Последние статьи
Домой / Полезное / Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Уфас привлекает со по ст.9.21 коап

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Уфас привлекает со по ст.9.21 коап

1. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарий к Ст. 9.21 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Порядок технологического присоединения к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

Подключение к системам теплоснабжения регламентируется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307.

Правила подключения к системам водоснабжения и водоотведения определены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов. При этом противоправные действия должны быть выражены в:

— противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям;

— нарушении законодательно установленных сроков представления такого проекта;

— отказе в заключении указанного договора без наличия предусмотренных законодательством к этому оснований.

Следует отметить, что законодателем предусмотрены случаи, исключающие привлечение виновного лица к административной ответственности по рассматриваемому составу правонарушения: наличие в действиях виновного лица признаков правонарушений, предусмотренных ст. ст. 14.31, 14.31.1, 14.32 КоАП РФ.

В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 комментируемой статьи закреплена повторность совершения предусмотренного ч. 1 состава административного правонарушения в течение одного календарного года с момента первого привлечения к ответственности за аналогичное правонарушение.

2. Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла ил неосторожности.

Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.

Навигация по записям

Статья 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод →

127/2017-24769(1)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://сайт

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 мая 2017 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на решение Арбитражного суда Псковской области от 02 марта 2017 года по делу № А52-4244/2016 (судья Буянова Л.П.),

