Снижение возраста преступности — один из самых печальных фактов российской действительности.
Из года в год за преступления различной степени тяжести привлекаются граждане, моложе 18 лет , а иногда просто дети.
Это зрелище настолько угнетающе выглядит, что вопрос, куда попадают правонарушители в России, и исправляются ли они там, является довольно актуальным.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :
Учреждение для начала новой жизни
Колония воспитательного типа — вид особого типа воспитательно-исправительных учреждений в Российской Федерации, предназначенный для содержания осужденных граждан, совершивших преступления, но состоящих к этому моменту в возрасте несовершеннолетия.
Перевоспитательный срок пребывания в учреждении подобного вида зависит от серьезности совершенного подростком деяния, а также поведения несовершеннолетнего.
Часто преступники-подростки, изначально попадая для исправления в такую колонию, позже продолжают свой исправительный путь уже в тюрьме.
Список детских колоний
Где находятся уполномоченные учреждения по проведению исправительно-воспитательной функции? Российская федерация территориально поделена на 54 субъекта, в которых расположены и функционируют 24 колонии воспитательного типа :
Из 24 воспитательных учреждений в двух, Новооскольской и колонии Томск-2, содержатся несовершеннолетние осужденные девочки, совершившие правонарушения, в остальных 22 содержатся мальчики.
По данным на 1 февраля 2017 года в 24 воспитательных заведениях по всей стране находятся порядка 1655 человек .
Статистика по преступлениям подростков
Статистика воспитательных колоний по малолетним преступникам неутешительна — процентное соотношение правонарушений, за которое подростки отбывают свое наказание, примерно следующее:
- Около 16% от всех совершаемых несовершеннолетними преступлений относятся к разряду имущества, ценностей или других вещей, которыми определенный человек обладает на праве собственности.
- Порядка 15% осужденных отбывают срок за , налеты на людей, организации, магазины, банки и пр.
- Причинение вреда здоровью составляет 11% от всего числа преступлений. Главное отличие — умышленность действия.
- 10% совершенных преступлений составляют , иногда осуществляемые .
- Изнасилование совершили 8% малолетних преступников .
Среди осужденных за преступления, как правило, каждый пятый уже привлекался ранее за другое правонарушение, то есть среди оступившихся подростков — обычное явление.
Повторение преступления следует в скором времени, обычно практически сразу, если первое правонарушение было серьезным .
Ранняя ответственность
Со скольки лет туда попадают?
В Российской Федерации узаконена ответственность за совершенные преступные деяния 16 лет, поэтому основная масса подростков, отбывающих наказание, имеет возраст 16-18 лет .
Однако, существует некоторые оговорки для ряда преступлений, из-за которых оступившийся молодой человек может оказаться в воспитательном учреждении, начиная с 14 лет .
Причиной такого «омоложения» становится то, что противозаконные действия совершаются лицами, которые в силу своего возраста не понимают возможных последствий.
Преступления, за которые подростки будут привлечены к уголовной ответственности с 14 лет:
- лишение человека свободы против его воли;
- ограбление частного лица, организации, магазина. Сюда же относится угон транспортного средства и разбойное нападение;
- нарушение здоровья другого человека, выполненное со злым умыслом, насильственные манипуляции над другим человеком;
- участие в террористических действиях, пленение заложников;
- покупка веществ взрывчатого состава;
- изготовление, продажа устройств для взрыва;
- кража оружия;
- взаимодействие с лицами, занимающимися продажей наркотиков.
Колонии, созданные для перевоспитания оступившихся подростков, имеют некоторые отличия от подобных учреждений, заключающиеся в разных видах режимных условий для каждого осужденного :
Обычный вид применяется для всех новоприбывших подростков, совершивших преступление в первый раз.
По окончанию испытательного срока, если не будет особых нарушений в поведении, осужденного переводят на облегченный режим содержания.
В случае, если агрессия — единственное, что показывает вновь прибывший, и он нарушает режим содержания, то его помещают на строгий вид содержания.
Освобождающихся малолетних правонарушителей, которые содержались на облегченном виде, переводят на льготные условия в случае их хорошего поведения перед освобождением.
Иногда можно наблюдать ситуацию, когда перед самым освобождением, радуясь, что скоро вернутся домой, несовершеннолетние нарушители начинают вести себя распущенно и нарушать режим. Это черевато переводом на строгий вид содержания .
Право решения, какое содержание применить к конкретному «подопечному», принадлежит непосредственно начальнику учреждения.
Фото камеры в колонии для несовершеннолетних:
Отличие режимных видов
Режим такого вида допускает встречаться родными и близкими только 6 раз в год на короткое время. Продолжительные свидания не разрешены. При строгом виде содержания разрешается пользоваться суммой, не превышающей 3 размеров МРОТ.
