Последние статьи
Домой / Аренда / Современное административно территориальное деление российской федерации. Административно-территориальное устройство россии

Современное административно территориальное деление российской федерации. Административно-территориальное устройство россии

Российская Федерация делится на 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономную область, 4 автономных округа. Большинство субъектов Федерации по территории и экономическому потенциалу равны европейской стране средней величины.

Субъекты федерации группируются в 9 федеральных округов и 12 экономических районов.

Центральный федеральный округ (ЦФО) , административный центр - город Москва

Белгородская область,
Брянская область,
Владимирская область,
Воронежская область,
Ивановская область,
Калужская область,
Костромская область,
Курская область,
Липецкая область,
Московская область,
Орловская область,
Рязанская область,
Смоленская область,
Тамбовская область,
Тверская область,
Тульская область.
Ярославская область,
город Москва.

Южный федеральный округ (ЮФО) , административный центр - город Ростов-на-Дону

Республика Адыгея,
Республика Калмыкия,
Краснодарский край,
Астраханская область,
Волгоградская область,
Ростовская область.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) , административный центр - город Санкт-Петербург

Республика Карелия,
Республика Коми,
Архангельская область,
Вологодская область,
Калининградская область,
Ленинградская область,
Мурманская область,
Новгородская область,
Псковская область,
город федерального значения Санкт-Петербург,
Ненецкий автономный округ.

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) , административный центр - город Хабаровск

Республика Саха (Якутия),
Камчатский край,
Приморский край,
Хабаровский край,
Амурская область,
Магаданская область,
Сахалинская область,
Еврейская автономная область,
Чукотский автономный округ.

Сибирский федеральный округ (СФО) , административный центр - Новосибирск

Республика Алтай,
Республика Бурятия,
Республика Тыва,
Республика Хакасия,
Алтайский край,
Забайкальский край,
Красноярский край,
Иркутская область,
Кемеровская область,
Новосибирская область,
Омская область,
Томская область.

Уральский федеральный округ (УФО) , административный центр - Екатеринбург

Курганская область,
Свердловская область,
Тюменская область,
Челябинская область,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Ямало-Ненецкий автономный округ.

Приволжский федеральный округ (ПФО) , административный центр - Нижний Новгород

Республика Башкортостан,
Республика Марий Эл,
Республика Мордовия,
Республика Татарстан,
Удмуртская Республика,
Чувашская Республика,
Кировская область,
Нижегородская область,
Оренбургская область,
Пензенская область,
Ульяновская область,
Самарская область,
Саратовская область,
Пермский край.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) , административный центр - город Пятигорск

Республика Дагестан,
Республика Ингушетия,
Кабардино-Балкарская Республика,
Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Северная Осетия,
Чеченская Республика,
Ставропольский край.

Крымский федеральный округ (КФО) , административный центр - город Симферополь

Республика Крым,
Город федерального значения Севастополь.

Российская Федерация делится на муниципальные образования ,- в границах которых наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Органы государственной власти Российской Федерации делятся на три ветви: представительную (законодательную), исполнительную и судебную.

Высший орган представительной власти - Федеральное собрание, двухпалатный парламент (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя палата - Государственная дума).

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Правительство Российской Федерации возглавляет Председатель Правительства.

85 cубъектов Российской Федерации имеют собственные (региональные) органы представительной и исполнительной власти.

Главой исполнительной власти субъекта Федерации является губернатор.

Федеративный характер страны закреплен в статье 1 и главе 3 Конституции РФ. Основной закон указывает все регионы, входящие в состав России. Помимо простого перечисления, ее нормы закладывают основу взаимодействия между центром и субъектами страны. К этим вопросам относится политические моменты, а также культурные аспекты.

Виды регионов, входящих в состав РФ.

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями. В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края). Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации

Республики Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Края Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Области Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Города федерального значения Москва Санкт-Петербург Севастополь
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский - Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

К чему отнести федеральные округа?

