Последние статьи
Домой / Ипотека / Расширенная и подробная расшифровка гексаграммы 48. Колодец

Расширенная и подробная расшифровка гексаграммы 48. Колодец

Большая часть трудностей осталась позади, но и впереди их еще немало. Действуйте неспеша, тщательно обдумывая и выверяя каждый шаг. Окружающие вряд ли помогут вам в этот период, силы надо искать в себе. Постарайтесь заниматься в первую очередь не тем, что вам нравится, а тем, что уже давно требует вашего внимания.

ваше желание

То, исполнится ваше желание или нет, главным образом зависит не от вас, а от другого человека. Не пытайтесь давить на него, терпеливо ждите нужного момента. Ваша поспешность в данном случае может все испортить.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 48-й гексаграммы → Цзин: Колодец

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены. Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в образ, который, с одной стороны - обладает лишь внутренней подвижностью. И авторы "Книги Перемен" нашли этот образ, когда говорили о колодце. Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил, которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств, благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем может быть нужная вода. Далии, если даже колодец поле воды, иными словами, если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит здесь следующее: Колодец. Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем. Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь бадью - несчастье.

Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще нельзя, то ясно, что такой колодец, - это старый, запущенный, высохший колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему в тексте здесь сказано только: В начале слабая черта. В колодце ил - им не прокормишься. При запущенном колодце не будет живописи.

На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода, то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее. Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены, еще недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т.е. в этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь сказано: Сильная черта на втором месте. Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на дне. Бадья же ветхая, и она течет.

Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно выразить в образе очищенного колодца, то, постольку данная позиция является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том, что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому, кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил достаточное количество сил, но это количество еще недостаточно для помощи другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно, ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит здесь: Сильная черта на третьем месте. Колодец очищен, но из него не пьют. В этом скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был просвещен, то все обрели бы свое благополучие.

Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его. Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно. Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст "Книги Перемен" здесь говорит лаконично следующее: Слабая черта на четвертом месте. Колодец облицован черепицей. Хулы не будет.

На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т.е. на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта: Сильная черта на пятом месте. Колодец чист, как холодный ключ. Из него пьют.

Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли. При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной человеком. Поэтому текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему правдой - изначальное счастье.

Эта гексаграмма очень сильно связана с психотерапевтической практикой Станислава Грофа, практикой прохождения (в состоянии транса) — опыта своего рождения, вторично.

Ситуация «Колодец» это где-то в чём-то — Третья Базовая Перинатальная Матрица (БМП-№3), это прохождение рождающегося человека через родовые пути.

Потому у китайцев эта гексаграмма и не самая весёлая, конфект не обещает.

Эта третья перинатальная матрица имеет и свои устойчивые символические названия в литературе по Грофу:

  • «матрица борьбы»,
  • «свет в конце тоннеля»,
  • «путь Героя».

Но если вы внимательно отнеслись к предложенным вашей фантазии образам, то вы заметили — они и похожи и не похожи.

Скорее, при всём своём поверхностном сходстве, они всё-таки друг другу противопоставленны. Если копнуть глубже...

«Терапевтическое Проживание гексаграммы 48-Колодец» против «застревания в БМП-№3»

Ещё раз внимательно прочитаем классический китайский комментарий к ситуации «Колодец»:

"Когда нет хода ни вперёд, ни назад, нужно двигаться вверх или вглубь."

«Когда нет хода ни вперёд, ни назад», это вот как раз и есть то самое — «застревание» в третьей перинатальной матрице!

Путь Героя не получается. Матрица борьбы показывает — борьба не удаётся. Свет в конце тоннеля не виден.

Вот тут самое время вспомнить, что кроме плоской «земной» ориентации «вперёд-назад» есть ещё вертикальная «горняя» ориентация «вверх-вниз».

Прям, как поётся в песне «Дона-Дона», (слово, имитирующее звук колокольчика) :

«Может, если б — если б только

Тебе пару крыльев дать,

В небо ты б взлетел высоко,

До него — крылом подать.

Но телёнок всё шагает

Прямо в гости к мяснику,

Он о небе не мечтает

И не ведает тоску...»

Колодец для тех, кто в нём сидит

Колодец, для тех, кто в нём сидит, это — западня. Прекрасный Иосиф был сброшен в колодец завистливыми братьями. Губка Боб был сброшен в колодец жадным начальником — мистером Краббсом. Но оба — выжили. Это кстати, один из самых распространённых сюжетов в мировой литературе — вызволение из колодца невинной жертвы. Главное здесь — движение «вверх». Причём «верх» можно понимать по-всякому. И как духовную метафору и как прямое указание, стрелку. Иногда, вызволение из колодца «вверх» случается только посмертно и только с душой, а не с телом, как в случае с Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой.