Обычное содержание разрешает проживание нарушителей в общежитиях. 5 минимальных зарплат могут расходоваться на приобретение необходимых продуктов. Режим позволяет 8 раз в год встречаться с родными на короткое время, а 4 раза — на более длительный период.
Облегченный вид допускает общежития для подростков, похожие на жилье при обычном виде. Траты оступившихся молодых людей не могут превышать 7-ми минимальных зарплат ежемесячно.
Свидания с близкими допускаются 1 раз в квартал, если необходим длительный период, и каждый месяц, если достаточно короткого.
Льготный вид подразумевает проживание в специальных общежитиях, отличных от общежитий, положенных при облегченном и обычном режимах. Каждому доступен специальный личный счет с находящимися на нем деньгами, которыми несовершеннолетний нарушитель может пользоваться, как пожелает.
Недолгие свидания позволяются, если осужденному это потребуется.
Продолжительные свидания, которые разрешается брать в течение года, дозволяется проводить за территорией колонии.
Нахождение подростка за пределами учреждения контролируется руководством. Еще одно послабление при льготном виде содержания — возможность пользоваться бумажными деньгами и носить привычную одежду.
Нарушения установленного порядка, влекущие за собой последствия
Основными злостными нарушениями режима , ведущими к попаданию из облегченного, обычного или льготного вида содержания в строгий, являются следующие:
- употребление запрещенных веществ;
- хулиганские поступки по отношению к окружению или предметам интерьера;
- невыполнение требований, установленных руководством учреждения;
- оскорбление представителей администрации;
- изготовление, хранение и применение запрещенных предметов;
- отказ от медицинского лечения, определенного судом и являющегося обязательным;
- организация запрещенных движений против руководства организации;
- отказ от работы, являющейся обязательным условием пребывания в колонии.
Методы воздействия за невыполнение требований
Некоторые из подростков-правонарушителей, попавших в колонию воспитательного типа, продолжают вести себя неподобающим образом, грубо нарушая установленный учреждением режим .
При возникновении подобных нарушений предусмотрены такие способы воздействия, как:
- вынесение выговора допустимо, если нарушение небольшое;
- ограничение или полный запрет просмотра развлекательных и художественных фильмов сроком на 1 месяц;
- штрафные санкции в размере до 2 МРОТ;
- наказание через помещение в одиночный изолятор;
- перевод на строгий вид условий содержания.
Направленность работы сотрудников
Воспитательная работа — комплекс специальных мер, применяемых к осужденным несовершеннолетним для того, чтобы отношение подростка к внешнему миру, самому себе, а также положительно повлиять на его будущую судьбу.
Работа направлена на получение подростком эстетических, нравственных, трудовых навыков, а также получение физического воспитания.
Колония предоставляет возможность несовершеннолетним заключенным получить определенную профессию в своих стенах, которая поможет освоиться и прокормить себя после освобождения.
Среди оступившихся подростков есть представители из семей, именуемых неблагополучными, в которых никогда прививались семейные и моральные ценности. Поэтому, проведение с несовершеннолетними нарушителями персональных бесед на такие темы помогает показать подростку другую сторону жизни.
Приучение подростков к физической культуре в колонии воспитательного типа помогает избавиться от вредных привычек, от которых страдает большинство воспитанников.
Цели детского воспитательного учреждения по отношению к малолетним правонарушителям выглядят следующим образом:
- Исправление имеющихся вредных наклонностей у нарушителя.
- Подготовка осужденных к самостоятельному функционированию без поддержки воспитателей.
- Формирование правильного отношения к положениям закона и труда.
- Повышение образованности и культуры.
- Кадровая подготовка.
Способы, используемые для стимулирования осужденных к развитию
Для того, чтобы процесс исправления проходил с минимальными препятствиями со стороны самих перевоспитываемых, необходимо применять некоторые способы поощрения, которые сделают процесс более приятным для подростков.
Допускаются способы, направленные на поощрение подростков:
- Право ходить на мероприятия спортивного и развлекательного характера вне воспитательного учреждения.
Условие: сопровождение подростка сотрудниками, и только в дневное время.
- Право покидать границы учреждения для встреч с родителями и другими близкими родственниками. Приятным плюсом является разрешение выхода в гражданской одежде.
- Возможность перехода из строгого вида содержания в обычный. Обязательное условие: переход возможен только через 3 месяца после прибытия в учреждение.
Поможет ли это исправиться?
В России, к сожалению, не разработана и не внедрена система , которая способствовала бы возвращению оступившихся подростков к нормальной жизни после освобождения.
