Последние статьи
Домой / Кадастр / Основы организации спасательных и других неотложных работ. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

Основы организации спасательных и других неотложных работ. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

(head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных обязательств. В тех системах, где глава государства не является главой правительства (head of government), он стремится стоять над политикой отдельных партий и представлять интересы нации в целом. Таким главой государства может быть наследственный монарх (форма правления примерно в 30 странах) или президент, избранный опосредованно законодательным органом власти из числа "старейших государственных деятелей", внесших значительный вклад в служение государству. В конце 2-й мировой войны освобожденные от оккупации страны Западной Европы через парламент или референдум решали, сохранять ли им монархическое устройство или учредить республики во главе с президентом. В Восточной Европе власти ликвидировали монархии, и там, как и в СССР, главой государства обычно был председатель парламента – безвестный политик, стоящий во главе безвластного органа, в то время как политическая власть обычно осуществлялась за пределами формального механизма функционирования государства генеральным секретарем коммунистической партии. Ныне в Европе главы государств вполне способны осуществлять власть по собственному усмотрению, если политический процесс временно заходит в тупик. В Италии президенты пытались выражать общенациональные интересы в борьбе с коррупцией в правительстве и с мафией, а король Испании Хуан Карлос сыграл существенную роль в переходе страны от диктатуры к демократии и в сплачивании сил, поддерживающих послефранкистский демократический строй. Британский монарх в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные роли, которые проистекают из роли Короны в лице короля и императора (королевы и императрицы), развивающейся на протяжении XIX в. Во-первых, монарх является главой Содружества наций (Commonwealth) и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах королеву представляет генерал-губернатор, исполняющий от ее имени церемониальные обязанности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законопроект, согласно которому Генеральная прокуратура РФ должна получить новые полномочия в сфере противодействия коррупции. Согласно проекту закона, надзорное ведомство сможет проверять наличие у российских чиновников зарубежных счетов во взаимодействии с органами иностранных государств. По закону, госслужащие из России не могут открывать счета, хранить деньги и ценности в банках других стран и пользоваться их финансовыми инструментами.

Значение антикоррупционной темы в России повышается, и власть на это реагирует, сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора .

«Запрос населения на позитивные результаты в антикоррупционной деятельности растет. В 2014 году эта тема отошла на периферию в связи с проблемами геополитики — все консолидировались, все вместе. Сейчас это уходит — во внешней политике сохраняется, но не переносится на внутреннюю. Видимо, власть должна на это реагировать, тем более что это влияет на отношение к власти в частности после пенсионной реформы. У населения усилилось требование справедливости и солидарности. А поскольку в обществе есть представление о высокой коррумпированности лиц, то и требования к антикоррупционной политике растут», — сказал он.

Коррупция неизменно входит в лидеры проблем, которые волнуют россиян. Таковой ее в августовском опросе называли 33% респондентов.

Латентная коррупция

В Генпрокуратуре отмечают «некоторое снижение статистических показателей» в сфере противодействия коррупции. Так, в январе-июне 2018 года ведомство выявило на 13,4% меньше нарушений законодательства о противодействии коррупции, чем за аналогичный период прошлого года — 139,5 тыс. против 161,1 тыс. нарушений.

За последние годы снизилось и количество обвинительных приговоров, сообщили в Генпрокуратуре в ответ на запрос «Газеты.Ru».

В 2016 году с участием прокуроров суды РФ вынесли более 12 тыс. обвинительных приговоров по уголовным делам о коррупционных преступлениях, а в 2017 году — около 11 тыс. приговоров. Верховный суд также сообщал в мае, что число взяткодателей за последние два года сократилось в четыре раза.

Снижение показателей «объясняется тем, что в последние годы имело место сокращение числа выявленных коррупционных преступлений, которое вместе с тем не отражало реального масштаба совершаемых деяний с учетом их высокой латентности», говорится в ответе официального представителя ведомства Александра Куренного «Газете.Ru».

