Последние статьи
Домой / Жкх / Аппиева дорога в риме история. Аппиева дорога в Риме – великий путь античных времён

Аппиева дорога в риме история. Аппиева дорога в Риме – великий путь античных времён

Адрес: Италия
Проходила: от Рима до Брундизия
Длина: 540 км
Координаты: 41°40"39.8"N 12°43"43.6"E

Tutte le strade partono da Roma - Все дороги отходят от Рима.

Широко известная во всем мире поговорка утверждающе провозглашает, что «все дороги ведут в Рим». И, в принципе, относительно Римской республики это абсолютно верно, поскольку дороги в ней строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями Апеннинского полуострова.

Ворота святого Себастьяна (ранее Порта Аппия). От этих ворот начиналась Аппиева дорога

Тем не менее, поскольку их строительством занимался именно Рим , то переводить оригинальную поговорку - Tutte le strade partono da Roma - следовало бы немного иначе: «Все дороги отходят от Рима» или начинаются с него. А если быть еще более точными, то начинаются они с Римского Форума , центральной площади Древнего Рима. И Аппиева дорога, одна из самых древних и знаменитых в Италии, называемая в античные времена не иначе, как «царица дорог» ,- наглядное подтверждение этому.

Аппиева дорога была протянута сначала от Рима до Капуи, далее - до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию , Малую Азию , Египет . В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах XVIII века, к ее названию делают приставку - Старая. И если бы камни ее могли говорить, они бы поведали множество историй. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия…

Вид на Аппиеву дорогу

Именно поэтому сегодня по Аппиевой дороге водят экскурсии. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии , неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи.

Как строилась дорога

Строительство Аппиевой дороги происходило в несколько этапов с конца IV до средины II века до нашей эры. Инициатором его считается римский цензор Аппий Клавдий Цек, в 312 г. до н. э. приказавший проложить дорогу до Капуи. Но существует и другая версия, по которой начало дороге было положено до него, Аппий лишь придал ей нужную направленность и качественно вымостил. Событие было довольно подробно описано в исторических трудах Тита Ливия.

  • IV в. до н. э. - проложен 195-километровый участок от Рима до Капуи.
  • III в. до н. э. - построен следующий участок, соединивший Капую с Беневентом.
  • II в. до н. э. - дорога через Венузию, Тарент протянулась до Брундизия. Ее длина стала составлять более 570 км.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце XVI в. и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Церковь Домине-Кво-Вадис на Аппиевой дороге

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость - во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в XVIII веке параллельно ей проложили новую дорогу.

Особенности дороги, построенной Аппием

Несмотря на более чем солидный возраст Аппиевой дороги, к настоящему времени сохранилась весьма существенная часть ее покрытия . Она продолжала весьма интенсивно использоваться вплоть до VI в. н.э. и даже в наше время вполне еще пригодна к эксплуатации. Возможно, потому, что ответственный за ее строительство патриций Аппий Клавдий не только хорошо знал свое дело, но весьма ответственно подходил к его выполнению. Городу нужна была надежная дорога, способная выдержать нагрузки военного времени, и он ее получил.

Гробница Цецилии Метеллы и крепость семьи Каэтани

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, булыжников, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Согласно легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему удавалось это сделать, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. Благодаря этому дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. Более того, в средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной путникам информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена эта дорога, рядом с ней строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некоторое подобие тротуара, кое-где установлены скамейки для отдыха путников. Ее ширина составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, сегодня - двум машинам.

Церковь Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове

Новая история Старой Аппиевой дороги

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.

За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников ... В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.

Гробница Ромула

Памятные места и туристические достопримечательности

Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.

Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.

Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Гробница сыновей Секста Помпея

Обязательный пункт остановки многих экскурсионных программ - церковь Домине-Кво-Вадис. Это название соответствует ст.-слав. «Камо грядеши, Господи?» (Куда ты идешь, Господи?) и используется намного чаще, чем официальное название церкви Санта-Мария-ин-Пальмис. Причиной тому легенда, согласно которой церковь построена на том самом месте, где бежавший из римской тюрьмы апостол Петр встретил Христа. Задав ему вышеупомянутый вопрос, он получил ответ: «Туда, где вновь буду распят». После чего, устыдившись своей слабости, Петр сам вернулся в покинутый им Рим для принятия мученической смерти. Главная достопримечательность этой церкви - древний камень с отпечатками ног, принадлежащими, согласно легенде, самому Иисусу Христу.