Обычно, освободившийся молодой человек снова попадает в те же условия и ситуации, которые стали причиной его заключения. Печальный факт: риск рецидива преступления велик .
Воспитательные колонии прилагают все возможности и условия для возвращения подростка к нормальной жизни после выхода из учреждения и становления его, как полноправного члена общества .
Так называемые родительские комитеты, которые формируются в воспитательном учреждении, а также попечительские советы принимают участие при проведении воспитательного процесса над подростками и решении вопроса о трудоустройстве воспитанников после освобождения.
Итак, роль исправительных учреждений воспитательного характера для несовершеннолетних огромна. Они несут наказывающую функцию , помогая при этом сошедшим с правильного пути детям вернуться обратно.
О женских и мужских колониях для несовершеннолетних в этом видео:
Автор статьи -
За последние пятнадцать лет количество несовершеннолетних, содержащихся в российских воспитательных колониях, сократилось почти в 10 раз: с 18,6 тысячи в 2002 году до 1 369 на 1 мая 2017-го. Это происходит из-за декриминализации «легких» статей. Сейчас в колониях в основном отбывают наказание подростки, совершившие серьезные преступления. Татьяна Бондарева много раз посещала одну из них — сначала как волонтер, потом как фотограф.
«Каждый раз, когда я оказываюсь в учреждении закрытого типа для подростков, директор с гордостью рапортует, что их колония стала лучшей колонией года или что кто-то из воспитанников победил на каком-нибудь конкурсе среди заключенных разных колоний. Если побыть здесь подольше и перестать замечать колючую проволоку и охрану, то создается ощущение, что ты в советском детском лагере. Все заключенные всегда заняты каким-нибудь делом: работают на производстве при тюрьме, занимаются в кружках по интересам, репетируют спектакль, ходят в тренажерный зал», — говорит фотограф.
Татьяна Бондарева:
— Меня интересует тема ограничения свободы человека, его изоляции — насильственной или добровольной. Мой самый первый проект был о девушках из Нигерии, которых обманным путем привезли в Россию и заставили заниматься проституцией. Потом я снимала историю о заключенных и их детях. Через фотографии я знакомила их с жизнью друг друга.
В первый раз я оказалась в тюрьме больше пятнадцати лет назад как волонтер от церкви. Мне было 18. Я побывала в тюрьмах для взрослых — и женских и мужских, в колониях для малолетних преступников — как для девочек, так и для мальчиков, в закрытых спецшколах для подростков. Мы пели песни, организовывали мероприятия и просто общались. Колонию в Колпино, в которой я сняла серию Boys, я тоже пару раз посещала как волонтер около десяти лет назад.
Я и осужденные были тогда почти ровесниками, и я невольно сравнивала их и свою жизнь. Руководство колонии попросило меня организовать команду из моих друзей для игры в ориентирование. В России заключенных, которые хорошо себя ведут, иногда вывозят за пределы колонии на воспитательные мероприятия. Целый день мои друзья — воры, убийцы и насильники — бегали по лесу, готовили на костре обед и душевно разговаривали. Мы шутили про то, все ли вернутся из леса, но никто не сбежал. Один из заключенных, который выглядел очень добродушно, под вечер признался мне, что убил человека, и спросил, что я об этом думаю.
Годы спустя, когда я вернулась в эту же колонию, у меня было ощущение дежавю, только на этот раз я была чужаком вдвое их старше. Там был новый директор, другие порядки и новые мальчики. Они откровенно игнорировали меня, закрывали лицо, отворачивались. У них была одинаковая форма и одинаково безэмоциональные лица. Многое заключенные делают вместе, всем отрядом — строем идут обедать, в школу или в прачечную. Это было похоже на отряд клонированных роботов.
Кроме ежедневных построений и перекличек осужденные обязаны посещать школу. На территории есть свое производство, подростки работают комплектовщиками. Когда я их снимала, они собирали бумажные подставки для кофе. В колонии нет поваров, осужденные готовят сами. Директор объясняет это тем, что за такую маленькую зарплату невозможно найти нормального повара. Я люблю есть у них блинчики.
В свободное время заключенные могут посещать кружки по интересам: театр теней, студию мультипликации, художественную студию. Этой колонией руководил очень неравнодушный человек — Владимир Ивлев, он постоянно придумывал новые виды активности. Например, осужденные построили на территории колонии мемориал в память о Второй мировой войне, у них есть ютьюб-канал, куда они выкладывают свои клипы, каждый год заключенные участвуют в фестивале театральных тюремных коллективов. По мнению директора колонии, подростки не должны иметь ни одной свободной минуты и должны быть все время заняты, чтобы не думать о глупостях.