О сокращении показателей говорит и статистика . Согласно сведениям о деятельности СК за январь-июнь 2016 года, расследовано около 3500 преступлений получения взяток, дачи взяток — 3800. В 2017 году за аналогичный период эта статистика сократилась в два-три раза (1500 и 1100 преступлений соответственно). В 2018 году статистика значительно не изменилась — 1400 и 1200 преступлений.

Выявляют больше

Вместе с тем уже в первом полугодии этого года зарегистрировано на 1,7% больше преступлений коррупционной направленности, чем за аналогичный период 2017 года — 18 696 преступлений, сообщили в Генпрокуратуре. Возросло на 3% и число зарегистрированных преступников — 8,7 тыс. человек против около 8,5 тыс. человек. Коррупционные преступления по итогам полугодия заняли 1,9% от общего числа преступлений.

«При этом увеличение показателей за первое полугодие текущего года произошло во многом за счет представляющих повышенную общественную опасность и по существу составляющих ядро коррупционных преступлений, в том числе получения и дачи взяток», — подчеркнул .

Так, за полгода фактов взяточничества зарегистрировано на 5,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (7 519 против 7140). Доля взяточничества составляет 40,2% от общего количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, в том числе мелкого взяточничества — 17,8%.

За полгода Генпрокуратура направила в суды направлено 3,1 тыс. исковых заявлений, что значительно меньше показателя первой половины 2017 года — 4,1 тыс. исков. При этом сумма заявленных исковых требований увеличилась более чем в два раза — 2,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб., рассказали в надзорном органе.

Преступление и наказание

«Мы не гонимся за показателями», — отмечают в Генпрокуратуре. Основные усилия сосредоточены на выявлении и предупреждении правонарушений, и привлечении коррупционеров к ответственности, указывает надзорный орган.

За последние годы разгорелось несколько коррупционных скандалов. 2017 год запомнится процессом над экс-министром экономического развития и приговором ему (8 лет колонии строго режима). Резонансным стало и дело бывшего кировского губернатора — он также приговорен к восьми годам в . До этого — дело , губернатора Брянской области , губернатора Сахалина , главы Коми и других.

«Позитивные эффекты от борьбы с коррупцией в основном исчерпаны», — сказал «Газете.Ru» политолог, президент холдинга «Минченко консалтинг» , говоря о громких делах последних лет.

«Не надо обнадеживаться, что подобного рода сбрасывание боярских голов на секиры бунтующих стрельцов будет иметь длительный системный эффект. А для такого эффекта нужно системное улучшение качества жизни населения», — полагает он.

В Генпрокуратуре подчеркивают, что основные усилия ведомства направлены и на возмещение вреда, причиненного актами коррупции. За последние полтора года прокурорами предъявлено 3,7 тыс. исковых заявлений в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, а также принято иных, в том числе внесудебных, мер на общую сумму 20,7 млрд руб.

Всего за полтора года взыскано в бюджет свыше 900 млн руб.

Помимо уголовного преследования, широко распространена практика привлечения к административной ответственности. За полтора года за коррупционные правонарушения привлекали 10,6 тыс. лиц. «При этом суммы наложенных штрафов являются достаточно внушительными — за все административные правонарушения с коррупционной составляющей в 2017 года — первом полугодии 2018 года наложено штрафов на общую сумму более 2 млрд руб.», — отметили в ведомстве.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.

Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) – это совокупность первоочередных работ в зоне (зоне поражения), заключающихся в соответствии с «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ: раздельно: (АСР) – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; неотложные работы (НР) – деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию пострадавшему населению помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий и сооружений, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений, оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных;
  • дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание (обезвреживание) территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки, что обусловлено необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

Неотложные работы включают:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения);
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ их различие – чисто условное. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин – аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

  1. Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению работ.
  2. Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
  3. Второй этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям и вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (зонах поражения) достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств и к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий), в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (последствий военных действий), включая организацию эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зону чрезвычайной ситуации (зону поражения);
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, подтверждением устойчивого взаимодействия сил, привлекаемых к работам;
  • непрерывным ведением работ до полного их завершения, с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности; организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава, привлекаемого к работам.

Источники: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией Воробьева Ю.Л.. - М., 2002; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природ, и техногенного характера. - М., 1999.