С точки зрения конституционного устройства нашей страны такая проблема не стоит. Данные образования носят технический характер. Их целью является организация координированного сотрудничества между властями и гражданами соседних регионов для решения общих проблем или проведения совместных мероприятий.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

На основе административно-территориального устройства России строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Существующая система сложилась из-за обширной территории нашей страны, из-за ее особенных национальных, региональных, экономических условий. Так каково же административно-территориальные особенности РФ?

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономная область.

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Федеральные округа

В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.

Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.

Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.

Рис. 3. Москва.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 873.


Основные единицы АТД страны соответствуют историческому и экономическому делению России. В царской России основными единицами таких мезорегионов АТД были генерал-губернаторства, губернии, области и т. п..

В РСФСР таковыми являлись автономные республики, края, области а также автономные области в составе краев и автономные округа в составе областей.

Россия является федеративным государством – Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

Россию по разделению властных полномочий (административно-территориального делению) можно разделить на 3 уровня (см. табл. 2.8):

  • федеральный (Россия как государство);
  • региональный (83 региона-субъекта РФ шести типов (см. табл. 2.7., 2.9, рис. 2.1), входящих в состав 8 федеральных округов (7 до февраля 2010 г.));
  • муниципальный (каждый из субъектов РФ делится на десятки, сотни или тысячи муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов и т. п.), см. табл. 2.8.

Таблица 2.7. Административно-территориальное деление России

Таблица 2.8. Административно-территориальное деление России на 1.01.09.

Примечание. В ряде регионов не существует поселков городского типа. Их аналогами являются рабочие поселки.

На 1.01.09 в России насчитывалось 24161 муниципальное образование. В т. ч.: 1810 муниципальных районов, 507 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 1745 городских поселений и 19863 сельских поселений.

Административный центр всех регионов России – крупнейший город региона. Исключение – 4 региона: Вологодская и Кемеровская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Границы регионов – субъектов РФ возникли в 1920-30 гг. и почти не менялись в ХХ веке. В большинстве случаев они проходят по границам природных угодий или границам с.х. предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что деление России на федеральные округа (начиная с 2000 г.) продиктовано необходимостью укрепления вертикали власти в России и не совпадает с хозяйственным (экономическим) районированием, возникшим в СССР ещё в 20-х гг. ХХ века.

Рис. 2.1. Административно-территориальное деление и экономическое районирование России.

Таблица 2.9. Административно-территориальное деление России, на 1.05.10

Регион – субъект РФ Экономический район Федеральный округ
Республика Карелия Северный Северо-Западный (центр – г. Санкт-Петербург)
Республика Коми
Архангельская обл.
Ненецкий А. О.
Вологодская обл.
Мурманская обл.
г. Санкт-Петербург Северо-Западный
Ленинградская обл.
Новгородская обл.
Псковская обл.
Калининградская обл. не входит в состав ни одного из экономических районов России
Брянская обл. Центральный Центральный (центр – г. Москва)
Владимирская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл.
Костромская обл.
г. Москва
Московская обл.
Орловская обл.
Рязанская обл.
Смоленская обл.
Тверская обл.
Тульская обл.
Ярославская обл.
Белгородская обл. Центрально-Черноземный
Воронежская обл.
Курская обл.
Липецкая обл.
Тамбовская обл.
Республика Дагестан Северо-Кавказский Северо-Кавказский (центр – г. Пятигорск)
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская республика
Карачаево-Черкесская республика
Республика Северная Осетия
Чеченская республика
Ставропольский край
Краснодарский край Южный (центр – г. Ростов-на-Дону)
Республика Адыгея
Ростовская обл .
Республика Калмыкия Поволжский
Астраханская обл.
Волгоградская обл.
Республика Татарстан Приволжский (центр – г. Нижний Новгород)
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.
Республика Марий Эл Волго-Вятский
Республика Мордовия
Чувашская республика
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Республика Башкортостан Уральский
Удмуртская республика
Пермский край
Оренбургская обл.
Курганская обл. Уральский (центр – г. Екатеринбург)
Свердловская обл.
Челябинская обл.
Тюменская обл. Западно-Сибирский
Ханты-Мансийский А. О.
Ямало-Ненецкий А. О.
Республика Алтай Сибирский (центр – г. Новосибирск)
Алтайский край
Кемеровская обл.
Новосибирская обл.
Омская обл.
Томская обл.
Республика Бурятия Восточно-Сибирский
Республика Тыва
Республика Хакасия
Красноярский край
Забайкальский край
Иркутская обл.
Республика Саха (Якутия) Дальневосточный Дальневосточный (центр – г. Хабаровск)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Еврейская А. О.
Амурская обл.
Магаданская обл.
Чукотский А. О.
Сахалинская обл.
Итого: 83 региона 11 экономических районов 8 федеральных округов