Колодец для тех, кто в него смотрит

А вот это уже несколько иная история. Представьте себе местности, где самым большим успехом пользуются колодцы как источники воды. Это, знаете, в основном, пустынные местности. Нет рядом — речки, озера, арыка. И вот стоит такой путник, «человек наверху», вроде бы на поверхности земли, но радости у него тоже мало.

Потому что он стоит на поверхност — засушливой растрескавшейся голой земли, и сверху на него смотрит раскалённое синее пустое небо. Это страшно. Что страшнее — в колодце сидеть или стоять на поверхности полупустыни? Это — разные ситуации, и мы с вами за жизнь часто попадаем в обе.

Или — хозяин, который должен вести хозяйство. Для этого он должен выкопать новый колодец или (что бывает чаще) реанимировать, вычистить старый колодец.

(1) «Колодезные работы», (2) «Колодец», это — метафоры — (1) «твоего духовного роста» и (2) «тебя самого». Всегда. Если ты испытываешь жажду: любви, понимания, знаний, принятия тебя людьми, чего угодно — любую жажду, то где можно черпать это всё, из какого такого «колодца»?

Вот, что пишет об этом сказкотерапевт Дмитрий Соколов:

«Благоденствие наше черпается из источников чистых вод, «волшебных» вод. Ими являются:

  • умение сосредотачиваться,
  • внутренняя радость,
  • творчество,
  • внутренняя правда.

Из какого колодца черпаются эти «воды»? Из собственных глубин, из собственной души. Надо брать лопату и копать...»

Колодец для тех, кто с ним работает

А теперь давайте посмотрим на симптомы сначала «нечистого» и постепенно «чистого» колодца, как их описывают китайцы в комментариях к гексаграмме 48.

Какими мы с вами можем быть, когда додумаемся до расчистки старого колодца, а работы много, по этапам...

  • «в колодце — ил»,
  • «бадья ветхая и течёт»,
  • «разобьёшь бадью — несчастье»,
  • «колодец очищен, но из него не пьют»,
  • «почти достаёшь воду, но не хватает верёвки»,
  • «колодец чист, как горный ключ. Из него пьют»,
  • «не закрывай колодец от других»

Психотерапевтическая медитация над каждой этой метафорой (и установление — понимания её для самого себя) может служить отличным руководством на пути совершенствования себя, на пути поисков своего личного внутреннего ресурса.

Елена Назаренко


Цзин (Колодец): водяная скважина; общинный деревенский колодец; совместные ресурсы; глубинная структура; в должном порядке, регулярно; общаться с другими, общие потребности; вода жизни, внутренний источник. Иероглиф изображает девять полей с колодцем в центре.

Меняют города, но не меняют колодец.
Ничего не утратишь, но ничего и не приобретёшь.
Уйдёшь и придёшь, но колодец останется колодцем.
Если почти достанешь воду, но ещё не хватает веревки, или если разобьешь бадью - несчастье.

Колодец - это одновременно место встречи, где люди общаются и помогают друг другу, а также источник воды, необходимой для жизни. Вы можете поступать, как вам заблагорассудится, можете изменить облик города, в котором живёте, но потребности, выраженные в образе колодца, останутся теми же. Придёте вы или уйдёте - колодец и вода останутся неизменными. Но если вы позволите, чтобы вода по небрежности превратилась в грязь или ушла под землю, то лишитесь источника жизни. Символ колодца указывает на окончание истощения и ограничения. Он свидетельствует о свободном общении и взаимодействии между людьми. Оставайтесь там, где вы находитесь сейчас, и проясните ваши понятия о правильном и неправильном. Трудитесь ради общего блага. Колодец питает всех жаждущих и не истощается.

В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены. Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в образ, который, с одной стороны – обладает лишь внутренней подвижностью. И авторы “Книги Перемен” нашли этот образ, когда говорили о колодце. Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нём может пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в нём никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил, которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств, благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нём может быть нужная вода. Далее, если даже колодец полон воды, иными словами, если человек находит в себе эти силы, то перед ним ещё есть вопрос, как выявить вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для человека также могут быть затруднения.

Внешний и Внутренний миры: Вода и Ветер (Дерево)

Постоянно отражая внешнюю опасность, вы достигаете внутренней основы, откуда исходит вода жизни.

Центр колодца содержит скрытую возможность превращения конфликтующих мнений в творческое противоречие.

Последовательность

Ограничение свыше необходимости превращается в свою противоположность. Осознание этого позволяет пользоваться колодцем.

