Последние статьи
Домой / Новостройка / Разрешение на полет бпла. Нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Документы на квадрокоптер

Разрешение на полет бпла. Нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Документы на квадрокоптер

«Закон суров, но он закон»: основной смысл нового законодательства сводится к тому, что все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) весом более 250 граммов, будь то хоть квадрокоптер, хоть радиоуправляемый самолет, хоть воздушный змей - с 5 июля 2017 года необходимо регистрировать, а их владельцам - получать лицензию внешнего пилота.

Зачем это вдруг понадобилось? В оппозиционных кругах распространена версия о том, что, мол, слишком беспокоятся государственные мужи насчет того, чтобы кто попало не фотографировал их имения с «шубохранилищами» - вот и отбирают у свободных людей их право управлять квадрокоптером.

Safety first

На самом деле, скорее, все дело в безопасности: сейчас квадрокоптеры стали доступны действительно всем желающим, а в неумелых руках такой девайс все-таки довольно опасен. Не ровен час, налетит или упадет куда-нибудь (а приличный дрон весит больше килограмма и развивает скорость свыше 60 км/ч) - серьезных травм не избежать.

Да и пресловутая террористическая угроза - не пустой звук; привязать к дрону мешочек с взрывчаткой и залететь в открытое окно проще простого: любые заборы и охранники ничего не смогут с этим сделать.

Можно привести аналогию с мопедами: долгое время для них не требовалось никаких прав, а хлынувший на рынок поток подержанных скутеров из Японии (по цене от 10 тысяч рублей) сделал «моторянку» доступной любому школьнику, не знающему ПДД и никогда не державшему в руках шлема.

А еще их полюбили любители ездить навеселе: права-то не отберут! Все это привело к лавинообразному росту числа смертельных ДТП с участием скутеристов, и теперь для управления ими нужны права.

Порог в 250 граммов - очень важный момент: легкие дроны не могут нанести заметного вреда здоровью человека или повредить какие-то важные объекты, а грузоподъемность таких БПЛА не позволяет использовать их для террористических целей. Плюс, опять же, дальность и скорость невелика: в случае чего можно быстро найти пилота.

Замкнутый круг

Однако закон оказался совершенно сырым: в нем БПЛА приравниваются к воздушным судам (то есть, квадрокоптер - это то же самое, что вертолет или самолет), но никто не знает, как их регистрировать: у Росавиации, которая, по идее, занимается этими вопросами, понимания процесса нет; ни она, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативных актов; пока их нет - не проявляет инициативу и Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД).

Известно лишь о том, что в качестве «номеров» на дрон будут ставиться RFID-метки, которые позволят считывать информацию о беспилотнике на расстоянии до 300 метров. Заниматься регистрацией дронов будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а заявку можно будет подать через интернет, заплатив 200-300 рублей, либо сразу оформить регистрацию при покупке дрона. Но это всё теоретически: по состоянию на конец апреля 2017 года система регистрации лишь находится в процессе разработки.

Где летать - тоже непонятно, потому что даже частный самолет или воздушный шар ведь не летает просто так, он каждый полет согласовывает с множеством ведомств: от Росавиации и ФСБ до авиадиспетчеров. При этом должен быть план полета - то есть, согласованный маршрут в согласованное время.

Где получать лицензию пилота (без действующей лицензии к полету не допустят) - тоже решительно непонятно. Получается замкнутый круг и, де-факто, полный запрет на использование частных БПЛА.

Луч света

Некоторое понимание процесса имеется пока разве что в Департаменте транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа: они сообщают, что нужно получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдают в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения ЗЦ ЕС ОрВД Екатеринбург, однако напоминают, что передвижения беспилотных летательных аппаратов над населёнными пунктами могут выполняться при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В разных странах Европы есть свои дополнительные ограничения по дронам (например, в Германии высота не более 100 метров). Фото: Christopher Michel / Flickr / CC BY 2.0

Воруй, убивай

Таким образом, сейчас любой запуск беспилотника - это нарушение закона, за которое предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей. Впрочем, как это обычно бывает в России, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения: пока известно только два случая, когда за запуск квадрокоптеров задерживали и штрафовали, оба раза в Москве на глазах у полиции (в частности, возле стен Кремля - и именно поэтому теперь, оказавшись около Красной Площади, вы по GPS внезапно перекидываетесь во Внуково - в зоне аэропорта дрон, согласно заложенной в него программе, стартовать откажется).