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; место нахождения: 188304, Ленинградская область, город Гатчина, улица Соборная, дом 31; далее - ПАО «МРСК», общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; место нахождения: 180017, Псковская область, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13; далее - УФАС, управление) о признании незаконным постановления 28.11.2016 № 82/16 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 02 марта 2017 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения обществу наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб., обществу назначен штраф в размере 300 000 руб.
ПАО «МРСК» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что задержка реализации договора со стороны общества не ущемила права физического лица ни на технологическое присоединение, ни на пользование услугой по передаче электрической энергии. Общество ссылается на то, что задержка исполнения сетевой компанией технических условий связана с отсутствием финансирования, а дополнительное изъятие денежных средств в виде выплаты административного штрафа только ухудшит положение других обратившихся за техническим присоединением лиц. Общество считает, что судом не были в полной мере учтены характер совершенного правонарушения, финансовое положение ПАО «МРСК», а также степень вины заявителя в совершении правонарушения. Податель жалобы указывает на необходимость снижения административного штрафа ниже низшего предела, установленного КоАП РФ.
Управление в отзыве доводы жалобы отклонило, просило в удовлетворении заявленных требований отказать.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Общество в представленном в суд ходатайстве просило рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя. В связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 05.02.2016 гражданка Михеева Е.В. обратилась в общество с заявлением о технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Псковский район, сельское поселение «Ершовская волость», деревня Богданово, кадастровый номер 60:18:0050202:60 (том 1, листы 74-75).
На основании данного заявления гражданкой Михеевой Е.В. и сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.02.2016 № 76-00374/16 (том 1, листы 76-79).
По условиям пункта 1 указанного договора общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданки Михеевой Е.В. ЩУЭ-03 максимальной мощностью энергопринимающего устройства 15 кВ, третей категории надежности, уровня напряжения 0,4 кВ.
Михеева Е.В. в силу пунктов 1 и 10 договора обязана была оплатить расходы на выполнение обществом технологического присоединения в размере 550 руб. 90 коп.
В силу пункта 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Поскольку фактически договор Михеевой Е.В. подписан 19.02.2016, то датой заключения договора считается именно эта дата.
Во исполнение договора Михеева Е.В. 23.03.2016 перечислила ПАО «МРСК» предусмотренную в пункте 10 договора плату (том 1, лист 80).
В соответствии с пунктом 4 договора Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении.
Пунктом 8 Технических условий от 15.02.2016 № 76-00374/16-001 (том 1, лист 31) предусмотрено, что точка присоединения - ближайшая проектируемая опора ВЛ-0,4 кВ Л-1 МТП-519 ф.172-02.
Сетевая компания обязана выполнить строительство необходимого количества ЛЭП-0,4 кВ от существующей ВЛ-0,4 кВ Л-1 МТП-519 ф. 172-02 до точки присоединения объекта (пункт 11.5).
Михеева Е.В., исходя из пункта 12 Технических условий, обязана установить прибор расчетного учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики заявителя и сетевой компании.
Михеева Е.В. 05.07.2016 обратилась в общество с заявлением, на которое 07.07.2016 получила ответ от сетевой организации о том, что по объективным причинам, в связи большим объемом работ и тяжелым финансовым положением (отсутствует поставка материала) в установленный срок, то есть до 19.08.2016, договор технологического присоединения не может быть исполнен, однако сетевая организация выполнит свои обязательства в кратчайшие сроки после поставки материалов (том 1, лист 81).
Дополнительных соглашений к договору не заключалось, срок действия договора не продлевался.
Далее, 01.09.2016, Михеев Р.Р. обратился в Управление Роспотребнадзора по Псковской области с заявлением о неисполнении сетевой организацией договора технологического присоединения.
Данное обращение 05.09.2016 было направлено в УФАС.
Получив 15.09.2016 обращение гражданина, антимонопольный орган запросил у Михеева Р.Р. дополнительные документы, направил запрос в ПАО «МРСК» о предоставлении документов по технологическому присоединению спорного объекта.
На основании анализа представленных сторонами документов управлением вынесено определение от 21.11.2016 № 4495/ДН о возбуждении дела об административном правонарушении № 82/16 и проведении административного расследования (том 1, листы 72-73).
На запрос УФАС общество в письменных пояснениях от 11.11.2016 № 0800/2043 (том 1, лист 33) сообщило, что по состоянию на 10.11.2016 филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» исполнены обязательства по пункту 6.1 договора от 15.02.2016 № 76-00374/16 в части выполнения технических мероприятий, предусмотренных пунктом 11 технических условий от 15.02.2016 № 76-00374/16-001.
Михеевой Е.В. 11.11.2016 направлено уведомление о необходимости исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 12 Технических условий.
В подтверждение исполнения договорных обязательств обществом представлен утвержденный 10.11.2016 акт выполнения работ по установке промежуточной опоры воздушной линии ВЛИ-0,4 кВ Л-1 от МТП № 519 д. Богданово ф.172-02.
По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заявителем пункта 3 и подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
УФАС также установлено, что ранее ПАО «МРСК» привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение. Постановлением управления от 26.02.2016 № 04/16, с учетом решения Арбитражного суда Псковской области от 28 апреля 2016 года по делу № А52-698/2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 года, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Учитывая указанные обстоятельства, должностным лицом УФАС в отношении общества, с участием представителя по доверенности Семенова Р.С., составлен протокол от 25.11.2016 № 82/16 об административном правонарушении (том 1, листы 19-23), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В данном протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 28.11.2016 в 16 час 50 мин.