Примечание. Курсивом выделены регионы, выходящие к государственной границе России.

Зарубежные территории, используемые Россией .

По межгосударственным договоренностям к территории России относится площадь, занимаемая посольствами и консульствами РФ за рубежом.

Кроме того, к зарубежным территориям РФ относятся:

1) территории в КНР, Италии, Палестине (общей площадью около 0,18 км2);

2) город Байконур вместе с территорией космодрома Байконур арендован РФ у Казахстана до 2050 г. Город Байконур имеет статус города федерального значения, на его территорию распространяется российское законодательство;

3) вместе с другими странами РФ осуществляет экономическую деятельность (добычу угля и др.) на территории о. Шпицберген (Свальбард), в Норвегии, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 г.

Хотя существует множество других форм территориального устройства страны (конфедерация, протекторат и др.), они не столь распространены, как унитарная и федеративная формы, поэтому не будут рассматриваться в данной работе.

3. Историко-географические особенности устройства России

В дореволюционный период.

В дореволюционной России существовало несколько административно-территориальных единиц, которые были впоследствии упразднены большевиками, и, которые послужили прообразом современных административно-территориальных единиц.

Это – волости, уезды, губернии и генерал-губернаторства.

Волостью в Древней Руси считалась вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. - часть уезда. С 1861 - единица сословного крестьянского управления.

Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. - воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником.

Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708.

Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам.

Генерал-губернаторства существовали в России с 1775 по 1917.

Включало одну или несколько губерний или областей; управлялось генерал-губернатором.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской области были выделены самостоятельные области - Камчатская (была упразднена в 1856 г.) и Сахалинская (центр - Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии.

В 1914 г., кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г.).

Административно-территориальное деление России

Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний. С 1865 г. часть губерний превратились в «земские» - в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г. земскими стали Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская; в 1866 г.

Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. - Вятская и Олонецкая; в 1869 г. - Бессарабская; в 1870 г. - Вологодская и Пермская. В 1875-1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии. Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г. составлял 95 тыс. км2, а в Азиатской - 630 тыс. км2.

В первой четверти ХХ столетия.

Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно-территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство-штат-графство; государство-земля-муниципальный округ; и т.п.).

Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением "СССР-республика-район- город-поселение"), и 6 (в республиках с областным делением:"СССР-республика-область (край)-город-район-поселение").

Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно-территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов – принципы организации социального пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно-территориального деления в ходе трансформации административного рынка.

В пятиуровневой структуре административный район может быть "старше" города, что влечет за собой существенные различия в их политическом поведении и свойствах системы в целом.

Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра.

В то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые для руководства республик) производства.

В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной иерархии.

В общем, административно-территориальное деление СССР было весьма логичным.

Конфликты были институализированы в системе представительских органов власти, где решались с большим или меньшим успехом.

Современное государственное устройство России.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство.

Однако образование Российской Федерации шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединение несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России.

Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров.

Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник — РСФСР.

В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российская федерация сохранила все основные особенности административно-территориального устройства СССР и, вместе с ними, те отношения, которые привели к распаду СССР.

Это в первую очередь различие между областями (аналоги республик СССР с областным делением) и республиками (аналог республик СССР с районным делением) и специфическое несоответствие их внутренних иерархий между уровнями "район-город".