Обычные же полицейские, как правило, не знают о запрете дронов, так что если они увидят в небе ваш квадрокоптер - никто не будет объявлять план «Перехват»; найти пилота достаточно сложно. Опытные «летуны» перед завершением полета советуют сначала отлететь в сторону и зависнуть, чтобы дезориентировать противника, а затем, держа наготове сумку, резко вернуть дрон на базу, прыгнуть в машину и уехать.

Впрочем, есть один нюанс: вы же наверняка захотите выложить видео с дрона в YouTube, и вот оно уже может вызвать интерес органов (хотя, опять же, никого еще за это не оштрафовали).

Что делать

Пока остается только ждать внесения хоть какой-то ясности. Лоббируются попытки изменить законодательство - вплоть до того, чтобы регистрация и лицензия требовались лишь для коммерческих дронов (весом от 30 кг). Соответствующие поправки были даже приняты в 2016 году, однако с 5 июля они прекращают свое действие.

НП «ГЛОНАСС» считает, что главной целью при формировании системы отношений между участниками сферы создания и применения БАС (беспилотных авиационных систем) должно стать обеспечение безопасности их применения.

В НП «ГЛОНАСС» уверены, что ответственность за организацию воздушного движения, в том числе воздушного движения БВС (беспилотного воздушного суда) в составе БАС, должен нести один оператор.

Полагаем, что целесообразно возложить полномочия по контролю и управлением трафиком БАС, а также полномочия выступать в качестве заказчика создания такой системы, на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

прокомментировали в НП «ГЛОНАСС»

А что у «них»?

Европейское аэрокосмическое агентство (EASA) предписывает не летать на дронах в ближе чем 50 метров от людей, транспортных средств и зданий, а также над ними. Также в Европе нельзя летать выше 150 метров. Дроны разделены на 4 категории (A0-A3) в зависимости от веса и скорости.

Лицензия пилота нужна только для тяжелых дронов A3, применяемых для коммерческих работ. Максимальный вес дрона составляет 25 кг: это значение выбрано потому, что для моделей самолетов весом более 25 кг требуется уже сертификация. Цифра в 250 г тоже фигурирует: все, что легче (и не быстрее 15 м/с), то есть, категория A0 - может летать без дополнительных вопросов. Такими дронами могут управлять и дети до 14 лет.

В США много правил, в частности, нельзя летать выше 400 футов (122 метров), расстояние до ближайшего облака должно быть не менее 500 футов по вертикали и 2000 по горизонтали. Но, главное, требуется лицензия на пилотирование дрона.

Кроме того, запрещены полеты в темное время суток за исключением случаев, когда дрон оснащен габаритными огнями, видимыми не менее чем за 3 мили. При нанесении телесных повреждений или материального ущерба на сумму более 500 долларов пилот обязан сообщить об авиаинциденте в FAA - главный авиационный регулирующий орган.

Вывод

Владеть дроном становится все сложнее. «Вольница», которая действовала еще несколько лет назад, закончилась, и гайки закручивают все сильнее и сильнее. Прежде, чем покупать дрон, подумайте - готовы ли вы нести за него ответственность.

Что будет с 1 июля 2017 года:

  • Дроны массой от 250 г до 30 кг нужно регистрировать с помощью RFID-меток
  • Дроны массой от 30 кг нужно регистрировать как полноценные воздушные суда
  • Для управления дроном нужна лицензия, которую непонятно, где и как получить
  • Перед полетом нужно получить разрешение на использование воздушного пространства

Во время загрузки произошла ошибка.

Согласно постановлению Российской Федерации от 25 мая 2019 года, подписанного председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, с 27 сентября 2019 года все владельцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 кг обязаны зарегистрировать их в Росавиации. Это постановление касается всех БПЛА, купленных на территории Российской Федерации или привезенных из-за границы (за исключением случаев, когда беспилотник ввозится на короткий срок для участия в соревнованиях).