Далее, антимонопольным органом в присутствии представителя общества Семенова Р.С. вынесено постановление от 28.11.2016 № 82/16 о назначении наказания по делу об административном правонарушении (том 1, листы 15-18), которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования только в части размера штрафа, уменьшив его в два раза.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение проводится на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации; существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям; порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий; критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации определены в Правилах № 861.
По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заявителем пункта 3 и подпункта «б» пункта 16 № 861.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В силу подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей - физических лиц не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (пункт 17 Правил № 861).
Из материалов дела видно, что Михеева Е.В. обратилась с заявлением о технологическом присоединении к электрическим сетям энергопринимающего устройства ЩУЭ-03 мощностью 15 кВт, третьей категории надежности, класса напряжения 0,4 кВт. Стоимость услуг присоединения оплачена ею 23.03.3016 в сумме 550 руб.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил № 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пунктом 25(1) Правил № 861 установлено, что в технических условиях должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт «а»).
Между тем в пункте 3 договора определено, что точка присоединения к электрическим сетям должна располагаться на расстоянии 25 метров от границы участка гражданина, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы обжалуемого решения о том, что отсутствие сведений, где именно находится и существует ли в действительности новая опора воздушной линии электросетей, подлежащая строительству до границы ее земельного участка, фактически лишало Михееву Е.В. возможности надлежащим образом выполнить свою часть обязанностей, определенных в технических условиях,
Фактически мероприятия по установке промежуточной опоры воздушной линии произведены сетевой компанией 10.11.2016, о чем свидетельствует акт выполненных работ от 10.11.2016 № 43 (том 1, лист 32).
Таким образом, именно с этого момента наступила обязанность гражданина выполнить свою часть технических условий. Данное обстоятельство также подтверждается письмом общества от 11.11.2016, направленным в адрес Михеевой Е.В.
Гражданка Михеева Е.В. 06.12.2016 проинформировала общество о выполнении своей части технических условий, в связи с чем 12.12.2016 сторонами договора подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности.
Далее, 20.12.2016, осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электросетям, о чем в материалы дела также представлен соответствующий акт (том 1, листы 117-118).
Подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей - физических лиц не может превышать шести месяцев.
Таким образом, поскольку договор технологического присоединения между обществом и гражданином заключен 19.02.2016, срок его исполнения установлен равным 6 месяцев, данный срок сторонами не продлевался.
Однако фактически обществом необходимые работы произведены лишь 10.11.2016, технологическое присоединение осуществлено 20.12.2016.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно установлено, что ПАО «МРСК» допустило нарушение установленного Правилами № 861 срока выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения потребителя к электрической сети, в результате чего ущемлены права Михеевой Е.В.
Факт нарушения ПАО «МРСК» пункта 16 Правил № 861 подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается обществом, следовательно в действиях общества имеется событие правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В результате нарушения обществом установленного Правилами № 861 срока выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения жилого дома Михеевой Е.В. ущемлены права названной гражданки на получение услуги по технологическому присоединению в установленный срок.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление № 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 названного постановления при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 настоящего Кодекса).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Довод подателя жалобы о том, что вина общества в совершении правонарушения отсутствует, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, срок, установленный пунктом 16 Правил № 861, является существенным условием договора по технологическому присоединению, и не может быть продлен сетевой организацией в одностороннем порядке.
В связи с этим является правильным вывод суда первой инстанции о том, что выполнение работ по технологическому присоединению, в том числе предусмотренных техническими условиями, должно быть спланировано с учетом соблюдения срока подключения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил № 861.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод подателя жалобы о том, что совершенное им правонарушение следует квалифицировать по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, поскольку, как верно отметил суд первой инстанции, с 05.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным Законом внесены изменения также и в Федеральный закон от 13.07.2015 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Названными законами внесены изменения в абзац первый части 2 статьи 14.31. КоАП РФ, в котором слова «совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации» заменены словами «совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса»; часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ изложена в приведенной выше редакции.
Таким образом, статья 9.21 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 14.31 настоящего Кодекса в случае нарушения субъектом естественной монополии, в частности, правил или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
С учетом указанных изменений и момента совершения правонарушения управление правомерно приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП РФ.
