Последние статьи
Домой / Дом / Водительские права могут разделить на любительские и профессиональные. Новый закон о водителях любителях и профессионалах Чем отличаются любительские права от профессиональных

Водительские права могут разделить на любительские и профессиональные. Новый закон о водителях любителях и профессионалах Чем отличаются любительские права от профессиональных

сайт/Александр Авилов

Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал сайт председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.

С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. "Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - рассказал Лобарев.

Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. "За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - рассказал Лобарев.

По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.

По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.

"Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях", - подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.

По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. "Любительскими" считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.

Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.

Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.

"Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше", - отметил он.

Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. "Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой "Газели", наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может", - рассказал он.

По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. "Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе", - заметил Войтко.

Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов . В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на . Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды . Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы .

Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно . Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса . В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить для электромобилей.

Профессиональный стандарт для водителей - это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.

Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.

Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.

Кто попадает под новые требования?

Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:

  • профессиональные водители автомобилей категорий В (в том числе пассажирского такси), ВЕ, С, С1, СЕ, С1Е, D, D1, DE, D1E;
  • водители троллейбусов и трамваев (Tb и Tm);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.

Профессиональный водитель легкового автомобиля

Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:

  • правила и порядок страхования ОСАГО;
  • основы наблюдения за обстановкой на дороге;
  • виды ответственности за нарушение ПДД;
  • основные признаки неисправностей, которые могут возникнуть в ТС;
  • влияние погодных условий на безопасность на дороге;
  • как обеспечить детскую безопасность в автомобиле;
  • как вызвать аварийные и спасательные службы и т.п.

Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.

Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.

Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу - Вы не имеете права быть таксистом.

Что должен уметь профессиональный водитель?

Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:

  • умение исправлять мелкие неисправности автомобиля, если это не связано с разборкой агрегатов и узлов ТС (поменять колесо, лампочку в фаре и т.п.);
  • уметь безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров;
  • прогнозировать опасные ситуации на дороге, предотвращать их, своевременно принимать решение при их возникновении;
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.

Требования к водителю грузовика

Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:

В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.

Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Профессия водитель опасна и трудна!

Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.


Чиновники Министерства транспорта готовят к концу 2017 года реформу водительских прав.

Главная идея очередных изменений ПДД в разделении всех водителей России на две группы – водителей профессионалов (таксистов, дальнобойщиков, шоферов автобусов) и водителей любителей, не зарабатывающих на перевозках людей и грузов.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

В водительских правах будет специальная отметка, разделяющая водителей на любителей и профессионалов. Изменится и система подготовки. Для профессионалов обучение в автошколах усложнится, для любителей, наоборот, упростится.

Чем будут отличаться ВУ для любителей и профессионалов?

В профессиональных водительских правах, после изменения в ПДД по европейскому образцу, появится международная отметка «код 95», подтверждающая высокую степень подготовки водителя и допуск к коммерческой перевозке пассажиров и товаров.

Разделы:


После реформы водительских прав большими машинами смогут управлять только профессионалы. .

Зачем разделять права на профессиональные и любительские?

Идея разделения водителей на две группы принадлежит первому вице-премьеру России Игорю Шувалову. Она возникла на фоне череды крупных ДТП, совершенных слабо подготовленными водителями автобусов и грузовиков.

Цель реформы водительских удостоверений в 2017 году – оставить за рулем крупной и наиболее опасной техники (грузовиков, автобусов, такси) компетентных водителей, убрать из этой сферы случайных людей.


У меня есть права, мне нужно будет их менять?

Массовая замена прав не коснется обычных водителей. Бежать и менять права категорий А и B не нужно сейчас и не потребуется потом.

Обычные, сегодняшние «легковые» права, очевидно, будут меняться на любительские естественным путем: в момент плановой замены раз в 10 лет или при утере удостоверения.

Скорее всего, переход на два вида прав будет поэтапным и займет несколько лет. Переходный период – когда действительными будут как старые, так и новые легковые права может составить до 10 лет.


У меня нет прав, что надо знать о получении прав?

Теперь будут две программы для водителей: общеобразовательная и профессиональная

Водители – любители, прошедшие только общеобразовательную программу, не смогут ездить на автомобилях массой более 7,5 тонн и микроавтобусах вместимостью более 16-ти пассажирских мест. Максимальными категориями для любителей станут C1 и D1.

Водители-профессионалы, занятые в коммерческих перевозках грузов и пассажиров смогут открывать в правах категории C, D и Е только после прохождения «профессионального обучения». Разработка углубленных программ для профессиональных водителей ведется в Минобрнауки.

В рамках реформы из программ для обычных водителей, использующих машины в личных целях, исчезнут разделы, связанные с перевозкой «навалочных и сыпучих грузов» и «диспетчерское руководство работой подвижного состава». Обучение упростится.