Согласно новому закону, регистрации не подлежат дроны, масса которых менее 249 граммов. В принципе, это означает одно - на учет нужно ставить практически «всё», ведь вес даже самого миниатюрного DJI Spark составляет 300 граммов. Конечно, если мы не имеем в виду совсем уж «малышей», вроде Syma X12 или Hubsan X4 H107C.

Что касается летательных аппаратов весом более 30 кг, то они регистрируются в том же порядке, что и пилотируемые воздушные суда. Сохраняется и порядок их эксплуатации, т.е. за сутки до полета необходимо согласовывать план передвижения, за 2 часа до полета - сообщить о готовности. Также необходимо оповещать о начале и завершении полета.

Сроки регистрации

Если беспилотник был приобретен до фактического вступления закона в силу, т.е. до 27 сентября, то он должен быть зарегистрирован в течение месяца - до 27 октября.

  • Если беспилотник был приобретен на территории России, то на регистрацию отводится 10 рабочих дней с момента покупки.
  • Если дрон был ввезен на территорию России, то его нужно зарегистрировать в течение 10 рабочих дней с момента ввоза.
  • Если беспилотник изготавливался собственноручно, то необходимо подать заявление до его эксплуатации.

Порядок учета БПЛА

Для постановки беспилотника на учет, необходимо подать заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта. К заявлению нужно приложить фотографию летательного аппарата.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Тип беспилотника (название, присвоенное производителем).
  • Идентификационный номер БПЛА (при наличии).
  • Количество двигателей на дроне и их тип (ДВС, газотурбинный или электрический двигатель).
  • Вес беспилотника.
  • Сведения о производителе.
  • Контактные данные владельца БПЛА.
  • Если владелец является обычным физическим лицом, то в заявлении необходимо указать ФИО, дату и место рождения, паспортные данные, адрес фактического проживания и СНИЛС.
  • Если владелец является индивидуальным предпринимателем, то в заявлении необходимо указать ФИО, адрес фактического проживания, основной государственный регистрационный номер записи о госрегистрации ИП.
  • Если владелец БПЛА - юридическое лицо, то необходимо полное наименование организации, ИНН, адрес юр. лица и ОГРН.

В ответ на заявление придет уведомление о постановке на учет или отказе. Примерный срок рассмотрения заявки - 3 недели. В случае одобрения, беспилотнику будет присвоен индивидуальный учетный номер, который нужно нанести на дрон до того, как он начнет эксплуатироваться.

Как отправить заявление для постановки на учет?

За выдачу разрешений отвечает Росавиация, поэтому есть несколько способов отправки заявления. Первый - это почтовое отправление в экспедицию Росавиации по адресу: Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корпус 2 (с пометкой «учет БВС»). Обратите внимание, что заявления, поданные через общественную приемную Росавиации или по электронной почте, не рассматриваются.

Изначально предполагалась возможность подачи заявления через портал Госуслуг и специальный портал учета беспилотных воздушных судов, но пока все это находится в стадии реализации. Предполагается, что возможность постановки на учет через электронные сервисы будет осуществлена в 2020 году.

Изменения учетных данных

Если зарегистрированный дрон был утерян, продан или каким-либо образом было проведено изменение его технических характеристик, то обо всем этом нужно также сообщать в Росавиацию. Соответственно, если аппарат был украден, то к заявлению нужно приложить справку из полиции, а если продан или передан кому-то - договор купли-продажи или дарения.

Важное уточнение - при смене владельца (в случае продажи или передачи), прежний и новый собственники подают совместное заявление. Пока непонятно, как именно это будет реализовываться, ведь в заявлении есть поле только для одной подписи. Поэтому лучше заранее обратиться в Росавиацию с вопросом о том, как быть прежнему и новому собственнику дрона.

Штрафы за несоблюдение закона


Несоблюдение правил использования воздушного пространства влечет за собой штрафные санкции. Для обычных владельцев беспилотников это нужно знать в обязательном порядке, ведь с 26 июля 2019 года штрафы выросли аж в 10 раз!

Если были нарушены правила полетов, но есть право на запуск БПЛА (аппарат был поставлен на учет), то размер штрафа составляет от 20 до 50 тысяч рублей (для физических лиц) и от 250 до 300 тысяч рублей (для юридических лиц). Если же кроме нарушения правил полета, владелец дрона не поставил его на учет, т.е. фактически он не имеет права запускать беспилотник, то штрафы будут выше - от 30 до 50 тысяч рублей (для физических лиц) и от 300 до 500 тысяч рублей (для юридических лиц).