Данная система административно-территориального деления досталась России в "наследство" и практически не обеспечивала устойчивого развития в новых экономических условиях.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Административно-территориальное устройство России. Россия – федеративное государство. * Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями (административно-территориальными единицами), обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. Примеры административно-территориальных единиц (субъектов) Российской Федерации — республика, автономный округ, автономная область.

край, область, город федерального значения.

Слайд 12 из презентации «Государственное устройство России» . Размер архива с презентацией 954 КБ.

Скачать презентацию

Обществознание 9 класс

«Урок Конституция России» — На пути к конституции – из истории формирования конституционного строя в России. На пути к Конституции… Революция 1917 года- коренной переворот в жизни общества.

Конституция — основной закон государства. Структура Конституции РФ 1993 года. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьёву.

Административное деление России

Трагическая судьба царя- реформатора. Структура Конституции. Определи, с какими Конституциями связаны данные фотографии?

«Профессия дизайнер» — Учебно – тематический план (16 часов). Пояснительная записка. Оборудование рабочего места рисующего.

Тест»Джоконда». Превращение плоскости в объем. Задачи: Подобие форм в природе и быту. Знать: Признаки формы. Уметь: Восприятие формы. Практическое занятие.

Тест «Громкий- тихий».

«Профессия журналист» — Журналистика в России. Хорошего журналиста отличают ответственность, независимость от стереотипов, добросовестность и объективность. Постепенно формируется качественная и массовая пресса. Жарко Петан. Как называется ваша профессия (должность)?

Профессия – журналист, должность – корреспондент. В начале XX века часнопредпримательская деятельность в области журналистики расширялась и крепла. Выезжать на криминал – убийства. 5 причин стать журналистом.

«Обществознание Власть» — И равным независимо от основания……………………………….

1.Единство территории. 2.Публичная власть. 3.Суверенитет. 4.Законы. 5.Налоги. Политика. Признаки государства. Совокупность органов государственной власти и управления. 6. Права и свободы человека. Участие в делах государства…. Республика. Найдите в приведенном списке принципы демократии. Обязанности. Референдум. Сила государства. Режим в котором существует разделение властей, свободы и права человека.

Формы государства.

«Профессия программист» — Сферы использования программирования в науке и технике. Перечень дополнительных навыков, необходимых программисту для работы.

ученика 9а класса Бортникова Романа. Программист. Российское образование программистов считается одним из самых лучших. План. Преимущества профессии. Наши специалисты ценятся во всём мире. Трудности в программировании.

«Профессия кондитер» — Спрос на специалистов-кондитеров является стабильным и устойчивым. Профессия кондитер востребована во все времена. В таком случае выбирайте профессию кондитера!

Кондитер. Трудно достоверно установить время возникновения кондитерского ремесла. Кондитеров иногда сравнивают с психотерапевтами или врачевателями человеческих душ.

Всего в теме «Обществознание 9 класс» 55 презентаций

5klass.net> Обществознание 9 класс> Государственное устройство России> Слайд 12

Россия

Вследствие территориальной обширности Российскиой Федерациии и сложности логистических коммуникаций между отдаленными городами, на нашем портале принято решение о территориальном представлении поставщиков и производителей, предлагающих товары в различных субъектах РФ.

Россия делится на двенадцать экономических районов.

Группы субъектов федерации, разделяют следующие характеристики:

  • Общие экономические и социальные цели и участие в программах развития;
  • Относительно подобные экономические условия и потенциал;
  • Подобные климатические, экологические и геологические условия;
  • Подобные методы технического осмотра нового строительства;
  • Подобные методы ведения таможенной надзор;
  • Габаритные подобные условия жизни населения.
  • Нет субъекта федерации не может принадлежать более чем одной экономической области.

Экономические регионы также сгруппированы в экономических зон (также называемые «macrozones»).Экономический район или его части, может принадлежать более чем одну экономическую зону.

Создание и упразднение экономических районов и экономических зон или любых изменениях в их составе, выносится по решению федерального правительства России.

История административно-территориального деления России

Это деление на экономические районы отличается от деления на федеральные округа. Первые созданы только для экономических и статистических целей, а вторые существуют исключительно как инструмент для отстаивания федеральных законов на территории страны.