Раз в три месяца в тюрьме проходит родительский день: заключенные готовят концерт, обедают с родными, проводят вместе около четырех часов. Приезжают не ко всем. Когда родителей запускают на территорию, дети собираются у окна и ждут, высматривают своих.
Во время съемки меня все время сопровождал представитель колонии, поэтому я могу рассказать только о том, что мне готово было показать руководство. Я не исследовала темную сторону содержания заключенных, и у меня нет фактов, чтобы о ней говорить. Наверное, у меня вышел некий «идеальный» образ русской «малолетки». Но я рассматривала колонию не только как место ограничения свободы, но и как некий новый дом, где заключенные адаптируются под существующие порядки и совершают несвойственные им ранее действия, где они проживают и оставляют свою молодость.
Некоторых вещей раньше не было в их жизни: регулярного посещения школы, занятия в самодеятельных кружках, посещений церкви. Мне было удивительно наблюдать, как подростки с волнением учили стихи перед родительским днем, показывали свои поделки, хвалились выращенным урожаем. Мне казалось, что они компенсируют свое детство. Почти все, с кем мне удалось пообщаться, не окончили даже среднюю школу — в свои 16-17 лет они имеют только 7-8 классов образования.
Некоторые мальчики хотели оказаться в тюрьме, поскольку в их кругах на воле это считается престижным. Они были искренне удивлены, что все оказалось не так.
В этой колонии содержатся очень разные подростки. Есть такие, от разговоров с которыми мороз идет по коже, и тебе самой не хочется столкнуться с этим человеком в темном переулке. Несколько подростков убили дедушку или бабушку, чтобы обокрасть. Другой изнасиловал маленькую сестру. Его навещают родители, хотя обычно к парням, совершившим страшные вещи, почти никто не приезжает. Есть и те, кто «залетел» по глупости — на наркотиках или случайных драках.
У многих родители пьют и не занимаются воспитанием детей. В родительский день приезжает только около 10% родителей.
У многих заключенных очень большие сроки, поэтому в 18 лет их переведут во взрослую тюрьму.
Руководство этого учреждения не поощряет тюремное самоуправление, как во взрослой колонии. Но подростки сами где могут играют в «настоящую тюрьму». Парень в спортивном костюме, который сидит в кресле под плакатом с изображением Иисуса Христа, — их вожак. Заключенные начали общаться только после того, как он заговорил со мной. Некоторые так и не вступали со мной в контакт, а я так и не поняла — они не хотели или им было нельзя.
Есть еще один ритуал, который они взяли из взрослой зоны. Мальчик, который стоит у окна на лестнице, — осведомитель. Как только кто-то входит в их корпус, он начинает нараспев выкрикивать информацию о входящем.
Очень страшно, что эти подростки вернутся в эти же семьи и к тем же друзьям. В России нет адаптационных центров для таких детей, поэтому очень часто они совершают рецидив.
Я хочу уменьшить стигму в отношении заключенных в России. Хочу, чтобы правительство разработало программу по адаптации заключенных после их освобождения. Все эти юноши когда-нибудь выйдут на свободу, и лучше для всех, чтобы они не становились опять угрозой безопасности страны. Также я хочу, чтобы люди подумали о своих детях и не теряли с ними контакт, который так необходим именно подросткам.
Исправительная колония – это один из основных видов исправительного учреждения, в котором отбывают наказания несовершеннолетние преступники, ранее отбывавшие лишение свободы, заключенные за намеренные преступления, которые были совершены в период отбывания наказания, а также те, кто был переведен из легких или строгих условий.
3 наиболее популярных ИК для подростков в России
Со временем исправительных колоний на территории России становится все меньше за счет сокращения числа малолетних преступников . В 2007 году в РФ было 62 воспитательных колонии, где находилось более 16 000 человек. На 2018 год их число сократилось до 23, что почти втрое меньше, а число осужденных на 1 ноября 2018 года составило 1318 человек.
Режимы и условия содержания
Сейчас в воспитательных колониях созданы лучшие условия для содержания подростков. Они живут в небольших комнатах по 4-5 человек, в каждой из которых есть собственный телевизор, холодильник, рабочий стол. В коридоре – несколько душевых, где заключенные моются. Бань на территории колоний не имеется. Осужденные не дежурят, они только учатся и работают.
После прибытия в колонию, подросток две недели находится на карантине . Там он привыкает к местным обычаям и приспосабливается к новому мету жизни. Также его осматривают врачи, беседует психолог, после чего заселяют в комнату.
Распорядок дня
В таблице приведено примерное расписание дня несовершеннолетних заключенных.