Для чего нужен этот закон?

По заверениям законотворцев, обязательная процедура постановки на учет всех беспилотников массой более 250 граммов (и «внезапное» увеличение штрафов в 10 раз) была введена из-за отсутствия ответственности за несчастные случаи, которые были связаны с использованием беспилотников. Если дрон нанесет травму человека или станет причиной аварийной посадки самолета, то его владельца можно будет идентифицировать.

Казалось бы, весьма логичное и нужное решение, призванное повысить безопасность в воздухе и снизить количество возможных несчастных случаев. Но если начать смотреть немного вглубь проблемы, то все становится не таким очевидным. Почему это сделано именно сейчас, когда вовсю обсуждаются резонансные расследования (важной частью которых, в том числе, является съемка с квадрокоптеров), связанные с имуществом очередного «внезапно» разбогатевшего чиновника, остается только догадываться.

Потенциальный риск использования квадрокоптеров преступниками и террористами, потенциальный риск для авиации и здоровья людей на земле, нарушение тайны частной жизни и возможность шпионажа привели к разработке закона, вводящего массу ограничений на полет дронов и обязательную их регистрацию. Нормативная база в этом направлении постоянно совершенствуется, ежегодно вводятся новые пункты и коррективы, поэтому важно знать самые последние новшества, чтобы не оказаться перед фактом нарушения. Последнее легко приведет к штрафу или потери дорогостоящего аппарата.

Регистрация квадрокоптера в России в 2018 году. Основные моменты процедуры

Процедура по регистрации законом возложена на ФГУП «Защитаинфотранс», которая входит в структуру Минтранса. Для ее прохождения необходимо зарегистрироваться на едином портале организации, указав основные персональные данные (ФИО, дата рождения, электронный и почтовый адрес) и следующие параметры дрона:

  • год выпуска;
  • мощность;
  • максимальная взлетная масса;
  • количество и тип двигателей;
  • производитель;
  • наименование и назначение модели;
  • серийный номер квадрокоптера.

Затем на «электронку» владельца дрона будет направлено уведомление о постановке на учет воздушного судна, а чуть позже по почте придет опознавательный знак. Последний представляет собой специальную радиочастотную метку, которая по закону наклеивается на корпус дрона и позволяет его распознавать с расстояний до 300 метров. Стоимость процедуры составит 200-300 рублей, что вполне сравнимо с ценой метки RFID.

Закон об обязательной регистрации квадрокоптеров в 2018 году охватывает дроны весом 250-30000 граммов. Более легкие модели можно использовать без получения разрешений (исключением станет ведение съемки), а более тяжелые регистрируются по процедуре, которая схожа с гражданскими воздушными судами. Обратим внимание, что в самой регистрации может быть отказано в случае, если владелец имеет судимость или находится на учете в наркологическом диспансере (эти основания могут стать причиной для отзыва уже выданной метки).

По состоянию на август месяц сайт по регистрации дронов не работает, поэтому все владельцы не несут какой-либо ответственности за их использование без меток. Одновременно они обязаны согласовывать полеты с соответствующими органами при весе устройства больше 250 граммов или при планах вести съемку с квадрокоптера.

Зачем нужна регистрация квадрокоптеров?

Возможность идентификации в дистанционном режиме владельцев дронов позволит правоохранительным органам решить следующие задачи:

  • упрощение поиска виновных и привлечение к ответственности владельцев квадрокоптеров, допустивших повреждение имущества и нанесение ущерба физическим лицам;
  • контроль и предупреждение несанкционированного использования дронов в местах скопления людей, вблизи режимных объектов;
  • защита частной жизни, коммерческой тайны предприятий от несанкционированной съемки;
  • контроль за использованием квадрокоптеров для перевозки грузов;
  • защита спокойствия граждан от неадекватных и излишне агрессивных действий пилота.

Регистрация квадрокоптера в России в 2018 году не дает владельцу прав о полетах и съемке в любой точке страны. На сегодня закон ограничивает полеты дронов над следующими объектами:

  • военные объекты;
  • стратегические объекты государственного значения;
  • крупные производственные застройки;
  • охраняемые частные территории;
  • вблизи высоковольтных линий передач.