Административные правонарушения, квалифицируемые по статье 9.21 КоАП РФ, отличны от административных правонарушений по статье 14.31 КоАП РФ, по своей объективной стороне и по процедуре возбуждения.
Правильность квалификации вменяемого обществу в вину деяния по статье 9.21 КоАП РФ следует из буквального толкования положений указанной нормы.
В связи с тем что управление установило в действиях общества повторное совершение административного правонарушения, что подтверждается постановлением управления по делу об административном правонарушении от 26.02.2016 № 04/16, а также решением Арбитражного суда Псковской области от 28 апреля 2016 по делу № А52-698/2016, оставленным в силе постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 года, то деяние, совершенное обществом, обоснованно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления № 10, следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства.
Такие обстоятельства, как имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Вместе с тем данные обстоятельства могут быть учтены при назначении вида и размера административного наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение. В рассматриваемом случае обществом устранено допущенное нарушение 10.11.2016, то есть до вынесения 28.11.2016 оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемой ситуации назначение обществу административного наказания с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции об изменении оспариваемого постановления УФАС в части назначения наказания со штрафа в сумме 600 000 руб. на наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Довод общества о наличии оснований для снижения размера, назначенного ему штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, отклоняет.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Таким образом, КоАП РФ установлен предельный размер, до которого можно снизить штраф.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказать наличие вышеуказанных обстоятельств возлагается на лицо, заявляющее о возможности снижения назначенного ему административного штрафа.
В нарушение указанных положений общество такие доказательства не представило. В частности, заявителем не представлены доказательства того, что наложенный оспариваемым постановлением штраф является для него чрезмерным, карательным и приводит или может привести к ограничению его экономической свободы, ограничению имущественных прав и интересов.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с чем оснований для дополнительного снижения штрафа у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 02 марта 2017 года по делу № А52-4244/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. N 08АП-1938/2014
Дело N А81-5395/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1938/2014) муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.01.2014 по делу N А81-5395/2013 (судья Сеитов Э.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард (ОГРН 1028900507240 ИНН 8901008521)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
3-е лицо: Прокурор города Салехарда (ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 28.10.2013 N 02-02/9.21/14-2013,
установил:
муниципальное предприятие «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард (далее по тексту - заявитель, МП «Салехардэнерго», Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - административный орган, Управление ФАС по ЯНАО, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 28.10.2013 N 02-02/9.21/14-2013.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.01.2014 по делу N А81-5395/2013 в удовлетворении заявления МП «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 28.10.2013 N 02-02/9.21/14-2013 отказано.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения МП «Салехардэнерго» к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что правонарушение Предприятием допущено в связи с тем, что для согласования точки подключения указанных объектов потребовалось больше времени, так как Исмаилов К.К.о. лично просил изменить точки технологического присоединения и был оповещен об увеличении сроков рассмотрения его заявки. Из письменных пояснений Исмаилова К.К.о. следует, что ему сообщили, что данные документы будут готовы позднее, о чем его проинформируют. Податель жалобы считает, что допущенное им правонарушение является малозначительным, поскольку не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не влечет негативных последствий. Договор с Исмаиловым К.К.о. оформлен надлежащим образом и вручен до вынесения обжалуемого постановления.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой г. Салехарда проведена проверка в отношении МП «Салехардэнерго», в ходе которой были выявлены следующие нарушения законодательства об электроэнергетике:
- 23.08.2013 в адрес Предприятия поступили две заявки от Исмаилова К.К.о. о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, находящихся по адресу: г. Салехард, ул. Объездная, площадка N 34, строение N 2, боксы N 1, 8. По состоянию на 09.10.2013 проекты соответствующих договоров и технические условия в адрес заявителя не направлялись и лично заявителю не вручались, что свидетельствует о нарушении Предприятием установленного пунктом 15 Правил N 861 30-дневного срока рассмотрения заявок;
- МП «Салехардэнерго» при заключении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с ООО «СтройБизнесГрупп», ООО «Партнер Групп», ООО «Жизнь», Рубан В.И., ИП Бордиян В.В., Коробовым А.В., Матиенко О.Н. нарушил пункт 16 Правил N 861 в части превышения максимально допустимого срока выполнения соответствующих мероприятий по технологическому присоединению.
По фактам выявленных нарушений прокурором вынесено постановление от 11.10.2013 о возбуждении в отношении МП «Салехардэнерго» дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановление и материалы направлены на рассмотрение по существу в Управление ФАС по ЯНАО.
В ходе производства по делу об административном правонарушении МП «Салехардэнерго» представило в антимонопольный орган информацию о том, что предприятием с ООО «СтройБизнесГрупп», ООО «Партнер Групп», ООО «Жизнь», Рубан В.И., ИП Бордиян В.В., Коробовым А.В., Матиенко О.Н. заключены дополнительные соглашения к договорам, в соответствии с которыми изменены сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению, соответствующих требованиям Правил N 861.