Подъем | 7:00 |
Физическая зарядка | 7:00-7:15 |
Утренний туалет и заправка постелей | 7:15-7:35 |
Утренний осмотр | 7:35-7:45 |
Завтрак | 7:45-8:45 |
Развод на работу или учебу | 8:45-9:00 |
Работа | В соответствии с ТК РФ. Для осужденных младше 16 лет – менее 24 часов в неделю, для лиц от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. Поэтому расписание работы составляется индивидуально в зависимости от возраста. |
Учеба в школе и самоподготовка | Индивидуально в каждой колонии. но, как правило, это время до обеда. С 9:00 до 12:45 |
Подготовка к обеду | 12:45-13:00 |
Обед | 13:00-14:00 |
Дневная проверка | 14:00-14:10 |
Съем с работы | 14:10-14:25 |
Проведение воспитательных мероприятий | 14:25-17:30 |
Подготовка к ужину | 17:30-18:00 |
Ужин | 18:00-19:00 |
Личное время | 19:00-20:30 |
Вечерняя проверка | 20:30-21:00 |
Подготовка ко сну | 21:00-22:00 |
Отбой | 22:00 |
В каждой колонии в зависимости от местных условий, продолжительности светового дня и других составляющих расписание может сильно отличаться.
Питание
Еда несовершеннолетним заключенным предоставляется бесплатно. В колонии трехразовое питание.
Рацион питания очень похож на рацион совершеннолетних осужденных, только с повышенной нормой питания, которая включает в себя разнообразные овощи, ягоды, фрукты, колбасные изделия, сыр, масло, соки, творог, сметану, яйца, сладости и сдобную выпечку, мясо птицы и другое.
О том, как питаются в тюрьме, читайте .
Примерное меню
Завтрак :
- каша/яичница;
- яйцо/творог со сметаной;
- бутерброд с маслом и сыром;
- какао/чай/кофе;
- сахар;
- банан/яблоко/апельсин.
Обед :
- щи/борщ/рассольник/куриный суп-лапша;
- мясо/ряба/консервы с гарниром (картофель/рис/макароны/гречка);
- сок/компот из сухофруктов;
- хлеб;
- салат из свежих овощей;
- фрукт или овощ.
Ужин :
- мясо/рыба с гарниром (картошка/гречка/рис/макароны) или пельмени;
- творог со сметаной;
- бутерброд с колбасой и сыром;
- сдобная выпечка;
- чай/какао/компот;
- сладость;
- фрукт.
Работа
Работают заключенные в соответствии со статьей 92 ТК РФ , которая определяет количество рабочих часов для разных возрастов. На территории многих колоний находятся парники и теплицы, в которых осужденные выращивают овощи. Также они работают на кухне, помогают готовить еду, накрывать на стол, трудятся в швейном цехе и в мастерских.
Учеба
В воспитательных колониях есть свои собственные школы, в которых проводятся занятия с осужденными. Обучение пятидневное, уроки длятся по 40 минут. По статистике третья часть из всех осужденных до попадания в колонию обучались в учебных заведениях, остальная часть образованием заняты не были. Поэтому в школе обучение организуется по ступеням.
- 1 ступень – дается начальное общее образование, срок обучения составляет 4 года. Усвоение программы проходит в более ускоренном темпе.
- 2 ступень – основное общее образование, срок обучения 5 лет. На этом этапе происходит усвоение обучаемыми ранее изученных программ, формирование личности каждого, с использованием индивидуального подхода. Эта ступень является базой для получения среднего полного образования.
- 3 ступень – среднее полное образование сроком обучения 2 года. Это завершающий этап, который заключается в закреплении всего усвоенного материала.
В колониях поощряется участие в различных кружках детской самодеятельности. К каждому ребенку находится индивидуальный подход. Осужденные могут раскрыть свои таланты и личное мастерство.
Развлечения и отдых
В колонии есть клуб с большим залом и сценой, где дети выступают на праздники. Они с помощью воспитателей устраивают мероприятия, проявляют свои таланты и творческие способности в разных сферах. Также здесь есть библиотека с широким выбором книг отечественных и зарубежных писателей, различные журналы и газеты.
Присутствуют в колониях и игровые комнаты . В них дети могут отдохнуть и развлечься, поиграв в развивающие настольные игры, шашки, шахматы и др. Также дети могут прослушивать радиопередачи, смотреть телевизор в установленное время. На определенное время воспитанники могут покинуть колонию с преподавателем или родственниками, посетить культурно-развлекательное мероприятие.
Здесь есть свой медпункт, в котором принимают специалисты в случае возникновения проблем со здоровьем.
Религиозные вопросы
На территории любой колонии в РФ находится храм , куда часто приглашают священнослужителей, проводятся Божественные литургии и беседы с осужденными на темы нравственного характера. В храме есть специальная молельная комната, дети могут приходит сюда по выходным.
