Последние статьи
Домой / Оформление документов / Дочь не хочет ходить в церковь. Почему дети верующих родителей не хотят ходить в церковь

Дочь не хочет ходить в церковь. Почему дети верующих родителей не хотят ходить в церковь

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд – не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно – мысль пришла! Только вот – откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.

«Но я же посещаю храм…»

Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени – освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.

День седьмой – это воскресенье.

Воскресение Христово – основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.

А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.

Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.

Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.

На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день – так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё – в основном для тела. Но человек – это, прежде всего, его душа.

Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?

Церковь – это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.

«У меня Бог в душе».

А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.

Но ведь это же неправда.

Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля – чтобы мы ходили в храм.

Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:

– Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню.

Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.

«Я еще не созрел»

«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».

Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.

А куда идти?

Конечно, в храм.

«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»

Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:

– Я не хочу креститься, потому что это мода такая.

– А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? – пришлось спросить у нее. – А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?

Вы – юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.

Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше – если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?

«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»

Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые мiру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.

«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мiровоззрение»

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мiр, мiр ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей – будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.

Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение.

Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться ко Господу.

«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко – не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.

Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием – делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни – и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

«Я не такой уж сильно верующий»

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все – в пути.

Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.

«С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народ.

Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.

Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).

Господь поможет, Господь даст.

А верующему – всё возможно. Это тоже евангельская истина.

«На Бога надейся, а сам не плошай»

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями – болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!

И, конечно, занимайся своими обычными делами – перекрестившись, помолившись.

Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.

А если год?

А если жизнь?

Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия – не задумываться.

Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.

«А что в церкви делать?»

У каждого православного в церкви дел очень много.

Входя в храм (лучше – до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие – перед иконами и за упокой – на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан – о здравии, о упокоении.

Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.

С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся . То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:

– Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.

Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего , как призывает нас Святая Церковь.

Можно молиться и своими словами – о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.

О чем мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим.

Вот для чего мы ходим в церковь – в первую очередь.

А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это – не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.

Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мiр бы захлебнулся в нем.

Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.

Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё – победа над злом в главной битве, которая и есть – жизнь.

«Слава Богу за всё», – сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вторая наша просьба к Богу – о прощении грехов.

Все мы – грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.

Третья просьба – о помощи Божией.

Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные…

Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу – от Него победа!»

У него не было ни одного поражения.

Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мiра. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.

«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»

Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»

А куда же тебе еще?

Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба – пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь – школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами – не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно – надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.

Вот тут и подстерегает еще один прием.

«У меня нет времени. Мне некогда»

Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».

Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.

Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.

Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.

Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).

А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему – это молитва.

«Я не понимаю, что в церкви говорят»

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» – собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».

В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).

Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».

Так же и здесь. Начни ходить в церковь – с каждый разом будет понятнее.

Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй – понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас – понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это – главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.

Язык Богослужения – церковно-славянский язык – это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.

Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение – это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.

Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.

Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:

– А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

– Нет, – чистосердечно признался молодой человек.

– Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, – посоветовал ему батюшка.

Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома. Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову. Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.

Опять не слушается. То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди. Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

- С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?

Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.

Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме.

Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное - это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.

В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку - сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них - для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

- Что делать, если ребенок капризничает в храме?

Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).

Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять - можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,- воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?

Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.

Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…

Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.

Кризис «среднего» возраста

Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…

На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…

Если ребенок ходит в храм раз в год - то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.

Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие - Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.

- Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.

Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди - надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.

- Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться - кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.

Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?

Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

- А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу.

И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.

- Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?

Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи - один духовник, то это хорошо.

Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет - переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока - лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва - самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное - это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,- хмурится в ответ. На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!». Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

Элиса Бьелетич- директор православной воскресной школы при храме Преображения Господня вг.Остин, США (Греческая православная архиепископия Америки) имать пятерых дочерей. Эту статью она опубликовала всвоем блоге « Воспитывая святых» наизвестном англоязычном портале для православных христиан « Древняя вера» . Предлагаем почитать.