Профессионалов за рулем будут учить действиям в сложных ситуациях, приемам контраварийного вождения, навыкам управления транспортным средством в условиях гололеда, низкой видимости и низких температур.

Водителей-профессионалов обяжут раз в 5 лет подтверждать квалификацию заново, сдавая экзамены в ГИБДД. Прием на профессиональную работу водителя-любителя будет караться большими штрафами ГИБДД, а в некоторых случаях уголовным преследованием.


Критика реформы водительских прав

Уровень водителей в России низкий, однако реформа в озвученном виде может еще больше осложнить ситуацию и негативно сказаться на экономической обстановке. Есть риск, что разделение водителей на любителей и профессионалов - часть кампании по «наезду» на дальнобойщиков, проявивших в 2016-2017 организованное недовольство введением системы «ПЛАТОН». Бизнес водителей фур часто непрозрачен. Отделение этой группы граждан от остальных водителей позволит применять точечные меры давления.

С другой стороны, в крупных городах России ощущается дефицит водителей общественного транспорта. На эту работу уже сейчас приходится нанимать трудовых мигрантов, обеспечивать их жильем и социальными гарантиями. Усложнение процедуры получения прав нанесет удар по общественному транспорту в городах-миллионниках.

Когда вступят в силу эти изменения ПДД?

Описанные изменения не приняты, а только готовятся к принятию. Если реформе дадут зеленый свет, разделение водительских прав на две большие категории начнется в 2018 году.

Министерство Транспорта РФ подготовило существенные изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года. В случае вступления в силу изменений , в нашей стране водителей разделят на любителей и профессионалов. Так, планируется что водители, которые управляют автомобилями для осуществления предпринимательской деятельности либо работают водителями, должны будут раз в 5 лет проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены. Успешную сдачу экзаменов будет подтверждать специальная отметка в водительских правах.

То есть Минтранс РФ предлагает вернуть старую систему выдачи прав, разделив водительское удостоверение для любителей и профессионалов. Для того чтобы этот закон заработал также планируется внести поправки в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В рамках этих поправок будут разработаны , которые будут разделены между водителями любителями и водителями профессионалами.

В частности, для водителей любителей будут разработаны облегченные программы подготовки, в рамках которых можно будет обучиться только на категории "A1", "A", "B1", "B", "D1", "D1E", "С1", "C1E".

Для того чтобы получить категории "C", "D", "Е" (и их подкатегории для транспортировки прицепов) для работы по найму, водителям будет необходимо пройти специальную программу профессиональной подготовки а затем сдать специальные , получив отметку в водительские права.

В этом случае всем профессиональным водителям необходимо будет проходить переподготовку 1 раз в 5 лет в специальном учебном учреждении, после чего сдать снова экзамены в ГИБДД. По результатам экзаменов будет проставляться новая отметка на 5 лет, которая разрешает управлять автомобилем при использовании машины в предпринимательских целях.

В настоящий момент законопроект о разделении водителей-любителей и водителей-профессионалов опубликован на Едином портале проектов правовых актов для общественного обсуждения. Мы провели традиционный анализ нового закона и решили ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у автолюбителей в связи с возможным его введением в ближайшие годы.

Можно ли будет принимать на работу водителей-любителей?


Согласно новому закону, который разработал Минтранс РФ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.

То есть, по сути, в случае вступления закона в силу, водители не имеющие специальную отметку в водительских правах не смогут устроиться на работу. Те же кто будет работать водителем в момент вступления закона в силу скорее всего будут направлены работодателями на переподготовку в автошколу с последующей пересдачей экзаменов, которые подтвердят профессиональную классификацию водителей работающих по найму.

Какая ответственность будет предусмотрена в случае, если водитель-любитель будет управлять автомобилем на котором осуществляется предпринимательская и трудовая деятельность?

Законопроект Минтранса, который вносит изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" предусматривает внесение изменений в статью 25. Так статью предлагается дополнить пунктом 4.1.

Вот выдержка из нового закона:

... 4.1 Право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности подтверждается водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия...

То есть в случае вступления нового закона в силу, управление автомобилем для предпринимательской или трудовой деятельности без специальной отметки органов ГИБДД будет запрещено. Так что в будущем подобное нарушение будет приравнено к езде .

На какой срок будут выдаваться права водителя-профессионала?


Согласно законопроекту планируется что профессиональные права будут выдаваться на 5 лет. Это будет регулироваться пунктом 6.1 статьи 25 закона "О безопасности дорожного движения". Вот выдержка из нового закона:

... 6.1. Отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет...

Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?

Согласно нововведениям после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем обратиться в ГИБДД предоставив медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка, подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.

Какие категории можно открыть в правах водителю-любителю?


Согласно новому закону водитель-любитель пройдя укороченный курс подготовки в автошколе может получить следующие категории: "А", "А1", "В", "В1", "D1", "D1E", "С1", "C1E".

