Последние статьи
Домой / Прописка / Обычаи, традиции, обряды. Происхождение права

Обычаи, традиции, обряды. Происхождение права

Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе

Определение. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.

Особенности социальной власти . В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:

1. распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. объект и субъект власти здесь совпадали);

3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

4. покоилась на традициях;

5. подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;

6. носила личностный характер, в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

Социальные нормы первобытного общества . Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т.е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.

Особенности социальных норм . Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:

1. естественно-природный характер формирования;

2. действие на основе механизма обычая;

3. синкретность, нерасчлененность норм

4. мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность;

5. доминирование запретов.;

6. распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – «родственное дело»);

7. нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;

8. специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.


Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражающих представления людей о мире, природе и человеческом бытие. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведений о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Агрокалендари – система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Однородность социальных норм первобытного общества

В догосударственный период, в котором не было государства и права, а люди жили общинами, поведение людей регулировали такие социальные нормы как табу, мораль, обряды, миф, обычай. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества носили однородный, недифференцированный характер и были едиными для всех членов первобытного общества, для всех членов общины. Они получили название мононормы (от монос “единый”, норма – “правило”) - нормы, соединяющей в себе правило поведения общесоциального, религиозного и бытового характера; обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции; единые правила, неразделенные на религиозные, морально-этические и иные. Например, запрет убийства члена своего коллектива объяснялся с религиозной точки зрения как запрет богов, нарушение которого будет прегрешением и повлечёт за собой божьи кары. Одновременно, такое деяние считалось с морально-этической точки зрения нехорошим делом. Одновременно, существовал обычай - пищевой запрет на употребление в пищу мяса людей своей общины; кроме того, существовала угроза мести со стороны родичей за убийство.

Социальные нормы поддерживались самопомощью, самоуправством (тот, кому был причинён вред, сам должен был позаботиться об охране своих интересов с помощью родственников), моральными санкциями (это божья кара, осуждение общественного мнения, угрызения собственной совести), третейским судом старейшин. Третейский суд был судом добровольным, который ставил своей целью сохранить мир и согласие в общине, а значит примирить стороны, предотвратить перерастание конфликта в состояние постоянной вражды внутри общины. Примирение означало компромиссное соглашение враждующих сторон.

Многие споры и конфликты в общине разрешались самими спорящими сторонами в порядке саморегуляции. Члены общины были жизненно заинтересованы в сохранении внутреннего мира, в объединении усилий, во взаимопомощи. Санкция за нарушение норм поведения в условиях саморегуляции была такова: кто не соблюдает правила, тому не помогут в работе.

Табу

Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табý - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на них непонятную, но грозную опасность. Для табу характерно отсутствие всякого обоснования. Люди должны были слепо подчиняться этим запретам. Человек, нарушивший табу, причинял вред всему обществу.

Запретными становились опасные для коллектива действия. Например, запрещались убийство сородичей, телесные повреждения, кровосмешение (инцест), общение с чужими (не членами рода) как потенциальными носителями «зловредной магии», способной нанести вред тем, кто соприкасается с ними и др.

Соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. Кара могла быть религиозная или общественная. Общественная кара заключалась в смертной казни, изъятии имущества нарушителя, изгнании из общины. Религиозная кара наводилась на нарушителя сверхъестественными существами и мистическим путем. Она выражалась, например, болезнью, смертью от удара молнии и пр. Этнографами были записаны случаи, когда туземец умирал от одного ужаса, что им нарушено табу.

Например, как-то один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, запрещено, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Остатки от трапезы вождя были табу, и съевший их, даже по неведению, должен был заболеть и умереть.

Мораль

Мораль (нравственность) - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения. Для морали характерна оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым действия людей подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Добро - это действия людей, по данным опыта, совпадающие с интересами общества и служащие интересам его самосохранения и благополучия. Эти действия одобряются обществом. Зло - это действия людей, идущие вразрез с интересами общества, наносящие ему ущерб, разрушающие общество. Подобного рода действия осуждаются обществом и влекут за собой санкции (неблагоприятные последствия) для нарушителя. Моральными санкциями являются божья кара, угрызения собственной совести и осуждение общественного мнения.

Нормы морали выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений. Основные нравственные правила таковы: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы они тебе делали» и «Делай другим то, что ты хочешь, чтобы они тебе делали». Другими словами: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Отсюда двоякое требование: не вредить другим или не делать зла и делать другим добро или помогать ближнему, нуждающемуся.

Табу и мораль регулировали отношения между членами одного коллектива - общины, рода. Люди в первобытном обществе делились на своих и чужих. К чужим был возможен другой подход, прямо противоположный: «Если наши украли лошадь у чужих - это добро, если у наших чужие украли лошадь - это зло».

Различие между моралью и правом проявляется в характере санкций (неблагоприятных последствий для нарушителя) и способе их осуществления. Нормы морали обеспечиваются моральными санкциями: Божья кара, разного рода неодобрение, порицание со стороны общественного мнения и угрызения совести (совесть - это внутренний судья). Все эти санкции могут одинаково распространять свое действие и на обеспечение осуществления права. Особенность права состоит в том, что независимо от общих моральных санкций оно устанавливает еще свои специфические юридические санкции. Отличительными признаками юридической санкции являются точная определенность страдания, причиненного нарушителю нормы права, а также определенность правоохранительных органов, предназначенных для приведения санкций в исполнение. Ни одного из этих признаков нет в моральных санкциях.

