н. Некрасов. Своей поэзией они совершили переход к реализму. Их стихи проникнуты сочувствием к бедному человеку. Лирическим героем нередко становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян.




Жанры романтизма. Элегия – стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью.Элегия БалладаБаллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, народное предание с напряжённым сюжетом Басня Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, к котором есть аллегория, иносказание.

Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е. Евтушенко, что "поэт в России больше, чем поэт".

Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В. Жуковского и К. Батюшкова, объединил имена Е. Баратынского и Н. Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.

Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.

С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.

Поэты "золотого века" русской литературы

Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский

О сновоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания. Их творчество послужило хорошей школой для воспитания целой плеяды русских поэтов, включая таких гениев, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов.

Е. А. Баратынский

Избранное стихотворение:

В. Жуковский

Избранное стихотворение:

А.С. Пушкин — величина неимоверная, по праву занимающая ведущее место среди плеяды гениальных поэтов. Именно Пушкин считается родоначальником русского литературного языка, именно его смелые эксперименты со словом, формами лирического произведения подарили мировой культуре настоящие шедевры. Смешивая стили языка, мастерски сочетая разные жанры, Пушкин стал предтечей развития реалистического искусства.

Говорят, что Пушкин открыл поэзии окно в мир. Нет, оно было открыто до него. Но именно Пушкин стер все перегородки, которые отделяли поэзию от обычной жизни. Отныне все, что окружает обычного человека, становится темой для стихотворений: желания и любовь, природа и времена года, сказки и пословицы, исторические события и, самое главное — сам человек, с его пониманием прекрасного, безграничной любовью к родной земле и глубочайшим патриотизмом.

Избранные стихотворения:

М. Ю. Лермонтов … Пожалуй, одна из самых загадочных и мистических личностей в истории русской литературы. В лирике Лермонтова явственно просматриваются черты романтизма, его лирический герой полон переживаний, дум и стремлений, всегда находится в духовном поиске, полон отчаяния и страдает от одиночества. Можно сказать, что творчество Лермонтова подготовило плавный переход от традиций романтизма к реалистическому изображению лирического героя. Вместе с тем, лермонтовская поэзия насквозь пронизана символами, полунамеками, прорицаниями. Не случайно именно творчество Лермонтова послужило отправной точкой для такого литературного направления, как символизм.

Избранные стихотворения:

А. Н. Плещеев — русский поэт, чье творчество пришлось на 40-е годы XIX века. Считается одним их основоположником революционной лирики, так как его стихотворения были буквально пронизаны революционно-демократическими идеями. С другой стороны, неоценим вклад А. Плещеева в развитие русской поэзии как переводчика. Благодаря его переводам русская публика знакомилась со Стендалем и Золя, Гейне и Беранже. Вместе с Пушкиным и Некрасовым А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Избранные стихотворения:

И. З. Суриков — ярчайший представитель так называемой "крестьянской" литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник. Много помогал другим поэтам и писателям из народа.

Избранные стихотворения:

И.С. Никитин — русский поэт, в чьем творчестве гармонично сплетались темы социальные и темы лирические. Он писал обо всем: о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Избранные стихотворения:

А.А. Фет — один из основоположников направления "чистого искусства" в русской литературе. Лирика А. Фета далека от социальных идей, от реальности. Поэт умел полностью погрузиться в мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. В более позднем творчестве поэта немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Избранные стихотворения:

А.Н.Майков и А.К. Толстой

Поэты, творившие приблизительно в одно время с И. Никитиным, А. Фетом. В творчестве обоих ярко представлена историческая тема. Только А. Майков больше тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой был влюблен в историю российскую. Кстати, именно А. К. Толстой был одним из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Избранные стихотворения:

Н.А. Некрасов — великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — "Я лиру посвятил народу своему". Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека".

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа .

Избранные стихотворения:

Ф.И. Тютчев — русский поэт, чье творчество нередко противопоставляется творчеству А. Пушкина. Стихотворения Тютчева - это те же оды и поэмы Пушкина, но в неимоверно сжатом варианте, оттого и кажутся нам такими динамичными и насыщенными. Изменился и характер изображения лирического героя. Если Пушкинский герой горяч, пламенен и кипуч, то тютчевский герой - напротив, вне реальности и выше обыденности. Творчество Тютчева ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

Избранные стихотворения:

Таким образом, в русской поэзии XIX века как сосуществовали два главных направления: реалистическое — с сильной гражданской позицией и четкой привязанностью к реалиям насущного дня. Главными представителями этого направления были Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев. Второе направление придерживалось концепции "чистого искусства" — это творчество поэтов, погруженных в философию и психологию: А. Фета, А. Майкова, А. Толстого и Ф. Тютчева.

Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.

Был освещен двумя литературными направлениями - классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль -

и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», - утверждал поэт.

Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека - в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:

Г. Державин. «Соловей»

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья...

В. Жуковский. «Вечер»

Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!..

В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.

К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:

О Константине Николаевиче Батюшкове - одном из основателей русского романтизма, авторе элегий , посланий («определенность и ясность - первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого - мечта о совершенном человеке;
- о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого - в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;
- о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах - Сусанин, Ермак);
- о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.

Евгений Абрамович Баратынский - автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное - лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:
Переменяют годы нас
И с нами вместе наши нравы;
От всей души люблю я вас,
Но ваши чужды мне забавы...

Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину , М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.

Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?

Федор Иванович Тютчев .

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу.

Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...

Аполлон Николаевич Майков

- «это - поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик ; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди - рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера - ненастье...».

Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).

Аполлон Александрович Григорьев

Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета . Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром.

Яков Петрович Полонский

Поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»).

Алексей Константинович Толстой

Поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним - Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений - природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).

Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве - поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи.

Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:

Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова?
- Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева?
- Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры.
- Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века.
- Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».

Бухштаб Б. Русские поэты. - Л., 1970.
Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. - Л., 1974.
Коровин В. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.
Коровин В. Русская поэзия XIX века. - М., 1987, 1997.
Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.
Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. - М., 1990. - Ч. I.

В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Министерство здравоохранения и социального развития
Волгоградский государственный медицинский университет
Кафедра истории и культурологии

Реферат на тему: «Русская поэзия 19 века»

Выполнила: студентка 1 курсастоматологического факультета
Гамаюнова А.А.
Проверила: Бушля А.А.Волгоград, 2015 г.
Содержание
Введение
1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода
2. Золотой век русской поэзии: основные представители
Заключение
Список используемой литературы

Введение
В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Этобыл взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.
ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических "инструкций" поответам на извечные русские вопросы: "Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?"
Литература в XIX века - самая влиятельная форма национальной культуры. Это время когда творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! Так, Поль Валери назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры.
Поэты А.С.Пушкин,В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.
Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика
Двигателемразвития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до сих пор, стала поэзия.
Началом "Золотого века" можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей "выше". В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, какстихотворная повесть.
Что составляло особенность русского "золотого века"?
Во-первых-широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых-высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих-неподражаемое совершенство формы.
Еще одна особенность "золотого века": трагическое, пророческое напряжение поэзии и прозы - еще сильнее, чем сам Александр Пушкин, выражают его прямыенаследники. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали.
Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как "Евгений Онегин" или великие поэмы Лермонтова "Демон"и "Мцыри". Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.
"Золотой век"...