Дополнительно может быть ограничена зона полетов в местах большого скопления людей.

В интернете размещены специальные карты с обозначенными зонами, где запрещены полеты дронов. За игнорирование их границ ему может грозить следующее:

Как летать без нарушений закона?

Для получения разрешения на осуществление полетов на территории России вам необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • доступ к эксплуатации дроном;
  • удостоверение, подтверждающее правомерность управления.

Также важно получить разрешение на съемку с квадрокоптером при наличии планов на нее.

Если его нет, то осуществлять фотографирование и запись видео запрещено, а за нарушение грозит штраф за квадрокоптер до 50 000 рублей. Обратим внимание, что обычно проблем со съемкой городских праздников, массовых мероприятий не возникает, но пройти подобную процедуру необходимо.

Сложности с получением прав на выполнение полетов

Основной проблемой в осуществлении полетов на дроне со съемкой или без остается высокая забюрократизированность, которую создает закон. Например, если вы планируете вести съемку с воздуха или осуществлять запуск в пределах 25 километров от приграничной полосы, то потребуется разрешение на полеты квадрокоптера от ФСБ и Генерального штаба. Для этого направляем соответствующее заявление с указанием места и времени запуска, прикладываем перечисленные выше документы и паспорт с указанием основных характеристик дрона.

Также необходимо направить аналогичный пакет документов в местную администрацию, но делать это желательно заблаговременно, чтобы успеть дождаться официального ответа, на который «уходит до 30 дней».

На этом бумажная волокита при оформлении разрешения на полеты не заканчивается и нужно выполнить следующие действия:

  • одобренное согласование направляется в Зональный центр единой системы организации воздушного движения для подтверждения временного промежутка и места запуска;
  • не позднее 5 дней до полетов аналогичный документ направляем в Главный центр Единой системы организации воздушного движения;
  • не позднее 1 дня до начала запуска в Зональный центр направляется план выполнения полетов;
  • за 2 часа до начала полетов необходимо связаться по телефону с местным центром Единой системы для получения разрешения, указав свой позывной, номер разрешения и представившись;
  • после завершения полетов опять необходимо связаться с местным центром, подтвердив окончание запусков.

Стоит ли регистрировать дрон и получать разрешение на полеты квадрокоптеров?

Процедура регистрации квадрокоптеров в России 2018 вызвала массу нареканий из-за сложности процедуры согласования карты полетов, ведь не каждый готов планировать с точностью до часа время запуска дрона за несколько недель. Понятное дело, что решение лежит на владельце квадра, но необходимо помнить о риске штрафных санкций со стороны правоохранительных органов.

Для предупреждения проблемы мы рекомендуем использовать дроны весом в пределах 250 граммов, не требующих регистрации, и не запускать их в местах массового скопления людей, вблизи от учреждений полиции, воинских частей, мэрий городов, вокзалов и других стратегических объектов.

Это предупредит проблемы с правоохранительными органами и подарит массу положительных эмоций от съемок земли с воздуха.

Причина кроется в традиционной «необязательности исполнения странных законов» и в отсутствии выдачи специальных меток, без которых сотрудники полиции не смогут дистанционно получить информацию о владельце и оформить нарушение в случае, если отсутствует разрешение на съемку с квадрокоптера. Исключением станут города и территории рядом с воинскими частями, где есть риск потери квадрокоптера из-за перехвата его управления спецслужбами.

Регистрация дронов в других странах

Сразу скажем, что регулирование прав владельцев дронов в России не является исключительно собственным изобретением и активно практикуется по всему миру. Например, в США на сегодня предусмотрена необходимость получения прав на эксплуатацию квадрокоптеров весом 0,55-55 фунтов уже до первого их полета. Во время регистрации заявителю необходимо отправить по электронной почте свои контактные и личные данные. Регистрация квадрокоптера в 2018 году заявителю обойдется всего 5 долларов США, а за использование дрона без оного грозит штраф в размере 27 000 долларов США. Нужно сказать, что сейчас там зарегистрировано более 300 000 дронов, что можно говорить о высокой популярности подобных летательных аппаратов.