28.10.2013 по факту нарушения предприятием установленных пунктом 15 Правил N 861 сроков рассмотрения заявок Исмаилова К.К. на технологическое присоединение и сроков представления Исмаилову К.К. проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, находящихся по адресу: г. Салехард, ул. Объездная, площадка N 34, строение N 2, боксы N 1, 8, Управление ФАС по ЯНАО вынесло в отношении МП «Салехардэнерго» постановление по делу об административном правонарушении N 02-02/9.21/14-2013, в соответствии с которым предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью правонарушения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 15 Правил N 861 (в ред. постановления Правительства РФ о от 31.07.2013 N 652) сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 6 Правил N 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Указанные выше правила Предприятием были нарушены.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт получения заявки Исмаилова К.К.о. на технологическое присоединение 23.08.2013 подтверждается соответствующей отметкой в журнале регистрации поступающей документации МП «Салехардэнерго» (т. д. 1 л.д. 24) и не оспаривается Предприятием.
Направленный в адрес Исмаилова К.К.о. подписанный Предприятием проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1899 ТП/Э с приложениями датирован 09.10.2013.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, Правилами N 861 не предусмотрено право сетевой организации на продление сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение.
В этой связи представляется обоснованным вывод административного органа о нарушении заявителем нормативно установленного срока направления потребителю проекта договора технологического присоединения, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Каких-либо обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, судом не установлено.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что правонарушение Предприятием допущено в связи с тем, что для согласования точки подключения указанных объектов потребовалось больше времени, так как Исмаилов К.К.о. лично просил изменить точки технологического присоединения и был оповещен об увеличении сроков рассмотрения его заявки. Из письменных пояснений Исмаилова К.К.о., как утверждает податель жалобы, следует, что ему сообщили, что данные документы будут готовы позднее, о чем его проинформируют.
Отклоняя указанный довод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из объяснения Исмаилова К.К.о. (т. д. 1 л.д. 35) следует, что 23.08.2013 обратился в МП «Салехардэнерго» с двумя письменными заявками о технологическом присоединении энергопринимающих устройств. Проекты договоров были вручены 10.10.2013. Также Исмаилов К.К.о. пояснил, что ранее обращался за выдачей проектов договоров, однако в выдаче было отказано, сообщили, что данные документы будут готовы позднее, о чем проинформируют.09.10.2013 работники Предприятия позвонили и предложили забрать указанные документы.
В материалах дела имеются заявки на подключение гаражных боксов N 1 и N 8 (т. д. 1 л.д. 41, 42).
Из заявления (т. д. 1 л.д. 45) следует, что Исмаилов К.К.о. был осведомлен об увеличении сроков рассмотрения заявок.
Из представленных документов усматривается, что Предприятие поставило в известность Исмаилова К.К.о. о продлении срока рассмотрения заявок, а не согласовало с ним указанные сроки.
При этом, как указано ранее, Правилами N 861 не предусмотрена возможность продления сроков рассмотрения таких заявок.
То обстоятельство, что на момент принятия постановления договор уже был подписан, не может рассматриваться как обстоятельство исключающее производство по административному делу.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, а также представленные в дело доказательства позволяют сделать вывод о наличии в действиях МП «Салехардэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Вывод административного органа о том, что на момент рассмотрения административного дела состав административного правонарушения в действиях МП «Салехардэнерго» отсутствует в части нарушения сроков при заключении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с ООО СтройБизнесГрупп", ООО «Партнер Групп», Рубан В.И., ИП Бордиян В.В., Коробовым А.В., Матиенко О.Н. является необоснованным.
Как правильно указал суд первой инстанции, дополнительные соглашения от 25.10.2013, которыми сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению приведены в соответствие с нормами Правил N 861, заключены уже после вынесения 11.10.2013 прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В данном случае со стороны предприятия имело место устранение уже выявленных нарушений.
Устранение нарушений до вынесения постановления о назначении наказания не освобождает предприятие от административной ответственности. При этом добровольное прекращение противоправного поведения подлежит учету в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Податель жалобы ссылается на малозначительность совершенного административного правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 вышеназванного Постановления предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.
Как правильно указал суд первой инстанции, данное административное правонарушение посягает не только на экономические интересы государства, но и интересы других хозяйствующих субъектов и потребителей в области оказания услуг, необходимых для обеспечения их деятельности.
Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу. При этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Предприятия, как доминирующего субъекта на соответствующем товарном рынке, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.
Оценивая наличие возможности для предотвращения совершения правонарушения, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры, для соблюдения установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Оформление договора с Исмаиловым К.К.о. надлежащим образом и вручения его до вынесения обжалуемого постановления не является основанием для освобождения Предприятия от административной ответственности.
При указанных фактических обстоятельствах оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, принятым при наличии соответствующих законных оснований.
Поскольку, исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по государственной пошлине.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.01.2014 по делу N А81-5395/2013 - без изменения.
Судья
Н.А.ШИНДЛЕР