Также в колонии разрешается наличие различной религиозной атрибутики (крест, книги, иконы и т.д.) Многие воспитанники крестятся в храме на территории колонии. Некоторые же считают, что существует поверье, в котором сказано, что если примешь веру здесь, то обязательно вернешься. Дети в это верят и многие боятся.
Свидания и посещения
Для осужденных, которые проживают в обычных условиях (есть еще легкие и , где денег и кол-во свиданий либо меньше, либо больше, чем при ), разрешается:
- Расходовать каждый месяц на продукты питания и предметы первой необходимости деньги с лицевых счетов в размере 10 800 рублей, а также различные пособия и льготы.
- Иметь 8 и 4 свидания в год.
О количестве и особенностях свиданий в колониях строгого режима написано в .
Передача продуктов и вещей
Получение передач и бандеролей для несовершеннолетних заключенных разрешено в неограниченном количестве . осуществляются в специальных помещениях. Старший инспектор колонии должен вести учет всех полученных бандеролей. Родственник, доставивший посылку, должен расписаться на двух заявлениях, один из которых оставить себе, другой – в колонии.
Запрещенные в бандеролях предметы изымаются. Вскрытие их производит тот же старший инспектор.
Передача продуктов и вещей в исправительную колонию основывается на Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы».
Осужденным запрещается получать в посылках и приобретать на собственные деньги :
Отличия условий содержания мужских от женских детских тюрем
Представители мужского и женского полов содержатся в разных воспитательных колониях. Женских воспитательных колоний в стране всего 2, а мужских – 21 .
Девочки работают в швейных цехах, на кухне, мальчики же чаще всего занимаются другой работой, предназначенной для мужских рук, – трудятся в мастерских, собирают детали, строгают и пилят мебель.
Девочкам разрешают ухаживать за собой, делать макияж, различные прически, красить ногти. В колониях для парней и девушек различаются некоторые предметы, преподаваемые в школе. Но в общем целом условия содержания мужских детских колоний от женских мало чем отличаются.
Со скольки лет туда можно попасть по законодательству?
Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему осужденному лишь в исключительных случаях , обусловленных характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного.
Лишение свободы ни при каких обстоятельствах не может быть назначено лицу, совершившему в несовершеннолетнем возрасте преступление небольшой тяжести впервые. Лишение свободы также не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему в возрасте до 16 лет (включительно) преступление средней тяжести впервые.
Независимо от санкции статьи Особенной части УК и независимо от возраста лица на момент постановления приговора, наказание в виде лишения свободы не может превышать:
- для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление, - шесть лет лишения свободы;
- для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) особо тяжкое преступление, - 10 лет лишения свободы;
- для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте старше 16 лет преступление независимо от его категории, - 10 лет лишения свободы.
Нижний предел наказания в виде лишения свободы, установленный в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за тяжкое или особо тяжкое преступление, сокращается в два раза.
Из каких частей состоит воспитательный процесс подростков?
Исправление и воспитание несовершеннолетних преступников происходит на протяжении всего времени нахождения в колонии. В школе им дают необходимую базу знаний, формируют в каждом из них индивидуальную личность. Очень часто приходят психологи для бесед с подростками. Они находят личный подход к каждому из них, пытаются вникнуть во все проблемы, которые происходили, про их семейную обстановку, почему они совершили преступление и т.д.
Часто в колонии проводятся различные воспитательные мероприятия , где несовершеннолетним осужденным раскрываются нехорошие поступки, их последствия, анализируются все совершенные ошибки. На таких беседах усилие делается на формирование в каждом ребенке понимания где добро, а где зло. Для них устраиваются мероприятия по обсуждению художественной литературы. На более глубоких примерах рассматриваются плохие и добрые поступки.
Варианты путей исправления, УДО
Как и в любом исправительном учреждении, в воспитательных колониях возможно досрочное освобождение или замена наказания на более легкое. Оно может предоставиться по медицинским показателям, а также за хорошее поведение и трудолюбивость, если за время отбывания наказания заключенный не получал строгих замечаний.
В соответствии со статьей 93 УК РФ УДО для несовершеннолетнего возможно, если он отбыл не менее 1/3 наказания за преступление небольшой, средней тяжести или за тяжкое преступление, осужденным за особо тяжкое преступление необходимо отсидеть 2/3 срока.
3 истории заключенных. «Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать» – Витя, 14 лет
Катя, 20 лет :
«В детстве мама после смерти отца постоянно пила и мы с братом были предоставлены сами себе. Часто бродили по всяким заброшенным зданиям, подъездам. Есть было нечего и мы стали воровать в магазинах. Один раз поймали и отпустили, решив, что так каждый раз будет с рук сходить, перешли на квартиры. В день ограбили несколько квартир, взяли деньги и драгоценности. Не успели продать, нас быстро поймали и вскоре отправили в исправительную колонию. Мне было 12, брату – 14.