Определение

Колодец означает взаимное проникновение.

Символ

Поток над деревом. Колодец.
Благородный человек трудится ради низших, воодушевляя их на взаимную поддержку.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестёрка

В колодце ил - им не воспользуешься.
При запущенном колодце не будет живности.

Время не пощадило этот колодец. От него больше нет пользы никому. Обойдите его стороной.

Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чём другом говорить ещё нельзя, то ясно, что такой колодец, – это старый, запущенный, высохший колодец. Но на этой позиции продолжается ещё влияние предыдущего. У такого старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его.

Линия 2

Девятка вторая

Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на дне.
Бадья же ветхая, и она течёт.

Ваши силы восстанавливаются, но их ещё недостаточно для активных поступков. Вы не можете зачерпнуть воду, не можете установить нормальное общение. Остается только ждать.

На второй позиции колодец ещё недостаточно глубок; если в нём и есть вода, то она упала настолько, что вряд ли её можно зачерпнуть, если бы даже хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь неё. Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены, ещё недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме того, и подготовка к проявлению этих сил здесь ещё недостаточна, т.е. в этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи.

Линия 3

Девятка третья

Колодец очищен, но из него не пьют.
В этом скорбь моей души.
Ведь можно было бы черпать из него.
Если бы царь был просвещён, то все обрели бы благополучие.

Вы накопили достаточно сил, но не в состоянии помочь другим. Это вызывает печаль и огорчение. Если бы ваши таланты проявились, это могло бы стать благом для всех.

Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно выразить в образе очищенного колодца, то, поскольку данная позиция является лишь переходной и поскольку человек, занимающий её, не может привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том, что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому, кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил достаточное количество сил, но это количество ещё недостаточно для помощи другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно, ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его окружения. Однако здесь этой проявленности ещё нет.

Линия 4

Шестёрка четвертая

Колодец облицован черепицей.
Хулы не будет.

Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его. Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно. Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил оказывать содействие окружающим людям.

Это время для работы над собой, для самосовершенствования. Образно говоря, колодец полностью очищается, и вы готовы к действию.

Линия 5

Девятка пятая

Колодец чистый, как холодный ключ. Из него пьют.

Ваши знания и таланты - чистый, ясный источник. Пользуйтесь ими свободно на благо себе и окружающим.

Линия 6

Наверху шестёрка

Из колодца берут воду. Не закрывайте его.
Владеющему правдой - изначальное счастье.

Колодец принимает всех и даёт каждому. Не закрывайте и не прячьте его. Ваша истина - в связи с духом. Путь открыт.

Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли. При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а речь идёт, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной человеком.

Гексаграмма Цзин, появившись в любовном раскладе И-цзин, не предвещает ничего плохого в любовных отношениях, как, впрочем, и хорошего. Но она указывает на приближение периода «последнего шанса», то есть времени, когда вы еще можете что-то изменить в судьбе, что-то такое, что потом не превратится в ком проблем и страданий. Говоря проще, сейчас вы в состоянии раскаяться, исправить ошибки, пока они не перешли в стадию расплаты, пока они не завязались в тугой узел кармы. Одним словом, гексаграмма Цзин указывает на наиболее благоприятный период, когда вы можете попросить прощение у любимого человека, если в чем-то виноваты перед ним, можете исправить ситуацию, если у вас есть свои «грешки», которые вы хотели бы загладить. Это период прощений и раскаяния.

Если гадание проводится с целью узнать, будет ли у вас будущее с тем или иным человеком, то гексаграмма Цзин отвечает – мало вероятно, поскольку вы еще сами не достаточно честны с собой. Поэтому, даже если между вами и вспыхнет настоящая любовь, то вы все сами испортите, так как не сможете ни просить прощения, ни прощать. Вам нужно измениться, иначе вы в очередной раз обожжетесь об огонь любви.

Если гадание проводится для человека, который уже имеет любовные отношения, то появление гексаграммы Цзин также может служить сигналом того, что ваш партнер что-то от вас скрывает, но хотел бы в этом признаться. Помогите ему в этом, дав понять, как вы его любите и цените. Но будьте осторожны, если внутри вы не готовы его простить, то лучше и не начинайте, иначе все закончится банальным скандалом, высказыванием взаимных претензий и в итоге ваша любовная связь разорвется.

В целом гексаграмма Цзин в любовном гадании – это шанс изменить то, что вас тревожит. Это шанс стать ближе друг к другу, проверить насколько вы, действительно честны, насколько глубока ваша любовь.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

Меняют города, (но) не меняют колодец. (Ничего) не утратишь, (но ничего и) не обретешь. Уйдешь и придешь, (но) колодец (останется) колодцем. (Если) почти достигнешь (воды), но еще не хватит веревки для колодца, (и если) разобьешь свою бадью, - несчастье.