Создаваемое религиозной верой представление о каре Божьей по самому своему существу чуждо внешней определённости. Реакция совести зависит от индивидуальных особенностей человека, хотя предполагается, что когда окружающие человека люди осуждают его поступки, у него возникает чувство вины и стыда перед ними за свои действия. Реакция общественного мнения, хотя и проявляется в известном внешнем давлении на нарушителя моральной нормы, но не отличается определенностью. Нарушающий моральную норму не знает наперед, в чем выразится реакция общественного мнения, - она разнообразна: начинаясь с простого словесного выражения порицания, она может доходить до кровавой расправы. Общественное мнение не обладает определенными, заранее установленными органами для выражения общественного порицания.

Обряды и миф

К социальным нормам первобытного общества можно отнести также обряды и мифы. Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях. Например, обряды похорон и поминок умерших, свадебный обряд, обряд вступления в должность вождя и др.

Важным регулятором поведения людей были мифы. . В обиходной речи «миф» - это выдумка. В философии под мифом понимают особую форму мысли, наиболее простую, наиболее всеобщую, присущую человеку на всех ступенях развития - и на первоначальной, и на нынешней. Миф - это нечто, основанное на действительных событиях, но приукрашенное и изменённое. Миф - это предание, сказание, повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его, о первопредках, от которых пошёл народ. Например, миф о братьях Каине и Авеле, Рόмуле и Реме (основатели Рима), Кие, Щеке и Хориве (основатели Киева). У каждого народа есть исторические мифы - это мифы о своей истории, географические мифы - о соседях и о других народах. Мифы нужны для объяснения мира. Исторические мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах истории живёт коллективная память народа, которая объясняет - кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства. В мифах сконцентрирован опыт поведения, разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Миф является побуждением к действию. Он представляет собой набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Почитание предков предполагает: если они вели себя так, то мы не можем, не утратив достоинства, вести себя хуже. Происхождение обязывает.

Вот, к примеру, миф о том, как к Петру I привели пленных шведских офицеров после Полтавской битвы 1709 г. Офицеры смущены, напряжены: откуда они знают, что с ними будет теперь? Пётр же обнимает их, кричит: «Пировать будем!». И во время пира шведы сидят среди русских, с такими же бокалами в руках, перед ними тарелки, полные еды. И Пётр поднимает тост: «За наших учителей!». Было? Не было? В любом случае в этом предании урок: будь великодушным к побеждённому врагу. Не мсти. Не злобствуй. Умей учиться у врага, и если научился чему-то, признай это вслух. Уклонись от ненависти, от сведения счётов. В средине XX века русские вели себя с поверженным врагом, как в начале XVIII-го. Пленные немецкие солдаты не стали ответчиками за преступления, совершённые армией нацистов в России. Они привлекались к восстановительным работам, жили в условиях, которые не были хуже условий жизни русских, их даже сытнее кормили, одевали в трофейную немецкую форму и лечили, если заболеют. В войнах в горячих точках конца XX - начала XXI веков русские проявили то же отношение к вчерашним вооружённым врагам, взятым в плен.

Современными аналогами мифа являются кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая - коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.

Обычай

На первое место среди социальных норм выдвинулись обычаи. Обычаи - устойчивые правила поведения, нормы, возникшие путем продолжительного соблюдения людьми. Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Сила обычая основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении его на практике. Авторитет обычая был основан на старине : «так поступали отцы и деды», «чем старей, тем правей», «повальный обычай, что царский указ».

Обычаи существовали в устной традиции, передавались от поколения к поколению. В общине были знатоки обычаев, к которым в случае спора обращались спорящие стороны за консультацией. Они говорили, что надо делать так-то, потому что именно так делали предки. Обычаи регулировали типичные отношения: брак, обязанности мужчины и женщины, кары за обиду и причиненный вред (кровная месть), обычай почитать старших как хранителей опыта поколений, передача имущества умершего роду, семье.

Происхождение права. Обычное право и судебный

Прецедент

Право постепенно выделяется из однородных социальных норм. Причины появления права, выделения из правил общежития норм права следующие:

1. Численный рост социальной группы, формирование территориальной общины (вόждества), которое объединяло общины под властью одного правителя и насчитывало несколько тысяч человек. Когда социальная группа невелика (в соседской земледельческой общине насчитывалось от 100 до 300 человек), жизнь и поведение каждого человека проходили на глазах у всех. Ему было не ускользнуть от внимания и осуждения своих сородичей. Но значительный рост численности группы ослаблял влияние общества на личность, так как внимание общества рассеивалось между большим числом людей и люди, хотя бы отчасти, сумели освободить свое поведение от общественного контроля.

2. Нарушение однородности социальной группы. Однородная социальная группа, которая не обнаруживает никаких различий ни по происхождению, ни по богатству, сильна единством своих интересов, взглядов, преданий. Расслоение социальной группы по богатству (обладающие имуществом имущие и не обладающие имуществом неимущие), по происхождению (знатные и незнатные), по завоеванию (победители и побежденные) подрывало эту однородность.

В пределах одной и той же группы сталкивались уже прямо противоположные интересы. Например, то, что с точки зрения побежденных хорошо, то с точки зрения победителей дурно, то, что первые будут одобрять, то вторые будут порицать, а между тем общественное мнение сильно только своим единством. Тогда становится ясна недостаточность этого способа охраны правил общежития. Кризис обычая, когда общественное мнение теряет свою силу и люди перестают следовать тому, что принято, с необходимостью ведет к возникновению правового обычая.

3. Рост общественной группы и нарушение её однородности привело к увеличению числа правил, необходимых для сохранения сплоченности. Как бы медленно ни развивалась жизнь, а всё же число правил постепенно накапливалось. Удержание всех их в памяти становилось затруднительным для стариков, а отсутствие письменности и грамотности возлагало всю надежду на человеческую память. Возможно, что более новые правила, не вполне согласовались с прежними. В действии общественного мнения появилось некоторое замешательство, которым готовы были воспользоваться одни члены общества за счет других.

При таком положении становилась очевидной необходимость выделения особой группы норм, поддерживаемых более энергичными средствами. Переход социальных норм от состояния однородности к состоянию разнородности обуславливался зарождением суда от имени власти, когда произошло формирование ранних государств в форме общин (городов) - государств.

Зарождение права стало возможным только с появлением суда, организованного государственной властью и обособленного от суда общественного. Суд есть деятельность государственной власти, направленная на защиту и восстановление права в случаях спора о праве или нарушения права. Решения государственного суда обеспечивалось государственным принуждением.

Древнейшим и первоначальным источником права всех народов является обычное право. Правовые обычаи (обычное право) - это обычаи, признаваемые и защищаемые государством. Правовые обычаи - правила поведения людей (нормы права), сложившиеся в жизни (практике) людей в течение длительного времени в силу повторяемости их в действиях людей, признанные государством в лице судов или других государственных органов в качестве общеобязательных норм поведения и обеспечиваемые силой государственного принуждения. Так как право строится на принуждении, а организованными принудительными средствами располагает государственная власть, то обычаи приобретают правовой характер только вследствие предоставления им защиты со стороны государства. Обычай не может стать нормой права помимо воли государственной власти. Обычай становится правовым только вследствие того, что суд своим решением обеспечит сложившейся норме юридическую защиту. Из общей массы обычаев выделяются те, которые признаются судом, - это правовые обычаи. Суд обеспечивает свою защиту одним обычаям, и отказывает в этой защите другим. Государство признает уже сложившиеся обычаи и наделяет их правовым характером, придавая им, безусловно, обязательную силу, в форме защиты отдельных случаев судом.

Обязательность неправового обычая догосударственного общества основана на старине: я обязан поступать так, потому что так поступали предки, и так поступают теперь все, а правовой обычай дополнительно к авторитету предков охраняется государственным принуждением. Правовые обычаи, в отличие от неправовых обычаев, обеспечиваются силой государственного принуждения.

Нормы обычного права, хотя и создаются в своем содержании помимо государственной власти, но юридическую обязательность они приобретают по воле государственной власти. Обычное право исходит от общества, оно безлично, то есть автор его неизвестен. Для образования обычного права необходима длительность и непрерывность его соблюдения.

Правовой обычай - право неписаное, нигде письменно не фиксируется. Нормы обычного права передаются устно, словесно из поколения в поколение. «Нормы обычного права хранятся непосредственно в народной памяти и на первоначальных стадиях развития получают внешнее выражение исключительно в тех самых действиях, в которых они осуществляются. Действия, совершаемые во исполнение нормы обычного права, сопровождаются особыми обрядами, цель которых подчеркнуть их правомерность, и становятся таким образом юридическим символами. Таковы, например, рукобитье при заключении договора, передача дерна при продаже земли, посажение на стол при вручении княжеской власти и т. п. Все эти обрядовые действия являются не только формой совершения юридических сделок, но и символическим выражением нормы обычного права, регулирующей соответственные юридические отношения». Нормы обычного права проявляются не только в повседневной жизни, в особых формальных обрядовых действиях, но и в судебных решениях (судьи выносят решение на основе обычаев), в высказываниях сведущих людей, знатоков обычного права, обычно людей старого возраста, которые помнили как поступали предки, а опытность, связанная с продолжительной жизнью, внушала особую авторитетность их суждениям. Обычное право выражается в юридических пословицах и поговорках, которые имеют форму кратких положений и выражают правовое сознание народа: «Кто желает решить дело по справедливости, тот должен выслушать обе стороны».

Постепенно роль государственного суда укреплялась. Между сторонами возникали споры, для решения которых не было соответствующих норм обычного права и отсутствовали письменные законы. Во всех таких случаях суду приходилось создавать новые юридические нормы по поводу данного конкретного случая. Тем самым появляются судебные прецеденты как новый самостоятельный источник права, равносильный обычному праву. Судебные прецеденты - это нормы права, правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела. Решение суда обеспечивается государственным принуждением. Авторитет судебного прецедента основывается на том, что так было, хотя бы и один раз.

Таким образом, тот момент, когда суд стал выбирать из предложенных ему правил, обычаев или стал творить новые правила путем прецедента, - был моментом зарождения права. Правовой обычай есть норма, сложившаяся в обществе и лишь признанная государством в качестве общеобязательной нормы и обеспеченная силой государственного принуждения. Судебный прецедент есть новая норма, созданная судом при вынесении им решения по отдельному случаю. Право зародилось, когда стали образовываться государства в форме ранних монархий.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

  1. девальвация
  2. ревальвация
  3. деноминация
  4. дефляция

1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле – здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса?

  1. корпоративные и моральные
  2. моральные и правовые
  3. правовые и корпоративные
  4. моральные и политические

1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

  1. ограничение прав и свобод граждан
  2. отсутствие ответственности власти перед обществом
  3. применение репрессий к противникам режима
  4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

Ответ :

1.1 1.2 1.3
2 1 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 3 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

  1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
  2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
  3. Майору присвоено звание подполковника.
  4. Продавец назначена директором магазина.
  5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
  6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

  1. Государственная Дума
  2. Совет Федерации
  3. Председатель Правительства РФ
  4. Президент РФ
  5. Генеральный Прокурор РФ
  6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
  7. органы местного самоуправления

2.3. К направлениям философии относятся

  1. идеализм
  2. кубизм
  3. позитивизм
  4. марксизм
  5. абстракционизм
  6. классицизм

2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

  1. возражений одного из супругов против расторжения брака
  2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
  3. признания одного из супругов недееспособным
  4. несовершеннолетия одного из супругов
  5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

Ответ :

2.1 2.2 2.3 2.4
346 246 134 12

По 2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

Ответ : Ценные бумаги.

3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

Ответ : Виды социальных норм.

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

Ответ : вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

Ответ : факторы производства, лишний элемент – налоги.

По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование , 1 балл за указание лишнего ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

5.4. «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится.

(А.С. Пушкин)

В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Нет Да Да Да Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 6

Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.








Ответ :

1 балл за обобщающее понятие . По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении».

Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого… И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом – для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

7.3. Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия.

Ответ :

7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

По 1 баллу за каждое названное право . Всего 3 балла .

7.2. Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.»

3 балла за верно названную теорию . 3 балла за обоснование . Всего 6 баллов .

7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

Ответы могут быть даны в иных , близких по смыслу формулировках .

2 балла за каждое названное последствие . Всего 6 баллов .

Максимум за задание 15 баллов .

Задание 8

Решите задачу

15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

Ответ:

Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

1 балл за ответ на первый вопрос . 3 балла за приведённое обоснование .

2 балла за верное указание нормативно правового акта .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

Список терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К
2 11 5 9 1 6 8 10 18 14

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 10

Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.)

Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация.

Ответ :

По 1 баллу за каждый верный элемент .

Максимум за задание 9 баллов .

Задание 11

Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы.

Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул – дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись:

– А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь?

Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом…

Жеглов положил руку мне на плечо и сказал:

– У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко:

– А почему же вам «языки» без надобности?

Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами:

– Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, – противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше.

– Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, – убеждённо сказал я.

Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима:

– На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают?

– Как что? – удивился я. – Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени.

– Вот именно, – согласился Жеглов. – А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств…

– А бандит без оружия, что ли? – упирался я.

– На встречу вполне может прийти без оружия.

– А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!

Вопросы

11.1. Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»?

11.2. В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка?

11.3. Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ.

Элементы ответа Баллы
11.1. Должны быть названы: уголовно-процессуальное право, международное гуманитарное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

11.2. Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип
11.3. Могут быть названы следующие положения.

· Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

· Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

· Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

По 3 балла за каждое верно приведённое положение.

Максимум 9 баллов

Максимум за задание 16 баллов

Задание 12

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А ) Наполеон Бонапарт )

Н . Макиавелли )

Б ) Р . Даль )

У . Черчиль )

В ) Время – это ***. (Б . Франклин )

*** – хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф . Бэкон )

Г ) *** – это кража. (Ж . Прудон )

Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д . Локк )

Ответ

Высказывания Понятия
А ) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт )

Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н . Макиавелли )

армия
Б ) Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р . Даль )

**** – худшая форма правления, не считая всех остальных. (У Школьный / Год: / Город: /

последовательность примет следующий вид: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу. Чем меньше наказание за нарушение культурной нормы, тем шире она используется, и наоборот.

Привычка – это установившаяся схема поведения в определѐнных ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.

Этикет как ритуальная норма и культурный эталон – это принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет можно понимать и как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Понятия «этикет» и «общение» неравнозначны. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом. Понятие общение гораздо шире этикета.

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Традиция – всѐ то, что унаследовано от предшественников. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Символические действия пронизывают все области человеческой культуры. Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящѐнных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать события, вызвать у зрителя благоговейный трепет.

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действия. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и т.д. Разновидностью нравов выступают законы . Это нормы или правила поведения, оформленные в виде соответствующего документа. Различают два вида законов. Обычное право – в доиндустриальном обществе: совокупность неписанных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли юридические нормы законы. Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных

государством и выраженных в определѐнных нормах. Право существовало не всегда. Оно – результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям.

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности – социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространѐнность привычки соблюдать личную гигиену в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний. Предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращѐнные к индивиду или группе и выраженные в любой форме.

В каждый период времени в обществе нормы, регулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в соответствии. Например, в традиционном обществе господствовали нормы патриархальной семьи с безраздельным правом мужчины – главы семейства. На уровне государства права главы семьи усиливались ещѐ больше: в некоторых странах он мог даже продавать в рабство детей. В области местного самоуправления главы семей и родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в области экономической и социальной политики местных органов власти.

В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. Они возникают по самым разным причинам. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее разнородное, нежели однородное, в нѐм постоянно возникает напряжение и конфликты между различными системами норм и ценностей. Эти системы могут относиться к субкультурам. И тогда говорят о субкультурном конфликте между разными этническими группами, разными поколениями, между законопослушными гражданами и преступниками. Конфликт может возникнуть между не успевших сойти с исторической сцены старым и активно выдвигающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся обществам.

В закрытых культурах нормы регламентируются и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм

и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов приобретают ценности . Ценность формируется через синтез не только функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как более сложный регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает популярность решения, что свидетельствует о двойственной

природе ценности. Учитывая смысл, одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Например, при интерпретации такой ценности как патриотизм в одной случае на первом месте может стоять долг, в другом – идеал, в третьем – потребность и т.д.

Природа ценностей такова, что они заряжены целевыми установками, причѐм цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. Культура стремится обеспечивать выживание и отбор тех ценностей, которые обеспечивают человека более эффективными регуляторами. Для отдельного человека фактически возможны следующие ситуации: он знает ценности своей культуры и способен их реализовать; он плохо знает ценности и его возможности ограничены этим обстоятельством; он догматизировал своѐ знание о ценностях, а в реальности они уже преобразовались; и, наконец, - человек руководствуется ценностями, которые ещѐ не вошли в культуру. Во всяком случае необходимо уметь находить меру, а это уже не только знания и орудия, но и житейская мудрость, искусство жить.

5. Методологические основы культурологических исследований складываются из философской методологии, методологических положений других наук и собственно культурологии. В культурологии широко применяются методы: описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, изучение текстов, аналогия, абстрагирование и др.

Метод – общий принцип творческого отношения к познаваемой действительности, система принципов и приѐмов отбора и обобщения жизненного материала. Характер и основные черты каждого метода определяются, прежде всего, конкретно-историческими условиями. Суть исторического подхода заключается в том, что любое культурологическое явление, процесс, предмет рассматриваются с позиции их зарождения, формирования и развития, что в свою очередь, требует рассматривать всю культуру в проявлении единства общего – особенного – отдельного. Логический подход позволяет исследовать взаимосвязь, взаимообусловленность явлений культуры, перейти от одной ступени исследования к другой, проанализировать возникновение новых тенденций из уже существующих.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания . Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путѐм рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса. Культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивносмысловой причастности человека к постигаемому явлению. В культурологии

первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет проникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.

Одним из первых в культурологии стал использоваться эволюционный метод (Э.Тайлор). Этот метод рассматривает динамику культуры не только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает скачкообразные, резкие изменения, культурные революции. По сути, он является частью исторического метода. Детальное изучение первобытных культур способствовало обогащению методологического арсенала культурологических исследований.

Структурный метод ориентирован на исследование структуры культурной системы взаимосвязей между элементами системы, например между наукой и религией.

Функциональный метод нацелен на исследование функции данной культуры. Согласно этому методу каждая культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как внутренне самодостаточная и целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой функциональными отношениями. При данном подходе основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, запросов, интересов людей, при этом каждый культурный элемент выполняет особую функцию. Этот метод нацелен на выявление общих функциональных законов, одинаковых для всех культур, и объяснение с их помощью любого культурного элемента.

Системный метод изучает культуру каждого народа как единое целое, где все элементы связаны между собой и порождают свойства, которых нет у отдельных элементов системы. Изучение таких свойств позволяет дать общее определение той или иной культуре.

Используется в культурологии также типологический метод, основанный на выявлении типов культур. Он тесно связан с идеализацией или выделением типов культур, отличающихся наиболее характерными чертами данного типа. На основе этого метода выявляют, например, восточные и западные типы культур.

Сравнительный метод в анализе развития культур успешно применяли Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. При сопоставлении культурных феноменов и отдельных культур им удалось выявить общую структуру, морфологические особенности и сущностные характеристики культур.

Существуют разные подходы в изучении культуры. Психологическая концепция для объяснения культурных явлений сводит их к психологическим, а затем на основе полученных психологических характеристик истолковывает особенности культуры (З.Фрейд, К.Юнг). Структурно-антропологический подход возникает при распространении на область изучения культуры методов

современного языкознания и семиотики (семиотика - наука о знаках) (Ф. де Соссюр, Клод Леви Стросс). Сторонники классического варианта этого подхода сосредоточили своѐ внимание на поиске бессознательных структур культуры, которые предопределяют разнообразные проявления жизнедеятельности индивида. Для них культура представляет собой символическую систему.

ТЕМА №2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.

1. Предпосылки возникновения культуры.

2. Ранние формы верований.

3. Миф как форма культуры.

4. Первобытное искусство.

1. Предпосылки возникновения культуры являются общими и для появления человека, и для формирования общества. К ним можно отнести: переход живой природы на более высокий уровень – возникновение человекоподобных обезьян; появление прямохождения; формирование пяти основных систем чувствования: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания; стадный образ жизни; развитие головного мозга; формирование первой сигнальной системы, пользование огнѐм и др. Предпосылки исторически закреплялись в генном коде человекоподобных обезьян и передавались по наследству.

В животном мире обнаруживаются явления, которые в дальнейшем послужили основанием для формирования культуры. У высших млекопитающих широко распространено подражание, через которое одни особи усваивают опыт других особей. Однако если в животном мире и существует внегенетическая форма передачи опыта, то в нѐм отсутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внутри вида. Культура же предполагает не просто любую внегенетическую передачу опыта, а только такую, которая происходит при посредстве негенетических, а тем самым и небиологических структур, в которых этот опыт зафиксирован. Такими структурами хранения и передачи информации выступают знаковые системы . Именно развитие знаковых средств и знаковых систем явилось фактором, который привѐл к формированию человека, выделив его из животного мира. Культура есть форма жизни, в которой главным является уже не биологический, а семиотический процесс (коммуникация, наделение значением, знаковое поведение).

Существуют разные периодизации первобытной эпохи. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на каменный, бронзовый и железный век. В каменном

веке выделяются три эпохи: палеолит, мезолит и неолит. Каждый из этих периодов обычно подразделяется на ряд археологических культур. Палеолит длился свыше 3 млн. лет до 12 тыс. лет до н.э. Мезолит длился примерно от 12 тыс.лет до 7 тыс.лет до н.э. Неолит длился от 7 тыс.лет до 3 тыс.лет до н.э.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец. В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий – это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. Человек мезолита переходит к земледелию, осваивает растительный мир, раздвигая тем самым рамки собственной культуры, поскольку открывает для себя иную, по сравнению с охотниками, природную среду. В мезолите преобладают микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы.

Переход к регулируемому, целенаправленному воспроизводству продуктов питания на основе земледелия и скотоводства определил формирование искусственной среды обитания – неолитической цивилизации. Еѐ истоком стала неолитическая революция. Получение излишков продовольствия, появление новых орудий труда и строительство целых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и приручение животных – два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности – два важнейших культурных достижений.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, осѐдлого образа жизни – над кочевым, патриархата – над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

99,8 % всей истории приходится именно на первобытную культуру. Все следующие за первобытностью разделы культурологии углубляются в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально, обращаясь к древнейшим цивилизациям, на 5 тыс. лет. На обыденном уровне и даже в некоторых научных теориях первобытное общество представляется как «доистория» - происходит недооценка достижений «дикаря» в соревновании с природой. Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, наука и искусство. И эти достижения при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека времен каменного века имели ничуть не меньшее значение, чем современные научнотехнические открытия. Именно в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации, то есть запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинство человека.

Можно выделить несколько способов становления и первичного развития культуры, для которого были характерны свои формы. Во-первых, способом возникновения культуры было выделение человеком себя из природы. Это произошло тогда, когда он стал вести свой, отличающийся от свойственного животным, способ жизни. Формами данного способа были: магические заклинания, мифы, обычаи, погребальные и иные ритуалы, культ усопших. Вовторых, культура утверждалась в ходе осмысления человеком самого себя. Человек, отделивший и противопоставивший себя природе, с необходимостью задавал себе вопрос: кто я, зачем живу? как должен жить и др. Давая менее или более удачные ответы, человек постепенно осознавал свои отличия от природы. В третьих, способом становления культуры выступало осмысление человеком других людей, сообществ. В четвѐртых, генезис культуры осуществлялся способом разграничения материально-производственной сферы культуры и духовной сферы.

2. Религия - это отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними и в их повседневной жизни. Религия получает развитие в первобытном обществе как составная часть жизнедеятельности первобытных людей, их социальной организации; ее появление связано с появлением искусства, праморали. На этой стадии развития общества все явления духовной жизни еще очень тесно связаны между собой, переплетаются, так что разделять их можно довольно условно. Это явление обозначается понятием синкретизма

Нерасчлененности первобытной духовной культуры. К ранним формам религии относятся магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, погребальный культ, которые возникли в период формирования родового строя (от 100 до 40 тыс. лет назад).

Хронологически возникновение религиозных представлений относится к среднему палеолиту. Свидетельством религиозности неандертальцев был совершаемый ими обряд каннибализма – поедания своих умерших родичей. Очевидно, таким образом, они стремились получить от них силу, знания и прочие достоинства. Бесспорные памятники религии сохранились от эпохи верхнего палеолита (около 40-28 тыс. лет до н.э.). К этому времени относятся многочисленные сохранившиеся захоронения, носящие несомненные следы ритуала: костяки лежат строго на спине или на боку, рядом с ними положены разные вещи. Видимо, умершие служили уже предметом каких-то суеверных представлений.

Культ предков у первобытных людей означает культ культуры, потому что предки являются еѐ создателями. Сами предки называются вечными и несотворѐнными. Цель древних культов – осуществление мистического сопричастия между общественной группой и животными и растительными видами, необходимыми для еѐ существования. Считая древнейшим культ умерших, Г.Спенсер относил к первоначальному виду жертвоприношений «кормление» покойников. Вторая стадия жертвоприношения – жертвоприношение духам и богам, третья – принесение в жертву себя. Без этого невозможно соединение с Единым.

Захоронение предков было первой жертвой человека, породившей духовную культуру. Человек всѐ более отходил от окружающего мира, но стремился вернуться в него с помощью жертв, призванных восстановить утрачиваемое единство.

Тотемизм, фетишизм, культ предков, анимизм и т. д. - все эти элементы присущи религиям в их ранней, элементарной форме. Однако у каждого народа они образуют некоторое неповторимое единство, своеобразное целое. Элементарная форма религии представлена многими, различающимися между собой религиями, каждой из которых перечисленные выше элементы присущи в разной степени и в различных вариациях. В то же время всем этим религиям присуще нечто общее, они образуют некое единое целое - религию ―примитивных‖ культур, отличную от всех других в своей основополагающей жизненной позиции. Одна из распространенных и признанных квалификаций этот позиции состоит в том, что это религия магического единения, связи. Человек первобытной культуры во всех существах и во всех имеющих для него значение вещах ощущает некую тайную и подлинную жизнь, овладение которой, подчинение или достижение которой является главным стремлением всех членов рода.

Первобытные религии отличаются и от христианства, и от ислама, и от многих других современных религий тем, что они не имели представлений ни об одном Боге, ни о многих богах. Первобытные люди или вообще никому не поклонялись, а просто верили в сверхъестественную силу своих обрядов, или поклонялись предметам, растениям, животным и так называемым духам.

Наиболее древней формой религии является магия – представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Как человек овладел магией – неизвестно; можно, однако, достоверно утверждать, что все самые утонченные ее способы были распространены еще в первобытную эпоху. Магия удваивала в воображении людей пути воздействия на природу: считалось, что человек мог повлиять на природу не только своим трудом (естественный путь), но и особыми символическими действиямиобрядами (сверхъестественный путь). Магия - это получение нужного результата особым, не ―прямым‖ способом. Так, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые на охоте. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем особое значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением - предвещать то, что должно произойти.

Магические представления и обряды развивались особенно в тех областях деятельности человека, где он чувствовал свою зависимость от стихийных сил, где он был лишен уверенности в успехе. По мере возрастания власти человека над природой сфера религиозно-магических обрядов все более сокращалась. У культурных народов Европы, Азии, Америки многие аграрные и другие хозяйственные магические обряды почти исчезли уже в ХIХ в. Магические

обряды вырастают первоначально из стихийных, практических действий; но они делаются магическими тогда, когда отрываются от практики и связываются

с представлениями о сверхъестественном, т.е. становятся частью религии.

В вопросе классификации типов первобытной магии среди ученых нет единого мнения. Например, Д.Фрезер (1854-1941) подразделяет магию на подражательную («гомеопатическую») и заразительную «контагиозную»)

Российский антрополог С.А. Токарев считал, что магические обряды необходимо рассматривать и с точки зрения методов воздействия магической силой на что-либо или кого-либо, и по функциям этих обрядов. Способов воздействия на объект насчитывается несколько. Суть самого элементарного из них – инициального – заключается в том, что шаман мысленно представляет объект и осуществляет в его сторону посыл своей разрушающей магической силы. Парциальный вариант магического влияния является более изощренным,

и здесь воздействие на объект производится через принадлежащие ему вещи – одежду, остатки его еды, слюну и т.д. Парциальная магия активно используется в охоте – преследователи зверя совершают обряды над его следами, экскрементами, каплями пролитой крови. Контактная магия практикуется в случаях, где существует возможность непосредственного прикосновения к объекту – при излечении, например. Вербальный способ в виде заговоров, заклинаний, нашептываний – едва ли не самый распространенный в магической технике. По функции, или по роду назначения, магия также делится на несколько видов: производственную, лечебную, любовную, военную, вредоносную, защитную, метеорологическую, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего, общего назначения (многоцелевую) и др.

Разновидность магии – фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишизм возник как приписывание сверхъестественных свойств только предметам. В дальнейшем такие свойства стали приписываться и живым существам. Сознание первобытного человека было ограничено низким уровнем его практики. Он приписывал обычным предметам и явлениям необычные для них свойства. Но постепенно человек стал наделять предметы не только присущими им качествами, но и сверхъестественной силой, свойствами. Древний человек принимал случайные связи за главные. Например, заметив сходство камня с животным, он брал этот камень на охоту, и если охота была удачной, то человек считал, что камень, похожий на животное – основная причина удачной охоты. Так обычным предметам приписывались сверхъестественные свойства.

Из археологических и этнографических источников видно, что фетишами служили, например, следующие предметы: обрубки дерева, камни причудливой формы, глиняные черепки, рога, раковины, перья птиц, тыквенные бутылки, засушенные мухи, зашитый в кожаный мешок пчелиный рой, черепа и кости умерших родственников. Фетиши, изготовленные в форме человеческих фигур, называют идолами. Главный признак для деления фетишей на виды тот же, что

и у магии. Это признак цели, которую сторонники фетишизма ставят перед волшебным предметом. По этому признаку можно выделить несколько основных видов фетишей: производственные, лечебные, любовные, военные,

вредоносные, защитные, метеорологические, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего и общего назначения (многоцелевые).

По сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии. Магические представления (т.е. представления о сверхъестественных свойствах обрядов) сохраняются и внутри фетишизма, образуя в нѐм как бы нижний этаж новой религии. Но отныне магические обряды получают направленность, адрес. Они обращены теперь к фетишу.

Первобытному человеку мир представлялся наполненным всевозможными невидимыми сущностями, духами, которые выступают как причины явлений; чтобы задобрить или изгнать духов, существуют заклинания, ритуальные танцы, жертвоприношения, строго соблюдаемые запреты (табу) и т. п. Один из основоположников научного изучения первобытных культур Э. Тейлор дал этому воззрению наименование анимизма. Анимизм – это наделение природных явлений человеческими качествами, вера в наличие души у животных; обожествление предков и т.д. Духи различаются между собой мощью и качеством силы, они имеют собственные образы и имена. Духи могут явиться человеку в любой миг его жизни. Каждый сородич, в зависимости от своих метафизических способностей, общался с ними «напрямую», получая от них совет или конкретную поддержку в какой-либо жизненной ситуации. Существовали, однако, и люди, занимавшиеся этим по долгу службы. Главными специалистами по способам взаимоотношений с духами были шаманы.

Э. Тейлор считал анимизм первоначальной стадией в истории развития религии. Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для первобытного человека такие наблюдаемые им факты как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение деревьям и животным. Мир в целом представлялся первобытному человеку одушевленным, при этом деревья и животные не составляли исключения. Таким образом, возникал тотемизм - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным (реже – явлениями природы) Принято выделять родовой, фратриальный (фратрия – братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии (подразделения племени, совокупность нескольких родов) возникали по мере разложения племен на более мелкие родовые группы.

Тотем – это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным. Реальные животные вовсе не являются богами, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.
Формирование права проявляется:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы - вот главное, что характеризовало в целом взаимодействие человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий.
Возникали правила, направленные на смягчение агрессивных столкновений между группами, организацию семейно-брачных отношений, взаимопомощи, совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, соблюдение определенных санитарно-гигиенических установлений, функционирование потестарных органов управления, процедуры разрешения споров и т.п.
Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна - они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное существование человека в природной среде, на его воспроизводство как биологического вида.
Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов. Без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать. Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда.
В структуре регулятивной системы первобытного общества- социальных норм присваивающей экономики - можно выделить следующие элементы.
Содержание. Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде.
Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в некоторых ситуациях - их похищение.
Способы регулировния. Здесь можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.
Запреты существовали, главным образом, в виде табу,
Дозволения (разрешения),
Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.
Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешание; колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица - колдуны); похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалетности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т.п.
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок).
Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.
Мифологическая нормативная система - одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования.
В единстве с обрядами, «связанными» предметами, ритуалами, местностями мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, о классах родства, тотемическая идеология, половые, пищевые и возрастные табу, имевшие важное экологическое и медициеское значение. Множество способов - от обрядового воспроизводства мифов до наказания «нарушителей» в соответствии с установленными и закрепленными в
Формой выражения социальных норм в первобытном обществе выступали, однако, не только мифы. Такой формой было и классификационное родство, когда конкретные люди включались в определенные конкретные группы (классы) родственных отношений. От этих родственных отношений, основой которых являлись брачно-семейные нормы, зависели властные отношения (отношения подчинения одних групп, одних индивидов другими), распределительные отношения. Классификационное родство, характерное для присваивающего общества, регулировало таким образом социальные связи людей, демографические процессы и даже пользование земельными участками, в частности, охотничьими угодьями.
Формой выражения социальных норм были также самопроизвольно складывающиеся традиции, обычаи, в связи с чем эти общества называют в литературе традиционными обществами.
Процедуры.
В доклассовом обществе имелись дополитические властные органы (потестарные органы), которые тоже вырабатывали нормы. По объекту регулирования последние можно условно подразделить на нормы земельные, имущественные, уголовные, а по субъектам - на нормы родственных отношений, брачно-семейные, групповые, межгрупповые. Были в этом обществе и своеобразные «процессуальные» нормы. Так, нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом, причем не только в лице старейшин и вождей, но и ближайшими родственниками виновного или пострадавшего.
В западной политической антропологии, не стремящейся провести различие между разными нормативными системами, сделан вывод, что можно говорить всего лишь о «двоичных» и «троичных» процедурах таких разбирательств. При «двоичных» - споры решаются и наказание определяется самими враждующими и спорящими сторонами, а также их родственниками. При «троичных» - этим занимается специально назначенное лицо либо выделенный для этих целей орган, словом, внешняя, посторонняя для конфликтующих сторон или нарушителя сила.
Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь - наиболее типичные их формы.
Однако правила (нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А. И. Першица, имеют характер «мононорм», т.е. единых еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Эти «мононормы» отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.
Нельзя мононормы делить и на институциональные,т.е. выработанные и санкционированные особыми органами, и неинституциональные, т.е. выработанные и выполняемыми одними и теми же общностями. Появление мононорм основывается как на том, так и на другом, тогда как право - продукт в основном институционального, а мораль - неинституционального происхождения.
Мононормы находятся в органичной связи с экономикой и идеологией присваивающего общества, в котором человек еще является частью природы. Он присваивает готовые естественные формы, и именно это закрепляется прежде всего идеологически и в социально-регулятивной системе.