Попали мы в разные места и не виделись до тех пор, пока не отбыли срок. Там, где я находилась, поначалу было очень грустно. Я скучала по брату и маме. Она почти не приезжала, а я каждый раз ждала встречи, все время надеялась на то, что она привезет мне какую-нибудь вкусную еду или игрушки. Я завидовала другим детям, к которым приезжали родители. Они были такие счастливые.
Несмотря на это, в колонии мне жилось лучше, чем дома. Здесь хорошо кормили, с нами постоянно занимались. В свободное время мы все время торчали в детской игровой комнате, иногда смотрели мультики по телевизору. Я привыкала, и когда мой срок истек, мне было даже грустно возвращаться домой. Я не знала, что буду там есть, чем буду заниматься. Возвращение в обычную жизнь далось мне очень тяжело.»
Михаил, 16 лет :
Я попал в колонию из-за того что ножом убил своего отчима, когда тот пытался напасть на маму. Я был в состоянии шока, и не понял, как все это произошло. В колонии было очень много мальчиков моего возраста. Но мы жили по 4 человека в одной комнате, общались тоже такими же группами. Поначалу там тяжело найти общий язык, но спустя время привыкаешь.
Утром мы занимались в школе и выполняли трудовую работу. Я очень любил посещать кружок мастерства, где мы вырезали из дерева. Все сделанные нами поделки выставлялись на самые видные места. Я очень скучал по дому и маме с моим родным папой. Они навещали меня как только могли и привозили много продуктов. Я всегда делился со своими друзьями, у нас так было положено.
Я скучал и каждый день думал о возвращении, о том, что больше никогда не сделаю ничего плохого. Много учился и читал книги, чтобы хотя бы как-то скоротать свои дни в этом месте. И, к моему счастью, вышел раньше, по УДО.»
Витя, 14 лет :
«В колонии было очень тяжело, так и не передашь словами всю ту атмосферу. Большинство детей, обделенных жизнью и лишенных семейного счастья, находились именно здесь. За каждый косяк могли сильно избить свои же. В колонии это все знали, но закрывали глаза. Что только тут не происходило… Один раз парень перепутал и случайно взял не то полотенце, так его так исколотили другие мальчишки, что бедного долго в местном медпункте мариновали.
По собственному опыту могу сказать, что на малолетке не воспитают в тебе хорошего человека, а наоборот сделают еще более черствым и гнилым. Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать. Мало очень нормальных было, с которыми можно пообщаться. Попал сюда по глупости, но постараюсь больше никогда не возвращаться.»
Подводя итог данной статьи, хочется отметить, что несмотря на достаточно хорошее содержание в воспитательных колониях, попасть в них – очень страшно . Многие подростки выходят оттуда с еще более покалеченными судьбами, с потерянным детством. По глупости совершив преступление, можно мучиться всю оставшуюся жизнь, так и не смирившись с произошедшим.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
В каждой стране существует своя тюремная система, отличающаяся наличием определенных правил и условий содержания заключенных. И нередко они не только не отвечают никаким стандартам и нормам, но и противоречат адекватному сосуществованию людей на одной территории. Отдельного внимания в этом плане заслуживают исправительные колонии и тюрьмы, где содержатся несовершеннолетние.
Турецкая тюрьма
Самым ярким примером нечеловеческого обхождения с заключенными и жестокими тюремными правилами, является турецкая тюрьма - Диярбакыр, где малолетние преступники отбывают свое наказание вместе с взрослыми. Это связано с особенностью турецкого законодательства, где предусмотрено заключение детей не только на условный и короткий, но и весьма длительный срок.
Условия в этой тюрьме ужасают - отсутствует какая-либо медицинская помощь, камеры переполнены, а охранники позволяют себе избивать заключенных и применять к ним различные пытки. Это оказывает необратимое воздействие на неокрепшую психику подростка, который, по сути, еще является ребенком.
Эстонские тюрьмы
Турция — далеко не единственный пример, где несовершеннолетние и дети находятся в одном и том же исправительном учреждении вместе с взрослыми. Так, в Эстонии несовершеннолетние заключенные также отбывают свой срок со старшими людьми. Тем не менее, здесь присутствует разделение на мужские и женские тюрьмы открытого и закрытого типов. Не говоря уже о том, что условия содержания сильно отличаются от турецких.
Важная особенность эстонских тюрем - это возможность социализации заключенных, что очень важно для малолетних преступников, которые еще не в полной мере могут осознать факт своего заключения и дальнейшие его последствия в жизни.