Когда мыговорим одетях вЦеркви, тообычно имеем ввиду младенцев идетей ясельного возраста- самых маленьких, которым трудно спокойно сидеть или лежать. Это большое испытание для родителей ивсего прихода. Ночто происходит снашими малышами, когда они становятся старше? Мыредко обсуждаем, что делать, когда ваш десятилетний сын заявляет: « Янепонимаю, зачем нужна Церковь» , или одиннадцатилетняя дочь больше нехочет ходить вхрам. Они говорят, что лучше помолятся дома. « Ведь Бог слышит нас влюбом месте, правда?» Что наэто ответить?

Друзья часто задают мне такой вопрос, думая, что меня-то эта проблема наверняка некасается- мол, раз япишу овопросах веры, значит, мои дети ужточно любят ходить вцерковь! Ноправда втом, что каждый родитель- будь тосвященник, психолог, учитель, дакто угодно- проходит через это вместе сосвоими детьми. Иэто нормально.

Даже тедети, которые искренне любят Христа ицерковь, иногда спрашивают: « Аможет, сегодня непойдем наслужбу?» Новедь тоже самое происходит исовзрослыми- бывает, мыустали или нам просто лень, имыспрашиваем себя: почему нам каждое воскресенье нужно быть вхраме?

Хороший вопрос. Давайте рассмотрим его сразных сторон. Яподелюсь практическими советами, которые помогут сделать регулярную церковную жизнь наших детей чуточку легче, апотом подумаем, что отвечать натеглубокие вопросы оЦеркви, которые они порой задают. Почему мыходим вцерковь? Что дает нам присутствие вхраме ичего мынеполучим, оставшись дома? Вчем наше родительское предназначение икак научить ребёнка любить Бога иискать Его присутствия всвоей жизни?

Несколько практических советов

Есть несколько « приемов» , которые сделают споры сдетьми нетакими частыми ипомогут переубедить ребенка, который больше нехочет ходить вхрам:

- Найдите ребенку занятие вцеркви. Если ваш ребенок помогает валтаре, поет вхоре или учится звонить вколокола, вероятность того, что онбудет регулярно ходить вхрам, стремительно возрастает. Иесли чадо спросит, зачем сегодня идти вцерковь, высможете сказать: батюшка будет ждать тебя валтаре. Или: мытак хотим слышать твой голос вхоре. Когда ваши дети чувствуют себя активными прихожанами, они знают, что ихприсутствие наслужбе важно, что ихтам будет нехватать.

- Найдите друзей. Когда уребенка есть наприходе друзья, поход вцерковь для него еще иповод сними повидаться. Водите его наприходские молодежные мероприятия. Позвоните каким-нибудь прихожанам сдетьми, пригласите ихнаужин. Зовите детей-прихожан надни рождения. Если ввашем храме неслишком активная молодежная группа, займитесь ееразвитием. Чем больше ваши дети будут чувствовать, что церковь- это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать ихпойти вхрам.

- Разберитесь вособенностях богослужения. Купите ребенку книгу собъяснением литургии. Постарайтесь, чтобы книга была адаптирована квозрасту вашего ребенка. Литургия становится для нас более значимой, когда мыеепонимаем.

- Будьте последовательны. Если, проснувшись утром ввоскресенье, выкаждый раз решаете, идти вцерковь или нет, вам, скорее всего, будет намного труднее уговорить ребенка пойти туда, чем тем родителям, которые ходят вхрам регулярно. Дети хорошо понимают, когда можно настоять насвоем. Иесли высами ходите вхрам « каждое воскресенье» , кроме тех, когда высильно устали, накануне поздно легли или планируете поиграть вфутбол, ваши дети знают: если придумать вескую причину (или хорошенько поканючить), вынебудете настаивать. Авот если они вкурсе, что только ураган, землетрясение или серьезная болезнь могут вынудить вас остаться дома, они нестанут свами спорить. Вернее, спорить-то они всё равно будут, ноуже нетак часто, ивылегко уговорите ихпойти свами вхрам.