Перечень и состав экономических районов. Ниже приводится список и состав из экономических районов, отсортированные по численности населения.

САРФТИ НИЯУ МИФИ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И КОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ

НА ТЕМУ: «Современное административно-территориальное деление РФ »

Выполнила студентка группы Фин-10/2

Патракова Татьяна Викторовна

Проверила: старший преподаватель

Ширенина Татьяна Владимировна.

САРОВ
2010

Понятие административно-территориальное устройство РФ……………3

2. Значение административно-территориального устройства России……..6

3. Историко-географические особенности устройства России……………..9

4. Основные элементы системы административно-территориального устройства субъектов РФ………………………………………………………13

5. Правовые и организационные основы административно-территориальные преобразований………………………………………………………………16

Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ……20

Список использованных источников……………………………………….21

1. Понятие административно-территориальное устройства РФ

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества.

На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно – территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Административно-территориальное устройство в современном обществе - это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.

В настоящее время административно-территориальное устройство в России характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно – территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства.

Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с реформированием административно – территориального устройства Российской Федерации.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

— единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

— тесная связь административно – территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турного развития;

— единство территории Российской Федерации (ст.

5, 65, 67 Конституции РФ);

— равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

— единая сеть административно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

— единые принципы, лежащие в основе всего административно –территориального устройства Российской Федерации (п.

3 ст. 5 Конституции РФ);

— единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

— автономность одних административно-территориальных обра­зований по отношению к другим.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не ис­черпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рас­сматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте.

Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения).

Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

В административном отношении Россия (Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов (регионов) .

Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы.

Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. В России было:

21 республика;

46 областей;

1 автономная область;

4 автономных округа;

9 краев;

2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать её административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое.

Современное-административно территориальное деление России

По этой причине в данной работе также будут рассмотрены историко-географические особенности административно-территориального устройства России.

2. Значение административно-территориального устройства России

Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны.

Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму.

Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенности не будет создавать угрозу целостности России.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточ­ные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатра­пии, завоёванные территории и т.

д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Так оно, собственно, и должно было быть при переходе че­ловечества в IV – III тыс.

до н.э. к государственной форме организа­ции общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для перво­бытного общества, территориальной организацией общества.

Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов тер­риториального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах.

Она характеризуется единой структурой государ­ственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, пред­метная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограни­чивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют оди­наковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.

Они могут иметь в своей основе юридиче­ские акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Од­нако в области хозяйственной, социально-культурной их полномо­чия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Яркими при­мерами унитарного устройства являются: Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.

Федеративная форма государственного устройства являет­ся ещё более многоликой, чем унитарная.

Каждая федерация обла­дает уникальными, специфическими особенностями. И все же мож­но при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и незави­симостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.

Степень суверенности может быть разной. Однако выде­ляется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т.

д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют историче­ские традиции, языковые, иные культурные факторы.

К началу XXI в. в мире существуют около 20 фе­деративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федератив­ная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др.

Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)


Мое мнение, в случае, если народ РФ, руководствуясь действующим законодательством, решит изменить Конституцию РФ, то в рамках возможной будущей конституционной реформы стоило бы изменить административно-территориальное деление РФ. А именно, предлагается ввести высший уровень субъектов РФ - губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого (верхнего) уровня. Кроме того, субъектами федерации первого (верхнего) уровня будут также и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.

Основной смысл этого один - убрать (или снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.

Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.

Таким образом, области, края и республики будут "упакованы" в субъекты РФ более высокого - первого - уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий.

Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма.

Пирамида субъектов РФ, таким образом, будет выглядеть следующим образом:

1. Субъекты федерации первого уровня:

Губернии,
- города федерального значения,
- особые федеральные территории*.

2. Субъекты федерации второго уровня:

Республики,
- края,
- области,
- агломерационные области**.

* Особая федеральная территорияновый вид субъекта РФ верхнего уровня, с широкими возможностями его органов власти в плане модификации финансово-экономических, фискальных и иных условий, действующих на ее территории. Необходимы для формирования .