В колодце - ил, (им) не напитаешься. При запущенном колодце не будет живности.
(Вода в) колодце падает, просвечивают рыбы (на дне). Бадья же ветхая, (и она) течет.
Колодец очищен, (но из него) не напитаешься. В этом скорбь моей души: (ведь) можно (было бы) черпать (из него. Если бы) царь (был) просвещен, (то) все получили (бы) свое благополучие.
Колодец облицован черепицей. - Хулы не будет.
Колодец чист, (как) холодный ключ. (Из него) напитаешься.
Из колодца берут (воду), не закрывай его. Обладающему правдой - изначальное счастье.

Название

Цзин (Колодец): водяная скважина; общинный деревенский колодец; совместные ресурсы; глубинная структура; в должном порядке, регулярно; общаться с другими, общие потребности; вода жизни, внутренний источник. Иероглиф изображает девять полей с колодцем в центре.

Образный ряд

Колодец - это одновременно место встречи, где люди общаются и помогают друг другу, а также источник воды, необходимой для жизни. Вы можете поступать, как вам заблагорассудится, можете изменить облик города, в котором живете, но потребности, выраженные в образе колодца, останутся теми же. Придете вы или уйдете - колодец и вода останутся неизменными. Но если вы позволите, чтобы вода по небрежности превратилась в грязь или ушла под землю, то лишитесь источника жизни. Символ колодца указывает на окончание истощения и ограничения. Он свидетельствует о свободном общении и взаимодействии между людьми. Оставайтесь там, где вы находитесь сейчас, и проясните ваши понятия о правильном и неправильном. Трудитесь ради общего блага. Колодец питает всех жаждущих и не истощается.

Внешний и Внутренний миры

Вода и Ветер (Дерево)

Постоянно отражая внешнюю опасность, вы достигаете внутренней основы, откуда исходит вода жизни.

Центр колодца содержит скрытую возможность превращения конфликтующих мнений в творческое противоречие.

Последовательность

Ограничение свыше необходимости превращается в свою противоположность. Осознание этого позволяет пользоваться колодцем.

Определение

Колодец означает взаимное проникновение.

Образ

жемчужина, сокрытая в пучине.

Символ

быть довольным, быть самим собой.

Поток над деревом. Колодец.

Благородный человек трудится ради низших, воодушевляя их на взаимную поддержку.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

В колодце ил - им не воспользуешься.
При запущенном колодце не будет живности.

Время не пощадило этот колодец. От него больше нет пользы никому. Обойдите его стороной.

Девятка вторая

Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на дне.
Бадья же ветхая, и она течет.

Ваши силы восстанавливаются, но их еще недостаточно для активных поступков. Вы не можете зачерпнуть воду, не можете установить нормальное общение. Остается только ждать.

Девятка третья

Колодец очищен, но из него не пьют.
В этом скорбь моей души.
Ведь можно было бы черпать из него.
Если бы царь был просвещен, то все обрели бы благополучие.

Вы накопили достаточно сил, но не в состоянии помочь другим. Это вызывает печаль и огорчение. Если бы ваши таланты проявились, это могло бы стать благом для всех.

Шестерка четвертая

Колодец облицован черепицей.
Хулы не будет.

Это время для работы над собой, для самосовершенствования. Образно говоря, колодец полностью очищается, и вы готовы к действию.

Девятка пятая

Колодец чистый, как холодный ключ. Из него пьют.

Ваши знания и таланты - чистый, ясный источник. Пользуйтесь ими свободно на благо себе и окружающим.

Наверху шестерка

Из колодца берут воду. Не закрывайте его.
Владеющему правдой - изначальное счастье.

Колодец принимает всех и дает каждому. Не закрывайте и не прячьте его. Ваша истина - в связи с духом. Путь открыт.

Ассоциативное толкование

  1. Божество в золотых доспехах держит секретную даосскую надпись - талисман. Это означает «посылать благословение с небес».
  2. Две женщины обнимаются. Полоса удач не будет длиться вечно.
  3. Кучки монет и драгоценных камней - богатство.
  4. Человек упал в колодец. Это означает «обвинить невинного».
  5. Чиновник спасает упавшего при помощи веревки, что означает «избежать опасности».

Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.

Колодец. Город может измениться, но колодец не изменяется. Он не увеличивается и не уменьшается. Люди приходят и черпают из него. Если веревки не хватает, чтобы достать до воды, или твой кувшин разбился - это неудача.

Указания к толкованию

  1. Это мартовская гексаграмма. Она хороша осенью, плоха весной, полна летом и имеет ци или воздух, зимой.
  2. Цзин символизирует колодец.
  3. Вы счастливы просто жить, просто просыпаться утром, и понимаете, что это - главная мотивация, которая никогда не изменяется и одна и та же для всех людей. Когда вас что-то угнетает и вы не можете переживать эту радость бытия или когда она проявляется слабо, вы понимаете, что это и есть подлинное несчастье.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо.
Начальная шестерка. Ты не пьешь грязь из колодца, и никакие животные не приходят пить из запущенного колодца.

  1. Вы живете бесцельно и запускаете свою жизнь и видите, что люди уходят от вас в скуке, и в конце концов никто даже не знает, живы вы еще или нет.
  2. Ситуация очень опасная.
  3. Ваши ноги увязают в грязи. Тяжело двигаться; вы попали в настоящую западню.

Второе яо.
Девятка вторая. У колодца люди бьют рыбу. Кувшин треснул и течет.

  1. У вас были таланты, но вы не развивали их. Теперь вы так деградировали, что ничего от них не осталось.
  2. Вы упорно работаете, но ничего не достигаете.
  3. Лучше забыть об этом.

Третье яо.
Девятка третья. Колодец чист, но никто не пьет из него. В моем сердце печаль, ведь люди могли бы черпать из колодца. Если бы у царя был ясный ум, этой удаче могли бы радоваться все.

  1. У вас есть друг, обладающий большими талантами, но у него нет связей и он не может найти им применения. Вы сожалеете об этом и молитесь, чтобы когда-нибудь какой- то влиятельный человек увидел, чего он стоит, и помог ему найти применение своим силам.
  2. Имея две руки, можно совершать чудеса.
  3. Вы будете выполнять работу, облегченную помощью извне.

Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Колодец облицовывают. Нет вины.

  1. Вы чувствуете, что ваши способности начинают притупляться, и берете месячный отпуск, чтобы отдохнуть и обновить свое видение вещей. Затем вы возвращаетесь к работе, освеженный.
  2. Трудно служить двум господам.
  3. Вы достигнете двух целей одним действием.

Пятое яо.
Девятка пятая. В колодце чистый, холодный источник. Из него можно пить.

  1. Вы осознаёте, что большинство мест, которые вы посещаете с тем, чтобы развеяться, время от времени оказываются пустыми, но есть одно известное вам место, которое всегда бодрит, и в нём всегда полно народу.
  2. Большинство из ваших друзей иногда очень привлекательны, а иногда не интересны. Но вы знаете одного человека, от встречи с которым всегда остается незабываемое впечатление.

Шестое яо.
Верхняя шестерка. Черпаешь из колодца беспрепятственно. Он всегда хорош. Это высшая удача.

  1. Среди ваших друзей есть один человек, который всегда благороден и полон жизненности, изливающейся на всех, кто находится вокруг него. Подумав об этом, вы осознаёте, что этот человек имеет огромное влияние, поддерживая здоровое состояние в вашем обществе.
  2. У вас будут большие добродетели и впечатляющие достижения.
  3. Достигнув высшей точки полета, всякий предмет начинает падать.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены. Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в образ, который, с одной стороны - обладает лишь внутренней подвижностью. И авторы «Книги Перемен» нашли этот образ, когда говорили о колодце. Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил, которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств, благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем может быть нужная вода. Далии, если даже колодец поле воды, иными словами, если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит здесь следующее: Колодец. Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем. Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь бадью - несчастье.

1
Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще нельзя, то ясно, что такой колодец, - это старый, запущенный, высохший колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему в тексте здесь сказано только: В начале слабая черта. В колодце ил - им не прокормишься. При запущенном колодце не будет живописи.

2
На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода, то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее. Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены, еще недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т.е. в этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь сказано: Сильная черта на втором месте. Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на дне. Бадья же ветхая, и она течет.

3
Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно выразить в образе очищенного колодца, то, постольку данная позиция является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том, что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому, кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил достаточное количество сил, но это количество еще недостаточно для помощи другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно, ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит здесь: Сильная черта на третьем месте. Колодец очищен, но из него не пьют. В этом скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был просвещен, то все обрели бы свое благополучие.

4
Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его. Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно. Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь говорит лаконично следующее: Слабая черта на четвертом месте. Колодец облицован черепицей. Хулы не будет.

5
На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т.е. на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта: Сильная черта на пятом месте. Колодец чист, как холодный ключ. Из него пьют.

6
Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли. При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной человеком. Поэтому текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему правдой - изначальное счастье.