Общаться в чате

юрист, г. Санкт-Петербург

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Санкт-Петербург

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 50%

Здравствуйте!

Согласно закону «О персональных данных»

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
[Закон РФ «О персональных данных»] [Глава 1] [Статья 3]

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) персональные данные - любая информация , относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Статья 6. Условия обработки персональных данных
[Закон РФ «О персональных данных»] [Глава 2] [Статья 6]

1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

Исходя из изложенного, так как СО будет использовать персональные данные гражданина для исполнения Договора в дальнейшем, согласие на их обработка получить СО была обязана.

Федеральный закон имеет большую юридическую силу чем Постановление РФ.

Но в указанном случае все равно был нарушен 15 дневный срок, поэтому административное расследование обязаны провести.

Чтобы избежать наказание заявите ходатайство о прекращении административного расследования, в связи с малозначительностью, если откажут, то тогда в суде просите учесть смягчающие обстоятельства, так как в итоге СО исполнила свои обязанности.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 4] [Статья 4.2]

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

Андрей, добрый вечер! Нет в общем то никакого противоречия между 152-ФЗ и Правилами техприсоединения т.к.

Во первых, согласно ч. 1 ст. 9 152-ФЗ

Согласие на обработку
персональных данных должно быть конкретным, информированным и
сознательным.
Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме , если иное не установлено федеральным законом.

Подписанная заявителем заявка на техприсоединение в которой указаны персональные данные в общем таким согласием и является, специальных требований к форме не предусмотрено. Но дальше в том же 152-ФЗ есть более конкретное указание на возможность обработки ПД без согласия субъекта ПД

В случае отзыва субъектом персональных данных
согласия на обработку персональных данных
оператор вправе продолжить
обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований,
указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 , части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

п. 5 ч. 1 ст. 6 152-ФЗ

обработка персональных данных необходима для
исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или
поручителем по которому является субъект персональных данных, в том
числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав
(требований) по такому договору,
а также для заключения договора по
инициативе субъекта персональных данных
или договора, по которому
субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или
поручителем;

Какой либо судебной практики опровергающей это утверждение применительно к случаям тех.присоединения к сетям мне найти не удалось, если это удастся коллегам - поаплодирую.