Ночто, если дети всёже отстаивают свою Богом данную свободу непосещать богослужения? Что яговорю втаких случаях? « То, как тыпостроишь свои отношения сБогом иЦерковью, когда повзрослеешь, зависит только оттебя. Нопока тыживешь снами, мывсе вместе будем ходить вхрам» . Это очень разумный, проверенный временем ответ. Ямного раз объясняла своим детям, что, раз ужГосподь возложил наменя ответственность заихвоспитание, ясделаю всё отменя зависящее, чтобы эту задачу выполнить. Ихотношения сБогом- это ихдело, нозато, какие отношения сБогом увсей нашей семьи, ябуду отвечать наСтрашном суде. Поэтому ядолжна помере сил наставлять ихдотех пор, пока они непокинут мой дом и, даст Бог, несоздадут собственные семьи.

Когда дети спрашивают: « Зачем ходить вхрам?»

Очень часто дети повторяют теже слова, что ивзрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог ненуждается втом, чтобы яходил вцерковь. Ямогу молиться Богу где угодно- лёжа надиване, вовремя прогулки. Янеобязан молиться вхраме.

Оставим встороне тот очевидный факт, что, когда мывочередной раз, вместо того чтобы пойти вхрам, остаемся дома, мычаще всего немолимся, ачасами смотрим телевизор, спим или болтаем сдрузьями. Нодаже если увас получается молиться, лёжа надиване, всё равно лучше прийти налитургию ипомолиться вместе совсем приходом.

Ихотя молиться действительно можно где угодно иБог всегда нас слышит, всовместной молитве есть что-то особенное. Вцеркви мынепассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мыактивно участвуем влитургии. Слово это обычно переводится сгреческого как « общее дело» , нооднажды мне сказали, что более точный перевод- « приношение людей всему миру» . Впрочем, неважно, « дело» это или « приношение» , важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.

Икаждый член Церкви здесь одинаково важен: дети ивзрослые, миряне исвященники. Увсех нас разные роли изадачи, нокаждый значим ипризван участвовать вэтом общем деле.

Его невозможно совершить водиночку. Священник неможет прийти вхрам иотслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия- это когда люди собираются вместе: друг сдругом, сангелами исвятыми- исБогом. Ипричастие нельзя принять водиночестве, для этого нужно, чтобы воимя любви собрались хотябы двое.

Когда дьякон провозглашает: « Омире всего мира… Господу помолимся» , онпока еще немолится, онтолько призывает кэтому нас. Ноесли вынепридёте инепомолитесь, молитва несостоится. Чтобы она произошла, еевхраме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна иприносит плоды.

Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают навозгласы священнослужителей, они присоединяются кхору ангелов, которые славословят Господа. Ведь ангелы тоже совершают литургию, имыстановимся еечастью. Нотолько если находимся вхраме. Домашняя молитва совсем другая- еехор ангелов несопровождает. Авот каждая Божественная литургия- возможность войти вэту удивительную общность.

Именно когда мыучаствуем влитургии, мыявляемся Церковью.

Мыприходим вхрам, чтобы стать свидетелями чуда- оно обещано нам каждый раз, когда мысобираемся вместе. Вовремя Евхаристии Христос насамом деле оказывается внутри чаши; Онприходит кнам ипризывает нас принять Его, чтобы мымогли жить воХристе, аОн- внас. Ноэто происходит, только если кроме священника вхраме есть еще кто-то . Христос может войти внас через Святое Причастие, только если мысами придём кНему- если мыостанемся дома, нам будет недоступно топреображение, которое дарит причащение Тела иКрови Христовой. Аведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Кстати, это немысами придумали- собираться вместе налитургию. Христос установил Причастие наТайной Вечере; зная, кто мыикак устроены, Онпоказал: чтобы принять Его, мыдолжны собраться вместе истать единым целым.

Яиногда рассказываю, как вначале моей церковной жизни мне казалось, что яуже достаточно знаю освятых, Священном Писании исмысле вероучения, нообязательно появлялся кто-то , кто приносил новый « кусочек» знания, окотором яникогда неслышала.

Меня ужасно расстраивало, что яникак немогла узнать всё. Анаш батюшка посмеялся исказал, что Бог специально так устроил: Ондает каждому изнас свою частичку пазла, чтобы мысложили его все вместе. Онустраивает всё для нашего единения, специально призывает нас быть вместе. Имыдолжны соединиться влюбвидруг сдругом, чтобы соединиться сБогом.

Общность- это очень важно. Недаром говорят: « один христианин- нехристианин» , потому что только через единение через Причастие мывозрастаем влюбви истановимся похожими наХриста. Ноэто незначит, что надо общаться только сосвоимидрузьями, найти группу единомышленников ивсё время проводить сними. Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб стеми, кто нанас непохож, кто ставит нас внеловкое положение. Итот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить вхрам значит вставать степлой постели ивыходить изсвоей зоны комфорта- только подтверждает, как важно посещать церковь.

Нас призывают выйти изобычной зацикленности насамих себе. Есть только один способ служить Христу- это служить другим людям. Мынеможем омыть Его ноги или накормить Его, ноесли мысделаем это для самой меньшей овцы Его стада- мысделаем это для Него. Если мыхотим найти Христа, мыдолжны искать Его вдругих людях, найти Его вних ислужить Ему через них.

Мыспасаемся вместе, нравится вам это или нет.

Как нистранно, вера- это нечто-то сугубо личное, индивидуальное. Да, уменя своя вера, утебя- своя; возможно, укаждого изнас свои отношения сБогом. Новконечном итоге мыпризваны любить друг друга ивместе славить Его. Ислова молитвы, которую завещал нам Христос- « Отче наш» , ане« Отче мой» . Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся воИмя Его, там будет иОн.

Так что есть большая разница между молитвой дома ивхраме. Мынеможем молиться иславословить, как вцеркви, когда сидим надиване или гуляем- какойбы потрясающий вид нам ниоткрывался икакоебы вдохновение мыниощущали. Молитесь дома, гуляйте покрасивым местам, нонезабывайте ходить вхрам- это очень важно. Одно незаменит другое.

Собираться вместе необходимо иподругим, более « земным» причинам: нам нужны любовь иподдержка, мынеможем без них, мынужны друг другу.

Есть одна история, еерассказывают по-разному , иянезнаю, как она звучала воригинале, ноистория эта замечательная.

Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма- это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг надруга) вдруг перестал ходить насобрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один- сидел укамина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, онпригласил его пройти вкомнату, усадил вкресло рядом скамином истал ждать. Тот уселся поудобнее, нотак ничего инесказал- молча смотрел, как горят поленья, потом взял вруки кочергу, вытащил изпламени горящий уголёк, положил рядом сочагом иснова вернулся насвое место, несказав нислова. Ученик заворожено наблюдал запроисходящим. Уголёк горел уже нетак сильно, ивдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Так они ипросидели молча. Аперед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк ибросил его обратно вогонь. Ионтутже снова разгорелся вместе сдругими угольками.

Провожая наставника, ученик сказал: « Спасибо, что пришли, иособенно- завашу пламенную проповедь. Увидимся завтра насобрании» .

Мынужны друг другу, чтобы поддерживать друг вдруге огонь- как вовремя крестного хода наПасху: батюшка выносит нам изалтаря Свет Христова Воскресения, имыпередаем его друг другу изрук вруки. Этот огонь мыполучаем вобщине ивыходим сним наулицу. Иногда там спокойно итепло, иногда- ветрено ихолодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь. Как трудно бывает недать погасить всебе искру веры инадежды!

Унаших увещеваний всегда есть границы

Ноесли мыхотим вырастить детей, которые любят Бога илитургию, аргументы идоводы- несамое сильное наше оружие.

Мыможем часами говорить, почему нужно ходить вцерковь, ноочень важно помнить: никакими доводами человека врай неприведешь. Глубокое понимание того, что такое литургия, прекрасно, ноэто сфера интеллекта. Анастоящая вера рождается всердце. Преподобный Максим Исповедник говорил: « Как воспоминание обогне несогревает тела, так вера без любви непроизводит вдуше света ведения» .

Мысль обогне несогреет мое тело, это правда. Знание овере непреобразит наши души, если только оно ненаполнено истинной любовью кБогу. Инашим детям мыхотим непросто передать знания олитургии, апривить любовь клитургии икоХристу. Наша единственная цель- чтобы они всем сердцем возлюбили Бога. Ноэтого невозможно добиться спомощью увещеваний.

Святые советуют нам меньше говорить ибольше молиться; мыдолжны просить Господа, чтобы Онзажег вихсердцах пламя любви, чтобы они каждый по-своему жаждали присутствия Божия иискали Его напротяжении всей жизни.

Кроме того, исследования показывают, что уродителей, которые любят Христа, полноценно участвуют вжизни Церкви иприносят добрые плоды, дети стараются подражать ихпримеру. Аесли уних перед глазами родители, которых неособенно занимает литургия иони ходят вцерковь только потому что так положено, дети это запоминают ипотом говорят, что люди вЦеркви « поверхностные» и« неискренние» . Самое сложное- это вырастить святых, ведь для того, чтобы ихвоспитать, нужно самому стать святым.

Думаю, сэтого инадо начать: давайте опустимся наколени ипопросим Бога зажечь огонь любви внаших сердцах ивсердцах наших детей. Давайте попросим научить нас любить Его истать кНему ближе, чтобы мывсе вместе стремились налитургию имогли ощутить преображающую силу Святого Причастия.

Апотом- наберемся терпения идадим Ему время. Запомните, наша главная цель- непобороть сопротивление наших детей кследующему воскресенью. Наша цель- сделать так, чтобы они стремились коХристу напротяжении всей жизни иввечности.

Надеюсь, мыобязательно кэтому придем.

Нет таких родителей - христиан, которые бы не столкнулись с проблемой, когда взрослеющий ребенок не хочет ходить в церковь. Вначале это отговорки, вроде, как болен, потом провокационные вопросы «Чего ходить в храм, если Бог везде?» и «Ему молиться можно, не выходя из дома?»

Такое поведение порой обескураживает родителей, они и подумать не могли, что их чадо, выросшее в любви и заботе, с детства посещавшее храм, в один день взбунтуется. Как реагировать на это? Какими методами, уговорами, действиями привить подростку понятие необходимости молитвенной жизни и посещения храма? Эта проблема решается любовью родителей и советами духовных наставников.

Духовное развитие ребенка

Хочется сразу предостеречь родителей, которые хватаются за розги или авторитарно пытаются решить проблему. Ни в первом, ни во втором случае подросток не послушается, а только обозлиться и вообще может уйти из дома. Помним, Бог есть любовь, которая вырабатывается терпением. (1 Кор.13:4)

Дети в храме

Подросток хочет, чтобы его уважали, отстаивая свободу действий. Не надо «ломать» его. Мягко, с любовью следует объяснить детям, что родители несут перед Творцом ответственность за воспитание дарованного Богом ребенка.

Задача родителей - воспитать хорошего христианина , а это возможно только в выполнении заданий Церкви, как в школе. Они просто обязаны так делать, поэтому пока подросток не встал на путь самостоятельной жизни, он должен помочь родителям выполнить их задачу и жить по законам христианской семьи.

Ведь, придя на Страшный Суд, мама и папа дадут ответ за своих детей, которых им доверил Всевышний. Бог спасает семью, нравится это подростку или нет, но он также несет ответственность за это. Постарайтесь донести до сердца подростка этот факт, и, если там живет любовь и уважение к родителям, он услышит вас.

Ребенок не хочет ходить в церковь, ибо не видит в этом смысла. Безусловно, Спаситель видит и слышит нас везде, но во время храмовых служений прихожане не просто гости в церкви, они - активные соработники Творцу в молитвах и прошениях.

Спросите подростка, он относит себя к христианам или атеистам, людям, которые отреклись от Бога. Христианин не может быть один, ибо Иисус говорил, что Он всегда там, где двое или трое молятся во имя Его. (Мат. 18:20)

Один священник пришел в дом к юноше, который решил не ходить в церковь. Мальчик сидел около камина и смотрел на огонь, ожидая нравоучения. Священник, молча, взял уголок из общего огня и бросил его около камина. Оба молчали, юноша заметил, что уголек скоро стал затухать. Духовный наставник бросил уголек обратно в костер, и он засветился новым светом.

Огонь в камине

Священник, молча, поднялся, перекрестил юношу и собрался уходить, вслед ему прозвучал тихий голос: «Я буду ходить в храм». Порой в тишине при усиленной молитве можно получить ответ от Творца.

О воспитании детей:

Родители должны в первую очередь проанализировать свою христианскую жизнь и поведение в храме. От глаз детей не скроется ложь и лицемерие, показная праведность в храме и хамское поведение в семье.

Если мама и папа во время Литургии позволяют себе обсуждать присутствующих, решать семейные вопросы или просто скучать, тогда в скором будущем им придется решать проблему - что делать,ребенок не хочет ходить в церковь. Подросток, выросший в благополучной семье, понимает ценность родственных связей.

Когда практически взрослый человек поймет, что Церковь - это Божья семья, и почувствует себя членом этой семьи, только тогда он сможет ценить и беречь то, что приготовил Всевышний.

Постарайтесь молиться вместе, но, если сын или дочь не хочет идти на молитву, не злитесь, не кричите, этим вы только грешите, оставьте подростка в покое, встаньте на колени, плачьте, кричите перед Богом о великой милости Его. Бог Сам выбирает кого приблизить к Себе.

Кто-то сказал, чтобы показать голодному Творца, не надо читать ему Библию, его надо накормить от имени Бога.

Малыши, впитавшие с молоком матери истинное поклонение и любовь к Иисусу, никогда не оставят служения в храме. Детское сердце всегда открыто к видению истины, святых и ангелов. Видя искренне служение родителей, их активное участие в жизни храма, благочестивое поведение в семье, где царит мир и покой, дети вырастут истинными христианами.

Как говорится, что сеем, то и жнем. Дети верующих родителей не хотят ходить в храм, ибо не видят достойного примера для подражания или их там обидели, не приняли в духовную семью, не дали понять ценности каждого члена церкви.

Церковь – Божья семья

Как помочь подростку вернуться в церковь

Слава Богу за родителей, которые волнуются за своих детей и пытаются исправить ситуацию на основе Божьей помощи.

Подросток, оставаясь ребенком, уже относит себя к взрослым, пытаясь таким образом отстоять свою свободу. Он не понимает, что взрослость не во вседозволенность, а как раз наоборот, делать то, что надо, а не то что хочется.

Ребенок, который понимает смысл богослужений и важность молитвы, в первую очередь, для него самого никогда не оставит церковь. Если родители допустили пробел в христианском воспитании, не отдали малыша в свое время в воскресную школу , тогда надо наверстать упущенное дома или с помощью христианских учителей.

Совет! Попросите подростка сопровождать вас на хор или помочь в подготовке храма к празднику, возьмите его в паломническую поездку .

Повзрослевший ребенок хочет быть принят в обществе, ощутить свою значимость и полезность, а для этого ему нужно:

  • найти друзей, в этом поможет воскресная школа при храме для подростков;
  • проводить свое свободное время в творении чего-то прекрасного, например, лепка или вышивка, резьба по дереву или шитье, пении в хоре или оказании помощи престарелым и сиротам;
  • почувствовать свою необходимость в храме, ведь он прихожанин, член Божьей семьи, где каждый имеет свои обязанности;
  • быть последовательным, чтобы уважать в первую очередь себя, нельзя сегодня идти на службу, а завтра спать.

Молитвы о детях:

Переходной возраст является самым трудным периодом в воспитании детей, родителям следует набраться терпения, пребывать в постоянных молитвах и постах за них. В этом случае нельзя пренебрегать советами и помощью духовных наставников. Чем раньше ребенок доверит свои душевные, духовные переживания душепопечителю, тем надежнее будет его путь к Богу.

Что делать, если ребенок отказывается ходить в Церковь?