Какие категории можно открыть в правах только пройдя профессиональную подготовку в автошколе?


Согласно новому законопроекту в случае его подписания и вступления в силу, для того чтобы открыть в правах категории "D", "DE","С", "CE" нужно пройти специальную подготовку в образовательном учреждении и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД. Эти категории в правах нужно будет подтверждать каждые 5 лет, проходят переобучение и пересдачу экзаменов в Госавтоинспекции.

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Да Нет

Возможность получить российские водительские права определена национальным законодательством. Соответствующие условия, определяющие правомерность их выдачи, прописаны положениями закона, регламентирующего безопасность движения N 196-ФЗ.

Общие правила получения прав с 16 лет

Желание сдать на права по достижении 16 лет, возникает довольно часто. Однако, получение прав — это процедура, содержащая требования, которые касаются не только выполнения соответствующих экзаменационных нормативов, включающих теоретические знаний и навыки практического вождения необходимой категории ТС. Для ее прохождения существуют и ограничения по возрасту.

На сегодняшний день действующими являются нормы Федерального закона о ПДД с учетом внесенных в него изменений. Ими был установлен новый перечень существующих подкатегорий ТС. Новая редакция статьи 25 данного нормативного акта включает в перечень типов ТС , а также 6 подкатегорий ТС.

В соответствии с требованиями закон о БДД по достижению 16-летнего возраста лицо имеет возможность получить водительское удостоверение и управлять ТС в единственном случае, если оно собирается управлять транспортом, относящимся к и подкатегории «A1.»


Требования к прохождению обучения

Несмотря на жесткие возрастные ограничения и то, что указанная категория — это транспортное средство небольшой мощности, получить водительские права с 16 лет можно только при выполнении требований, которые предъявляются к экзаменующемуся лицу, прошедшему полный курс теории и практики вождения.

Примерная программа проф. обучения водителей ТС действует по утвержденному Минобрнаукой в России приказу N 1408. В соответствии с данным приказом такое обучение делится на базовый курс, который должен изучаться только один раз при получении необходимой подкатегории, а также курс, который нужно изучить для переподготовки водителя на другую категорию ТС Такие требования прописаны в Примерной программе, регламентирующей переподготовку водителей ТС с категории «M» на подкатегорию «A1», утверждённой Минобрнауки в России от 12.05.2015 N 486.

Права с 17 лет

Вопрос можно ли получить права в 17 лет, всегда остается популярным среди молодежи. Однако, те, кто желает до 18 лет сдать экзамены и получить водительские документы, которые относятся к категории «В» и «С» могут это сделать, начиная только с 17 лет.

При этом водительское удостоверение, национального российского образца ему будет выдано только после достижения им 18 лет.

Кандидат в водители, получивший удостоверение, должен был в обязательном порядке учиться в автошколе, поскольку документ о том, что такое обучение пройдено, должен предоставляться при сдаче экзаменов.

Кроме общих требований, которые устанавливает п. 18 Правил, утв. Постановлением N 1097, п.п. 21 —23 Админрегламента, а также закон о БДД, если заявителям является лицо возраст которого составляет от 16 до 18 лет (и при этом такое лицо не состоит в браке и не является полностью дееспособным) необходимо предоставлять письменное согласие его законных представителей для того, чтобы сдать экзамены и получить водительское удостоверение.

При прохождении учебной программы особое внимание уделяется вопросам психологии водителя. При изучении предмета, который касается основ управления ТС, внимание уделяется принципам экологии и экономичного управления транспортом, а также обеспечению безопасности слишком уязвимых участников движения на дорогах, в том числе и безопасности детей-пассажиров.

Рассмотрение законопроекта о перспективе получать права на автомобиль с 16 лет

Не так давно в Госдуму России был внесён на рассмотрение законопроект, предполагающий поправки в закон о БДД, целью которого будет возможность допуска лиц с 16 до 18 лет, имеющих права категории «U», к управлению ТС категории «В». Однако трудности в его реализации касаются необходимости изменить не только Гражданский кодекс, но и нормы, прописанные Конституцией РФ.


На сегодняшний день позиция законодателей по поводу возрастных ограничений, связанных с получением удостоверения на категорию «В» то, есть возможностью водить легковую машину, напрямую коснется необходимости сдвига на законодательном уровне дееспособного возраста с существующих 18 до 16 лет.

Тем, кто интересуется вопросом, как получить права, следует знать, что на сегодняшний день в 16 лет удостоверение на категории «М» и «А1» выдаются лицам, прошедшим полный курс обучения, который, как правило, составляет 1,5-2 месяца либо двухнедельную переподготовку. Такой курс обучения предполагает изучение теории законодательства, а также обучение практическим навыкам вождения ТС.