Есть ли шанс прекратить производство по админке в УФАСе если заявитель отозвал свою жалобу до составления протокола по ст.9.21 КоАП или же все же посути УФАС рассмотрит жалобу? Жалоба была отозвана до возбуждения административного производства, но до составления протокола об админ.
Андрей

Нет, отзыв заявление основанием для прекращения производства по делу не является. Перечень оснований для прекращения производства по ДАП установлен ст. 24.5 КоАП и он является исчерпывающим. Добровольное прекращение административного правонарушения, устранение последствий и т.д. - это все, в силу ст. 4.2 КоАП может являться смягчающими обстоятельствами но не основанием для прекращения производства по делу.

Согласие на обработку перс. данных не поименована в п. 9,10 Правил на ТП, утв. Постановлением Правительства №861, обязательна в силу ФЗ №152-ФЗ. Как данный факт будет соотноситься с п.11 Правил 861 Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Андрей

Собственно об этом было сказано в начале, но составлении отзыва конечно можете указать на это обстоятельство, тогда ссылайтесь на ст. 2.7 КоАП

Не является административным правонарушением
причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней
необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно
угрожающей личности и правам данного лица
или других лиц, а также
охраняемым законом интересам общества или государства, если эта
опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Но повторюсь, что противоречия между 152-ФЗ и Правилами ТП в этой части нет, всерьез ни УФАС ни суд который будет рассматривать Вашу жалобу на постановление УФАС не воспримут.

Чтобы совсем избежать штрафа остается ст. 2.9 КоАП, малозначительность, но учитывая значительное нарушение сроков, установленных Правилами ТП и фактом требования документа, не предусмотренного Правилами применительно к данной категориизаявителяшансов что ее применят мало.По практике скажу, что например за нарушение стандартов раскрытия информации (штраф также от 100 до 500 тыс. на ЮЛ) в СПб в отношении теплоснабжающих, водоснабжающих организаций (в т.ч. являющихся СЕМ) арбитраж частенько применяет 2.9 КоАП, но тогда, когда дело возбуждено не по заявлению потребителя. Т.е. формальный состав есть, скажем на 2 недели позже положенного раскрыли информацию, но сведений что кто то конкретно от этого пострадал нет, значит в общем нет и последствий (но опять же не всегда, от судьи зависит). В вашем случае в деле фигурирует потребитель, нарушены его права на заключение договора в сроки установленные правиламии т.д.

Ну еще вариант со снижением штрафа ниже низшего предела по данной статье, т.е. до 50 тыс.

ст. 4.1 КоАП

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером
совершенного административного правонарушения и его последствиями,
имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной
ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо,
рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы,
протесты на постановления и (или) решения по делам об административных
правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного
штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа,

предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II
настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного
штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий СО в данном случае, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Если, как вы пишите, мероприятия по выдачи технических условий и заключению договора на технологическое присоединение были осуществлены со стороны СО 08.12.2015, а указанная редакция статьи 9.21 КоАП РФ начала действовать с 10.01.2016 г… Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении админ. расследования и составления протокола по ст.9.21 КоАП. было вынесено 25.01.2016.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Таким образом, привлечение СО к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ за нарушение сроков выдачи технических условий и заключению договора на технологическое присоединение, не представляется возможным и не будет основано на законе.

Просите о прекращении производства по делу.

СТ 9.21 КоАП РФ

1. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарий к Ст. 9.21 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административных правонарушений выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в нарушении правил:

Технологического присоединения к электрическим сетям (см. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"). В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер. Допускается осуществлять технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, только энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, за исключением случаев, установленных Правительством РФ;

Подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения (см. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"). В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ;

Подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившемся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством РФ) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"). В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.

3. Субъективная сторона административного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

4. Субъектами административного правонарушения могут быть как должностные, так и юридические лица.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48 КоАП РФ).

6. Протоколы об административных правонарушениях данной категории составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 комментируемого Закона, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Размер файла статьи: 2,4 кб

№ 195-ФЗ от 30.12.2001

Действующая редакция

  • (Все статьи)
  • Статья 9.21. Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

1. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Эта статья была вам полезна?

Да
Нет

Дополнительно:

С этой статьей также смотрят:

  • Статья 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод