Последние статьи
Домой / Новостройка / Почему васюткино озеро так называется. В.П

Почему васюткино озеро так называется. В.П

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Вспомните известные вам пословицы о труде. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Работать - день коротать; отдыхать - ночь избывать. Без дела жить - только небо коптить. Не потрудиться - так и хлеба не родится. Золото не золото, не быв подмолотым. Кто толчет, тот и хлеб печет. Глаза глядят, а руки делают. Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра. Не терт, не мят, не будет калач. Работа да руки - надежные в людях поруки. О добре трудиться - есть чем похвалиться.

3 слайд

Описание слайда:

«...Я твердо знаю одно - заставили писать меня книги и жизнь»? «...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле». (В. П. Астафьев). Почему Астафьев начал писать? В основе произведений Астафьева - история его собственной жизни.

4 слайд

Описание слайда:

Био- - жизнь, -графо- - пишу. Автобиография - описание своей жизни. Автобиографическое произведение - произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни. Автобиографичное произведение - произведение, содержащее элементы автобиографии. Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам? Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

5 слайд

Описание слайда:

«Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций. Холодная изморось - холодный, очень мелкий дождь. Осетр - крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой. Стерлядь - рыба из семейства осетровых с ценным мясом. Были - рассказы о действительных происшествиях. Небылицы - рассказы о том, чего не было в действительности. Хилые березки - слабые, тонкие, невысокие березки. Затеси - зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге. Белая рыба - рыба из семейства осетровых. Шлюпка - лодка с прочным широким корпусом. Бот - небольшое парусное гребное или моторное судно. Пацан - мальчишка (слово просторечное). Хлопец - парень (из украинского языка.) Варнак - разбойник. Рыбная тара - ящики и мешки под рыбу.

6 слайд

Описание слайда:

Холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара. Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях? Эпитеты - художественные определения. Холодная изморось, хилые березки. Белая рыба - определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара - определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

7 слайд

Описание слайда:

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.

8 слайд

Описание слайда:

Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба - осетр, стерлядь, таймень, налим.

9 слайд

Описание слайда:

Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? Васютка заблудился, погнавшись за глухарем. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

10 слайд

Описание слайда:

Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу? Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

11 слайд

Описание слайда:

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес - бери еду, бери спички». Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.

12 слайд

Описание слайда:

Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным «припасом» (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»? «Трепет перед драгоценным «припасом» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.

13 слайд

Описание слайда:

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь? Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

14 слайд

Описание слайда:

Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» (с. 138) - до слов: «- ...Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..»

15 слайд

Описание слайда:

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.

I. В. П. Астафьев: детство писателя

дальше...

Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка».
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.
Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.
— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев) .
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

II. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике .
Запишем на доске и в тетрадях слово биография .
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.
— Как вы понимаете значение слова биография ?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография ?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным .

Комментированное чтение

Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

Домашнее задание
Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
12-е задание выполнить письменно.

Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Урок II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

I. Проверка домашнего задания. Словарная работа

Проверяем выполнение 12-го задания.
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
— В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?
Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара .
— Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
— Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.
Эпитеты — художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

Беседа
Беседуем по вопросам учебника.
— Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.
— Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)
Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.
— Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.
Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
— Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
— Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
— Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
«Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
— Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

Выразительное чтение
На уроке нужно обязательно прочитать отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки. Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации.
Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» — до слов: «— ...Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..».
— Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)
Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
— Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.

III. Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос) .
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.
— Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

IV. Подготовка к сочинению
Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.

Домашнее задание
Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Урок III Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)»

Урок развития речи

I. Подготовка к сочинению

Дети дома работали над сложными планами сочинения. Обсуждаем планы, которые они составили. Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.
План
1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

II. Работа над сочинением
Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

Домашнее задание
Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.

Урок IV В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок внеклассного чтения

I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.
— Какой темой объединены эти рассказы?
— Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?
— Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?

Домашняя работа

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро» 1.Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро. 2.Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки? Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба - осетр, стерлядь, таймень, налим. 3.Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)? Васютка заблудился, погнавшись за глухарем. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, терпение и упорство. 4.Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему? Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе. 5.Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями? Когда Васютка понял, что он заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал Слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь. 6.Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? Взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем, потому что Васютка его нашел. Мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика. 7.Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу? К этому рассказу можно нарисовать много разных иллюстраций. Можно нарисовать избушку ни берегу Енисея и рыбаков, которые чинят сети; Васютку с ружьем и мать, которая дает ему с собой хлеб. Можно изобразить Васютку, который сидит у костра, разговаривает с белкой, оглядывает тайгу с верхушки дерева или стреляет в уток. Можно нарисовать озеро, в котором сквозь воду видна рыба, а над водой летят утки; или широкий Енисей, по которому плывет пароход, и мальчика на берегу. 8.Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается обращением к карте. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка».

Почему В. П. Астафьев назвал свой рассказ «Васюткино озеро»?

    Я понимаю это название как синоним выражение Васюткина победа или Васюткина награда. Ведь если обратиться к тексту рассказа, то мы видим, что маленький, но уже очень самостоятельный мальчик, увлекшись сбором орехов теряется в тайге. Глухие места, где даже взрослому пропасть очень легко. Но Васютка проявляет чудеса храбрости, конечно сквозь слезы, но это не умаляет достоинство его поступка, и как подарок за храбрость судьба выводит его к богатому рыбой озеру. Если бы это была медаль, ее можно было повесить на грудь, но раз это озеро, его оставалось назвать именем Васютки. Вот и Астафьев видимо именно так относился к своему герою и название рассказа скорее аллегоричное. Страна должна знать своих героев, и герои должны получать свою награду, даже если это небольшое озеро.

    Именно тринадцатилетнему мальчику посвящен его рассказ.

    Васютка за несколько дней до начала учебы отправился с отцом в тайгу. Трудно было рыбакам в то лето, рыба не шла, а отец парнишки был бригадиром рыбаков. Вот и искали рыбаки подходящее место для осеннего лова.

    А мальчик решил не терять времени даром и помочь родителям, чем сможет.

    Вот и отправился в лес за кедровыми орехами. В тот день ему повезло, и орехов он набрал много. Уже и назад собрался идти, как вдруг увидел глухаря, подстрелил его парнишка, да раненый глухарь попытался улететь, в погоне за ним парень и заблудился.

    Естественно парнишка растерялся поначалу, а затем взял себя в руки, успокоился. Хоть и пришлось бродить ему в поисках выхода по тайге несколько дней, но паники он не испытывал. И в конце концов набрел на озеро, в котором было много рыбы.

    Выйдя к людям и показав им это озеро, заслужил от них не только похвалу, но рыбаки и зеро стали называть в честь мальчика Васюткиным .

    Каждый автор выбирает название исходя из своих каких-то соображений, вот и здесь тоже автор использовал свои мысли, назвав рассказа просто озеро, не звучит, а вот чье озеро, тут уже вызывает интерес к рассказу, думаю поэтому названо именно так.

    Васюткино озеро - рассказ повествует о мальчике, который однажды заблудился в тайге, но нашел в себе силы не только выжить, но и запомнить место, где он увидел озеро, наполненное крупной промысловой рыбой. Васюткино- озеро назвали так в честь сильного мальчика, проявившего силу духа, первооткрывателя этого озера. А рассказе раскрывается вся эта история и о Васютке, и о том, как он помог людям и план по рыбе выполнить, что было важно, и снабдить всех рыбой на зиму, что было основной едой у местных жителей.

В. П. Астафьев - один из интереснейших представителей русской советской литературы. Его не зря называли мерилом совести и нравственности нашей современности. война, жизнь деревни, экология души и совести, культуры и человечности - вот круг тех вопросов, тех проблем, которые поднимались писателем в его произведениях. Всё, что им написано, отличается искренней тревогой за наш мир, за чистоту сердец и искренность помыслов, за то, чтобы люди прониклись чувством ответственности друг перед другом и собой, ощутили связь с родной землёй, отчим краем, малой родиной, почувствовали зов предков. Чтобы каждый из нас ясно понимал: здесь, в этой жизни, мы не странники-временщики, а звенья в бесконечной цепи человечества. И живём на одной планете, и дети одной матери - Природы.

История создания

Не случайно свой рассказ назвал Астафьев «Васюткино озеро». Ведь далеко не каждый герой, особенно если он маленький мальчик, удостоится столь высокой чести. А вот Васютка заслужил! Произведение носит ярко выраженный автобиографический характер. Выросло оно из небольшого школьного сочинения, в котором тогда ещё ученик Астафьев рассказал о приключении, которое с ним произошло. Ведь будучи семилетним ребёнком, он часто выходил с отцом на рыбную ловлю для артели. Да и вообще очень многое знал о тайге, о её характере, хитростях и повадках от дедушки и бабушки, отца. Потому и случай этот не забыл Астафьев. «Васюткино озеро» из ученической работы переросло в интереснейший рассказ о том, как в самых непредвиденных ситуациях следует сохранять присутствие духа.

Почему мальчику удалось спастись, да ещё и удивительный уголок леса открыть? Потому что не забыл уроков, преподанных ему старшими, не впал в страх и унынье, прочитал «тайную книгу тайги». Астафьев «Васюткино озеро» с тем и написал: поведать людям о первозданной красоте родных мест, о доброте и мудрости природы, строгой справедливости её к людям.

Основная идея произведения

Вспоминая и рассматривая своё детство уже глазами взрослого, умудрённого опытом человека, писатель так хотел рассказать об озере, чтобы души читательские пришли в трепет, чтобы могли ярко и живо представить себе его и чудную поляну в лесу. Как художник точными, гениальными мазками творит картину, так и Астафьев Васюткино озеро описывает мастерски подобранными словами. Свою писательскую задачу видел он в следующем: дать понять читателям, что вокруг них «есть мир прекрасный» и сами они тоже «в этом мире есть». Ведь все мы приходим во взрослую жизнь из детства. И Виктор Петрович считает: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» - путеводные звёзды, помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины. В этом заключается идейный смысл рассказа.

Природа и человек в рассказе

Двух главных героев вывел в своём произведении Астафьев. «Васюткино озеро», содержание которого мы рассматриваем - это Причём природа - не фон или театральная декорация. Это особый мир, живущий по своим законам. И он проверяет истинную определяет, кто на что способен. Природа заставляет Васютку пройти испытания, в результате которых он закалился, стал сильнее и человечнее. Именно природа даёт возможность мальчику лучше оценить любовь и заботу матери, семьи, близких. Она пугает, запутывает, грозит, но и подсказывает, приоткрывает завесы. Главное - увидеть, подметить, понять, а для этого должны быть зоркими и чуткими не только глаза и слух, но и сердце. Так считает Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро» - рассказ философский, современная притча, раскрывающая сложные, многогранные отношения человека и природы, а также бесконечный космос внутри нас самих. Читайте Астафьева, ведь через его произведения, как и пушкинские, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».