Аппиева дорога в Риме до сих пор является свидетельством величия Империи, по территории которой она проложена. История создания Аппиевой дороги относится к IV-II веку до н.э. Она строилась поэтапно:

  • 200-километровый отрезок полотна, соединяющий Рим и Капую (IV век до н.э.);
  • 40 км – от Капуи до Беневенто (III век до н.э.);
  • 300 км – от Беневенто до порта в Адриатическом море, называемого Брундизи (II век до н.э.).

Прокладка пути началась с 312 года до н.э. по приказу консула и военачальника Аппия Клавдия. Цензор преследовал не только честолюбивые цели. Им было создано полотно, по которому осуществлялся быстрый переход войск в Рим и из него. Также оно связывало между собой несколько регионов Империи, использовалось как торговый путь. Эти функции сохранялись вплоть до Средних веков. Затем дорогу стали использовать паломники, посещающие святые места.

Древние технологии строительства

Древняя кладка Аппиевого пути сохранилась до сих пор. Секрет ее долговечности кроется в уникальных технологиях тех времен. Обработанные камни укладывались на ровную поверхность, покрытую песком и галькой. По бокам полотна был выложен бордюр и вырыты углубления для стока воды. Поверхность пути сделана слегка выгнутой, чтобы не задерживалась влага. Ширина полотна достаточна для перемещения двух колесниц.

Некоторые участки старой Аппиевой дороги потеряли покрытие не из-за времени. Это результат действий людей. Владельцы земельных наделов, расположенных вдоль пути, использовали камни, извлеченные из кладки, для строительства зданий.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме , стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Внутри храма есть святыня – копия плиты с отпечатками ног Спасителя. Текст, выбитый на реликвии, является напутствием для странников.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:


Как добраться до Аппиевой дороге

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме ? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!

Широко известная во всем мире поговорка утверждает , что «все дороги ведут в Рим». И действительно, все дороги в Римской республике строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями полуострова. Однако, поскольку их строительством занимался именно Рим, переводить оригинальную поговорку – Tutte le strade partono da Roma – следовало бы несколько иначе: «Все дороги отходят от Рима», т.е. начинаются с него. А еще точнее - с , центральной площади Древнего Рима.

Аппиева и Траяновы дороги

Одной из самых древних и знаменитых римских дорог является Аппиева дорога (Via Appia , сейчас - Via Appia Antica ) – б русчатый путь длинной в 540 км, в античные времена даже называвшийся «царицей дорог».

Аппиева дорога была проложена сначала от Рима до Капуи, а далее – до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию и Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Аппий Клавдий Цек

В 312 году до н.э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека в военных целях была построена первая часть дороги - отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua ). Ранее здесь был обустроенный тракт, позволявший добраться из Рима в Кальви. Аппий задумал произвести масштабную реконструкцию дороги, на что истратил бо льшую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям с целью экономии средств приходилось тщательно планировать прокладку дороги через холмистую местность. Важным было и то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania ). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (Beneventum ).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (Via Egnatia ), ведущую в страны Востока. Таким образом, Аппиева дорога стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока, укрепив экономическую позицию государства.

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Эти плиты укладывались на слой гальки и цемента. По легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему это удавалось, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. В результате дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. В средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.


Строительство дороги

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена дорога, строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некое подобие тротуара и скамейки для отдыха путников. Ширина дороги составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, а сегодня – двум машинам.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце 16 века и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость – во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в 18 веке параллельно ей проложили новую дорогу.

В 71 году до н.э., вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима, после подавления восстания Спартака, были распяты более 6000 пленных рабов.

Дорога, обрамленная зонтичными соснами, пережила сам Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий и все правители Рима вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался паломникам, путешествующим по святым местам. Вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma ). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены. Часть из них послужила источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога фактически утратила свои функции и была частично демонтирована, а на большем участке покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 веках в окрестностях исторического маршрута производились обширные раскопки. Древние артефакты разошлись по сотням частных коллекций и музеев.

Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (colonna miliaria ) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. Сейчас можно увидеть лишь столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 году до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить умерших. Поэтому вплоть до 2 века до н.э. вдоль брусчатки строились колумбарии (columbarium ) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. В подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельные гробницы имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах 18 века, к ее названию делают приставку – Старая. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой получила статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica ). Большая часть древней дороги уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.


Via di Porta San Sebastiano

Проще всего добраться до Аппиевой дороги пешком от Колизея (Colosseo ). Для этого нужно пойти на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio и свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena . Затем идти по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano . Узкая старая улочка постепенно сменяет асфальт на брусчатку. Ворота Святого Себастьяна будут началом Via Appia Antica .


Ворота Святого Себастьяна

Аппиева дорога - самая известная из тех, что были построены древними римлянами. Это древняя трасса "федерального значения", соединяющая главные города Римской Империи. Вымощенная огромными булыжниками в три ряда, она интересна не только как чудо античной инженерной мысли: вдоль нее также расположено много любопытных достопримечательностей. Сюда непременно стоит приехать, чтобы ощутить неповторимую атмосферу Вечного города.

Почему Аппиева?

Такое название дорога получила в честь Аппия Клавдия, консула и военачальника, которому принадлежала идея строительства. Он же и занимался ее строительством (начало сооружения относят к 312 году до н.э.), израсходовав на это практически весь государственный бюджет. За растраты его долгое время критиковали, но впоследствии экономическая целесообразность дороги была не раз подтверждена.

В древности римляне также называли ее Regina Viarum, в переводе "царица дорог".

Политические оппоненты также упрекали Аппия в том, что дорогостоящий проект он использовал для прославления своего имени. В этом есть доля правды: несмотря на огромный вклад, который консул внес в развитие юриспруденции и литературы Древнего Рима, первое, что приходит в голову при упоминании его имени - дорога.

Чудеса строительства римских дорог

Римляне научились строить отличные дороги уже более 2000 лет назад до нашей эры.

Аппиеву дорогу строили поэтапно в период с IV века до н.э. по II век до н.э. Старейший участок дороги длиной около 200 км вел из Рима на юго-восток, в город Капуя. Затем был построен второй отрезок - до города Беневенто, что в 40 км к востоку от Капуи. Последним сегментом была 300-километровая дорога на юго-восток от Беневенто до Брундизи, порт на берегу Адриатического моря. Из него переправлялись на Балканский полуостров. Там, в месте, где сейчас стоит албанский город Дуррес, начиналась другая римская дорога - Эгнатиева, которая вела в Константинополь.


Уникальность Аппиевой дороги не столько в длине, сколько в долговечности - хотя она активно эксплуатировалась почти полторы тысячи лет, ее до сих пор можно использовать по прямому назначению. Те же участки полотна, которые непригодны для этого, были разрушены не временем, а владельцами придорожных земель: когда в Средневековье дорогой перестали пользоваться, они выкорчевывали из нее каменные плиты, чтобы использовать их при постройке домов.

Секрет износостойкости покрытия - в передовых для того времени технологиях: холмы и низины предварительно выравнивали, тесаные камни укладывали на несколько слоев гальки и песка, рельеф полотна делали выгнутым, чтобы после дождей не образовывались лужи, а вдоль обочины рыли канаву для отвода дождевой воды. Ширина дороги была рассчитана так, чтобы могли разъехаться две колесницы.

Для чего нужна была Appia?

Эта дорога играла важную роль в жизни Древнего Рима: она соединяла столицу с отдаленными частями империи, что было очень важно для контроля над этими регионами. По ней в кратчайшие сроки переправляли войска как из Рима, так и в Рим. Кроме того, магистраль использовалась в качестве торгового пути, связывая собой несколько регионов империи. Экономическая и военная значимость Аппиевой дороги сохранялась вплоть до Средних веков, когда она постепенно превратилась в пешеходный маршрут для паломников.


Уже с первых лет существования дороги, прилегающие к ней участки стали использоваться для возведения фамильных склепов, гробниц и памятных стел. Римская знать хоронила здесь умерших родственников из соображений престижности. Но была и другая причина: погребение в черте Рима было запрещено, поэтому хоронили за городом, ну а лучшее для этого место - у дороги, по которой удобно добираться до могилы.

Достопримечательности у Аппиевой дороги


Архитектурных памятников на территориях, прилегающих к дороге столько, что для их осмотра проводятся специальные экскурсии, которые по насыщенности программы вполне сопоставимы с турами по городу. Особый интерес представляют первые 10 километров тракта, вдоль которых построены десятки величественных гробниц с прахом известных в свое время римлян.

