Последние статьи
Домой / Прописка / Судебная практика по ст 121 ск рф. Теория всего

Судебная практика по ст 121 ск рф. Теория всего

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 121 СК РФ

1. Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве. Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В России ежегодно готовятся государственные доклады о положении детей в стране, принимаются федеральные целевые программы «Дети России». В субъектах Российской Федерации также принимаются акты, направленные на поддержку семьи и детства. Так, правительством Свердловской области принято Постановление от 4 декабря 2002 г. «О концепции реализации государственной семейной политики Свердловской области на период до 2015 года» .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 «Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации».

Областная газета. 10.12.2002.

2. В СК РФ впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 1 комментируемой статьи. Он не является исчерпывающим. Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей, и он шире приведенного в СК РФ. В данном Законе в дополнение к перечню СК РФ названы: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Этим Законом даны легальные определения таких понятий, как:

1) дети-сироты — это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;

3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя либо они остались без их попечения.

Для указанных лиц вышеназванным Законом был введен ряд социальных гарантий, в первую очередь в жилищной сфере; им также гарантировалось сохранение права собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям, и права на земельные доли, полученные их родителями в ходе приватизации и реорганизации юридических лиц агропромышленного комплекса.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ п. 1 комментируемой статьи был дополнен упоминанием о еще одном факте, порождающем правовое состояние «ребенок, оставшийся без попечения родителей», — создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
———————————
На практике встречается заблуждение о том, что ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует СК РФ.

3. Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот).

С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов. В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или до устройства их в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
———————————
См.: п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием // Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

4. По мнению законодателя, в перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов — органов опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Федерации (п. 2 комментируемой статьи).

В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территории которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Так, например, постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г. N 174-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области» установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлениями губернатора Иркутской области «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» и правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. N 2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства. В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача — устройство детей, оставшихся без родительского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства. Деятельность любых других лиц (юридических или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 комментируемой статьи).

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарии к ст. 121 СК РФ


1 - 2. В ст. 121 СК РФ установлены институциональные основы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Комментируемая статья определяет центральное правовое средство указанной защиты - это органы опеки и попечительства. На отмеченные органы возлагается обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей в тех случаях, когда несовершеннолетние остаются без попечения родителей. Отмеченные случаи в форме открытого перечня перечислены в п. 1 ст. 121 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ). Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.). Законами субъектов РФ государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепляются законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ, а также Законом об опеке.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении конкретного подопечного возлагаются на тот орган, который установил над ним опеку или попечительство, а при перемене места жительства подопечного эти полномочия возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в соответствии с Законом об опеке (ст. 34 ГК, ст. 9 Закона об опеке).

В связи с опекой и попечительством основными функциями (полномочиями) органов опеки и попечительства являются (ст. 8 Закона об опеке): выявление детей, оставшихся без родительского попечения, подбор и назначение опекунов или попечителей, осуществление надзора за деятельностью названных лиц и др. По сути дела, эти функции и составляют основу юридической процедуры организации и осуществления опеки и попечительства. Названные полномочия в целом нужно подразделить на следующие: информационные (по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей), контрольные (предварительный контроль за назначением опекуна или попечителя, последующий контроль за осуществлением названными лицами своих обязанностей) и другие (в случаях, предусмотренных законом, - функции опекуна или попечителя и прочее).

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об опеке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, ряд полномочий органов опеки и попечительства (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах), могут выполнять отдельные юридические лица: образовательные и медицинские организации и др.

Официальный текст :

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий юриста :

Потеря родителей влечет за собой утрату их заботы о своем ребенке. Иначе говоря, утрату родительского попечения о несовершеннолетних детях, которые по своему возрасту в такой заботе нуждаются. Иногда сиротой считают ребенка, потерявшего одного из родителей. Но в правовом смысле к оставшимся без попечения родителей относятся, во-первых, те дети, чьи родители умерли (когда умирает одинокая женщина-мать, ее ребенок тоже становится сиротой); во-вторых, дети, о которых здравствующие родители не могут или не хотят заботиться.

К таким родителям относятся:

Лишенные родительских прав;
- ограниченные в родительских правах;
- признанные судом полностью недееспособными;
- признанные судом безвестно отсутствующими;
- страдающие тяжелым психическим заболеванием;
- находящиеся в местах лишения свободы.

Здесь имеют место объективные причины отсутствия родительского попечения. Другой, более распространенной причиной так называемого социального сиротства является, как правило, нежелание родителей заботиться о своих несовершеннолетних детях, так как их место нахождения неизвестно; они относятся к лицам, не имеющим постоянного места жительства; страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией; имея другую семью, никак не проявляют заботы о детях от предыдущего брака; всячески уклоняются от выполнения родительского долга по содержанию, воспитанию своих детей.

Семейный кодекс не содержит исчерпывающего перечня причин социального сиротства. Поэтому он может быть дополнен. Но если один из родителей по каким-либо причинам о своих детях не заботится, и вся тяжесть их содержания, воспитания ложится на другого родителя, такой ребенок не относится к числу лишившихся родительского попечения. На практике обычно имеет место комбинация разных причин сиротства: мать умерла - отец в местах лишения свободы; место нахождения отца неизвестно - мать страдает тяжелым душевным заболеванием и т.п. Отсутствие родителей обязывает государство их заменить с помощью органов опеки и попечительства.

Чтобы выявить детей, нуждающихся в государственной защите, их следует, прежде всего, обнаружить. Пункт 3 статьи 56 Семейного кодекса обязывает должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Его гражданство, место регистрации значения не имеют. Вся информация о таком ребенке поступает в органы опеки и попечительства, на территории которых обнаружен ребенок, нуждающийся в государственной помощи. Таков один из источников информации о бедственном положении несовершеннолетнего. Она может поступать из школы, жилищных органов, органов социального обеспечения, медицинских учреждений, из суда, от органов МВД России, прокуратуры и др. Сами органы опеки и попечительства, как правило, выявлением таких детей не занимаются. Они лишь организуют его.

После получения сведений о ребенке, нуждающемся в помощи, органы опеки попечительства:

Проверяют достоверность полученной информации);

Берут на учет детей, лишившихся родительского попечения;

Избирают форму их устройства;

Осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Такой контроль ведется за подопечными детьми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Гражданского Кодекса , а также за ребенком, переданным на усыновление, за воспитанниками приемных семей.

Семейный кодекс обращает внимание на то, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Данному положению Семейного кодекса противоречит часть 4 статьи 6 Закона опеке и попечительстве, где сказано, что полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

СТ 121 СК РФ

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 121 Семейного кодекса РФ

Вводная статья раздела раскрывает одно из значений главнейшего принципа семейного законодательства - детство в Российской Федерации находится под защитой государства (). От лица государства функции опеки и попечительства выполняют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ранее - органы местного самоуправления).

Специальный закон.

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием".

2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит неисчерпывающий перечень оснований, обусловливающих необходимость государственного вмешательства в воспитание детей, публичного попечения. Характер и разнообразие этих оснований (в том числе не связанных с неисполнением родителями своих семейных обязанностей) свидетельствуют, что государство принимает на себя "родительские" функции во всех случаях, когда этого действительно требуют интересы и права ребенка, как настоящие, так и будущие.