На сегодняшний день в Эстонии существуют две тюрьмы, где содержатся несовершеннолетние. Это закрытая женская тюрьма Харку и мужская закрытая тюрьма Вильянди, которая имеет открытое отделение. В женской тюрьме на сегодняшний день содержится пять несовершеннолетних, в то время как в мужской насчитывается около 100 заключенных в возрасте от 13 до 21 года.
Особенности обеих тюрем - это возможность получения рабочих специальностей для дальнейшего трудоустройства, обучение и получение сертификата о среднем образовании. На территории эстонских мест лишения свободы работают свои производства, обеспечивающие содержащихся под стражей лиц работой.
К тому же, женская тюрьма Харку предусматривает воспитание некоторыми женщинами детей возрастом до трех лет, в тюрьме присутствует специальная детская комната с кроватями и игрушками. Средний срок заключения в Харку составляет 4 года.
В Вильянди и Харку предусмотрено разделение площади тюрем на жилую и рабочую зоны, присутствуют прачечная и медицинская комнаты.
Германия
Германия - ведущая европейская страна, известная своей строгой ювенальной юстицией и привлечению родителей незаконопослушного ребенка как к материальной, так и уголовной ответственности. Тем не менее, тюрем для несовершеннолетних в стране как таковых нет.
Существуют определенные отделения при тюрьмах, где содержатся заключенные в возрасте от 14 лет до 21 года, которые получили столь строгое наказание в виду совершения особо тяжкого преступления - убийства, изнасилования или им подобных правонарушений.
Условия пребывания подростков, как и других заключенных, в немецких тюрьмах находятся на высоком уровне. Обычно тюремное заведение имеет развитую инфраструктуру, в которую входят церковь, тренажерный и актовый залы, спортплощадки, теннисный корт, библиотека, врачебные кабинеты и хлебопекарни, кухня и фабрика.
Особенность немецких тюрем - это наличие сверхнового медицинского оборудования в лазаретах, позволяющего проводить операции, комплексное обследование и лечение заключенных. Наряду с медиками в штат сотрудников немецких тюрем входят психологи, которые осуществляют работу по адаптации подростков, и работают с ними согласно индивидуальным реабилитационным программам.
В виду «мягких» приговоров для несовершеннолетних в стране, пребывание под арестом может длиться не более одного месяца или сводится всего к полугоду, в случае более серьезного нарушения.
Сложно не упомянуть США, когда разговор заходит о тюремном устройстве в различных странах, так как Америка находится на первом месте по количеству отбывающих наказание малолетних преступников - их численность составляет 90 000 человек.
При этом законодательство предусматривает полную ответственность детей за совершенные ими преступления, вплоть до смертной казни в возрасте 13-14 лет. Аналогичную меру наказания практикуют только еще три страны - ЮАР, Танзания и Израиль. В США также возможна замена казни пожизненным заключением без права на досрочное освобождение. У таких заключенных всего лишь один шанс выбраться из тюрьмы - смертельная болезнь на своей последней стадии.
Особенность тюрем в США состоит в различии судебных приговоров и предусмотренных судом мер наказаний от штата к штату. Так, посадить несовершеннолетнего в тюрьму могут в 26 штатах только за прогул школы или побег из дома. Хотя главные решения о мерах пресечения незаконной деятельности подростка выносятся федеральными органами.
Как и в большинстве тюрем, тюрьмы в США разделены на женские и мужские, а подростки отбывают свое наказание отдельно от взрослых.
На территории РФ распространена практика содержания несовершеннолетних, вплоть до возраста 19 лет, под стражей в специальных воспитательных колониях, которые еще не так давно носили название воспитательно-трудовых исправительных учреждений.
В них установлены различные условия отбывания наказаний, которые могут быть как строгими, так и облегченными или обычными, на льготных основаниях или с одиночным содержанием, в зависимости от предусмотренного наказания, которое регулируется 17 главой УК РФ.
На территории страны функционирует 41 воспитательная колония, где пребывало около 2000 человек на 1 сентября 2014 года.
Тем не менее, Россия недалеко ушла от США по количеству несовершеннолетних заключенных, она занимает второе место при 15 000 подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы и 7 000 подростков, ожидающих своего приговора в СИЗО.
Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.
В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.
Школа, вуз, работа
Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных
В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.
«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».
Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.
В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных
Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.
«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».
В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.
Поломанные судьбы
На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных
В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.
«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».
В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.
Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.
«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».
Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.
«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».
Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.
«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».
Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.
«Вы нас не боитесь?»
Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных
Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.
При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.
«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».
Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.
«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».
Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных
Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.
«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».