Самые интересные из достопримечательностей Аппиевой дороги:

Мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella)

Правильнее будет назвать ее гробницей или усыпальницей, но саркофаг с останками дочери консула перенесен в другое место, а по форме постройка так напоминает крепостную башню, что воспринимается она именно так. Какое-то время она и служила военным укреплением - через XIII столетий после строительства ее использовали в этом качестве для защиты от врагов.

Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili)


Руины огромного поместья, некогда принадлежавшего состоятельной семье. Во II веке римский император самовольно захватил роскошную виллу, убив ее владельцев. На короткий промежуток времени она даже стала его резиденцией, но наслаждался отдыхом он в ней недолго - его убили здесь же во время заговора.

Церковь Domine Quo Vadis

Любителям исторической литературы хорошо известна если не сама эта церковь, то, во всяком случае, ее название - роман «Камо грядеши» (в оригинале Quo vadis) повествует о событии, произошедшем, по преданию, именно на этом месте. Убегающий из Рима от преследований, апостол Петр встретил здесь Христа, и между ними состоялся знаменитый диалог: «Куда идешь, Господи? (Domine quo vadis?)», - спросил Христа, удивленный Петр. «Иду в Рим, чтобы быть распятым вторично", -ответил Иисус. После этого он исчез, а Петр немедленно вернулся в Рим, где и был казнен.

Гробница Сципионов (Sepolcro degli Scipioni)

Фамильная усыпальница, в которой с III века до н.э. по I век н.э. хоронили членов аристократического семейства. В четвертом столетии нашей эры за гробницей перестали ухаживать, она пришла в запустение, а затем и вовсе была забыта. Археологи до нее добрались лишь к XVIII веку. Артефакты, обнаруженные при раскопках, стали экспонатами Ватиканских музеев.

Как добраться до Аппиевой дороги из центра Рима:

Как проще всего добраться: сесть на автобус №118, остановка которого расположена на площади Венеции (piazza Venezia), напротив Капитолийского Холма. Выйти на остановке: Appia Antica-Domine Quo Vadis

Добро пожаловать на интересные экскурсии по Риму!

Аппиева дорога имела столь большое значение в Древнем Риме, что её называли «Царицей дорог»: она вела к крупным портам, помогая наладить торговлю с Грецией, Египтом и Малой Азией, к тому же, это была ещё и важная военная магистраль.

Как добраться

Часть древней дороги сейчас находится прямо в черте Рима и называется Старой Аппиевой дорогой (Via Appia Antica). Она начинается у ворот Сан-Себастьян, до которых ты можешь добраться на автобусе №№ 118 и 218.

Базальтовые блоки, покрывающие дорогу были выложены выпукло, чтоб после дождя на дороге не скапливалась вода.

В 71ом году до н.э., когда Восстание Спартака было подавлено, римское правительство в назидание распяло 6 000 пленных рабов вдоль всей дороги от Рима до Капуи. Как это могло выглядеть, проиллюстрировали нам недавно создатели сериала «Игра Престолов».

Самые богатые римляне строили рядом с дорогой виллы, памятники и гробницы. Земля здесь стоила дорого, и даже простую могилу с надгробием могли себе позволить только зажиточные горожане. Род Сципионов же, например, построил у дороги целый склеп. Дело в том, что кладбища внутри города были запрещены, и Аппиева дорога стала самым престижным местом захоронения.


Фото: Аппиева дорога, © Marco Polimeni

Протяжённость дороги - более 570-ти метров, это расстояние преодолевалось в среднем за 15 дней.

Аппиева дорога в современной Италии

В Средние века дорогой стали меньше пользоваться для торговли и больше - для паломничества. Сюда и сейчас приезжают увидеть катакомбы, в которых захоронены христианские святые и мученики.

Теперь это общественная дорога, в выходные закрытая для движения. Некоторые части дороги сохранились в своём изначальном виде, другие заасфальтированы.

Вдоль Аппиевой дороги расположены катакомбы, церкви, базилики, мавзолеи, виллы. Здесь можно остановиться у парка Каффарелла и посмотреть на живописную местность с лугами, овцами и старой фермой, где продается вкуснейший домашний сыр - рикотта.