** Агломерационная область – новый вид субъекта РФ второго уровня. Необходим для формирования и развития городских агломераций. Территории под такие области будут выделяться из территорий республик, краев и областей. Агломерационные области будут выводиться из подчиненности субъектов РФ второго уровня, переходя, в административном плане, на губернский уровень подчинения.

Ну а поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей как по директивному, волевому изменению границ субъектов РФ, так и по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать более унитарной страной, но с сохранением определенного уровня федерализма, с сохранением определенной самостоятельности ее субъектов.

Однако

Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу - снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов - мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии. И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.

Его нивелирование - тема отдельного большого разговора. Основной залог единства - экономические интересы, новые федеральные социально-экономические институты:

1. Северная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)
Вологодская область
Республика Коми
Мурманская область
Республика Карелия

2. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население - 6,2 млн. чел. - агломерация, включая часть Ленинградской области)

3. Северо-Западная губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Ленинградская область (часть)
Псковская область
Новгородская область

4. Балтийская губерния (население - 1 млн. чел.)

Калининградская область

5. Город федерального значения Москва* (население - 19,8 млн. чел.)

Москва
Московская область

6. Западная губерния (население - 3,2 млн. чел.)

Калужская область
Смоленская область
Брянская область

7. Рязанско-Тульская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Рязанская область
Тульская область

8. Юго-западная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

Воронежская область
Тамбовская область
Липецкая область

9. Центральная губерния (население - 5,6 млн. чел.)

Тверская область
Владимирская область
Ивановская область
Ярославская область
Костромская область

10. Лесо-степная губерния (население - 4,7 млн. чел.)

Республика Мордовия
Пензенская область
Саратовская область

11. Центрально-черноземная губерния (население - 3,4 млн. чел.)

Орловская область
Курская область
Белгородская область

12. Средневолжская губерния (население - 5,2 млн. чел.)

Нижегородская область
Чувашская республика
Республика Марий-Эл

13. Поволжская губерния (население - 8,4 млн. чел.)

Республика Татарстан
Самарская область
Ульяновская область

14. Нижневолжская губерния (население - 3,5 млн. чел.)

Волгоградская область
Астраханская область

15. 16. Республика Крым + город федерального значения Севастополь* (население - 2,3 млн. чел.)

Севастополь
Республика Крым

17. Южная губерния (население - 15,4 млн. чел.)

Ростовская область
Краснодарский край
Ставропольский край
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская республика
Кабардино-Балкарская республика
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Калмыкия

18. Кавказская губерния (население - 5 млн. чел.)

Республика Ингушетия
Чеченская Республика
Республика Дагестан

19. Южно-Уральская губерния (население - 10,4 млн. чел.)

Республика Башкортостан
Оренбургская область
Челябинская область
Курганская область

20. Приуральская губерния (население - 5,5 млн. чел.)

Пермский край
Удмуртская республика
Кировская область

21. Уральская губерния (население - 4,3 млн. чел.)

Свердловская область

22. Западно-Сибирская губерния (население - 5,8 млн. чел.)

Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)

23. Сибирская губерния (население - 2 млн. чел.)

Омская область

24. Южно-Сибирская губерния (население - 6,6 млн. чел.)

Новосибирская область
Кемеровская область
Томская область

25. Алтайская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)

26. Красноярская губерния (население - 3,7 млн. чел.)

Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)
Республика Тыва

27. Восточно-Сибирская губерния (население - 2,4 млн. чел.)

Иркутская область

28. Забайкальская губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Республика Бурятия
Забайкальский край

29. Дальневосточная губерния (население - 4,2 млн. чел.)

Хабаровский край
Биробиджанская область***
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Камчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)
Сахалинская область

30. Приморская губерния (население - 1,9 млн. чел.)

Приморский край

В рамках возможной будущей конституционной реформы

* Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области - к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым - к городу федерального значения Севастополь.

** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:

- Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
- Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
- Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
- Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
- Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края).

*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.